Учебная работа. Всемирная торговая организация, ее структура и функции
всемирная торговая организация, ее структура и функции
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
КЕМЕРОВСКИЙ государственный СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
Экономический факультет
Кафедра «Экономической теории и правовых отношений»
Контрольная работа
по дисциплине «мировая экономика»
на тему «Всемирная торговая организация, ее структура и функции»
Выполнила:
студентка экономического факультета,
Майор З.Г., 1 курс,
Проверил: к.э.н., доцент
Э.В. Николаева
КЕМЕРОВО 2011
План
Введение
1. ВТО
.1 Создание ГАТТ/ВТО
1.2 Принципы работы ВТО
1.3 Функции ВТО
1.4 Членство в ВТО
1.5 Процедура присоединения стран к ВТО
1.6 Организационная структура ВТО
2. Отношения россии и ВТО на современном этапе
Заключение
список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Глобализация мировой экономики усиливает роль и значение международных экономических организаций, призванных осуществлять координацию действий многочисленных субъектов. ВТО играет основную роль в формировании мировых торговых потоков и установлении правил ведения международного бизнеса и является орудием проведения глобальной торгово-экономической дипломатии. Торговые проблемы являются основным объектом деятельности ВТО, сфера деятель которой охватывает свыше 4/5 мировой торговли. Ее деятельность направлена на либерализацию торгового обмена и соблюдение правил ведения мировой торговли. ВТО имеет цель не только понижать тарифы, но и соблюдать режим, наиболее благоприятствуемый нации, или режим национального отношения, т.е. свободного от дискриминации отношения к импортным товарам. Для выполнения общих целей и принципов подразделениями ВТО постоянно проводятся переговоры по совершенствованию соглашений и консультации с целью противостоять вспыхивающему на национальном и региональном уровнях протекционизму, содействовать устранению тарифных и нетарифных ограничений в международной торговле. ВТО дает возможность странам вести переговоры организованно посредством форума, на правах консенсуса, а не большинством голосов.
Членство в ВТО расширяет доступ компаний страны-члена на международные рынки и предоставляет стране возможности использовать механизм организации для защиты своих интересов. Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя — это понижение стоимости жизни благодаря снижению протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования ГАТТ/ВТО торговые барьеры во всем мире стали ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли. участие стран в деятельности ВТО предоставляет более широкий выбор товаров и услуг, что также является несомненным преимуществом свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, расширяется ассортимент отечественных товаров и услуг в результате снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное национальное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции, а цена и качество определяют конкурентоспособность фирмы и ее продукции.
В результате более активного товарообмена развиваются новые технологии. Увеличение экспорта повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.
Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение — все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятель и созданию благоприятного климата для международного бизнеса. В свою очередь приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций создает дополнительные рабочие места. Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики.
Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях — отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.
1. ВТО
.1 Создание ГАТТ/ВТО
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО, — это многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствовались во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. Оно было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран. Сложившееся на основе этого Соглашения международное учреждение ГАТТ более 40 лет выполняло функций международной организации по вопросам торговли и являлось центральным международным органом, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением упомянутого Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблемы мировой торговли и принимали решения, касающиеся правовых основ международных торговых отношений.
Вследствие снижения таможенных тарифов в мировой торговле и развитии нетарифных ограничений, т.е. различного рода административных мер, затрудняющих доступ иностранных товаров на внутренние рынки в ходе переговоров Токийского раунда (1973-1979) сфера регулирования ГАТТ была значительно расширена и уточнена за счет заключения отдельных соглашений, регламентирующих вопросы правил таможенной оценки, технических барьеров а торговле, лицензирования импорта, введения антидемпинговых и компенсационных пошлин и ряда других мер. [5, стр. 130].
Важная особенность, заложенная в «конструкцию» ГАТТ, это возможность его совершенствования, развития правовых норм Соглашения и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических связей. В этом заключается одна из причин жизнестойкости данного Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком (но в пересмотренном виде) инкорпорирован в механизм созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО).
