Учебная работа. Антикризисное управление предприятием № 2724
Учебная работа. Антикризисное управление предприятием № 2724
50
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Особенности финансового анализа на различных стадиях банкротства предприятия.
2. Правовые основы банкротства и антикризисного управления
2.1. Арбитражный процесс по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий
2.2. Реорганизационные процедуры
2.3. Внешнее управление имуществом должника
2.4. Конкурсное производство
2.5. Внесудебные процедуры
2.5. Добровольная ликвидация неплатежеспособной организации
3. Продажа государственных предприятий-должников
4. Особые причины неплатежеспособности и возможного банкротства российских предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Антикризисное управление понятие довольно широкое, а финансовый анализ включает в себя множество приемов и способов, поэтому целью данной работы является рассмотреть их пересечение. Как будет отмечено ниже, мероприятия по антикризисному управлению осуществляются на различных стадиях банкротства, мы рассмотрим цели и методы проведения финансового анализа на каждой из этих стадий.
Антикризисное управление не ограничивается рамками судебных процедур, поэтому можно говорить о мероприятиях по выходу из кризиса или по избежанию кризиса на предприятиях с виду нормально функционирующих, и никак не ассоциирующихся со словом банкрот. Однако с помощью средств финансового анализа перспектива возможного банкротства может быть своевременно обнаружена.
Мы рассмотрим, как применяется финансовый анализ антикризисным управляющим на различных этапах (стадиях) банкротства. Под антикризисным управляющим, мы будет понимать менеджера, специализирующегося на управлении в кризисных ситуациях. Но им может быть как сотрудник, приглашенный в компанию специально с целью вывести ее из кризисного состояния, так и обычный управляющий, обнаруживший признаки надвигающегося кризиса, либо арбитражный управляющий, действующий в рамках одной из судебных процедур банкротства и назначаемый арбитражным судом.
Данная тема особенно актуальна на современном этапе развития экономики России, в связи с большим числом неплатежеспособных предприятий, на которых уже проводится та или иная судебная процедура банкротства, и с еще большим числом предприятий, которым угрожает такая опасность. Именно для избежания подобных неблагоприятных ситуаций и своевременного распознания признаков надвигающегося банкротства, финансовыми службами предприятия должна проводиться постоянная диагностика его состояния. И в случае обнаружения опасных симптомов руководством предприятия на основе данных финансового анализа разрабатывается антикризисная программа.
1. Особенности финансового анализа на различных стадиях
банкротства предприятия.
Антикризисное управление — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития. Антикризисное управление можно представить как специфическое управление, осуществляемое на различных стадиях банкротства предприятия.
Скрытая стадия банкротства, наблюдается за 1-1,5 года до наступления явной стадии. Внешне угроза банкротства никак не проявляется, основные финансовые показатели в норме, но надвигающийся кризис можно распознать с помощью специальных методов анализа. Если вовремя провести анализ, правильно оценить ситуацию, разработать и реализовать антикризиснную программу, то предприятие может снова вернуться к нормальному состоянию. Эта ситуация также может пройти сама собой, даже остаться незамеченной, если изменились какие-либо внутренние или внешние факторы в лучшую сторону. Такими факторами могут быть увеличение спроса на продукцию, технологический прорыв, появление какого-либо другого конкурентного преимущества, кардинально меняющего ситуацию на рынке.
Наиболее существенное значение на скрытой стадии банкротства имеет своевременное обнаружение надвигающегося кризиса. Здесь применяются различные методы интегральной оценки, основанные на комплексном рассмотрении различных показателей. Одним из наиболее распространенных методов интегральной оценки является модель Альтмана. Это пятифакторная модель, факторами которой выступают показатели диагностики угрозы банкротства. На основе обследования предприятий-банкротов автор модели рассчитал коэффициенты значимости отдельных факторов в интегральной оценке вероятности банкротства.
Существуют и другие методы интегральной оценки, например, расчет коэффициента финансирования трудноликвидных активов. Ни один из этих методов диагностики нельзя считать совершенным, тем не менее, они дают возможность оценить степень вероятности банкротства, которая классифицируется как очень высокая, высокая, возможная, очень низкая.
Стадия финансовой неустойчивости. Если на скрытой стадии банкротства антикризисные мероприятия не были проведены, или не дали соответствующего эффекта, не было никаких кардинальных изменений во внутренней и внешней среде, наступает следующая стадия — финансовой неустойчивости.
На данном этапе появляются внешние признаки надвигающегося кризиса. Происходят задержки платежей, нарушение условий договоров, трудности с наличностью, конфликты на предприятии, финансовые показатели не укладываются в норму.
Прежде всего, с точки зрения финансового анализа эта стадия дает о себе знать через показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Показатели ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы. Здесь применяется анализ ликвидности структуры баланса, определение коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости.
Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству была разработана методика определения неудовлетворительной структуры баланса, которая была официально утверждена Постановлением правительства РФ № 498 от 20.05.94 г. До введения в действие “Федерального закона о несостоятельности (банкротстве)” от 08.01.98 г. арбитражный суд мог начать производство по делу о банкротстве, только в том случае, если наряду с возникновением технической неплатежеспособности должник имел неудовлетворительную структуру баланса, которая определялась согласно вышеуказанной методике.
В основу определения неудовлетворительности структуры баланса положены 2 критерия — коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия, Ктл) и коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс). Если хотя бы один из этих коэффициентов не совпадает с нормативным значением, структура баланса признается неудовлетворительной.
Кроме того, существует ряд неформальных критериев, дающих возможность прогнозировать вероятность потенциального банкротства предприятия. Приведем некоторые из них:
· неудовлетворительная структура имущества предприятия, в первую очередь текущих активов, тенденция к росту в их составе труднореализуемых активов (сомнительной дебиторской задолженности, запасов товарно-материальных ценностей с длительным периодом оборота) может сделать такое предприятие неспособным отвечать по своим обязательствам;
· замедление оборачиваемости средств предприятия (чрезмерное накапливание запасов, ухудшение состояния расчетов с покупателями);
· сокращения периода погашения дебиторской задолженности при замедлении оборачиваемости текущих активов;
· наличие просроченной кредиторской задолженности и увеличение ее удельного веса в составе обязательств предприятия;
· нерациональная структура привлечения и размещения средств, формирование долгосрочных активов за счет краткосрочных источников средств.
Рассматривая стадию финансовой неустойчивости, следует упомянуть еще одну особенность Российского законодательства, которую необходимо знать всем управляющим. Статья 8 “Федерального закона о несостоятельности (банкротстве)” от 08.01.98 г. устанавливает обязанность руководителя должника обратиться с заявлением должника о признании его банкротом в арбитражный суд, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами. Должник обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Согласно статье 9 того же закона не предъявление должником заявления в случаях и срок, которые предусмотрены статьей 8, влечет субсидиарную ответственность руководителя должника по обязательствам должника перед кредиторами, возникшими после истечения одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.
Явное банкротство. На этой стадии происходят значительные задержки расчетов с кредиторами, и кредиторы могут подать иск в арбитражный суд о признании должника банкротом. Согласно российскому законодательству, если сумма задолженности по иску больше 500 минимальных размеров оплаты труда, а с момента наступления срока платежа прошло более 3-х месяцев, вводится процедура наблюдение. Арбитражным судом назначается временный арбитражный управляющий, основной задачей которого является обеспечение сохранности имущества должника. Кроме того, временный управляющий обязан провести анализ финансового состояния должника и донести его результаты собранию кредиторов, которое решает дальнейшую участь должника.
До введения процедуры наблюдение собственник или учредитель должника обязан принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Такие меры могут осуществляться в рамках досудебной санации. Это предоставление должнику собственниками, учредителями, кредиторами и другими заинтересованными лицами финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Таким образом, предприятие снова возвращается к своему нормальному функционированию, однако следует иметь ввиду, что если стратегия и тактика предприятия не будет пересмотрена, не будут своевременно определены и устранены причины вызвавшие неплатежеспособность, предприятие снова попадет в стадию финансовой неустойчивости и далее по цепочке.
По окончании процедуры наблюдения, которая может длиться до 3-х месяцев, временный управляющий проводит первое собрание кредиторов, на котором принимается решение о дальнейших процедурах в отношении должника.
Арбитражный суд по ходатайству кредиторов может принять следующие решения:
· о введении ускоренной процедуры банкротства. В этом случае часть имущества должника, по стоимости равная сумме его долгов, выделяется и на базе ее создается новое юридическое лицо, которое становится дочерним по отношению к должнику. Это юридическое лицо продается, вырученная сумма идет на расчеты с кредиторами. Таким образом, происходит смена собственника, предприятие “очищается” от долгов и может начать функционировать сначала, кардинально изменив свою стратегию и предназначение;
· о введении внешнего управления. Руководитель должника отстраняется от должности, арбитражным судом назначается внешний управляющий, который в течение месяца должен провести финансовый анализ предприятия-должника и представить на утверждение собранию кредиторов план финансового оздоровления. Существует специальная методика составления плана финансового оздоровления, разработанная Федеральной службой по финансовому оздоровлению (ФСФО). ФСФО является главным государственным органом, на который возложена миссия по реализации системы мер антикризисного регулирования;
· о введении конкурсного производства. Руководитель должника отстраняется, арбитражным судом назначается конкурсный управляющий, который из имущества должника формирует конкурсную массу для продажи и соразмерного удовлетворения требования кредиторов за счет вырученных средств. После реализации всего имущества предприятие ликвидируется;
· об утверждении мирового соглашения. Такое соглашение может быть заключено между должником и кредиторами на любом этапе досудебных и судебных процедур. Оно может предусматривать отсрочку, рассрочку долга, уступку прав требования, исполнение требований должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п. Единственное условие для заключения мирового соглашения — должны быть удовлетворены требования кредиторов первой и второй очереди. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.
