Учебная работа :Тема:Аудит учредительных документов№292.
Тема:Аудит учредительных документов»,»
Введение
Система банковского бухгалтерского учета и отчетности непрерывно совершенствуется, ориентируясь на принятые международные нормы и стандарты.
В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между экономическими субъектами часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота, а также пользователи финансовой информации.
В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности.
Государственный финансовый контроль ведется в масштабе Российской Федерации, субъектов России, а также на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.
Контроль является одним из важных элементов рыночной экономики, причем действуют системы как государственного, управленческого, так и независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления.
Аудит имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX веке в акционерных компаниях Европы.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием, и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность. Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия.
Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению, акционеров, можно было доверять.
Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Эти качества являются актуальными и на сегодняшний день.
В России впервые должность аудитора была введена Петром I. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Три попытки организации института аудита в России (в 1889, 1912 и 1928 г.) оказались неудачными.
С появлением акционерных обществ, разгосударствлением экономики, развитием частного предпринимательства в конце 80-х годов в России появилась аудиторская деятельность и профессия аудитора.
Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг.
Аудитор (от латинского — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия, банка за определенный период.
Понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает проверку достоверности финансовых показателей и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса, это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, а также аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.
Переход к рыночным отношениям потребовал изменения банковской системы, и реорганизация ее началась в 1987 году. В результате реорганизации банковской системы в конце 1988 — начале 1989 годов начался процесс создания первых коммерческих банков. Задача этого этапа реорганизации состояла в создании условий для свободного перелива финансовых ресурсов в сферы и отрасли, дающие больший эффект.
Стремясь повысить экономическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины.
Коммерческие банки, в соответствии с законодательством, подконтрольны Центральному Банку России и обязаны предоставлять в Центральный Банк подтверждение достоверности своей финансовой отчетности. Без аудиторского заключения годовой отчет банка не принимается Центральным Банком России.
Коммерческие банки как субъекты — плательщики налогов в соответствии с законодательством обязаны представлять бухгалтерские отчеты и расчеты сумм налога налоговым органам. Для целей налогообложения бухгалтерская отчетность банка также должна иметь аудиторское заключение.
Необходимость проведения аудита банка исходит также из того, что коммерческие банки должны открывать доступ заинтересованным пользователям к своей публичной финансовой отчетности.
Публичная финансовая отчетность банка — это отчетность, включающая в себя аудиторское заключение, баланс, отчет о прибылях и убытках и иную бухгалтерскую и финансовую отчетность, определенную действующим законодательством для предоставления пользователям финансовой отчетности и обязательной периодической публикации.
Исходя из этого, цель данной работы: дать характеристику аудита банка, показать его основные принципы и методики, а также возрастающее значение аудита в деятельности банков.
1.Объект аудита, цели, задачи, источники информации
Основная цель аудиторской проверки состоит в установлении достоверности отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций по формированию уставного капитала, фондов, а также правильности расчета собственного капитала банка.
Задачи аудита в данной области сводятся к получению аудиторских доказательств по вопросам правомерности формирования уставного капитала и фондов банка, а так же:
)Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов;
)Прогнозирование результатов финансово-хозяйственной деятельности и разработка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и ликвидности;
)Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;
)Консультация по вопросам финансового, налогового, банковского и иного законодательства РФ;
)Обучение сотрудников;
)Подтверждение данных проспекта эмиссии ценных бумаг;
)Оказание иных услуг по профилю деятельности аудиторской фирмы
Аудиторские доказательства возможно получить при:
.Подтверждении правомерности формирования и изменения уставного капитала, соблюдения законодательных и нормативных требований к его размеру структуре;
2.Проверке соблюдения установленных норм и правил формирования и использования резервного фонда банка;
.Анализе действующих внутрибансковских положений о формировании и использовании фондов потребления и фондов накопления с целью установления их соблюдения при создании и использовании фондов;
.Подтверждении правильности расчета собственных средств (капитала) банка, правомерности отнесения источников к основному и дополнительному капиталу и соблюдения установленных соотношений между двумя уровнями капитала;
.Оценке достаточности собственного капитала банка.
К основным законодательным и нормативным документам, относятся:
)Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995г. (с изменениями);
2)Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998г. (с изменениями);
)Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990г. (с изменениями);
)Указание ЦБ РФ «О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций» № 1260-У от 24.03.2003г. (с изменениями);
)Положение «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)» № 395-П от 28.12.2012г. (с изменениями);
)Инструкция БР «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» № 135-И от 02.04.2010г. (с изменениями);
)Инструкция БР «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации» № 148-И от 27.12.2013 (с изменениями).
