Учебная работа. Анализ современной экономики России № 3275
Учебная работа. Анализ современной экономики России № 3275
19 / / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский федеральный университет Институт управления бизнес-процессами и экономикой Экономика на предприятиях КУРСОВАЯ РАБОТА Анализ современной экономики России Студент Беленко Е.В. Руководитель Демченко О.С. Красноярск 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Теоретические аспекты макроэкономического анализа 1.1 Основные показатели макроэкономической динамики 1.2 Государственная экономическая политика 1.3 Государственный бюджет и государственный долг Глава 2. Анализ современного состояния экономики России 2.1 Социально-экономическое развитие РФ на период 2010-2012 гг. 2.2 Государственное воздействие на экономику России 2.3 Внутренний и внешний государственный долг России Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ В настоящее время широкими темпами развивается российская экономика, стараясь догнать ведущие страны запада. В связи с этим данная работа посвящена анализу современной экономики России. В экономической жизни страны происходят заметные перемены. Россия уменьшила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам. Также была осуществлена налоговая реформа, увеличены расходы на оборону страны, началась модернизация системы образования и здравоохранения. Более того, стала улучшаться социальная сфера. Жизненный уровень населения впервые за годы реформ стал постепенно расти. Этим и обусловлена актуальность рассматриваемой темы моей курсовой работы. Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение изменений, произошедших в экономике России в ближайшие 2-3 года. В соответствии с этим важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы, следующие: 1. рассмотреть теоретические аспекты, влияющие на национальную экономику 2. проанализировать современную экономическую политику России 3. подвести итоги проделанной работы Глава 1. Теоретические аспекты макроэкономического анализа 1.1 Основные показатели макроэкономической динамики Основные макроэкономические показатели рассчитываются в системе национальных счётов (СНС), или национального счетоводства (СНС), которая применяется сегодня более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. Важнейшим из всех макроэкономических показателей является показатель валового внутреннего продукта (ВВП). ВВП — обобщающий экономический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. Он рассчитывается тремя методами: доходным (1) , расходным (2) и по добавленной стоимости (3). ВВП = ? факторные доходы, поступившие в распределение + А + косвенные налоги (1) где А — амортизация ВВП=С+ Iв +G+NE (2) где С — потребительские расходы Iв — инвестиции валовые G — государственные закупки товаров и услуг NE — чистый экспорт ВВП = ?DСi (3) где DСi — сумма добавленных стоимостей Различают номинальный и реальный ВВП. Номинальный ВВП (ВВП ном) — это объём произведенных товаров и услуг в текущих, действующих в данном году ценах. Реальный ВВП (ВВП реал) — это ВВП, измеренный в ценах базового года. За базовый год принимается тот год, с которого начинается измерение или с которым сравнивается ВВП. Для приведения номинального ВВП к его реальному значению используются два индекса: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен выражает относительное изменение среднего уровня цен группы товаров за определенный период. Он определяется по формуле: ИПЦ = Стоимость потребительской корзины в текущем году / Стоимость этой корзины в базовом году * 100% (4) Реальный ВВП будет равен отношению номинального ВВП к индексу цен, умноженному на 100%: ВВП реал = ВВП ном / ИПЦ * 100% (5) Дефлятор ВВП показывает изменение цен по всем конечным товарам и услугам, произведенным в экономике, т.е. он более полно отражает изменение цен в обществе, охватывая все товары и услуги. Тогда: ВВП реал = ВВП ном / Дефлятор * 100%. (6) Валовой национальный продукт рассчитывается так же, как валовой внутренний продукт, но отличается от него на величину, равную разнице между экспортом и импортом. Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП. Разница между ВНП и ВВП состоит в следующем: — ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сфер материального производства и услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны; — ВНП — это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом). Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности; переведенная в страну заработная плата граждан, работающих за рубежом) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев. Эта разность весьма невелика: для ведущих стран Запада — не более 1% от ВВП. Валовой национальный продукт предназначен для отражения общих конечных результатов экономической деятельности в стране; для характеристики взаимосвязанных процессов воспроизводственного процесса, процесса производства материальных благ, работ, услуг, распределения доходов, конечного использования национальных и привлеченных внешних ресурсов. 