Учебная работа .Тема:Бухгалтерский учет внешнеторговых операций№453.
Тема:Бухгалтерский учет внешнеторговых операций»,»
Введение
Российская система учета внешнеэкономических операций, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
Изменение системы общественных отношений, а также гражданско правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Именно в этих целях в 1998 году была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, цель которой приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Развитие внешнеторговых связей России, интеграция в мировую экономику и либерализация законодательства в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности позволили многим фирмам участвовать в международном экономическом сотрудничестве. Бухгалтерам таких фирм приходится решать не только вопросы бухгалтерского учёта внешнеторговых операций, но и вопросы, связанные с таможенным оформлением импортных товаров.
Как формируется стоимость импортного товара в бухгалтерском и налоговом учете? Какое влияние оказывают на формирование стоимости товаров условия внешнеторгового контракта? Какова роль торговых терминов ИНКОТЕРМС в бухгалтерском учёте товаров, закупаемых по импорту? Чтобы правильно ориентироваться в ситуациях, связанных с приобретением и реализацией импортных товаров, необходимо знать ответы на эти и другие актуальные вопросы внешнеторговой деятельности. В данной работе рассматривается учет импортных операций. Импорт является важной деталью экономических отношений между странами. Идет закупка товаров за границей и тем самым заполнятся рынок товаром, который в данный момент пользуется спросом потребителей, а иностранный поставщик получает дополнительный рынок сбыта из этого следует, что такие отношения выгодны обеим сторонам. Развитие данного учета в нашей стране очень важно, особенно в момент активного развития рыночных отношений.
1. Общая характеристика законодательных требований к внешнеторговой деятельности
Федеральным законом от 08.12.2003 №164 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешнеэкономическая деятельность определена как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами (импорт и экспорт товаров), услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Для российских налогоплательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, помимо норм налогового права, необходимо знать таможенное и валютное законодательство России и соответствующих стран, а также помнить о требованиях к сделкам и траншам. Знание, в частности, правил определения таможенной стоимости товаров, декларирования и таможенного контроля, выбор эффективного таможенного режима помогут оптимизировать выгоду от внешнеторговой сделки.
В случае возникновения конфликтной ситуации в пользу резидента будут свидетельствовать произведенные на стадии заключения контракта следующие действия:
внесение в договор условия о способе обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера. Речь идет о банковской гарантии, неустойке, поручительстве, залоге, задатке и т.д.;
применение форм расчетов, при которых исключается риск неисполнения контрагентом обязательств по договору (например, аккредитив, предварительная оплата);
указание в контракте процедуры разрешения возможных разногласий (сроки досудебных способов защиты нарушенных прав, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор);
страхование коммерческих рисков.
Одним из обязательных реквизитов внешнеторгового контракта является наименование базиса поставки. Это предусмотрено в Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, утвержденных МВЭС России 29.02.1996 и доведенных Письмом ЦБ РФ от 15.07.1996 №300.
Базис поставки это условия внешнеторговой сделки, согласно которым разделяются обязанности между продавцом и покупателем по оформлению документов, распределению расходов, выполнению сроков поставки и т.п. Базис поставки напрямую не определяет момент перехода права собственности, но указывает на момент перехода риска случайной гибели.
Базисы поставки определены в Международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс». В настоящее время действует тринадцать базисов, объединенных в 4 группы Е, F, C и D. Объем обязанностей продавца последовательно увеличивается от базисных условий группы Е и становится максимальным в группе D.
Первая группа Е представлена одним термином EXW (с завода), согласно которому покупатель приобретает товар со склада продавца. Таможенную очистку товара как в стране продавца, так и в своей стране берет на себя покупатель. Он же заключает договор перевозки и страхует груз.
Согласно терминам второй группы F FCA, FAS, FOB, продавец выполняет свою обязанность путем передачи товара перевозчику, указанному покупателем. Покупатель не берет на себя таможенную очистку товара в стране продавца (за исключением FAS). Российский покупатель извещает иностранного продавца, кому должен быть передан товар для транспортировки. Покупатель заключает договор перевозки, он же может застраховать груз. Таможенную очистку при ввозе импортного товара на территорию РФ осуществляет покупатель.
