Учебная работа. Войны 'шестого' поколения
войны ‘шестого’ поколения
Войны «шестого» поколения
Полковник запаса
Геннадий КОКАРЕВ
геополитический война военный оружие
Исследования ученых мира показывают, что взлет потребностей в военной силе, обострение ситуации в экономической, демографической, экологической, ресурсной сферах в течение каждого века сходятся в два суммарные пика. первый пик приходится на второе десятилетие, второй на середину века. Примеры: 1812 год — война с Наполеоном, 1853 год — крымская война; 1914 год — первая мировая война, 1939 год — Вторая мировая война. Исходя из данных выводов ученых, можно заключить, что очередной пик в потребности военной силы выпадает на 2010 — 2020 годы.
Что же может вызвать новые войны? Что стоит за тем агрессивным, что вызывает глобальные и региональные противоречия? По оценке ученых, окончание эпохи блоковой конфронтации не привело к отказу от применения военной силы в международных отношениях. В 1990-е годы было развязано значительное количество локальных войн, и этот процесс не затухает. наоборот, разрастается. Распространение ядерного оружия, гонка обычных вооружений, глобальный терроризм и другое увеличивают риск военных столкновений. В XXI веке человечеству не избежать локальных конфликтов, а возможно, и крупномасштабной войны. И в этой связи следует правильно оценивать вызревающие военные угрозы.
В начале 1990-х годов рассматривался возможный характер войн 2010-х. Выделялись три основных варианта состояния СНГ и российской Федерации: первый — дальнейшее развитие кризисных явлений, развал военной мощи, переводящий наши страны в разряд слаборазвитых государств; второй — постепенный выход из экономического, политического кризиса и целенаправленное развитие с постепенным достижением уровня мировых держав; третий — признание СНГ и России (при общности экономических и политических целей) в качестве образования, занимающего ведущую роль в мировом сообществе.
Как показывают результаты исследования, при первом варианте состояния СНГ большая война против слабых, раздробленных, раздираемых междоусобицами государств, маловероятна. Политические цели США по отношению к этим государствам могут быть достигнуты без крупномасштабного применения вооруженных сил. И этот вывод подтвердился.
По второму варианту вероятность развязывания против СНГ и России большой войны будет возрастать. На первом этапе у США, как ведущей мировой державы, объективно стремящейся оставаться такой всегда, могут сработать политические и экономические воздействия на СНГ с опорой на свои вооруженные силы. вместе с тем Содружество и Россия могут попасть в центр борьбы при разрешении геополитических противоречий нельзя исключить возможность локальных конфликтов со стороны мусульманского мира.
Наихудший вариант будет при доминирующей роли США в Европе и на Востоке. В этих условиях ничто не удержит Америку от применения вооруженных сил против возрождающейся России и Содружества.
Выводы десятилетней давности в отдельных вариантах подтверждаются и сегодня. Особенно в отношении США. новая стратегическая доктрина Буша ориентирована на ставку в односторонних действиях США. Она направлена на сохранение и закрепление своего положения в системе международных отношений в XXI веке в качестве единственной сверхдержавы, не имеющей равного по мощи соперника В достижении своих целей США готовы на крупномасштабную войну с кем угодно с Россией, Китаем, группой стран
В обозримом будущем наибольшую значимость приобретают противоречия, связанные с истощением природных ресурсов, ростом этнической, демографической напряженности, обострением экологической обстановки. Согласно прогнозам, ближайшие 10- 15 лет будут одними из труднейших в истории цивилизации из-за глобального демографического и экологического кризиса.
Неравномерность распределения природных ресурсов, разрыв между богатыми и бедными странами недуг к усилению национального эгоизма и обострению межгосударственных отношений. Наиболее развитые страны мира, население которых составляет 15 % всех жителей Земли, контролируют более 70 % мировых ресурсов, производства, торговли, потреблении и стремятся закрепить существующее положение с помощью финансовых, политиков дипломатических, военных средств. Перераспределение запасов дефицитных полезных ископаемых и других жизненно необходимых видов сырья, как показали события на Ближнем Востоке, неминуемо приведет к острой конфронтации.
В недрах процесса глобализации вызревают демографические, ресурсные, пограничные и другие противоречия. Глобализация усугубляет экономическое неравенство и может быть признана, по оценке ученых, новой формой колониализма Ведущие державы достигают своих целей, прежде всего, с помощью экономических, дипломатических и информационных средств. Совершенствуется и военная сила Военно-политическим содержанием глобализации является расширение НАТО.
Геополитическое положение государств и военно-политическая обстановка в различных регионах влияют на возникновение напряженности в регионах и мире в целом, что также приводит к угрозам национальной безопасности государств.
Военная политика ряда стран будет определяться как «югославский синдром». Он породил недоверие к США и странам НАТО, участвовавшим в агрессии против Югославии на правах «гуманитарной интервенции».
Все эти и другие события в мире вызвали в широких кругах общественности и военных ученых дискуссию о характере будущих войн. Каким ее видят российские военные ученые? Генерал А. Николаев, например, определяет будущую войну, исходя из опыта конфликтов последних лет. И в частности, агрессии НАТО в Югославии Он отмечает, что будущая война будет преимущественно ночная. Основные боевые действия будут осуществляться в темное время суток с применением авиации и ВМС.
Будущую войну можно считать интегрированием действий и операций, проводимых силами спецподразделений, укомплектованных тщательно подготовленными профессионалами, оснащенными специальными вилами оружия и средствами обеспечения. В данном плане конфликты в Персидском заливе, в Югославии, события в Чечне и Таджикистане напоминают события на Хасане, Халхин-Голе и Советско-Финляндскую войну 1939- 1940гг. Это конфликты небольшого масштаба, и по ним нельзя делать окончательных выводов о характере будущей войны. Но верно и то, что войны будут разных возможностей.