1.2 Государственная экономическая политика Как мы уже упоминали, даже в рыночной системе, которая в принципе регулирует себя сама, государство должно выполнять определенные функции. Особая функция государства состоит в борьбе с экономическими спадами и инфляцией, которые могут серьезно угрожать экономической и политической устойчивости общества. Бюджетная политика Политика изменения государственных расходов и доходов (главным образом для борьбы с экономическими спадами) получила название бюджетной или фискальной политики (фиском в старину называлось государственное казначейство). Начнем с государственных расходов. На что можно потратить государственные средства, так чтобы это помогло увеличить совокупный спрос и занятость? Государство может, конечно, само организовать за свой счет общественные работы, например строительство дорог, мостов и прочих нужных обществу объектов. Это позволит дать хоть какую-то работу многим людям, ее потерявшим, и увеличить их доходы, а значит, и потребительский спрос. Такого рода меры использовались в западных странах для выхода из Великой депрессии. Но в современных условиях, когда экономические спады стали не такими длительными, эти чрезвычайные меры более не применяются. Существует и другой метод воздействия государственных расходов на увеличение совокупного спроса и занятость. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы. Например, оно выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Это означает, что множество фирм, связанных с разработкой и производством авиационной и космической техники, получают крупные государственные заказы, т. е. правительство закупает часть их продукции. Эти фирмы нанимают новых рабочих и в свою очередь заказывают сырье и оборудование на других фирмах. В результате производство, занятость и инвестиции начинают увеличиваться во всей экономике. Другим направлением бюджетной политики в период спада может быть сокращение государственных доходов, т.е. уменьшение налогов с населения и фирм в расчете на то, что сэкономленные деньги будут направляться на потребительские расходы и инвестиции, а не сберегаться, хотя полной уверенности в этом быть не может. Все перечисленные здесь меры очень дорого стоят. В то же время в период спада государству приходится особенно нелегко. Основной источник его доходов — это налоги, которые представляют собой определенную долю от доходов населения и прибыли фирм. Но во время спада доходы снижаются (особенно у тех, кого увольняют с работы, но не только у них), а прибыли иногда и вовсе сменяются убытками. Поэтому общая сумма налоговых платежей, которую получает государство, сильно сокращается. Кроме того, может быть принято специальное решение о снижении ставки налогов. Неизбежно возникает превышение государственных расходов над доходами, т. е. дефицит государственного бюджета. В этой ситуации у правительства есть только один выход: если оно хочет проводить бюджетную политику, оно должно взять деньги в долг. Обычно правительство занимает деньги, выпуская и продавая новые государственные облигации. Их охотно покупают многие люди, потому что это самые надежные, хотя и не самые выгодные, ценные бумаги. Кроме того, правительство продает свои облигации центральному банку страны и другим банкам. Предполагается, что во время экономического подъема, когда государственные доходы от налогов возрастут, а государственные расходы можно будет сократить, правительство будет в состоянии расплатиться по своим долгам. Вместе с тем это сокращение государственных расходов в стадии подъема позволит несколько «притормозить» подъем и не допустить слишком большого роста цен. Как правило, чем резче подъем, тем глубже может быть спад. Итак, бюджетная политика направлена на сглаживание экономических колебаний. Увеличение налогов тоже всегда непопулярно. В итоге дефицит государственного бюджета становится постоянным, а это способствует инфляции. В 70-80-е годы, когда главной опасностью стала инфляция, бюджетная политика уступила пальму первенства кредитно-денежной. Кредитно-денежная политика В отличие от бюджетной кредитно-денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью которого можно сражаться то со спадом, то с инфляцией. Суть кредитно-денежной политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь — на потребительский и инвестиционный спрос. Также с помощью кредита можно существенно расширить потребительский и инвестиционный спрос, вывести его за рамки имеющихся у потребителей и фирм в данный момент денежных средств. Но при этом важнейшее значение имеет ставка процента. Если она очень высока, обращаться за кредитом будет невыгодно. Поэтому, чтобы увеличить совокупный спрос, правительству хорошо было бы снизить ставку процента. Однако это не в его силах — ссуды выдают частные банки, ему не подчиняющиеся. Тем не менее, у государственных органов есть возможность воздействовать на этот процесс. И в России, и в США это делается примерно одинаково. Изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк может уменьшать или увеличивать количество денег, которые банки могут дать взаймы. Есть и другие, менее жесткие способы, которыми государство может влиять на частные банки. Иногда собственных резервов (вкладов) у банка не хватает, а дать взаймы хорошим заемщикам очень хочется (каждый заем — это дополнительный доход для банка). Тогда банки имеют право взять кредит у Центрального банка для того, чтобы увеличить свои резервы и предоставить займы своим клиентам. Но за этот кредит тоже надо платить. В принципе денежную политику (воздействие на величину денежной массы) и кредитную политику (воздействие на уровень процентных ставок) можно отделить друг от друга. На практике же они неразличимы, потому что денежная масса и ставка процента неразрывно связаны. При уменьшении процентной ставки количество выданных банками займов возрастает, а это означает рост денежной массы посредством кредитной эмиссии. Увеличение же денежной массы означает, что деньги становятся менее редким благом, и цена их использования, т.