Учебная работа. Взаимоотношение Республики Таджикистан и Китайской Народной Республики. Торгово-экономический аспект сотрудничества Китайской Народной Республики и Республики Таджикистан

Взаимоотношение Республики Таджикистан и Китайской Народной Республики. Торгово-экономический аспект сотрудничества Китайской Народной Республики и Республики Таджикистан

Министерство образования и науки российской Федерации

Министерство образования и науки Республики Таджикистан

Межгосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российско-Таджикский (Славянский) Университет»

Кафедра: История и теория МО

Реферат

На тему: «Взаимоотношение РТ и КНР. Торгово-экономический аспект сотрудничества КНР и РТ»

Выполнил: студент 2.МО «А», Исмоилов Шариф

Проверил: Шаропов О. М

Душанбе 2017

Введение

один из первых шагов в своей внешней политике Республика Таджикистан сделала 4 января 1992 года, тогда в Душанбе было подписано таджикско-китайское коммюнике об установлении дипломатических отношений между соседними государствами. первая встреча руководителей Таджикистана и Китая в 1993 году заложила крепкий фундамент двусторонних отношений, определив стратегию таджикско-китайского взаимодействия на длительную перспективу. Диалог завершился подписанием Совместной Декларации об основных принципах взаимоотношений между Республикой Таджикистан и КНР, на основе которой формировалась договорно-правовая база двустороннего сотрудничества. Следует отметить, что Таджикистан и Китайская Народная Республика за последние 24 года создали прочную договорно-правовую базу и взаимовыгодные добрососедские отношения. На сегодняшний день основу договорно-правовой базы составляют более 200 межгосударственных и межправительственных соглашений. С подписанием Совместного заявления между Республикой Таджикистан и Китаем об установлении стратегического партнерства в преддверии третьей декады дипломатических отношений была открыта новая страница в истории двустороннего сотрудничества. Встречи и переговоры на высоком уровне показали, что лидеры двух государств готовы продолжить курс на укрепление стратегического партнерства также в рамках Организации Объединенных Наций и Шанхайской Организации Сотрудничества. Китай стратегический партнер Республики Таджикистан. Укрепление и развитие двусторонних отношений дружбы и сотрудничества с этой страной является одним из приоритетных направлений внешней политики Таджикистана. В настоящее время трудно назвать сектора экономики, которые не были охвачены взаимовыгодным сотрудничеством. создано достаточно большое число совместных предприятий, но самое главное то, что китайский капитал активно вступил на таджикистанский Рынок.

Это свидетельство того, что практически нет каких-либо препятствий для обоюдовыгодного партнерства. Люди вне зависимости от национальности толерантны друг другу. Стремление лучше узнать друг друга дает толчок развитию не только бизнеса, туризма, но и региональному развитию, сближению экономик, снятию барьеров на пути усиления торгово-экономического сотрудничества. Партнерство широкое и многоплановое. Для таджикистанского бизнеса, Китай один из самых перспективных рынков. КПП Кульма-Карасу на таджикско-китайской границе в последние годы стал важным звеном в двусторонней торговле. Это живая автомобильная артерия, которая соединяет две страны. Регулярное авиасообщение началось в 2005 году. Это отражает и тот Интерес, который имеют китайские инвестиционные компании к ёмкому таджистанскому рынку. Деловые китайские круги стремятся активно внедриться в те отрасли, в которых заинтересована таджикская сторона это гидроэнергетика, горнорудная, легкая, текстильная промышленность, телекоммуникации, жилое и гражданское строительство, транспорт и коммуникации, сельское хозяйство, образование, фарминдустрия и здравоохранение. Таджикско-китайское взаимодействие на международной арене вносит значимый вклад в обеспечение стабильности, как в регионе, так и в мире. Достигнут высокий уровень двустороннего взаимодействия в рамках ООН. Примером является резолюция «международный год водного партнерства, 2013 год», принятой Генеральной ассамблеей ООН в декабре 2012 года. Китай не только поддержал, но и стал соавтором этого важного документа, предложенного сообществу наций Республикой Таджикистан. КНР поддержала инициативы Таджикистана по продвижению водной политики ООН в программе Целей Устойчивого развития в сфере воды до 2030. Посол Республики Таджикистан в КНР: Наши отношения отвечают коренным национальным интересам Таджикистана и Китая.

