Учебная работа. Анализ современного состояния инвестиционного климата № 3267
Учебная работа. Анализ современного состояния инвестиционного климата № 3267
/ Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы инвестиционного климата 1.1 Инвестиционный климат: понятие, состав, факторы влияния 1.2 Методы оценки инвестиционного климата регионов России Глава 2. Анализ современного состояния инвестиционного климата Глава 3. Современное состояние и перспективы инвестиционного климата в России 3.1 Перспективы развития инвестиционного климата в России 3.2 Прогнозы на 2013 год. Пути улучшения инвестиционного климата Заключение Список литературы Введение Инвестиции для нас сегодня — это необходимые условия возобновления и поддержания устойчивого экономического роста, а значит и улучшения уровня жизни людей. Другими словами, актуальность данной темы налицо, так как «поднять» экономику страны без вложений в неё средств, как мне кажется, нельзя. То есть невозможно вырастить хороший сад не ухаживая за ним. Иначе говоря, без привлечения отечественных и иностранных инвестиций речи об устойчивом экономическом росте, об улучшении уровня жизни людей и т. д. быть не может. Инвестиции играют две роли в макроэкономике. Во-первых, поскольку они большой и изменчивый компонент расходов, резкие увеличения или уменьшения инвестиций могут оказывать огромное воздействие на совокупный спрос; а изменения последнего, в свою очередь, влияют на выпуск и занятость. Кроме того, инвестиции приводят к накоплению капитала. Прирост запаса сооружений и оборудования увеличивает потенциальный выпуск страны и обеспечивает экономический рост в длительном периоде. Таким образом, инвестиции играют двоякую роль, воздействуя в коротком периоде на выпуск через совокупный спрос, и в длительном периоде на рост выпуска через влияние образования капитала на потенциальный выпуск и совокупное предложение. Оценка инвестиционного климата — это общая атмосфера понимания экономической ситуации и потребности в привлечении дополнительных ресурсов, которая властвует в разных сферах социально-экономического развития государства, региона. Сегодняшнее формирование благоприятного инвестиционного климата в государстве скажется на его будущем. Логическим результатом действенности инвестиционного климата есть достижение определенных целей инвестирования. Вместе с тем активность разных территориальных институтов с целью формирования, по их мнению, более благоприятного инвестиционного климата не всегда адекватно сопровождается возрастанием инвестиционных потоков. Результативность инвестиционного климата для конкретной территории проявляется в двух аспектах: экономическом и социальном. В экономическом — через возрастание макроэкономических показателей, прежде всего ВВП на душу населения и экспортных мощностей. Относительно социального: его проявлением есть снижение социальных рисков, возрастание заработной платы, а значит, и покупательной способности населения территории. Привлечение инвестиций в российскую экономику является жизненно важным средством устранения «инвестиционного голода» в стране. Однако для того чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса, новые технологии и современные методы управления, а также способствуют развитию отечественных инвестиций. Для российской экономики они являются как бы пришельцами из завтрашнего дня. По отношению иностранных инвесторов к работе на российском рынке можно судить о состоянии инвестиционного климата в России. В отличие от отечественных инвесторов, ограниченных правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам. По динамике иностранных инвестиций можно судить о том реальном прогрессе, который происходит (или не происходит) в стране в отношении инвестиций. Целью данной курсовой работы является оценка изменений инвестиционного климата в России на протяжении последних лет, тенденция его развития и инвестиционной политики государства, выявление наиболее слабых сторон и указание необходимых мер для их устранения. Задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного климата России как фактора экономического развития, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, способов и критериев оценки инвестиционного климата, и попытка дать оценку его текущего состояния, а также рассмотреть прогнозы на будущее. 1. Теоретические основы инвестиционного климата 1.1 Инвестиционный климат: понятие, состав, факторы влияния Инвестиционный климат — это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе. 1 Следует отметить, что существует достаточно широкий спектр как определений инвестиционного климата, так и методик его исчислений, прежде всего с точки зрения прибыльности на вложенный капитал. Понятие «инвестиционный климат» применимо преимущественно для рыночной экономики, когда хозяйственная среда не поддается прямому управлению. Оно является наиболее общим критерием для размещения инвестиционных ресурсов. Инвестиционный климат складывается из совокупности экономических, социальных, политических, правовых и даже культурных условий, обеспечивающих привлекательность вложений в ту или иную область экономики, в конкретные предприятие, город, регион или страну. 2 Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть направлены в страну (регион, отрасль). Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат способствующих экономическому росту. Обычно для этого применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, определяющие значение выходных и характеризующие потенциал по освоению инвестиций и риск их реализации. К ним относятся: · природные ресурсы и состояние экономики; · качество рабочей силы; · уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; · политическая стабильность и предсказуемость; · макроэкономическая стабильность; · качество государственного управления; · регулирование экономической жизни; · уровень соблюдения законности и правопорядка; · защита прав собственности; · качество налоговой системы и уровень налогового бремени; · качество банковской системы, доступность кредитования; · открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами; · административные, технические, информационные и другие барьеры выхода на рынок; · уровень монополизма в экономике. Оценки инвестиционного климата колеблются в границах от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. 