Учебная работа. Анализ современного состояния рынка продовольствия в Республике Узбекистан и обеспечение продовольственной безопасности № 3255

Учебная работа. Анализ современного состояния рынка продовольствия в Республике Узбекистан и обеспечение продовольственной безопасности № 3255

/ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Кафедра товароведения и таможенной экспертизы ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему «Анализ современного состояния рынка продовольствия в Республике Узбекистан и обеспечение продовольственной безопасности» Москва 2010 Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Сущность, состояние и уровень продовольственного обеспечения и продовольственной безопасности
  • 1.1 Критерии продовольственной самообеспеченности и безопасности национальной экономики
  • 1.2 Оценка продовольственной безопасности Узбекистана
  • 1.3 Качественно-количественная определенность продовольственного обеспечения и продовольственной безопасности
  • Глава 2. Рыночная трансформация национальной экономики и её влияние на состояние продовольственной безопасности
  • 2.1 Анализ состояния рынка производства продовольствия в Узбекистане
  • 2.2 Механизм достижения продовольственной безопасности в рыночной экономике
  • 2.3 Особенности реформирования системы АПК на макро и мезо уровнях (зарубежный опыт)
  • Глава 3. Проблемы таможенно-тарифного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности республики Узбекистан
  • 3.1 Особенности проведения таможенно-тарифной политики при обеспечении продовольственной безопасности Республики Узбекистан
  • 3.2 Анализ вступления Республики Узбекистан во Всемирную Торговую Организацию и ее влияние на продовольственную безопасность
  • 3.3 Анализ внутренней поддержки сельскохозяйственного производителя в Узбекистане
  • 3.4 Основные направления реформы внешнеторговой политики Узбекистана в процессе обеспечения продовольственной безопасности. Таможенное администрирование
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Введение Актуальность исследования. Рыночная трансформация рациональной экономики Узбекистана сопровождается усилением негативных тенденций в производстве продовольствия, сокращением межрегионального обмена и расширением агрессивного продовольственного импорта, снижающих степень продовольственной безопасности на макро — и мезоуровнях экономики. [12]. Усиление конкурентных преимуществ отечественного продовольственного комплекса вследствие некоторого снижения курса национальной валюты — сума создает условия для повышения степени самообеспеченности продовольствием Узбекистана. Это ставит задачу поиска эффективных методов регулирования межрегиональных и экспортных потоков продовольствия, прежде всего, из индустриально-аграрных восточных регионов (Ферганский экономический район) в другие территории Узбекистана. Достижение продовольственной самообеспеченности страны на макроуровне невозможно без структурной перестройки агропромышленного комплекса (АПК) и формирования цивилизованного агропродовольственного рынка. [15]. Остро вставшая после либерализации цен в 1992 г., прежде всего, на продовольствие, проблема недостатка качественных отечественных продуктов питания была быстро решена агрессивным импортом продовольствия, составлявшем до 2000 г. более трети потребляемого населением Узбекистана продовольствия, а в мегаполисах Ташкент и Самарканд — до 60%. В ходе проводимых реформ ситуация в агросфере значительно улучшилась, однако многие институциональные преобразования так и остались незавершенными, то обусловлено рядом социальных и политических ограничений, способствующим новому росту импорта, в том числе и продовольственного: при росте ВВП в 2007г. на 9,5%, экспорт вырос лишь на 40,7%, а импорт увеличился на 8,5%. [15] В 2006 году наблюдался существенный спад экспорта. . Обратный эффект импортоориентированной продовольственной политики на оставшихся один на один с рынком отечественных сельхозтоваропроизводителей, потерявших конкурентное преимущество массированной государственной поддержки в плановой экономике, негативно проявился в разрушении отечественного животноводства, птицеводства, снижении в целом производства сельскохозяйственной продукции. В силу этого становление в стране рыночной экономики с её ориентацией на повышение степени открытости остро поставило вопрос о поддержании государством продовольственной безопасности страны, основным рычагом которой выступает самообеспеченность продовольствием. Защита внутреннего рынка и выравнивание условий производства — неизбежные компоненты экономической политики любого государства. Агропродовольственная сфера традиционно является зоной высокого уровня защиты. Правительства индустриально развитых стран придают первостепенное значение обеспечению продовольственной безопасности государства на основе достижения самообеспеченности максимально возможным ассортиментом продовольственных товаров. Допустимый размер импортной зависимости в отношении продовольствия каждое государство определяет, исходя из объема валютных ресурсов и масштабов неудовлетворенного платежеспособного спроса населения на продукты питания. Только после введения плавающего обменного курса в 2004 г., ситуация в агропродовольственной сфере стала изменяться в лучшую сторону. [12]. В настоящее время становится все более очевидным, что решение накопившихся в сельском хозяйстве проблем методами либерализации агропродовольственных рынков без коренных структурных преобразований в направлении достижения продовольственной самообеспеченности не позволяет повысить уровень продовольственной безопасности страны и её регионов. Это подтвердили итоги 2007 года, так, по данным Госкомстата республики, [68], — во всех категориях хозяйств намолочено в первоначально-оприходованном весе 6771,8 тыс. тонн зерна, в том числе 6325,9 тыс. тонн зерноколосовых культур, из них 6197,4 тыс. тонн пшеницы. Государственные закупки зерноколосовых культур составили 2426,2 тыс. тонн, в том числе 2385,7 тыс. тонн пшеницы; накопано 1188,1 тыс. тонн картофеля (рост на 16,4 процента больше), собрано овощей-4669,9 тыс. тонн (на 8,8 