На стадии явного банкротства рекомендуется, также как и на стадии финансовой неустойчивости, провести анализ ликвидности, финансовой устойчивости, неудовлетворительности структуры баланса, а также необходимы дополнительные методы для выявления причин возникновения неплатежеспособности и способов выхода из этой ситуации. С этой целью можно провести вертикальный и горизонтальный анализ баланса, рассчитать все вышеперечисленные показатели за ряд предшествующих лет, чтобы определить, где наметилась тенденция к ухудшению ликвидности и финансовой устойчивости, и что вызвало ее появление. Далее необходимо определить, каким образом можно улучшить существующие показатели и что для этого нужно сделать.
В случае проведения досудебной санации третьими лицами, ее участники захотят получить представление о кредитоспособности должника, ведь санация может сопровождаться уступкой прав требований, т.е. у предприятия появляются новые кредиторы, которые должны быть в курсе финансового состояния должника.
В международной практике кредитоспособность заемщиков определяется по определенным наборам показателей, характеризующих их самостоятельность и рассчитываемых по данным балансов. К таким показателям могут относиться ликвидность баланса, удельный вес собственных средств, рентабельность производства и другие.
В зависимости от значения рассматриваемых показателей и отраслевой принадлежности фирмы, она может быть отнесена к одному из следующих классов:
— класс кредитоспособных предприятий (высокий уровень ликвидности и обеспеченности собственными средствами);
— класс предприятий характеризующихся достаточной степенью надежности;
— класс некредитоспособных предприятий (неликвидность баланса или низкая обеспеченность собственными средствами).
Если арбитражным судом введена процедура наблюдение, то, как было упомянуто выше, назначается временный управляющий, который обязан провести анализ финансового состояния должника. Степень детализации и содержание анализа финансового состояния зависят от желания и возможностей временного управляющего. Практикой рассмотрения арбитражным судом отчетов временных управляющих предусмотрено обязательное определение коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и восстановления (утраты платежеспособности). Как правило, эти показатели играют важную роль при выборе дальнейших процедур по отношению к должнику (временное управление или конкурсное производство). Они играют значительную роль при определении возможности восстановления платежеспособности должника.
Если введено внешнее управление, внешний управляющий проводит детализированный финансовый анализ предприятия, т.к. именно основываясь на результатах анализа, можно составить реалистичный план финансового оздоровления, который затем утверждается собранием кредиторов и арбитражным судом.
Нами были рассмотрены основные аспекты финансового анализа применительно к антикризисному управлению. Разнообразные методы анализа применяются на всех стадиях антикризисного управления. Основной акцент мы сделали на анализе ликвидности и финансовой устойчивости, т.к. эти показатели свидетельствуют о платежеспособности предприятия, а следовательно о вероятности банкротства в ближайшей перспективе.
Хотелось бы заметить, что эффективное антикризисное управление невозможно без проведения финансового анализа, и грамотное его проведение является залогом разработки успешной программы по выходу из кризиса. Как известно, управление как процесс состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирование, организация, координация, контроль. Не проанализировав ситуацию, невозможно заниматься планированием, следовательно, анализ, в том числе финансовый, играет первостепенную роль в выполнении такой важной функции управления как планирование. С другой стороны, осуществление контроля требует четких параметров, по которым оценивается результат выполнения задания, ими могут выступать показатели финансового анализа. Таким образом, цикл управления начинается и заканчивается анализом, и первостепенное значение в управлении предприятием приобретает именно финансовый анализ.
Каждый антикризисный управляющий должен в совершенстве владеть методами финансового анализа для успешного выполнения своей миссии, т.к. он является одним из неотъемлемых инструментов антикризисного управления.
ПРИЛОЖЕНИЕ
2. Правовые основы банкротства и антикризисного управления
2.1. Арбитражный процесс по делам о несостоятельности
(банкротстве) предприятий
Арбитражная практика исходит из положения, что если возможно поддержать и оздоровить деятельность должника, то целесообразно применить не ликвидацию, а другие предусмотренные законом меры.
Основаниями для возбуждения производства по делу в суде являются заявление самого должника, его кредитора или кредиторов, а также прокурора.