е. ставка процента, снижается. Поэтому экономисты предпочитают говорить о кредитно-денежной политике как о едином целом. Наконец, самый мягкий, косвенный способ денежной политики — это покупка или продажа правительством своих ценных бумаг — государственных облигаций. Если правительство хочет снизить процентные ставки, чтобы стимулировать экономический рост, оно начинает скупать на рынке свои облигации. Их держатели (а это, как правило, специализированные фирмы, торгующие ценными бумагами) продают их, в результате на их счетах в банках появляются новые деньги, часть из которых банки могут дать взаймы. Наоборот, если правительство борется с инфляцией, оно продает свои облигации. Покупатели тратят на их приобретение средства, находящиеся на их счетах в банках, так что возможность банков давать новые кредиты и создавать новые деньги уменьшается. Таким образом, кредитно-денежная политика бывает жесткой (противоинфляционной) или стимулирующей экономический рост. 1.3 Государственный бюджет и государственный долг Через бюджет перераспределяется значительная часть ВВП страны. Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами — по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм — в отношении государственных заказов. Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах современной рыночной экономики, оно вынуждено расходовать все большие средства на социальную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет доля ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и военные годы, т.е. в период социально-политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, несмотря на экономическую, социальную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой. Огромные государственные расходы на социальную сферу, науку и культуру вызваны самим характером современного общества. Неоклассическое и неолиберальное направления считают целесообразным для страны иметь сбалансированный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет усиливает инфляцию. Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом неокейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной частью совокупного спроса. Отталкиваясь от этого, они указывают, что в период высокой безработицы и соответствующего падения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются. Это подталкивает государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране сокращается еще. В период же избыточного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастают налоговые поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профицита правительство снижает налоговые ставки или/и увеличивает государственные расходы, что еще больше увеличивает избыточный спрос и соответственно инфляцию. Поэтому неокейнсианцы полагают, что в период спада нужно дать государству возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов и увеличения налоговых ставок. И та, и другая политика ведет к несбалансированности бюджета. Государственный долг Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим услугам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко все новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые. Государственный долг в разных странах растет различными темпами. Превышение государственного долга над ВВП считается потенциально опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения. Более осторожной оценки считается соотношение этих двух показателей как 0,6:1. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов, и привлечение новых заемных средств. Выплата процентов по долгу, и постепенное погашение основной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности). Глава 2. Анализ современного состояния экономики России 2.1 Социально-экономическое развитие РФ на период 2010-2012 гг. Региональное социально-экономическое развитие в 2011 году характеризовалось ростом основных показателей экономического и социального развития регионов, сокращением межрегиональной дифференциации по темпам экономического и социального развития, значительным снижением межрегиональных различий в росте потребительских цен, расширением товарных рынков на территории Российской Федерации (РФ). Концентрация экономического потенциала страны по-прежнему сохраняется в высокоразвитых регионах. Более половины объема ВРП, по расчетам Минэкономразвития России, производится в 11 субъектах РФ (рис. 2.1). Рис. 2.1 Концентрация экономического потенциала РФ В последние 2-3 года в регионах с более высоким уровнем социально-экономического развития проявилась тенденция замедления темпов роста объемов ВРП, в других группах наблюдался более динамичный рост. В целом это привело к некоторому сглаживанию межрегиональных различий в темпах экономического развития регионов. Отмечается устойчивый рост производства продукции добывающих и обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Продолжается усиление концентрации инвестиций в экономически развитых регионах. Практически половина всего объема капиталовложений по-прежнему осваивается в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, Московской, Свердловской, Кемеровской, Челябинской и Сахалинской областях, республиках Татарстан, Башкортостан, Краснодарском и Красноярском краях, Ханты-Мансийском автономном округе — Югра и Ямало-Ненецком автономном округе (рис. 2.2). Рис. 2.2 Доля субъектов РФ в объеме инвестиций в основной капитал По оценке экономических органов субъектов РФ, в 2011 году по сравнению с 2010 годом более чем в 1,2 раза увеличились инвестиции в основной капитал в республиках Коми, Ингушетия, Хакасия, Саха (Якутия), Карачаево-Черкесской Республике, Белгородской, Вологодской, Кемеровской, Омской областях, Красноярском крае, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе. Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» на 10,5% превысил уровень 2010 года. Среди субъектов РФ в 1,5-1,8 раза увеличился объем работ, выполненных по данному виду деятельности, в Республике Хакасия, Саратовской и Кемеровской областях, в 1,3-1,4 раза — в республиках Коми, Дагестан, Архангельской, Ярославской, Омской и Сахалинской областях, Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области. По-прежнему основной объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», приходится на гг. Москву и Санкт-Петербург, Республику Татарстан, Московскую область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа (рис. 2.3). Рис. 2.3 Доля субъектов РФ в объеме работ выполненных по виду деятельности «строительство» В январе-ноябре 2011 г. реальные денежные доходы населения по сравнению с соответствующим периодом 2010 года сократились только в республиках Калмыкия и Хакасия, Саха (Якутия), Псковской, Магаданской и Камчатской областях, Ненецком, Ямало-Ненецком, Таймырском, Эвенкийском, Корякском и Чукотском автономных округах, г. Москве. Среднедушевые денежные доходы населения в ноябре 2011 г. увеличились по сравнению с ноябрем 2010 г. во всех субъектах РФ, кроме Республики Саха (Якутия), Ненецкого, Эвенкийского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Корякского и Чукотского автономных округов. На рынке труда по состоянию на конец ноября 2011 года по сравнению с соответствующей датой 2010 года число официально зарегистрированных безработных увеличилось в Дальневосточном федеральном округе (на 1,2 тыс. человек), а по сравнению с концом октября 2011 года — во всех федеральных округах. В организациях государственной службы занятости в конце декабря в качестве безработных было зарегистрировано 1,8 млн. человек, в том числе 332,7 тыс. человек (18,5%) — в Чеченской Республике. Численность населения из-за его естественной убыли продолжает сокращаться в большинстве субъектов РФ. В январе-декабре 2011 г. в России отмечалось снижение числа родившихся в 78 субъектах РФ и увеличение числа умерших в 47 субъектах РФ. Красноярский край один из наиболее развитых регионов России. По итогам 2005 года на долю Красноярского края пришлось 2,2% всего объема промышленной продукции, произведенного на территории России. В структуре региональной промышленности доля отраслей конечной переработки значительно ниже, чем сырьевых. Среди перерабатывающих отраслей максимальный удельный вес имеет машиностроение — около 7%, доли другим составляют менее 5%. Прежде всего, это объясняется моноотраслевым характером промышленности края, в структуре производства которого доля продукции цветной металлургии составляет 70%. С 2003 года зафиксирован рост выпуска в топливной промышленности (112,4% в 2005 году), в лесном комплексе (105,8%), промышленности строительных материалов (102,1%), мукомольно-крупняной и комбикормовой промышленности (146,8%). Топливно-энергетический комплекс края входит в число ведущих на сибирском уровне, а по отдельным показателям — и на федеральном уровне. В 2011 году объем производства в теплоэлектроэнергетике составил 23,1 млрд. руб. Объем производства в машиностроении и металлообработке составил 14,5 млн. руб. Лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность является одной из наиболее перспективных отраслей промышленности края. В настоящее время она не относится к числу ведущих отраслей промышленности региона. В 2011 году предприятиями отрасли выпущено продукции на 9,5 млрд. руб. По прогнозу Минэкономразвития России на 2012-2014 гг., отрасли промышленности, способные расти с темпом выше 6% (лесоперерабатывающая, строительные материалы, часть машиностроения, химии, пищевой и высокотехнологичные отрасли) занимают в структуре промышленности примерно четверть. Динамика отраслей промышленности представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1 Динамика производства по группам отраслей промышленности в %
Отрасли, производящие сырье и материалы, в 2012-2014 годах будут расти темпами 3,2-4,2% и обеспечат в 2014 году 30% общего прироста. В 2014 году по сравнению с 2010 годом намечается увеличение объемов производства строительных материалов на 25%, что будет обеспечено введением в эксплуатацию 380 технологических линий и производств. государственный социальный экономический россия 2.2 Государственное воздействие на экономику России Основное требование к бюджетной политике — гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики. Основные параметры федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета. В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1% в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП. Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП. Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам. В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета. Распределение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджета обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.
Таблица 2.2 Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей
Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будут являться расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета. Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществляется исходя из следующих основных подходов: 1) определение «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2012-2013 годы на основе утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»; 2) определение «базового» объема бюджетных ассигнований на 2014 год, исходя из необходимости финансового обеспечения длящихся расходных обязательств; 3) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012 — 2014 годы с учетом: — передачи с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный бюджет; — индексации с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2012 года на 6%; — индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств; — компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов с учетом снижения на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, — до 20% (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году в размере 10 % для плательщиков страховых взносов, для которых установлен базовый тариф); — индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц; — проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов; — уточнения бюджетных ассигнований для финансового обеспечения ряда новых расходных обязательств. Несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше. 2.3 Внутренний и внешний государственный долг России Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах. В последние годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Банка России для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускались высокодоходные ценные бумаги. В общих расходах федерального бюджета на 2010 г. расходы, связанные с обслуживанием государственного долга (с учетом направления части профицита бюджета), занимали более 13%, в то время как еще в 1997 г. на них приходилось хотя и немало, но в 1,5 раза меньше. Расходы на обслуживание государственного долга в государственном федеральном бюджете на 2010 г. были предусмотрены в сумме 287,6 млрд. руб., в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга — 64,4 млрд. руб. и государственного внешнего долга — 223,2 млрд. руб. В соответствии с БК РФ федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. В федеральном бюджете на 2011 г. верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 г. предусмотрен по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 998,5 млрд. руб., и соответственно верхний предел государственного внешнего долга РФ в сумме 106,9 млрд. долл. (или 77,9 млрд. евро). Правительство РФ имеет право осуществлять внешние и внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних и внутренних заимствований, если при этом оно снижает расходы на их обслуживание в рамках установленного предельного объема государственного долга. Государственная Дума вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривает также «Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерации государственных кредитов», которая содержит перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них целей, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В эту Программу в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если таковые не утратили силу в установленном порядке. Сложившаяся неблагоприятная финансово-экономическая ситуация в стране требует принятия решительных мер по ограничению темпов увеличения государственного долга. Обычно это достигается за счет роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов, а самое главное — за счет повышения объемов и темпов развития реального сектора экономики. Меры, принимаемые Правительством РФ по поддержанию и защите отечественного производства, укреплению финансово-кредитной системы и денежного обращения в стране, будут этому способствовать. На состояние государственного долга существенно влияет и совершенствование управления государственным кредитом — порядка и условий получения новых займов, размеров погашений и выплачиваемых по ним процентов. Государственный долг России может быть разделен на внешний государственный долг РФ и внутренний государственный долг, структуры которых отличаются друг от друга. По мнению Правительства Российской Федерации, внешний долг страны не должен превышать 2.5% ВВП. Для сравнения — внешний долг Великобритании составляет 68% ВВП, Германии — 72%, США 83%, а Японии — 217% от ВВП. Активное сокращение внешнего долга России происходило в 2004 — 2010 годах, когда цены на нефть были достаточно высоки. В этот период времени Россия погасила большую часть внешнего долга перед членами «Парижского клуба». Показатели внутреннего и внешнего долга являются своеобразным индикатором «здоровья» экономики. Финансовая политика многих государств различна: если США и многие развитые европейские страны предпочитает выпускать множество долговых ценных бумаг для привлечения инвестиций в экономику, то правительство Российской Федерации предпочитает минимизировать внешний долг. По состоянию на 1 ноября 2011 года государственный внешний долг РФ составил $38,04 млрд. или 25,66 млрд. евро. Это на 0,1% меньше цифры, зафиксированной на 1 октября 2011 года ($38,7 млрд.) и на 6,3% показателя на 1 января (в евро — на 11,1%). Отметим, что задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, снизилась за январь-октябрь до $1,11 млрд. В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2012 года составил 37,6 млрд долларов[1], что является одним из самых низких показателей в Европе[2]. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны[3][4]. По состоянию на начало апреля 2012 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время 22 апреля 2012 года Россия, после двенадцатилетнего перерыва, снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.[5] Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2012 года приведена в табл. 1.