В Марракеше 15.04.1994г. был подписан заключительный акт о создании ВТО, таким образом, механизм ГАТТ был адаптирован к современному этапу развития международного бизнеса. Система ГАТТ, будучи фактически международной организацией, формально таковой не являлась. ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН, расширив круг регулируемых вопросов — ст. I Соглашения. [4, стр. 94]. На эту организацию были возложены функции контроля за рынком услуг и интеллектуальной собственности, а с 2001 г. мониторинг антидемпингового законодательства, экологических норм производства и субсидий сельскому хозяйству [5, стр. 130].
всемирная торговая организация (ВТО) начала свою деятельность с 1 января 1995 г. и была призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (МТС) (1986-1994 гг.). Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС. Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли (Приложения 1,2,3 к Соглашению о создании ВТО; приложение 4 представляет собой часть соглашения только для тех его членов, которые присоединились к указанным соглашениям и являются обязательными только для них). [4, стр. 99].
Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. ВТО — это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляет Соглашение об учреждении ВТО, которое содержит 3 основных договора: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) [4, стр. 95]. Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран-членов. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран — членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать. Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации.
главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и международных торговых отношений и обеспечении справедливых условий конкуренции посредством совершенствования торговых правил путем ликвидации таможенных ограничений, устранения всех форм дискриминации в международной торговле.
Центральной задачей ВТО является установление общих принципов международной торговли.
Страны-члены ВТО решают эти цели (задачи) путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых отношений в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.
.2 Принципы работы ВТО
Работа ВТО/ГАТТ опирается на принципы, среди которых основополагающими являются:
1.Режим наибольшего благоприятствования (т.е. равные права) — принцип недискриминации на таможенной границе. любой из членов ВТО одинаково относится к импортируемым товарам из любого другого государства — члена ВТО. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными (т.е. взаимность)
.Принцип национального режима устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов.
3.Принцип транспарентности торговой политики (т.е. прозрачность) — члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
.Принцип защиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах.
.Принцип создания устойчивой основы торговли обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных договаривающимися сторонами, которые не могут повышаться впоследствии.
.Принцип содействия справедливой конкуренции. ВТО стремится не допустить ведение «войны субсидий» и использование компенсационных мер в протекционистских целях.
.Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами.
.Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев.
.Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются «изъятия» и применение «защитной оговорки». «Изъятия» означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.
.Специальные условия для развивающихся стран предусматривают поощрение помощи развивающимся странам и обеспечение более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки.
.Исключение в отношении текстиля и одежды предполагает регулирование торговли этими товарами путем установления промышленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных развивающихся стран.
.3 Функции ВТО
важнейшими функциями (ст. II Соглашения) ВТО являются [10]:
·контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда,
·проведение многосторонних торговых переговоров (Практикуется принятие решений на основе консенсуса. В тех случаях, когда решение не может быть достигнуто путем консенсуса, спорный вопрос решается путем голосования большинством голосов. На заседаниях Министерской конференции и Генерального совета каждый член ВТО имеет один голос (ЕС при голосовании располагает числом голосов, равным его участникам — членам ВТО). толкование положений соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).
