Учебная работа. Безработица как важная экономическая проблема № 2733
Учебная работа. Безработица как важная экономическая проблема № 2733
/
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»
Факультет экономики и управления
Кафедра «Общая экономика и право»
Дисциплина: Макроэкономика (продвинутый уровень)
Контрольная работа
На тему: Безработица — важная экономическая проблема
Омск 2016
Введение
Современный мир. В прошлых веках, когда люди думали о будущем, в котором мы сейчас живем, они представляли большие города, насыщенные передовыми технологиями, необычайными машинами, в общем, жизнь с супер-возможностями. Но никто тогда не подумал о людях, которые благодаря всевозможным инновациям остаются без рабочих мест, соответственно, и без средств содержания.
Безработица в настоящее время — это глобальная проблема, как в экономике, так и в социологии. Для простого народа она «как открытая рана». Ведь чуть ли не каждый человек ежедневно на себе ощущает безработицу и ее результаты.
Вследствие неустойчивой политики многих государств, безработица коснулась почти всех: кто-то не может устроиться сам, у кого-то остались без работы родные и т.д. Причин таковой обстановки множество. Также множество способов решения данной проблемы. Но нужно ли это тем, кто может ее решить?
1. Цель изучения безработицы
Данная тема была выбрана после изучения различных статей, и именно безработица не оставила равнодушной. Немаловажную роль в выборе сыграло и мое простое деревенское происхождение. Простая семья, простые родители, которые учили быть доброй к людям. Это и сыграло роль неравнодушия к народу. Безработица важнейшая проблема не только экономики, но и социума.
Заглядывая в недалекое прошлое, а именно в «советские времена», нельзя не позавидовать молодежи того времени. Все у них было слажено: школа, по окончанию школы — институт, а после работа, которую с удовольствием предоставят молодым специалистам. К тому же труды их достойно оценивались и поощрялись. Молодые семьи были действительно молодыми, потому что беспокоиться им было не о чем: работой обеспечат, жилье предоставят.
Сейчас все намного сложнее: высшее образование не каждый может получить, после окончания ВУЗа работу найти очень нелегко. Получив диплом, я испытала это все на себе. В наше время работодатели создали нереальную планку требований, соответствовать которой выпускнику ВУЗа просто невозможно. Они хотят «свежеиспеченных» специалистов с трехлетним (как минимум) опытом работы, без семьи и т.д.. В результате чего, многие идут работать не по специальности, некоторые поступают на другие специальности, не работая, а некоторые гордо ждут, когда появится работа по диплому. Вся эта ситуация влияет на процент безработицы.
Больше всего безработных в деревнях и маленьких безперспективных городах. Связано это с тем, что стоятся и развиваются сейчас большие города, мегаполисы, а городишки и села никого не интересуют. С каждым годом все больше деревень, которые разваливаются либо остаются пустыми.
Рассмотрим ситуацию в деревнях. В качестве работодателя выступают государственные учреждения (школа, детский сад, ФАП, Дом Культуры, Отделение почты) и частные лица (крестьянские — фермерские хозяйства, магазины и другие индивидуальные предприниматели). Основная часть населения работает в данных учреждениях.
Можно было бы сказать, что жители трудоустроены, но это не так. Уровень безработицы в деревнях высок благодаря молодежи. Окончив школы, институты, все рвутся в город, и не найдя там достатка, они возвращаются домой. Но и тут молодежь не работает: не устраивает заработная плата, молодые амбиции не позволяют взять в руки метлы, лопаты.
Большое влияние на обеспечение населения работой оказывают и временные рамки. К примеру, сельскохозяйственные работы являются сезонными, пик работы приходится на конец лета-начало осени, во время уборки, работа есть и весной, при посеве злаковых, а летом работ не так уж и много, зимой же необходимо всего пару трактористов для орошения полей и сбора озимых. Соответственно, зимой безработных становится больше.
