Учебная работа .Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области» № 1672.


1. Теоретические основы организации содержания и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования

1.1 Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.

В составе ЖКХ выделяются следующие подотрасли:

* жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;

* водоснабжение и водоотведение;

* коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);

* городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);

* информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения;

* внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство;

* санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);

* зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);

* гостиничное хозяйство;

* бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание и т.д.);

* уличное освещение.

Отрасли городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг тесно связаны с региональной экономикой. «Городское хозяйство» рассматривается как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых, социально-культурных, коммунальных потребностей населения. В городское хозяйство входят предприятия, выполняющие как производственные, так и непроизводственные функции, включая транспорт, обслуживающий население города (территории), бытовое обслуживание, связь, торговлю, общественное питание и некоторые другие отрасли.

К числу особенностей ЖКХ как отрасли народного хозяйства, на наш взгляд, можно отнести:

* сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;

* особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;

* сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;

* отрасль представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг);

* многообразие организационно-правового статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности;

* сочетание крупного (производство энергии, водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;

* рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления;

* особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;

* необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения;

* многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации).

Повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения.

ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. Они включают:

* санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);

* внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);

* коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);

* коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);

* внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);

* подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).

В состав городского хозяйства входят также городские (муниципальные) и районные (местные) органы управления, финансово-кредитные учреждения, органы по поддержке и охране общественного порядка, учреждения науки и научного обслуживания внутригородского значения. Городское хозяйство при этом представляет не простой набор перечисленных сфер, а интегрированную «сосудистую систему», связывающую воедино все элементы обслуживания города (территории).

К числу специфических особенностей ЖКХ следует отнести также его многоотраслевой характер; преимущественно местный характер обслуживания; тесную связь с промышленностью; взаимосвязь отраслей и предприятий, обслуживающую особенности процессов воспроизводства.

Ведущей отраслью городского хозяйства, наиболее сложной и разветвленной является ЖКХ. Подотрасли ЖКХ, удовлетворяя соответствующие потребности населения, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования как социальной, так и производственной структуры региона.

ЖКХ формирует соответствующее качество жизни населения, культуру быта и образ жизни, во многом определяет социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность.

Несмотря на многоотраслевую структуру ЖКХ представляет собой целостную систему, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, функционирование социальной и производственной инфраструктуры территории.

1.2 Основы управления жилищно-коммунальным хозяйством

Жилищно-коммунальное хозяйство — это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство.

Жилищная сфера — одна из важнейших составных частей экономики России. Это область народного хозяйства включает в себя строительство и реконструкцию жилищ, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дом-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригороды для жилья.

Различаются виды жилищного фонда: государственный, муниципальный, общественный и частный:

1) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 17.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)// Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14

К функциям обслуживающих и эксплуатирующих жилищный фонд (ЖФ) организаций относятся: содержание общедомового имущества, внутридомовых инженерных коммуникаций, заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг и др. Муниципалитет как одна из организационных структур органов управления, в свою очередь, обязан обеспечивать население минимумом благ, в том числе и коммунальными услугами. Таким образом, не имеет смысла разделение вопросов жилищного и коммунального обслуживания населения, за исключением вопросов, касающихся непосредственной организации управления предприятиями коммунальной сферы.

Характерной чертой для жилищно-коммунальной сферы является то, что многие вопросы решаются местными органами власти. К вопросам местного значения относятся:

· содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

· регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

· создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

· организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения канализации;

· организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

· благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

· организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и другие вопросы.

В связи с необходимостью развития конкуренции, демонополизации сферы и повышения эффективности взаимодействия между субъектами ЖКХ назрела необходимость пересмотра структуры управления жилищным хозяйством. Разработана структура взаимодействия уровней управления жилищным хозяйством, включающая систему информационных связей на региональном и муниципальном уровнях.

Каждый уровень имеет конкретную организационную структуру, содержательную и функциональную сторону управления. Именно это положение является элементом новизны структуры, так как включает выделение первичного уровня управления в виде собрания собственников жилья и введение в структуру управления регионального уровня как обязательного элемента, в отрыве от которого невозможно рассматривать управление ЖКХ.

Разработанная структура уровней управления позволяет организационно разделить функции каждого из них и определить систему информационных связей в системе ЖКХ региона.

Первичным уровнем управления жилищным фондом является общее собрание собственников жилья, которое выбирает способ управления домом, условия содержания общего имущества и принимает окончательные решения. Правильную организацию информационного обеспечения проведения собраний, мотивацию участников, составление типовых повесток собраний и последующую защиту прав собственников целесообразно осуществлять под контролем муниципалитета. Своевременная и активная работа исполнительной власти в вопросах стимулирования активности населения, методической помощи — необходимый элемент успешного реформирования отрасли.

