Учебная работа .Анализ экономической политики государства с помощью макроэкономических показателей № 2219.

/

/

Введение

Экономическая политика представляет собой совокупность государственных мер по воздействию на экономические процессы для достижения определенных целей. Государственное регулирование — динамичное явление. В нем отражается процесс изменения хозяйственной ситуации, с одной стороны, и перемены экономического мышления — с другой.

Развитие человеческого общества на протяжении всей истории характеризовалось различными видами экономических взаимоотношений. Для регулирования этих отношений и понимания их природы совершенствовалось и научное обоснование происходящих экономических процессов. На различных этапах развития экономической науки существовали различные критерии определения богатства государства.

Применение математических методов анализа экономических процессов позволило определить ряд фундаментальных показателей, характеризующих экономическое состояние любого государства.

Показатели, характеризующие состояние экономики страны получили название макроэкономические показатели. Четкое понимание экономической сущности этих показателей и их взаимного влияния друг на друга — это основа для разработки политики регулирования экономических процессов в государстве.

Все важнейшие показатели, используемые в макроэкономическом анализе, принципиально разделяются на три группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической конъюнктуры. Потоки отражают передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, запасы — накопление и использование ценностей субъектами. Потоки представляют собой экономические параметры, значение которых измеряется в единицу времени, как правило, в расчете на год, значение экономических параметров запасов измеряется на определенный момент. Пример потоков — сбережения и инвестиции, бюджетный дефицит, запасов — накопленный в результате капитал, государственный долг.

Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: изменения в одних величинах, как правило, сопровождаются соответствующими изменениями в других. Однако при определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков могут изменяться независимо друг от друга.

Поскольку в настоящее время экономика России находится под воздействием глобального финансового кризиса, изучение и выявление её основных макроэкономических показателей является актуальным. Именно правильное определение динамики развития макроэкономики, на данном этапе, является залогом дальнейшего успешного развития всей страны.

Целью данной работы является рассмотрение важнейших макроэкономических показателей и анализ с их помощью экономической политики государства.

Объектом исследования является национальная экономика, предметом — экономическая политика России и ее макроэкономические показатели.

1. Экономическая политика государства

1.1 Сущность экономической политики государства

Экономическая политика представляет собой совокупность государственных мер по воздействию на экономические процессы для достижения определенных целей. Государственное регулирование — динамичное явление. В нем отражается процесс изменения хозяйственной ситуации, с одной стороны, и перемены экономического мышления — с другой.

Реализация экономической политики осуществляется несколькими субъектами. Ведущую роль играют субъекты исполнения: государство и его институциональные органы. Существуют также субъекты влияния: общественные и политические объединения, средства массовой информации, видные личности. Влияние оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя).

Эффективность воздействия государства на макроэкономические процессы зависит от умелого сочетания перспективных и текущих целей. К перспективным задачам относится, например, формирование социально-рыночного варианта экономики. В то же время, в конкретных программах и планах отражаются текущие задачи (например решение проблемы дефицита бюджета, государственного долга и т.д.).

Ориентация экономической политики на достижение множества целей дает возможность выделять несколько ее направлений. Наиболее типичная их классификация включает конъюнктурное, структурное, региональное и социальное направления.

В экономической литературе существуют различные подходы к характеристике понятия «экономическая политика». Приведем вариант определения, данный известным ученым ФРГ X. Гиршем. Согласно ему, экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание. Говоря о содержании экономической политики, надо учитывать несколько принципиальных положений Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 640 с..

1. Экономическая политика испытывает на себе влияние двух аспектов: изменения хозяйственной ситуации, с одной стороны, и перемены экономического мышления, с другой. Оба момента взаимосвязаны, но в то же время они обладают относительной самостоятельностью. В процессе развития общества экономическое мышление неизбежно меняется, поскольку другими становятся представления о ценностях. В связи с этим, даже традиционные задачи нередко принято решать с новых позиций.

2. Сложившаяся практика показывает: эффект экономической политики выше в том случае, когда решения принимаются правительством с ориентацией на имеющиеся в данной стране реалии — политический расклад сил и уровень развития страны (производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления).

3. Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны.

Основными направлениями экономической политики государства являются:

· структурное (устранение диспропорций в отраслях экономики);

· инвестиционная политика;

· финансовая, ценовая политика;

· обеспечение экономической безопасности;

· внешнеэкономическая политика;

· экологическая политика;

· региональная политика;

· антиинфляционная политика;

· антимонопольная политика;

· политика занятости.

В системе государственных мер регулирования можно обозначить различные стороны, например практическую и научную. Практический аспект представляет собой совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. В рамках же экономической теории постепенно сложился самостоятельный раздел, посвященный роли государства и его взаимодействию с другими субъектами экономики.

макроэкономический политика национальный регулирование

1.2 Цели и основные направления экономической политики

Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП. С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель — удовлетворение требований полной занятости. Суть ее — достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости. Стабильность уровня цен и национальной валюты — условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка.

