Учебная работа .Тема:Федеральный закон «О Бухгалтерском учете»: анализ изменений№391.

Тема:Федеральный закон «»О Бухгалтерском учете»»: анализ изменений»,»

ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

АНО ОВО ЦС РФ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Реферат на тему:

«Федеральный закон «»О Бухгалтерском учете»»: анализ изменений»

Выполнили:

студенты гр. ГМУ1-О/Б/ЧЕБ12

Сергеева Т. С., Иванов И.А.

Проверила:

Никандрова Р.С.

ЧЕБОКСАРЫ — 2015

Содержание

Введение

Анализ содержания Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Особенности ведения учета учреждениями государственного сектора экономики

Закон «»О Бухгалтерском учете»» и его значение для развития

экономики

Заключение

Список использованных источников

Введение

Значение бухгалтерского учета в современное время сложно недооценить, он выступает инструментом многих рыночных отношений, что доказывает актуальность и практическую значимость выбранной темы.

Посредством бухгалтерского учета, осуществляемого различными экономическими субъектами страны, формируется достоверная информация о хозяйственных процессах и результатах деятельности юридических и физических лиц, которая своевременно предоставляется внутренним и внешним пользователям. Конституционным Судом РФ неоднократно подчеркивалось публичность, императивность, необходимость единообразных требований к ведению бухгалтерского учета. Следует отметить, что отрасль бухгалтерского учета в нашей стране является устоявшейся, а потому достаточно консервативной, трудно поддающейся каким-либо преобразованиям, изменениям и новшествам. Однако условия современной экономики, темпы развития рыночных отношений таковы, что положения Закона №129-ФЗ не всегда им соответствуют и удовлетворяют.

С момента принятия в 1996 году Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» прошло почти двадцать лет. За это время изменилось очень многое: идет реформирование бюджетного сектора экономики, бухгалтерский учет практически компьютеризирован, появились электронные документы и электронные подписи, изменились условия хозяйствования, а перед учреждениями государственного сектора экономики поставлены новые задачи. Все это стало естественной причиной для подготовки и принятия нового законодательного акта, а именно Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступившего в силу с 1 января 2013 года, регулирующего организацию и ведение бухгалтерского учета в России.

Целью данной работы является анализ изменений отрасли бухгалтерского учета в Российской Федерации согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Предметом исследования являются правовые основы функционирования отрасли бухгалтерского учета, а так же особенности ее совершенствования.

В соответствии с целью и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

проанализировать изменения отрасли бухгалтерского учета;

обосновать значение Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для развития экономики.

Анализ содержания Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

закон бухгалтерский учет государственный

До 2013 года нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Но к 2011 году появилась осознанная необходимость в единых требованиях к учету и отчетности. Данная потребность нашла свое воплощение в новом проекте федерального закона.

Документ содержит 31 статью, каждая из них регулирует экономические отношения, возникающие при применении федерального закона в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности экономическими субъектами Российской Федерации, а также основные требования к составу предоставляемой ими отчетности.

Анализируя документ, необходимо ответить на ряд вопросов, возникшие в связи со вступлением в силу нового закона. Какие произошли изменения по сравнению с предыдущим законом?

1. Круг лиц, на которых распространяется действие данного закона.

Начиная с 2013 года все экономические субъекты, поименованные в статье 2 Закона №402-ФЗ, обязаны обеспечить ведение бухгалтерского учета в соответствии с указанным законом. Ведение Закона №402-ФЗ распространяется на определенных лиц, именуемых экономическими субъектами:

Во избежание споров по вопросу о сфере действия Закона № 402-ФЗ, он вводит более определенные формулировки, говоря не просто об организациях, находящихся на территории Российской Федерации, а о коммерческих и некоммерческих организациях; выделяя отдельную категорию «»публичных»» экономических субъектов; упоминая в перечне Центральный банк Российской Федерации.

2. Руководитель экономического субъекта.

На первый взгляд, роль руководителя по отношению к бухгалтерскому учету не изменилась. Во всяком случае никаких революционных норм в Законе № 402-ФЗ нет, однако в нем впервые дано определение того, кто является руководителем экономического субъекта:

Руководитель — это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (ст. 3 Закона № 402-ФЗ).

По сравнению со старым Законом № 129-ФЗ, согласно которому руководитель нес ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 1 ст. 6), по новому Закону № 402-ФЗ руководитель организует ведение бухгалтерского учета и хранение финансовых документов (п. 1 ст. 7). При этом руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7).

В Законе № 402-ФЗ впервые четко сформулирован момент, когда отчетность считается составленной. Так, в соответствии с п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Таким образом, руководитель ставит последнюю точку в работе бухгалтера по составлению всех видов отчетности. Следовательно, все остальные административные вопросы по организации и ведению бухгалтерского учета в учреждениях должны регулироваться иными нормативными документами и локальными актами.

3. Бухгалтерская отчетность.

Согласно новому закону годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных этим законом, состоит из:

бухгалтерского баланса;

отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Тем самым положение о составе бухгалтерской отчетности приведено в соответствие с приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности». В нем говорится, что приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках являются отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала, а также иные приложения (пояснения), которые составляются в текстовой или табличной форме (т.е. в виде пояснительной записки).