Второй уровень управления отображает различные формы управления жилищным фондом и их особенности, определенные в ЖК РФ. На практике в настоящее время различают две основные формы: управляющая компания (УК) и товарищество собственников жилья (ТСЖ). УК — организация, профессионально занимающаяся управлением жилищным фондом, плюсы работы которой заключаются в профессиональном подходе к управлению, возможности аккумулировать денежные средства нескольких домов для проведения капитального ремонта, в наличии производственной базы. ТСЖ — объединение домовладельцев для совместного управления и, в установленных законом рамках, распоряжения недвижимым имуществом, — наиболее демократичный способ управления, когда собственники самостоятельно управляют своей и общедолевой собственностью. Характерной особенностью в управлении ЖКХ является возможность непосредственного управления жильцами своим имуществом, без организации, занимающейся профессиональным управлением. Однако сложности, возникающие при таком способе участия населения в управлении, перевешивают его плюсы, и мы не рекомендуем его повсеместное использование.

Каждая форма управления ЖФ имеет ряд особенностей, оказывающих влияние на эффективность этого управления в тех или иных условиях.

Третьим уровнем управления являются органы местного самоуправления, представленные разными типами муниципальных образований, главная задача которых — не оказание услуг по управлению жилищным фондом, а создание условий, позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и качестве. Основой преобразований в жилищной сфере является реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере.

Четвертый уровень управления включает региональные органы власти и ориентирован на поддержку развития муниципального самоуправления в системе жилищно-коммунального хозяйства, а также независимый контроль эффективности работы муниципалитетов.

1.3 Основные направления совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования

Целью совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.

Среди мероприятий по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы наиболее важными являются:

· разработка проектов нормативных правовых актов и иных документов по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, установления требований к содержанию общего имущества многоквартирных домов, требований к жилым помещениям;

· создание нормативной правовой базы по регулированию вопросов, связанных с административной ответственностью собственников помещений за содержание индивидуальных домов и общего имущества многоквартирных домов;

· формирование нормативно-правовой и методической базы для финансирования модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов, организации регулирования учета потребления и оплаты коммунальных ресурсов в индивидуальных и многоквартирных домах при наличии коллективных и / или индивидуальных приборов учета, организации эффективного тарифного регулирования организаций коммунального комплекса.

Организационные мероприятия должны быть направлены на реформирование экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций.

С целью развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом необходимо обеспечить выбор собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, ввести обязательный конкурсный отбор жилищных управляющих организаций для многоквартирных жилых домов, в которых все помещения находятся в государственной собственности и в муниципальной собственности, провести регистрацию государственного и муниципального имущества в жилищной сфере и осуществить переход на договорные отношения в сфере управления многоквартирными домами и коммунальной инфраструктурой.

Мероприятия, связанные с реализацией полномочий субъекта РФ и органов местного самоуправления, обеспечение финансовой поддержки процессов модернизации объектов коммунального комплекса, а также привлечение средств частных инвесторов, позволят обеспечить коммунальной инфраструктурой вновь построенные и модернизируемые жилищные фонды, повысить качество предоставляемых коммунальных услуг.

Реализация мероприятий по этому направлению должно проводиться в рамках местных целевых программ муниципальных образований.

В рамках программы должны также осуществляться мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и / или из жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).

Также задачами муниципалитетов в области совершенствования управлением ЖКХ, необходимыми для решения, являются:

· формирования эффективного собственника жилищного фонда;

· повышение заинтересованности граждан в самостоятельном управлении принадлежащим им имуществом;

· создание эффективной системы управления в жилищно-коммунальном комплексе, основанной на конкурсном отборе подрядчиков в сфере управления и эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры;

· создание системы бюджетного управления финансовой деятельностью организаций жилищно-коммунальной отрасли;

· совершенствование системы социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;

· обеспечение эффективной работы объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Основным условием успешного осуществления масштабной модернизации и сбалансированного развития коммунальных систем жизнеобеспечения городов и муниципальных образований, да и в целом проведения реформы российского ЖКХ в ближайшие годы является скорейший переход от малоэффективной распределительной системы хозяйствования с краткосрочным, обычно годовым, периодом планирования к современной эффективной системе долгосрочного комплексного планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований, включающей долгосрочное комплексное планирование модернизации и развития систем жизнеобеспечения и объектов ЖКХ в границах своей бюджетной ответственности и интегрирующей инвестиционные проекты модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения, сроки планирования которых обычно составляют 10 — 12 лет. Переход отрасли ЖКХ к современной системе долгосрочного планирования означает принятие всех значимых долгосрочных решений, прежде всего инвестиционных, только на основе их надлежащего экономического обоснования и обеспеченности всеми необходимыми ресурсами, при условии предварительного достижения взаимоприемлемого экономически обоснованного баланса интересов всех основных участников реализации планируемых решений.