В настоящее время российское правительство исходит из того, что его «сверхзадача» связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема — создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей.

Основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, есть:

· инвестиционная политика;

· бюджетно-налоговая политика;

· денежно-кредитная политика;

· валютная политика;

· социальная политика;

· таможенная политика;

· внешнеэкономическая политика.

Государство осуществляет экологическую политику, которая обеспечивает рациональное использование и полноценное воспроизведение естественных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности население.

В социально-экономической сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения.

Инструменты реализации экономической политики государства представлены в Приложении 1.

1.3 Отраслевая структура экономики России

Отраслевая структура — это совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура хозяйственного комплекса представлена двумя сферами — материальным производством (производственная сфера) и непроизводственной сферой.

Все отрасли хозяйства подразделяются на:

· первичные, включающие сельское хозяйство и добывающую промышленность,

· вторичные — обрабатывающая промышленность и строительство,

· третичные — сфера услуг

Современная Россия — индустриально-аграрная страна с многоукладной (смешанной) экономикой, которая представляет собой сложный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе социально-экономического развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов. Единый хозяйственный комплекс страны представлен отраслевой и территориальной структурами.

Таблица 1. Место, занимаемое Россией в мире по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции в 2011 г.

Место России

Вид продукции

Промышленная

Сельскохозяйственная

1

Естественный газ, нефть

Сахарная свекла

2

Картофель

3

Чугун, бурый уголь, минеральные удобрения, строительный кирпич

4

Электроэнергия, сталь, готовый прокат черных металлов, хлопчатобумажные ткани

Зерновые и зернобобовые культуры, молоко

5

Железная руда, пиломатериалы, цемент

6

Каменный уголь, вывозка древесины

7

Целлюлоза, животное масло

8

Улов рыбы и добыча других морепродуктов

9

Скот и птица на убой (в убойном весе)

Отраслевая структура промышленности России характеризуется следующими чертами: во-первых, преобладанием отраслей по добыче и переработке топлива и сырья; во-вторых, низкой долей отраслей, ориентированных на непосредственные нужды населения; в-третьих, высокой долей отраслей ВПК.

Особенностью отраслевой структуры России является повышенный удельный вес производства товаров и низкая доля производства услуг. Наибольший удельный в ВВП занимает промышленность — 32,9%, второе место занимает торговля и общественное питание — 23,1%, транспорт — 7,1%, сельское хозяйство — 6,7%, строительство — 5,5%, связь — 1,8%. В сфере услуг наиболее динамично развиваются отрасли торговли и общественного питания (по данным на начало 2011 г.)

Наибольшее развитие в России получили те отрасли, которым уделялось особое внимание в годы социализма: транспорт, наука и научное обслуживание, образование. Остальные сферы услуг нуждаются в реформировании с учетом требований рынка и российской специфики.

В отраслевой структуре хозяйства пока сохраняются диспропорции: повышенное значение имеют ресурсные отрасли экономики (так называемые «утяжеленности» экономики); приоритетными остаются топливные отрасли, в то время как инфраструктурный и агропромышленный комплексы испытывают серьезные трудности в своем развитии; сохраняется высокая концентрация и монополизация производства.

Для современной структуры хозяйства страны характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов. Все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри отдельной отрасли, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи. В настоящее время сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, включающие разные отрасли хозяйства.

В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура, т.е. совокупность материальных средств, обеспечивающих производственные и социально-бытовые потребности. Она играет огромную роль не только в эффективном обеспечении процесса производства, но и в развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитии комплексности хозяйства и в освоении новых территорий. В зависимости от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.

Структурная динамика экономики России в период 2004-2010 гг.

Межотраслевые комплексы

Народно-хозяйственная функция

Доля в%, 2004 г.

Доля в%, 2010 г.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК),

в т.ч. топливная промышленность:

Производство и распределение топлива и энергии, обеспечение ими хозяйства и населения

20,2

11,6

29,3

18,5

Металлургический и химико-лесной комплексы

Производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ для обеспечения других отраслей экономики и населения

16,9

15,8

Военно-промышленный комплекс (ВПК)

Производство научных разработок и создание, испытание и производство военной продукции для обеспечения обороноспособности страны

15

7

Агропромышленный комплекс

Производство, переработка, хранение и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции

15,9

2,5

Машиностроительный комплекс

Производство разнообразных машин для обеспечения всех отраслей хозяйства и населения

8,3

2,8

Инвестиционно-строительный комплекс

Выполнение всех видов работ по обеспечению строительных работ для нужд хозяйства и населения

4,4

6,7

Инфраструктурный комплекс,

в т.ч. транспорт и связь:

