Учебная работа. Безработица: виды и социально-экономические последствия № 2453
/
Безработица: виды и социально-экономические последствия
Введение
Сфера труда — важная, многоплановая область экономической и социальной общественной жизни. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основную структуру, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Осуществляемый в России в настоящее время постепенный переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них — проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
На специфику российской безработицы повлиял целый ряд факторов, которые связанны с переходом от командной системы к рыночной и сложной демографической ситуацией.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Но еще не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Наша действительность — это массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения.
Безработица представляет собой как макроэкономическую так и микроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание, по этой причине, производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей: нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Изменение системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления а также в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.
На специфику российской безработицы повлиял целый ряд факторов, связанных с переходом от командной системы к рыночной, и сложной демографической ситуацией.
Особенности безработицы в Российской Федерации состоят в том, что по-прежнему существует скрытая безработица, не учитывались и не учитываются в настоящий момент особенности рынка труда на региональном уровне, не созданы условия для нормального функционирования рынка труда в стране в целом, актуальной остаётся проблема потери квалифицированных кадров.
Объект исследования курсовой работы — рынок труда России.
Предмет исследования — безработица, ее типы, проблема безработицы в России.
Цель данной курсовой работы — это анализ и изучение проблемы безработицы, пути ее преодоления и регулирования, рассмотрение возможностей совершенствования, а также развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть понятия рынок труда и безработица;
Сделать анализ безработицы и современного состояния российского рынка труда;
Рассмотреть социально-экономические последствия безработицы;
Провести исследование путей снижения безработицы и регулирования занятости в России.
Данная курсовая работа состоит из трех глав. Первая часть посвящена рассмотренью безработицы как социально-экономическому явлению, теоретическим аспектам функционирования рынка труда. Здесь раскрыты понятия занятости и безработицы, а также причины и виды безработицы.
Во второй главе проведён анализ рынка труда в России. Исследована численность экономически активного населения, состав и количество безработных по отраслям, а также рассмотрены социально-экономические последствия безработицы и ее и основные проблемы.
В третьей главе раскроются пути регулирования безработицы и занятости в России, а также факторы преодоления и система защиты от длительной безработицы.
1.Безработица как социально-экономическое явление
1.1 Понятие безработицы и занятости
Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население [15].
Безработица расцветает во время экономического спада в стране при сокращении числа рабочих мест. Но и в нормальных условиях развития экономики имеет место безработица — это так называемая «естественная» безработица — безработица в пределах 4 — 5% которую можно считать экономически приемлемой. Основными причинами безработицы являются: классическая теория — высокая заработная плата; кейнсианство — низкий уровень спроса; монетаризм — недостаточная гибкость рынка труда.
Основными параметрами, характеризующими состояние занятости являются: экономически активное и неактивное население, занятые, безработные, уровень безработицы. Непосредственно количественно безработица измеряется следующими параметрами:
1. Уровнем безработицы — долей официально зарегистрированных безработных от численности всей рабочей силы;
2. Продолжительностью безработицы — временем пребывания в качестве безработного.
Уровень безработицы — отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы (в процентах) [15].
Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) — это промежуток времени, в течение которого лицо, будучи незанятым, ищет работу, используя при этом любые способы [15].
По российскому законодательству безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В рынке труда происходит масса самых разнообразных процессов. На фоне общей тенденции к развитию, он может характеризоваться периодами стагнации (лат. stagnatio — неподвижность, от stagnum — стоячая вода) — состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода [15], спадами и подъемами. Но рынок труда должен быть сбалансированным. Он должен создавать возможности для экономически активного населения быть востребованными, получать определенные гарантии и защиту.
Чтобы определиться в вопросах политики занятости, необходимо прежде всего выяснить, что же собой представляет занятость с экономических и социальных позиций.
Занятость — это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода [15].
Следует различать занятость глобальную (всеобщую) и экономическую. Глобальная занятость включает в себя, помимо экономической занятости, учебу в общеобразовательных, средних специальных, высших учебных заведениях; ведение домашнего хозяйства и воспитание детей; уход за престарелыми и инвалидами; участие в органах государственной власти, общественных организациях; службу в вооруженных силах [12].