В составе отчетности не поименовано аудиторское заключение, т.к. оно представляется вместе с отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, но не является ее частью.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ Статья 13 <…>

В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

По новым правилам бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Пока еще бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

В законе закреплены новые положения об особенностях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации и реорганизации юридического лица, ведь порядок составления такой отчетности отличается от общего порядка.

Особенности ведения учета учреждениями государственного сектора экономики

Закон № 402-ФЗ содержит отдельные нормы, которые указывают на особенности регулирования бухгалтерской деятельности в организациях государственного сектора экономики. В статье 3 Закона № 402-ФЗ содержится определение таких организаций.

Организации государственного сектора — это государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

На организации государственного сектора экономики, согласно Закону № 402-ФЗ, распространяются положения бюджетного законодательства РФ в следующих случаях:

. при установлении форм первичных учетных документов (ст. 9);

. при установлении регистров бухгалтерского учета (ст. 10);

. при установлении состава бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст.14), а также в случае установления порядка составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации (ст. 16).

Хотя бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса и их деятельность регламентируется иными федеральными законами, на них так же, как и на казённые учреждения, распространяется действие приказа Минфина России от 15.12.2010 № 173н. «»Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»»

Кроме того, на казённые учреждения и на получателей бюджетных средств распространяется Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 26.10.2012 № 138н).

В свою очередь бюджетные и автономные учреждения применяют Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 25.03.2010 № 33н) с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 26.10.2012 № 139н.

Таким образом, начиная с 2013 года все нормативные акты, регулирующие особенности формирования первичных учетных документов, регистров учета и составления бухгалтерской отчетности, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, не должны противоречить Закону № 402-ФЗ.

Закон «»О Бухгалтерском учете»» и его значение для развития экономики

Постоянно совершенствуясь, бухгалтерский учет является языком бизнеса и частного предпринимательства, то есть важнейшим звеном формирования рыночной экономики.

На сегодняшний день в России система регулирования учета и отчетности состоит из четырех уровней. Преобразования в экономике страны, новые рыночные условия хозяйствования, распространение международных стандартов финансовой отчетности оказали большое влияние на формирование этой системы. Первый уровень образует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ и другие законодательные акты.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из множества федеральных законов, в том числе из Федерального закона «О бухгалтерском учете», и нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ними.

Министерство финансов Российской Федерации работает при действенном участии бухгалтерской общественности страны и выполняет функции регулирования, а также постановки бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Современная система регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России формируется под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности — МСФО, которые разрабатываются Советом по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standard Committee — IASC).

По международным стандартам финансовой отчетности разработана Программа реформирования бухгалтерского учета согласно требованиям рыночной экономики и МСФО. Основной целью данной Программы является приведение национальной системы бухгалтерского учета; формирование системы национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, которые обеспечивают нужной информацией пользователей; согласование реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями стандартов на международном уровне; оказание методической помощи организациям в понимании и введении реформированной модели бухгалтерского учета в стране.

Сегодня в России происходит системное реформирование правовых основ бухгалтерского учета и отчетности. Программным документом проводимой реформы является План Минфина России на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе международных стандартов финансовой отчетности.

Основным направлением Закона №402-ФЗ является приведение норм Закона № 129-ФЗ, которые регулируют систему бухгалтерского учета в стране, в соответствие с меняющимися экономическими условиями деятельности хозяйственных субъектов для формирования и раскрытия достоверной и полной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении.

Целью переработки основополагающего в учетно-экономической сфере законодательного акта является приведение концепции регулирования бухгалтерского учета в соответствие с меняющимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов.

Новый Закон акцентируется на бухгалтерской (финансовой) отчетности, что является конечным результатом бухгалтерского учета. Цель — бухгалтерская отчетность должна стать в полном смысле слова финансовой, приближенной к Международным стандартам финансовой отчетности и должна давать собственникам бизнеса, а также заинтересованным лицам, представление о реальном имущественном и финансовом положении экономического субъекта.

На основе формируемой в соответствии с данными бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов финансовой отчетности внешними и внутренними пользователями принимаются управленческие решения. Причем указанный аспект имеет большое народнохозяйственное значение, так как получение достоверной финансовой информации о деятельности экономических субъектов — основная цель бухгалтерского учета. В связи с этим понятна и роль бухгалтерского учета, от которого во многом зависит стабильность всего российского общества. Из этого следует, что государство вполне правомерно оставляет контроль в указанной сфере за собой и не может допустить абсолютно либерального порядка, основанного на полном саморегулировании отношений.

Важнейшие аспекты нового облика системы регулирования бухгалтерского учета, содержащиеся в законе №402-ФЗ:

введено смешанное регулирование бухгалтерского учета — государственное и негосударственное (со стороны профессионального сообщества и пользователей, данных бухгалтерского учета);

введен общественный контроль за содержанием разрабатываемых документов, регулирующих правила ведения бухгалтерского учета, и практикой их применения, для чего создается Совет по стандартам бухгалтерского учета;

установлена жесткая иерархия документов, регулирующих бухгалтерский учет, обеспечивающая взаимосвязь и непротиворечивость нормативной базы;

применение международных стандартов определено как основа разработки федеральных и отраслевых стандартов;

разграничены полномочия органов, осуществляющих разработку правил (в том числе стандартов) бухгалтерского учета, и контроля за их исполнением.

