Учебная работа № 12793. «Курсовая Гсударственная и региональная научно-техническая политика
Учебная работа № 12793. «Курсовая Гсударственная и региональная научно-техническая политика
Содержание:
«ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и принципы государственной и региональной инновационной политики 6
1.1 Основные понятия, применяемые в научно-технической деятельности 6
1.2. Порядок формирования государственной научно-технической политики 7
1.3. Основные цели и принципы государственной 10
научно-технической политики 10
1.4 Основные направления научно-технического развития в России 11
1.5 Общегосударственная и региональная инновационная политика 14
1.6 Технопарки и технополисы 20
2. Стратегия развития научно-технической деятельности в Челябинской области на период до 2020 года 24
2.1. Анализ научно-технической сферы Челябинской области 24
2.2 Экономика научных исследований и разработок 27
2.3 Инновационная деятельность промышленности Челябинской области 29
2.4 Концентрация на приоритетных направлениях 30
2.5 Финансово-экономическое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности 32
2.6 Развитие региональной инновационной инфраструктуры 35
2.7 Территории инновационного развития 37
2.8 Политики о «болевых точках» и механизме решения проблем 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Библиографический список 45
»
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
§регулирование социально-экономического развития органами государственной власти,
§функционирование научного сообщества на основе различных управленческих и общественных структур,
§экономическая деятельность фирм, реализующих достижения научно-технического прогресса и применяющих их на практике,
В различных странах государственная научно-техническая и инновационная политика заметно отличаются как по своему содержанию, гак и по выполняемым функциям,Это обусловлено различиями в уровне развития отдельных стран, масштабах и специализации научно-технической деятельности, структуре приоритетов социально-экономической политики, историческими особенностями развития, соотношением действующих политических сил и др,Вместе с тем было бы ошибкой переоценивать эти различия, поскольку в большинстве стран проявляются общие тенденции развития, вследствие чего их политика во многих своих основных чертах инвариантна относительно существующих национальных различий.
Инновационная политика разрабатывается и реализуется в контексте обшей социально-экономической политики страны, т.е,нацелена на решение конкретных социально-экономических проблем, направлена на социально-экономический прогресс общества,При этом важно отметить, что само по себе развитие науки не является самостоятельной целью на макросоциальном уровне системы целей общества, а общественное предназначение научно-технической сферы заключается в решении общественно значимых социальных, экономических, военных и иных проблем на основе получения и применения научных знаний.
В этом смысле инновационная политика не только определяет желательные для общества направления развития научно-технической сферы, но и порождает ограничения этого развития, что вызывает необходимость осуществления надведомственного социального контроля за формированием и реализацией системы внутренних, частных целей,По этой же причине определение доли выделяемых научно-технической сфере всегда ограниченных ресурсов общества является задачей не научно-технической политики, а общей социально-экономической политики страны, т.е,политики более высокого иерархического ранга.
Само же формирование эффективной инновационной политики предполагает согласование трех ее важнейших аспектов:
§цели (отражают ценности и приоритеты развития общества),
§ресурсы (включая источники, объемы, способы мобилизации, способы организации)
§способы реализации конкретных мероприятий (определяются уровнем и специфическими особенностями политического, социального и экономического устройства страны),
Качество формирования инновационной политики во многом записи! от четкости и правильности (в стратегическом и тактическом планах) формулирования целей и задач, формирования механизмов и условий выработки конкретных целей для научно-технической сферы,Решение проблемы целеполагания должно приводить к формированию системы частных инструментальных и количественных показателей, достижение которых должно обеспечиваться в процессе реализации государственной научно-технической политики.
Успех же в достижении целей определяется обоснованностью выбора конкретного содержания государственной инновационной политики с точки зрения истинных целей социально-экономического развития страны, соответствия этим целям выделенных ресурсов, а также имеющимися возможностями регулирования деятельности ИР-сферы и эффективностью использования этих возможностей.
Целесообразно отметить еще три общих методологических подхода в государственной инновационной политике разных стран, а именно:
§ее формирование всегда базируется на итеративных процедурах, ввиду сложности самого объекта управления;
§долгосрочный характер, так как создание научно-технического потенциала и практическая реализация новых знаний требуют значительных временных интервалов;
§дифференциация применительно к различным этапам решения научно-технических задач,
Любая инновационная политика включает в себя следующие основные укрупненные направления:
§создание институциональной основы инновационной деятельности;
§разработку механизмов ресурсного обеспечения инновационного процесса включая кадровое обеспечение, прямого и косвенного стимулирования инновационной деятельности — правовыми методами, методами налоговой, амортизационной, таможенной и т.д,политики;
§развитие инновационной инфраструктуры.
Реализуя эти основные укрупненные направления своей инновационной политики, государство по отношению к сфере исследований и разработок выступает в качестве:
§законодателя, устанавливающего правовые основы и приоритетные направления функционирования;
§системы институтов, формирующих экономическую заинтересованность в результатах инновационного процесса;
§одного из основных источников финансирования научно-технических исследований и разработок, а также образования;
§потребителя определенной части новой наукоемкой продукции (военной и гражданской);
§субъекта инновационной деятельности (государственный сектор научно-технического комплекса);
§координатора мероприятий по развитию научно-техническою потенциала, организации взаимодействия различных секторов сферы исследований и разработок, стимулирования прямыми и косвенными методами создания и использования научно-технических достижений в промышленности и непроизводственной сфере, активизации инновационной деятельности;
§политической силы, в значительной мере определяющей отношение всего общества к проблемам развития науки и техники, обеспечивающей поддержку обществом научно-технической сферы.
В странах ЕС поддержка научно-технической деятельности, имеющей инновационную направленность, осуществляется в соответствии с общими для всех стран рыночной экономики принципами,Принцип комплементарности (дополнительности) оказания финансовой помощи состоит в том, что приоритет имеют работы, направленные на заполнение пробелов в технологическом развитии страны.
Принцип поддержки предконкурентных исследований и разработок заключается в том,что государство субсидирует только создание общедоступного научно-технического продукта, не нарушая сложившегося на рынке соотношения между своими фирмами.
Одним из наиболее используемых механизмов реализации инновационной политики в странах ЕС является реализация целевых программ,Вследствие высокой адекватности программно-целевого (не ведомственного) подхода самой сути путей решения проблем социально-экономического развития общества, программы стали конкретным воплощением национальных приоритетов в сфере инновационной деятельности, обеспечивающих продвижение вперед на ключевых направлениях развития»