Экономическая занятость подразумевает участие трудоспособного населения в общественном производстве, включая сферу услуг. Этот вид занятости имеет первостепенное значение, ее соотношение с другими видами деятельности, особенно с учебой. От нее зависит экономический потенциал общества, уровень и качество жизни, социально-экономический и духовный прогресс каждой страны. Экономическая занятость имеет следующие характеристики:
— общественно-полезной деятельностью людей по производству материальных благ и услуг (материальные, духовные, культурные, социальные услуги), благодаря чему занятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей;
— обеспечение деятельности конкретным рабочим местом, это позволяет трудящемуся реализовать свои физические и духовные способности к труду, отсюда важное значение для занятости имеет сбалансированность;
— трудовых ресурсов с количеством рабочих мест в количественном и качественном аспектах;
— занятость является источником дохода в виде заработной платы, прибыли и в других формах, где доход может выражаться в денежной и натуральной формах [8].
К зарегистрированным в государственных учреждениях службы занятости населения, относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в службе занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней [20].
Таким образом, занятость и безработица — это социально-экономические явления, которые имеют прямое влияние на производство общественного продукта и национального дохода.
1.2 Основные виды безработицы
В экономике выделяют различные классификации безработицы, ее различают по видам в зависимости от причин возникновения. Существуют следующие виды безработицы:
1. Вынужденная безработица — вид безработицы, возникающий при условии, если работоспособный гражданин может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу;
2. Добровольная безработица — вид безработицы, связанный с нежеланием работоспособных граждан работать. Например в условиях понижения заработной платы. Её масштабы и продолжительность различны: в зависимости от профессий, уровня квалификации работника;
3. Зарегистрированная безработица — вид безработицы, при котором незанятое население ищет работу и официально стоит на учёте;
4. Маргинальная безработица — вид безработицы, при которой остаются безработными слабо-защищённые слои населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальные низы;
5. Циклическая безработица — вид безработицы, который вызывается повторяющимися спадами производства в стране: циклическая безработица присуща странам, которые переживают общий экономический спад. Трудности переживает большинство фирм страны, в следствие чего массовые увольнения начинаются почти повсеместно и одновременно;
6. Сезонная безработица — вид безработицы, зависящий от изменений в уровне экономической активности в течение года, характерен для некоторых отраслей экономики. Можно выделить сезонную безработицу, которая связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени (сезонами), то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, здесь снижается безработица, в другие — уменьшается, в этом случае безработица возрастает. К отраслям, для которых характерны сезонные изменения объемов производства относятся: строительство, сельское хозяйство и др.;
7. Структурная безработица — вид безработицы, обусловленный изменениями в структуре спроса на труд, при условии если образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест: структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий. Структурная безработица связана также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и в частности ресурсов труда. Внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала. В результате научно-технического прогресса, технологических изменений, меняется и структура спроса на рабочую силу. Потребность в одних видах профессий сокращается, а другие специальности исчезают вовсе. Зато появляется спрос на новые профессии, ранее не существовавшие. Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии, избежать структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что технический прогресс все время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли. Люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды безработных [7];
8. Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет. Ее причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место, которое должно устроить его по роду деятельности и по уровню оплаты. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается обычно не сразу. Одни люди чувствуют себя способными выполнять более сложную и высокооплачиваемую работу и ищут ее, другие убеждаются, что не соответствуют требованиям на своем рабочем месте и должны поискать работу с оплатой пониже: в свободном рыночном обществе всегда есть определенное количество людей, которые по разным причинам ищут для себя более подходящую работу. Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие детей).
Экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги. Более того, фрикционная безработица просто неизбежна в нормально организованной экономике. Рост фрикционной безработицы может вызвать ряд причин: неосведомленность людей о возможности найти работу по своей специальности и с устраивающим уровнем оплаты в конкретных фирмах; факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. Фрикционная безработица выше в тех странах, граждане которых предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населенном пункте, то есть отличаются пониженной мобильностью. При таком образе жизни (характерном и для многих россиян) сокращаются перетеки рабочей силы между регионами[16];
9. Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятиями, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
Изучив проблемы безработицы, сделаем следующие выводы: фрикционная и структурная безработицы — явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом, кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых стран мира понимают отсутствие циклической безработицы при существовании безработицы фрикционной и структурной, т.е. когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.