Оказание разнообразных видов услуг для производства и населения

19,3

11,8

35,9

26

В результате продолжения политики государства, способствующей развитию рыночных отношений, здоровой конкуренции и стабилизации и относительной сбалансированности государственного бюджета, инвестиционные предпочтения бизнеса и государства резко изменились. Лидером стал энергосырьевой сектор, доля которого в инвестициях выросла с 20,2% в 2004 г. до 29,3% в 2010 г., особенно топливная промышленность (11,6 и 18,5% соответственно). Резко увеличилась доля сектора инфраструктуры (с 19,3% в 2004 г. до 35,9% в 2010 г.), в основном засчет транспорта и связи (с 11,8 до 26% — в 2,2 раза). Заметно потеряли в весе инвестиционно-строительный (падение с 13,5 до 9,5%, в том числе машиностроение — с 8,3 до 2,8% — втрое) и агропромышленный сектора (с 15,9% в 2004 г. до 2,5% в 2010 г. — в 5,5 раза). Государство фактически бросило аграрный сектор на произвол судьбы, отдав рынок зарубежным товаропроизводителям. Из производящей, экономика России превратилась в торгующую, причем торгующую в основном импортными товарами. Многократно увеличились трансакционные издержки.

Важной особенностью России является асимметричная организация ее пространства, унаследованная от предшествующего развития. В территориальной структуре экономики резко преобладает Центральный регион — Московский столичный, второй город страны — Санкт-Петербург — по параметрам городской среды, функциям и доходам явно уступает Москве. Противоположный столице полюс составляет громадная территория и слабозаселенная периферия.

2. Основные макроэкономические показатели

Все важнейшие показатели, используемые в макроэкономическом анализе, принципиально разделяются на три группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической конъюнктуры. Потоки отражают передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, запасы — накопление и использование ценностей субъектами. Потоки представляют собой экономические параметры, значение которых измеряется в единицу времени, как правило, в расчете на год, значение экономических параметров запасов измеряется на определенный момент. Пример потоков — сбережения и инвестиции, бюджетный дефицит, запасов — накопленный в результате капитал, государственный долг.

Важнейшие показатели макроэкономики:

— валовой национальный продукт (ВНП);

— валовой внутренний продукт (ВВП);

— чистый национальный продукт (ЧНП);

— национальный доход (НД);

— личный доход (ЛД).

ВНП — совокупная стоимость конечных продуктов, которые созданы, распределяются и используются в национальном хозяйстве в течение года.

ВВП — годовая стоимость всей конечной продукции, созданной внутри страны как отече6ственными, так и иностранными специалистами.

ЧНП — валовой внутренний продукт минус сумма годовой амортизации.

НД общества — чистый национальный продукт минус косвенные налоги на бизнес.

ЛД — фактически полученный доход, после уплаты налогов и социальных поступлений выступает в виде дохода, находящегося в личном распоряжении.

2.1 Цели и инструменты макроэкономического регулирования

Осознание необходимости государственного макроэкономического регулирования экономики происходило с разработкой его целей средств, эффективности и границ.

Сложные, а иногда и противоречивые взаимоотношения целей государственного регулирования экономики, и взаимопереплетения и возникающие побочные (желательные и нежелательные) последствия заставили государственные регулирующие органы разрабатывать и осуществлять цели не по отдельности, а только в увязке друг с другом. Именно поэтому в современных правительственных программах цели государственного регулирования экономики формируются в виде многоугольников.

Наиболее распространен среди официальных целей государственного макроэкономического регулирования экономики так называемый «магический четырехугольник» (рисунок 1), т.е. четыре взаимосвязанных цели, за реализацию которых государство несет ответственность.

Из названий углов следует, что каждая цель существует не сама по себе, а во взаимосвязи с другими. Магическим многоугольник называют потому, что одновременно достичь всех названных целей — задача неимоверно трудная, а часто и неисполнимая.

Цели «магического четырехугольника», являющиеся типичными для государственного регулирования экономики развитых стран: постоянный и умеренный хозяйственный рост; стабильность цен; высокая степень занятости; внешнеэкономическое равновесие. Макроэкономика: Учебник / Лутохина Э.А. Мн.: МИТСО, 2007. — 143 с..

2.2 Валовый внутренний продукт

ВВП измеряет стоимость выпуска продукции, произведенной на территории данной страны.

Измерение ВВП Козырев В.М. Основы современной экономки. Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1998

. Стоимость валового внутреннего продукта в системе СНС определяется тремя методами:

1) производственным;

2) распределительным;

3) конечное использование.

Производственный метод валовой внутренний продукт выступает как сумма добавленных стоимостей всех товаров и услуг данной страны, т.е. суммируется добавленная стоимость, созданная в отраслях. Тот же результат получится, если из стоимости произведенной продукции исключить затраты на потребленные средства производства (кроме амортизации).

Распределительный метод — суммируются доходы, полученные благодаря использованию факторов производства (заработная плата, реальные доходы, проценты на капитал, дивиденды и т.д.).

Метод конечного использования суммируются расходы домашних хозяйств на текущее потребление, расходы государства на закупку продукции, расходы предприятий на расширение производства, сбережения населения, а также сальдо внешней торговли.