Термины третьей группы C CFR, CIF, CPT, CIP обозначают, что продавец оплачивает перевозку товаров до пункта назначения, но не принимает на себя риск случайной гибели товаров во время их нахождения в пути. Покупатель страхует груз (за исключением CIF, CIP). Также покупатель осуществляет таможенную очистку товара при ввозе его на территорию РФ.
Четвертая группа D представлена терминами DAF, DES, DEQ, DDU, DDP, согласно которым продавец отвечает за прибытие товаров в согласованный пункт или порт назначения. Продавец несет риск случайной гибели товаров в пути и оплачивает все расходы по их доставке в оговоренный сторонами пункт. Что касается покупателя, то он берет на себя лишь таможенную очистку товара при его ввозе на таможенную территорию РФ (за исключением использования условий поставки DEQ, DDP).
Благодаря указанию в импортных контрактах базиса поставки исключается различие в толковании наиболее часто встречающихся во внешней торговле понятий, распределяются риски утраты и гибели товара, обязанности сторон по транспортировке, страхованию и таможенной очистке груза. Поэтому формирование цены товара у экспортера, а также расходы импортера, связанные с приобретением товаров, напрямую зависят от базиса поставки по «Инкотермс», оговоренного сторонами при заключении контракта.
В зависимости от базиса поставки может меняться порядок отражения операций по импорту / экспорту товаров в бухгалтерском и налоговом учете.
При подписании контракта устанавливается также форма расчетов с контрагентом. К выбору условий расчетов следует подходить по разному, в зависимости от того, покупаете ли вы товар или продаете.
В международной практике наиболее распространены такие формы расчетов, как документарный аккредитив, документарное инкассо и банковский перевод. Практикуются также расчеты чеками.
Для экспортера наиболее выгодной формой расчетов является авансовый банковский перевод. Если покупатель отказывается платить аванс без получения каких либо гарантий, можно применить банковский аккредитив либо инкассовую форму расчетов.
Импортеру лучше использовать оплату банковским переводом по факту получения товара. Если иностранный поставщик не соглашается на такие условия, применяется документарное инкассо. Аккредитивная форма для импортера невыгодна, но все же она предпочтительнее авансового банковского перевода.
После заключения контракта с нерезидентом, в том случае, если сумма контракта превышает 50 000 долларов США, российская организация представляет в уполномоченный банк паспорт сделки (п. 2.1 Положения Центрального банка РФ от 01.06.2004 №258 П «О порядке представлении резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»). Порядок его оформления установлен в Инструкции Банка России от 15.06.2004 №117 И. Резидент обязан оформить паспорт сделки не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по нему.
По каждой операции, связанной с исполнением внешнеторгового договора, резидент должен отчитываться перед тем банком, в котором был оформлен паспорт сделки.
Порядок представления сведений об операциях по внешнеэкономическим контрактам регулируется Положением о порядке представления резидентами подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций по внешнеторговым контрактам, от 01.06.2004 №258 П и Инструкцией №117 И, утвержденными ЦБ РФ. Номер паспорта сделки указывается в декларации на товары.
Ввоз товаров на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе признается импортом (п. 10 ст. 2 Федерального закона №164 ФЗ). В Таможенном кодексе Таможенного союза термин «импорт» не встречается. Вместо него используется оборот «выпуск для внутреннего потребления». Это таможенная процедура, при которой ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории).
Таможенное оформление при ввозе товаров начинается с представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов. перечень которых установлен законодательством, а завершается помещением товаров под таможенную процедуру ввоза, исчислением и взиманием таможенных платежей.
Декларирование товаров осуществляется декларантом либо таможенным брокером. Декларант это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, то есть в случае ввоза импортного товара из за рубежа декларантом будет являться российский покупатель. Таможенный брокер (представитель) это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта. Таможенным брокером может быть только российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей).
При декларировании товаров в таможенный орган представляются документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации:
договоры международной купли продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки;
имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;
транспортные (перевозочные) документы;
разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ;
документы, подтверждающие происхождение товаров;
платежные и расчетные документы;
документы, подтверждающие сведения о декларанте.
Одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, является уплата таможенных платежей. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза к таможенным платежам относятся:
ввозная таможенная пошлина;
НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
таможенные сборы.
Базой для исчисления ввозных таможенных платежей, как правило, является таможенная стоимость товаров, которая определяется одним из шести методов. Правильность ее исчисления будет влиять на размер платежей.
Как правило, для определения таможенной стоимости товаров по импортному контракту требуется произвести пересчет иностранной валюты. В этом случае применяется курс иностранной валюты по отношению к рублю, устанавливаемый Банком России и действующий на день принятия таможенным органом таможенной декларации. Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров.
Ставки таможенных сборов фиксированы и зависят от таможенной стоимости товара.
Таможенная стоимость (ТС) товаров является инструментом государственного регулирования внешнеэкономических отношений.
Вопрос ее определения является наиболее сложным в таможенной практике. Необходимо учитывать, что любой товар, предъявляемый к таможенному оформлению, имеет пять стоимостных оценок:
. Контрактная цена применяется во всех паспортах сделки (ПС, ПСи, ПСб).
. Цена сделки фиксируется в счете фактуры / проформы. Под ценой сделки понимается как цена, фактически уплаченная, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.
. Фактурная стоимость указывается в гр. 22 и 42 ГТД. Если товар один, то суммы, указанные в этих графах, совпадают.
. Статистическая стоимость гр. 46 ГТД, обозначена в долларах США.
. Таможенная стоимость база для налогообложения, определяемая на основании цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей оплате, с учетом расходов по доставке до места ввоза на территорию РФ, скорректированной с учетом установленных доначислений и вычетов.
Таможенную стоимость товара используют для таможенной оценки ввозимых и вывозимых товаров.
Важность исчисления таможенной стоимости товара обусловлена также интересами участников ВЭД ведь они по понятным соображениям стремятся ее занизить или вообще уклониться от оплаты таможенных платежей. Для этого товары нередко декларируются не своим «настоящим» наименованием по перечню товарной номенклатуры, в котором более 1000 позиций. Установление реальной оценки таможенной стоимости товара весьма важно для таможенных органов, поскольку по отдельным товарам или группе товаров размер пошлин устанавливается в зависимости от таможенной стоимости товаров. Поэтому в последнее время в системе таможенного оформления грузов стали внедрять раздельный контроль за прохождением товара: документальное оформление и фактический его досмотр при пересечении границы. Создаются отделы таможенного оформления со специализацией работников: прием и регистрация грузовых таможенных деклараций, формально логический контроль за правильностью их оформления, платежи, валютный контроль, лицензии, квоты, разрешение других органов и т.п. Эти отделы наделены правом выпустить груз на таможенную территорию либо задержать его. Любое из этих решений должно приниматься на основе тщательного анализа содержания контракта, дополнительных соглашений к нему (если они предусмотрены), а также следующих документов: счетов фактур (инвойс), учредительных документов (устав, учредительный договор), банковских платежных документов (если счет оплачен), бухгалтерских документов, на основании которых определена стоимость товара, лицензий, спецификаций, прейскурантов (прайс листы) фирм изготовителей, каталогов, транспортных и страховых документов, таможенной декларации страны отправления (если она имеется), заказов на поставку, упаковочных листов, сертификатов о происхождении товара, качества, безопасности.
Таможенный орган вправе потребовать и другие документы, подтверждающие обоснованность заявленной таможенной стоимости товара.
Чаще всего на практике импортеры осуществляют авансовые платежи. В этом случае денежные средства вносятся на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицируются плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Эти денежные средства являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу. Подача таможенной декларации рассматривается в качестве такого распоряжения. Если таможенная декларация представлена таможенным брокером от имени предпринимателя, внесшего авансовые платежи, то она также будет рассматриваться в качестве распоряжения данного предпринимателя, и тогда авансовые платежи можно считать таможенными.
Стоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение. В эти затраты не включаются НДС и иные возмещаемые налоги (кроме случаев, предусмотренных налоговым законодательством, когда они включаются в первоначальную стоимость товаров).
