Учебная работа .Безработица как одна из главных социальных проблем рыночного общества № 1665.
/
План
- Введение
- 1. Безработица и ее виды
- 1.1 Трудовые ресурсы: количественная и качественная характеристика
- 1.2 Сущность и виды безработицы. «Полная занятость» и «естественная» безработица
- 1.3 Причины возникновения безработицы и ее последствия
- 1.4 Методы борьбы с безработицей и пути ее преодоления
- 2. Закон Оукена
- 2.1 Этапы жизни и написанные труды Артура Оукена
- 2.1 Расчет коэффициента Оукена
- 2.2 Влияние безработицы на величину ВНП
- 2.3 Закон Оукена как вариативная тенденция
- 3. Государственное регулирование занятости в казахстане и других странах
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение
Сфера труда — важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы. Безработица характеризует такое состояние общества, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти себе работу по специальности или вообще трудоустроиться.
Безработица — это явление, органически связанное с рынком труда. Сегодняшняя экономика Казахстана, которая интенсивно живет в режиме технологического обновления, предъявляет новые требования к рабочей силе. На рынке труда складываются уже другие отношения между работодателями и наемными работниками. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Главным в жизни человека является наличие у него рабочего места, поэтому потеря работы — серьезная проблема в жизни каждого взрослого человека. Для большинства людей заработная плата единственный источник доходов, а, кроме того, работа приносит моральное удовлетворение. Таким образом, потеря работы приводит не только к снижению текущего материального уровня жизни, но и к появлению неуверенности в будущем, а также возникновению чувства собственной неполноценности наносит серьезную психологическую травму. Поэтому вряд ли можно назвать страну развитой и цивилизованной, если ее граждане и каждый гражданин в отдельности, лишены возможности содержать себя и быть полезным в обществе. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что проблема занятости населения и безработицы на сегодняшний день является весьма актуальным вопросом.
Цель данной курсовой работы — изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, анализ рынка труда Республики Казахстан.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
Проанализировать работу государственной службы занятости;
Раскрыть основные проблемы рынка труда;
Провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в стране.
безработица оукен занятость трудовая
1. Безработица и ее виды
1.1 Трудовые ресурсы: количественная и качественная характеристика
Трудовые ресурсы — это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Трудовые ресурсы — важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.
Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.
Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, миграция и пр.
Как экономическая категория трудовые ресурсы выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и других сферах человеческой деятельности. Экономические отношения — это та общественная форма, в которой реализуется способность к труду.
Социологический аспект трудовых ресурсов следует рассматривать как формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной общественной формации и под ее влиянием.
Статистический аспект трудовых ресурсов характеризуется трудоспособным рабочим возрастом населения.
Трудовые ресурсы формируются в основном из населения трудоспособного возраста, исключая инвалидов и льготных пенсионеров, в состав трудовых ресурсов включается работающее население пенсионного возраста и работающие подростки (численность этой группы населения статистически не учитывается).
Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения, т.е. той части трудоспособного населения, которая участвует, или может участвовать, в материальном производстве и непроизводственной сфере.
Экономически активное население — это часть населения, предлагающая свой труд для производства товаров и услуг. Эта категория охватывает всех лиц (занятых и безработных), которые создают рынок труда (в части предложения рабочей силы) для производства товаров и услуг.
Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности определенную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который имеет количественную и качественную оценку.
Количественная оценка характеризуется следующими параметрами:
— Общей численностью трудоспособного населения;
— Количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.
Качественная оценка трудового потенциала определяется следующими показателями:
состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;
качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.
Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект — интенсивную составляющую.
Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе — повышение уровня жизни населения.
Управление трудовыми ресурсами включает проблему технико-технологической вооруженности живого труда, поскольку повышение уровня фондовооруженности способствует росту производительности труда.
Качество мировых трудовых ресурсов.
Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, и это лишь основная часть ресурсов, поскольку остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством, служит в вооруженных силах и т.д. Экономически активного населения в 2009 г. насчитывалось более 3 млрд человек, что составляло более 50% всего населения мира, в том числе мужчины — 60%, женщины — 40%.
