Учебная работа :Тема:Учет и аудит расходов предприятия по загранкомандировкам№177.
Тема:Учет и аудит расходов предприятия по загранкомандировкам»,»
Содержание
Введение
Учет и аудит расходов предприятия по загранкомандировкам
Задача
Заключение
Литература
Введение
Командировка за границу все чаще становится будничным явлением для сотрудников иностранных компаний, имеющих представительство в России. Представители дилерских фирм и других организаций, тесно сотрудничающих с иностранными партнерами так же нередко отправляют своих работников в деловые командировки за границу. Как и любая командировка, поездка дается сотруднику для выполнения служебных заданий, сделок или встреч с переговорами по распоряжению руководства для достижения корпоративных целей компании.
Командировка за границу имеет свои отличия от деловой поездки по территории России. Основным отличием, конечно, является цена вопроса: это большие расходы на авиаперелет, проживание в гостинице, и суточные выплаты. Кроме того, предприятие согласно ст.186 ТК РФ обязано выплатить своему работнику сумму на возмещение расходов. К основной сумме расходов входят и затраты на медицинскую страховку, оформление визы, загранпаспорта, комиссионные, аэродромные и консульские сборы, расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту, за право транзита автомобильного транспорта. Дополнительной статей затрат будут оплата услуг связи или почты, входных билетов на выставку (семинар, иные мероприятия).
Денежную выплату производят в валюте той страны, куда работник поедет в командировку. Все это подтверждается договором, который подписывает сотрудник. Суточные, рассчитанные на один день поездки составляют 50% от установленной нормы, которые устанавливает работодатель.
Командировка за границу доступна только для сотрудников, с которыми был заключен трудовой договор, и исключений здесь быть не может. Максимальный срок поездки, разрешенный Минфином для принятие расходов к зачету, составляет 40 дней.
Учет и аудит расходов предприятия по загранкомандировкам
Служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Трудовой кодекс РФ не ограничивает срок командировки работника. Как видно из приведенной нормы, в нем говорится о поездке работника «»на определенный срок»». Ограничения срока командировки (не более 40 дней, не считая времени нахождения в пути) в настоящее время установлены только в отношении служебных командировок по России. Таким образом, максимальные сроки для служебных командировок за границу нормативными правовыми актами не установлены. Это означает, что минимальный и максимальный сроки загранкомандировки определяются приказом руководителя организации. При установлении срока командировки работодатель должен учитывать экономическую и организационную обоснованность длительности загранкомандировок.
В загранкомандировку можно направить только работника организации. Это обусловлено нормами Трудового кодекса РФ. Так, в соответствии со ст. 20 ТК РФ работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Под трудовыми понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных законодательством, трудовым и коллективным договорами, соглашениями (ст. 15 ТК РФ). Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ (ст. ст. 16, 56 ТК РФ).
Исходя из этого, возможность совершения служебных загранкомандировок за счет организации-работодателя предусмотрена только для подотчетного лица, то есть работника, связанного с организацией взаимоотношениями по трудовому договору, регламентируемому Трудовым кодексом. Соответственно, физическое лицо, не состоящее в штате организации, не может быть направлено в служебную загранкомандировку, и, следовательно, ему не могут быть выплачены суммы на командировочные расходы.
Работник, направляемый в служебную загранкомандировку по основному месту работы, должен уведомить работодателя, с которым заключен трудовой договор на условиях совместительства. Такая обязанность вытекает из принципа добросовестности исполнения трудовых обязанностей (ст. 21 ТК РФ).
При направлении работника в командировку за рубеж необходимо оформить такой же пакет первичных учетных документов, как и при командировках по России, за исключением командировочного удостоверения.
При загранкомандировках командировочное удостоверение необходимо оформлять только при командировках в страны СНГ, так как в этом случае при пересечении границы Российской Федерации не проставляется отметка в загранпаспорте. В таком командировочном удостоверении (форма N Т-10, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1) должны быть сделаны соответствующие отметки о времени пребывания работника в пунктах командировки.
При поездках в страны дальнего зарубежья и государства Балтии (в отличие от стран СНГ) оформление командировочного удостоверения необязательно, для подтверждения времени пребывания работника в командировке достаточно приложить к авансовому отчету ксерокопию страниц загранпаспорта с отметками о пересечении границы.
В любом случае при направлении работника в заграничную командировку должны быть оформлены следующие документы:
приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку по форме N Т-9 и форме N Т-9а, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1;
служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении по форме N Т-10а, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1;
авансовый отчет по форме N АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55.
Работник обязан составить авансовый отчет и сдать его в бухгалтерию не позднее трех рабочих дней после возвращения из загранкомандировки. Это общий порядок представления авансовых отчетов в бухгалтерию по возвращении из командировки, установленный п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40 и доведенного Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18, действующий в настоящее время. Поскольку в данном документе не уточняется, относится ли трехдневный срок к командировкам в пределах России или за ее пределы, то получается, что этот срок распространяется на все командировки.
