Учебная работа. Восстановление духовных ценностей народов и их влияние на общественное сознание в современном Казахстане
Восстановление духовных ценностей народов и их влияние на общественное сознание в современном Казахстане
АЛМАТИНСКИЙ университет ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
ФАКУЛЬТЕТ РАДИОТЕХНИКИ И СВЯЗИ
Кафедра социальных дисциплин
ФИЛОСОФИЯ
Семестровая работа №1 на тему
«Восстановление духовных ценностей народов и их влияние на общественное сознание в современном Казахстане»
Выполнил: студент гр. РЭТ-12-9
Джаркин А.Б.
№ зачетной книжки: 123259
Проверил: доц. Шицко В.Л.
Алматы, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. Духовно-культурные ценности и их . Формирование новой системы ценностей в условиях обретения суверенитета
.1 Инициативы Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в области развития межнациональных отношений
.2 Ассамблея народа Казахстана как инструмент решения межэтнических проблем
. Казахстанская модель общественного согласия
.1 Казахстанский патриотизм
.2 Межэтническая и межконфессиональная толерантность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
список ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению духовных ценностей народов и их влиянию на общественное сознание в современном Казахстане. В работе отражено Актуальность нашего исследования состоит в том, что оно дополняет и существенно расширяет спектр наших знаний, касающихся культурно-духовного развития народа Казахстана. Методологическую основу работы составляют принципы научности и объективности. использование данных принципов позволило нам дать наиболее точную и объективную информацию, касающуюся нашего вопроса.
Духовные ценности служат прочной основой укрепления морали и нравственности, мира и согласия на земле Казахстана. традиционная духовная культура народов сформирована из наследия и сложена из множества исторических пластов. после обретения независимости Казахстана интерес к традиционным духовным ценностям народа неизмеримо возрос, и он охватывает все стороны его жизни в прошлом.
. Духовно-культурные ценности и их Исторический путь и особенности современного этапа развития любого государства в меняющемся мире определяется не только его экономическим и политическим состоянием, но и уровнем материальной и духовной культуры. В этой связи думается, что реальность сегодняшнего дня определяется не столько новой действительностью и соответствующими ей ценностями, сколько их соответствием национальным традициям, логике преемственности исторического развития. сколько бы мы не говорили о будущем страны, пласты этнического мировоззрения и ментальности, политическая национальная культура. Не случайно в Конституции Республики Казахстан закреплено положение о том, что государственной независимости, подлинного суверенитета и самобытности народа. В этих условиях культурам народов Казахстана предстоит заново и в полной мере приобретать собственное лицо. Бесспорный приоритет должен принадлежать, несомненно, казахской культуре, т.е. культуре народа, давшего историческое имя государству, ибо только в Казахстане, и нигде больше она не может получить свое истинное возрождение и необходимое развитие. Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что казахский народ достиг поры, когда сам может предложить свою оригинальную культуру, когда народы мира могут увидеть, оценить, понять, какое богатое духовное наследие создано им на протяжении долгих веков.
новые социально-политические и экономические реалии трансформируют самосознание народов Казахстана. Меняется видение мира, общества, истории народа. Бурно растет национальное самосознание, а вместе с ним интерес к правдивой истории Отечества. обращение к национальной истории продиктовано не только интересом к прошлому, но и поиском ориентиров на будущее. поэтому на рубеже двух тысячелетий не обойтись без всестороннего переосмысления своего прошлого. Это важно и потому, что восстановление исторической памяти народа, осмысление судьбы его является важным элементом обретения и укрепления реальной независимости государства. Сегодня мы в полной мере осознаем, до какой степени была сфальсифицирована в недавнем прошлом история народов. В свете классовой интерпретации пройденный евразийскими номадами многовековой путь представал как некая примитивная предыстория. Многотысячелетний путь, пройденный этносами, составляющими ныне казахскую нацию, объявлялся жалким существованием, не имеющим никакого значения и ценности для истории и человечества. Номадизм и в последующие времена рассматривался как досадный фактор, обусловливающий торможение освоение экономического потенциала Казахстана. Результаты социальных экспериментов в казахском ауле были беспрецедентными по своему трагизму и абсурдности. Кроме того, о номадах в целом господствовало мнение как о якобы неуправляемой, дикой стихии, отрицающей наличие объективных предпосылок для прогрессивного развития. В его основе лежал тезис о будто бы извечной противоположности и непримиримости материальных и духовных интересов, скорее духовных, чем материальных, кочевников и земледельцев.