Китай уверенно превращается в ведущего торгово-экономического партнера Таджикистана. однако экономические отношения двух стран нельзя назвать безоблачными и тем более равноправными, что создает для Душанбе новые и пока недооцененные риски.

Торгово-экономический аспект сотрудничества КНР и РТ

Таджикистан был одним из первых в регионе, кто стал осваивать предлагаемые Пекином финансовые ресурсы. процесс пошел особенно активно с середины 2000-х годов, к чему тогда располагали многие объективные обстоятельства. Фактически были свернуты масштабные инвестиционные проекты с участием российской стороны в гидроэнергетике и алюминиевом производстве. Все большую обеспокоенность у Душанбе вызывал риск идеологического вмешательства Ирана во внутренние дела республики по мере укрепления его позиций в таджикской экономике. соседний Узбекистан ужесточил политику транспортно-экономической изоляции. появились трудности при получении помощи со стороны мировых финансовых институтов, в частности МФВ, который в 2008 г. обвинил Душанбе в подтасовке показателей социально-экономического развития. США и европейские страны, в принципе, не проявляли интереса к экономическому сотрудничеству с Таджикистаном, за исключением, разве что, строительства мостов и другой инфраструктуры, связывающей республику с Афганистаном. Выпуск гособлигаций и займы на международных рынках свободного капитала были также, по сути, невозможны для Душанбе. В таких условиях для одной из беднейших постсоветских республик Китай оказался как никогда востребованным партнером.

Межгосударственные и межправительственные контакты стали носить интенсивный характер и дополняться систематическими визитами в Душанбе региональных делегаций, преимущественно, из СУАР КНР. Однако, несмотря на многочисленные официальные связи, взаимоотношения между властями Таджикистана и Китая остаются непрозрачными и порождают множество слухов. Китайский капитал в республике предпочитает вести работу кулуарно, непосредственно с местными элитами, где сложились мощные группы, лоббирующие интересы Пекина, в том числе контролирующие поставки китайского ширпотреба на таджикские рынки. популярными среди многих таджикских чиновников и предпринимателей стали в последнее время поездки в КНР на лечение и отдых.

Пекин выделяет Таджикистану так называемые «дешёвые» кредиты на льготных условиях и на срок до 20 и более лет, которые на фоне труднодоступности ликвидных российских и западных финансовых ресурсов практически не имеют альтернативы. Возможность использовать их для быстрого решения насущных социально-экономических задач заставляет руководство Таджикистана постоянно наращивать долг перед Китаем. В течение 3-х лет (с 2009 по 2011 гг.) он стабильно увеличивался в среднем на 275 млн дол. в год. Этот путь развития экономики при отсутствии в стране благоприятных условий для частных и государственных иностранных инвестиций представляется глубоко порочным, поскольку лишь создаёт обманчивое впечатление быстрого роста основных макроэкономических показателей и, по оценкам специалистов, ведёт к формированию долговой зависимости.

Что же касается прямых инвестиций, то китайские банки и Корпорации явно неохотно идут с ними в таджикскую экономику, практически полностью отдавая приоритет разнообразным кредитным схемам. По некоторым подсчетам из 640 млн дол., вложенных китайцами в Таджикистан к 2008 г., только 36-50 (по разным оценкам) млн пришлось на прямые капиталовложения. Лидером по показателям прямых инвестиций в экономику республики по-прежнему остается Москва.