·разрешение торговых споров, ("Система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли" — гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров. Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям (в ГАТТ никакие меры принуждения не могли быть приняты без консенсуса по этому вопросу всех членов данной организации и каждое экспертов). Генеральный совет ВТО созывается как орган разрешения споров (ОРС) для урегулирования споров, возникающих в связи с любым соглашением, из числа тех, которые содержатся в Заключительном акте Уругвайского раунда. таким образом, ОРС обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций. В договоренности также подчеркивается, что быстрое разрешение споров является необходимым условием эффективного функционирования ВТО. Соответственно, в ней достаточно подробно определяются те процедуры и сроки, которые должны соблюдаться при разрешении споров. Цель механизма урегулирования споров в рамках ВТО заключается в том, чтобы "обеспечить конструктивное решение споров". таким образом, поощряется стремление сторон к поиску взаимоприемлемого решения проблем, возникающих в отношениях между членами организации, в соответствии с положениями ВТО. Достичь такого урегулирования можно также в процессе двусторонних консультаций между заинтересованными правительствами. Так, на первом этапе урегулирования споров, проведение таких консультаций является обязательным условием. В случае неудачи, если обе стороны не имеют возражений, спор может быть вынесен на рассмотрение Генерального директора, который, выступая в своем официальном качестве (ex officio), предлагает сторонам свои добрые услуги и посредничество с целью их примирения и урегулирования спора. Если консультации не дают желаемых результатов в течение 60 дней, истец может обратиться в ОРС с просьбой об образовании третейской группы для рассмотрения дела. Согласно действующим процедурам, ОРС обязан назначить третейскую группу не позднее даты, когда он рассматривает заявление об образовании такой группы во второй раз, если на основе консенсуса не будет принято решение против ее создания. В договоренности предусматриваются стандартные полномочия, в соответствии с которыми третейская группа разбирает жалобу в контексте того соглашения, на которое ссылается истец, а также делает свои выводы, которые должны помочь ОРС принять рекомендации или вынести свое определение согласно тексту соглашения. Третейская группа может наделяться различными полномочиями, если стороны согласны с таким подходом. Члены третейской группы назначаются в течение 30 дней с момента принятия решения о создании такой группы. Секретариат ВТО предлагает вниманию спорящих сторон имена трех потенциальных арбитров, выбор которых осуществляется из списка лиц, обладающих необходимой квалификацией. В случае серьезных затруднений с выбором арбитров, Генеральный директор может назначить их самостоятельно. Назначенные арбитры выступают в своем личном качестве и не вправе получать инструкции от правительств. Заключительный доклад третейской группы, как правило, передается сторонам в споре в течение шести месяцев. В случае острой необходимости, когда речь идет о скоропортящихся товарах, сроки представления доклада сокращаются до трех месяцев. Третейская группа руководствуется подробными процедурами, которые прописаны в Договоренности о процедуре разрешения споров.
основные этапы работы группы выглядят следующим образом: до начала первого заседания по рассмотрению спора по существу, каждая из сторон, участвующих в споре, представляет группе свое заявление, в котором излагаются факты и аргументы, касающиеся спора. На первом заседании группы по рассмотрению спора по существу истец излагает иск, а ответчик — позицию зашиты. Третьи стороны, которые сообщили группе о наличии у них интересов в споре, также могут представить свои соображения. Официальные ответные доказательства и возражения ответчика представляются на втором заседании третейской группы по рассмотрению дела по существу. В тех случаях, когда одна из сторон поднимает вопросы научного или технического характера, третейская группа может назначить группу экспертов для подготовки экспертного заключения. Третейская группа представляет сторонам описательный раздел своего доклада (фактологическая сторона дела и аргументация сторон) и дает им две недели для подготовки замечаний. Далее группа представляет сторонам промежуточный доклад, в котором содержатся ее выводы и заключения, и дает сторонам одну неделю для подачи заявления о пересмотре доклада. Сроки пересмотра не должны превышать две недели, в течение которых группа может проводить дополнительные заседания с участием сторон спора. Заключительный доклад затем представляется сторонам, а спустя три недели распространяется среди всех челнов ВТО.
В случае, если третейская группа признает, что рассматриваемая мера противоречит условиям соответствующего соглашения ВТО, она рекомендует члену организации, который ввел эту меру, привести ее в соответствие с таким соглашением. Группа также может предложить члену организации пути выполнения предлагаемой рекомендации. Доклады третейской группы подлежат утверждению ОРС в течение 60 дней после их принятия группой, если при этом одна из сторон не заявит о своем намерении подать апелляцию или же на основе консенсуса не будет принято решение не утверждать доклад группы.