В качестве источника информации для выявления нарушений при проверке учредительных документов и внутренних положений кредитных организаций используются:
)Учредительные документы;
)Внутренние положения, регламентирующие деятельность кредитных организаций;
)Протоколы собраний акционеров, заседаний Совета директоров, контрольно-ревизионной комиссии, Правления банка, кредитного комитета и других коллегиальных органов;
)Планы работы кредитной организации;
)Приказы и распоряжения руководителя кредитной организации;
)Акты проверок;
)Учётная политика;
)Данные бухгалтерского учета и отчётности кредитной организации.
Проверка учредительных документов включает следующие этапы:
)Выявление наличия следующих документов:
а)в головной организации: лицензии, устав, учредительный договор, дополнительные соглашения, изменения к уставу и составу учредителей, новый устав и лицензии при изменении организационно-правовой формы банка;
б)в филиале: наличие положения о филиале, учрежденного в соответствие с требованиями устава, наличие доверенности на совершение операций и юридических действий управляющим филиалом (на заместителя управляющего выдается доверенность на передоверие).
)Исследуются протоколы Собраний участников банка, Заседаний совета директоров, правления банка, приказы и другие внутренние документы.
)Соответствие проводимых банком операций полученной им лицензии.
)Проверяется соответствие проводимых банком операций и юридических действий требованиям Устава в том числе:
а)полномочия и действия управляющего и контролирующих органов (Совета директоров, Собрания акционеров, контрольно-ревизионной комиссии);
б)полномочия и действия правления банка и других исполнительных органов;
в)применение на практике утвержденной системы стимулирования;
г)распределение и использование прибыли;
д)изменение уставного капитала, состава учредителей, их долей, выпуска акций и т. д.
Возможные нарушения выявленные в ходе аудиторской проверки:
)Превышение полномочий правления банка;
)Единоличное принятие председателем правления банка решений отнесенных к компетенции коллегиальных органов;
)Нарушение порядка распределения прибыли и формирования резервного фонда;
)Формальные действия отдельных коллегиальных органов;
)Неправильное оформление протокола.
Банковский аудит подразделяется на два основных вида:
)Внешний — это проверка на договорной основе сторонними независимыми аудиторами. Банк самостоятельно выбирает аудиторскую фирму для проверки (Внешний ведомственный аудит — это проверка ЦБ РФ. Внешний аудит осуществляется налоговыми органами, правоохранительными органами, казначейством.);
)Внутренний — согласно требований ЦБ РФ в каждой кредитной организации должен быть организован внутренний контроль, т. е. создание специальных внутренних структур или выделена должность уполномоченного специалиста, осуществляющего функции надзора и контроля. Деятельность по осуществлению внутреннего аудита законодательно не регулируется, а определяется руководителем банка.
По способу проведения аудит делят на:
)Обязательный — проводится в случаях, установленных законодательством РФ: ежегодно, а также по поручению государственных органов (ст. 40 закона «О банках и банковской деятельности»);
)Инициативный — т. е. проверка по решению самой кредитной организации, его характер и масштабы определяются самим клиентом).
По периодичности проведения аудит делят на:
)Первоначальный — проводится аудиторской фирмой впервые для данного клиента (банка), что существенно повышает риск и трудоёмкость аудита;
)Согласованный (повторный) — осуществляется повторно или регулярно, основанный на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон, квалификации руководства, что при прочих равных условиях уменьшает риск аудита.
С точки зрения развития аудит делят на:
)Подтверждающий — проверка и подтверждение достоверности бухгалтерской отчётности кредитной организации;
)Системно-ориентированный — даёт возможность наблюдения систем, контролирует определённого клиента. Здесь аудиторская проверка основана на анализе системы внутреннего контроля кредитной организации. При эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок в деятельности клиента незначительна и поэтому для аудиторов отпадает необходимость проведения детальной проверки данного клиента;
)Аудит, базирующийся на рисках — означает проведение проверки выборочно с концентрацией аудиторской работы на главных направлениях деятельности клиента, т. е. в областях с наиболее высоким аудиторским риском.
2.Методика проведения аудита уставного капитала коммерческого банка
Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей.
Вклад в уставный капитал кредитной организации может быть в виде:
·денежных средств в валюте Российской Федерации;
·денежных средств в иностранной валюте;
·принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством (в том числе включающего встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;
·принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности имущества в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.
Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в валюте РФ.
Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами.
Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации при ее учреждении, утверждается общим собранием учредителей.