Согласно правилам бухгалтерского учета, в первоначальную стоимость товаров включаются:
суммы, уплачиваемые в соответствии с контрактом продавцу;
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;
таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление;
вознаграждение посреднической организации, через которую приобретается товар;
вознаграждение банку за покупку иностранной валюты для оплаты импортируемого товара;
не возмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;
общехозяйственные и иные аналогичные расходы, если они непосредственно связаны с приобретением товаров, например расходы на командировки по приобретению товаров;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров, в частности расходы по страхованию, а также начисленные до принятия товаров к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если эти средства привлечены для приобретения этих товаров.
Также правилами определено, что фактические затраты на приобретение товаров определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц. Суммовые разницы возникают, если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Таким образом, в формировании первоначальной стоимости товаров участвуют суммовые разницы, возникшие до момента принятия товаров к учету.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, транспортные расходы по доставке товаров могут быть учтены на счете 44 «Расходы на продажу». Об этом сказано в инструкции по применению Плана счетов.
Таким образом, торговой организации в своей учетной политике необходимо выбрать порядок формирования покупной стоимости товаров: либо учитывать затраты по доставке товаров в стоимости приобретения товаров, либо включать эти расходы в состав расходов на продажу.
В бухгалтерском учете импортера товары учитываются на счете 41 «Товары». При этом, как определено инструкцией по применению Плана счетов, поступление товаров может быть отражено как с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», так и без использования этого счета.
При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров их стоимость списывается со счета 41 в дебет счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж». Выручка от продажи импортных товаров отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции с кредитом счета 90 субсчет 1 «Выручка».
2. Основные документы, подтверждающие импорт товаров
внешнеторговый импорт таможенный платеж
Международные договора купли продажи товаров регулируются, как правило, нормами Конвенции о договорах международной купли продажи товаров.
В соответствии с Конвенцией по договору купли продажи продавец обязуется передать товар в определенном сторонами месте (как правило, международному перевозчику), а покупатель обязуется принять поставку и оплатить стоимость товара.
Первичными документами, на основании которых отражается передача товаров и их оприходование, являются:
) договор купли продажи;
) счет (инвойс) иностранного продавца;
) транспортные накладные, свидетельствующие о передаче товара перевозчику (международные авиа , авто , железнодорожные накладные, коносамент);
) ДТ, подтверждающая пересечение товаром таможенной границы Российской Федерации;
) накладные, акты приемки, свидетельствующие о фактическом поступлении товара на склад импортера.
Особое внимание следует обращать на порядок заполнения транспортных накладных, поскольку они подтверждают исполнение обязанностей продавца и передачу товаров от продавца к покупателю.
При этом среди международных транспортных накладных следует выделить коносамент. Коносамент транспортная накладная на морском транспорте. Коносамент может быть выдан на имя определенного получателя (именной коносамент), приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо на предъявителя. Таким образом, коносамент удостоверяет право распоряжения грузом. Это означает, что путем передачи коносамента покупатель может продать третьему лицу товар, находящийся в пути.
Как видно из определения, коносамент является ценной бумагой, выраженной в иностранной валюте. Необходимо помнить, что по российскому законодательству передача ценных бумаг в иностранной валюте является валютной операцией, связанной с движением капитала. Поэтому при реализации товара по коносаменту необходимо получение лицензии ЦБ РФ.
При заполнении международных транспортных накладных (в том числе и коносамента) следует учитывать, что в графах «Отправитель» и «Получатель» всегда указывается лицо, которое фактически отгружает и получает товары. То же касается и граф «Место отправления» и «Место доставки».
Так, по внешнеторговому контракту иностранный продавец может лишь перепродавать товары, производимые другим иностранным поставщиком. В этом случае в контракте обычно указывают, что отправителем будет являться иностранный поставщик производитель. Соответственно и в транспортных накладных в графе «Отправитель» и «Место отправления» должно стоять наименование иностранного поставщика производителя и фактическое местонахождение его склада. В графе «Отправитель» допускается также формулировка «Отправитель… (указывается наименование поставщика производителя) по поручению… (указывается наименование продавца по внешнеторговому контракту)».