1.3 Причины безработицы
К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости [20].
Структура безработицы по ее причинам включает три основные группы рабочей cилы:
1) потерявшие работу в результате увольнения, а так же добровольно оставившие работу;
2) пришедшие на рынок труда после перерыва;
3) впервые пришедшие на рынок труда [9].
Данные проблемы в сочетании со спадом производства, неблагоприятными сдвигами в отраслевой структуре, снижением уровня жизни, социальным расслоением населения, усилением негативных демографических тенденций породили в сфере занятости гамму новых проблем. Переплетаясь и дополняя друг друга, они оказывают существенное влияние на поведение работодателей и наемных работников.
В соответствии с мнением экспертов, увеличению числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
— подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию);
— частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
— условная безработица (непостоянная работа);
— временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
— потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
— безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
— безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
— вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
— безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
— безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
— первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
— безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
— безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
— безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
— безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
— безработица, возвращающихся из мест лишения свободы;
— безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
— безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий).
Общий вывод по вопросу о причинах безработицы состоит в том, что сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает безработицу, ибо она неизбежно предполагает:
разорение части предприятий;
накопление капитала в условиях технического и научного прогресса;
диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и инвестиций;
циклический характер производства;
несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и прежде всего на рынке труда.
2.Проблемы безработицы в Российской Федерации
2.1 Анализ ранка труда Российской Федерации
Экономически активное население (рабочая сила) — лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными. Численность экономически активного населения включает данные о занятых в экономике и безработных, полученные по итогам обследования населения по проблемам занятости. Измерение экономической активности населения осуществляется для лиц в возрасте 15-72 года [20].
Данные о среднегодовой численности занятых в экономике формируются по основной работе гражданского населения один раз в год при составлении баланса трудовых ресурсов на основе сведений организаций, материалов выборочного обследования населения по проблемам занятости, данных органов исполнительной власти. В среднегодовую численность занятых включаются работающие иностранные граждане, как постоянно проживающие, так и временно находящиеся на территории Российской Федерации [20].
Отличие нашего рынка труда, заключается в наличии в нем административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости
В 2003 году на долю негосударственного сектора экономики уже приходился 61 % общей численности занятых. В обстановке конкуренции предприятия будут стремиться к оптимизации состава и численности работников. В свою очередь, работники получат возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях.
Все это может быть реализовано только при создании подлинно конкурентной среды, при отмене регистрации препятствующей свободному передвижению рабочей силы, при создании рынка жилья и действенной системы содействия найму.
Проведем анализ экономически активного населения, сравнив данные за 2005г. и 2010 г (таблица 2.1) [20].
Таблица 2.1 Численность экономически активного населения
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Тысяч человек |
|||||||
Экономически активное население — всего |
73432 |
74167 |
75159 |
75757 |
75658 |
75448 |
|
в том числе: |
|||||||
Занятые в экономике |
68169 |
68855 |
70571 |
70965 |
69285 |
69803 |
|
Безработные |
5263 |
5312 |
4589 |
4792 |
6373 |
5645 |
|
Мужчины |
37274 |
37808 |
38103 |
38680 |
38527 |
38578 |
|
в том числе: |
|||||||
Занятые в экономике |
34710 |
34996 |
35650 |
36139 |
35059 |
35500 |
|
Безработные |
2725 |
2812 |
2453 |
2542 |
3468 |
3078 |
|
Женщины |
36158 |
36660 |
37056 |
36876 |
37131 |
36870 |
|
в том числе: |
|||||||
Занятые в экономике |
33620 |
34160 |
34920 |
34626 |
34226 |
34303 |
|
Безработные |
2538 |
2500 |
2136 |
2250 |
2905 |
2567 |
|
Проведя анализ, можно сделать вывод, что численность экономически активного населения к 2010 году составила 75448 тыс. человек, что на 2016 тыс. человек больше, чем в 2005 году. В их числе в 2010 году 69803 тыс. чел. заняты в экономике, а 5645 тыс. чел. являются безработными; численность мужчин, являющихся безработными составляет 3078 тыс. чел., женщин — 2567 тыс. чел., что на 511 тыс. чел. меньше, чем мужчин.