Таблица 2.3 Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2012 года
В 2012 году внешний долг России вновь будет расти — за счет заимствований планируется покрывать дефицит федерального бюджета. Однако пока Россия не планирует обращаться к международным финансовым организациям, предпочтя этому выпуск еврооблигаций. По данным Минфина, в 2012 году их будет выпущено на сумму в 613,6 миллиарда рублей. Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4% ВВП). На 1 января 2000 года, внешний государственный долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84% ВВП) (таблица 2.2). В 2008-2010 годах государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2008 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9% ВВП).
Таблица 2.4 Динамика внешнего долга России
Для сравнения, по данным МВФ за 2011 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2% ВВП, Германии — 72,5%, Франции -77,4%, Канады — 81,6%, США — 83,2%, Италии — 115,8%, Японии — 217,6%.[7] По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2012 года составил 471,6 млрд. долл. США.[13] В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2% от объема российского ВВП.[3][4] Общие выплаты в 2011 году должны составить $141,0 млрд. (из них только $5 млрд. приходится на органы государственного управления), 2012 — $91,3 млрд. ($4,6 млрд.).
Таблица 2.5 График погашения внешнего долга России в 2011-2012 гг.
Коллегия Счетной палаты (СП) России утвердила доклад об исполнении федерального бюджета за 2012 год. Государственный долг страны за 2012 год увеличился на 28,6% — до 4,1 трлн. рублей (9,3% от объема ВВП) ЦБРФ, Внешний долг Российской Федерации в 2011 году. В составе госдолга России внутренний долг составил на 1 января 2011 года 2,9 трлн. рублей или 84% от установленного верхнего предела. Государственный внешний долг составил 1,2 трлн. рублей ($40 млрд.) или 75,5% от установленного верхнего предела. График погашения внешнего долга России в 2011 г. приведен в Приложении 2. Совокупный внешний долг России, по оценке Банка России, за 2012 год увеличился на $21,2 млрд. или на 4,6% — до $488,7 млрд. В то же время, международные резервы России увеличились за 2012 год на $39,9 млрд. или на 9,1% — до $479,4 млрд. Таким образом, объем резервов на начало 2011 года был на $9,3 млрд. меньше совокупного внешнего долга России. Объем средств Резервного фонда уменьшился за год на 1 трлн. рублей или на 57,7% — до 800 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния (ФНБ) — на 73,5 млрд. рублей или на 2,7% — до 2,7 трлн. рублей. Международные резервы России без учета средств Резервного фонда и средств ФНБ увеличились за 2012 год на $78,1 млрд., или на 27,2% — до $365,5 млрд., что на $123,2 млрд. меньше совокупного внешнего долга России. Несмотря на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер: — отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне; — разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований; — создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа; — согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Острая фаза первой волны мирового финансово-экономического кризиса 2009-2010 гг. завершилась. Практически все развитые и развивающиеся страны демонстрируют восстановительный рост. Не составляет исключения и Россия, возвращаясь от отрицательных показателей 2009 г. к позитивной динамике прироста ВВП, который, по оценке Минфина РФ и Всемирного банка, составит в ближайшие три года от 4,0 до 4,5%. Много это или мало? По мнению многих экспертов, мало; этого недостаточно, чтобы в ближайшие десятилетия догнать развитые страны по уровню благосостояния. Причем динамика российского роста ВВП представляется несколько завышенной и может оказаться, весьма неустойчивой (особенно при значительной волатильности цен на нефть). Основной проблемой нашей экономики является именно большая зависимость от цен на энергоносители. В данный момент все чаще говорят о второй волне кризиса, причиной которой могут стать долговые проблемы европейских стран, спад производства в Китае, только есть одна существенная деталь — у России размер «подушки безопасности» уже гораздо меньший, чем в 2009 году. В принципе, по оценкам некоторых аналитиков, мы сейчас находимся на начальном этапе второй волны кризиса, если судить по ценам на нефть и рынку ценных бумаг. Например, за последний квартал индекс ММВБ упал на 360 пунктов (22%), а курс доллара вырос почти на три с половиной рубля (что составляет чуть больше 12%). Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Коллегия Счетной палаты (СП) России утвердила доклад об исполнении федерального бюджета за 2010 год. Государственный долг страны за 2010 год увеличился на 28,6% — до 4,1 трлн. рублей (9,3% от объема ВВП). В составе госдолга России внутренний долг составил на 1 января 2011 года 2,9 трлн. рублей или 84% от установленного верхнего предела. Государственный внешний долг составил 1,2 трлн. рублей ($40 млрд) или 75,5% от установленного верхнего предела. Совокупный внешний долг России, по оценке Банка России, за 2010 год увеличился на $21,2 млрд. или на 4,6% — до $488,7 млрд. В то же время, международные резервы России увеличились за 2010 год на $39,9 млрд. или на 9,1% — до $479,4 млрд. Получается объем резервов на начало 2011 года был на $9,3 млрд. меньше совокупного внешнего долга России. Таким образом, проведенный анализ показывает, что уменьшение совокупного размера внешней задолженности России является задачей стратегического характера. Без ее решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного хозяйственного подъема и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны. Поэтому усилия, предпринимаемые в настоящее время российским правительством в этом направлении, следует признать не просто верными и оправданными, но и по сути дела безальтернативными. Причем речь не обязательно должна идти о списании долга. Необходима активная проработка всех возможных вариантов существенного снижения внешнедолгового бремени России. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Минфин, Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 01 января 2010 года 2. KM.RU Внешний долг России — самый низкий в Европе 3. ФСГС, О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) за 2012 год 4. ЦБРФ, Основные производные показатели динамики обменного курса рубля в январе-декабре 2012 года 5. Минфин, Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2005 года 6. Минфин, Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2006 года 7. Минфин, Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2010 года 8. Минфин, Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2011 года 9. Минфин, Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2012 года 10. ЦБРФ, Внешний долг Российской Федерации в 2012 году 11. График погашения внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2011 года: основной долг, проценты, ЦБ РФ, 30.01.09 12. ЦБРФ, Внешний долг Российской Федерации в 2006 году 13. ЦБРФ, Внешний долг Российской Федерации в 2010 году 14. ЦБРФ, Внешний долг Российской Федерации в 2011 году 15. Бабич А.М., Павлова Л.М. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. 16. Берлин С.И. Теория финансов. Учеб. пособие. — М.: Приор, 2011. 17. Нешитой А.С. Финансы. Учебник. — М., Дашков и К, 2010. 18. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. — М., Проспект, 2010. 19. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Ковалева. — М.: ПБЮЛ, 2010. 20. Финансы. Под ред. В.М. Родионовой — М., Финансы и статистика, 2011. 21. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л.А. Дробозиной — М., Финансы, ЮНИТИ, 2011. 22. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук — Минск, Высшая школа, 2010. 23. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1, 2010. 24. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. — М., Финансы и статистика, 2011. 25 Хурсевич С.Н. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит // Финансы, №4, 2011. RUSTUDENTU.RU Анализ современной экономики России