Так и получается, что в деревнях люди злоупотребляют алкогольными напитками, а сейчас есть личности пользующиеся наркотики, одним словом — деградируют, потому что другого занятия себе они не находят. От всего этого страдают дети, которые, взрослея, скорее всего, повторят жизнь своих родителей [1].
В городах ситуация стоит иначе. В связи с внедрениями всевозможных инновационных технологий теряется значимость человека. Человеческий ресурс, т.е. человек как работник, изживает себя. Вот она где безработица. Сейчас человек нужен пока для того, чтобы следить за работой техники, но с модернизацией технологий, с появлением новых роботов, человек не нужен будет вовсе. Все замечательно, мир прогрессирует, а как же люди?
Уже скоро выпустят роботов с точной внешностью человека, имеющего разум, т.е., возникнет ситуация, когда робот будет умнее человека, человека создавшего его. Неудивительно, если затем эти роботы захватят мир, как в американских фантастиках. А люди будут не в силах этому противостоять, так как не работая, смотря телевизор, они, пузатые слепые, прирастут к диванам.
Все права безработных граждан регулируются Законом «О занятости населения в Российской Федерации» [2]. Данный закон был принят в 1991 г., а позднее изменялся, дополнялся огромное количество раз. И каждый раз данные изменения были приняты не в пользу безработных. В соответствии с ним официальными безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступит к ней (п. 1 ст. 3). Хотя в этом определении упоминаются критерии отсутствия работы, её поиска и готовности к ней приступить, методологически оценки регистрируемой безработицы отличаются от оценок общей безработицы. Далеко не каждый, кто может быть квалифицирован как безработный в соответствии со стандартным определением МОТ, имеет право на получение официального статуса безработного. Следует отметить, что официальная статистика недостаточно отражает картину реального состояния рынка труда. Она практически не охватывает тех работников, которые не регистрируются в государственных учреждениях. Часто работники не обращаются в службу занятости, предполагая её ограниченные возможности в трудоустройстве [3]. Поэтому настоящее количество безработных неизвестно.
К тому же, не до конца реализуются права безработной категории граждан. Согласно закону о занятости населения, безработным обязаны выделять материальную помощь, обеспечивать поддержку в получении дополнительного образования или новой профессии, переквалификации и нахождении новой работы, но данная поддержка предоставляется только тем, кто официально зарегистрирован в государственных службах занятости [1].
2. Возможные способы решения проблемы
безработица капитал накопление
Для того чтобы решить проблему, ее необходимо изучить, понять. Все об этом говорят, но мало кто этим занимается. Нельзя винить в этом только государство, от самих людей тоже многое зависит. Похвально, что создаются центры занятости населения. Это правильно, безусловно, но не каждый согласится работать за копейки. Обычно активно осваивают другие специализации пенсионеры, инвалиды — люди, которые без каприз понимают, что другого выхода нет. Остальная часть безработных, в возрасте от 20 до 50, считают это не допустимым. В какой-то степени их можно понять. Чаще всего той зарплаты, что предлагается центрами занятости, не хватит на содержание семьи. Что же им делать? Как быть? В такие моменты некоторые переступают границы закона: люди идут на кражи, грабежи, мошенничество, и даже убийство. Оправдания этому, конечно, нет. Но реальность такова, люди морально неустойчивы, и привело их к этому отсутствие работы, отсутствие уважения в обществе, потеря значимости.
Почему раньше не было безработных? Скорей всего потому, что во времена СССР все и всё было равным. Люди не покладая рук работали, получали за это достойную плату, причем все получали одинаково. Тогда не было бедных, у всех были одинаковые возможности.
Безработица отчасти результат кризиса. Развивая классические идеи политэкономии Маркс дал довольно логическую картину причин образования кризиса. Упрощенно суть ее в следующем:
По Марксу на определенном этапе капиталистического производства деньги превращаются в капитал. Общей формулой накопления капитал является формула ДЕНЬГИ>ТОВАР>ДЕНЬГИ. При ведении капиталистического производства капиталист продает товар несколько дороже чем затраты на его создание. При этом окончательная стоимость товара будет складываться из стоимости постоянных затрат не его создание такие как сырье для производства, оборудование и прибавочной стоимости которая создается трудом рабочих.