Темпы прироста экономически активного населения снизились в среднем с 2,0% в 80-е годы до 1,6% в 2000-е, что связано с некоторым замедлением темпов прироста населения в мире.
В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля мировых трудовых ресурсов приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%).
Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам но численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы — общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных специалистов, мобильности рабочей силы.
Для развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. Так, доля последних в Казахстане составляет 51% обшей численности занятых [1].
В развивающихся странах качество трудовых ресурсов во многом определяется не столько наличием высшего и среднего образования, сколько уровнем грамотности. Велика доля неграмотных в трудоспособном населении стран Южной и Западной Азии и Тропической Африки. Низкий уровень грамотности населения многих стран определяет весьма невысокую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, тормозит технический прогресс.
Для более полной характеристики трудовых ресурсов на современном этапе используется показатель ИРЧП — индекс развития человеческого потенциала. Он строится как агрегированный индекс из трех компонентов: образование, доход и здоровье (показателем последнего считается продолжительность предстоящей жизни, ожидаемая при рождении). Шкала ИРЧП — от 0 до 1. Цель ИРЧП — более широкое исследование уровня развития, чем основанное на одном лишь показателе бедности (бедной считается страна, для которой ИРЧП ниже 0,5), поскольку предполагается, что по мере повышения дохода сверх абсолютно насущного уровня круг интересов человека расширяется, не замыкаясь на одном лишь материальном благосостоянии.
Об отдельных компонентах ИРЧП можно сказать следующее. Наибольшая продолжительность предстоящей жизни в самой передовой по этому критерию стране в 1970 г. составляла лишь 49,3 года, и этот уровень превышен ныне в большинстве стран. Исследования, кстати, показали, что в XX столетии повышение продолжительности предстоящей жизни в развивающихся странах определялось в основном достижениями медицинской науки и национального здравоохранения и мало зависело от изменения их среднедушевого ВВП. Так, те показатели продолжительности жизни (и ИРЧП в целом), которые имеют ныне, например, Алжир и Тунис, в 1970 г. были просто недостижимы для любой страны при тогдашнем состоянии медицины.
Напротив, уровень образования во многих развивающихся странах и по сей день остается более низким, чем в ведущих странах в 1970 г. Средние региональные ИРЧП в отличие от основанных на душевом ВВП, свидетельствуют о существенном уменьшении межрегиональных различий. По ИРЧП все регионы, включая Южную Азию и Африку, после 1950 г. подтягиваются к ведущим странам. При этом средние ИРЧП для Южной Азии и Африки в 2005 г. приближаются к североамериканскому уровню 1870 г. Практически все развивающиеся страны, для которых можно рассчитать ИРЧП 1950 г., к 2005 г. уменьшили абсолютное и относительное отставание от передовых стран по этому показателю.
1.2 Сущность и виды безработицы. «Полная занятость» и «естественная» безработица
Безработица — это социально — экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активное населения) не занята на производстве товаров и услуг. Безработные, наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение продолжения рабочей силы над спросом на нее.
Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы.
Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление. Ведь «фрикционным» безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. «Структурным» безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Необычайно «напряженная» ситуация на рынках рабочей силы связана с инфляцией.
Основные категории безработных:
— Люди, потерявшие работу в результате увольнения;
— Люди, добровольно оставившие работу;
— Люди, которые пришли на рынок труда после перерыва;
— Впервые пришедшие на рынок труда.
Естественный уровень безработицы — объективно складывающийся, относительно стабильный, не связанный с динамикой экономического роста уровень безработицы, обусловленный естественными причинами: текучестью кадров, миграцией, демографическими факторами. Считается, что естественный уровень безработицы составляет 4-5% от численности рабочей силы
Основные причины существования естественной безработицы:
1) Увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице;
2) Устойчивость (жесткость) заработной платы порождает «безработицу ожидания».
Она возникает в результате повышения уровня реальной заработной платы под ее равновесным значением.