Оформленные таким образом транспортные накладные позволят в дальнейшем при таможенном оформлении ввозимых в Российскую Федерацию товаров избежать дополнительных вопросов и затруднений.
При заполнении графы «Получатель» международной транспортной накладной следует учитывать, что импортер, подписывая паспорт сделки, возлагает на себя обязанность по ввозу импортных товаров, эквивалентных по стоимости переведенным ранее валютным средствам. Поэтому в графе «Получатель» должно быть указано наименование импортера.
Если же импортер для получения товаров нанимает экспедитора, то в графе «Получатель» указывают: «Экспедитор… (наименование экспедитора) по поручению импортера… (наименование импортера)».
Такая формулировка позволит импортеру подтвердить ввоз товаров и обосновать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на экспедиторское обслуживание.
В графе «Место доставки» указывается фактическое место получения товаров импортером или экспедитором.
Если импортеру товары доставлены непосредственно на склад, то их оприходование должно также подтверждаться складскими документами. Формы первичных документов по оприходованию в организации материальных ценностей и основных средств утверждены постановлением Госкомстата РФ №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве». Торговые организации составляют складские документы по формам, утвержденным постановлением Госкомстата №132.
Если товары доставлены экспедитору в пункт перевалки, то их передача импортеру и доставка в конечный пункт назначения оформляется внутренними транспортными накладными. Как правило, это железнодорожные и товарно транспортные накладные.
Форма товарно транспортной накладной и порядок ее оформления установлены постановлением Госкомстата РФ. №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
Товарно транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:
первый остается у грузоотправителя;
второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно материальных ценностей у получателя груза;
третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации владельцу автотранспорта.
Эти экземпляры служат подтверждением оказания услуг по автоперевозке и используются для расчетов между транспортной организацией и импортером. Таким образом, экземпляр товарно транспортной накладной служит у импортера основанием для оприходования товаров и отражения в учете расходов на автоперевозку.
3. Бухгалтерский и налоговый учет таможенных платежей
Такие виды таможенных платежей, как пошлины и сборы, в состав налоговых платежей не включены, поскольку не поименованы в ст. 13 НК РФ, а их уплата регулируется Таможенным кодексом. На основании Плана счетов расчеты по данным платежам учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», к которому при необходимости можно открыть субсчета второго и более высоких порядков.
Таможенные пошлины и сборы, уплаченные организацией, в бухгалтерском учете включаются в первоначальную стоимость приобретенных по импортному контракту основных средств (п. 8 ПБУ 6/01), в себестоимость материалов и в учетную стоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01). В налоговом учете таможенные пошлины и сборы, так же как и в бухучете, формируют первоначальную стоимость основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ), включаются в стоимость материальных ценностей (п. 2 ст. 254 НК РФ), и только при приобретении товаров налогоплательщик может самостоятельно определить порядок учета либо в стоимости приобретенных товаров, либо в составе косвенных расходов (ст. 320 НК РФ).
В бухгалтерском учете организации суммы таможенных пошлин и налогов по импорту будут отражаться следующим образом:
ПроводкаСодержание операцииДебет 76 Кредит 51перечислены суммы таможенных пошлин, сборовДебет 08, 10, 41 Кредит 76включена в стоимость приобретенных товаров (сырья, материалов, оборудования) сумма уплаченной таможенной пошлины, сборов.
Пример
Организация ввозит на территорию РФ партию импортного товара. Стоимость ввезенных товаров эквивалентна 300 000 руб., НДС, уплаченный на таможне, 54 000 руб. Сумма таможенной пошлины равна 10 000 руб., а таможенных сборов 1 000 руб.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
ДтКтСумма, руб.Содержание операции765111 000Перечислены суммы таможенных платежей и сборов685154 000Перечислен НДС при ввозе товаров4160300 000Принят к учету ввезенный товар417611 000Увеличена стоимость ввезенных товаров на сумму таможенных платежей
НДС при импорте товаров.
При ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации импортер обязан уплатить НДС таможенным органам по ставке 10 или 18% в зависимости от вида ввозимого товара. В зависимости от вида товара и от таможенной процедуры ввоза товары могут быть освобождены от обложения НДС полностью или частично (ст. ст. 150 и 151 НК РФ).