Также изменилась и отраслевая структура занятого населения, это показано в таблице 2.2. Проведем анализ среднегодовой численности занятых в экономике по видам экономической деятельности, сравнив данные за 2005 и 2010 г.
Таблица 2.2 Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности
Тыс. человек |
В процентах к итогу |
||||||
2005 |
2009 |
2010 |
2005 |
2009 |
2010 |
||
Всего в экономике |
66792 |
67343 |
67567 |
100 |
100 |
100 |
|
по видам экономической деятельности: |
|||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
7381 |
6580 |
6465 |
11,1 |
9,8 |
9,6 |
|
рыболовство, рыбоводство |
138 |
141 |
138 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
добыча полезных ископаемых |
1051 |
996 |
994 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
|
обрабатывающие производства |
11506 |
10385 |
10423 |
17,2 |
15,4 |
15,4 |
|
Производ. и расп. электроэнергии, газа и воды |
1912 |
1900 |
1909 |
2,9 |
2,8 |
2,8 |
|
строительство |
4916 |
5267 |
5246 |
7,4 |
7,8 |
7,8 |
|
Оп. и роз. торговля; ремонт автот. средств, бытовых изделий и предметов личного пол. |
11088 |
11974 |
12253 |
16,6 |
17,8 |
18,1 |
|
гостиницы и рестораны |
1163 |
1272 |
1268 |
1,7 |
1,9 |
1,9 |
|
транспорт и связь |
5369 |
5393 |
5360 |
8,0 |
8,0 |
7,9 |
|
из них связь |
940 |
938 |
932 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
|
финансовая деятельность |
858 |
1097 |
1120 |
1,3 |
1,6 |
1,7 |
|
Оп. с нед. им., аренда и предоставление услуг |
4879 |
5210 |
5254 |
7,3 |
7,8 |
7,8 |
|
Гос. уп. и обеспечение военной безопасности; |
3458 |
3786 |
3800 |
5,2 |
5,6 |
5,6 |
|
образование |
6039 |
5944 |
5914 |
9,0 |
8,8 |
8,8 |
|
Здрав. и предоставление социальных услуг |
4548 |
4717 |
4727 |
6,8 |
7,0 |
7,0 |
|
Из таблицы 2.2 [20] следует, что в 2005 г. по сравнению с 2010 г. заметно сократился удельный вес занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесной промышленности на 1,5% (9,6% — 11,1%= — 1,5%), обрабатывающем производстве — на 1,8% (15,4% — 17,2%= — 1,8%).
Возрос удельный вес занятых в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования на 1,5%, государственном управлении и обеспечении военной безопасности — на 0,5%, строительстве — на 0,4 %, в гостиничном бизнесе и ресторанах — на 0,2%, в финансовой деятельности — на 0,4%, в предоставлении социальных услуг — на 0,2%, т. е. в основном в непроизводственной сфере.
Также рассмотрим структуру занятого населения по полу и возрасту (таблица 2.3) [20].
Таблица 2.3. Распределение численности занятых в экономике по полу и возрастным группам и в 2010 г. (в среднем за год; в процентах к итогу)
Всего |
мужчины |
женщины |
||
Занятые в экономике — всего |
100 |
100 |
100 |
|
в том числе в возрасте, лет: |
||||
до 20 |
1,1 |
1,4 |
0,8 |
|
20 — 24 |
9,6 |
10,5 |
8,7 |
|
25 — 29 |
13,6 |
14,5 |
12,7 |
|
30 — 34 |
12,7 |
13,0 |
12,4 |
|
35 — 39 |
12,2 |
12,0 |
12,3 |
|
40 — 44 |
11,7 |
11,2 |
12,2 |
|
45 — 49 |
14,3 |
13,3 |
15,3 |
|
50 — 54 |
12,8 |
11,8 |
14,0 |
|
55 — 59 |
8,1 |
8,4 |
7,7 |
|
60 — 72 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
|
Из таблицы 2.3 следует, что занятых в экономике мужчин больше, чем женщин в ниже перечисленном возрасте:
1) до 20 лет — на 0,6% (0,8% — 1,4%= -0,6%);
2) 20-24 лет — на 1,8% (8,7% — 10,5% = — 1,8%);
3) 25-29 лет — на 0,9% (12,7% — 13,6% = — 0,9%);
4) 30-34 лет- на 0,6% (12,4% — 13,0% = — 0,6%);
5) 55-59 лет — на 0,7% (7,7% — 8,4% = — 0,7%).