Самобытная история казахского народа подгонялась под общие закономерности формационного характера, схематизировалась, из нее вымывались факты и события, выдающиеся исторические личности, деятельность которых не укладывалась в доктриальные установки официальной идеологии. Развитие мировой культуры связывалось только с оседлым образом жизни и хозяйствования. История Казахстана искусственно отрывалась от истории тюркских народов Центральной Азии, в древние времена создавших кочевую империю — Тюркский каганат, оказавший огромное влияние на этногенез многих народов, становление сложных и разнообразных культурных систем. Это был совершенно новый тип цивилизации, сохранивший свои черты до ХХ в.
В кочевом обществе сформировались определенные этико-этнические ценности. Для кочевников важнее всего чувство уважения к старшим, предания и заветы предков, которые есть внутренняя историческая память, перенесенная в историческую судьбу, есть Ценность, указывающая не на то, что в предании скрыт какой-то намек, символика исторических судеб, есть нечто большее, чем познание исторической жизни.
Обращение к истокам национальной культуры — веление времени. Народ, не знающий и не понимающий самого себя, не поймет и своего соседа, не станет ему интересным. Мы долгое время жили в духовном вакууме, оторванные от своих национальных корней. Целая эпоха — древнетюркская — оказалась вычеркнутой из нашего горизонта. Тезис об удивительной культурной продуктивности ее, способности к диалогу можно раскрыть, обращаясь к творчеству таких корифеев мировой культуры, как наш знаменитый предок, тюрок по происхождению, прославившийся в веках своей мудростью Абу Наср аль-Фараби, его последователь, очень образованный Ибн Сина. Пророк и мудрец земли казахской, наставник и учитель многих поколений Ходжа Ахмед Ясауи, Юсуф Баласагун, Махмуд Кашгари, чьи идеалы совпадали с общечеловеческими и оставили неизгладимый след в истории культуры и общественно-философской мысли казахского народа и служат источником возрождения казахской национальной культуры и духовности в начале ХХI в.
. Формирование новой системы ценностей в условиях обретения суверенитета
Со второй половины 80-х годов XX в. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире. Изменились общественные ожидания. Если до перестройки большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения народного капитализма. По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях настроения стали вновь меняться: постепенно возвращался интерес к национальной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям.
одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е годы XX в. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде). В условиях общественно-политического развития последних лет произошла радикальная переоценка многих прежних установок. Отвергнута концепция советского народа как новой исторической общности.
одновременно, отчетливо обозначаются те конкретные пути, по которым возможно развитие научного поиска, те периоды и явления культурной истории Казахстана минувшего столетия, которые ждут своих разработчиков, формирование новой системы ценностей в условиях обретения суверенитета.
Именно во взаимодействии друг с другом народы Республики Казахстан познают систему общечеловеческих ценностей: политической демократии, норм правовой и социальной справедливости, художественных богатств, глубоких религиозных ценностей, высоких нравственных идеалов, достижений науки. При всех различиях в национальности, вероисповедании, политических пристрастиях граждане Казахстана едины во мнении, что духовность, нравственность, культура, уважение к законам — это основа очищения и преображения общества.
Терпимость, взаимопонимание и взаимоуважение, поиск компромиссов, мир и согласие — основные идеи, утверждающиеся как мировоззренческие идеалы и как нормы повседневной жизни казахстанского общества. Приверженность этим общечеловеческим ценностям позволит и впредь избежать потрясений и резких поворотов, осуществлять взвешенный и реалистичный курс на постепенное и последовательное либеральное реформирование экономики» демократизацию общества, вести сбалансированную внешнюю политику
.1 Инициативы Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в области развития межнациональных отношений
в 1995 г, по инициативе Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева была создана Ассамблея народа Казахстана;
на третьей сессии АНК была поддержана идея Президента страны, направленная на развитие демократических процессов во всех сферах общественной жизни, в том числе в области межэтнического, межконфессионального диалога;
на пятой сессии Н. А. Назарбаев сформулировал ключевые положения национальной политики государства, определил ее составляющие и приоритеты;
седьмая сессия стала временем актуализации темы казахстанского патриотизма;
десятая сессия подвела итог создания казахстанской модели межнационального согласия.