По результатам рассмотрения дела арбитражный суд может принять решения:
1. О признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства;
2. Об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника, требования кредиторов могут быть удовлетворены, а интересы их соблюдены с применением обычных норм гражданского законодательства, регулирующих вопросы имущественной ответственности должника при невыполнении им своих обязательств, в том числе и при недоимках по обязательным платежам;
3. О приостановлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) и проведении внешнего управления имуществом должника или санации, если суд придет к выводу, что должник при прежнем ведении своих дел не решит свои финансовые проблемы. Эти меры в Законе определены как реорганизационные процедуры.
Некоторые особенности предусмотрены для возбуждения производства в арбитражном суде дел о несостоятельности (банкротстве) коммерческих банков или иных кредитных учреждений. Такие дела могут быть начаты только после отзыва лицензии на совершение банковских операций Банком Российской Федерации (ст. 11 Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий).
2.2. Реорганизационные процедуры
Среди мер, применяемых для финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия Закон о банкротстве выделяет реорганизационные процедуры, к которым относит санацию и внешнее управление имуществом должника. Эти меры применяются к должнику по решению и под контролем арбитражного суда. Кроме того, должник может заключить с кредиторами мировое соглашение на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
Особенностью российского законодательства о банкротстве является участие государства в финансовом оздоровлении неплатежеспособной организации.
Санация
Основным способом вывода предприятия из состояния неплатежеспособности является санация, т.е. реорганизационная процедура, при которой собственниками предприятия-должника, его кредиторами или иными лицами ему оказывается финансовая помощь.
Круг лиц, которые могут оказывать финансовую помощь предприятию-должнику, законодательно не ограничен. Однако ходатайство о проведении санации может быть подано только должником, собственником предприятия-должника и кредитором (п. 1 ст. 13 Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий).
Ходатайство о проведении санации должно быть подано в арбитражный суд.
Арбитражный суд удовлетворяет ходатайство о санации, если есть реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия. Однако, если в течение 36 месяцев повторно подано заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности предприятия, арбитражный суд не имеет права выносить определение о проведении санации.
Преимущественное право на участие в проведении санации предоставлено членам трудового коллектива данного предприятия, его собственникам и кредиторам.
В том случае, если желание участвовать в санации выразили члены трудового коллектива предприятия-должника и / или его собственник, конкурс на участие в санации не объявляется, санация проводится данными лицами. В конкурсе на проведение санации наряду с резидентами могут также участвовать иностранные юридические лица (см. Приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 20.05.1994г. № 498 « Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий»).
В 7-дневный срок со дня вынесения определения о проведении санации участники санации обязаны выработать соглашение, в котором должны содержаться обязательство об удовлетворении требований всех кредиторов предприятия-должника в согласованные с ними сроки, предполагаемые сроки проведения санации и другие условия. Ответственность за исполнение обязательств перед кредиторами участники санации несут солидарно, если в соглашении не предусмотрено иное.
Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусматривает, что санация должна проводиться в период не более 18 месяцев.
По ходатайству участников санации этот срок может быть продлен судом, но не более, чем на 6 месяцев. В случае несостоятельности государственных или муниципальных предприятий срок санации продлению не подлежит.
По истечение 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 40% от общей суммы требований кредиторов.
Контроль за проведением санации в соответствии с требованиями Закона о неплатежеспособности (банкротстве) предприятий осуществляет арбитражный суд, который вынес решение о проведении санации.
Так, арбитражный суд рассматривает заявления членов трудового коллектива предприятия-должника, его собственника либо кредитора о неэффективности санации или о действиях участников санации, ущемляющих права и интересы собственника предприятия-должника, его кредиторов либо членов трудового коллектива.
Арбитражный суд на основании проверки заявления может принять решение вплоть до прекращения санации. В этом случае арбитражный суд принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
Если санация привела к положительным результатам: обязательства перед кредиторами выполнены, восстановлена платежеспособность предприятия, то арбитражный суд выносит определение о завершении санации и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Для ряда неплатежеспособных предприятий Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусматривает особые реорганизационные процедуры (ст. 14). К данной категории предприятий относятся государственные и муниципальные предприятия, а также те предприятия, в которых доля (вклад) государства или органов муниципального самоуправления составляет не менее 50% уставного капитала Указанные предприятия в трехдневный срок со дня возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) обязаны уведомить об этом орган, уполномоченный управлять имуществом предприятия, а в случае, если предприятие получает дотацию из соответствующего бюджета, также финансовый орган.
2.3. Внешнее управление имуществом должника
Внешнее управление имуществом должника состоит в назначении арбитражным судом специального управляющего, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового положения должника является неудовлетворительное управление организацией и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем осуществления организационных и экономических мероприятий.
Ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника может быть подано в арбитражный суд самим должником, собственником предприятия, кредиторами. Такое заявление может быть подано до принятия судом решения о несостоятельности (банкротстве). В заявлении обосновываются необходимость и целесообразность назначения арбитражного управляющего, может быть предложена конкретная кандидатура. К заявлению прилагается письменное согласие кандидата на осуществление им внешнего управления имуществом должника. Необходимо также приложить бухгалтерский баланс или заменяющие его документы на последнюю отчетную дату. Кроме того, необходимо согласие на осуществление внешнего управления имуществом должника всех кредиторов, т.к. на период внешнего управление вводится мораторий на удовлетворение их требований к должнику.
По собственной инициативе арбитражный суд назначить внешнего управляющего не может.
При соблюдении всех вышеуказанных условий арбитражный суд на заседании рассматривает вопрос о возможности учреждения внешнего управления имуществом неплатежеспособного должника.
Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев.
Закон предъявляет определенные требования к личности внешнего управляющего. Кандидатом должен быть экономист или юрист, или лицо, которое обладает опытом хозяйственной работы. Он не должен иметь судимости. Кандидатом в арбитражные управляющие не могут быть лица администрации предприятия-должника или кредитора, тем более руководители этих предприятий.
При наличии нескольких предложенных кандидатов арбитражный управляющий назначается на конкурсной основе. Возможно возложение внешнего управления на юридическое лицо.
Решение арбитражного суда об учреждении внешнего управляющего и назначении кандидата арбитражным управляющим является обязательным для сторон. Оно может быть оспорено только в общем порядке.
Особенностью решения арбитражного суда о внешнем управлении является то, что оно учреждается для достижения определенной хозяйственной цели — вывода организации-должника из кризисного финансового положения. Это дает основания рассматривать обязанности арбитражного управляющего как основанные не на трудовом договоре, а близкие к гражданско-правовому договору подряда. В зарубежном законодательстве эти отношения часто трактуются как отношения по доверительному управлению имуществом неплатежеспособного должника.
Закон предоставляет арбитражному управляющему широкие права руководителя предприятия. При необходимости он отстраняет прежнего руководителя от обязанностей управления предприятием, принимает на работу и увольняет других сотрудников в соответствии с законодательством о труде, распоряжается имуществом неплатежеспособной организации и выполняет другие функции. В тот же время возможности арбитражного управляющего ограничены определенными пределами. Поскольку в деятельности арбитражного управляющего непосредственно заинтересованы кредиторы, он обязан действовать в их интересах и под их контролем. Не позднее 3 месяцев со дня своего назначения управляющий созывает собрание кредиторов. Оно утверждает план проведения внешнего управления имуществом должника, разработанный арбитражным управляющим. Проект плана предварительно направляется участникам собрания. Каждый кредитор на собрании имеет количество голосов пропорционально своей доле в общей сумме кредиторской задолженности предприятия-должника. Отвергнуть предложенный арбитражным управляющим план внешнего управления собрание кредиторов может лишь квалифицированным большинством голосов, которое составляет не менее 2/3 общей суммы кредиторской задолженности. На собрание кредиторов приглашается представитель трудового коллектива организации-должника. О решении собрания кредиторов арбитражный управляющий сообщает арбитражному суду. Если собрание кредиторов не одобряет план проведения внешнего управления, предложенный арбитражным управляющим, то арбитражный суд может вынести решение об отмене внешнего управления имуществом должника или оставить его в силе, назначив нового арбитражного управляющего.
При положительном решении арбитражный управляющий приступает к выполнению плана под контролем кредиторов. По их требованиям арбитражный управляющий обязан предоставлять необходимую информацию и давать объяснения по выполненной работе. Споры между кредиторами и внешним управляющим могут рассматриваться арбитражным судом.
Законом о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусмотрено, что на период введения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику (п. 3 ст. 12). Следовательно, во время внешнего управления кредиторы не вправе требовать от должника исполнения обязательств. Мораторий распространяется и на обязательства должника перед бюджетом, однако проценты, предусмотренные кредитным договором, начисляются и иные санкции по другим сделкам должника, налагаются. (Информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ от 25.04.1995г. № С1 — 7/ОП — 237.)
В то же время должник может требовать от своих контрагентов исполнения взятых ими обязательств и использовать установленные законодательством средства для взыскания с них убытков и штрафных санкций, а также сумм дебиторской задолженности.(Витрянский В.В., Новоселова Л.А. Постатейный комментарий к Закону «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». — Вестник Высшего арбитражного суда РФ. — 1993. — № 11. — с. 58).
Если цель внешнего управления имуществом должника достигнута и его платежеспособность восстановлена, то арбитражный управляющий обращается в арбитражный суд с заявлением о завершении внешнего управления имуществом должника и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Если арбитражный управляющий считает, что достижение цели невозможно, то он также обращается в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Тогда арбитражный суд либо выносит решение о продолжении внешнего управления имуществом должника в пределах установленного законом 18-месячного срока, и в зависимости от результатов может назначить другого арбитражного управляющего, либо принять решение о прекращении внешнего управления имуществом должника, признать организацию несостоятельной и возбудить на этом основании конкурсное производство.