Россию не может не беспокоить быстро растущий внешний долг Душанбе перед КНР, поскольку Кремль рассматривает Таджикистан наряду с Киргизией в качестве потенциального кандидата на вступление в Таможенный союз и ЕЭП. В этой связи для России крайне важны такие макроэкономические показатели Таджикистана как отношение внешнего долга к ВВП (по независимым оценкам, свыше 40%) и дефицит государственного бюджета. Тем более, крайне важен размер долговых обязательств перед Китаем как государством, объективно не заинтересованным в повышении таможенных пошлин на свою продукцию, что предусматривает присоединение республики к ТС. Кроме того, в Таджикистане, где открыты два крупных рынка (вещевой и стройматериалов) наблюдаются процессы, ранее более характерные для соседней Киргизии и связанные с ростом числа граждан, занятых в челночной торговле с Китаем. Теперь не только Бишкек, но и Душанбе, обсуждая с российскими представителями перспективы подключения к ТС, говорят о необходимости учитывать интересы почти 70 тыс торговцев и посредников, зарабатывающих на перепродажах китайских товаров.

Интересно, что в таджикских общественно-политических кругах бытует мнение, будто Таджикистан в будущем сможет отказаться от выплат по долгам, сославшись на свою несостоятельность. однако, вероятнее всего, в Пекине предвидят именно такую возможность. Китай будет интересовать не возврат собственно денежных средств, которые во многом и так работали на интересы его компаний, но, прежде всего, доступ к активам таджикских предприятий и месторождениям полезных ископаемых. Одним из возможных вариантов списания долгов в этом случае станет формула, которую чрезвычайный и полномочный посол Таджикистана в Китае Рашид Алимов обозначил как «Инвестиции в обмен на природные ресурсы». Она, строго говоря, уже реализуется в Таджикистане, где китайская права на разработку в Таджикистане одного из угольных месторождений.

Кредитные средства выделяются Пекином через Экспортно-импортный железнодорожная строительная корпорация (CRCC), China Road, Tebian Electric Apparatus (ТВЕА), Zijin Mining Group, национальная компания тяжелого машиностроения Китая (CHMC) и др.), которые работают в республике с привлечением собственной техники и рабочей силы. Китайский капитал избирательно подходит к выбору инвестпроектов, избегая вкладывать деньги в производящие и перерабатывающие мощности, способные в будущем составить конкуренцию производителям из КНР. Таким образом, Китай использует эффективную систему поддержки собственного экспорта, чего так не хватает России, совсем недавно приступившей к ее формированию в условиях вступления в ВТО.

Главными направлениями кредитования китайская сторона определила горнодобывающую отрасль и инфраструктуру республики, которую Пекин стремится переориентировать на Восток.

В первом случае к крупнейшим проектам можно отнести добычу свинца и цинка Таджикско-китайской горнопромышленной компанией, разрабатывающей минеральное месторождение «Алтын-Топкан» у города Кайраккум в Согдийской области Таджикистана; а также добычу золота китайской корпорацией «Zijin Mining Group», которая в 2007 г. выкупила бывший Таджикский золоторудный комбинат (ТЗРК) близ г. Пенджикента.

В свою очередь, приоритетом китайского транспортного строительства в Таджикистане является автомобильный коридор по маршруту «Душанбе — Куляб — Калай-Хумб — Хорог — Мургаб — Кульма — Кашгар», который должен связать основные таджикские города с коммуникационной системой Северо-Западного Китая. Реконструируя и создавая дорожную сеть, тоннели, и терминалы, «мировая фабрика» формирует, прежде всего, удобные каналы поставки собственной продукции в республики ЦА и тем самым расширяет свои рынки сбыта. Показательно, что после открытия в 2004 г. на границе двух государств пункта пропуска «Кульма-Карасу» и высокогорного участка дороги «Мургаб − Кульма − Каракорум» между таджикским ГБАО и китайским СУАР, взаимный товарооборот Таджикистана с Китаем за несколько лет вырос с практически нулевых отметок (не считая реэкспорта из Киргизии) до более чем 663 млн дол., по официальным таджикским сведениям 2011 г. Хотя не исключено, что объем товарооборота с учетом т.н. «челночной» торговли, которая учитывается китайской статистикой, может значительно превышать здесь 1 млрд дол., а это уже означало бы превращение Китая в главного торгового партнера республики, которым, по таджикским данным, пока является россия. До 70% товарооборота при этом приходится на торговлю с СУАР КНР. В планах Таджикистана и Китая — вчетверо увеличить взаимный товарооборот в ближайшие пять лет, в частности за счет обеспечения круглогодичного режима работы высокогорного пункта «Кульма-Карасу».