Современная система долгосрочного планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований способна обоснованно определять основные параметры и сроки реализации необходимой поэтапной модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения в зоне своей бюджетной ответственности на долгосрочную перспективу, в том числе сбалансировать планируемые инвестиционные проекты модернизации и развития КСЖ с долгосрочными потребностями планируемого экономического роста в услугах инженерной инфраструктуры и прогнозируемыми финансовыми возможностями всех потенциальных участников реализации указанных проектов в течение всего периода их планирования, учитывая доступные проектам внешние источники финансирования.

Важным преимуществом современной системы долгосрочного планирования является ее способность не только обоснованно прогнозировать, но и эффективно стимулировать сбалансированное экономическое развитие территорий и на его основе обеспечить создание и наполнение собственной финансовой базы, необходимой для возмещения средств, привлекаемых из частных источников для осуществления территориальных инфраструктурных проектов. Наращивание указанной финансовой базы может осуществляться в основном за счет роста платежеспособности потребителей услуг КСЖ, увеличения объемов поступлений и расширения финансовых возможностей местных бюджетов как очевидного результата территориального экономического развития, а также за счет существенного снижения эксплуатационных издержек КСЖ в результате их комплексной модернизации.

Создание собственной финансовой базы для осуществления территориальных инфраструктурных проектов на основе стимулирования экономического развития городов и муниципальных образований является важнейшим условием успешной модернизации и развития инфраструктуры их жизнеобеспечения, учитывая ограниченные возможности внешней финансовой поддержки указанных проектов бюджетами более высоких уровней и внебюджетными фондами при осуществлении программы массовой модернизации и развития КСЖ в национальном масштабе.

Основой современной системы долгосрочного планирования комплексного социально-экономического развития городов и муниципальных образований, по нашему мнению, должен стать формат стратегического планирования (strategic planning), который уже более тридцати лет успешно используется в странах развитой рыночной экономики для планирования долгосрочного развития частных компаний, муниципалитетов и регионов, а в последние годы — для повышения эффективности работы крупных некоммерческих организаций. Формат стратегического планирования способен определить, оценить и реализовать возможности и конкурентные преимущества муниципального образования, города или региона, мобилизовать имеющиеся и привлечь доступные им ресурсы и с максимально возможной эффективностью использовать их для достижения планируемых целей и решения поставленных задач долгосрочного социально-экономического развития, в том числе для поэтапной комплексной модернизации и развития основных систем жизнеобеспечения на территории своей бюджетной ответственности.

Использование системы долгосрочного стратегического планирования позволит решить важнейшую проблему российского ЖКХ, являющуюся в настоящее время основным барьером для начала его широкомасштабного реформирования, а именно — компенсировать объективную неспособность используемой в отрасли распределительной системы хозяйствования профинансировать в необходимом объеме и эффективно осуществить модернизацию основных фондов ЖКХ на территории большинства муниципальных образований, малых и средних городов России. Переход от распределительной системы хозяйствования к современной эффективной системе стратегического планирования и управления обеспечит городам и муниципальным образованиям необходимые условия и новые возможности для формирования достаточной собственной финансовой базы, необходимой для привлечения и последующего возмещения значительных объемов частных инвестиций и кредитов, требуемых для финансирования инвестиционных проектов модернизации и развития КСЖ, прежде всего за счет реализации возможностей развития местного потенциала долгосрочного экономического роста при ограниченном участии в финансировании указанных проектов бюджетов более высоких уровней. Реалистичные долгосрочные планы реализации указанного потенциала на основе использования возможностей эффективной современной системы комплексного планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований резко повысят инвестиционную привлекательность проектов модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения для частных инвесторов и кредиторов, а следовательно, обеспечат привлечение значимых объемов финансовых ресурсов из частных источников, необходимых для финансирования широкомасштабной реформы ЖКХ, и прежде всего — для осуществления очень многих потенциально уже существующих, но до сих пор неподготовленных и нереализованных инвестиционных проектов модернизации изношенных основных фондов отрасли, накопленных за последние двадцать лет явно недостаточной активности, а во многих случаях — фактического бездействия государства в этой важной сфере отечественной экономики. Формат стратегического планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований может успешно интегрировать многие действующие нормы и процедуры существующей системы хозяйствования, в том числе градостроительного планирования, и эффективно использовать их для реализации принятой стратегии и основных проектов долгосрочного социально-экономического развития территории, в том числе комплексных проектов модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения.

Использование формата стратегического планирования и создание городами и муниципальными образованиями собственной долгосрочной финансовой базы, необходимой для привлечения значимых объемов частных инвестиций, прежде всего для обслуживания (процентных платежей) и возвращения основных сумм кредитов, привлекаемых для финансирования инфраструктурных инвестиционных проектов, значительно повысит требования к проектам модернизации и развития КСЖ, поскольку указанные долгосрочные инвестиционные проекты в ближайшие годы должны стать важной составной частью системы стратегического планирования комплексного социально-экономического развития российских городов и муниципальных образований.