новые рубежи — время для определения роли и места общественных инициатив в реализации уже сложившейся правовой базы.
2.2 Ассамблея народа Казахстана как инструмент решения межэтнических проблем
Одним из важнейших достижений Республики Казахстан за годы, прошедшие с момента обретения независимости, является построение модели межэтнического и межконфессионального согласия. В условиях страны, в которой проживают представители более 130 этносов, — это, вне всякого сомнения, выдающееся достижение, как руководства страны, так и всего казахстанского общества. Ассамблея народа Казахстана является уникальным органом, реализующим стратегические программы в сфере межэтнического и межконфессионального согласия. За период с марта 1995 г., когда АНК оформилась в качестве консультативно-совещательного органа до момента обретения Ассамблеей в 2007 г. нового, более высокого статуса, зафиксированного в Основном законе республики, был пройден очень непростой путь, на котором были опробованы самые разные механизмы взаимодействия как в рамках единой государственной стратегии, так и в контексте общественных инициатив. Если взглянуть на модель межэтнического согласия, то мы четко видим ту роль и то место, которое занимает Ассамблея народа Казахстана в этой системе: это коммуникатор, который соединяет общество и власть в рамках столь тонкого и столь сложного вопроса, которым является проблема межнациональных отношений.
Не случайно, что особое место в работе АНК занимает деятельность ее региональных отделений, так называемых, этнокультурных центров. В условиях огромной территории республики и специфических особенностей расселения отдельных этносов, которые в ряде районов проживают компактно, такая модель позволяет осуществлять двустороннюю связь, не только транслируя стратегические установки Президента страны на низовой уровень, но и формируя ответную связь с тем, чтобы власть располагала объективной, достоверной информацией о тех процессах, которые происходят в сфере межэтнических отношений.
сегодня это мощный институт, объединяющий общественные и государственные структуры вокруг идеи мира и согласия, независимости и национального единства.
. Казахстанская модель общественного согласия
казахстанский межнациональный суверенитет общественный
Для полиэтнического и унитарного по своему устройству Казахстана внутриполитическая стабильность и общественное согласие стали главными ценностями эпохи независимости, условиями проведения социально-экономических и политических реформ. В XXI столетии всем очевидно, что метод ограничительных, запретительных, жестко административных мер в межэтнической сфере не работает. проблема в другом, как пробудить общественную инициативу. При реализации политики межэтнического согласия в Казахстане основными являются религиозные и национальные традиции казахского народа. Они характеризуются:
высокой степенью веротерпимости;
толерантностью;
уважительным отношением к культурным традициям других народов.
Это и есть фундамент, первооснова для развития межэтнического диалога не только в рамках единой государственной политики, но и через общественную инициативу, которая каждодневно проявляется в простом человеческом общении на уровне каждого аула и города.
Ощущение внутреннего равенства достигается тогда, когда абсолютно исключены проявления нетерпимости, и, важно, так как тесно связано с такими понятиями, как менталитет народа, ценностная идентификация, межнациональное согласие, политическая и духовная культура и т.д.
Ценностно-нормативные установки — это способность людей воспринимать те или иные явления, факты, нормы социальной действительности с определенных позиций и в соответствии с этим восприятием действовать в различных жизненных ситуациях. Установки определяют устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, выступают как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся условиях. Проблема теоретического анализа возникновения и функционирования определенных политических, идеологических норм и установок, их места в системе ценностной иерархии требует значительных усилий, особенно в современных условиях, когда происходит тотальная переоценка ценностей. Если правовая норма воздействует на поведение личности непосредственно, то иные формы нормативов проявляются опосредованным образом, имеют эмоционально-волевую окраску.
Правовая норма тесно связана с общими правовыми ценностными представлениями людей определенного государства. Чем демократичнее страна, тем шире открываются возможности граждан защищать свои наиболее гуманистические ценности.