При оплате дополнительных акций кредитной организации имуществом в неденежной форме денежная оценка такого имущества производится советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации.
Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве дополнительного вклада в уставный капитал кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, утверждается общим собранием участников кредитной организации.
При оплате части уставного капитала имуществом в неденежной форме для определения стоимости такого имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами, должен привлекаться независимый оценщик. Если владельцем от 2 до 50% голосующих акций кредитной организации являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг кредитной организации, цены выкупа акций кредитной организации осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ.
Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями (участниками) или советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.
Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства, а в случаях, установленных федеральными законами, — иное имущество.
Стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций (долей в уставном капитале) создаваемой путем учреждения кредитной организации, не может превышать 20% цены размещения акций (долей в уставном капитале).
В случае внесения в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации имущества в неденежной форме должны быть представлены документы, подтверждающие право ее учредителей на его внесение в уставный капитал кредитной организации.
Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства.
В ходе проверки правильности формирования и изменения уставного капитала банка аудитор должен проанализировать следующие документы:
)Устав банка;
)Учредительные документы (учредительный договор, список акционеров, данные об учредителях — юридических лицах);
)Лицензии на осуществление банковских операций;
)Протоколы общих собраний, заседаний совета банка, наблюдательного совета;
)Проспекты эмиссии акций;
)Договоры купли — продажи акций;
) Подписные листы или договоры с участниками не акционерных банков;
)Договоры мены на определенное количество акций банка;
)Реестры акционеров;
)Выписки по лицевым счетам акционеров или участников банка;
)Договоры со специализированными реестродержателями;
)Внутрибанковские положения об организации дополнительной эмиссии акций, по выпуску и перепродаже собственных акций;
)Положение об учетной политике банка в части отражения операций по формированию и изменению уставного капитала;
)Платежные документы подтверждающие оплату уставного капитала акционерами и выписки по соответствующим лицевым счетам;
)Баланс акционеров или участников банка, их уставы, аудиторские заключения для подтверждения наличия источников собственных средств для оплаты акций банка.
Аудиторская проверка формирование уставного капитала банка включает следующие процедуры:
.Анализ учредительных документов и лицензий на осуществление банковских операций;
.Анализ протоколов общего собрания и совета банка;
.Проверка ведения реестра акционеров;
.Проверка отражения в учете операций по формированию уставного капитала.
Аудитор должен обратить внимание на номинальную стоимость обыкновенных акций банка, которая должна быть одинакова независимо от порядкового номера и даты выпуска.
При аудите увеличение или уменьшение уставного капитала в течение одного года аудитор должен получить доказательства правомерности решения об изменении уставного капитала, проверить соблюдение процедуры эмиссии акций и подтвердить правильность отражения в учете данных изменений и внесения корректив в реестр акционеров.
Нормативно определен единственный вариант уменьшения уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций и при этом нет необходимости проводить процедуру эмиссии акций.
Увеличение уставного капитала акционерного коммерческого банка может происходить:
)Путём увеличения номинальной стоимости объявленных акций;
)Путём размещения дополнительных акций.
Рыночная стоимость акций может определяться решением совета директоров.
Дополнительные акции может быть размещены только в пределах количества, установленного уставом банка-эмитента.
Далее в ходе аудиторской проверки аудитор должен убедится в соблюдении процедуры выпуска акций. Если выпуск сопровождался регистрацией проспекта эмиссии, то аудитору необходимо проверить правильность его оформления.
Проспект должен быть заверен аудиторской фирмой в следующих случаях:
.При выпуске акций связанном с увеличением уставного капитала;
.При выпуске акций, осуществляемом при создании банка путем слияния, разделения, выделения.
На титульном листе проспекта рядом с печатью аудиторской фирмы должна помещаться надпись: «Финансовая информация, содержащаяся в проспекте эмиссии соответствует данным бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с действующими правилами». Аудитор должен убедится в наличии всех необходимых при выпуске акций согласований и разрешений.
Приобретение одним юридическим или физическим лицом либо группой лиц, связанных с соглашением либо группой юридических лиц являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу более 5% акций кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20% — предварительное согласие данного территориального учреждения ЦБ РФ по месту нахождения кредитной организации. Банк обязан получать предварительное разрешение на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов не зависимо от объема акций.
Правомерность формирования уставного капитала:
1)Уставной капитал может формироваться только за счет собственных средств акционеров;
2)Вклады в уставной капитал должны перечисляться только со счетов участников;
)Предприятия с неликвидным балансом не могут выступать учредителями банков и покупать их акции при первичном размещении;
)Необходимо проверить наличие у акционеров банка собственных средств для участия в формировании уставного капитала.