процента), бахчей — 840,0 тыс. тонн (на 12,9 процента), плодов и ягод — 1269,1 тыс. тонн (на 7,3 процента), винограда — 880,3 тыс. тонн (на 9,6 процента) www.stat. uz Итоги социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2007 году. . Учитывая прирост населения (в 2007 г. около 1,5% к в 2006г.) и его растущие потребности ставит вопрос об обеспечении экономической безопасности отечественного сельского хозяйства. [64]. Очевидно, что решение проблемы продовольственной безопасности начинается на мезоуровне национальной экономики, где она проявляется в уровне обеспеченности населения региона продовольствием. В силу этого возникает необходимость реализации принципов системного подхода к разработке механизма обеспечения продовольственной безопасности на основе поддержания самообеспеченности страны продовольствием и обеспеченности населения ее регионов. В связи с этим особую актуальность приобретает теоретическое осмысление осуществленной трансформации аграрной сферы и разработка концепции реформирования региональной аграрной политики на основе комплексной оценки индикаторов продовольственной обеспеченности и безопасности, а для индустриально-аграрных и аграрных регионов — и самообеспеченности. Помимо этого, становится актуальным вопрос использования таможенно-тарифного регулирования продовольственных потоков из-за рубежа. Степень разработанности проблемы. Различные аспекты проблем обеспечения продовольственной независимости и обеспечения продовольственной безопасности представлены в трудах отечественных и зарубежных ученых. рынок продовольственная безопасность узбекистан В научной литературе достаточно глубоко охарактеризованы специфические особенности развития сельского хозяйства в условиях переходного периода в работах В. Башмачникова, О. Белокрыловой, А. Емельянова, В. Гарькавого, Ю. Дадабаева, М. Икрамова, Р. Гумерова, В. Добрынина, Н. Кетовой, Р. Косимова, В. Кузнецова, М. Трейси, В. Овчинникова, Г. Романенко, Н. Сирожиддинова, А. Тарасова, У. Тухлиева, Г. Шмелева, А. Шутькова. Различные аспекты экономической и продовольственной безопасности проанализированы в трудах В. Боева, Н. Болибока, С. Глазьева, В. Демьяненко, Г. Конвея, У. Лиферта, Н. Махмудова, М. Турсунходжаева, З. Худайбердиева, А. Хикматова. Вопросы генезиса экономических отношений в аграрном секторе и институциональных преобразований в АПК проанализированы С. Гуламовым, М. Гафуровым, Л. Ишмухаммедовой и др. Однако вне поля зрения ученых-экономистов остается анализ взаимосвязи продовольственной обеспеченности, самообеспеченности и безопасности на различных уровнях экономической системы, формирующий единство методологии разработки механизмов региональной и национальной продовольственной безопасности с учетом таможенно-тарифной политики государства. Объектом исследования выступает агропродовольственный комплекс, функционирующий в новых экономических условиях на макро — и мезоуровнях и обеспечивающий продовольственную безопасность на основе самообеспеченности аграрных и индустриально-аграрных регионов и продовольственной обеспеченности ресурсных и индустриальных регионов система обеспечения продовольствием национальной экономики Узбекистана. Предметом исследования выступают отношения экономических субъектов по поводу достижения продовольственной самодостаточности и безопасности региона с развитым аграрным сектором в условиях повышения степени открытости в целях обеспечения продовольственной безопасности государства. Целью дипломного исследования является проведение всестороннего анализа состояния продовольственного рынка Узбекистана, на основе теоретического анализа процессов трансформации агропродовольственного сектора экономики в условиях реформирования социально-экономической системы выявить качественно новые системные взаимосвязи продовольственной обеспеченности, самообеспеченности и безопасности и разработать механизмы достижения продовольственной обеспеченности и безопасности на макро — и мезоуровнях экономики с использованием таможенно-тарифных инструментов. Задачи дипломного исследования. Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач: Ш Определить критерии продовольственной самообеспеченности и безопасности национальной экономики; Ш Охарактеризовать качественно-количественную определенность продовольственного обеспечения и продовольственной безопасности; Ш Проанализировать тенденции современного состояния производства продовольствия в Республике Узбекистан Ш Провести мониторинг состояния рынка производства продовольствия в Узбекистане; Ш Выявить механизм достижения продовольственной безопасности в рыночной экономике; Ш Рассмотреть таможенно-тарифную политику при обеспечении продовольственной безопасности государства; Ш Изучить последствия вступление Узбекистана в ВТО и ее влияние на продовольственную безопасность; Ш Проанализировать основные направления реформы внешнеторговой политики Узбекистана в процессе обеспечения продовольственной безопасности. Научно-методологическую основу исследования составляют: диалектическое взаимодействие экономических процессов и явлений; научные выводы и практические обобщения отечественных и зарубежных ученых в области обеспечения продовольственной безопасности. Использованы системный и сравнительный подходы, методы статистического анализа эмпирических данных, диалектический метод, принципы единства исторического и логического, формы и содержания. Информационной базой работы являются законодательные акты и нормативные документы, материалы государственной статистики, бюджетных комитетов палат Олий Мажлиса (парламента) Республики Узбекистан, методические разработки Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, материалы Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан. В качестве эмпирического материала использованы статистические данные о социально — экономическом развитии Узбекистана за последние годы, прогнозные разработки бюджетных параметров. Структура дипломного исследования обусловлена поставленными целями, задачами и логикой исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения В работе использованы 18 таблиц, 14 рисунков, 3 приложения.