Таким образом, по результатам главы можно сделать следующие выводы.

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку отвечает за обеспечение нормальных условий жизнеобеспечения человека.

В настоящее время идет процесс реформирования отрасли ЖКХ, где основной акцент в управлении перенесен на собственников жилья путем создания товариществ собственников жилья и управляющих компаний.

В соответствии с тенденциями развития отрасли появляются все новые проблемы в осуществлении реформы, такие как неготовность собственников к самостоятельному управлению жилым фондом, нежелание бизнеса вкладывать средства в развитие ЖКХ и т.п. Следовательно, основными направлениями совершенствования управления отраслью ЖКХ должны выступать мероприятия по устранению указанных проблем.

2. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области»

2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования «городской округ Подольск Московской области»

Подольск — город областного значения и одновременно административный центр Подольского района Московской области, расположенный на реке Пахра (приток Москвы-реки). Находится в 43 км от центра г. Москвы и в 16 км от МКАД. Площадь города Подольска — 37,92 кмІ, население — 182 531 человек. Крупный промышленный и культурный центр Московской области.

Население. Город Подольск расположен в Московской области — одном из самых урбанизированных регионов России со значительной долей городского населения. По критериям численности населения город относится к разряду крупных городов. Так численность населения города к концу 2009 г. достигла 182,5 тыс. человек.

Рис. 2.1. Динамика изменения численности населения г. Подольска (тыс. чел.)

Население города с 2008 года стало иметь положительную тенденцию к увеличению за счет миграционного притока, что связано с высокими темпами жилищного строительства.

Экономика и промышленность. Подольск — динамично развивающийся город Подмосковья, входящий в пятерку наиболее крупных экономически развитых регионов Московской области. Основными отраслями экономики являются: обрабатывающие производства (41%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (35%), строительство (15%), транспорт и связь (5%), наука (4%). Перечень социально — экономических показателей г. Подольска представлен в приложении 1.

На территории Подольска осуществляют свою деятельность свыше 2,5 тысяч предприятий и организаций, в том числе185 промышленных. Ими выпускается свыше 2 тысяч различных видов продукции: оборудование для атомной и тепловой энергетики, нефтехимической и газовой промышленности, аккумуляторы, кабели, микропровода, цемент, электромонтажные изделия, огнеупоры, швейные и текстильные изделия, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности и другая. Изделия с Подольской маркой экспортируются в 70 стран мира.

В число крупнейших предприятий города входят:

· ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск». Производство оборудования для атомной энергетики (парогенераторов, сепараторов-пароперегревателей, центробежных сепараторов, теплообменников, схем вспомогательных трубопроводов, подогревателей высокого давления, фильтров, блочной съёмной тепловой изоляции и т.д.), оборудования для тепловой энергетики (паровых котлов, котлов-утилизаторов, подогревателей низкого давления, подогревателей сетевой воды, клапанов для пылегазовоздухопроводов), оборудования для предприятий нефтехимической и газовой промышленности (теплообменных аппаратов, колонных аппаратов, продуктовых змеевиков, ёмкостных аппаратов, регенераторов, пылеуловителей, блоков установок подготовки газа, аппаратов воздушного охлаждения).

· ЗАО «ЗИОСАБ». Производство теплоэнергетического оборудования (котлов, котлоагрегатов, современных котельных).

· ЗАО «ЗиО-Здоровье». Фармацевтическая продукция.

· ЗАО «НП Подольсккабель». Производство кабельной продукции — силовые, контрольные, управления, малогабаритные, измерительные, монтажные, установочные, автотракторные, радиочастотные, для питания погружных электронасосов.

· ОАО «Микропровод». Выпуск тонких и тончайших эмальпроводов диаметром от 0,012 до 3,000 мм из меди, сплавов сопротивления и драгоценных металлов, бухтовые шнуры и провода бытового назначения, электроудлинители, телефонный удлинитель, шнуры армированные, провода для электродвигателей.

· ОАО «Подольский химико-металлургический завод». Производство полупроводниковых материалов: монокристаллического кремния солнечного и электронного качеств, монокристаллических пластин солнечного качества, фотоэлектрических преобразователей.

· ОАО «Подольскогнеупор». Производство огнеупорных изделий: огнеупорных бадделеитокорундовых изделий для стекловаренных печей, электроплавленых литых корундовых изделий, неформованных огнеупоров, карбидкремниевых нагревателей.

· ОХМЗ «Гиредмета». Производство тугоплавких металлов (ниобий, тантал, гафний, ванадий) и сплавов на их основе, прокат (проволока, полосы) металлов и сплавов; производство редких и редкоземельных металлов (галлий, германий, индий и т.д.), металлов, сплавов и полупроводниковых материалов на их основе.

· «Подольский хлебокомбинат». Хлебобулочная продукция.

· Мясоперерабатывающий завод «Ремит». Мясные изделия

· «Архбум». Производство гофрированного картона.