2.4. Конкурсное производство
Конкурсное производство направлено на принудительную ликвидацию организации-должника по решению арбитражного суда. Основной целью этой процедуры является обеспечение имущественных интересов кредиторов должника путем сохранности оставшегося имущества и последующего справедливого распределения этого имущества между кредиторами в соответствии с положениями закона. Одновременно конкурсное производство охраняет участников от неправомерных действий в отношении друг друга.
Дело о признании организации банкротом и открытии конкурсного производства рассматриваются арбитражными судами, если требования к должнику в совокупности превышают 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом.
В результате принудительной ликвидации организации-должника последняя прекращает свое существование как субъект права и больше не может участвовать как торговая в гражданском обороте. Ее имущество реализуется с публичных торгов, а средства, вырученные от реализации, направляются на удовлетворение требований кредиторов. Правопреемства в таких случаях не возникает.
В период ликвидации организации запрещены продажа или иное отчуждение имущества, погашение обязательств, за исключением случаев, специально указанных в законе, в том числе когда на совершение такой сделки дано согласие собранием кредиторов. С момента возбуждения конкурсного производства сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности организации-должника.
Последнее правило установлено с целью не допускать увеличения требований одних кредиторов в ущерб интересам других, подлежащим преимущественному удовлетворению. Все претензии имущественного характера с момента открытия конкурсного производства предъявляются должнику только в рамках конкурсного производства.
Об открытии конкурсного производства арбитражный суд уведомляет трудовой коллектив, соответствующий орган местного самоуправления, местные финансовые органы, банк и иные кредитные учреждения, обслуживающие должника.
Арбитражный суд при открытии конкурсного производства назначает конкурсного управляющего. С этого момента руководитель организации-должника отстраняется от должности, и его права и обязанности переходят к конкурсному управляющему. К личности конкурсного управляющего предъявляются те же требования, что и к арбитражному управляющему.
Конкурсный управляющий имеет широкие права: он распоряжается имуществом должника, выполняет другие функции по управлению организацией, изучает обоснованность требований кредиторов, формирует конкурсную массу, формирует состав ликвидационной комиссии и руководит ее работой. Основной задачей ликвидационной комиссии являются определение активов и пассивов в имуществе несостоятельного должника и выделение конкурсной массы, т.е. имущества, которое может быть направлено на удовлетворение требований кредиторов.
Кредиторы участвуют в работе собрания кредиторов, которое может организовать комитет кредиторов и определить его функции, выдвигают кандидатуру конкурсного управляющего, определяют размер его вознаграждения, осуществляют контроль за его деятельностью. Совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника, требует согласия кредиторов. Собрание кредиторов является полномочным, если на нем представлены кредиторы с правом голоса, сумма требований которых составляет не менее 50% от общей суммы обязательств должника. Любой из кредиторов может быть представлен на собрании доверенным лицом.
Законом предусмотрены и права представителя трудового коллектива организации-должника, который на общем собрании (конференции) членов трудового коллектива наделяется определенными полномочиями: имеет право участвовать в арбитражном процессе при рассмотрении вопросов о несостоятельности (банкротстве), осуществляет совместно с кредиторами проверку сумм требований в части, относящейся к обязательствам должника перед работниками должника, участвует в проверке документов, представленных для обоснования требований кредиторов.
Ликвидационная комиссия начинает свою деятельность с публикации объявления в органах печати о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления кредиторами требований к несостоятельной организации. Срок заявления требований не может быть меньше 2 месяцев.
Ликвидационная комиссия также принимает меры к получению дебиторской задолженности. Однако законом не предусмотрена возможность потребовать досрочного исполнения обязательств в пользу ликвидируемой организации.
По истечение срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором содержатся сведения о составе имущества, перечне предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. В конкурсную массу, как правило, не включаются объекты жилищного фонда, детских дошкольных учреждений и отдельные жизненно важные для данного региона объекты производственной и коммунальной инфраструктуры, которые должны быть приняты на баланс соответствующих органов местного самоуправления или органов государственной власти.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается арбитражным судом, принявшим решение о ликвидации несостоятельной организации.
Все кредиторы вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями об удовлетворении отклоненных претензий или заявлениями об определении очередности удовлетворения их требований.
Удовлетворение требований кредиторов происходит в порядке, определенном ст. 64 ГК РФ.
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей.
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.
В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия.
В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если же имущества ликвидируемого предприятия недостаточно для удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди, оно распределяется между ними пропорционально суммам требований, если иное не установлено законом.