Механизм разрешения споров в рамках ВТО предоставляет каждой из сторон при рассмотрении спора третейской группой возможность подать апелляцию. однако такая апелляция должна ограничиваться вопросами права, которые затрагиваются в докладе группы, и той интерпретации правовых положений, которые она дает. Апелляции рассматриваются постоянным апелляционным органом, который создается ОРС. В состав этого органа входят семь человек, назначение которых обеспечивает широкое представительство членского состава ВТО. Эти лица назначаются членами апелляционного органа на четыре года. Они должны обладать авторитетом в области права и международной торговли и не быть связаны с каким-либо правительством. Три члена Апелляционного органа постоянно находятся при исполнении служебных обязанностей для рассмотрения апелляций. Они вправе подтвердить, изменить или аннулировать правовые заключения и выводы третейской группы. Как правило, срок, отводимый на рассмотрение апелляции, не должен превышать 60 дней и ни в коем случае не может быть больше, чем 90 дней. Не позднее, чем тридцать дней после его опубликования ОРС принимает доклад апелляционного органа, который в безусловном порядке подлежит принятию сторонами спора, если нет консенсуса, что доклад не должен быть принят.
В Договоренности подчеркивается, что "безотлагательное выполнение рекомендаций или правовых определений ОРС является необходимым условием эффективного разрешения споров к взаимной выгоде всех членов". На заседании ОРС, которое проводится в течение 30 дней после утверждения доклада третейской группы или доклада апелляционного органа, затронутая сторона обязана изложить свои намерения в отношении выполнения рекомендаций. Если немедленное выполнение рекомендаций представляется невозможным по практическим соображениям, данный член организации получает "разумные сроки", которые устанавливаются ОРС, для их выполнения.
В случае невыполнения им этих рекомендаций в установленные сроки, данный член организации обязан вступить в переговоры с истцом для определения взаимосогласованной компенсации, например, о снижении тарифов в секторах, представляющих особый Интерес для истца. Если спустя 20 дней с начала таких переговоров, стороны не смогут согласовать удовлетворительную для истца компенсацию, истец вправе обратиться в ОРС за санкцией на приостановление действия уступок или обязательств по отношению к ответчику. ОРС обязан выдать такую санкцию в течение 30 дней после истечения "разумного срока", если нет консенсуса о том, что запрос о санкции следует отклонить. В принципе, действие уступок приостанавливается в том же секторе торговли, в отношении которого возник спор, вынесенный на рассмотрение третейского суда. Если эта мера почему-то является неэффективной или не может быть реализована по практическим соображениям, действие уступок приостанавливается в отношении другого сектора торговли, но в рамках все того же соглашения. Если и эта мера представляется неэффективной, или не может быть реализована по практическим соображениям, или обстоятельства дела достаточно серьезны, действие уступок может быть приостановлено в рамках другого соглашения ВТО.
В любом случае, ОРС будет держать под контролем выполнение принятых рекомендаций или правовых определений, а любой нерешенный спор будет оставаться в его повестке дня до полного разрешения) [8],
·мониторинг национальной торговой политики стран-членов,
·сотрудничество с международными специализированными организациями.
.4 Членство в ВТО
Членами всемирной торговой организации являются уже 153 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. россия в этом смысле не является исключением.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
·получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
·устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
·возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все Договаривающиеся стороны — участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда. На октябрь 2008 г. полноправными участниками ВТО являются 153 государства, причем только 25 из них стали новыми членами: Эквадор, Болгария (1996г.), Монголия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова (2001г.), Китай (2001г.), Тайвань (2002г.) и Армения (2003 г.), Македония (2003г.), Непал (2004г), Камбоджа (2004г.), Саудовская Аравия (2005г.), Вьетнам, Тонга (2007г.), Украина, Кабо Верде (2008г.) [10].
каждый член ВТО делегирует такие права организации, которые могут быть необходимы для выполнения ее функций. Каждому члену ВТО предоставлены в свою очередь такие привилегии и свобода действий, которые необходимы им для выполнения своих функций как членов этой организации. Официальным сотрудникам ВТО и представителям стран-участниц предоставлены привилегии и иммунитет, необходимые для независимого выполнения их функций. Они аналогичны условиям, оговоренным в Конвенции по привилегиям и иммунитетам специализированных учреждений, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 21 ноября 1947 г.
финансовые операции, связанные, в частности, со шкалой взносов в ВТО и распределением расходов между ее членами, основываются на практике ГАТТ. каждый член ВТО обязуется без задержек вносить свою долю в покрытие расходов ВТО в соответствии с финансовыми правилами, одобренными Генеральным советом.