Формы валового внутреннего продукта. ВВП — это стоимостный показатель, он зависит от уровня цен. Поэтому в экономической теории и на практике выделяют номинальный и реальный ВВП.

Номинальный ВВП это продукт, стоимость которого выражена в текущих, фактических ценах.

Реальный ВВП это продукт, стоимость которого выражена в неизменных ценах.

Номинальный ВВП может увеличиться как за счет роста физического объема всей продукции, так и за счет роста уровня цен. На реальный ВВП уровень цен не влияет. Поэтому реальный ВВП выступает основным показателем физического объема товаров и услуг. Реальный ВВП определяется по формуле:

номинальный ВВП

Реальный ВВП =—ѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕ

индекс цен

Индекс цен в свою очередь определяется по формуле:

цены текущего года

Индекс цен текущего года = ѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕ х 100%.

цены базисного периода

Индекс цен выражает относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров за определенный период.

Отношение номинального ВВП к реальному ВВП называется дефлятором ВВП. Он определяется по формуле

номинальный ВВП

Дефлятор ВВП = ѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕ

реальный ВВП

Дефлятор ВВП выражает различия между номинальным и реальным ВВП и используется для определения уровня инфляции. Он показывает, насколько ВВП возрос за счет роста уровня цен.

Дефлятор можно подсчитать двумя способами: через поток конечной продукции и через поток доходов и затрат. В соответствии с первым способом конечная продукция измеряется как продукция, которая идет на личное потребление; перенесенное потребление (накопление); правительственное потребление; часть товаров и услуг, проданных за границу (сальдо внешнеторгового баланса). Второй способ — исчисление дефлятора как суммы затрат на заработную плату и оклады до уплаты налогов, процента и ренты, косвенных налогов, амортизационных отчислений, прибыли.

Валовой внутренний продукт имеет такие формы, как чистый внутренний продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход, реальный доход Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под. ред. Хрипача В.Я. — М.: Энкомпресс, 2001.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) представляет собой наиболее точный макроэкономический показатель созданных и при обретенных населением данной страны товаров и услуг за определенный период времени (месяц, квартал, год).

ЧВП исчисляется посредством вычитания из ВВП амортизационных отчислений:

ЧВП = ВВП — амортизационные отчисления

Данный показатель используется для характеристики чистого объема производства.

Сумма валовых продукций всех отраслей экономики называется совокупным общественным продуктом (СОП). Совокупный общественный продукт, по определению, есть также сумма промежуточного и конечного продукта общества. Конечный продукт есть совокупный отечественный продукт за вычетом промежуточного продукта. Эти определения крайне важны, их необходимо усвоить прочно, т.к. от них зависит понимание законов макроэкономики. Выразим их в виде формальных тождеств, которые справедливы для любой экономики, будь она плановой или рыночной:

е Xi = еXij + еYi, i = 1, … n; j = 1, …n

2. i j i

где е — знак суммирования по п строчкам (п — число отраслей); ? — знак суммирования по п колонкам; Хi валовая продукция i-й отрасли-строки; Xj — то же j-й отрасли-колонки; Xij — матрица, распределяющая продукцию i-й отрасли-строчки по j-м отраслям-колонкам; это и есть промежуточный продукт; Yi — конечная продукция i-й отрасли.

Мы остановились на этом делении так подробно отчасти потому, что часто встречающееся в статистике и экономической литературе понятие валового внутреннего продукта (ВВП) есть не что иное, как конечный продукт общества Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие для Вузов. 2-ое изд. Книга 2. — М.: Гуманитарное издание центр «Владос», 1996

. Как видно, ВВП — это не весь СОП, а лишь часть его, идущая на личное потребление, капиталовложения, прирост запасов, государственные закупки, чистый экспорт. Это т.н. ВВП по использованию, или использованный ВВП. Приводим основополагающее тождество ВВП по использованию:

GDP =C + I + G + (XM),

где GDP — ВВП; С личное потребление; I — капиталовложения и. прирост запасов; G государственные закупки; X экспорт; М импорт.

Конечный продукт общества (ВВП) тождественно равен сумме добавленной стоимости всех отраслей. Это важнейшее положение отражено ныне в статистике национального продукта практически всех стран, которое, различая ВВП по использованию и ВВП по отраслям, где создаются факторные доходы, признает их суммарное тождество:

GDP = C + I + G + (X-M) = VA1+ VA2+ + VAn.

Это тождество важно еще и потому, что оно показывает равенство между национальным продуктом и национальным доходом. Сумма факторных доходов (т.е. национальный доход) всегда равна конечному продукту общества.

В статистике национальных счетов это равенство скорректировано следующим образом. Поскольку амортизация и косвенные налоги, строго говоря, не считаются в теории факторными доходами, то национальным доходом считается ВВП за вычетом амортизации и косвенных налогов. Это небольшая поправка, которая существенно не меняет ни содержания, ни динамики этих величин. За вычетом амортизации и косвенных налогов продукция отраслей представлена их чистым продуктом. Национальный доход в строгом смысле слова равен сумме чистой продукции отраслей, или чистому национальному продукту (продукту-нетто net national product) Степанов Ю. ВНП и макроэкономический анализ // Экономист. — 1992. — № 7.