3 Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности. Факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат, подразделяются по возможности воздействия на них со стороны общества на: · объективные (природно-климатические условия, оснащенность энергосырьевыми ресурсами, географическое местонахождение, демографическая ситуация и др.); · субъективные (связанные с управлением деятельностью людей). Инвестиционный климат тесно связан с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика представляет собой совокупность мер организационного и экономического воздействия органов управления на уровне страны, региона, города или предприятия, направленных на создание оптимальных условий для вложения инвестиций. Инвестиционный климат выступает объектом воздействия инвестиционной политики. С одной стороны, он определяет стартовые условия для разработки инвестиционной политики, а с другой — является ее результатом. Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения инвестиционного климата в более благоприятную сторону. В свою очередь, более благоприятное состояние инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону ее дальнейшего совершенствования. Инвестиционная политика, выступающая как совокупность различных мероприятий, воздействует на различные (прежде всего субъективные) составляющие инвестиционного климата. Она актуализируется через разработку и реализацию стратегии регулирования инвестиционной деятельности. Методы оценки инвестиционного климата весьма разнообразны. Они базируются на различных экономических, политических и финансовых показателях, по совокупности которых стране, региону или городу присваивается инвестиционный рейтинг. Рейтинг является важным показателем для инвесторов, большинство которых не в состоянии проводить самостоятельные детальные исследования, особенно внутри других стран, а ориентируются на оценки рейтинговых агентств. Поэтому повышение рейтинга всегда связано с притоком инвестиций, необходимых для экономического роста. Для исследования инвестиционного климата на уровне страны, региона, города, отрасли наиболее важным является рассмотрение не субъективных характеристик, а объективных понятий, каковым и является «инвестиционный климат», поэтому необходимо выяснить из каких составных элементов он состоит. В экономической литературе выделяется несколько подходов к определению составляющих элементов инвестиционного климата, но наиболее часто встречающийся из них так называемый «рисковый». «Его сторонники в качестве составляющих инвестиционного климата рассматривают два основных понятия: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски». 4 «Первый из данных двух элементов непосредственно связан с емкостью инвестиционного пространства, второй — с его надежностью». 5 Рассмотрим более подробно эти элементы. По поводу категории «инвестиционный потенциал» существует много точек зрения, но, в общем, они являются не противоречащими, а скорее дополняющими друг друга. По мнению Рейтингового агентства «Эксперт РА»: «Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического “здоровья”». 6 Инвестиционный потенциал включает в себя следующие частные потенциалы: ресурсный, производственный, инфраструктурный, трудовой, финансовый, потребительский, институциональный, инновационный. Все эти факторы характеризуют возможности ведения инвестиционной деятельности на данной территории. Следующим элементом инвестиционного климата является «инвестиционный риск». Существует много точек зрения на определение данного понятия, в своей работе Валинурова Л.С.и Казакова О.Б. предложили следующее определение «С учетом особенностей существующих подходов к определению инвестиционного риска в целях данного исследования под инвестиционным риском будем понимать вероятность возникновения непредвиденных потерь в ситуации неопределенности условий инвестиционной деятельности». 7 При оценке инвестиционного климата инвестиционный риск чаще всего рассчитывают как средневзвешенную сумму следующих видов рисков: экономического,финансового, политического, социального, экологического,законодательного, криминального. Итак, по рисковому подходу инвестиционный климат формируется под влиянием двух составляющих элементов: инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков. В своей работе Киселева Н.В., Боровикова Т.В., Захарова Г.В. предлагают следующую обобщенную формулу инвестиционного климата: 8 = — Из формулы следует, что чем ниже уровень инвестиционных рисков, тем более полно может быть задействован инвестиционный потенциал. 1.2 Методы оценки инвестиционного климата регионов России Для принятия обоснованных инвестиционных решений проводится постоянный мониторинг инвестиционного климата. При расчете инвестиционного потенциала региона используются абсолютные статистические показатели. Совокупный потенциал региона включает восемь интегрированных подвидов. Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория «инвестиционный климат». 