«Жесткость» заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест: работники становятся безработными, потому при данном уровне заработной платы предложение труда L2 превосходит спрос на труд L1 и люди просто «ожидают» возможности получить работу по фиксированной ставке оплаты [2].
Рисунок 1. Естественный уровень безработицы
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Современные формы безработицы следующие:
Фрикционная безработица — 1) временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую;
2) безработица, причиной которой является перемещение населения из одного региона в другой, смена профессии или социального статуса. Отличительный признак этого вида безработицы — добровольность и низкая продолжительность.
Структурная безработица — форма безработицы, обусловленная изменениями структуры производства, когда в результате научно-технического прогресса, а также изменений в организации и управлении производством вытесняются одни отрасли и появляются другие. Она связана с нехваткой производственных мощностей, с невозможностью найти работу вследствие половозрастных особенностей, квалификации, национальности и других личных качеств. Этот вид безработицы, как правило, носит долговременный характер, требует дополнительных затрат общества и индивидов на переквалификацию, перемену места жительства.
Циклическая безработица — безработица, причинами которой являются циклические спады производства или кризис экономики. Она увеличивается в период кризиса и снижается в условиях подъема экономики. Особенно возрастает безработица в период перехода к новым технологическим способам производства на основе всеохватывающих революционных сдвигов в технике, технологии, организации производства.
Сезонная безработица — безработица, обусловленная сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельском хозяйстве, строительстве, промыслах, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд. Размеры сезонной безработицы могут быть спрогнозированы и учтены при подписании договоров между работодателем и работником.
Региональная безработица — безработица, которая возникает в результате диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на данной территории. Она формируется под влиянием неравномерного экономического развития территорий, испытывает воздействие демографических, исторических, культурных и других специфических факторов.
Высказываются предложения о выделении в особую форму конверсионной и экономической безработицы, приобретающих особую значимость вследствие проведения в переходный период конверсии ВПК и усиления конъюнктурных колебаний.
По продолжительности безработицы можно выделить застойную и текучую формы. Продолжительность безработицы измеряется промежутком времени между потерей места работы и трудоустройством на новом рабочем месте.
Текучая форма безработицы характеризуется увольнением работников с предприятий по собственному желанию и инициативе администрации. Причины увольнений весьма разнообразны, носят и объективный, и субъективный характер. В переходный период причинами увольнения работников по собственному желанию стали финансовое состояние предприятия, его размер (малое, крупное), форма собственности (государственное, приватизированное, выкупленное частными лицами). Коэффициент увольнения и доля уволенных в связи с сокращением выше на приватизированных предприятиях, чем на частных или государственных.
Добровольная безработица — вид безработицы, когда часть трудоспособного населения не желает работать при установившемся уровне оплаты труда.
Вынужденная безработица — форма безработицы, когда работники, готовые работать за более низкое вознаграждение, чем то, которое получают имеющие работу, все равно не могут найти место.
Безработица может быть открытой и скрытой, долгосрочной и краткосрочной.
Скрытая безработица — форма безработицы, характеризующаяся неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день. Она чаще всего возникает в условиях, когда для сохранения персонала компании хозяева или управляющие, не имея возможности занять работников на полный рабочий день, идут на сокращение рабочего времени. К долгосрочной безработице относятся циклическая и структурная, а к краткосрочной — сезонная и фрикционная. Имеют место в экономике страны повторная (периодическая) и «застойная» безработица, учитывающая лиц, отчаявшихся найти работу и окончательно выбывших из числа рабочей силы [3].
Таким образом можно сделать выводы, что безработица — социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним». По определению Международной организации труда (МОТ) — безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда. Численность безработных в каждый конкретный период зависит от цикла и темпов экономического роста, производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуацию.
1.3 Причины возникновения безработицы и ее последствия
Причины такого явления в экономике, как безработица, крайне разнообразны, и их имеется огромное количество. В общем, они таковы:
— Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
— Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
— Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
— Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
— Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.
Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно, угроза массовой безработицы.
Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал широкому распространению «выводиловки» в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе. Одним словом, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица. Директора государственных предприятий нередко и по сей день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело — частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, а скрытой.
Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми, лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это — еще один канал, пополняющий безработицу.