Согласно п. 11 ст. 21 Закона от 06.12.2011 №402-ФЗ стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Пунктом 12 указанной статьи устанавливается, что «необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно» [1]. Эта норма подчеркивает отличие стандартов экономического субъекта в области бухгалтерского учета от его учетной политики, формирование которой является обязательной для организации процедурой.

С целью формирования государственного информационного ресурса ст. 18 Закона №402-ФЗ установлена норма об обязательном представлении экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка РФ, которые также представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность), одного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации. В связи с этим следует отметить, что данная норма не отменяет обязанности экономических субъектов представлять бухгалтерскую отчетность в другие адреса, например, налоговым органам, собственникам организаций, кредитным учреждениям и т.д. Просто в этих случаях представление бухгалтерской отчетности осуществляется на основании иных нормативных актов. В частности, в органы ФНС России на основании Налогового кодекса РФ, собственникам — на основании корпоративного законодательства (например, акционерными обществами на основании Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Огромное значение в Законе №402-ФЗ придается созданию условий по выработке научно обоснованных перспектив развития методологического обеспечения бухгалтерского учета. В связи с этим в ст. 26 Закона №402-ФЗ установлены требования к содержанию, порядку внесения предложений и процедуре утверждения программы разработки федеральных стандартов.

Закон «О бухгалтерском учете» отражает новый для российского законодательства подход к формированию системы документов, регулирующих практику ведения официального бухгалтерского (финансового) учета экономическими субъектами в России. При этом введены многие новации, раскрывающие преемственность норм нового Федерального Закона №402-ФЗ относительно существовавшей системы регулирования учетной практики.

Следовательно, трудно недооценить роль и значение бухгалтерского учета в современное время, так как он выступает реальным и эффективным инструментом рыночных отношений для развития экономики страны.

Заключение

До 2013 года нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Но к 2011 году появилась осознанная необходимость в единых требованиях к учету и отчетности. Данная потребность нашла свое воплощение в новом проекте федерального закона.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержит немало новых требований и изменений, которые могут показаться непривычными и вызывающими сомнение у специалистов, привыкших к старым нормам закона 1996г. Но он не изменяет положение вещей кардинально, а лишь отражает специфику развития российской экономики на современном этапе, эпохе знаний и инноваций, позволяет устранить устаревшие нормы, неэффективные положения и пробелы, выявленные в результате анализа практики, способствует установлению единых требований к бухгалтерскому учету и отчетности, а также созданию адекватного правового механизма регулирования, преподносит возможности для формирования надежной информации о финансовом состоянии компаний и о том, как это состояние меняется со временем.

Несмотря на то, что с первого января 2013 года вступил в силу новый федеральный закон «О бухгалтерском учете» требования по организации ведения бухгалтерского учета практически сохранились прежние. Федеральный закон является основным законодательным документом по организации бухгалтерского учета и предназначен в первую очередь для руководителей экономических субъектов.

Важнейшие аспекты нового облика системы регулирования бухгалтерского учета, содержащиеся в законе №402-ФЗ:

введено смешанное регулирование бухгалтерского учета — государственное и негосударственное (со стороны профессионального сообщества и пользователей, данных бухгалтерского учета);

введен общественный контроль за содержанием разрабатываемых документов, регулирующих правила ведения бухгалтерского учета, и практикой их применения, для чего создается Совет по стандартам бухгалтерского учета;

установлена жесткая иерархия документов, регулирующих бухгалтерский учет, обеспечивающая взаимосвязь и непротиворечивость нормативной базы;

применение международных стандартов определено как основа разработки федеральных и отраслевых стандартов;

разграничены полномочия органов, осуществляющих разработку правил (в том числе стандартов) бухгалтерского учета, и контроля за их исполнением.

Список использованных источников

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон РФ от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1996. — № 48. — Ст. 5369.

.О бухгалтерском учете: Федеральный закон РФ от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2011. — № 50. — Ст. 7344.

.План Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Утвержден Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 № 440.

Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н «»Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»» (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 01.02.2011 N 19658) [[Электронный ресурс]] #»»center»»>.Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 04.12.2012) «»О формах бухгалтерской отчетности организаций»» [[Электронный ресурс]] #»»center»»>.Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] #»»center»»>Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н (ред. от 29.12.2014) «»Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.04.2011 N 20558) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.04.2015) [[Электронный ресурс]] #»»center»»>.Ибрагимова А.Х. Изменения в законодательства о бухгалтерском учете // «Актуальные вопросы современной экономики». 2014. №1, Махачкала.

.Ложников И.Н. Комментарий к Закону «О бухгалтерском учете»//Вестник бухгалтера Московского региона.-№4-2012. [[Электронный ресурс]]: http://www.ipbmr.ru/?page=vestnik_2012_4_lozhnikov