Проверка кредитных организаций с участием государственной собственности:
Нужно учитывать, что средства бюджетов субъектов РФ, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации только при наличии специального законодательного акта.
Исключение составляют средства местного бюджета и муниципальные земельные участки
Аудитор должен:
.Подтвердить своевременность и полноту оплаты уставного капитала;
2.Проверить вид и характер активов, принятых в оплату уставного капитала;
.Обратить внимание на оценку материальных активов, принятых в оплату уставного капитала;
.Уделить внимание произошедшим изменениям величины уставного капитала в отчетном году.
При проверке соблюдения кредитной организацией условий капитализации прочих собственных средств как способа увеличения уставного капитала, а также начисленных, но не выплаченных дивидендов, аудитор должен принимать во внимание, что решение по данным вопросам должно быть принято на общем собрании акционеров.
3.АУДИТ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВНОГО И ДРУГИХ ФОНДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
В соответствии с законодательством России кредитные организации для покрытия убытков в своей деятельности обязаны создавать резервный фонд. Порядок образования и использования резервного фонда определен Законом «Об акционерных обществах» и уставом банка. Минимальная величина резервного фонда определяется уставом кредитной организации, но не должна составлять менее 5% оплаченной суммы уставного капитала.
Источником формирования резервного фонда служит прибыль банка после уплаты налогов. Порядок направления прибыли в резервный фонд банка определяется Законом «Об акционерных обществах», уставом банка и Положением «О порядке формирования и использования резервного фонда кредитной организации».
Кредитные организации могут проводить ежеквартальные отчисления чистой прибыли в резервный фонд в установленной доле, если указанный порядок предусмотрен уставом банка. В этом случае общая сумма отчислений, произведенных в текущем году в резервный фонд, должна быть утверждена общим собранием участников банка по итогам финансового года и не может превышать сумму чистой прибыли, фактически полученной за отчетный год.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» предусматривает, что ежегодные отчисления в резервный фонд должны составлять не менее 5% чистой прибыли до достижения им минимально установленной уставом величины. Порядок и размер отчислений в резервный фонд сверх установленной минимальной величины определяется уставом банка, решением совета директоров (наблюдательного совета) или в порядке, установленном общим собранием учредителей (участников) банка.
Резервный фонд может быть использован в соответствии с федеральным законом на покрытие убытков, погашение облигаций общества и выкуп акций общества в случае отсутствия иных средств.
Аудиторская фирма должна подтвердить правильность и полноту формирования резервного фонда. С этой целью аудитор обязан проанализировать соответствие фактического размера резервного фонда минимальным требованиям, сопоставив фактическую величину с требуемой. Если сумма резервного фонда меньше установленного минимума, то аудитор должен убедиться, что ежегодные отчисления в данный фонд составляют не менее 5% фактически полученной банком чистой прибыли.
Для аудиторской проверки используются следующие документы:
·устав банка и другие учредительские документы;
·балансы, оборотно-сальдовые ведомости и ведомости остатков;
·решения общего собрания акционеров (участников) банка о распределении прибыли и размере отчислений в резервный фонд;
·решения совета банка (наблюдательного совета) о направлении средств резервного фонда на покрытие убытка или на пополнение других фондов;
·выписки по балансовому счету 10701 «Резервный фонд»;
·выписки из балансового счета 10703 «Фонды накопления»;
·выписки из балансового счета 70801 «Прибыль прошлого года»
·форма № 126 «Данные об использовании прибыли и фондов, создаваемых из прибыли.
На основе решений совета банка и выписок по балансовым счетам 10701 «Резервный фонд», 70801 «Прибыль прошлого года», 10703 «Фонды накопления» аудитор проверяет соблюдение действующих нормативных актов, регламентирующих порядок формирования и использования средств резервного фонда и соответствие фактических расходов из фонда решениям уполномоченного органа. Далее определяется соблюдение правил отражения в бухгалтерском учете операций по формированию и использованию средств резервного фонда.
При направлении прибыли отчетного года на формирование (пополнение) резервного фонда кредитной организации осуществляется бухгалтерская проводка:
Д-т 70801 «Использование прибыли отчетного года»
К-т 10701 «Резервный фонд».
При направлении прибыли отчетного года на формирование (пополнение) резервного фонда кредитной организации осуществляется бухгалтерская проводка:
Дт 70801 «Прибыль прошлого года»
Кт 10701 «Резервный фонд».