Теперь ответим на вопрос, почему национальным продуктом (ВВП) считается только часть совокупного общественного продукта (СОП). Валовая продукция отраслей состоит, как мы видели, из стоимости сырья, материалов и т.п. и стоимости, которая вновь создана, или «добавлена». Но в стоимости сырья, материалов и т.п. уже отражена стоимость, которая создана или добавлена при их производстве. Поэтому при простом сложении валовой продукции всех отраслей стоимость, добавленная при производстве промежуточного продукта, представлена дважды. Чтобы избавиться от этого повторного счета, и введено понятие чистой, или условно чистой, продукции, где повторный счет устранен. Поэтому ВВП, как правило, приблизительно вдвое меньше по стоимости, чем СОП.

2.3 Национальный доход

Согласно классической методологии, национальный доход это вновь созданная в отраслях материального производства стоимость, часть совокупного общественного продукта, остающаяся в распоряжении общества после вычета стоимости из расходованных средств производства. По натурально-вещественному составу национальный доход состоит из всей массы предметов потребления и части средств производства, направляемых на расширение производства. По стоимости он состоит из необходимого продукта (жизненные средства для работников материального производства) и прибавочного продукта (произведенные дополнительные жизненные блага).

Национальный доход проходит стадии распределения, перераспределения и использования. В распределении участвуют государство, предприниматели и работники материального производства. В перераспределении принимают участие государство, предприниматели и работники производственной сферы и сферы услуг. Национальный доход используется на цели текущего (годового) потребления населения и накопления. Между фондами потребления и накопления должно быть оптимальное соотношение. Если доход нации обратить в основном на текущее потребление, то этим могут быть подорваны возможности для накопления, а следовательно, для расширения производства. Излишнее увлечение накопления сужает ресурсы текущего потребления, что отразится на жизненном уровне населения.

Национальный доход, использованный на потребление и накопление, по величине не совпадает с показателем произведенного национального дохода. Во-первых, использованный доход уменьшается на сумму потерь (несобранная часть урожая в сельском хозяйстве, ущерб от стихийных бедствий и т.п.). Во-вторых, он может уменьшаться или возрастать в зависимости от внешне торгового сальдо (разности между стоимостью экспортируемых из страны и импортируемых в страну товаров).

Согласно современной методологии исчисления национального дохода, которая в настоящее время применяется в России и других странах СНГ, национальный доход представляет собой объем валового внутреннего продукта за вычетом амортизации.

До последнего времени не существовало единого взгляда на то, где и кто создает НД. Сегодня в целом экономисты пришли к выводу, что он формируется всеми занятыми экономической деятельностью, которые одновременно являются и создателями, и получателями дохода независимо от профессии и сферы приложения труда или капитала. В их числе могут быть не только работники материального производства, но и занятые в непроизводственной сфере, сфере услуг.

Величина национального дохода непосредственно зависит от объема ВВП. Изменение показателей ВВП прямо влияет на размеры национального дохода.

ЛД является основной составной частью национального дохода. Располагаемый доход (РД) это личный доход за вычетом индивидуальных налогов. Он рассчитывается по формуле:

РД = ЛД — индивидуальные налоги.

С помощью РД измеряется величина доходов семьи и индивидов. Это их доход, направляемый на потребление и сбережения.

Реальный доход это сумма товаров и услуг, которые можно приобрести на денежный (номинальный) доход.

В системе национальных счетов за последнее время появились и такие формы доходов, как валовой национальный доход (ВНД), чистый национальный доход (ЧНД), располагаемый национальный доход (РНД), валовой национальный располагаемый доход (ВНРД), чистый национальный располагаемый доход (ЧНРД), валовое национальное сбережение (ВНС), чистое национальное сбережение (ЧНС).

Равенство национального продукта национальному доходу было известно в экономической теории уже в начале XIX века и трактовалось некоторыми авторами (Ж.-Б. Сэй) в том смысле, что экономика всегда создает столько доходов, сколько нужно, чтобы реализовать всю сумму произведенных в обществе товаров. Это привело к необоснованным утверждения будто рыночная экономика всегда находится в состоянии равновесия (т.н. «закон Сэя»), что исключает кризисы перепроизводства или периоды недопроизводства (инфляции).

В действительности реализация продукции обеспечена только в том случае, когда объем производства всех товаров точно соответствует структуру спроса на них. Тождество национального продукта и национального дохода не гарантирует такого соответствия, которое достигается только в результате приспособления предложения и спроса на всей совокупности товарных рынков. В рыночной экономике такое приспособление, казалось бы, обеспечен, но, только с определенным временным лагом (т.е. равновесие достигается не моментально) и иногда требует специального вмешательства государства.