Глава 1. Сущность, состояние и уровень продовольственного обеспечения и продовольственной безопасности

1.1 Критерии продовольственной самообеспеченности и безопасности национальной экономики Рост населения, обострение проблемы голода в развивающихся странах выдвинули во второй половине ХХ в. среди глобальных проблем человечества продовольственную проблему, различные аспекты решения которой в последнее десятилетие активно обсуждаются в отечественной научной литературе и периодической. Особо обострилась эта дискуссия с началом трансформации плановой экономики в рыночную, одним из первых этапов которой была либерализация внешней торговли, обусловившая агрессивный экспорт в страны СНГ, в том числе и в Узбекистан, дешевого иностранного продовольствия, практически разрушившая отечественное животноводство и поставившая проблему продовольственной безопасности. Это обусловлено тем, что насыщенность рынка продовольствием животного происхождения остается достаточно высокой при снижении доходов и катастрофическом падении отечественного птице — и животноводства. Решение продовольственной проблемы за счет снижения продовольственной безопасности актуализирует необходимость теоретического анализа самообеспеченности и ее взаимосвязи с продовольственной безопасностью на макроуровне национальной экономики. В своем труде «Узбекистан, устремленный в 21 век» [12] Президент Узбекистана отмечает, что «Категория «самообеспеченность» как категория макроэкономического уровня отражает продовольственную независимость государства и определяется, как способность национальной экономики покрывать внутренние потребности в продовольствии за счет собственного агропроизводства. Самообеспеченность является категорией второго уровня по отношению к обеспеченности, количественно определяемой среднедушевым уровнем потребления продовольствия в стране, регионе и др.». В силу этого, по нашему мнению, основными субъектными сторонами отношения, характеризуемого категорией «продовольственная самообеспеченность», выступают потребители продовольствия (население, пищевая промышленность), продавцы (сельхозтоваропроизводители, фирмы перерабатывающей сферы агропромышленного комплекса (АПК) и маркетингового сектора и государство, осуществляющее регулирование продовольственных рынков). Отношения между этими институционализированными субъектами по поводу объекта — потребностей населения в продовольствии, удовлетворяемых за счет отечественного производства не менее чем на 80%, а в стратегических его видах — хлеб, крупы, макаронные изделия, мясо, овощи на 100% — составляют содержание категории «продовольственная самообеспеченность». Безусловно, уровень продовольственной самообеспеченности, исчисляемый как отношение внутреннего потребления продовольствия к объемам национального производства продуктов питания, для различных государств и продуктов неодинаков. Он определяется платежеспособным спросом населения на продовольствие, уровнем развития агропромышленного комплекса и размерами его товарных ресурсов, степенью выгодности и надежности международных продовольственных связей. По международным критериям, продовольственная независимость достигается при 80% -ом потреблении отечественного продовольствия New Directions in Federal Economic Development Programs // Explorations in Economic Research. — 1977. — Vol. 4. — №3. , что и обусловило включение этого критерия в содержательную характеристику анализируемой категории. Ряд отечественных экономистов также оценивают критерий достижения полной продовольственной самообеспеченности страны, когда до 80% продуктов питания производится собственными силами. Таким образом, показатель самообеспеченности продовольствием представляет собой отношение рациональных норм потребления (как и в показателе обеспечения), но к фактическому внутреннему производству продуктов питания. Он является критическим при определении приоритетов аграрной политики. Уровень продовольственной самообеспеченности может быть сравнительно высоким и в слаборазвитых странах, если платежеспособный спрос населения при явно недостаточном потреблении продовольственных товаров ниже, чем их производствоАлтухов А., Вермель Д. Продовольственное самообеспечение страны: проблемы и перспективы // АПК: экономика, управление. 1999. № 1. . Например, сравнение производства продовольствия на душу населения в 1995 г. и в 1981 г. показывает спад на 1,7% в Южной Корее, на 12,4% — в Японии, на 33,5% — в Ботсване, на 58% — в Сингапуре. Однако в этих странах не наблюдался рост продовольственной необеспеченности, так как там имело место быстрое увеличение реальных доходов на душу населения. Получение гражданами названных стран возросших доходов расширило их возможности в обеспечении продовольствием в условиях снижения его внутреннего производства за счет расширения продовольственного импорта. В противоположность этим странам, несмотря на незначительное падение или его отсутствие в производстве продовольствия на душу населения в Анголе (спад на 3,2%), Судане (прирост на 7,7%) или Буркина-Фасо (прирост на 29,4%), последние пережили значительный голод в силу общей бедности населения. Возвращаясь к теоретическому анализу категории «самообеспеченность», следует подчеркнуть, что многие западные экономисты, в частности, У. Лиферт Lifert W. Policy reform, market stability and food security // Food policy. — 2000. — Vol. 25. , ставят под сомнение возможности национальной аграрной политики по полному обеспечению населения страны продовольствием. Учитывая это замечание, по нашему мнению, наша страна с учетом огромного аграрного потенциала должна стремиться к достижению полного самообеспечения основными (стратегическими) продуктами питания — зерно, мясо-молочная продукция, овощи и т.