Третья причина. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и, в конечном счете, — кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис — еще один фактор, питающий безработицу.
Четвертая причина. Рыночные реформы ведут к успеху, только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом.
Последствия безработицы, несомненно, являются серьезной проблемой. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.
Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются.
Появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.
Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.
I. Социальные последствия безработицы
Отрицательные
1. Обострение криминогенной ситуации.
2. Усиление социальной напряженности.
3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
4. Увеличение социальной дифференциации.
5. Снижение трудовой активности.
Положительные
1. Повышение социальной ценности рабочего места.
2. Увеличение личного свободного времени.
3. Возрастание свободы выбора места работы.
4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.
II. Экономические последствия безработицы
Отрицательные
1. Обесценивание последствий обучения.
2. Сокращение производства.
3. Затраты на помощь безработным.
4. Утрата квалификации.
5. Снижение жизненного уровня.
6. Недопроизводство национального дохода.
7. Снижение налоговых поступлений.
Положительные
1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.
Безработица — опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили) [4].
Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости
1.4 Методы борьбы с безработицей и пути ее преодоления
Абсолютно ясно одно: с безработицей можно и нужно бороться. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Методы борьбы определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Общие меры по сокращению безработицы следующие:
— Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);
— Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);
— Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);
— Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям
— Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);
— Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.
Какие именно меры следует предпринимать, чтобы в нашей стране безработица стала менее острой проблемой?
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Основная задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики — максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения. Цель этой программы является обеспечение продуктивной занятости, снижение уровня безработицы, выравнивание диспропорции спроса и предложения рабочей силы, повышение качества рабочей силы.
Задачи Программы:
— Осуществление мер, стимулирующих рост уровня занятости населения;
— Содействие занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной помощи, квотирование рабочих мест для инвалидов;
— Информационная поддержка политики занятости населения в регионе.
Основные направления и механизм реализации Программы:
1) Меры, стимулирующие рост уровня занятости населения.
Рост занятости населения будет обеспечиваться через создание новых и дополнительных рабочих мест в отраслях экономики путем:
— Реализации государственных и отраслевых программ, привлечения внутренних и внешних инвестиций, выделения кредитных ресурсов под проекты, предусматривающие создание новых рабочих мест;
— Организации социальных рабочих мест для целевых групп, развития временной занятости на общественных работах.
2) Меры по сбалансированности спроса и предложения рабочей силы
Для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы необходимо совершенствование мониторинга спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда.
В этих целях предполагается:
— Прогнозировать спрос и предложение на рынке образовательных услуг по подготовке специалистов;
— Осуществлять мониторинг спроса на рабочую силу с целью определения потребности работодателей в рабочей силе;
— Повышать конкурентоспособность на рынке труда лиц, ищущих работу за счет профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных;
— Развивать профессиональную ориентации школьников, повышать их мотивацию к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
3) Организация занятости целевых групп населения
Осуществление мер по содействию занятости целевых групп населения будет обеспечиваться за счет:
— Создания социальных рабочих мест;
— Приоритетного права при направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку и общественные работы;
— Содействия трудоустройству на текущие вакансии;
— Профессиональной ориентации, информирования и консультирования;
— Установления квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
— Проведения мониторинга занятости целевых групп населения;
— Взаимодействия уполномоченных органов и органов уголовно-исполнительной системы;
— Предоставления органам уголовно — исполнительной системы перечня профессий, специальностей, пользующихся спросом на рынке труда с целью организации обучения лиц, отбывающих наказание.
4) Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться за счет:
— Создания благоприятных условий, увеличения возможности кредитования субъектов малого бизнеса;
— Развития частной сферы услуг и гибких форм занятости, национальных промыслов;
— Поддержки трудовой и предпринимательской инициативы лиц, желающих открыть свое дело, направления безработных на обучение с целью дальнейшей ориентации их на самостоятельное создание рабочего места.
5) Организация гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных.
Организация гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребностей на рынке труда будет проводиться путем повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда через их профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку.