Уплаченный при импорте товаров НДС принимается к вычету налогоплательщиком при выполнении следующих условий:
ввезенные товары приняты на учет;
имеются в наличии соответствующие первичные документы;
ввезенные товары будут использоваться для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;
НДС фактически уплачен таможенным органам.
В книге покупок при ввозе товаров на территорию Российской Федерации регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу НДС. Документы должны храниться в журнале учета полученных счетов фактур.
В отношении таможенных деклараций сделано допущение о возможности хранения их копий, а не оригиналов в журнале учета полученных счетов фактур. При этом копии таможенных деклараций должны быть заверены руководителем и главным бухгалтером организации импортера (индивидуальным предпринимателем). Для платежных документов такой возможности не предусмотрено, однако на практике обычно распечатывают дополнительный экземпляр платежного поручения, а в журнале учета полученных счетов фактур и подшивке банковских документов хранятся оригиналы.
Если организация импортер применяет упрощенную систему налогообложения, сумму уплаченного НДС она должна включить в стоимость товара. При объекте налогообложения «доходы минус расходы» она имеет право включить данную сумму в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу (ст. ст. 346.16 и 346.17 НК РФ). Если такая организация ввезла не товары, а основное средство, то сумма НДС самостоятельно к расходам не принимается, а включается в стоимость основного средства.
Рассмотрим на примерах осуществление импортных операций.
Фирма «Весна» получила от зарубежного поставщика «ППЕ групп» партию товаров из Германии, контрактная стоимость которых равна 18 000 евро. Величина таможенной пошлины составляет 3600 евро, а сумма уплаченного на таможне НДС:
(18 000 EUR + 3600 EUR) х 18% = 3888 EUR. Таможенные платежи были перечислены платежным поручением №201. Официальный курс ЦБ РФ на эту дату составил 35,60 руб./EUR. Поэтому были перечислены: таможенная пошлина 128 160 руб. (3600 EUR х 35,6 руб./EUR) и НДС 138 412,80 руб. (3888 EUR х 35,6 руб./EUR).
При ввозе товара была оформлена декларация на товары под номером 10004002/250504/0004236. В этот же день товары приняты к учету (произошел переход права собственности на основании условий контракта).
В Книге покупок фирмы «Весна» сделана запись:
В графе 8а указываем таможенную стоимость товаров в рублях: (18 000 EUR + 3600 EUR) х 35,6 руб./EUR = 768 960 руб.
В графе 8 сумму таможенной стоимости товаров с НДС: 768 960 руб. + 138 412,80 руб. = 907 372,80 руб.
Рассмотрим подробнее учет таможенных пошлин при приобретении товара в торговых организациях.
Таможенная пошлина и таможенные сборы формируют налогооблагаемую прибыль в одном отчетном периоде, а бухгалтерскую прибыль в последующих отчетных периодах (по мере реализации приобретенного товара). В связи с этим у торговой организации возникает налогооблагаемая временная разница, которая ведет к образованию отложенного налогового обязательства, ведь в бухгалтерском учете расходы признаются позже, чем в налоговом. Рассмотрим, как учесть возникшую разницу на конкретном примере.
31 марта 2004 года организация оптовой торговли (плательщик НДС) приобрела по контракту, заключенному с иностранным контрагентом, товар контрактной стоимостью 29 413,8 USD. Поставка товара осуществляется на условиях DDU таможня конкретного города (ПОСТАВКА БЕЗ ОПЛАТЫ ПОШЛИНЫ (НАИМЕНОВАНИЕ ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ) DELIVERED DUTY UNPAID (NAMED PLACE OF DESTINATION) DDU……., т.е. таможенная очистка возлагается на покупателя). Право собственности на товар переходит к организации в момент оформления грузовой таможенной декларации (ГТД). Организация уплачивает:
ввозную таможенную пошлину в рублях в размере 10 процентов от таможенной стоимости товара;
сборы за таможенное оформление в размере 0,1 процентов в рублях и 0,05 процентов в иностранной валюте;
НДС по ставке 18 процентов от таможенной стоимости товара и подлежащей уплате таможенной пошлины.