д. При этом следует принимать во внимание также международную специализацию и экономическую целесообразность производства абсолютного большинства продуктов питания — ряд продовольственных товаров можно поставлять только из других стран, например, для Узбекистана — кофе, бананы, мандарины и др. экзотические продукты. Проблему продовольственной самообеспеченности нельзя рассматривать в отрыве от общей макроэкономической структуры национального хозяйства, определяющей принадлежность страны к развитым, развивающимся и странам с переходным типом экономики. Развивающиеся страны, сталкивающиеся с проблемой голода, имеют принципиально иную структуру национальной экономики: в ней абсолютно преобладает аграрный сектор. Поэтому для таких стран рост сельскохозяйственного производства означает улучшение макроэкономической динамики, повышение доходов населения и, соответственно, повышение качества питания нации Карлова Н., Серова Е., Тихонова Т., Храмова И. Аграрная реформа в странах с переходной экономикой. М.: ИЭПП, 2001. . В этой связи первоочередной мерой для стран, имеющих аграрную структуру экономики, выступает земельная реформа, направленная на обеспечение доступа основной части сельского населения к земельным ресурсам, что способствует повышению уровня продовольственного потребления, обусловленного рядом факторов: — во-первых, в слаборазвитых экономиках земля представляет основной ресурс сельскохозяйственного производства, так как отсутствуют индустриальные технологии, и предложение сельскохозяйственной продукции на первых стадиях высоко эластично по земле, то есть рост производства прямо пропорционален росту вовлеченной в производство земли; — во-вторых, увеличение производства в самом сельском хозяйстве означает рост потребления основной части населения, которая проживает в деревне. С развитием процессов индустриализации производства связь между земельным распределением и продовольственным потреблением становится все менее очевидной. В более развитых странах с индустриально-аграрной структурой экономики для каждого дальнейшего прироста сельскохозяйственного производства требуется привлечение во все больших масштабах несельскохозяйственного капитала, что, безусловно, не требует более справедливого земельного перераспределения. Необходимы эффективные средства производства для сельского хозяйства, кадры в самом сельском хозяйстве, способные применять высокие технологии, развитая материально-техническая и финансовая инфраструктура для проведения этих технологий в аграрный сектор и т.д. Следовательно, требуется достижение более высокого уровня развитости всей экономической системы в целом. Рост сельскохозяйственного и продовольственного потребления в индустриально-аграрных странах напрямую не связан с ростом потребления, так как производитель этой продукции и ее потребитель уже не персонифицируются одними и теми индивидами. Рост производства в агропродовольственном комплексе ограничивается низкой покупательной способностью населения и отсутствием развитой инфраструктуры доведения продукции до потребителя. Таким образом, проблема продовольственной самообеспеченности стоит и решается в развитых и развивающихся экономиках по-разному. Представители большинства западноевропейских государств признают, что уровень самообеспеченности их стран в продовольствии был бы заметно ниже без крупной финансовой поддержки развития сельского хозяйства со стороны государства. Так, страны Евросоюза (ЕС), благодаря многолетним программам субсидирования фермеров, добились в целом самообеспеченности зерновыми к началу 1990-х годов. В связи с этим зарубежные эксперты отмечают, что в странах с высокоразвитой экономикой и большими экспортными возможностями незначительная зависимость от импорта продовольствия не вызывает особого беспокойства у политического руководства. Например, в 2005 году продовольственная самообеспеченность Италии составляет 79%, Германии — 93%. Однако страны с более значительной импортной зависимостью, а также страны, экономически менее развитые столкнулись с дополнительными трудностями в обеспечении продовольствием при уменьшении финансовой и материальной правительственной помощи сельскому хозяйству. Таблица 1. Уровень самообеспеченности стран ЕС основными продовольственными товарами (в %) The Agricultural Situation in the Community. Bruxelles: EC Comission. 1997.