6) Организация и совершенствование общественных работ. В связи с приоритетным развитием общественных работ предполагается расширение и ориентация общественных работ на улучшение санитарно — эпидемиологического состояния населенных пунктов, участие в проведении ремонтов объектов социально-культурного назначения, в проведении общественно значимых мероприятий.
7) Меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости.
Местными исполнительными органами будет продолжена работа по:
— Активизации работы по сбору информации о имеющихся вакансиях;
— Информированию населения и работодателей о ситуации на рынке труда;
— Консультированию лиц, испытывающих трудности в поиске работы;
— Направлению на профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации безработных с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда и повышение качества обучения, включая целевые группы;
— Проведению мониторинга спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
— Реализации активной политики занятости путем создания новых рабочих мест, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, содействия в трудоустройстве безработных, развития эффективности общественных работ с учетом их экономической и общественной значимости.
8) Взаимодействие уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости. Интеграция деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда будет осуществляться путем:
— Расширения взаимодействия уполномоченных органов с частными агентствами занятости и неправительственными организациями в сфере содействия трудоустройству;
— Развития системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;
— Взаимодействия по вопросу содействия трудоустройства выпускников организаций образования между уполномоченными органами, организациями образования и работодателями.
В настоящее время правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами с участием представителей работников и работодателей на основе индикативных планов социально-экономического развития разрабатываются и утверждаются программы занятости населения, предусматривающие:
1) Меры, стимулирующие рост уровня занятости населения;
2) Меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы;
3) Организацию занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
4) Поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места;
5) Организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребности на рынке труда;
6) Организацию и совершенствование общественных работ;
7) Меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости;
8) Интеграцию деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда;
9) Совершенствование информационной базы данных по вопросам занятости;
10) Создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ [4].
Таким образом можно сделать выводы, что Казахстан принимает активные меры по борьбе с безработицей. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму, чем и занимается сейчас наше государство. Основная задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики — максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения. Политика занятости была и остается самой действенной социальной политикой.
2. Закон Оукена
2.1 Этапы жизни и написанные труды Артура Оукена
Артур Оукен родился в 1928 г. Начало его карьеры связано с Колумбийским университетом, где он получил степень бакалавра (1949 г.) и степень доктора философии (1956 г.). В 1952 г. Оукен начал преподавать в Йельском университете, а в 1963 г. получил там пост профессора экономики. В 1961-1962 гг. Оукен работал в Вашингтоне в качестве штатного экономиста Совета экономических консультантов президента Кеннеди. При Джонсоне Оукен вернулся на государственную службу сначала в качестве члена Совета, а затем — его председателя. В 1969 г. Оукен пришел в Brookings Institute в качестве старшего научного сотрудника и проработал там вплоть до самой своей смерти (1980 г.), одновременно опубликовав книги «Политическая экономя процветания» (‘The Political Economy of Prosperity’, Brookings Institutions, 1970), и «Равенство и эффективность: большая дилемма» (‘Equality and Efficiency: The Big Tradeoff’, Brookings Institutions, 1975) и выполняя обязанности соредактора периодического научного журнала ‘Brookings Papers on Economic Activity’, который быстро занял лидирующее положение среди изданий, публикующих статьи по вопросам макроэкономики. В 1979 г. работы Оукена по политической экономии были удостоены почетной премии Фрэнка Сейдмана. В 1980 г. Оукен скончался.
Его основная книга по макроэкономике была опубликована уже после смерти автора под названием «Цены и количества: макроэкономический анализ» (‘Prices and Quantities: A Macroeconomic Analysis’, 1981). Эта книга представляет собой одну из наиболее тщательных из всех известных сегодня попыток ответить на вопрос, который когда-то поднял Дж.М. Кейнс: почему рынки в развитых экономиках имеют тенденцию приспосабливаться к изменениям спроса и предложения не за счет изменения цен, а за счет изменения количеств, в результате чего безработица не приводит к снижению заработной платы, а избыточная мощность (а избыток товаров), соответственно, не приводит к более низким ценам.