2.4 Национальное богатство

Согласно концепции баланса народного хозяйства, национальное богатство — это совокупность материальных благ, которыми располагает на определенную дату общество и которые созданы трудом людей за весь предшествующий период его развития Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристъ, 2001.

В системе национальных счетов национальное богатство определяется как сумма чистого собственного капитала всех хозяйственных субъектов, т.е. в нее включаются, кроме материальных ресурсов, финансовые активы, непроизводственные материальные активы (авторские права, лицензии и т.д.), но не входят финансовые обязательства.

Национальное богатство в широком смысле слова представляет собой все то, чем располагает нация. В этом смысле к национальному богатству относятся не только материальные блага, но и природные ресурсы, климат, произведения искусства и многое другое.

В узком смысле слова к национальному богатству относится все то, что опосредовано человеческим трудом и может быть вое произведено. Другими словами, национальное богатство — это совокупность материальных и культурных благ, накопленных страной на протяжении ее истории, к данному моменту времени. Это результат деятельности многих поколений людей.

Национальное богатство — важнейший показатель мощи национальной экономики, эффективности функционирования экономической системы, благосостояния народа. Чем больше национальное богатство страны, тем сильнее экономический потенциал, больше возможностей для увеличения валового внутреннего продукта и жизненного уровня населения.

Национальное богатство является предпосылкой и результатом экономического прогресса, существенным фактором общественного воспроизводства.

Структура национального богатства. Национальное богатство состоит из различных элементов и имеет свою структуру. По признанию отдельных экономистов, элементы национального богатства должны соответствовать следующим основным признакам: материальности, накопляемости, долговременности использования, воспроизводимости, возможности превращаться в элемент рыночного оборота.

В национальное богатство включают накопленные в результате трудовой деятельности людей материальные блага и природные ресурсы. Соответственно выделяют общественное богатство, созданное трудом людей, и естественное богатство (природные ресурсы).

Общественное богатство играет решающую роль в жизни общества. От его качественного состояния зависят не только возможности освоения новых природных ресурсов, но и экономное их использование при соблюдении требований охраны окружающей среды, сохранения природных ресурсов для нужд будущих поколений Макконел К.Р., Брю С.Л. Эконономикс. — М.:»Юнити», 1992.

Естественное богатство образуют природные ресурсы. Одна его часть воспроизводима (восстановление лесов, разведение рыбы, животных). Другая часть естественного богатства не может быть воспроизведена трудом человека. Его потребление — прямой невосполнимый вычет из природных ресурсов. Долгое время экономисты спорили о том, все ли природные ресурсы являются богатством нации. В результате дискуссий пришли к выводу, что непосредственным, реальным национальным богатством являются природные ресурсы, к которым приложен труд человека, т.е. используемые богатства природы. Остальные ресурсы представляют собой потенциальное богатство, которое может превратиться в реальное через какой-то промежуток времени.

Некоторые экономисты основными элементами национального богатства считают:

1) основной производительный капитал (функционирующие заводы, фабрики, производственный и технический потенциал);

2) оборотный капитал (произведенные и накопленные сырье и материалы, необходимые для производства);

3) резервы и запасы (они имеются на каждом предприятии и у государства);

4) основной капитал, функционирующий в непроизводственной сфере (жилые дома, учреждения социально-культурной сферы);

5) имущество населения (все, что накоплено семьей за длительный период).

Другие в качестве структурных элементов национального богатства выделяют Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под. ред. Хрипача В.Я. — М.: Энкомпресс, 2001:

* производственные фонды — они имеют наибольший удельный вес в составе национального богатства. Здесь имеются в виду прежде всего основные производственные фонды, уровень которых определяет возможность роста национального продукта.

* материальные запасы и резервы — сюда входят готовая продукция в сфере обращения, материальные запасы на предприятиях и в торговой сети, государственные материальные резервы и страховые фонды. Практика индустриально развитых стран показывает, что они составляют не менее 25% производственного потенциала;

* природные ресурсы — речь идет не о всех природных ресурсах, а только о тех, которые вовлечены в хозяйственный оборот или разведаны и в ближайшее время могут быть использованы. В более широком смысле национальное богатство включает в себя нематериальные, духовные ценности, которыми располагает общество. Это накопленный производственный опыт людей, их образовательный потенциал, достижения научно-технической мысли, информационные ресурсы, культурные ценности, качественный рост благосостояния общества,

Все большее распространение получает признание национальным богатством интеллектуального и духовного потенциала населения. Именно он заставляет менять характер социальных и экономических отношений, весь облик страны. Надежная защита интеллектуальной собственности является одним из непременных условий существования рыночной экономики Алле М. Экономика как наука. — М.: АСТ-Пресс, 1995.

В состав национального богатства сегодня включается и человеческий капитал. В экономической литературе под человеческим капиталом обычно понимается имеющийся у индивида запас здоровья, знаний, навыков, опыта, которые используются в производстве с целью получения высокого уровня заработков. Однако человеческий капитал — это не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется в той или иной сфере общественного производства и способствует росту производительности труда. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. В-четвертых, увеличение доходов заинтересовывает человека накопить новый запас навыков, знаний, способностей, чтобы в дальнейшем вновь эффективно его применить.