· «Подольск-цемент». Цемент, спеццемент, сухая смесь, блочный пенобетон, товарный бетон.

· «Проплекс». Профили ПВХ и подоконники.

· «Фабрика офсетной печати». Полиграфические услуги.

В городе также действуют предприятия по производству аккумуляторов (ЗАО «Подольский аккумуляторный завод»), швейных машин (ТД «Зигзаг», в прошлом — «Зингер» — предприятие, которому город обязан своим экономическим ростом в начале XX века), строительные предприятия (Подольский домостроительный комбинат).

Подольск — город высокотехнологичной науки, центр атомных исследований и атомного машиностроения. На территории города находятся научно-производственные предприятия ФГУП ОКБ «Гидропресс» (комплексная разработка реакторных установок различных типов, в том числе, ВВЭР для АЭС, производство отдельных видов оборудования для АЭС), ФГУ «НИИ НПО «Луч» (изделия из лейкосапфира, монокристаллический кремний, оснастка для электронной промышленности, рентгеновские трубки и др.), ДОАО ЦКБН ОАО «Газпром» (научно-техническое проектирование оборудования и установок для газовой, нефтяной и др. смежных отраслей), имеющие всероссийское значение.

Строительство. На территории города Подольска на сегодняшний день приняты в эксплуатацию жилые дома общей площадью около 150 тыс. кв. м (2604 квартиры), в том числе многоэтажное жилье — свыше 125 тыс. кв. м. Помимо объектов жилья, строятся объекты соцкультбыта. Завершены работы по реконструкции стадиона «Труд». Также завершено строительство путепровода через железную дорогу в районе платформы «Кутузовская». Ведется проектирование воскресной школы, перинатального центра, областного дома ветеранов и комплекса социального обслуживания.

Транспорт. Одно из важнейших направлений деятельности администрации города — развитие сферы пассажирского транспорта, повышение качества услуг. Всего в 2009 году ГП «Автоколонна 1788» перевезено свыше 32 млн. пассажиров, в том числе в городе Подольске — свыше 11 млн. пассажиров.

Связь. С начала года в городе расширилась сеть телефонной связи с 65 915 абонентов до 67 120 (увеличение на 1205 абонентов), рост составил 1,8%. Общий рост пользователей Интернет в текущем году возрос с 11 195 абонентов до 12 962 и составил 15,78%.

2.2 Анализ организации управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области»

Управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Подольска осуществляет Управление жилищно-коммунальным хозяйством.

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Подольска (далее по тексту Управление) создано Постановлением Главы г. Подольска от 12.02.2002 №221-П на базе реорганизованного отдела городского хозяйства Администрации г. Подольска.

Управление является структурным подразделением Администрации г. Подольска с правом юридического лица (см. Приложение 2).

Управление выступает как вышестоящий орган управления для муниципальных учреждений жилищно-коммунального хозяйства и осуществляет координацию и контроль их деятельности (см. Приложение 3).

В своей деятельности Управление руководствуется законодательством Российской Федерации и Московской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Московской области, постановлениями и распоряжениями Главы г. Подольска, Решениями Подольского городского Совета депутатов, а также настоящим Положением.

Управление имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печати со своим наименованием, штампы, бланки и другие реквизиты.

Местонахождение Управления: Московская обл., г. Подольск, ул. Кирова, д. 4 в здании Администрации г. Подольска и Подольского района.

Функции управления и эксплуатации жилищным фондом города осуществляют МУП «ДЕЗ г. Подольска» и 10 муниципальных жилищно-ремонтных предприятий, частные организации: ООО «ЭК-ТЕКС», 000 «ЖЭУ «Подольский ДСК», 000 «Центр ЖКУ», ООО «Атлант-сервис», 000 «СМУ №1 «Экономтрансстрой», 000 «РЭО», 000 «ГОТ — Стройсервис», 000 «Главстрой-Эксплуатация».

На территории г. Подольска также свою деятельность осуществляют специализированные предприятия по обслуживанию лифтов: МУП «Лифт-ремонт» и ЗАО СП «Подъем».

Поставку коммунальных услуг осуществляют муниципальные коммунальные предприятия: МУП «Водоканал», МУП «Подольская электросеть», МУП «Подольская теплосеть» и 17 ведомственных теплоснабжающих предприятий.

2.2.1 Анализ организационной структуры управления ЖКХ муниципального образования «городской округ Подольск Московской области»

Управление ЖКХ является структурным подразделением Администрации г. Подольска.

Управление обеспечивает эффективное функционирование жилищно-коммунального хозяйства города. Задачами являются:

· создание и поддержание комфортных и безопасных условий проживания людей;

· выполнение комплекса мероприятий, повышающих устойчивость и
надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения;

· улучшение качества коммунальных услуг и внедрение ресурсосберегающих технологий для снижения затрат;

· подготовка к зиме жилищного фонда и обеспечение надежной работы всех систем инженерного обеспечения жилищного фонда в осенне-зимний период.