ПРОДУКТ 1975 1995 Зерновые 91 120 Сахар 91 128 Овощи 94 106 Фрукты 82 85 Цитрусовые 47 70 Вино 103 103 Растительное масло 47 65 Говядина и телятина 96 108 Свинина 100 104 Мясо птицы 102 105 Баранина и козлятина 66 81 Яйца 100 103

Как показывают данные, представленные в таблице 1, европейские страны характеризуются по только полной самообеспеченностью основными (стратегическими) продуктами питания (кроме растительного масла и цитрусовых), но и имеют резервы для экспорта зерна, сахара, овощей, вина, мяса и яиц. Проведенный категориальный анализ продовольственной самообеспеченности позволяет выделить два существенных аспекта в ее содержательной характеристике. Прежде всего, продовольственная самообеспеченность страны зависит от того, насколько она сама себя может обеспечить необходимым количеством пищи, то есть выступает как условие, при котором в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа не возникает продовольственный кризис. Второй аспект включает вопросы качества продукции и возможность потребительского выбора, то есть продовольственная самообеспеченность — это еще и гарантия полноценного разнообразного питания людей на уровне физиологических норм. К числу спорных, дискуссионных вопросов в формирующейся концепции безопасности экономики Узбекистана, на наш взгляд, относятся: — значительная часть авторов под безопасностью понимают состояние потенциальной жертвы объекта опасности; — безопасность часто рассматривается как способность объекта, явления, процесса сохранить свою сущность и основную характеристику в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в самом объекте, явлении, процессе См.: Закон Республики Узбекистан «О безопасности” ; — безопасность представляет собой свойство системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности и призвана защитить каждое из этих свойств системы, так как разрушительное воздействие на любое из этих свойств приведет к гибели системы в целом; — безопасность трактуется как решающее условие жизнедеятельности личности, общества, государства, что позволяет им сохранять и умножать их материальные и духовные ценности; — безопасность в абсолютном своем выражении характеризует отсутствие опасностей и угроз материальной и духовной сферы; — несущим элементом всех понятий выступает угроза как реальный признак опасности, приобретающая качество сущностной характеристики Каримов И.А. Узбекистан, устремленный в XXI век // Правда Востока. 1999. . Таким образом, сравнительный анализ содержательных характеристик категории «безопасность» показывает, что чаще всего под безопасностью понимается гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз Ярочкин В. Секьюритология. Наука о безопасности жизнедеятельности. М.: Ось-89.2000. . Состояние защищенности личности, общества, государства, их интересов, состояние защищенности национальных интересов, устойчивое состояние системы по отношению к неблагоприятным воздействиям и т.д. составляют объект безопасности. Исходя из такой трактовки родового понятия «безопасность» одна из ее видовых категорий — продовольственная безопасность — может быть охарактеризована как право граждан на свободу от голода и право на полноценное питание. Такое право может обеспечить только развитое государство со стабильным экономическим и политическим положением. Исследование проблемы продовольственной безопасности в контексте общей экономической безопасности является актуальной проблемой, так как в ней концентрируются узловые направления экономической политики государства, отражаются складывающиеся тенденции развития сельскохозяйственного производства и аграрного рынка. Поскольку состояние аграрного рынка и положение на нем потребителей определяются в значительной мере в условиях глобализации степенью вовлеченности и зависимости от мирового рынка продовольствия, то механизм государственной аграрной политики используется с учетом внутренних и внешних факторов с целью создания важнейшей системы жизнеобеспечения — продовольственной безопасности. Проблемы продовольственного обеспечения населения всегда являлись предметом пристального внимания государственной политики. Однако термин «продовольственная безопасность» введен в научный оборот в первой половине 1970-х гг. специалистами Международной продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). В настоящее время под продовольственной безопасностью международными организациями понимается доступ всех людей в любое время к продовольствию, необходимому для здоровой и активной жизни. При достижении продовольственной безопасности продукты питания имеются в достаточном количестве, их поставки являются сравнительно стабильными, и каждый нуждающийся человек может получить продовольствиеСоnway G., Barber E. After the Green Revolution. Sustainable Agriculture for Development. London. 1990. . Соответственно, национальная продовольственная безопасность представляет собой такую макроситуацию, при которой все члены общества фактически пользуются правом на достаточное питание или продовольственные ресурсы, и для этого имеется необходимое количество продовольствия. Достижение продовольственной безопасности на уровне домашнего хозяйства возможно при обеспечении надлежащего количества продуктов на конкретной территории, сравнительно устойчивом снабжении ими и гарантировании каждому человеку, нуждающемуся в продовольствии на данной территории, возможности получить его с тем, чтобы вести здоровую и продуктивную жизнь. Следует отметить, что существуют различные подходы к определению термина «продовольственная безопасность» и ее показателей. При традиционном подходе продовольственная безопасность рассматривается как один из аспектов национальной безопасности, ее экономической составляющей. Для наглядной иллюстрации места продовольственной безопасности в структуре безопасности страны используем рис.1. Национальная продовольственная безопасность, прежде всего, является важным элементом экономической безопасности в системе национально-государственной безопасности страны, и в этом качестве характеризует экономическую устойчивость и независимость существующей системы, а так же ее способность обеспечивать элементарные, первичные потребности своих граждан без ущерба национально-государственным интересам. Рис.1. Продовольственная безопасность в структуре национальной безопасности Республики Узбекистан Походы к определению понятия продовольственной безопасности и оценки ее состояния в современной экономической науке неоднозначны (табл.2). Американские специалисты считают, что многие государства в целях самообеспечения продовольствием платят слишком высокую цену в виде субсидий сельскому хозяйству, импортных ограничений, создают слишком большие резервы продовольствия, в то время как продовольственная безопасность должна строиться на принципах отказа от аграрных субсидий и дискриминационных мер формирования потоков продовольственных товаров. С ними не соглашаются специалисты стран Западной Европы и Японии. Япония, ЕС и особенно Швейцария, Швеция и Финляндия придерживаются иной концепции национально-продовольственной безопасности, предусматривающей поддержание определенного уровня продовольственного самообеспечения с использованием государственных программ поддержки. Именно такие меры позволили странам ЕС к началу 80-х годов добиться самообеспеченности зерном. Таким образом, в каждой стране существуют свои национальные, демографические и природно-экономические особенности, влияющие на выбор принимаемых решений в отношении политики продовольственной безопасности. Таблица 2. Подходы к определению понятия продовольственная безопасность и системе показателей ее характеризующих

Авторы Определение Система показателей ФАО (международная продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН) Продовольственная безопасность — состояние экономики, при котором гарантируется обеспечение доступа всех жителей и в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для их активной здоровой жизни. 1. Объем преходящих до следующего урожая мировых запасов зерна к уровню его производства в среднем на душу населения. Он рассчитывается в днях, безопасным считается уровень переходящих запасов, соответствующий 60 дням. 2. Динамика среднедушевого производства зерновых. Данный показатель в развитых странах составил 625 кг, что в 2,7 раза (235 кг) превышает показатель развивающихся стран. Всемирный Совет по продовольствию при ООН, членом которого является Узбекистан Продовольственную безопасность — политика, позволяющая стране достичь наиболее высокую степень самообеспеченности продовольствием в результате интегрированных усилий по увеличению производства необходимых продуктов, улучшения систем снабжения продовольствием, ликвидации недоедания и голода. 1. Уровень самообеспечения страны продовольствием, в том числе по основным продуктам питания, не должен быть ниже 70% от общих объемов потребления в стране. 2. Уровень зависимости от поставок импортного продовольствия, в том числе по основным продуктам питания, не должен превышать 30% от общих объемов потребления в стране. А. Орлов Продовольственная безопасность — состояние, характеризующееся углублением дифференциации доходов и потребления белка животного и растительного происхождения. 1. Предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства продовольствия, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие. 2. Предельно допустимое снижение уровня качества жизни населения, за границами которого появляется опасность возникновения социальных конфликтов. 3. Предельно допустимый уровень снижения расходов на поддержание и воспроизводство природного потенциала, за пределами которого начинаются необратимые разрушения природной среды, потеря необходимых ресурсных источников для возобновления производственных процессов в сельскохозяйственной отрасли экономики. Гумеров Р. Назаренко В. Павлов К. Продовольственная безопасность — это во-первых поддержание снабжения продуктами питания на уровне, достаточном для обеспечения здорового питания населения, во-вторых устранение зависимости страны от импорта, достижение самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией и защита интересов производителей сельскохозяйственной продукции. 1. Критериальные показатели: темпы роста и объем импортируемых товаров; доля импортных товаров на национальном рынке; изменение объемов продаж отечественных товаров; изменение объемов производства отечественных товаров; загрузка производственных мощностей; динамика занятости. 2. Качественные показатели: уровень и динамика потребления основных продуктов питания с учетом их дифференциации по группам населения с различными доходами Биктимирова З. Продовольственная безопасность — доступность основных продуктов питания, которая предполагает наличие необходимого количества продуктов питания и свободного к ним доступа, достаточную покупательскую способность населения. 1. Суточное потребление калорий в процентах к минимальной потребности, не должно быть ниже медицинских норм. 2. Индекс производства продуктов питания на душу населения. 3. Коэффициент зависимости от импорта, не должен превышать 20% от общих объемов потребления в стране.

Таблица составлена автором по итогам анализа источников [16,18,25,26,51,53]

1.2 Оценка продовольственной безопасности Узбекистана Оценка национальной продовольственной безопасности Республики Узбекистан имеет свою специфику, вытекающую из объективного разнообразия природно-климатических условий ведения сельскохозяйственного производства, неравномерности экономического развития, различий в структуре потребления, разной степени зависимости от поставок продовольствия по импорту, особенностей национального режима функционирования внешнеэкономических связей. Тем не менее, можно выделить ее вполне определенные общие критерии и показатели (табл.3.). Соответствующий набор показателей представляет собой показатели двух групп: первые используются для целей стратегического предупреждения — выявление формирующихся угроз и потенциальной возможности их реализации в будущем, вторые для тактического — измерение последствий уже осуществляющихся угроз. Стратегический мониторинг является предпочтительным методом оценки состояния продовольственной безопасности, так его показатели позволяют определить угрозу до окончания ее формирования и расширить спектр вариантов политики и выбор ее инструментов, а устранение угроз путем раннего предупреждение, всегда эффективней, чем устранение последствий. Выбор показателей осуществляется в каждом конкретном случае исходя из поставленных целей и возможности получения необходимой статистической информации. Отечественная статистка не обладает многими показателями оценки продовольственной безопасности, применяемыми в международной практике. Это является свидетельством сложности в проведении оценки. Наиболее информативными представляются показатели, характеризующие качественную и количественную сторону продовольственной безопасности — существующий уровень потребления продовольствия на душу населения, уровень зависимости от поставок импортного продовольствия и уровень самообеспечения страны продовольствием, в том числе по основным продуктам питания. Таблица 3 Показатели оценки продовольственной безопасности