9 Инвестиционный климат региона — обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему. Можно выделить три подхода к оценке инвестиционного климата. Первый подход базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей, таких, как: динамика ВВП, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; характер и динамика распределения национального дохода, пропорции сбережения и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; ход приватизационных процессов, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного. Второй подход (многофакторный) основывается на взаимосвязанной характеристике широкого набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. К таковым относятся: характеристика экономического потенциала (обеспеченность региона ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для производственного инвестирования, уровень обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры); общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие отраслей материального производства, объемы незавершенного строительства, степень изношенности основных производственных фондов, развитие строительной базы); зрелость рыночной среды в регионе (развитость рыночной инфраструктуры, воздействие приватизации на инвестиционную активность, инфляция и ее влияние на инвестиционную деятельность, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, развитость конкурентной среды предпринимательства, емкость местного рынка сбыта, интенсивность межхозяйственных связей, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала); политические факторы (степень доверия населения к региональной власти, взаимоотношения федерального центра и властей региона, уровень социальной стабильности, состояние национально-религиозных отношений); социальные и социокультурные факторы (уровень жизни населения, жилищно-бытовые условия, развитость медицинского обслуживания, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, влияние миграции на инвестиционный процесс, отношение населения к отечественным и иностранным предпринимателям, условия работы для иностранных специалистов); организационно-правовые (отношение власти к иностранным инвесторам, соблюдение законодательства властными органами, уровень оперативности при принятии решений о регистрации предприятий, доступность информации, уровень профессионализма местной администрации, эффективность деятельности правоохранительных органов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы, деловые качества и этика местных предпринимателей); финансовые факторы (доходы бюджета, а также обеспеченность средствами внебюджетных фондов на душу населения, доступность финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита в иностранной валюте, уровень банковского процента, развитость межбанковского сотрудничества). Обобщающим показателем инвестиционного климата при факторном подходе выступает сумма множества средневзвешенных оценок по группам факторов: Q = ?(Xj * Pj) инвестиционный климат оценка регион где Q — обобщающая взвешенная оценка инвестиционного климата региона; Xj — средняя балльная оценка j-го фактора для региона; Pj — вес j-го фактора. Сводный показатель оценки инвестиционного климата не может служить единственным критерием привлекательности той или иной хозяйственной системы для вложения инвестиций. Он обычно дополняется информацией о развитости различных факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние и динамику инвестиционного климата. Третий подход к оценке инвестиционного климата базируется на оценке риска инвестиций. При этом в качестве элементов, формирующих инвестиционный климат региона, анализируются два направления оценки инвестиционных рисков: либо со стороны инвестиционного потенциала, либо со стороны социально-экономического потенциала. 1. Первое направление рассчитано в первую очередь на «стратегического инвестора». Инвестиционный потенциал региона при этом оценивается на основе таких макроэкономических показателей, как: · наличие факторов производства, в том числе трудовых; · уровень потребительского спроса; · результаты хозяйственной деятельности населения в регионе; · уровень развития науки и внедрения ее достижений в производство; · развитость ведущих институтов рыночной экономики; · обеспеченность региона технической и социальной инфраструктурой. Инвестиционные риски оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. При этом в числе рисков учитываются все его разновидности: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный. 2. В основе второго направления лежит оценка уровня инвестиционного климата с позиции развития региональной общественной системы в целом. Этот подход помимо прочих показателей учитывает человеческий потенциал, материальную базу развития, социально-политическую обстановку, факторы политического риска, состояние экономики и уровень управления ею. Проблемы адекватной оценки инвестиционного климата региона. Изучение отечественного и зарубежного опыта оценки инвестиционного климата показывает, что часто не учитывается ряд важных методологических положений, выработанных современной экономической наукой. · Инвестиционный климат страны и регионов рассматривается, как правило, с позиции абстрактного стратегического инвестора, стремящегося к ускоренному, максимальному, беспрепятственному получению прибыли, в то время как для разных инвесторов необходима своя оценка инвестиционного климата. · Получатель инвестиций и инвестор преследуют, как правило, неодинаковые цели. Первый стремится решить комплекс социально-экономических задач при минимуме привлекаемых средств, второй — извлечь максимум прибыли и закрепиться на рынках, в экономических системах на длительный период. Следовательно, инвестиционный климат должен соответствовать балансу интересов участников инвестиционного процесса. · Существует объективная потребность сопряжения инвестиций с инновационными факторами развития. Особенно актуально это при привлечении инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства (венчурном инвестировании). · Инвестиции должны быть увязаны с развитием человеческого капитала, ростом квалификации работников во всех сферах жизнедеятельности, что нужно учитывать при создании соответствующего инвестиционного климата страны или ее региона. · Необходима комплексная оценка эффективности использования