обсуждаются и два крупных железнодорожных проекта, способных в случае реализации принципиально поменять геополитическую ситуацию в Таджикистане и закрепить его в орбите влияния КНР. Перспективы первого проекта (Иран — Афганистан — Таджикистан — Китай) упираются в слабое экономическое обоснование и сильную дороговизну, а главное — в позицию Вашингтона, стратегически не заинтересованного в укреплении роли Ирана в регионе и в диверсификации его коммуникаций. кроме того, Китай уже имеет «железнодорожный вход» в ЦА на границе с Казахстаном, совместно с которым активно вкладывается в расширение пропускной способности местных трансграничных участков и пропускных пунктов.

второй проект связан с разработкой китайцами одного из крупнейших в мире месторождений меди «Айнак» в 35 км от Кабула, тендер на которое они выиграли в 2007 г. По контракту, китайские недропользователи должны проложить к афганскому месторождению железную дорогу. В Пекине рассматривают два варианта такой магистрали — через Таджикистан и через Пакистан. надо признать, что маршрут через Пакистан (Хавелиан) может оказаться для Китая более привлекательным, т.к. вписывается в его стратегическую задачу по прокладке железной дороги из западных китайских провинций через территорию Пакистана к порту Гвадар и получению выхода к Персидскому заливу и Аравийскому морю. таким образом, именно кредитная политика, подкрепленная персональной работой с элитами, является основным инструментом продвижения интересов Китая в Таджикистане. Она вполне обоснована, учитывая низкую платежеспособность Таджикистана и имеющиеся здесь трудности у прямых инвесторов с возвратом вложенных средств (об этом красноречиво свидетельствует опыт построенной Россией Сангтудинской ГЭС-1). Механизм межгосударственных займов позволяет Пекину «загрузить» китайские компании таджикскими проектами, обеспечив их живыми деньгами из собственных госрезервов и параллельно распределить избыточную для Китая денежную массу за пределами КНР, снижая тем самым инфляционные риски. Направление кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры между находящимся в коммуникационном тупике Таджикистаном и СУАР КНР обеспечивает продвижение китайской продукции на таджикский Рынок и развитие промышленности Северо-Западных провинций Китая.

Китай, по всей видимости, намерен придерживаться избранного кредитного курса и в дальнейшем. По крайней мере такой вывод следует из заявления председателя КНР Ху Цзиньтао, который еще в августе 2008 г. в ходе своего визита в Душанбе указал на возможность предоставления Таджикистану дополнительно около 400 млн дол. льготных кредитов. Всего же, по словам Вафо Ниятбекова − аналитика Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана, «Китай заявил о намерениях вложить 3 млрд дол. в экономику Таджикистана», хотя официальными источниками эта сумма не подтверждается.

безусловно, модель, когда деньги, заработанные таджикскими трудовыми мигрантами в россии, идут на приобретение потребительских товаров, произведенных в Китае, нельзя назвать перспективной, но она дает возможность республике, практически не имеющей промышленности и изолированной внутри континента, поддерживать текущий уровень жизни населения и сохранять внутреннюю стабильность. надо признать, что в этом есть и позитивная роль Китая.