каждому члену ВТО предоставляется возможность выхода из Соглашения об образовании ВТО с письменным оповещением об этом Генерального директора ВТО за шесть месяцев. Такой выход будет относиться и к многосторонним торговым соглашениям.
более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Алжир, Казахстан, остальные государства СНГ находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере мировой торговли. [3, стр. 97].
.5 Процедура присоединения стран к ВТО
Выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО процедура присоединения стран к ВТО многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию. задача переговоров о присоединении — добиться наилучших условий присоединения страны к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. после этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы (РГ) по присоединению страны к ВТО (в РГ по присоединению России на сентябрь 2008 г. значилось 60 стран, при этом ЕС считается как одна страна). Прежде всего переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы). В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках (хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:
·Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров,
·список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства,
·перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования),
·Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух— и многостороннем уровнях.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. после этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.
участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО [10].
.6 Организационная структура ВТО
Организационная структура ВТО определена в ст. IV Соглашения о создании ВТО. [4, стр. 95].
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Направления и содержание работы ВТО во многом определяются постоянными представителями при ВТО стран-членов.
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ, с 1995г. — ВТО. Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО. С 1 сентября 2005 г. им стал француз Паскаль Лами, бывший торговый комиссар ЕС (до 11.2004г.)
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год (8-10) в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров, где проводят заседания Комиссии по урегулированию споров (рассмотрение процедур урегулирования споров) и Комиссии по контролю за торговой политикой (регулярный контроль торговой политики членов ВТО). Четыре соглашения ВТО, обязательные только для заинтересованных стран (о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине), привели к созданию особых органов управления, подотчетных Генеральному совету. кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам и т.д.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением многосторонних соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами (приложение 1А) [4, стр. 347]. Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием соглашений, касающихся торговли товарами. В этом ему оказывает помощь ряд комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС (приложение 1В генерального соглашения по торговле услугами) [4, стр. 347].
Оно впервые создало механизм международной торговли услугами. До этого не было международных торговых правил, регулирующих сферу услуг: банковское дело, страхование, транспорт, телекоммуникации, туризм, строительство, телевидение. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными правилами и нормами.
В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговле услугами сосредотачивает усилия на вопросах телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам.
ГАТС состоит из трех основных блоков. В первом излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами. Второй и третий блоки включают соответственно списки начальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг (в частности, финансовых услуг и телекоммуникаций).
Таким образом, в торговлю услугами входят не только услуги, перемещающиеся через границу страны, но и услуги, производимые и потребляемые иностранными физическими и юридическими лицами в пределах национальной территории каждой страны — участницы ВТО.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС, приложение 1С Соглашения), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
ТРИПС определяет рамки применения основных принципов в области охраны прав интеллектуальной собственности. К таким принципам относятся взаимное предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования, а также недискриминация. Сфера действия Соглашения распространяется на регулируемые соответствующими международными конвенциями авторские права, торговые знаки и знаки обслуживания, патенты, географические названия, промышленный дизайн, раскладку интегральных схем, ноу-хау, коммерческие тайны.
Соглашение обязывает его членов принять национальные законы, которые позволяли бы эффективно защищать права интеллектуальной собственности как иностранцев, так и собственных граждан. Кроме того, страны-члены должны предусмотреть в национальных законодательствах уголовное наказание или крупные штрафы за намеренное подделывание товарных знаков и другие аналогичные нарушения.