В казахстанском социокультурном пространстве соприкасаются две ментальности: западная и восточная, которые имеют свою специфику. Западный тип ментальности рассматривается как носитель культуры динамического, активистского начала, ориентирующейся на преобразование внешней реальности. Восточный тип ментальности имеет более традиционалистский вид культуры, нацеленной на созерцательное, адаптивное отношение к миру, природе, человеку. В современной казахской культуре наблюдается синтез этих двух начал (разумеется, доминирующей стороной является восточный тин ментальности). Отсюда целый ряд гуманистических идей: идеи ненасилия, диалога, братства.
3.1 Казахстанский Патриотизм
Что же означает сегодня быть патриотом Казахстана? В чем именно заключается казахстанский патриотизм? Что объединяет сегодня казахстанского политика, бизнесмена, ученого, деятеля, спортсмена? Что соединяет воедино разные поколения, которые жили, живут и будут жить на земле Казахстана?
В первую очередь — уважение к стране, к ее многонациональному народу, к ее достижениям, к общим символам и политическим институтам, которые сегодня олицетворяют единство всех казахстанцев.
Казахстанский Патриотизм — общий для всех жителей, населяющих многонациональный Казахстан, и вместе с тем основанный на глубоком уважении к традициям национальной культуры и духовности казахского и других народов страны, внесших свой вклад в формирование общего для всех граждан достояния.
Казахстанский патриотизм опирается на традиции светского государства и вместе с тем основывается на уважении ко всем традиционным религиям, которые исповедуют народы страны, и опирается на глубокие традиции межрелигиозного диалога и толерантности. Казахстанский Патриотизм, несомненно, имеет гражданский характер и, признавая существующие различия в политических взглядах и убеждениях, предполагает уважение к сложившимся за годы независимости в Казахстане политическим институтам и традициям.
Казахстан обладает всей необходимой совокупностью ярких особенностей и общепризнанных достижений, которые способны стать основой для осознания им себя как успешного и перспективного суверенного государства — признанного и уважаемого члена международного сообщества.
значимыми элементами казахстанского патриотизма, безусловно, должны стать традиционные символы и ценности национальной культуры, формирующие национальное самосознание и идентичность многонационального народа, нашедшие свое выражение в таких значимых национальных символах как флаг, герб и гимн Казахстана. большое значение для формирования национальной идентичности имеет способность казахской культуры воспроизводить свое уникальное национальное содержание, оставаясь открытой для восприятия культурного опыта других народов. Важной составной частью являются его культурно-цивилизационное своеобразие, открытость казахстанского патриотизма миру, уникальный синтез восточной и европейской культур, особая 3.2 Межэтническая и межконфессиональная толерантность
За годы независимости в Казахстане сложилась органичная система межэтнических и межрелигиозных отношений, сочетающая в себе особенности общегражданского сознания, традиционного казахского менталитета и национального самосознания других народов.
Межэтническое и межрелигиозное согласие являются важнейшими элементами стабильности всякого общества. За последнее время мир стал свидетелем многих этнических и религиозных конфликтов и столкновений. поэтому очень ценным достоянием нашей страны является согласие в этнической и религиозной сферах которое отмечается в отечественными, и зарубежными экспертами и аналитиками. Это согласие — следствие достаточно зрелого гражданского сознания народа Казахстана, взвешенной политики руководства страны, и в первую очередь, Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, толерантного курса лидеров абсолютного большинства конфессий Казахстана. Далеко не случайно, именно в Казахстане проводятся Съезды лидеров мировых и традиционных религий, получивших широкое признание мировой общественности, а казахстанская модель межэтнического согласия получила признание в мире.
В этой связи встает вопрос о наилучших моделях межэтнических и межрелигиозных взаимодействий внутри страны и об отношениях между государством, этническими группами и религиозными объединениями в целом. Если говорить о модели межэтнического и межрелигиозного согласия, то такая модель должна отвечать следующим требованиям: она должна пусть схематически, но все же по существу, отображать содержание моделируемого предмета -, межэтнического и межрелигиозного согласия, Для этого надо знать, что же представляет собой по существу согласие.