привлекаемых инвестиций и благоприятности инвестиционного климата. Факторный подход к оценке инвестиционного климата в наибольшей степени соответствует большинству этих требований. К его преимуществам можно отнести: учет взаимодействия многих факторов, использование статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок, дифференцированный подход к различным уровням экономики при определении их инвестиционной привлекательности. Рисковый метод анализа и оценки инвестиционного климата представляет интерес прежде всего для стратегического инвестора. Он позволяет ему не только оценить привлекательность территории для инвестирования, но и сопоставить уровень риска, присущий новому объекту вложения инвестиций, с существующим в привычном для него регионе ведения бизнеса. Инвестиционная привлекательность региона. При исследовании сравнительной инвестиционной привлекательности регионов и стран применяется широкий набор показателей, таких, как тип экономической системы, объем ВВП, структура экономики, обеспеченность природными ресурсами, состояние инфраструктуры, участие государства в экономике и т.п. В связи с тем что на инвестиционный климат регионов оказывают влияние различные факторы и условия, многие из которых подвержены быстрым изменениям, разовое, однократное определение инвестиционного климата не может служить ориентиром для принятия каких-либо решений по инвестициям. Поэтому при оценке инвестиционного климата регионов необходимо проведение регулярных, периодических наблюдений, т.е. мониторинга инвестиционного климата. Инвестиционный климат региона рассматривается как комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем: · инвестиционного потенциала — совокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала; · инвестиционного риска — совокупности переменных факторов риска инвестирования; · законодательных условий — правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора. Инвестиционный потенциал региона — количественная характеристика, учитывающая основные макроэкономические индикаторы, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой), а также потребительский спрос населения. При расчете инвестиционного потенциала региона используются абсолютные статистические показатели. Совокупный потенциал региона включает восемь интегрированных подвидов: · ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе средневзвешенной обеспеченности территории региона балансовыми запасами важнейших видов природных ресурсов; · производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе; · потребительский — совокупная покупательная способность населения региона; · инфраструктурный — оценка экономико-географического положения и инфраструктурной насыщенности региона; · инновационный — при его определении учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе; · трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне; · институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе; · финансовый, выраженный общей суммой налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона. Инвестиционный риск — характеристика качественная, оценивающая вероятность потери инвестиций и дохода от них. Применительно к региону можно выделить следующие виды риска: · политический, зависящий от устойчивости региональной власти и политической поляризации населения; · экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе; · социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности; · криминальный, определяемый уровнем преступности с учетом тяжести преступлений; · экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды; · финансовый, отражающий напряженность регионального бюджета и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий региона; · законодательный. Процедура составления инвестиционного рейтинга региона включает несколько этапов. На первом этапе из всех статистических показателей, относящихся к тому или иному виду инвестиционного риска и потенциала, с помощью корреляционного анализа выделяются наиболее значимые показатели. Затем методом факторного анализа определяется вклад каждого значимого показателя в общую величину соответствующего потенциала или риска. На завершающем этапе с помощью метода кластерного анализа регионы, ранжированные по потенциалу (риску), объединяются в группы по характеру инвестиционного климата. 2. Анализ состояния инвестиционного климата в России Согласно исследованию Doing Business 2012 (бизнес-климат), составляемому ежегодно Всемирным банком, и оценивающим условия ведения бизнеса в 183 странах, в 2011 году Россия занимала 120 место по простоте осуществления предпринимательской деятельности. В 2010 году улучшение инвестиционного климата было определено как самостоятельное направление деятельности Минэкономразвития России, и за 2 прошедших года были упрощены процедуры в сфере строительства и миграционной политики, существенно снижена стоимость подключения новых инвестиционных проектов к электросетям и инженерно-коммуникационной инфраструктуре, приняты законы, направленные на совершенствование таможенного администрирования, а также либерализацию контроля за иностранными инвестициями и уголовного законодательства в экономической сфере, запущен механизм уполномоченных по инвестициям на федеральном и региональном уровнях, увеличен объем инвестиций международных институтов развития в приоритетные для российской стороны отрасли экономики и многое другое. Только за счёт реализации этих мер в 2010-2011 годах, Россия поднялась на 4 позиции в рейтинге Doing Business 2012 (со 124 места до 120), а также вошла в число 25 стран, по прогрессу в улучшении инвестиционного климата. В 2008-2011 гг. в Россию поступило 206,7 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций. По итогам 2011 года, по оценке Банка России, объем ПИИ составил 51,9 млрд. долларов (19,9% рост к 2010 году). По данным опроса Merril