2.5 Валовый национальный продукт

Закончим данный раздел замечанием о понятии валовой национальный продукт (ВНП), который часто встречается в статистике рядом с ВВП. Сопоставляющая их общая формула такова:

GNP = GDP + NPIA,

где GNP это ВНП, a NPIA чистые доходы от зарубежной собственности. В современной рыночной экономике возросла роль транснациональных корпораций, т.е. предприятий, собственность на которые не совпадает со страной их местонахождения. Страна с большими капиталовложениями за рубежом получает от них значительные доходы, которые могут превышать доходы других стран от инвестиций в ней. С точки зрения такой страны эти доходы — чистое добавление к ее ВВП. Валовой внутренний продукт измеряет национальный продукт, созданный всеми предприятиями страны на ее территории, независимо от их принадлежности Меньшиков С. Новая экономика: основы экономических знаний. — М.: Международные отношения, 1999

.

Разница между ВВП и ВНП может быть значительной по абсолютным размерам, но в крупных промышленных странах она относительно невелика. Все же в последние десятилетия большинство стран перешло к измерению своей макроэкономической динамики по темпам прироста ВВП, а не ВНП, т.к. последний частично отражает зарубежную экономическую активность, а не только отечественную.

3. Методы обеспечения макроэкономических показателей

3.1 Факторы роста ВВП

Чтобы кардинально улучшить структуру производства и работу предприятий, повысить экономическую эффективность их хозяйственной, торговой и финансовой деятельности, надо усилить государственное регулирование и стимулирование широкого применения прогрессивных методов организации высокопроизводительного труда, укрепления курса рубля и постепенного его превращения в устойчивую мировую валюту. В результате намного увеличатся объемы внешней торговли, усилится стимулирование эффективного экспорта и устранится стихийное воздействие доллара на обесценение рубля.

Достижению этих стратегических целей должно способствовать, прежде всего, ускорение научно-технологического перевооружения производства Макроэкономика. Учебное пособие / Под ред. доктора экон. наук, проф. М. И. Плотницкого. — М.: Новое знание, 2002.

Для обновления основных производственных фондов необходимы выбор приоритетов и формирование принципиально новой структуры предприятий, которые при относительно меньших объемах инвестиций могут достичь большего экономического и социального эффекта.

Для повышения качества труда и его производительности необходимо сократить безработицу и обеспечить занятость людей с учетом их способностей и квалификации. Россия сможет и должна занять достойное место среди экономически развитых государств в формировании реальных предпосылок для повышения производительности труда на основе научно-технического перевооружения производства, его организационной и структурной перестройки. Важно повысить уровень образования всех работников, в том числе предпринимателей Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под. ред. Сафронова Н.А. — М.: Юристъ, 2002.

Повышение производительности труда — решающий фактор роста ВВП. Оно способствует надежному насыщению рынка разнообразными товарами и услугами, укреплению денежного обращения и сбалансированности доходов и расходов всех звеньев бюджета.

Все возрастающее значение приобретает усиление роли науки в повышении эффективности производства и социальной направленности рынка. Мировой опыт показывает, что без использования новейших технологий невозможно повысить эффективность добывающих и обрабатывающих отраслей, сельского хозяйства, строительства, транспорта.

Однако важно не только расширять производство, но и более справедливо решать социальные проблемы. Требуется увязанная с социально-экономическими целями научно-техническая политика на перспективу, предусматривающая системный подход к использованию всех факторов интенсификации и повышения эффективности многоукладной экономики.

Большое значение будут иметь стимулирование научно-технической и инновационной деятельности путем дифференциации оплаты труда и предоставления ряда льгот; совершенствование структуры научных организаций, отвечающих требованиям межотраслевой координации производства высококачественной продукции; более четкое разделение прав и обязанностей органов государственной власти в деле формирования и осуществления прогрессивной научно-технической политики Бородина И. Система национальных счетов как источник информации // Консультант директора. — октябрь, 1997. — № 20.

Устойчивый рост ВВП и доходов населения возможен при осуществлении активной социальной политики. Это вызвано, прежде всего, усилением социальной направленности рынка при устойчивом росте экономики на основе совершенствования методов хозяйствования и использования производственного, ресурсного и научно-технического потенциалов. Но имеющиеся резервы могут привести в действие только высокообразованные и достаточно подготовленные по разнообразным профессиям кадры работников на предприятиях, а также ученые. Необходимо повышать уровень профессиональной подготовки рабочих, создавать им возможность получения бесплатного не только среднего, но и высшего образования, требующегося в новых условиях высокомеханизированного и автоматизированного производства, способного улучшить качество жизни людей.