Вне конкурса покрываются расходы, связанные с конкурсным производством, в т.ч. и выплатой вознаграждения арбитражному, конкурсному управляющим, расходы ликвидационной комиссии, а также расходы, связанные с продолжением деятельности организации-должника.
Если имеющихся у ликвидируемой организации денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то принимается решение о продаже ее имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Продажа имущества осуществляется на основании решения собрания (комитета) кредиторов по представлению ликвидационной комиссии.
Порядок продажи имущества с публичных торгов установлен в ст. 448 ГК и в специальных нормативных актах.
В соответствии со ст. 405 ГК (п.2) в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет дополнительную (субсидиарную) ответственность по его долгам.
В ходе конкурсного производства может выявиться преднамеренное (умышленное) создание или увеличение руководителем организации или ее собственником ее неплатежеспособности путем сокрытия части имущества несостоятельного должника, уничтожения документов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, или сведений о передаче имущества другим лицам и другие неправомерные действия. Под фиктивным банкротством понимается заведомо ложное объявление предприятием о своем банкротстве с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них рассрочки или отсрочки или скупки причитающихся кредиторам платежей.
Неправомерные действия совершает и кредитор, если он, зная о незаконном предпочтительном удовлетворении его требований в ущерб другим кредиторам, соглашается на такое удовлетворение.
К ответственности могут быть привлечены и иные лица, которые, зная о банкротстве предприятия, умышленно способствовали сокрытию его имущества.
В случае совершения указанных выше и иных действий, препятствующих нормальному осуществлению конкурсного производства, арбитражный суд по иску конкурсного управляющего или кредиторов признает такие операции недействительными. Переданное имущество или его денежный эквивалент полежит возвращению в конкурсную массу. Лица, совершившие неправомерные действия, привлекаются к установленной законом ответственности.
После завершения всех расчетов ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается арбитражным судом вместе с отчетом о деятельности комиссии и конкурсного управляющего. Ликвидационный баланс является документом, завершающим основной этап ликвидации. Он определяет состав имущества, оставшегося после удовлетворения всех требований кредиторов и подлежащего передаче собственникам или учредителям (участникам) организации. После утверждения отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. На основании этого определения юридическое лицо исключается из Единого государственного реестра юридических лиц. Эта запись удостоверяет ликвидацию несостоятельной организации. После этого кредиторы утрачивают право обращения к ней с исками об удовлетворении своих требований, которые считаются погашенными. Права на товарный знак, фирменное наименование передаются другим лицам без возникновения правопреемства или прекращаются.
2.5. Внесудебные процедуры
Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий в разделе VII предусматривает внесудебные процедуры, которые он определяет как способы, позволяющие должнику путем переговоров с кредиторами избежать арбитражного процесса и признания должника несостоятельным по суду. Результаты переговоров могут быть разными. Должник может договариваться со всеми или частью кредиторов об отсрочке и рассрочке причитающихся кредиторам платежей или уменьшении долга, что даст ему возможность продолжать свою производственную деятельность, в которой кредиторы также часто заинтересованы. Тем не менее, соглашение должника с частью кредиторов не препятствует остальным обратиться в арбитражный суд с требованием признать должника несостоятельным.
2.6. Добровольная ликвидация неплатежеспособной организации
Результатом переговоров должника с кредиторами может быть и согласование с ними вопросов и условий его добровольной ликвидации. Такая ликвидация будет происходить под контролем кредиторов после официального объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве) в порядке и на условиях, установленных законом.
Решение о добровольной ликвидации предприятия-должника вправе принять руководитель предприятия совместно со всеми кредиторами.
Решение о добровольной ликвидации предприятия подлежит утверждению собственником предприятия-должника. Если собственник или кто-либо из кредиторов не согласен с добровольной ликвидацией предприятия, то это ведет возбуждение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
С момента утверждения собственником (собственниками) предприятия-должника решения о его добровольной ликвидации предприятие считается находящимся в процессе ликвидации, о чем публикуется официальное сообщение в Вестнике Высшего арбитражного суда РФ.
Процесс добровольной ликвидации предприятия начинается с отстранения руководителя предприятия от своих функций, которые он передает конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий назначается собственником предприятия-должника по предложению руководителя предприятия.
При несогласии с кандидатурой конкурсного управляющего кредиторы вправе назначить нового конкурсного управляющего.
Конкурсный управляющий обязан созывать собрание кредиторов и регулярно представлять им отчет о ходе ликвидации предприятия.
Конкурсный управляющий выполняет и другие функции. Так, конкурсный управляющий может направить в арбитражный суд требования о признании недействительным отдельных сделок предприятия-должника, а также обжаловать решения собрания (комитета) кредиторов, принятые с нарушением компетенции или ограничивающие полномочия конкурсного управляющего.