Lynch, проведённого среди международных управляющих инвестиционных фондов, Россия заняла первое место по инвестиционной привлекательности среди стран БРИКС. В рейтинге самых дешевых стран для ведения бизнеса Россия в 2012 г. заняла четвертое место из 19 развитых и развивающихся стран, уступая лишь Индии, Китаю и Мексике по версии KPMG. Наряду с этим, Россия занимает 60 место среди 187 исследуемых стран в рейтинге страновых инвестиционных рисков присвоенных журналом Euromoney в 2012 г. Россия наращивает скорость продвижения в рейтинге Всемирного банка (ВБ). За год Россия поднялась на восемь пунктов в ежегодном рейтинге Doing Business (бизнес-климат) — 2013, заняв в 2012 году 112-ю позицию против 120-й позиции годом ранее. По мнению ВБ, за год Россия добилась существенного прогресса в области налогообложения и регистрации предприятий, при этом позиции России по условиям подключения к электрическим сетям и предоставления кредитов ухудшились. Согласно официальным планам государства, к 2018 году позиции России в рейтинге Всемирного банка должны улучшиться до 20-й строчки. 10 За 2012 год прямые инвестиции в экономику России поступили в размере 13миллиардов долларов, что на 4,6 % больше, чем за такой же период 2011 года. Также увеличился объем портфельных инвестиций почти в 3 раза и составил 1,5 миллиардов долларов по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Прочие инвестиции в экономику Российской Федерации понизились на 17,2% и составили 101 миллиардов долларов. Снизился на 17,2% объем погашенных инвестиций, которые поступили ранее в Россию из-за рубежа, по сравнению с таким же периодом прошлого года. Данный показатель составил 99,7 миллиардов долларов. Накопленный иностранный капитал в экономике России на конец сентября 2012 года составил 353 миллиардов долларов, что на 9,3% выше по сравнению с таким же периодом 2011 года. Саамы большой удельный вес в накопленном иностранном капитале относится к прочим инвестициям, которые осуществляются на возвратной основе. Их показатель составил почти 60% (58,3% на конец сентября 2011 года), доля портфельных инвестиций составила — 2,5% (2,6%), прямых — 38,3% (39,1%). Накопленный за рубежом объем инвестиций из России в конце сентября 2012 года составил 119,2 миллиардов долларов. В период с января по сентябрь 2012 года из Российской Федерации за рубеж было направлено 109,4 миллиардов долларов иностранных инвестиций, это на 13% больше, чем за такой же период предшествующего года. Направленные ранее из России за рубеж объём погашенных инвестиций составил 101,3 миллиардов долларов, это на 12,9% больше, чем за этот же период 2011 года. По данным Росстата видно, что приток прямых инвестиций в Россию значительно замедляется. В России наблюдается слабость притока иностранных прямых инвестиций. Это, прежде всего, связано с вступлением России в ВТО, что соответственно привело к увеличению объемов импорта на территорию Российской Федерации. Проведя анализ данных Росстата, экономисты прогнозируют, что иностранные инвестиции в экономике России в 2013 году будут снижаться. 11 Глава 3. Современное состояние и перспективы инвестиционного климата в России 3.1 Перспективы развития инвестиционного климата в России Ближайшие перспективы инвестиций в РФ. Не секрет, что стратегия вложения денег, частота ребалансировки портфеля, выбор инструментов и многие другие нюансы управления инвестиционным капиталом непосредственно зависят от его размера. В связи с этим крупные инвесторы. в отличие от спекулянтов-скальперов, интересуются в первую очередь фундаментальными рыночными показателями и ориентируются на горизонты, измеряемые годами. Рассмотрим ближайшие перспективы инвестиций на отечественном рынке. Общая оценка перспектив российского фондового рынка, которую дают ведущие отечественные и зарубежные аналитические агенства, скорее умеренно оптимистична. Основной акцент иностранные инвесторы, оценивающие Россию как потенциальный рынок для размещения своих капиталов, делают на политических рисках и общей нестабильности макроэкономической ситуации. Учитывая ещё и этот факт, что экономика страны на 95 процентов зависит от экспорта, многие занимают выжидательную позицию. В то же время данные, опубдикованные в «Обзоре перспектив мировых инвестиций 2010-2012» осенью 2010 года комиссией ООН по торговле и развитию(UNCTAD),в настоящее время подтверждают свою достоверность и указанное направление движений рынков и потоков капитала. Исследование основано на широкомасштабном опросе, в котором приняли участие 116 крупнейших мировых инвестиционных компаний и 236 транснациональных корпораций. В пятёрку стран наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций на период 2011 и 2012 годов, выявленных экспертами UNCTAD, вошла и Россия, заняв пятое место после Китая, Индии, Бразилии и США. Причем общая перспектива инвестиций в 2012 году оценивается опрошенными респондентами более оптимистично: такую точку зрения разделили 62 процента опрошенных. Развивающимся рынкам отдают предпочтение многие эксперты и аналитики, указывая, несмотря на высокие риски, на значительный потенциал доходности инвестиций в них. Конечно, отечественная экономика сейчас в огромной степени зависима от сырьевой отрасли, в то время как высокотехнологичный сектор и перерабатывающая промышленность отстают в развитии. Но, с другой стороны, именно это указывает и на огромный потенциал для роста как в традиционно отстающих, так и в не полностью восстановившихся после кризиса отраслях экономики. Начнем с предприятий нефтегазового сектора. Ведущими странами по объёмам добычи природного газа являются Россия и США. Запасы этого топлива, по оценкам ученых, превышают запасы нефти, а значит, хватит их на большой срок. Энергоэффективность альтернативных источников, к которым относят солнечную энергию, энергию ветра и воды, значительно ниже, а по экологической чистоте они могут