Занятость женщин преобладает над занятостью мужчин в следующем возрасте:
1) 35-39 лет — на 0,3%;
2) 40-44 лет — на 1%;
3) 45-49 лет- на 2%;
4) 50-54 года — на 2,2%.
Таким образом, проанализировав данные таблиц можно сделать следующие выводы: самый трудоспособный возраст у мужчин за 2010 год — 20-24 лет, а у женщин — 50-54 года; на рынке труда в 2010 году сохранились тенденции прошлых лет, по сравнению с 2005 годом увеличилась численность занятых в экономике, также увеличилась и численность безработных на 382 тысяч человек.
2.2 Основные проблемы по безработице в Российской Федерации
По данным 2010 года, в общей численности безработных по стране, мужчины составляют 3078 тыс. человек, женщины 2567 тыс. человек [20].
Сегодня ситуация в России крайней нестабильна, именно женщины составляют большинство российских бедных. Они в наибольшей степени подвергаются дискриминации в сфере занятости и на рынке труда.
Вот так представлен среднестатистический портрет безработной женщины: старше сорока, имеющая высшее или среднее специальное образованием и уволена в следствии высвобождения или по собственному желанию. У каждой третьей — несовершеннолетние дети. Каждая шестая была инженером или техником. Каждая восьмая — в предпенсионном возрасте. Необходимо зарабатывать на жизнь — это основной приоритет поиска работы. У женщин выражены сильнее, чем у мужчин претензии к размеру заработной платы; женщины начали отказываться от работы из-за отсутствия правовых и социальных гарантий, особенно в частном предпринимательстве. К старым нерешенным проблемам, таким, как низкий уровень квалификации и заработной платы, добавились новые — ухудшение структуры свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Для снижения остроты проблемы занятости женщин определены следующие цели работы:
1) повышать конкурентоспособности женщин на рынке труда через переобучение;
2) формировать банка вакансий для женщин;
3) создавать дополнительные рабочие места;
4) создавать условия для занятости на временных и общественных работах;
5) реализовывать программы социальной адаптации [10].
Ещё один чётко определённый устойчивый сегмент рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы — незанятая молодёжь.
Молодёжный рынок труда имеет свою специфику:
Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленных изменчивостью ориентацией молодёжи, её социально-профессиональной неопределённостью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодёжи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечёт за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.
Во-вторых, для молодёжного рынка труда специфична низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодёжь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.
В-третьих, молодёжная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодёжи, которая нигде не работает и не учится.
В-четвёртых, молодёжный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Существующая в настоящее время в России система профессионального образования не способна в полной мере удовлетворять потребности экономики в квалифицированных профессиональных кадрах. Она не имеет устойчивой связи с рынком труда и не оказывает управляющего воздействия на устранение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Сегодня полученное однажды образование уже не обеспечивает конкурентоспособности граждан на рынке труда на всю оставшуюся жизнь. В особенности в трудном положении оказываются выпускники, не имеющие опыта, поскольку работодатели заинтересованы в найме сформировавшихся специалистов, в результате чего многие обладатели дипломов приобретают статус безработного, либо трудятся не по специальности.
Ежегодно из числа выпускников каждый четвёртый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии.
Кроме того, часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.
В-пятых, на молодёжном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приёме на работу мужчинам [5].
Рассмотрев основные проблемы по безработице в Российской Федерации, можно сделать вывод, что проблема занятости женщин и молодёжи является далеко не новой. Решением данных проблем является функционирование продуктивной государственной политики.