Труд рабочих по Марксу является таким же товаром, который имеет свою стоимость. Купив рабочую силу капиталист вправе использовать его — например, половину рабочего дня рабочий работает на себя, а половину на капиталиста. То есть часть прибавочной стоимости капиталист забирает себе. Часть этой прибавочной стоимости капиталист расходует на свои личные нужды, а часть может вложить в дальнейшее расширение бизнеса.
Маркс отметил 10-и летний цикл развития производства. По мере роста производства увеличивается и спрос на рабочую силу, тогда увеличивается заработная плата, так как потребность в труде возрастает и растет стоимость товара (рабочей силы). Однако при развитии экономики доля затрат на рабочую силу растет медленнее чем рост капитала. Ранее экономисты считали, что рост прибавочной стоимости приводит к такому же росту потребления. На каком-то этапе рабочие как потребители не могут купить все произведенные товары. Происходит затоваривание и перенакопление капитала, что приводит к кризису. Капиталисты закрывают предприятия и увеличивают массу безработных, эту трудовую армию как постоянно необходимый резерв на случай будущего экономического роста.
Цитата: «Внезапное и скачкообразное расширение масштаба производства является предпосылкой его внезапного сокращения; последнее, в свою очередь, вызывает первое, но первое невозможно без доступного эксплуатации человеческого материала, без увеличения численности рабочих, независимо от абсолютного роста населения».
Чистохиной К.П. были предложены следующие пути решения безработицы:
1. Путем создания малых предприятий и фермерских хозяйств.
2. Путем занятий активной предпринимательской деятельностью и ремеслом.
3. Путем изучения рынка труда при выборе профессии.
4. Путем переквалификации и развитии навыков самообразования работников.
5. Путем проведения серии тренингов по эффективному трудоустройству граждан.
6. Путем расширения существующих производств. [1]
Ко всему этому я бы добавила еще несколько вариантов:
1. Для начала изучить местность, т.е. чем она богата.
2. После изучения составить перечень возможных в данном районе производственных и непроизводственных предприятий.
3. Отправлять местное население на обучение именно необходимых специальностей, а для того, чтобы люди согласились, предоставить им гранты на обучение.
4. Создать конкурентную среду в районах, областях с дальнейшим поощрением.
5. И самое глобально важное. Занизить планку требований для студентов-выпускников.
Заключение
Исходя из проведенной работы, можно сделать выводы:
1. Разные возрастные категории людей имеют разное мнение по проблеме безработицы.
2. Безработица оказывает негативное влияние на взаимоотношения родителей и детей, что непосредственно приводит к психическим расстройствам и физическому насилию в семье и за её пределами.
3. Настрой человека на негативное отношение к трудовой деятельности зависит от многих факторов: потеря квалификации, утрата чувств самоуважения, упадок моральных устоев общества, распад семьи, злоупотребление алкоголем и наркотиками, а в целом ведет к деградации общества.
4. Экономическое состояние одного района оказывает влияние на экономическое состояние других районов, области и региона.
5. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. [1]
Безработных будет меньше, когда у трудоспособных будут стимул и возможность. Очень хотелось бы, чтобы пока молодые специалисты, только получившие дипломы, с горящими глазами и чистыми сердцами хотят работать по специальности, их брали. Пусть со стажировкой в три, шесть месяцев, пусть даже с минимальной зарплатой. Главное, чтобы брали, ведь желание — это главное.
Список литературы
1. Чистохина К.П. / Безработица — важная экономическая проблема / Чистохина К.П. // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. — 2014. — №12. — С. 52 — 59.
2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2013).
3. Носова С.С. Экономическая теория. — М.: КНОРУС, 2008. — 383 с.
RUSTUDENTU.RU
Безработица как важная экономическая проблема