В рамках ВТО определяются конкретные меры, которые могут быть предприняты таможенными органами на границе с целью предотвращения ввоза пиратских товаров вплоть до их уничтожения. Затрагиваются также вопросы допустимости ведения антиконкурентной практики, определяется порядок разрешения споров.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО в Женеве (Швейцария), в структурных подразделениях которого занято около 500 штатных сотрудников. [8]. Рабочие языки ВТО — английский, французский и испанский. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. [3, стр. 96].Одной из приоритетных задач Секретариата является поддержка проектов стран-участниц, т.к. они работают на благо либерализации торговли [4, стр. 347]. Секретариат ВТО, возглавляемый генеральным директором и его четырьмя заместителями, несет ответственность за обеспечение технической поддержки различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказание содействия развивающимся странам, проведения анализа мировой торговли и разъяснения положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
всемирная торговая организация
2. Отношение россии и ВТО на современном этапе
Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1993 г. В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр россии Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Но в ВТО могут вступать только страны, а не Таможенные союзы. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что россия, Беларусь и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит, и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз[9].
По данным разных экспертов существует несколько причин прекращения переговоров России с ВТО:
1.россия устала искать понимания в организации, которая относится к ней предвзято, затягивает переговоры и настаивает на принятии нашей страной неприемлемых, выходящих за рамки стандартного подхода к кандидатам на членство, условий присоединения.
2.Вера в то, что коллективная стратегия присоединения, по крайней мере, теоретически, может оказаться эффективнее индивидуальной.
.Россия решила временно пожертвовать вступлением в ВТО ради активизации процесса региональной интеграции и возможности в условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса свободно использовать тарифные и нетарифные меры защиты своего внутреннего рынка.
4.россия намерена поторговаться с ВТО, рассчитывая, что партнеры по переговорам оценят ее решительность и быстро дадут согласие на присоединение. [7, стр. 47-49].
Таможенный союз — это объединение на основе международного договора таможенных территорий отдельных государств в единую таможенную территорию, где действует режим свободной торговли, но при этом каждый участник союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры ограничения торговли в отношении товаров из третьих стран. [6, стр. 65].
Преимущества таможенного союза:
·возможность заключать более выгодные сделки с партнерами, то есть пожинать плоды, недостижимые для тех участников региональных интеграционных соглашений, которые действуют поодиночке.
·по сравнению с зоной свободной торговли — возможность временного ограничения доступа на рынки, когда члены союза намерены проводить индустриализацию под защитой протекционистских барьеров.
·поскольку в таможенном союзе действуют общие внешние таможенные тарифы, нет формальной необходимости в строгом соблюдении правил происхождения товара, а значит, устраняются все административные Издержки и искажения, связанные с их применением. [6, стр. 65-66].
Таможенному союзу необходимо иметь не только единый таможенный тариф, гармонизированные меры нетарифного регулирования, но и, что принципиально важно, единую во всех отношениях торговую политику.
Следует особо подчеркнуть: пока еще не было прецедента, когда во Всемирную торговую организацию вступал таможенный союз государств, не состоящих в этой организации. По документам и практике функционирования ГАТТ/ВТО, учреждение, нотификация и признание таможенного союза международным торговым сообществом сопряжено с достаточно серьезными правовыми и процедурными сложностями.
россии и Казахстану необходимо ускорить завершение самостоятельных переговоров. При подобном подходе Россия и Казахстан смогли бы иметь более широкие возможности для оказания помощи Белоруссии в завершении переговоров и согласовании ее статуса как члена Таможенного союза уже на этапе его регистрации в органах ВТО.
Заключение
В развитии мировой торговли выявлена тенденция: с одной стороны — явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны — углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые.
существуют 2 мнения мировых экспертов о ВТО. Первое говорит о том, что нельзя недооценивать роль международных торговых организаций при налаживании и поддержании международной торговой политики. Ведь система ВТО уравнивает шансы для всех участников международного товарообмена, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, а также способствует укреплению международной стабильности. Важная особенность, заложенная в «конструкцию» ГАТТ/ВТО, это возможность его совершенствования, развития правовых норм Соглашения и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических связей. За всю свою историю существования система доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.
второе мнение мировых экспертов выражает критику в адрес системы ВТО. Заявленная цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Они считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвиняются в частичном несправедливом приоритете мультинациональным корпорациям (транснациональным) и богатым странам.
Критики полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса.
