Учебная работа № 10423. «Курсовая Межбюджетные отношения в Российской Федерации основные тенденции развития в 2000-2014 гг.
Учебная работа № 10423. «Курсовая Межбюджетные отношения в Российской Федерации основные тенденции развития в 2000-2014 гг.
Содержание:
«Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межбюджетных отношений в федеративном государстве 4
1.1. Понятие межбюджетных отношений и принципы их организации 4
1.2. Типология межбюджетных отношений в различных моделях бюджетного федерализма 9
1.3. Инструменты регулирования межбюджетных отношений 12
Глава 2. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: основные тенденции развития в 2000-2014 гг. 17
Глава 3. Совершенствование межбюджетных отношений в России 29
3.1. Стимулирование субъектов РФ к развитию налогового потенциала 29
3.2. Повышение эффективности использования бюджетных средств в РФ 31
Заключение 33
Список используемых источников 34
Список используемых источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.03.2013).
3. Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».
4. Богов Х. М. Развитие межбюджетных отношений и предпосылок экономического роста // Финансы и кредит. 2007. № 28. С.2-10.
5. Волков А. В. Автоматические стабилизаторы и реализация социальных функций государства на региональном уровне в Российской Федерации // Вопросы экономики и права. 2015. № 1. С. 46-52.
6. Ерошкина Л. А. Становление и развитие межбюджетных отношений // Финансы. № 7. 2012. С.10-14.
7. Иванов В. В. Типология межбюджетных отношений и моделей бюджетного федерализма // Вестник МГТУ. 2010. Том 13, №1. С.5-14.
8. Казаков В. В. зарубежный опыт регионального выравнивания // Вестник Томского государственного университета. 2008. №313. С.170-175.
9. Казанцев С. В. Ключевые факторы развития межбюджетных отношений // Регион: экономика и социология. 2011. № 2. С.63-79.
10. Клисторин В. И. Современный российский федерализм: политические и фискальные проблемы // Регион: экономика и социология. 2014. №4. С.39-50.
11. Кибилдс А.А. Мировой опыт в развитии межбюджетных отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики. 2011. №5. С. 285-287.
12. Кибилдс А.А. Современные направления развития межбюджетных отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики. 2011. №5. С.300-301.
13. Любимцев Ю.Н. Приоритеты совершенствования межбюджетных отношений // Экономист. 2012. № 6. С.21-33.
14. Марченко Г. В., Мачульская О. В. Финансовые механизмы межрегионального выравнивания // Финансы и кредит. 2014. № 1. — С.13 — 21.
15. Морозова Е. А. Муниципальная реформа и межбюджетные отношения в российских регионах // Экономические науки. 2008. №2 (39). С.13-22.
16. Полозков М. Г. Эффективное бюджетное выравнивание в системе межбюджетных отношений региона // Финансы. 2010. №4. С.12-15.
17. Постникова Е.А., Шильцин Е.А. Новейшие тенденции регионального развития России: некоторые фрагменты // Регион: экономика и социология. 2009, №3, с. 67-86.
18. Слепов.А., Шуба Б., Бурлачков К. Приоритетные направления развития межбюджетных отношений // Финансы. 2012. №3, С.25-29.
19. Хоменко В. Модели реформирования межбюджетных отношений в векторе развития федерализма и региональной экономической инициативы // Казанский федералист. 2011. №3. С.102-112.
20. Основной закон Федеративной Республики Германии от 23.05.1949. Электронный ресурс: http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/constzs/germany.htm#01.13.00.00.00.00.00.00.00. Дата обращения: 26.04.2013.
»
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г,№862 принимается Концепция реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 гг,Она стала первой в российской практике официальной программой реформирования межбюджетных отношений,Реформа межбюджетных отношений должна была обеспечить:
повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы РФ;
выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией РФ и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней;
создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов.
Примечательно, что многие положения этой Концепции впоследствии нашли отражение в Налоговом и Бюджетном кодексах РФ,Период, в котором проходила реализация Концепции, по праву можно считать этапом «построения федерализма»,В 2001 г,одновременно с завершением реализации Концепции был начат новый этап реформы межбюджетных отношений, направленный на повышение ответственности региональных и местных органов власти и управления за эффективное использование бюджетных ресурсов, обеспечение равного доступа граждан к бюджетным услугам и социальным гарантиям, повышение прозрачности финансовых потоков и снижение конфликтов вокруг распределения и использования бюджетных средств.
В настоящее время система межбюджетных отношений в РФ находится в развитии, этот процесс сопровождается обоснованием оптимальной модели бюджетного федерализма,Изучается и анализируется опыт организации межбюджетных отношений в зарубежных странах, особенно тех, которые добились реальных успехов в региональном выравнивании.
Эффективность модели межбюджетных отношений, действующей в любом государстве, зависит от выбора оптимального сочетания различных методов и форм бюджетного регулирования,Такое регулирование осуществляется с помощью горизонтального и вертикального выравнивания.
Вертикальное выравнивание подразумевает процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счет трансфертов; оно означает недостаточность поступлений из собственных источников в бюджет какого-либо уровня для покрытия расходов, связанных с предоставлением населению общественно значимых услуг.
Горизонтальное выравнивание предполагает пропорциональное распределение между субъектами федерации для устранения или снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода и нивелирование региональных различий в прожиточном минимуме, денежных доходах и расходах населения.
Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения полномочий и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области организации бюджетного процесса.
Бюджетный кодекс РФ установил следующие принципы межбюджетных отношений:
распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;
равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с Федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ
1.2 Финансовая помощь
Финансовая поддержка (или финансовая помощь) имеет своей целью оказание финансовой помощи бюджету субъекта Федерации из Федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е,дефицитом бюджета).
Из-за того, что налоговые поступления не могут обеспечить все расходы отдельных региональных и местных бюджетов, бюджеты более высокого уровня оказывают финансовую помощь бюджетам более низкого уровня,И чем больше бюджеты зависят от такой финансовой поддержки, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях.
В соответствии со ст.44 и 133 Бюджетного кодекса РФ финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации имеет следующие формы:
дотации или субвенции на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;
бюджетные кредиты;
бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.
Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, принимает на себя определенные обязательства.
Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ (рисунок 1), предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты.
Рисунок 1 — Формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ
Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются правительством РФ.
Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.
Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Таким образом, доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет собственных средств и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам,
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
,Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
«