При жизни Оукен был более всего известен благодаря открытой им эмпирической зависимости, существующей в американской экономике, которая с тех пор называется ‘законом Оукена’. В своей знаменитой статье «Потенциальный ВНП: измерение и значимость» (‘Potential GNP: Its Measurement and Significance’, 1961), Оукен проанализировал реальный валовой национальный продукт США в 1950 г. в начале войны с Кореей, когда и безработица, и инфляция были на минимальном уровне, и экстраполировал объем национального производства этого года на будущее, учтя долговременную тенденцию к усовершенствованию производства (технический прогресс). Это дало ему предельные значения этих показателей в пятидесятые годы с полной загрузкой производственных мощностей и полной занятостью (отсутствием безработицы). Затем Оукен определил какую часть реальный валовой национальный продукт, полученный после 1950 г, составляет от этого потенциального валового национального продукта и сравнил полученное соотношение с ежегодными изменениями уровня безработицы. В результате он установил, что если первая величина изменяется на 3%, вторая изменяется на 1% в противоположную сторону; иными словами, увеличение уровня безработицы на 1% соответствует падению отношения фактического валового национального продукта к потенциально возможному (теоретическому) на 3%, т.е. в данном случае эластичность объема национального продукта по безработице равна 3 (эластичность Оукена). Эта зависимость настолько отчетливо проявилась в американской экономике 60-ых, 70-ых и 80-ых годов, что ее с полным правом можно назвать законом. Конечно, нужно при этом помнить, что это всего лишь приблизительный подсчет, который в один прекрасный день может не оправдать ожиданий, что, собственно, уже и произошло: в последние годы в США эластичность Оукена определена на уровне 1,5.
В тех случаях, когда коэффициент Оукена — отношение реального валового национального продукта к потенциально возможному — равно 1, т.е. когда американская экономика действует в условиях максимально возможной занятости населения, как было, например, в 1964 и 1972 годах, наблюдаемый уровень безработицы в США составляет 5,2 — 5,6% от трудовых ресурсов. Разница между уровнем роста экономики и уровнем ее инфляции — реальной скоростью ее экономического роста — часто называют ‘индексом Оукена’. Именно поэтому уровень безработицы, равный примерно 5,5%, часто описывается как эмпирическое значение Фридмановского ‘естественного уровня безработицы’ — такого уровня безработицы, который совместим со стабильным уровнем инфляции цен и заработной платы.
Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1 %, то фактический объем производства будет ниже потенциального на величину -2,5 % (эта величина в работах различных экономистов колеблется от 2,5% до 3%).
Отношение 1: 2,5 есть отношение уровня безработицы к основанию объема ВНП. Оно позволяет вычесть абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы.
Например, в 1983 г. в США уровень безработицы составлял 9,5%, что на 3,5% выше естественного уровня. Умножив эти 3,5% на коэффициент Оукена, получим, что отставание реального объема ВНП от потенциального составит 8,75%. Если номинальный объем ВНП в 1983 г. составил 3300 млрд. дол., то в результате несложных арифметических действий (3300 х 8,75) выясним, что общество недополучило продукции почти на 290 млрд. дол.
В действии закона Оукена есть и вторая сторона: ежегодный прирост реального ВНП на уровне приблизительно 2,7% удерживает безработицу на постоянном уровне. Каждое дополнительное сокращение темпов прироста ВНП на 2% вызывает рост безработицы на 1%.
Безработица, таким образом, пагубно сказывается на всей экономической жизни общества. Она, прежде всего ведет к экономическим потерям, снижает уровень реального, фактического выпуска национального продукта.
Для людей безработица оборачивается полной или частичной потерей доходов, снижением уровня жизни. Она ведет к возрастанию преступности, повышению смертности, числа психических заболеваний. В целях смягчения этой социальной проблемы государство субсидирует средства на поощрение частичной занятости или работы неполную рабочую неделю. В качестве средства для сокращения «избыточного» населения обычно используется метод «разделения рабочих мест», когда одно и то же рабочее место представляется двум рабочим с понижением заработной платы. За это компании пользуются налоговыми льготами.