В России близкие к переговорному процессу лица открыто высказывают сомнение в необходимости ускорения присоединения России к ВТО. По мнению одного из них, вступление в ВТО для россии — важная стратегическая, а не тактическая задача, и поэтому с ее решением можно повременить. [7, стр. 49]
В частности, деятельность ВТО часто подвергается критике и осуждению со стороны антиглобалистов. В феврале 2011 года, в России создано движение «СТОП ВТО», которое своими целями ставит — консолидацию гражданского общества для препятствования попыткам вступления россии во Всемирную торговую организацию.
Однако, существует и другое мнение экспертов, что Россия теряет ежегодно до 2,5 млрд. долларов от торговых ограничений, применяемым к российским экспортерам. Став членом ВТО Россия сможет отстаивать свои интересы, участвуя в разработке международных торговых правил. Конечно, участие в ВТО испытывает экономику страны-участницы «на прочность», так как требует от нее открыть свои рынки для доступа иностранных товаров. Из-за низкой конкурентоспособности российских товаров и преимущественно сырьевого состава российского экспорта либерализация доступа в Россию высококачественных иностранных товаров, капиталов и услуг может стать непреодолимым препятствием на пути выхода из кризиса российской промышленности, неразвившихся финансового сектора и сферы услуг. Но возможно участие России в ВТО со значительными отступлениями от общих правил на начальных порах (что допускается в той или иной степени условиями деятельности ВТО).
Список литературы
1.Булатов А.С., мировая экономика. Учебник — М.: ЮНИТИ, 2008г., 720с.
2.Ломакин В.К. мировая экономика: Учебник для ВУЗов. — М.: финансы, ЮНИТИ, 2008г.
.(4) Поляков В.В. д.э.н., проф., Щенин Р.К. д.э.н., проф., мировая экономика и международный бизнес: Учебник. — 5-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2008. — 688с.
.Цыганков П.А., Дробот Г.А., Лебедев М.М., Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: Учебное пособие. Изд. 2-е перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2008г.-320с.
.Баранов В., В ВТО — тройственным таможенным союзом: намерения и реальность, Журнал Мировая экономика и международные отношения, 2010г., № 3, с 65-72
.Оболенский В., Переговоры о присоединении россии к ВТО: новый формат, новые перспективы, журнал Мировая экономика и международные отношения, 2010г., № 6, с 46-51
.сайт: mpt.tatar.ru/rus/basiswto
.сайт: #»justify»>.сайт: #»justify»>Приложение 1
Распоряжение Правительства РФ от 10 января 2001 г. N 126-р
В целях реализации задач по присоединению российской Федерации к Всемирной торговой организации было разработано межведомственное распределение обязанностей по основным направлениям переговоров по присоединению Российской Федерации к ВТО [10].
межведомственное распределение обязанностей по основным направлениям переговоров по присоединению российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО) (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 января 2001 г. N 126-р)
1. Общие вопросы: 1) общая координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной властиМинэкономразвития России2) соответствие законодательства российской Федерации нормам и принципам ВТОМинюст России, Минэкономразвития россии, Минпромнауки России, Минфин России, ГТК россии, МИД России, МАП России, Минсельхоз россии, МВД России, Минздрав России, МПР россии, Минфедерации России, Госстандарт России, Роспатент, Госгортехнадзор россии, ФСБ России, Минтруд России, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (по согласованию), Комитет Совета Федерации по вопросам экономической политики (по согласованию), Комитет государственной Думы по экономической политике и предпринимательству (по согласованию)3) взаимодействие с руководящими органами ВТОМинэкономразвития россии, МИД России2. Вопросы торговли товарами: 1) доступ на рынки (тарифные предложения)Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минфин россии, ГТК России, Минсельхоз России, МИД россии, МАП России, Минэнерго России, Минздрав россии, МВД России, Минфедерации России, Госкомрыболовство россии, Госстрой России, Минсвязи России, Росавиакосмос, Торгово-промышленная палата российской Федерации (по согласованию)2) налогообложениеМНС россии, Минфин России, ГТК России, Минсельхоз