3.2 Пути увеличения национального богатства

По мере развития общества национальное богатство растет. При этом оно постоянно обновляется. Введение таких новых элементов, как интеллектуальный и духовный потенциал населения; технологическая, производственная, коммерческая, научная, культурная информация; человеческий капитал, впитавший в себя все достижения современной науки и культуры, изменили структуру национального богатства. Если до 70-х гг. XX в. основную долю в национальном богатстве составлял основной капитал, то сейчас возросло значение новых элементов. Причем доля этих элементов увеличивается значительно более быстрыми темпами.

1. Развитие общественного производства и увеличение национальных объемов производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений спадов и кризисов. Производство имеет решающее значение ‘для экономики. Если не создан продукт, то тогда нечего распределять, обменивать и потреблять. Уровень жизни людей в каждой стране зависит от того, сколько создается богатства в самых разнообразных его видах.

2. Рост национального продукта. Имеется в виду превышения произведенного валового внутреннего продукта над текущим потреблением в данном году. Но здесь возникает и обратная связь. Сам рост валового внутреннего продукта, его темпы, абсолютные размеры прироста зависят от объема национального богатства и его структуры. Чем больше объем национального богатства и эффективнее его структура, тем быстрее растет валовой внутренний продукт.

3. Все более широкое и разностороннее вовлечение природных ресурсов в хозяйственный оборот. Природные ресурсы — это естественные, имеющиеся в природе экономические, производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна, полезных ископаемых, лесов, растительного и животного мира. Человек использует природные ресурсы, особенно землю, как фактор производства. Каждый экономический агент стремится эффективно использовать ресурсы, получить при этом наибольшее количество товаров и услуг, произведенных из ограниченных ресурсов. Вопрос о том, как использовать имеющиеся ограниченные ресурсы, стоит не только перед каждым отдельным человеком, но и перед предприятием, правительством любой страны.

Современная научно-техническая революция открыла ряд новых возможностей использования и увеличения природных и сырьевых ресурсов. Широко используется атомная энергия, начата разработка и применение термоядерной, проливной, солнечной и других так называемых альтернативных источников энергии. Это расширяет энергетические ресурсы, ассортимент материалов и т.д. Постоянно увеличиваются затраты на природоохранные мероприятия.

4. Использование научно-технических знаний и производственного опыта. Современная НТР многократно расширила сферу применения достижений науки и техники. Научно-технические исследования, разработки и нововведения охватили и всю экономику. Многие экономисты знания (информацию) и научно-технические новшества (результаты НТП) рассматривают не как бесплатные ресурсы, а как товары, которые должны быть оплачены. Инновации (новшества) представляют собой запуск в производство новых товаров, внедрение новых производственных процессов, методов, применение прогрессивных форм организации производства, предпринимательства, маркетинга. Формализованная совокупность знаний научного, технического, коммерческого или иного характера, а также объективированный опыт научного исследования выступают в виде ноу-хау. Эти знания и опыт не являются всеобщим достоянием, т.е. обладают новизной. В странах с развитой рыночной экономикой существует частное право на ноу-хау, которое охраняется законом. В соответствии с этим правом передача, обмен, распространение знаний и опыта происходят посредством лицензионных соглашений.

5. Все большее овладение силами природы. На ранних стадиях развития человек боролся с природой как со «слепой» стихией. С развитием земледелия и одомашниванием животных человек вступил в новые отношения с природой. Этот период был связан не только с истреблением, как раньше, но и созиданием. В процессе труда человек использует обмен веществ между собой и природой, регулирует и контролирует его. Преобразующая и созидательная сила труда проявляется при условии, что он не наносит ущерба природе. Вовлекая природные ресурсы и источники энергии в состав производительных сил, общество усиливает свое влияние на природу, овладевает силами природы, увеличивает национальное богатство.

3. Аналитическая часть

Экономика России — шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2010 год). По номинальному объёму ВВП Россия занимает 11-е место.

Основу экономики России составляет экспорт минерального сырья. Номинальный ВВП России за 2010 год составил 44,5 трлн рублей, ВВП по ППС (паритету покупательной способности) — $2,23 трлн.

По данным на январь 2009 года, доля экономики России в мировой экономике составляет 3,89%.

В 2000-2008 годах в экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 — 10%, в 2001 — 5,7%, в 2002 — 4,9%, в 2003 — 7,3%, в 2004 — 7,2%, в 2005 — 6,4%, в 2006 — 7,7%, в 2007 — 8,1%, в 2008 — 5,6%), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. [1] Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29% в 2000 году до 13% в 2007). [2] [3] С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77%, в том числе производства машин и оборудования — на 91%, текстильного и швейного производства — на 46%, производства пищевых продуктов — на 64%. [4] В 2009 году на фоне мирового экономического кризиса произошёл спад ВВП на 7,9%.

В 2000-е годы в России был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная (2002), банковская (2001-2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. К 1 июля 2006 года российский рубль стал конвертируемым по текущим и капитальным операциям.

Анализ экономической политики государства с помощью макроэкономических показателей