Китай был в числе первых государств, поддержавших вступление Таджикистана во Всемирную торговую организацию. 3 марта 2013 года Таджикистан стал полноправным членом этой влиятельной международной организации и даёт возможность горной республике интегрироваться в мировую экономику и развивать торгово-инвестиционные связи. одной из важнейших форм двустороннего таджикско-китайского взаимодействия является Шанхайская организация сотрудничества. Сотрудничество в рамках Организации служит безопасности и экономическому развитию в регионе. Создание 5 июля 2000 года на саммите «Шанхайской пятерки» в Душанбе стало очевидным достижением, в том числе и в отношениях между Таджикистаном и КНР, которые придают большое определяет устойчивую и долгосрочную базу всестороннего взаимодействия двух стран во имя безопасности и мира. В Договоре содержится основа двусторонних отношений и взаимодействия на внешней арене. объект исследования: межгосударственные отношения между Республикой Таджикистан (РТ) и Китайской Народной Республикой (КНР). Предмет исследования: основные направления, формы, результаты сотрудничества Республики Таджикистан и Китайской Народной Республики на современном этапе. Целью данной диссертационной работы является определение общих черт стратегии и специфики взаимодействия между Таджикистаном и КНР, анализ и оценка развития политических, торгово-экономических взаимоотношений в гг. Для достижения цели исследования необходимо решение ряда следующих задач: — выявление общих закономерностей во внешней политике Таджикистана в отношении сопредельного Китая, а также «обратной связи», т.е. анализе наиболее общих явлений и определяющих мотиваций КНР в отношении РТ. — исследование сферы безопасности, международно-правовых и дипломатических аспектов; — изучение торгово-экономической и инвестиционной составляющих межгосударственных таджикско-китайских отношений, включая исследование особенностей формирования экономической модели партнерства изучаемых стран-соседей; — анализ межгосударственного (двустороннего), субрегионального (центрально-азиатского), институционально-международного (ШОС) уровней таджикско-китайских отношений. В работе рассматриваются эволюция развития таджикско-китайских политических и экономических отношений, основные тенденции и перспективные направления двустороннего сотрудничества за последние 20 лет в сфере реализации энергетических, транспортно-коммуникационных проектов и развития сельского хозяйства. Также рассмотрены современное состояние, проблемы и необходимость приграничного и межрегионального сотрудничества между Таджикистаном и Китаем, его договорно-правовая база и значение во внешней политике двух стран. Особое внимание уделено взаимоотношениям Таджикистана и Китая в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества, механизму и формату развития двусторонних связей в рамках ШОС, а также совместным планам, связанными с формированием «экономического пояса» вдоль великого Шелкового пути. Таджикистан поддерживает проекты по его возрождению. Шелковый путь одна из важных составляющих взаимодействия стран-членов ШОС. Это колоссальный потенциал для дальнейшего развития сотрудничества. Расширение транспортно-экономических связей в подобном широком формате является очень важным для стран Центральной Азии, в том числе и Республики Таджикистан, не имеющих выхода к морю. несмотря на отрицательное воздействие мирового финансово-экономического кризиса, между соседними странами отмечается рост внешнеторгового оборота, увеличиваются инвестиции Китая в экономическое развитие горной республики. По итогам 2014 года товарооборот между Таджикистаном и Китаем превысил $2,5 миллиарда, что позволило КНР войти в первую тройку торговых партнеров Таджикистана. Два дружественных государства строят долгосрочные стратегические отношения. идет продуктивный политический диалог, разрабатываются проекты и программы, подписаны десятки межправительственных соглашений, регламентирующих все стороны двусторонних отношений. Новизна работы. В работе показано, что продуктивное сотрудничество Республики Таджикистан и КНР играет значимую роль в таджикско-китайском стратегическом партнёрстве в целом, а также в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества, участия в совместной практической реализации мегапроекта «Экономический пояс Шелкового пути 21 века», в