Согласие — это не только отсутствие несогласий, прямых противостояний, столкновений с применением силы и т.д. Согласие — это опережающее видение возникающих противоречий, их теоретический анализ и выработка практических, в конкретных условиях, механизмов устранения этих противоречий; постоянная способность преодоления угроз и вызовов, существующих в религиозной сфере; способность самой модели к изменениям, соответствующим изменяющейся реальности. Только при выполнении этих условий возможно согласие, именно согласие, а не запрет (с которым часто путают согласие и который тоже может быть успешным в течение некоторого времени, но в перспективе все равно взорвется протестом).
4. Восстановление духовных ценностей народов Казахстана
наиболее плодотворный путь возрождения утраченных ценностей можно сформулировать как национально-общецивилизационный, где речь идет о возрождении национальной культуры с учетом современных духовных реальностей, требований общечеловеческой цивилизации. Общецивилизационный процесс возрождения нации не является копированием опыта других наций, а представляет собой глубокую их духовную переработку на специфической национальной почве. Обращение к истокам своей культуры, к традициям прошлого является важным моментом осознания казахским народом своей национальной самобытности, есть продолжение и углубление права на суверенитет. Высокий культурный, духовный уровень — такое же необходимое условие независимого существования Казахстана, как и развитая Экономика, инфраструктура, физическое здоровье нации.
Никакая задача не может быть важнее, нежели сохранение души человека, его языка и обычаев. Хотелось бы подчеркнуть, что национальный дух — великая сила, и мы должны постоянно думать, чтобы ее энергия находила плодотворный выход и питала созидательную деятельность на благо процветания и прогресса всех народов Казахстана.
более чем десятилетний суверенитет независимой Республики Казахстан способствует сохранению казахской нации, его культуры, языка, традиции. причем такое сохранение осуществляется в рамках многонационального Казахстана. Конститу Республики Казахстан подчеркивает равенство всех народов, их культур, языков независимо от социальных и иных различий. И в то же время эта многонациональность, полиэтичность как ни пародоксально выступает той основой, создает ту ауру, которая необходима для формирования казахской идентичности и сохранения его этнической целостности в рамках этого общества. Дело в том, что казахский народ вступил на путь оседлой цивилизации сравнительно недавно и именно соседство и дружба с русским и другими народами, принадлежащими к этой оседлой цивилизации не замедляют, а помогают сохранению этнической целостности, цивилизационному развитию Казахстана. Существование суверенного, независимого Казахстана яркий пример такого сочетания общего и особенного, многонационального и национального, полиэтического и моноэтического, которое соответствует прогрессивным традициям в развитии человеческой цивилизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения данной семестровой работы мы изучили духовно-культурные ценности народов современного Казахстана, а также отметили важность их восстановления и влияния на общественное сознание.
Важнейшей отличительной чертой современного казахстанского общества является межэтническое и межрелигиозное согласие. поэтому очень ценным достоянием нашей страны является согласие в этнической и религиозной сферах которое отмечается в отечественными, и зарубежными экспертами и аналитиками. Это согласие — следствие достаточно зрелого гражданского сознания народа Казахстана, взвешенной политики руководства страны, и в первую очередь, Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, толерантного курса лидеров абсолютного большинства конфессий Казахстана.
Хочется отметить, что духовные ценности служат прочной основой укрепления морали и нравственности, мира и согласия на земле Казахстана. Будущее суверенного Казахстана в ХХI веке в руках его народов, которые строят свою государственность, которая является новым этапом в развитии казахстанской цивилизации, опираясь на принципы общечеловеческих ценностей, межнационального согласия и казахстанского патриотизма.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Назарбаев Н.А. Казахстан — 2030. Процветание, безопасность, улучшение благосостояния всех казахстанцев // Казахстанская прав, 1997. — 10 октября.
. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана суверенного государства. Алма-Ата, 1992.
. Кайназаров Е.К., Кайназарова А.Е. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие. — Алматы, 1992.
. Абдакимов, А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней): учебное пособие. — Алматы, 1994.
. Сулейменов И. Лекции по философии. краткий исторический и систематический курс по мировой и казахской философии. — Алматы, 1999. — С.72-192.