После назначения конкурсного управляющего предприятия должник не вправе удовлетворять требования каких-либо кредиторов за счет своего имущества, за исключением привилегированных кредиторов, или требований, на удовлетворение которых имеется согласие кредиторов. Окончательной стадией процесса добровольной ликвидации предприятия-должника являются реализация его имущества и распределение денежных средств между кредиторами.
Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из Государственного реестра.
Процедура добровольной ликвидации федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%, должна соответствовать Положению о порядке принятия решения о добровольной ликвидации предприятий-должников. ( Данный акт является приложением к постановлению Правительства РФ от 20.05.1994г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».) В этом случае основанием для принятия решения о добровольной ликвидации предприятия-должника является распоряжение федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ, которое основано на признании неудовлетворительной структуры баланса и отсутствии реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника. Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:
· коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
· коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода — менее 0,1.
Основным показателем, характеризующим наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода, является коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
В том случае, если хотя бы один из коэффициентов (см выше), имеет значение менее указанных, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за 6 месяцев.
В том случае, если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за 3 месяца.
При наличии оснований для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной (значения показателей меньше установленных), но в случае выявления реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность в установленные сроки принимается решение об отложении признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным на срок до 6 месяцев.
При отсутствии оснований, перечисленных в разделе 1, с учетом конкретного значения коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности осуществляется принятие одного из двух следующих решений:
· при значении К3 больше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным не может быть принято;
· при значении К3 меньше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным не принимается, однако, ввиду реальности угрозы утраты платежеспособности оно ставится на учет в Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России.
Если решается вопрос о добровольной ликвидации указанных предприятий по иным основаниям, руководитель предприятия-должника обязан не позднее чем за 15 дней до момента проведения собрания кредиторов уведомить об этом Федеральное управление и представить необходимые документы (см. п.2 и 3 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»).
В случае обнаружения признаков умышленного или фиктивного банкротства предприятия Федеральное управление обязано поставить об этом в известность собрание кредиторов и в установленном порядке предъявить требования о признании недействительными сделок, совершенных с целью доведения предприятия до состояния банкротства, а при наличии признаков совершенного правонарушения направить материалы в следственные органы. Решение о добровольной ликвидации федерального государственного предприятия утверждается Федеральным управлением, которое назначает с учетом сделанных предложений конкурсного управляющего. Если принято решение о ликвидации предприятия, в капитале которого имеется доля (вклад) государства, по поручению Федерального управления руководитель предприятия организует проведение собрания высшего органа предприятия, который уполномочен согласно уставу предприятия принимать решения о его ликвидации. Такое собрание должно проводиться не позднее 30 дней с момента принятия совместного решения о добровольной ликвидации.
Добровольная ликвидация предприятия может иметь место только если с этим согласны ее кредиторы предприятия-должника. В течение 20 дней с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия кредиторы, не согласные с добровольной ликвидацией, заявляют о своем несогласии конкурсному управляющему. В этом случае осуществление ликвидационных мероприятий прекращается, а Федеральное управление обязано принять меры о подаче заявления в арбитражный суд о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Положение о порядке принятия решений о добровольной ликвидации федеральных государственных предприятий-должников, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад_ Российской Федерации составляет более 25%, предусматривает некоторые другие особенности добровольной ликвидации, но основное отличие в том, что принятие решения и проведение добровольной ликвидации осуществляются под контролем Федерального управления.
3. Продажа государственных предприятий-должников
Положение «О порядке продажи государственных предприятий — должников», утвержденное Указом Президента РФ от 02.06.1994 г. № 1114, определяет общий порядок продажи предприятий — должников, осуществляемой в рамках внесудебных процедур в целях предотвращения банкротства государственных предприятий и создания условий для наиболее полного удовлетворения требований кредиторов, и регулирует порядок продажи любого занимающегося предпринимательской деятельностью юридического лица, в отношении которого принято решение о признании предприятия неплатежеспособным.
Решение об обязательной продаже может быть принято:
· в отношении предприятий в государственной собственности — Федеральным управлением о несостоятельности (банкротстве);
· в отношении предприятий в собственности субъектов РФ — соответствующим органом исполнительной власти субъекта.
В случае, если установлена фактическая неплатежеспособность предприятия, Федеральное Управление обязано принять решение об увольнении директора предприятия и заключить договор подряда на управление предприятием с физическим лицом. Этот договор подряда должен включать в себя:
· обязательное согласование с соответствующими органами исполнительной власти всех сделок предприятия-должника, приводящих к отчуждению / обременению основных его фондов;
· запрет на внесение активов предприятия в качестве оплаты уставного капитала создаваемых организаций;
· материальную ответственность управляющего за долги предприятия, возникшие после заключения договора подряда;
· вознаграждение управляющего в размере вознаграждения бывшего руководителя предприятия + % от прибыли.
Антикризисное управление предприятием