проведении выставок и ярмарок, которые являются самым эффективным инструментом торгово-экономическое и инвестиционного сотрудничества. Также в данной работе показаны проблемы и особенности этапов эволюции развития таджикско-китайского сотрудничества как платформы для дальнейшего расширения и углубления отношений между Таджикистаном и Китаем в области политики, торгово-экономического, энергетического, транспортно-коммуникационного, научно-технического сотрудничества, а также взаимодействия в области сельского хозяйства. Новые направления двустороннего таджикско-китайского партнёрства в рамках возрождения великого Шелкового пути. Сотрудничество в самых различных отраслях таджикской экономики с учётом развития национальных экономик Таджикистана и КНР. Таджикистан и Китай намерены довести товарооборот до $3 млрд. Определены аспекты стимулирующие дальнейшее развитие и углубление двустороннего долгосрочного партнерства обеспечения долгосрочного экономического сотрудничества между РФ и КНР.В настоящее время развитие и укрепление когда торгово-экономических отношений Республики Таджикистан с Китайской Народной Республикой вышли высокий уровень стратегического партнерства. Развал СССР, послужил толчком для развития отношений Республики Таджикистан с другими государствами. после обретения независимости, будучи равноправным членом международного сообщества, республика получила возможность самостоятельно заключать политические, торгово-экономические, научно-технические и культурно-образовательные договора, используя взаимоотношения с другими странами для достижения своих национальных интересов. Наряду с этим, после распада СССР и возникновения на пространстве независимых государств Центральной Азии, обладающих богатыми стратегическими природными ресурсами и особым транспортно-транзитным потенциалом, геоэкономическое значение нового региона стало очевидным. По историческим меркам, Таджикистан и Китай объединяют давние торговые, культурные и научные связи, которые сегодня возрождаются на качественно новой основе. В сложный период становления государственности таджиков КНР неоднократно оказывала бескорыстную материальную помощь, неизменно и твердо поддерживала курс политического руководства нашей республики на установление мира, стабильности и национального согласия в Таджикистане. История формирования таджикско-китайской дипломатии насыщена продуктивными визитами на высшем уровне, контактами представителей делового мира двух стран, которые направлены на сотрудничество в политической, торгово-экономической, инвестиционной, банковской, финансовой, научно-технической, гуманитарной и др. областях. страны становятся партнерами тогда, когда между ними заключаются соответствующие правовые акты, формирующие их взаимоотношения и обязанности по отношению друг к другу. Это было непростое время для молодого таджикского государства, пережившего пятилетнюю гражданскую войну и ее тяжкими последствиями. Китайское правительство, признав суверенитет Республики Таджикистан предприняло практические шаги на установление и развитие межгосударственного сотрудничества, интеграции, развитию внешнеполитических и внешнеэкономических отношений. дипломатические отношения между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой были установлены в 1992 году. основа двусторонних отношений заложена в Совместной декларации об основах взаимоотношений между РТ и КНР, которая была принята в ходе первого зарубежного официального визита Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в Китай 7 11 марта 1993 года. В Пекине, в ходе первой Китайско-Таджикской встречи 9 марта 1993 года состоялся первый в истории диалог руководителей Таджикистана и Китая, в ходе которого были выработаны основные принципы и приоритеты двусторонних отношений, заложена прочная правовая основа для их развития, а также была принята совместная декларации «об установлении основных принципов взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой». Глава государства Эмомали Рахмон и Председатель КНР Ян Шанкунь договорились, развивать свои отношения в духе добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования. стороны определили основные направления и сферы таджикско-китайского сотрудничества на длительную перспективу, обозначить наиболее важные параметры взаимодействия, в том числе на международном уровне.