К авансовому отчету должны быть приложены оправдательные документы — авиа- и/или железнодорожные билеты, счета иностранных отелей, ксерокопии страниц загранпаспорта с отметками о пересечении границы и т.д.
Оправдательные документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод (на отдельном листе) на русский язык. Такое требование вытекает из ст. 68 Конституции РФ, а непосредственно установлено п. 1 ст. 16 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «»О языках народов Российской Федерации»» и п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Перевести документы на русский язык может:
переводчик, состоящий в штате организации. В этом случае его заработная плата учитывается при исчислении налога на прибыль на основании ст. 255 НК РФ. Такой перевод должен быть подписан переводчиком и удостоверен руководителем организации, нотариальное заверение перевода в данном случае не требуется;
сторонняя организация, стоимость услуг, по переводу которой можно признать в налоговом учете согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Нормативными документами не установлено требование по нотариальному заверению такого перевода;
индивидуальный предприниматель, не состоящий в штате организации, с которым заключен договор на оказание услуг по переводу. Такие затраты уменьшат налогооблагаемую прибыль на основании пп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такой перевод также не нужно заверять нотариально;
сам командированный работник, знающий иностранный язык. Однако в этом случае при налоговой проверке могут возникнуть проблемы, поскольку работник не является профессиональным переводчиком.
Нормами ст. 167 ТК РФ определено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Следовательно, за время нахождения работника в служебной загранкомандировке средний заработок сохраняется за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы. При командировке за границу лица, работающего по совместительству, средний заработок за ним может сохраняться только в организации, направившей его в загранкомандировку.
В отношении командировок внутри России действует следующее положение: при необходимости по просьбе работников, направленных в служебную командировку, им может пересылаться заработная плата за счет организации, направившей их в командировку. В отношении загранкомандировок такая норма не предусмотрена.
Исчисление среднего заработка регулируется ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213. Для расчета среднего заработка необходимо определить расчетный период, за который будет производиться расчет, учитываемые выплаты и количество фактически отработанных рабочих дней за принятый расчетный период.
В общем случае при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника за время командировки производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.
Вместе с этим коллективным договором организации для целей расчета среднего заработка (в том числе за время служебной командировки) может быть принят иной (отличный от 12 календарных месяцев) расчетный период (например, три месяца, шесть месяцев и т.п.).
При направлении в служебную загранкомандировку работодатель обязан возмещать работнику расходы, предусмотренные ст. 168 ТК РФ, а именно:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
В налоговом законодательстве (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ) к расходам на командировки относятся:
проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
наем жилого помещения, в сумму которого также включаются расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;
оформление и выдача виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
Из приведенной нормы следует, что для целей исчисления налога на прибыль нормируются только суточные, остальные виды командировочных расходов принимаются в сумме фактических затрат при условии соблюдения требований п. 1 ст. 252 НК РФ.
При направлении работника в заграничную командировку выплачиваемые ему суточные не подлежат обложению НДФЛ, если они выплачиваются в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством (п. 3 ст. 217 НК РФ). Эти затраты также принимаются в качестве расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными загранкомандировками, могут определяться коллективным договором или локальным нормативным актом организации (Положением о загранкомандировках, приказами руководителя и т.д.). При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ ст. 168 ТК РФ.
Во исполнение пп. 1 п. 12 ст. 264 НК РФ нормы расходов организаций на выплату суточных (относимые к расходам на командировки и принимаемые к вычету при расчете налога на прибыль организаций) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 «»Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией»» (в ред. от 09.02.2004). Подпунктом «»а»» п. 1 данного Постановления установлена норма для суточных в размере 100 руб.
Приказом Минфина России от 02.08.2004 N 64н «»Об установлении размеров выплаты суточных и предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран»» установлены размеры суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран работников Российской Федерации, которые применяются для целей расчета налога на доходы физических лиц с 1 января 2005 г.
Таким образом, с 1 января 2005 г. в отношении заграничных командировок применяются оба вышеуказанных документа одновременно. При этом для целей расчета налога на прибыль организаций применяются нормы расходов организаций на выплату суточных, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93, а в остальных случаях (для расчета НДФЛ и ЕСН, а также для целей бухгалтерского учета) применяются размеры выплаты суточных, установленные Приказом Минфина России от 02.08.2004 N 64н. Об этом говорится в Письме Минфина России от 25.10.2004 N 03-05-01-04/54.
Купить валюту для загранкомандировок можно теперь как в безналичном порядке — через валютный счет, так и в обменном пункте.
В Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ «»О валютном регулировании и валютном контроле»» снятие сумм иностранной валюты на командировочные расходы не выделяется в качестве отдельной валютной операции. Тем не менее, российским организациям-резидентам разрешено без ограничений осуществлять приобретение у других резидентов, а также отчуждение нерезидентам валютных ценностей на законных основаниях, к которым относится и направление сотрудника организации в служебную командировку за рубеж (пп. 9 ст. 1 Закона N 173-ФЗ). В случае недостаточности денежных средств в иностранной валюте на своих счетах организации-резиденты могут приобретать иностранную валюту через уполномоченные банки (п. 1 ст. 11 Закона N 173-ФЗ).
Перед отправлением в командировку рассчитываются предполагаемые расходы работника и выдается аванс в пределах рассчитанных сумм (п. 11 Письма ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 «»Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»»). Соответственно, выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Причем выдача аванса на командировочные расходы обязательна как при командировках внутри страны, так и за рубеж.
Ранее предусматривалась обязанность организаций, направляющих работников в служебные командировки за границу, обеспечивать командируемых работников необходимыми средствами в иностранной валюте в виде аванса на текущие расходы в размерах, «»обусловленных их реальными потребностями в стране пребывания, включая непредвиденные расходы в пути и непосредственно по прибытии к месту назначения»» (п. 71 Правил об условиях труда советских работников за границей, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР от 25.12.1974 N 365). Однако указанный документ признан недействующим на территории РФ.
Иного документа, регламентирующего командировки за рубеж, до настоящего времени не издано, поэтому, организациям следует руководствоваться положениями Трудового кодекса РФ и п. 11 Письма ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 «»Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»» в части выдачи аванса на командировочные расходы. В соответствии с ними денежные средства под отчет на командировочные расходы должны выдаваться заранее.
Однако, как показывает аудиторская практика, командированные работники в ряде случаев оплачивают расходы за счет своих личных средств с последующим возмещением работодателем понесенных расходов. И бухгалтеры при этом такие взаимоотношения ошибочно отражают как расчеты с подотчетными лицами, хотя фактически они таковыми не являются. Это означает, что понесенные работником за счет собственных средств расходы в бухгалтерском учете не должны отражаться как расчеты с подотчетными лицами на счете 71 «»Расчеты с подотчетными лицами»».
В противном случае это приведет к взысканию штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и расходов в части неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств согласно ст. 120 НК РФ. Кроме того, если командированному за рубеж работнику не выдали аванс, имеет место нарушение трудового законодательства, что влечет наложение на должностных лиц организации штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Если командируемый сотрудник не получает денег под отчет, а производит расходы за счет собственных средств, а потом получает от организации компенсацию, то налоговые органы расценивают такую ситуацию следующим образом: командируемый сотрудник приобрел валюту для себя лично (договор купли-продажи в устной форме), а затем решил продать ее организации, в результате чего получил доход, являющийся объектом налогообложения по НДФЛ.
Налог с доходов от продажи имущества сотрудник должен уплачивать самостоятельно (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ), а организация должна отразить выплаченный доход в справке по форме 2-НДФЛ. Сотруднику же по окончании года придется подавать налоговую декларацию уже в свою налоговую инспекцию.
Отправить работника в командировку можно для выполнения различных заданий. Например, для решения вопросов по изготовлению и продаже товаров или по приобретению основных средств или материально-производственных запасов. А также для посещения сотрудником образовательного семинара. В первом случае командировочные затраты признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Во втором — увеличивают первоначальную стоимость основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ) или включаются в цену приобретенных товаров или материалов, если они учитываются в составе материальных затрат (п. 2 ст. 254 НК РФ). В то же время плата за участие в семинаре включается в состав расходов по повышению квалификации «штатников» согласно подпункту 23 пункта 1 и пункту 3 статьи 264 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 28.02.2007 № 03-03-06/1/137).
В налоговом учете отражаются затраты по командировкам, которые обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. По непроизводственным командировкам затраты для целей налогообложения не учитываются. Однако данные поездки следует отличать от тех, которые не дали конкретного результата. Последние носят производственный характер независимо от достигнутой цели. Если расходы на командировки были направлены на получение прибыли (данные обстоятельства документально зафиксированы, например, в задании или приказе на данную поездку), то их можно признать экономически обоснованными и оправданными.
При рассмотрении вышеперечисленных затрат в качестве объекта обложения НДФЛ следует обратить внимание на то, что в базу по НДФЛ не войдут фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы:
на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные платежи, на доставку в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа;
по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также затраты, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту (п. 3 ст. 217 НК РФ).
При этом если работник не представил документы, подтверждающие оплату найма жилого помещения, то данные суммы освобождаются от налогообложения в ограниченном размере. То есть не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.
