Учебная работа № 341224. Тема: Понятие как форма мышления
[Тип работы: Контрольная работа, реферат (практика)
Предмет: Логика
Страниц: 11
Год написания: 2014
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Раскрыть роль признака как первичного мысленного схватывания предмета. Проанализировать соотношение понятия и слова 4
2. Дать определение содержания и объема понятия. Показать на примерах функционирование закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия 6
3. Показать соотношение объема и содержания в различных видах понятий 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
Учебная работа № 341224. Тема: Понятие как форма мышления
Выдержка из похожей работы
Понятие как форма мышления (4)
…….ается как
пропозициональная
функция или
функция-высказывание (лат. propositio
– предложение), которая удовлетворяется
теми значениями аргументов, которые
составляют объем понятия. Поскольку же
понятие входит в состав высказываний,
оно выступает вместе с другими компонентами
в рамках разнообразных логических
исчислений. Такой подход в определенных
условиях не только допустим, но и
необходим, в частности, когда мы стремимся
отобразить содержательное мышление в
формальном исчислении. А формальные
исчисления и связанные с ними алгоритмы
служат основой современной компьютеризации.
Однако и с исторической и
с современной точки зрения такой взгляд
на понятие является весьма ограниченным,
ибо не раскрывает ни происхождения
понятий, ни оперирования ими в научном
познании и даже в практических
рассуждениях. Понятия играют существенную
роль в процессе аргументации. Действительно,
многие споры и дискуссии зачастую
происходят именно из-за неясности,
нечеткости и неточности используемых
при этом понятий.
1. Понятие как форма мышления
Отображение внешнего мира
человеком начинается с чувственного
познания, когда предметы и явления
предстают перед ним как объекты
непосредственного, живого созерцания.
На этой ступени важная роль принадлежит
органам чувств, с помощью которых
информация извне поступает в мозг. В
результате анализа и переработки
полученной информации возникают:
во-первых, ощущения, которые отображают
отдельные свойства конкретных вещей
(цвет, запах, твердость и т.п.); во-вторых,
восприятия, в чувственной форме выражающие
эти вещи целиком, т.е. как совокупность
взаимосвязанных свойств; в-третьих,
представления, когда вещь осознается
без непосредственного ее восприятия.
Поэтому представления занимают
промежуточное положение между чувственным
и рациональным познанием, так как они
опираются прежде всего на память о тех
впечатлениях, которые сохранились от
непосредственного созерцания вещи. Но
уже здесь происходит некоторое отдаление
и отвлечение от второстепенных,
несущественных черт и деталей вещи.
Переход от чувственного к рациональному
познанию опирается прежде всего на
процессы абстрагирования и обобщения.
С помощью абстрагирования мы отвлекаемся
от несущественных, неосновных,
второстепенных свойств и отношений.
Выделенные таким образом свойства и
отношения являются общими для изучаемых
классов вещей.
Понятие как раз и является
той основной формой мышлени
…