наименование показателя наличие норматива Первая группа, показатели стратегического мониторинга Критериальные показатели («индикаторы тревоги): темпы роста и объем импортируемых товаров доля импортных товаров на национальном рынке изменение объемов продаж отечественных товаров изменение объемов производства отечественных товаров загрузка производственных мощностей динамика занятости нет нет нет нет нет нет Вторая группа, показатели тактического мониторинга Количественные показатели: уровень самообеспечения страны продовольствием, в том числе по основным продуктам питания уровень зависимости от поставок импортного продовольствия, в том числе по основным продуктам питания не должен быть ниже 70% от общих объемов потребления в стране не должен превышать 30% от общих объемов потребления в стране Качественные показатели: уровень и динамика потребления основных продуктов питания с учетом их дифференциации по группам населения с различными доходами медицинские нормы; научно обоснованные социальные нормативы; ранее достигнутые объемы потребления

По данным Госкомстата в Узбекистане на душу населения производится 57-60% объемов зерновых культур по отношению к уровню передовых стран: в экономически развитых странах на душу населения производится 1150 кг, в России — 700-800 кг, в Узбекистане по состоянию на 01.01.2008 года этот показатель составляет всего 249,8 кг. [49,68]. Зерно для превращения в продовольствие требует существенной переработки. Объем зерна может использоваться как характеристика продовольственной безопасности при условии достаточной развитости отечественной мукомольной и хлебопекарной промышленности. Хлеб и хлебобулочные изделия являются одним из основных, доступных по цене продуктов питания в рационе соотечественников. Положение в этих отраслях промышленности характеризуется, прежде всего, недостаточно эффективным использованием производственного потенциала зерноперерабатывающих предприятий в целом по Узбекистану, неудовлетворительной материально-технической базой — более половины оборудования вообще требует замены. Экономическая доступность связана с уровнем доходов людей, заключается в способности приобретать в требуемом количестве качественное продовольствие (Рис.2). Выделены содержательные признаки продовольственной безопасности: ассортимент продовольствия, его достаточный объем и соответствующий уровень качества, фактический уровень доходов, обеспечивающих покупательную способность и необходимый уровень потребления продуктов питания. В ходе исследования выявлено, что продовольственная безопасность предполагает экономическую доступность продовольствия, которая определяется по коэффициенту экономической доступности (Кэд), Рис.2. — Взаимозависимость социально-экономических показателей, определяющих продовольственную безопасность Общий коэффициент доступности продовольствия определяется по следующей формулеМодебадзе Н. Оценка продовольственной безопасности региона // АПК: экономика, управление. 1999. № 12. : . Если этот показатель приближается по величине к единице, то это свидетельствует об уменьшении экономической доступности продовольствия для населения. Уровень потребления продовольствия в стране зависит от уровня доходов населения. Большие различия в доходах сказываются на уровне и качестве питания. Вместе с тем, качество жизни зависит от уровня доходов людей. Система обеспечения продовольственной безопасности характеризуется такими социально-экономическими критериями, как производство продуктов питания, реализация (в т. ч. импорт), приобретение (распределение) продовольствия между социальными группами населения с учетом их доходов, потребление и воспроизводство, роль в обеспечении качества жизни. Исходя из проанализированного содержания доступности, продовольственная безопасность на макроуровне характеризует такое состояние экономики страны, при котором гарантируется обеспечение доступности продовольствия для всех жителей в любое время в количестве, необходимом для активной, здоровой жизни. Нижней границей продовольственной безопасности является потребление отечественного продовольствия сравнительно большой частью населения (не менее 20% проживающих в стране) на уровне не ниже минимальной потребительской корзины или минимальных физиологических нормБолибок Н.Б. Земельные отношения и продовольственная безопасность: взаимосвязь и причинно-следственная обусловленность. Ростов н/Д.: Ростиздат, 2004. . По нашему мнению, продовольственную безопасность можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя продовольственная безопасность — это ее микроэкономическая характеристика — с точки зрения уровня потребления продовольствия отдельным индивидом. Внешней можно назвать продовольственную безопасность страны в целом по отношению к другим субъектам мирового сообщества. Это ее макроэкономическая, а точнее, мегаэкономическая характеристика — с точки потоков продовольствия из вне, с мировых рынков. Поэтому проблема продовольственной безопасности это, прежде всего, проблема продовольственной независимости страны. [49]. Она неразрывно связана со следующими факторами: · глобальной продовольственной проблемой; · функционированием и развитием национального агропродовольственного комплекса; · социально справедливым распределением продуктов питания. В соответствии с содержанием продовольственной безопасности критериями ее обеспечения на макроуровне являются (рис.3) Концепция продовольственной безопасности Республики Узбекистан. Т., ТАУ. 2004. : — степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона; — соответствие пищевого рациона требованиям безопасности по наличию в продуктах питания вредных для здоровья веществ; — уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения; — степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса (АПК) от импортных поставок; — размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с прогнозируемой потребностью в них в случаях нарушения системы продовольственного обеспечения. — уровень и темпы развития отраслей АПК; / Рис.3. Составляющие продовольственной безопасности на макроуровне В структуре критериев продовольственной безопасности на макроуровне выделяются следующие группыЧернышев А. Государственная политика по обеспечению продовольственной безопасности страны // Международный сельскохозяйственный журнал. 