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

· Участвует в формировании бюджета г. Подольска в части расходов на развитие и содержание жилищно-коммунального хозяйства.

· Осуществляет руководство, координацию деятельности муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика г. Подольска», муниципальных жилищно-ремонтных предприятий (МЖРП-1, 2, 3, 4, 5, 9, 12, 14, МУП ЖПЭТ, МУП ЖПЭТ-2) и коммунальных предприятий (МУП «Подольская теплосеть», МУП «Подольская электросеть», МУП «Водоканал», МУП «Лифтремонт»).

· Утверждает титульные списки по проведению капитального ремонта жилищного фонда и объектов коммунального назначения за счет всех источников финансирования.

· Осуществляет контроль за подготовкой муниципальными коммунальными предприятиями систем инженерного обеспечения жилищного фонда к работе в осенне-зимний период (котельные, ЦТП, тепловые и водопроводные сети, сети электроснабжения, уличного освещения и др.).

· Осуществляет контроль за техническим состоянием и эксплуатацией жилищного фонда.

· Осуществляет контроль за работой по подготовке жилищно-коммунального комплекса к работе в осенне-зимний период.

· Осуществляет контроль за соблюдением лимитов потребления и оплаты топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и коммунальных услуг.

· Участвует в разработке программ ресурсосбережения и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

· Участвует в работе межведомственных комиссий.

· Обеспечивает своевременное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

· Организует работу муниципальной аттестационной комиссии для аттестации работников ЖКХ.

· Организует работу по обучению, переподготовке и повышению квалификации кадров ЖКХ.

· Участвует в подготовке необходимых нормативных документов по направлениям деятельности Управления.

· Согласовывает Положение о системе премирования работников муниципальных предприятий, занимающихся эксплуатацией и содержанием жилищно-коммунального комплекса города.

· Осуществляет функции Заказчика по капитальному ремонту жилищного фонда, капитальному ремонту, реконструкции, капитальному строительству систем инженерного обеспечения города.

· Осуществляет размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок цен. Размещает информацию о проведении торгов и котировок. Обеспечивает участников размещения заказов необходимой документацией. Заключает контракты, контролирует их выполнение.

Управление, в соответствии с возложенными на него задачами и функциями, обладает следующими полномочиями:

· издавать в пределах своей компетенции приказы, правила, инструкции и положения, обязательные для исполнения подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним и контролировать их исполнение;

· подготавливать проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

· запрашивать и получать в установленном порядке от органов местного самоуправления, учреждений и организаций сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Управление задач;

· по согласованию с Главой города выступать учредителем и осуществлять полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений и организаций, входящих в систему Управления, и утверждать их уставы;

· создавать в установленном порядке при Управлении комиссии, экспертные и рабочие группы для решения вопросов, относящихся к компетенции Управления;

· запрашивать и получать в установленном порядке у органов местного самоуправления, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Управление задач;

· представлять в установленном порядке работников жилищно-коммунального хозяйства к государственным и муниципальным наградам и присвоению почетных званий и применять иные виды поощрений к работникам жилищно-коммунального комплекса и организаций подведомственных Управлению.

Управление ЖКХ возглавляет начальник Управления, назначаемый и освобождаемый от должности Распоряжением Главы города (см. рис. 2.2).

Начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства:

· осуществляет руководство Управлением на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Управление задач и осуществление им своих полномочий;

· без доверенности действует от имени Управления в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями;

· издает приказы и распоряжения, отнесенные к компетенции Управления;

· согласовывает должностные инструкции сотрудникам Управления и распределяет между ними обязанности;

· дает предложения по поощрению и наложению взысканий на работников Управления;

· вносит необходимые предложения о внесении изменений в штатное расписание Управления в пределах установленного фонда оплаты труда.

Рис. 2.2. Структура Управления ЖКХ Администрации г. Подольска

Начальник Управления имеет заместителей, которые во время его отсутствия (болезнь, отпуск и др.) осуществляют его полномочия.

Отдел эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Отдел эксплуатации и ремонта жилищного фонда (далее Отдел) является структурным подразделением Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Подольска. Основными задачами Отдела являются:

· Обеспечение выполнения работ муниципальным унитарным предприятием «Дирекция единого заказчика» (МУП ДЕЗ), муниципальными жилищно-ремонтными предприятиями (МУЖРП, МУП ЖПЭТ, МУП ЖПЭТ-2) и другими управляющими компаниями по сохранности и содержанию жилищного фонда города, по бесперебойной работе инженерного оборудования в жилых домах, по надлежащему содержанию элементов внешнего благоустройства, по соблюдению санитарно-технических и противопожарных Правил в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.

· Формирование и обеспечение выполнения мероприятий по подготовке жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период.