Реформация баланса отражается в бухгалтерском учете не позднее двух рабочих дней после оформления протоколом итогов годового собрания акционеров (участников). Аудитор должен по указанным выше документам, выпискам из соответствующих лицевых счетов, первичным документам проверить правомерность и обоснованность проведенных операций, удостовериться в регистрации увеличения уставного капитала банка за счет капитализации средств резервного фонда.
Типичные ошибки, выявляемые при проверке правильности формирования и использования резервного фонда:
.использование средств резервного фонда на непредусмотренные соответствующими законодательными и нормативными актами цели;
2.несоответствие величины резервного фонда законодательным нормам и уставу банка;
.нарушение требований Федерального закона «Об акционерных обществах» об обязательной доле отчислений от чистой прибыли в резервный фонд до достижения установленной минимальной величины.
Формирование и использование фондов, создаваемых из чистой прибыли банка, устанавливается учредительными документами и конкретизируется его внутренним положением о порядке их формирования и использования. Данное положение должно обязательно содержать полный перечень создаваемых банком фондов, их целевое назначение, порядок и сроки формирования, возможность и размеры авансовых отчислений от прибыли текущего года.
В учетной политике банка должен быть предусмотрен порядок использования средств и фондов, а также порядок выдачи льготных кредитов сотрудникам банка за счет специально созданного фонда.
На основании первичных документов аудитор должен выяснить, насколько фактическое использование созданных в банке фондов соответствует действующим положениям. Анализ особенно важен в связи с расчетом собственного капитала банка в соответствии с Положением № 395-П от 28 декабря 2012 г. «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («»БАЗЕЛЬ III»»)», предусматривающим исключение из состава капитала фондов, использование которых связано с уменьшением имущества банка. Аудитор в ходе проверки на основании анализа целевого использования средств фондов, созданных из прибыли банка, и особенно фонда специального назначения и других фондов должен подтвердить правомерность включения средств фондов в состав капитала банка.
Такую проверку аудитор осуществляет на основе первичных документов по операциям, связанным с формированием и использованием фондов, — протоколов заседаний полномочных органов банка о направлении средств в фонды и решений об их расходовании; платежных поручений; мемориальных ордеров; кассовых расходных ордеров; договоров на оплату услуг и т.д. Путем сложения остатков по лицевым счетам аналитического учета каждого фонда аудитор должен сверить полученный результат с остатком соответствующего балансового счета и данными ежедневного баланса.
Кроме того, аудитор должен убедиться, что средства фондов, выданные сотрудникам банка в виде материальной помощи или на другие личные нужды (оплата банком услуг за конкретных физических лиц), включены в состав совокупного дохода этих лиц.
Типичная ошибка, выявляемая в ходе аудита формирования и использования фондов банка, созданных из чистой прибыли: отсутствие положений (регламентов) о порядке распределения прибыли банка или их несоответствие уставу банка в части распределения и использования чистой прибыли.
Внутренний аудит в организации может решать следующие задачи:
·проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;
·проверка наличия, состояния правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;
·экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов, правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета;
·экспертиза достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов;
·разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;
·консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления, права, анализу хозяйственной деятельности и другим проблемам.
Аудиторы службы внутреннего контроля могут также решать другие организационно — управленческие, правовые, технологические, технико-экономические и прочие задачи, связанные со спецификой видов деятельности организации.
Основная цель обязательного аудита — это проверка и подтверждение законности хозяйственных операций, правильности их отражения в учете и достоверности финансовой отчетности субъектов, попадающих под обязательный аудит (согласно ст. 7 Закона «Об аудиторской деятельности»).
Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и помочь ему в организации учета и отчетности.
Библиографический список
аудит учредительный документ капитал
1)Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995г. (с изменениями);
)Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998г. (с изменениями);
)Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990г. (с изменениями);
)Положение «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)» № 395-П от 28.12.2012г. (с изменениями);
)Инструкция БР «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» № 135-И от 02.04.2010г. (с изменениями);
)Инструкция БР «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации» № 148-И от 27.12.2013 (с изменениями).
)Указание ЦБ РФ «О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций» № 1260-У от 24.03.2003г. (с изменениями);
)Аудит банков: учеб. Пособие / под ред. Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кровливецкая -М: Финансы и статистика, 2005. — 352 с.
)Аудит: общий, банковский, страховой: под ред. Суйц В.П. — М :2002г.
)Банковский контроль и аудит: Н.В.Фадейкина М: Финансы и статистика,2002г. —
)Современная бухгалтерия и аудит на предприятиях и в банках: под ред. Камышанов П.И. — М, 2000г.