Совместная декларация Республики Таджикистан и Китайской Народной Республики. (Пекин, г.);

Совместная декларация Республики Таджикистан и Китайской Народной Республики. (Пекин, г.).

Это было особенно важно для Таджикистана, так как открывался путь дальше на Восток и расширялись возможности для сотрудничества с Южной Азией и странами АТР, прекращалась многолетняя географическая изоляция республики. Определив «дорожную карту» перспективного развития таджикско-китайских связей, стороны совместными усилиями смогли добиться подъема двустороннего сотрудничества. В мае 2002 г. Душанбе и Пекин окончательно урегулировали пограничные вопросы, заключив соглашение о передаче Китаю около 1000 кв. км. высокогорной территории на востоке Мургабского района Горно-Бадахшанской автономной области. В мае 2004 г. была открыта автомобильная дорога, связывающая Таджикистан с Китаем, между двумя странами началось автобусное и воздушное сообщение. КНР оказала Таджикистану поддержку в развитии транспортной инфраструктуры высокогорной республики, выделив в 2006 г. в размере 600 млн. долл. на реконструкцию автодороги «Душанбе Чанак», строительство двух автомобильных тоннелей и двух линий электропередач. Начал вкладывать средства в добычу в стране золота и серебра. 15 января 2007 г. в Пекине Председатель КНР Ху Цзиньтао и Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон скрепили своими подписями договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Республикой Таджикистан. Этот документ подвел итоги 15-летнего взаимодействия двух соседних государств, стал реальным политическим итогом формировавшейся в течение полутора десятилетнего периода договорно-правовой базы.

В эту базу к 2007 г. вошли свыше 100 двусторонних документов. Среди них 6 Совместных деклараций, 3 Совместных коммюнике, 5 межгосударственных соглашений, 45 межправительственных и 34 межведомственных документа. Договор затрагивал различные сферы двустороннего сотрудничества в политической, военной, экономической, торговой, культурно образовательной областях. В отличие от 5 ранее подписанных политических документов на высшем уровне между двумя странами, договор, как политическая платформа двусторонних таджикско-китайских отношений, имеет долгосрочный характер и будет действовать в течение 25 лет (ст. 18) с правом продления срока на последующие пятилетние периоды. Он, как политико-правовой документ, определяет приоритетные направления долгосрочного сотрудничества Республики Таджикистан с КНР. одновременно стороны обязались «воздерживаться от действий, направленных друг против друга», «не подписывать с третьими странами любые договоры, направленные против другой стороны, не допускать использование своей территории во вред безопасности другой стороны». договор в целом подытоживал все предыдущие политические документы двусторонних таджикско-китайских отношений, начиная с подписанного в январе 1992 г. в Душанбе Совместного коммюнике об установлении дипломатических между КНР и Республикой Таджикистан. Полное урегулирование пограничного вопроса позволило выйти на подписание 15 января 2007 г. договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Республикой Таджикистан и КНР и развивать взаимовыгодные отношения на долгосрочной основе.

Заключение

таджикистан сотрудничество китайский инвестиция

таким образом, в экономическом отношении усилия КНР сосредоточены на получении доступа к природным ресурсам Таджикистана (прежде всего, драгоценным и редкоземельным металлам) и расширении рынка сбыта товаров для своего Синьцзян-Уйгурского автономного района. Правительство Республики Таджикистан, в свою очередь, видит в восточном соседе источник финансовых вливаний и ожидает от него помощи в преодолении транспортно-коммуникационной изоляции, в которой страна оказалась после распада СССР.

Основным инструментом проникновения Китая в таджикскую экономику стало широкомасштабное льготное кредитование. После того, как в середине 2000-х годов в результате реструктуризации задолженности перед Россией (299,7 млн дол.) и списания задолженности МВФ (99 млн дол.), внешний долг Таджикистана сократился с 66,3 до 30,2% ВВП, власти республики посчитали возможным вновь расширить коридор внешних заимствований. В 2006 г. правительство республики одобрило получение от КНР трех концессионных товарных кредитов на внушительную для Таджикистана сумму в 603 млн дол. В результате задолженность Душанбе перед Китаем на начало 2012 г. выросла до 878,5 млн дол. и превысила 41 % всего внешнего долга республики, составившего в это время 2,124 млрд. Далеко позади по данным показателям остались прежние главные кредиторы Таджикистана — всемирный банк и Азиатский банк развития.

Учебная работа. Взаимоотношение Республики Таджикистан и Китайской Народной Республики. Торгово-экономический аспект сотрудничества Китайской Народной Республики и Республики Таджикистан