россии, Госстрой России, ФКЦБ России3) торговые ограничения, вытекающие из состояния платежного баланса, бюджетные вопросыМинфин России, Банк России (по согласованию),Минэкономразвития россии, Минпромнауки России, ГТК России4) таможенные процедуры (таможенная оценка, правила происхождения товаров, пограничные меры) и предотгрузочная инспекцияГТК России, Минэкономразвития россии, Минздрав России, Госстандарт России,Минсельхоз россии, Госгортехнадзор России, Минфедерации России,Гос-комрыболовство россии, Торгово-промышленная палата Российской Федерации (по согласованию)5) антидемпинг, компенсационные пошлины, специальные защитные мерыМинэкономразвития России, Минпромнауки России, Минфин россии, МАП России, ГТК России, Минсельхоз россии, МИД России, Торгово-промышленная палата российской Федерации (по согласованию)6) нетарифные средства регулирования, в том числе количественные ограниченияМинэкономразвития россии, Минпромнауки России, ГТК России, Минсельхоз россии, Госстандарт России, Минздрав России, МВД россии, МПР России, МАП России, МИД россии7) необязательные инициативы и соглашения ВТО по либерализации торговли по отдельным товарным группамМинэкономразвития россии, Минпромнауки России, Минсельхоз России, Минфин россии, МАП России, Минздрав России, Госстрой россии, Минсвязи России, МИД России, ГТК россии, Госстандарт России8) субсидирование (промышленные и сельскохозяйственные субсидии)Минэкономразвития россии, Минпромнауки России, Минсельхоз России, Минфин россии, МПР России, МАП России, Минфедерации россии, Госстрой России9) технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные мерыГосстандарт россии, Минсельхоз России,Минздрав России, Минэкономразвития россии, Минпромнауки России, МПР России, ГТК россии, Госстрой России, МВД России, Госгортехнадзор россии, Госкомрыболовство России, Роскартография, МАП России10) инвестиционные меры, связанные с торговлейМинэкономразвития России, Минпромнауки россии, Минфин России, МПР России, ГТК россии, Минэнерго России, МАП России, Минздрав россии, МИД России, Минфедерации России, Госстрой россии11) внутренняя поддержка и экспортные субсидии в сельском хозяйствеМинсельхоз россии, Минфин России, Минэкономразвития России, МАП россии, Минфедерации России12) информационно- статистическое обеспечениеГоскомстат россии, ГТК России, Минэкономразвития России, Минпромнауки россии, Минфин России, МВД России, Минсельхоз россии, Роспатент, Банк России (по согласованию)3. вопросы торговли услугамиМинэкономразвития России, Минпромнауки России, Минюст россии, Минфин России, МИД России, Банк россии (по согласованию), Госкомстат России, Минтранс россии, Минсвязи России, Госстандарт России, МПС россии, Госстрой России, Минздрав России, Минобразование россии, Минтруд России, Минкультуры России, Госкомспорт россии, Росавиакосмос, ФКЦБ России, МПТР России, МАП россии, МНС России, Минфедерации России, Минсельхоз россии, Госкомрыболовство России, МВД России, МПР россии, Минэнерго России, Минимущество России, Росархив, Роскартография, Госгортехнадзор россии, Роспатент, ФАПСИ, ФСБ России, Торгово-промышленная палата российской Федерации (по согласованию)4. Торговые аспекты прав интеллектуальной собственностиРоспатент, Минюст России, ГТК россии, МВД России, ФСБ России, МАП россии, Минсельхоз России, Госстандарт России, Минпромнауки россии, Минкультуры России, МИД России, МПТР россии, Минздрав России, МПР России, Минсвязи россии, Госстрой России,Роскартография, Минэкономразвития России, Росавиакосмос, Верховный Суд Российской Федерации (по согласованию), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (по согласованию), Генеральная прокуратура российской Федерации (по согласованию),Торгово-промышленная палата российской Федерации (по согласованию)
Приложение 2
Торговые соглашения россии
1.Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны
2.Соглашение о торговых отношениях между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки
.Соглашение о торговых и коммерческих отношениях между Российской Федерацией и Канадой
.Торговый Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией
.договор об учреждении Евразийского экономического сообщества
.договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве
.Соглашение о создании зоны свободной торговли [10].