Сегодня бессмысленно сравнивать силы противника по количеству дивизий, танков, артиллерии и т.д. ныне важно сравнить возможности применения оружия, которым обладают сухопутные войска, ВВС и ВМС. Критерием является разведка, информация, управление силами. То есть насколько точно, достоверно и своевременно дает данные о противнике разведка, насколько своевременно передается эта информация на средства огневого поражения и насколько эффективно производится управление силами. Как видим, война станет другой.
Вице-президент Академии военных наук В. Слипченко в войнах «шестого» поколения решающую роль отводят не ядерному, а высокоточному оружию (ударному и оборонительному) и оружию, созданному на новых физических принципах. Сухопутные войска выводит на второстепенные роли, а информационным и массированным ударам непилотируемого высокоточного оружия различного базирования отводит главную роль. Целью войны «шестого» поколения считает разгром экономического потенциала страны и смену политического руководства.
Но в войне с Ираком имело место не столько количественное, сколько качественное превосходство. В агрессии против Югославии ОВС НАТО численно многократно превосходили сербские вооруженные силы. НАТО имело не только сухопутные группировки, оснащенные по последнему слову техники, но и военно-морские и военно-воздушные силы, способные осуществлять обстрел всей территории Югославии крылатыми ракетами и выполнять прицельное бомбометание без захода самолетов в зону действия системы ПВО югославов. Эти события, скорее, походили на полигонные испытания американского высокоточного оружия, чем на двухсторонние боевые действия. поэтому ряд ученых подвергли сомнению определение начала эпохи «бесконтактной» войны, поскольку «выигрыш» войны в Югославии был достигнут без ввода на ее территорию сухопутных группировок НАТО.
Нельзя согласиться с утверждением, что живая сила противника не подвергнется ударам. Это похоже на одну из теорий Д. Фуллера, который утверждал, что роль людей в войне ничтожна. История войн и военного искусства говорит о другом, по мере технического прогресса роль человека в войне непрерывно возрастает, и возрастает качественно — от примитивных действий до сложных функций.
Современные дальнобойные, в том числе неядерные, ударные средства возможного, или как сейчас называют «эвентуального», противника позволяют эффективно решать широкий круг наступательных задач, включая такие, как изоляция театра войны, борьба со вторыми эшелонами, дезорганизация управления и др.
Но, разрушив экономику государства и даже сменив режим, нельзя считать, что война доведена до логического конца, решающую роль будут играть сухопутные силы. Не случайно н США и странах НАТО идет всесторонний поиск новых форм и способов оперативного и боевого применения сухопутных войск, совершенствуются вооружение и организация войсковых формирований.
Прогнозирование форм и способов ведения войн будущего, основанного на двух военных конфликтах, сделать невозможно. Необходима модель военных событий международного масштаба, где в противоборство вступают две равные по силе системы государств. Именно тогда можно сделать выводы: нужны ли будут сухопутные войска в войнах «шестого» поколения?
На наш взгляд, также невозможно полностью оценить характер и масштаб, место и роль военной силы в международных отношениях и способы развязывания войны. По оценке военных ученых, наиболее вероятные из них — нанесение внезапных ударов, перерастание кризисных ситуаций в вооруженный конфликт, в локальную или крупномасштабную войну. Поэтапные несиловые или конфликтные силовые действия также будут иметь место накануне войны с их переходом к активным боевым действиям. особую опасность приобретают внутренние вооруженные конфликты, которые могут стать источником локальных или региональных войн.
В зависимости от характера войны и решаемых задач, в ней могут быть начальный период, один-два последующих и завершающий. каждый будет иметь свои особенности. Началу войны может предшествовать угрожаемый период, в ходе которого будет осуществляться не только подготовка к военным действиям, но и активная информационная и психологическая борьба.
В начальном периоде, безусловно, воюющие стороны будут вести военные действия группировками войск постоянной готовности и развернутыми в кратчайшие сроки. Цель начального периода — достижение первоначальных стратегических результатов.
В последующие периоды будут выполняться очередные военно-политические и стратегические задачи.
В завершающий период одна из сторон лишается возможности к продолжению войны. Ее экономический, военный потенциал, а также людские ресурсы будут истощены.
Следует отметить, что только вооруженные силы остаются важным фактором сдерживания возможных силовых давлений, демонстрацией готовности к военным действиям.
Ну а если придет беда, как говорят в народе, отворяй ворота. Вооруженные силы должны провести стратегическое развертывание и ряд операций, главная из которых — оборонительная. Основные требования к ней останутся прежними — устойчивость, эффективность, способность отразить удары с применением всех видов оружия. Однако в связи с воздействием противника на всю глубину территории страны способы ведения оборонительных действий потребуют изменения. Территориальная оборона останется приоритетной. Она позволяет своевременно наращивать усилия на угрожаемых направлениях и переходить от пассивных к активным действиям.
Способность наших Вооруженных Сил к их применению решается уже сейчас, в процессе военной реформы.
Но следует задать другие вопросы. Готовы ли мы оттянуть очередной пик в истории, не застанут ли нас врасплох войны «шестого» поколения? Готов ли наш народ духовно встать как один на защиту своей Родины? Готов ли наш молодой человек пожертвовать жизнью, как в 41-м, чтобы отстоять свое Отечество, суверенитет и территориальную целостность государства?