1998. № 2. : Натуральные — удельные показатели производства, потребления, запасов по основным продуктам питания и питательным веществам. Относительные — показатели производства (потребления) в целом и по отдельным продуктам относительно оптимального базового уровня. Технико-экономические — показатели, характеризующие экономическое состояние АПК и его материальной базы. Социально-демографические — показатели воспроизводства населения и динамики трудовых ресурсов в сельской местности. Эколого-географические — показатели, определяющие естественные пределы абсолютной и относительной эффективности АПК. Национальная система обеспечения продовольственной безопасности представляет собой комплекс взаимосвязанных подсистем, имеющий главной целью бесперебойное и достаточное снабжение населения основными продуктами питания, гарантирующий отсутствие опасности голода или недоедания и структурированный по функциональному, организационному, ресурсному и технологическому принципу. Она всегда имеет многоуровневый характер (Таб.4). Концепция всемирной продовольственной безопасности впервые выдвинута ФАО в 1973 г. как сохранение стабильности на рынках продовольственных товаров при доступности базовых продуктов питания для всех стран мира. В «Международных обязательствах по обеспечению продовольственной безопасности в мире» (1974г.) Генеральной Ассамблеей ООН предусматривалось: — создание национальных продовольственных резервов при координации их на международном уровне; — предоставление экономической помощи с целью увеличения производства и строительства хранилищ продовольствия в развивающихся странах; — формирование глобальной информационной системы по вопросам производства и торговли продовольственными товарами; — обеспечение регулярных межправительственных консультаций по вопросам мировой продовольственной безопасности. Однако к середине 1990-х гг. в развивающихся странах хронически голодали 840 млн. человек, а половину производимых в мире продуктов питания потребляли наиболее развитые страны, в которых проживает лишь пятая часть населения планеты («золотой» миллиард). Для решения проблемы обеспеченности питанием необходимо в ближайшие годы увеличить производство продуктов питания не менее, чем на 75%. Ученые, экономисты, организаторы производства видят частичное решение продовольственной проблемы в интенсификации производства, бережном отношении к земле, эффективном расходовании энергоресурсов, запасов пресной водыReport of the Conference of FAO: 28th session, Rome, 20-31 Oct. 1995. Rome, FAO. 1995.Р. 59. . Таблица 4. Уровни продовольственной безопасности Карлова Н., Письменная О., Серова Е. и др. Продовольственная безопасность страны: аграрно-экономический аспект. М.: ИЭПП. 2001. [31]

Уровень Характеристика 11 Продовольственная сверхбезопасность полная обеспеченность продовольствием, наличие мощностей и запасов для вывоза на международные продовольственные рынки 2 Продовольственная устойчивая безопасность полная самообеспеченность основными видами продовольствия, вывоз продовольствия на международные рынки 3 Продовольственная безопасность самообеспеченность продовольствием на предельно допустимом уровне, сверх которого оно ввозится из сопредельных государств 4 Угроза продовольственной безопасности наличие кризисного состояния, при котором продовольственная безопасность отсутствует 5 Продовольственная предкатастрофа страна полностью зависит от внешних поставок продовольствия 6 Продовольственная катастрофа имеет место голод, происходит естественная и эмиграционная депопуляция населения

Продовольственное положение в мире считается устойчивым, если уровень переходящих запасов зерна равен 17% от годового потребленияStringer R. Food security in developing countries. Adelaide, CIES. 2001. . Падение запасов ниже этого уровня свидетельствует о критическом состоянии мировой продовольственной безопасности, так как при этом начинается резкий рост международных цен на зерно, и оно становится недоступным для многих слаборазвитых стран. Таким образом, ситуация с продовольствием в мире в настоящее время характеризуется следующими основными тенденциями: — сосредоточение основной массы товарной сельскохозяйственной продукции в небольшой группе индустриально развитых стран; — переход к уровню частичного или полного продовольственного самообеспечения ряда наиболее населенных стран Азии; — трансформационный кризис в сельском хозяйстве государств Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза; — обострение дефицита продовольствия в странах Африки и Юго-Восточной Азии. Нарастающий дисбаланс между ограниченными природными ресурсами, возможностями систем биосферы и стремительным увеличением народонаселения планеты приобрели черты глобального кризиса. С 1950 по 1990 гг. численность населения выросла с 2,5 до 5,3 млрд. человек, или более чем в два раза. В 2002 г. население земли составило 6,5 млрд. человек при ежегодном приросте 80-85 млн. человек. Продовольственный кризис является существенной составной частью глобального кризиса. Как уже отмечалось, в период с 1950 до 1984 гг. рост производства зерновых культур превышал рост народонаселения. В середине 1980-х гг. был достигнут своеобразный предел — 342 кг на человека в год, после чего этот показатель снизился до 299 кг в 2000 г. Данная ситуация обусловливает углубление расслоения стран и регионов по уровню потребления продовольствия (Таб.5). Население развитых стран потребляет в среднем по 3350 ккал на человека в день, что превышает рекомендуемый уровень на 700 ккал, а почти 1 млрд. человек стран Африки и Азии потребляет в среднем 2040 ккал, что значительно ниже физиологического минимума Report of the Conference of FAO: 28th session, Rome, 20-31 Oct. 1995. Rome: FAO. 1995. . С 1993 г. в эту группу стран вошел и Узбекистан. [66]. Для обеспечения продовольственной безопасности необходимо формирование, планирование и осуществление аграрной политики, обеспечивающей адекватность и стабильность продовольственного снабжения. Таблица 5. Соотношение объемов душевого потребления в развитых и развивающихся странах Шлихтер С.Б. Противоречия устойчивого развития и проблемы их преодоления // Географические проблемы устойчивого развития природной среды и общества. М.: Совет по фундаментальным географическим проблемам, 1999. Анализ современного состояния рынка продовольствия в Республике Узбекистан и обеспечение продовольственной безопасности