· Обеспечение соблюдения (защиты) прав и законных интересов граждан в части предоставления им качественных, соответствующих установленным нормативам и стандартам, жилищно-коммунальных услуг.

· Обеспечение выполнения мероприятий, направленных на улучшение состояния жилищного фонда, на улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, внедрение энергосберегающих технологий.

· Участвовать в разработке и реализации городских Программ, относящихся к компетенции Отдела: реформирования ЖКХ, социально — экономического развития города в сфере ЖКХ, энергосбережения и др.

· Обеспечение своевременного предоставления в органы статистики, Министерство ЖКХ Московской области, Подольское финансовое Управление Министерства финансов Московской области, Администрацию г. Подольска, начальнику Управления ЖКХ г. Подольска отчетов установленной формы, аналитических справок, ответов по обращениям граждан.

Отдел осуществляет следующие функции:

· Осуществляет контроль за выполнением муниципальными жилищно — ремонтными предприятиями (далее МУП ДЕЗ, МУЖРП, МУП ЖПЭТ) работ по эксплуатации, ремонту, содержанию жилищного фонда и внутридомового оборудования, санитарному состоянию территорий районов города.

· Осуществляет контроль за подготовкой жилищного фонда города к сезонной эксплуатации в соответствии с планом мероприятий по подготовке жилищного фонда к зиме.

· Координирует деятельность МУП ДЕЗ, МУЖРП, МУП ЖПЭТ по нормативному и качественному представлению населению жилищных услуг, оперативному устранению аварийных ситуаций на инженерных сетях и объектах.

· Участвует в выборе подрядных организаций на проведение капитального, текущего ремонта и реконструкции жилищного фонда.

· Контролирует качество проведенного капитального и текущего ремонта жилищного фонда, объектов внутри дворового благоустройства, соответствие выполненных видов работ утвержденным титульным спискам.

· Проводит анализ производственной деятельности МУП ДЕЗ за отчетный период.

· Составляет сводные отчеты установленной формы для предоставления их в органы статистики, Министерство ЖКХ, Администрацию г. Подольска, Подольское финансовое Управление Министерства финансов Московской области и др. по требованию.

· Осуществляет контроль за соблюдением лимитов потребления и оплаты топливно-энергетических ресурсов коммунальными предприятиями и оплаты коммунальных услуг МУП ДЕЗ.

· Осуществляет сбор необходимой информации с МУП ДЕЗ, муниципальных жилищно-ремонтных предприятий, других предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере ЖКХ, для составления сводных отчетов.

· Проводит подготовку для рассмотрения на оперативных совещаниях аналитических справок, предложений и других материалов, касающихся производственной деятельности жилищных предприятий.

· Организует работу с заявлениями и обращениями граждан по вопросам ремонта, содержания и эксплуатации жилищного фонда и отпуска коммунальных услуг.

· Участвует в работе межведомственных комиссий по признанию жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, по переустройству и перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах города.

· Проводит комиссионные обследования объектов жилищно-коммунального хозяйства по жалобам и претензионным письмам.

· Обеспечивает выполнение муниципальными жилищными предприятиями антитеррористических мероприятий на жилищном фонде.

· Готовит проекты Постановлений и Распоряжений Главы города по производственно-техническим и финансово-экономическим вопросам в сфере жилищного хозяйства.

В результате проведенного анализа организации управления жилищно-коммунальным хозяйством города выявлены недостатки, касающиеся организации работы по удовлетворению заявлений и письменных обращений граждан, этот процесс происходит не так быстро, как хотелось бы, что находится в компетенции обслуживающих организаций. То есть основная проблема управления ЖКХ на муниципальном уровне заключается в низкой оперативности муниципальных служб в обеспечении условий для успешной реализации коммунальными службами своих услуг, а также в отсутствии надлежащей системы контроля за качеством услуг ЖКХ.

2.3 Анализ состояния жилого фонда муниципального образования «городской округ Подольск Московской области»

На сегодняшний день жилищный комплекс города Подольска насчитывает 4523 жилых домов общей площадью 4578,3 тыс. кв. метров.

Функции управления и эксплуатации жилищным фондом города осуществляют МУП «ДЕЗ г. Подольска» и 9 муниципальных жилищно-ремонтных предприятий, обслуживающих 1199 жилых домов общей площадью свыше 3304 тыс. кв. м, частные организации: ООО «ЭК-ТЕКС» (19 домов, из них 11 домов ТСЖ на обслуживании и 8 домов в управлении), 000 «ЖЭУ «Подольский ДСК» (14 домов ТСЖ), 000 «Центр ЖКУ» (21 дом, из них 10 домов ТСЖ и 11 домов ЖСК), ООО «Атлант-сервис» (в управлении 2 дома), 000 «СМУ №1 «Экономтрансстрой» (в управлении 3 дома), 000 «РЭО» (4 дома, в т.ч. 1 дом ТСЖ на обслуживании, 3 дома в управлении), 000 «ГОТ-Стройсервис» (3 дома в управлении), 000 «Главстрой-Эксплуатация» (в управлении 7 домов). 38 ЖСК и 23 ТСЖ содержат свои дома самостоятельно.