быть почти сопоставимы. Атомная энергетика на данном этапе ее развития вызывает некоторые опасения, связанные с событиями в Японии, и, несмотря на то. Что официальные источники опровергают схожесть с аварией в Чернобыле, население территорий, где планируется размещение АЭС, мягко говоря, не в восторге от такой перспективы. Сложившаяся ситуация благоприятна для крупных отечественных игроков на рынке природного газа, даже несмотря на существенное увеличение НДПИ на газ, ставка которого с 2006 года была установлена в размере 146 рублей за 1 тыс. кубических метров, а в 2011 году повышена сразу на 61%, (до 237руб.). По итогам 2010 года предприятия нефтегазового сектора оказались в числе аутсайдеров рыночного роста. Важную роль здесь играет политика государственного регулирования цен и тарифов. Давление со стороны ФАС. Но возможность серьезного пересмотра топливно-энергетической стратегии стран Европейского союза, где уже остановлено по результатам технических проверок несколько АЭС, может стать хорошим драйвером роста для производителей газа. Газовые турбины способны конкурировать с атомными реакторами и по стоимости выработки единицы мощности, и по соответствию европейским экологическим требованиям. Ведущими и наиболее интересными для инвестиций компаниями, представленными на российской бирже, можно по праву назвать ОАО «Газпром» и ОАО «Новатэк». «Газпром» прочно держит мировое первенство среди добытчиков природного газа, имеет в своём распоряжении развитую газораспределительную сеть и месторождения с крупнейшими в мире запасами. Кроме того. По итогам 2009 года он был одной из самых прибыльных компаний в мире. Его чистая прибыль за указанный период, определённая в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, составила 779 млрд. рублей. «Новатэк» занимает второе место по объёмам добычи газа в нашей стране. Чистая прибыль компании по итогам 2010 года превысила 40 млрд. рублей. «Газпром»- крупнейшая государственная компания, а «Новатэк»- ведущий независимый производитель. Оба эмитента имеют длительную историю торгов, их ценные бумаги обладают хорошей ликвидностью. Банковский сектор России, до настоящего времени опирающийся на государственную поддержку, продолжает расти. Период кризиса стал своеобразным «ситом», отсеявшим слабых игроков, но доли крупных банков от этого только увеличились. «Сбербанк», акции которого уже подобрались к историческим максимумам, сейчас выглядит достаточно уверенно и, видимо, рост в этом секторе продолжится. Некоторые проблемы существуют у группы ВТБ. Связаны они, в том числе, и с приобретением Банка Москвы, повлиявшим на долгосрочный кредитный рейтинг по версии агентства Standard & Poor’s, измененного на негативный. Итоги due diligence Банка Москвы окажут влияние на ближайшую перспективу ценных бумаг группы ВТБ, а после этого можно делать и более долгосрочный прогноз. Акции компаний торгового сектора, некоторых крупных российский ритейлеров, в настоящий момент выглядит переоцененными.Уверенный рост показали металлурги, но в перспективе ближайших лет потенциал роста все же не исчерпан. Стоит обратить внимание на производителей лекарственных препаратов, в которых нуждается отечественный рынок. Фармакологические компании, входящие в число крупнейших, заявили о намерениях локализовать своё производство в России. Относительно быстрое получение прибыли на рынке, где государственное регулирование цен будет касаться только жизненно необходимых препаратов, может привлечь солидные иностранные инвестиции. По оценкам Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), совокупный объём инвестиций в этот сектор, скорее всего, достигнет одного миллиарда евро за ближайшие несколько лет. Интерес для инвесторов могут представлять компании, ориентированные на разработку новых лекарственных препаратов, обладающие научным и исследовательским потенциалом, способные совершить «прорыв» в этой области. Однако важной особенностью фармацевтического бизнеса является сильная зависимость от таможенного, налогового, торгового и гражданского законодательства страны, следовательно, политические риски для подобных инвестиций выходят на первый план. Российский венчурный бизнес довольно молод и находится в стадии формировании, но это и является одним из основных аргументов в поддержку венчурных инвестиций. Некоторые наиболее успешные на рынке проекты дошли до IPO и разместили акции на бирже. На бирже ММВБ даже существует выделенный сектор инновационных и развивающихся компаний(ИРК). Традиционно высокие риски венчурных инвестиций могут вызвать отток капитала и значительное падение дохода от вложений в «голубые фишки», напротив, способствуют росту рискованных инвестиций. Покупка доли в компании еще на стадии стартапа способна принести доход, очень существенно превышающий рост индексов фондового рынка. В стране существуют привлекательные для инвестиций технологические компании, набирает оборот интернет-бизнес с массой интересных стартапов. Если учесть, что наш развивающийся рынок с некоторым отставанием повторяет процессы, идущие на развитых рынках, то момент входа сейчас предположительно благоприятен. Нелегкое время переживает сектор недвижимости (как жилой, так и коммерческий), динамика которого не соответствует оптимистичным прогнозам. Впечатляют данные по стоимости выставленного банкам на реализацию залогового имущества. 2 февраля 2012 года В.