2.3 Социально-экономические последствия безработицы
социальный экономический безработица
Последствия существования безработицы можно разделить на экономические и социальные. Рассмотрим экономические последствия безработицы [13]:
1) недоиспользование рабочей силы, а значит, и недопроизводство валового внутреннего продукта;
2) отставание реально произведенного ВВП от потенциального ВВП, который мог бы быть создан при отсутствии циклической безработицы, т. е. в условиях полной занятости;
3) неравномерное распределение издержек безработицы среди различных групп: более высокий уровень безработицы у неквалифицированных рабочих, среди молодежи и женщин.
Наиболее серьезное следствие безработицы — снижение объема производимого ВВП ниже потенциального уровня. Известный исследователь макроэкономических проблем А. Оукен математически выразил зависимость между уровнем безработицы и невыпущенным объемом продукции. Эта зависимость получила название закона Оукена: каждый процент безработицы сверх естественного уровня приводит к отставанию фактического ВВП (Внутренний Валовой Продукт) от ВВП потенциального на 2,5 % [17]. Если предположить, что уровень безработицы в экономике
составляет 8 %, тогда как естественный ее уровень 6 %, то потери ВВП будут составлять 5 %.
Рассмотри социальные последствия безработицы [13]:
1) потеря работы является большой личной трагедией. Психологические исследования показывают, что увольнение обычно столь же пагубно сказывается на психике, как смерть близкого друга;
2) деквалификация лиц, потерявших работу, утрата чувства самоуважения, люди не могут проявить себя и профессионально самореализоваться;
3) упадок моральных устоев в обществе. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека;
4) чем выше уровень безработицы, тем выше уровень разводов, самоубийств, сердечно-сосудистых заболеваний;
5) общественные и политические беспорядки. Массовая безработица может привести к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Последствием безработицы может быть социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень.
Проведение различных программ в регулировании безработицы предполагает конкретные действия государства: сокращение законодательно установленной продолжительности рабочего времени в периоды массовой безработицы; создание новых рабочих мест и организацию общественных работ (например, в области инфраструктуры — для постройки дорог); ограничение предложения рабочей силы за счет ограничения въезда в страну иностранных рабочих, запрета детского труда и т. п. Немаловажное значение при реализации программ стимулирования занятости играют биржи труда, представляющие собой в большинстве своем государственные учреждения, которые выполняют функцию посредника между нанимателями (предприятиями и фирмами), с одной стороны, и потенциальными наемными работниками, с другой. Эти учреждения осуществляют учет безработных, содействуют их трудоустройству, изучают спрос и предложение на рынке труда, содействуют желающим переменить занятие. Рассмотрев социально-экономические последствия безработицы, можно сделать вывод, что серьезные негативные социально-экономические последствия безработицы повышают ответственность государства за обеспечение занятости трудоспособного население. В настоящее время эти задачи сопряжены с целью достижения полной занятости в экономике, которая в свою очередь связана с обеспечением сбалансированности численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест.
3.Пути снижения безработицы и регулирование занятости в Российской Федерации
3.1 Пути регулирования безработицы в Российской Федерации
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой [14].
В начале нашего столетия в России было сделано немало в этом направлении: проведена приватизация жилья (без которой не может существовать его рынок), разрешена торговля жильем, ликвидирована система прописки.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации.
Часто люди не могут найти работу из-за отсутствия навыков, которые теперь требуются в их профессии. Это подразумевает то, что российские средства информации должны быть заполнены объявлениями, в которых на работу приглашаются, например, бухгалтеры. На это предложение охотно откликнулись бы инженеры, многие из которых пребывали в состоянии скрытой безработицы, числясь в штатах полуживых предприятий и научных институтов.
Но инженеры не обладали необходимыми знаниями в области бухгалтерского учета. Но поскольку спрос на переобучение был велик, то вскоре российские рекламные газеты запестрели объявлениями различных бухгалтерских курсов. И многие из тех, кто окончил такие курсы, со временем действительно нашли работу в качестве бухгалтера.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения
такой задачи приходится использовать много различных мер:
1) создание условий для роста спроса на товары: спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг. Следовательно, занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят большой спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Отсюда и проистекают призывы многих российских политиков «впрыснуть» в экономику дополнительные деньги для реализации схемы: повышение доходов граждан рост спроса на товары рост производства пользующихся спросом товаров рост занятости на предприятиях, производящих эти товары.