Таможенная стоимость соответствует контрактной стоимости товара. Курс USD, установленный ЦБ РФ, на дату оформления ГТД и уплаты таможенных платежей составляет 31,3805 руб. за 1 USD.
В этот же день 50 процентов товара было продано покупателю. Выручка от продажи составила 720 000 руб., в том числе НДС 120 000 руб. Условно примем, что других операций не было.
Согласно учетной политике организация уплачивает НДС «по отгрузке». Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли организация определяет методом начисления. Отчетные периоды по налогу на прибыль первый квартал, полугодие, девять месяцев.
Фактическую себестоимость товара организация учитывает на субсчете 41 1, налогооблагаемые временные разницы из за отклонений в стоимости товара на субсчете 41 4.
В бухгалтерском учете сделаны проводки:
ДтКтСумма, руб.Содержание операции765192 302 руб. (29 413,8 USD х 10% х 31,3805 руб. за USD)уплачена ввозная таможенная пошлина в рублях7651461,51 руб. (29 413,8 USD х 31,3805 руб. за USD х 0,05%)уплачен таможенный сбор в валюте7651923,02 руб. (29 413,8 USD х 31,3805 руб. USD х 0,1%)уплачен таможенный сбор в рублях7651182 757,9 руб. ((29 413,8 USD х 31,3805 руб. за USD + 92 302 руб.) х 18%)уплачен НДС по ставке 18 процентов от суммы таможенной стоимости товара и подлежащей уплате таможенной пошлины41,160923 019,75 руб. (29 413,8 USD х 31,3805 руб. за USD)отражена фактическая стоимость товара на дату перехода права собственности41,47693 686,53 руб. (92 302 + 461,51 + 923,02)учтена ввозная таможенная пошлина и таможенные сборы за оформление1976182 757,9 руб.учтен НДС, уплаченный на таможне6819182 757,9 руб.принят к вычету НДС6290,1720 000 руб.признана выручка от реализации товара90,368120 000 руб.отражен НДС по реализации90,241,1461 509,88 руб. (923 019,75 руб. х 50%)списана себестоимость проданного товара90,341,446 843,27 руб. (93 686,53 руб. х 50%)списано 50 процентов таможенных пошлин и сборов, относящихся к проданному товару90,999,191 646,85 руб. (720 000 120 000 461 509,88 46 843,27)отражен финансовый результат99,26821 995 руб. (91 646,85 руб. х 24%)отражен условный расход по налогу на прибыль.Налогооблагаемая прибыль от реализации товара за отчетный период составит 44 803,59 руб. (720 000 120 000 461 509,88 93 686,53).687711 242 руб. ((93 686,53 46 843,27) х 24%)отражено отложенное налоговое обязательство
Налог на прибыль к уплате в бюджет составит 10 753 руб. (21 995 11 242).
Заключение
внешнеторговый импорт таможенный платеж
Представительство России на мировом рынке как независимого государства, ориентированного на рыночные отношения и стремящегося к интеграции в мировое хозяйство, существенно изменило подход к сфере внешнеэкономической деятельности и процессам ее регулирования.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет совокупность производственно хозяйственных, организационно экономических и оперативно коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.
Демократизация внешнеэкономической политики открыла каждому независимому предпринимателю возможность налаживания международных контактов. Вместе с тем перед каждым российским предприятием, решившим распространить свой бизнес за пределы страны, встает задача организации бухгалтерского учета на более высоком уровне.
Список использованных источников
1.Федеральный закон РФ от 21.11.96 №129 ФЗ (ред. от 03.11.2006 №183 ФЗ) «О бухгалтерском учете».
2.Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. №283.
.Положения по бухгалтерскому учету
.Теория бухгалтерского учета, под ред. Ю.А. Бабаева, М., Юнити, 2007.
.Международный учет и аудит, С.М. Галузина, М., Питер, 2006.
.Международная практика учета и отчетности, О.В. Соловьева, М., Инфра М, 2005.
.Теория бухгалтерского учета, В.Р. Захарьин, М., Форум Инфра М, 2002.
8.http //www.consultant.ru Справочно правовая система «Консультант Плюс»
9.http //www.minfin.ru Министерство финансов РФ.