В. Путин выступил на инвестиционном форуме «Россия-2012». В ходе выступления он затронул тему инвестиционного климата в России и мер по его улучшению. Путин сказал, что по реальному состоянию инвестклимата Россия находится на 120-м месте в мире (имеется ввиду рейтинг лёгкости ведения бизнеса, составляемый Всемирным банком). Путин заявил, что ставится задача в ближайшие несколько лет войти в число стран с наиболее привлекательным деловым климатом. Нам нужно сделать 100 шагов вперёд — подняться со 120-го на 20-е место по уровню ведения, по условиям ведения бизнеса. Что это в реальной жизни означает? Сроки подключения к сетям, например, к сетям энергоснабжения, должны сократиться практически в 4 раза. Бухгалтер будет тратить на заполнение налоговой отчётности в 3 раза меньше времени, чем сейчас. Грузовая фура будет пересекать таможню в 7 раз быстрее, чем сейчас. Чтобы получить разрешение на строительство объекта, понадобится в 5 раз меньше времени, чем сейчас, и в 3 раза меньше различных бумаг. Так должно быть во всём. Далее Путин изложил принципы, которые определяют стратегию развития. Прежде всего, это презумпция добросовестности бизнеса. Исходя из стереотипа нечестности предпринимателя, государство вводит всякого рода надзоры, контроли, запреты, согласования и излишнюю отчётность. Излишнюю — это не значит, что отчётности не надо, тоже в крайности нельзя впадать, но излишнюю нужно ликвидировать. А в итоге это не даёт развиваться законопослушному предпринимателю. Следующий принцип — это широкое внедрение лучших международных практик, доказавших свою эффективность. У нас есть счастливая возможность проанализировать всё, что в мире делается положительного, и внедрять у себя. И наконец, не чиновник, конечно, должен решать, что нужно инвестору. Сами предприниматели должны формулировать требования к таможенным, налоговым, административным и другим процедурам, то есть создание благоприятной деловой среды — это партнёрский проект государства, бизнеса и общества. Мы практически уже начали эту работу. При подготовке и законов Российской Федерации, и при подготовке подзаконных нормативных актов Правительства России мы практически постоянно находимся в контакте с представители предпринимательских объединений и, прежде чем сформулировать окончательное решение, многократно с ними советуемся и вносим необходимые коррективы. Мы будем эту практику расширять. Путин сообщил, что по всем направлениям улучшения инвестиционного климата подготовлены и конкретные дополнительные меры. Первое. В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей. Такой омбудсмен у нас уже есть. Он получит особый процессуальный статус, а следовательно, право отстаивать интересы предпринимателей в суде, рассматривать их жалобы, вносить предложения в органы государственной власти, а также (в некоторых случаях это вполне обоснованно) приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительной меры обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников. Второе. Для споров с участием предпринимателей в арбитражных судах уже сейчас действует упрощённая процедура административного судопроизводства с гарантиями для предпринимателей. Так, бремя доказывания возлагается на административный орган. Эти гарантии вполне можно было бы и усилить: процедура рассмотрения дел должна быть максимально быстрой, и, напротив, следует удлинить, расширить сроки для возможного обжалования решений со стороны предпринимателей. Кроме того, надо дать возможность совмещать административные и имущественные дела в рамках административного судопроизводства. Предприниматели должны иметь право на компенсацию имущественных потерь непосредственно в административном деле. Необходимо активнее присуждать судебные издержки в пользу выигравших процесс предпринимателей. По сути, речь идёт о создании аналогии административных судов. Считаю, что эту систему нужно и можно формировать на основе арбитражных судов: здесь созданы основы для информационной прозрачности и есть профессиональные люди, судьи профессиональные для рассмотрения административных дел, в том числе и налоговых. Третье. Из уголовного законодательства должны быть убраны все рудименты советского правового мышления, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников этого спора. Это приведёт и к снижению коррупции, особенно в правоохранительных органах. По налоговым спорам возбуждение уголовного дела невозможно без решения фискального органа о наличии налоговой задолженности, при этом данное решение можно оспорить в суде. Такой механизм следует использовать и при привлечении к ответственности по иным экономическим правонарушениям. Например, нельзя возбудить уголовное дело, основанное на квалификации незаконности сделки, без признания в арбитражном суде этой сделки недействительной. Споры с участием саморегулируемых организаций и их членов должны рассматриваться также в арбитражных судах. Четвёртое — изменение идеологии контроля предпринимательской деятельности, переход от различных государственных разрешений к страхованию ответственности, при этом максимально расширим поле деятельности для саморегулируемых организаций. Пятое. Общественные объединения предпринимателей получат право подавать судебные иски в защиту интересов предпринимателей. Например, это даст возможность владельцу небольшого бизнеса отстаивать свои права, спорить с самыми высокими должностными лицами, скажем, в регионе и с губернатором не в одиночку, а от лица достаточно мощной общественной организации. И это нужно закрепить в законе. Надо расширить сферу применения групповых (коллективных) исков, которые могут предъявлять предприниматели. Шестое. По всем позициям будем гармонизировать наше корпоративное законодательство с законодательством наших основных партнёров, прежде всего европейских партнёров. Так, необходимо ввести лучшую мировую практику в сфере акционерных соглашений. Эту работу мы ускорим. В целом долгосрочные перспективы российского рынка можно назвать положительными. Стоит учитывать, что кроме общего состояния экономики страны, на стоимость активов оказывают сильное влияние инвестиционные потоки из-за рубежа. Крупные институциональные инвесторы распределяют капиталы на основе глубоких аналитических исследований, соответственно, по занимаемым ими позициям мы можем составлять ориентировочное мнение о перспективах отдельных регионов, отраслей. 