Серьезным изъяном этой схемы борьбы с безработицей является возможность скачка темпов инфляции. Ведь для наращивания производства товаров потребуется время, а дополнительные деньги хлынут на рынки сразу. В итоге возрастет спрос, и при прежней величине предложения это вызовет немедленный рост цен. Поэтому более разумными способами увеличения спроса являются:
— стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства на отечественных предприятиях и соответственно занятости на них;
— поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции. Тогда отечественным предприятиям удастся увеличить свою долю на рынке и нарастить масштабы производства и занятости;
— поощрение иностранных инвестиций в экономику России. Результатом таких инвестиций становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих. Конечные итоги — рост производства и занятости для россиян;
2) создание условий для сокращения предложения труда: очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штате мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам — в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий.
Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат;
3) создание условий для роста самозанятости: смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу по найму.
Содержание этих программ может быть самым различным. Например, в ряде стран для начинающих предпринимателей создают специальные «бизнес-инкубаторы». Такой «инкубатор» обычно представляет собой комплекс помещений, в котором новым фирмам в течение определенного времени можно практически бесплатно пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. Став на ноги и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор», уступая место новичкам.
В России поддержку самозанятости взяло на себя государство. В этих целях принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, реализацией которой занимается Министерство по антимонопольной политике. Его задача — помогать начинающим отечественным предпринимателям успешно стартовать и как минимум обеспечить средства для существования своим семьям. А в идеале — и создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму;
4) реализация программ поддержки молодых работников: тяжелее всего безработица ударяет по пожилым ( их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
— экономическое стимулирование молодежной занятости ( например, предоставление определенных налоговых льгот фирмам. В штате которых молодые работники составляют оговоренную долю);
— создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
— создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
Рассмотрев и дав оценку путям регулирования безработицы в Росси, можно сделать вывод, что списки программ сокращение безработицы можно продолжать разрабатывать еще долго — в разных странах их придумано немало. Важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на пособие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России.
3.2 Профессиональное обучение и переподготовка безработных
Одним из направлений активной политики государства по борьбе с безработицей является развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных. В некоторых регионах разработаны и начинают приводиться в действие программы по социальному партнёрству, которое предусматривает заключение договоров с работодателями о гарантии трудоустройства лиц успешно окончивших обучение или курсы по переподготовке, и благополучно прошедших стажировку на предприятии. Государственные органы в свою очередь, обязуются оплачивать часть заработка работника во время его обучения и приобретения необходимых навыков на предприятии. Центры занятости населения организуют различные курсы по подготовке кадров, которые финансируются за счёт государства. Данная система имеет ряд недостатков: федеральные органы занятости пока ещё не имеют развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения, квалифицированных преподавателей, надёжной информации о качественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда. Расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки позволяет сократить на некоторое время предложение рабочей силы на рынке труда и обеспечивает подготовку к работе в новых рыночных условиях [14].
Большим минусом является то, что подготовка происходит только с учётом спроса на определенные специальности в настоящий момент времени и не берётся во внимание их дальнейшая востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. В экономически развитых регионах страны сейчас практикуется обучение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности. Вовлекаются в эту сферу прежде всего те, кто длительное время ищет работу. Для этого в некоторых областях организованы специализированные бизнес-центры.
Таким образом, делаем вывод, что профессиональная подготовка и переподготовка безработных — это одно из важных и продуктивных направлений активной политики государства по борьбе с безработицей. В виду того, что данная политика является не до конца разработанной, она имеет ряд недостатков и минусов.
3.3 Система защиты от безработицы в Российской Федерации
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования.
Современная политика российского государства в области занятости населения регулируется Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», который является законом оказания содействия незанятому населению, ищущему работу и зарегистрированному в органах государственной службы занятости. Большую роль здесь имеет государственная служба занятости — ГСЗ [24].