Проведем в таблице 2.1 анализ состояния жилищного фонда города Подольска в динамике, по итогам предыдущих трех лет.

Следуя показателям, представленным в таблице, можно наглядно увидеть, что преобладающая часть жилого фонда, по состоянию на 1 января 2008 года (свыше 67% от общей площади) находится в частной собственности граждан и юридических лиц, 31,27% находится в собственности муниципалитета и не значительная часть (по меркам структуры 1,2%) находится в собственности государства (см. рис. 2.3).

В 2008 г. прослеживается положительная тенденция к увеличению общей площади жилищного фонда по отношению к предыдущему году, что связано со строительством новых объектов жилищного комплекса. Вместе с тем сокращается доля объектов, находящихся в муниципальной и государственной собственности, в связи с тем, что часть этих объектов относится к категории ветхого фонда.

Таблица 2.1. Динамика жилого фонда г. Подольска

Наименование показателей

Общая площадь

жилых помещений —

всего, тыс. кв. м

в том числе

в жилых домах

(индивидуально-

определенных

зданий)

в многоквартирных жилых домах

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Жилищный фонд — всего

4226,7

4432,7

4578,3

157,6

165,5

176,3

4019,7

4219,1

4357,1

в том числе: в собственности

частной

2854,7

3117,9

3402,3

156,5

164,4

175,2

2676,6

2933,2

3207,0

из нее: граждан

2781,1

2949,5

3239,7

156,5

164,4

175,2

2624,6

2785,1

3064,5

юридических лиц

73,6

168,4

162,6

0,0

0,0

0,0

52,0

148,1

142,5

государственной

49,9

45,0

47,7

0,0

0,0

0,0

22,1

17,2

22,9

муниципальной

1322,1

1269,8

1128,3

1,1

1,1

1,1

1321,0

1268,7

1127,2

другой

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Специализированный

49,4

48,1

44,9

0,0

0,0

0,0

3,2

4,5

5,7

из него: служебные жилые помещения

3,2

4,5

5,7

0,0

0,0

0,0

3,2

4,5

5,7

общежития

42,6

41,3

38,4

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Индивидуальный

2781,1

2949,5

3239,7

156,5

164,4

175,2

2624,6

2785,1

3064,5

Коммерческого использования

0,0

0,0

0,0

0,0

Рис. 2.3. Собственники жилого фонда по состоянию на конец 2007 г.

В 2009 г. продолжает прослеживаться положительная тенденция к увеличению общей площади жилищного фонда по отношению к предыдущему году, что связано со строительством новых объектов жилищного комплекса.

Проанализируем динамику и структуру технического состояния жилого фонда на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Динамика и структура технического состояния жилого фонда МО г. Подольска

Исходя из представленных данных на рисунке 2.4, можно просмотреть техническое состояние жилищного фонда по состоянию на 1 января 2008 года. В хорошем состоянии находится 45,54% (от общего количества зданий жилого фонда), в удовлетворительном 45,2%, в неудовлетворительном 8,5% и незначительную часть (0,76%) составляет ветхий и аварийный жилищный фонд.

По итогам 2008 года доля жилищного фонда находящегося в хорошем состоянии (до 30%) увеличилась, что произошло за счет строительства нового жилья. Доля жилищного фонда находящегося в удовлетворительном и неудовлетворительном состоянии сокращается, в связи с естественными процессами. Также наблюдается тенденция к сокращению доли фонда находящегося в ветхом и аварийном состоянии, что является следствием принятой в 3 квартале 2007 года «Программы переселения граждан г. Подольска из ветхого жилищного фонда» на период до 2014 года. Все строения находящиеся в ветхом и аварийном состоянии попадают в зону застройки и подлежат сносу.

По итогам 2009 года доля жилищного фонда находящегося в хорошем состоянии (до 30%) увеличилась, что произошло за счет строительства нового жилья. Доля жилищного фонда находящегося в удовлетворительном и неудовлетворительном состоянии сокращается, в связи с естественными процессами. Также наблюдается тенденция к сокращению доли фонда находящегося в ветхом и аварийном состоянии.

Рассмотрим далее структуру жилого фонда муниципального образования по периодам постройки (таблица 2.2).

На 1 января 2008 года основную долю жилого фонда городского округа составляют здания с 1946 по 1970 года постройки (54,88% от общего количества зданий жилого фонда), что связано с высокими темпами строительства и индустриализации в тот период, не только в г. Подольске, но и во всех городах бывшего СССР. 18,34% занимают здания с 1971 по 1995 года постройки, 15,51% составляют постройки с 1921 по 1945 года, здания, построенные после 1995 года составляют 8,77% и малая часть 3,5% зданий построено до 1920 года.

Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области»