3.2 Прогнозы на 2013 год. Пути улучшения инвестиционного климата Повышение цен на нефть практически остановилось в 2012 году, вызвав замедление роста российской экономики, по нашим оценкам, до уровня 2-3%. Это далеко от показателя 7% роста ВВП России в докризисное десятилетие и даже ниже уровня 4,3% — на начальном этапе восстановления в 2010-11 гг. «Вечная мерзлота» на уровне глобальной экономики не способствует высоким темпам роста спроса на товары российского экспорта в ближайшие годы. Это оставляет России выбор из двух стратегий стимулирования экономического роста. Согласно первой, нужно активизировать внутренний спрос за счет бюджетных расходов, быстрого роста потребительского кредитования и мягкой денежно-кредитной политики. Тем не менее, бюджетные ресурсы небезграничны, а долгосрочные задачи финансирования пенсионной системы и оборонной программы еще ожидают своего решения. Расходы домохозяйств все еще могут увеличиться на некоторое время за счет потребительского кредитования. Но это не ускорит потенциальный рост российской экономики, а даже может вызвать более глубокую коррекцию в случае сильного внешнего шока. Это предопределяет выбор второго варианта — повышение конкурентоспособности российской экономики за счет увеличения производительности. Учитывая огромный разрыв в производительности между Россией и странами «большой семерки», такая политика может обеспечить устойчивый экономический рост. Чтобы добиться этого, в первую очередь необходимо решить вопросы, связанные с инвестиционным климатом, а также с административными и другими барьерами для развития бизнеса. Остается узнать, изменится ли к лучшему инвестиционный климат в России в 2013 году — будет ли локальное потепление? Любой успех в реализации планов, направленных на устранение ключевых структурных препятствий для бизнеса, например, в строительной и таможенной сфере, будет доказательством того, что климат меняется. Таблица 2. Ключевые показатели экономики России. 12
Низкие доходы — медленный рост инвестиций. — Нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления являются основными источниками инвестиций в основной капитал в России. Тем не менее, рост корпоративных прибылей в промышленности, в общем, замедлился после скачка в 2010 году. В реальном выражении, прибыль в целом остается на уровне 2005 года для обрабатывающей промышленности и на уровне 2006 года для добывающей промышленности. — Неудивительно, что рост инвестиций в основной капитал должен замедлиться в 2012 году и, скорее всего, этот процесс продолжится в 2013 году, если компании не решат больше полагаться на долговое финансирование. Тем не менее, прогноз менее активного экономического роста и умеренность роста корпоративного кредитования должны вынудить компании ориентироваться на традиционные источники финансирования, за счет роста инвестиций в основной капитал. График 1 Политика Центрального Банка: два способа таргетирования инфляции. — Центральный банк Российской Федерации (ЦБР) продолжает стремиться к таргетированию инфляции и повысил базовую ставку в сентябре, когда инфляция превысила целевой диапазон. Однако с тех пор ставки не изменились, несмотря на то, что инфляция быть выше целевого уровня. — В то же время тенденции обращения денежной массы обнадеживают и указывают на вероятность умеренной инфляции в будущем. Действительно, ЦБ РФ может удержать инфляцию под контролем, ограничив доступ к ликвидности и используя тарифную политику как дополнительный инструмент. — Таким образом, Россия сможет достичь целевой инфляции ЦБ РФ, даже если базовые ставки останутся нейтральными или отрицательными в реальном выражении, если ЦБ РФ продолжит контролировать рост денежной массы. Ведение бизнеса: два шага вперед, один шаг назад: — В последнее время Россия постепенно улучшает свой сравнительный рейтинг в исследовании Doing Business, но все же продолжает отставать от наиболее развитых стран. Таким образом, амбициозная цель — попасть в первую двадцатку стран в этом рейтинге к 2018 году — хоть и очень желанна, но вряд ли достижима, на наш взгляд. — Россия смогла бы повысить свой рейтинг гораздо быстрее, если бы прогресс в некоторых областях (например, управление налогообложением, преодоление неплатежеспособности) не сопровождался откатом в других (таких как доступность кредитов, защита прав инвесторов). Это наводит на мысль о необходимости постановки новых целей перед правительством и расширения повестки дня проводимых реформ. Но произойдет ли это? График 2 Разумная стратегия капиталовложений может облегчить структурную модернизацию экономики, уменьшить масштабы безработицы, сохранить наукоёмкие производства и ускорить интеграцию России в сообщество развитых стран. Инвестиции непосредственно связаны с увеличением ВНП, а, следовательно, и экономическим ростом страны: достаток завтрашнего дня создается сегодняшними инвестициями. Возникает вопрос какие шаги необходимы для того, чтобы все эти возможности инвестиций в полной мере реализовались в России? Первым необходимо улучшение социально- экономической ситуации в стане, и, как следствие,- развитие финансового рынка. Правительство и вся структура власти должна позаботиться о расширении спектра объектов для коллективного инвестирования, в частности, о развитии рынка корпоративных ценных бумаг. Важно принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы коллективного инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надёжность вложений. Нужно отказаться от двойного налогообложения корпоративных бумаг. Перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача — привлечь в страну иностранные инвестиции, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нужно учитывать фактор дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение. Необходимо стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений. 13 Анализ современного состояния инвестиционного климата