Государственная политика на российском рынке труда, характеризуется в основном преобладанием таких мер, как сдерживание массовой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, содействие трудоустройству безработных.
Главными направлением активной государственной политики в социально-трудовой сфере, направленных на предотвращению роста безработицы являются:
— обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
— регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
— формирование эффективной структуры занятости населения: повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
— предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы, развитие системы общественных работ;
— дополнительные меры по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями;
— инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;
— усиление государственного регулирования миграционных процессов;
— социальная защита безработных, финансирование активных мер борьбы с безработицей;
Таким образом, делаем вывод, что российская политика содействия занятости и защиты от безработицы основана на богатом опыте развитых стран. Но этот опыт абсолютно неэффективен применительно к российским условиям.
Заключение
Целью исследования данной курсовой работы было изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Рассматривались теоретические аспекты функционирования рынка труда, где раскрыты понятие и сущность безработицы и занятости, а также причины, виды и измерение безработицы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Под безработицей понимают социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг;
2) Безработица существует в любой экономической системе, хотя формы ее могут быть различными;
3) Уровень безработицы оценивается с помощью расчета доли безработных в общей численности рабочей силы;
4) Различают фрикционную, структурную и циклическую безработицу. Наиболее тяжелые проблемы связаны с циклической безработицей.
В результате анализа Рынка труда было выявлено, что в настоящее время ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой российской экономики, как это было всего несколько лет назад. Наблюдаемые сегодня тенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес. Для работодателей по-прежнему является актуальной и перспективной замена уже работающего персонала на более опытных, но дешевых работников. Практически во всех компаниях идет пересмотр штатного расписания в сторону повышения эффективности персонала. Это достигается за счет совмещения одним работником нескольких ранее существовавших должностей. Сегодня работодателю нужен работник, который будет работать за троих, получать же зарплату он будет за одного. Сегодня работодателям больше не требуются просто энтузиасты, люди со «связями» или с «пробивными» способностями. Им требуются профессионалы. В связи с этим характерно повсеместное ужесточение требований к кандидатам, прежде всего к их практическому опыту работы и профессиональным навыкам, и, одновременно, продолжающееся снижение уровня зарплаты в долларовом выражении.
В работе раскрыты пути регулирования безработицы и занятости РФ.
Для сокращения безработицы могут использоваться методы, направленные на стимулирование спроса на товары. Тем самым создаются условия для роста занятости на предприятиях, производящих хорошо покупаемые товары. Кроме того, могут использоваться программы прямой помощи безработным — всем или определенным группам (прежде всего пожилым, молодежи, женщинам и инвалидам). Обычно эти программы предполагают помощь в овладении профессиями, пользующимися спросом, создании мелких семейных фирм, организации предприятий, дающих работу преимущественно молодежи или инвалидам, и т. д.
Таким образом, можно сделать общий вывод: осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них — проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 30 ноября 1994 г. №51 — ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — №32, ч. I. — 558 c.
2. О занятости населения в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 декабря 2009г. №367-ФЗ // Cобрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — Ст. 3.
3. Бобонец А. И. Статистика [Текст]: учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей экономических специальностей / А. И. Бобонец ; БелГУ. — Белгород : Изд-во БелГУ, 2004. — 228с.
4. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории [Текст]: учебник для средних специальных учебных заведений / Е. Ф. Борисов, М-во образования РФ. — 2-е изд. — М. : Высшая школа, 2002. — 240с.
5. Бреев Б.Д. Безработица в современной России [Текст]: учебно-методическое пособие / Б.Д. Бреев ; Центральный экономико-математический институт РАН. — М.: Наука, 2005. — 272с.
6. Бубкина М. К. Национальная экономика [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М. К. Бубкина; М-во образования РФ.-М.:Папеотип: Деловая литература: Логос, 2002.-488с.
7. Волгин Н. А. Социальное государство [Текст]: учебник для вузов / Н. А. Волгин, Н. Н. Гриценко, Ф. И. Шарков; М-во образования РФ. — М.: Дашков и К, 2003. — 415с.
Безработица: виды и социально-экономические последствия