Для уменьшения безработицы практикуются и «досрочный» выход на пенсию в период реконструкции функционирующих рабочих мест и расширение занятости за счет универсализации представляемых потребителям услуг. Безусловно, такой метод ведет к росту показателей часовой производительности труда, что означает более высокие темпы прироста добавленной стоимости в сравнении с доходом рабочих.
Важным способом преодоления относительного перенаселения является создание и расширение профессиональной подготовки и трудоустройства безработных. Так, в Англии функционируют программы:
1. для длительно-безработных;
2. для безработной молодежи;
3. для безработных старше 30 и старше 45 лет;
4. подготовки специалистов для наукоемких отраслей промышленности и т.д.
Кроме того, работают специальные клубы для безработных, где дают советы, рекомендации по прохождению собеседования, тесты при приеме на работу, помогают в поиске вакантных мест, представляют бесплатные канцелярские принадлежности и телефоны для поиска работы.
В развитых странах широко практикуется представления социальной помощи безработным в виде материального пособия. Для его получения необходим стаж по основной работе или общественная работа (уход за больными, престарелыми, инвалидами, благоустройство города и т.д.). Для получения пособия необходимо внесение страхового взноса в зависимости от заработка. Сроки выплаты пособия строго ограничены. Так, максимальный срок получения пособия в США — 26_30 недель, в Японии — 40 недель.
В некоторых развитых странах наряду с пособием по безработице выплачиваются еще и дополнительные пособия, которые предоставляются только после проверки «на нуждаемость», т.е. изучение состава семьи, наличия иждивенцев, стажа и сферы трудовой деятельности, наличие государственных наград.
Итак, существование безработицы выдвигает проблему социальной защищенности населения, на которую обращают особое внимание во всем мире со второй половины XX века. Дело в том, что рыночная система совершенно не гарантирует постоянную занятость рабочей силы. Отсюда государство создает систему социальной защиты, обеспечивающую уровень доходов населения, превышающий 50 % их общего объема.
Социальная защита впервые возникла в 1883 г. в Германии, в 1911 г. в Англии, в 1935 г. в США. Особого успеха она достигла в скандинавских странах. В Финляндии, например, пожилые люди одновременно могут получать 3 вида пенсии: по старости — от государства, пенсию по месту работы — от фирм, и из пенсионного фонда, выделяемого государством, в формировании которого принимал участие сам пенсионер.
Еще более уникальна структура социального страхования в Швеции. На долю взносов лиц, получающих пенсию, приходится всего 1 % активов пенсионного фонда, а остальные 99 % исходят: от государства — 27 %, местных органов власти — 31 %, предпринимательских фирм — 41 %.
Отрицательная связь между уровнем безработицы и темпами экономического роста получила название «закон Оукена» в честь американского экономиста Артура Оукена, установившего эмпирическую зависимость между этими параметрами в начале 1960?х.
Установленную зависимость он выразил формулой:
Где:
Yf — реальная величина национального дохода полной занятости.
Y — реальная величина национального дохода.
(Yf — Y) — «конъюнктурный разрыв»
— параметр Оукена
U — фактический уровень безработицы.
U* — естественный уровень безработицы.
(U-U*) — уровень конъюнктурной безработицы.
Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена: если конъюнктурная безработица растет на 1 пункт, то конъюнктурный разрыв увеличивается на пунктов.
То есть описана взаимосвязь изменения уровня безработицы с разрывом между фактическим и потенциальным объемами ВВП. Оукен связывал это с тем, что при появлении конъюнктурной безработицы:
не все уволенные регистрируются в качестве безработных;
часть оставшихся на работе переводится на сокращенный рабочий день;
снижается средняя производительность труда из-за наличия скрытой безработицы на производстве. [5].
2.1 Расчет коэффициента Оукена
Согласно многим расчетам, проводившимся на интервалах с 1948 года (с этого времени появилась квартальная статистика ВВП для США) и по настоящее время, прирост ВВП, при котором не происходит изменения уровня безработицы, составляет в среднем около 3% годовых.