Расходы организации по оплате услуг зала официальных делегаций, помещения багажа в камеру хранения подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Ведь они не поименованы в перечне затрат по командировке, с суммы возмещения которых НДФЛ не удерживается (письма Минфина России от 06.09.2007 № 03-05-06-01/ 99, от 24.08.2007 № 03-04-06-02/164). Суммы компенсации стоимости ресторанного питания и поездок на такси в командировке, кроме компенсации документально подтвержденных расходов на проезд в такси в аэропорт или вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, являются доходом, полученным плательщиком НДФЛ в натуральной форме. Они также подлежат обложению данным налогом в общеустановленном порядке.
Для расчета НДФЛ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Таким образом, при определении статуса командированного работника организации необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом.
Командированные работники могут быть как российскими гражданами, так и подданными другого государства.
Например, иностранцем может оказаться учредитель или генеральный директор организации. Тогда статус иностранного сотрудника в качестве налогового резидента Российской Федерации определяется исключительно по дням его нахождения на территории нашей страны.
Периоды присутствия за ее пределами независимо от цели выезда не учитываются, за исключением случаев выезда сотрудников за территорию России для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (письмо Минфина России от 30.10.2007 № 03-04-06-01/366).
Задача
Экспортер имеет счет в долларах США. Он реализовал продукцию иностранному партнеру из Германии. Счет за продукцию выставлен в евро. Стоимость продукции — 50 000 EUR.
июня на счет экспортера поступила выручка в евро. В подтверждение зачисления выручки банк представил международный банковский перевод. Одновременно банк обменял евро на доллары и на счет организации зачислил доллары США. Операции по купле-продаже осуществлялись по курсу Центрального банка РФ.
В бухгалтерском учете экспортера отражаются следующие записи.
Дебет 57 Кредит 62
2 554 000 руб. — поступило от иностранного покупателя (50 000 EUR х 51,08 руб. / 1 EUR);
Дебет 91 Кредит 57
2 554 000 руб. — списаны евро для покупки долларов США (50 000 EUR х 51,08 руб. / 1 EUR);
Дебет 52 Кредит 91
2 554 000,09 руб. — зачислены доллары США (63327,55 USD х 40,33 руб. / USD);
Дебет 91 Кредит 99
0,09 руб. — отражена прибыль от разницы в курсах валют;
Заключение
Для ведения переговоров, заключения контрактов, приемки приобретаемого имущества и в иных целях представители российских компаний часто выезжают в зарубежные командировки. Выезд сотрудника российской организации (организации-резидента) в командировку за рубеж оформляется приказом руководителя организации. В приказе должны найти отражение все сведения, необходимые бухгалтерии этого предприятия для расчета сумм, выдаваемых командированному лицу под отчет: страна (либо страны) пребывания, сроки командировки (в том числе в каждой отдельной стране пребывания), порядок проезда в командировку (самолетом, поездом, автотранспортом и т.п.), а также иная необходимая информация. Если организацией применяются иные нормы возмещения командировочных расходов (суточных и расходов по найму жилья), нежели установленные действующим законодательством, в приказе также должна быть указана величина этих нормативов или ссылка на дату и номер приказа по организации об утверждении данных норм.
На основании вышеуказанного приказа бухгалтерия организации производит ориентировочный расчет величины командировочных расходов (суточных, расходов по найму жилья, стоимости проезда и др.). При этом определяется размер подотчетных сумм отдельно в валюте Российской Федерации (рублях) и в иностранной валюте. Следует заметить, что в соответствии с действующим валютным законодательством организация-резидент имеет право снимать со своих валютных счетов, открытых в уполномоченных банках, необходимые суммы командировочных расходов для зарубежных командировок.
загранкомандировка оправдательный авансовый заработок
Литература
1. Налоговый кодекс РФ
. Трудовой кодекс Р.Ф.
. Астахов В.П. Бухгалтерский учет и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности. М., Приор, Экспертное бюро, 2012.
. Бархатов А.П. Бухгалтерский учет совместной предпринимательской и внешнеэкономической деятельности. М., 2011.
. Фирсова Н.Н., Костина М.В. Внешнеэкономическая деятельность. Бухгалтерский учет и налогообложение. М., 2014.
. «»Экономика предприятия»» / под редакцией В.Я. Хрипача — Минск: НПЖ «»Финансы, учет, аудит»», 2013.
. Абрамова Н.В. Материально-производственные запасы. Налогообложение и учет. М.: Бератор-Пресс, 2012. — 272 с.
. Данилевский Ю.А. Особенности проведения аудиторской проверки операций с товарно-материальными ценностями. //Главбух — 2014 — № 1
. Захарова А.В. Расчеты с бюджетом по НДС на основе счетов-фактур. Бухгалтерский учет — 2013 — специальный выпуск — с. 36.
. Файнгольд М.Л., Кузнецов Д.В. Проблемы совершенствования методики расчета длительности производственного цикла. — Владимир, 2011.- 47 с.