Эта величина может быть истолкована как результат роста экономически активного населения, капиталовооруженности и совокупной производительности факторов производства (или, если угодно, научно-технического прогресса, что не то же самое, но близко).
Изменению нормы безработицы на 1 процентный пункт соответствует отклонение роста реального ВВП на 2 пункта от этого уровня.
Но это американский вариант. Для проверки действия закона в России воспользуемся статистическими данными:
1) Сначала посмотрим на левую часть формулы.
Нам нужно посчитать величину конъюнктурного разрыва. Для этого следует знать потенциально возможный при данной технике объем производства Yf — национальный доход полной занятости, и фактический национальный доход Y.
Год |
(Y) фактическое |
(Yf) при полной занятости |
||||
2002 |
10830,5 |
11707,77 |
||||
2003 |
13243,2 |
14196,71 |
||||
2004 |
17048,1 |
18292,61 |
||||
2005 |
21625,4 |
23117,55 |
||||
2006 |
26903,5 |
28463,9 |
||||
2007 |
33111,4 |
35197,42 |
||||
Теперь считаем разрыв:
Разрыв |
|
877,2705 |
|
953,5104 |
|
1244,5113 |
|
1492,1526 |
|
1560,403 |
|
2086,0182 |
|
Сейчас мы можем узнать значения левой части формулы, поделя конъюнктурный разрыв на национальный доход полной занятости:
2002 |
8,10% |
|||
2003 |
7, 20% |
|||
2004 |
7,30% |
|||
2005 |
6,90% |
|||
2006 |
5,80% |
|||
2007 |
6,30% |
|||
Данные считаются в процентах для удобства дальнейших преобразований.
2) Далее следует высчитать уровень конъюнктурной безработицы. Для этого нужно узнать фактический и естественный уровни безработицы:
естественная норма безработицы |
фактическая безработица |
||
5896,49 |
6155 |
||
5438,631 |
5683 |
||
5515,125 |
5775 |
||
4963,224 |
5208 |
||
4759,048 |
4999 |
||
4020,4 |
4232 |
||
Теперь уровень конъюнктурной безработицы:
конъюнктурная безработица |
В % |
||
258,51 |
4, 20% |
||
244,369 |
4,30% |
||
259,875 |
4,50% |
||
244,776 |
4,70% |
||
239,952 |
4,80% |
||
211,6 |
5,00% |
||
Получены все необходимые данные для расчета коэффициента Оукена. Он будет равен отношению конъюнктурного разрыва, деленного на национальный доход полной занятости, к конъюнктурной безработице.
Коэффициент Оукена |
Год |
|
1,78 |
2002 |
|
1,56 |
2003 |
|
1,51 |
2004 |
|
1,37 |
2005 |
|
1,14 |
2006 |
|
1, 19 |
2007 |
|
Среднее будет равно 1,43. Это значит, что каждый процент конъюнктурной безработицы уменьшал фактический объем ВНП на 1,43% по сравнению с ВНП полной занятости.
Во время предыдущего спада 1990-1998 годов, который, если судить по динамике ВВП, был намного глубже нынешнего, проблема безработицы вроде бы ощущалась менее остро. А что может сказать по этому поводу статистика? Насколько выросла гибкость занятости по отношению к объему производства за межкризисное десятилетие?
Эластичность нормы безработицы по ВВП, подсчитанная за период с 1995?го по 2008 год, составляет около 2. То есть при падении ВВП на 10% норма безработицы в среднем росла примерно на 20% (именно процентов, а не процентных пунктов!), то есть вместо, скажем, 7 становилась 8,4%. Реакция, как видим, в целом необычайно слабая. Это, по всей вероятности, связано с тем, что для определения средней эластичности критически важным здесь оказывается период 1995-1998 годов, на который пришлись наиболее глубокие изменения и в ВВП, и в занятости. А это еще совсем другая экономика, с малоэластичной занятостью. Множество людей предпочитало оставаться на прежнем рабочем месте, получая копейки, в надежде пережить трудные времена, и таких же, еще «советских» принципов занятости в целом придерживалось руководство предприятий.
Безработица как одна из главных социальных проблем рыночного общества