Учебная работа. Внешняя задолженность развивающихся стран: причины возникновения и пути урегулирования
внешняя задолженность развивающихся стран: причины возникновения и пути урегулирования
Содержание
Введение
Глава 1. понятие внешнего долга в экономике
Глава 2. состояние внешней задолженности развивающихся стран
Глава 3.Урегулирование проблемы внешней задолженности развивающихся стран
Заключение
список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются больше 140 государств мира. Общая задолженность этих стран превышает 3 трлн. долларов, из которых 89% приходится на развивающиеся страны и 11% — на бывшие социалистические государства.
Совокупная внешняя задолженность и государственный долг в развивающихся странах как доля ВВП составляют 22,3 и 45,9 процента, соответственно. Расходы на обслуживание внешней задолженности возросли до 27,1 процента в 2013 году. В то время как эти показатели относительно невысоки, они скрывают то, в какой степени некоторые развивающиеся страны, особенно страны Карибского бассейна, обременены долгами или подвергаются значительному риску столкнуться с серьезными долговыми проблемами. Состояние налогово-бюджетного баланса в большинстве развивающихся стран улучшилось, однако темпы корректировки налогово-бюджетных балансов и масштабы ее воздействия на расходы на социальные нужды в 2015-2017 годах возрастут. С другой стороны, сальдо текущего платежного баланса стран с низким уровнем доходов и с уровнем доходов ниже среднего продолжает ухудшаться.
В то время как связь между облегчением бремени задолженности и расходами на сокращение масштабов нищеты трудно продемонстрировать, данные показывают, что наиболее бедные страны увеличивают расходы на меры в целях сокращения масштабов нищеты по мере уменьшения их платежей в счет обслуживания задолженности.
В последние годы кризис задолженности достиг больших размеров. Цель процесса урегулирования в связи с кризисом государственного долга часто определяется как противодействие паническому оттоку капитала и восстановление доверия участников рынка при кредитовании стран с задолженностью. Усилия по реформированию архитектуры урегулирования задолженности почти не принесли успеха, а принятые меры не привели к своевременному и экономически эффективному разрешению кризиса задолженности. Неспособность должным образом решить проблему чрезмерного государственного долга представляет собой угрозу для глобальной финансовой стабильности, и существует необходимость изучить вопрос о создании международного механизма для скорейшего, совместного и всеобъемлющего разрешения кризисов государственного долга.
Цель исследования — характеристика кризиса внешней задолженности развивающихся стран как хронической проблемы современных международных экономических отношений.
Объектом исследования являются отношения, связанные с закономерностями формирования и технологиями урегулирования кризисов внешней задолженности развивающихся стран.
Предметом исследования выступает комплекс организационно-экономических мероприятий в сфере регулирования внешнего долга.
Для достижения цели сформулированы исследовательские задачи:
Определить понятие внешнего долга в экономике.
Охарактеризовать нынешнее состояние внешней задолженности развивающихся стран.
дать обзор предлагаемых планов урегулирования проблемы внешней задолженности развивающихся стран.
задолженность внешний развивающийся
Глава 1. понятие внешнего долга в экономике
Внешний государственный долг — задолженность правительства иностранным правительствам, гражданам, организациям и учреждениям. Выплата внешнего долга связана с перемещением реальных товаров и услуг за границу и чистым сокращением их потребления внутри страны. Возникающая необходимость обслуживания внешнего долга ведет к утечке финансовых ресурсов из стран, что сокращает потребление и инвестиции в национальной экономике.
Погашение задолженностей производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков. Для уменьшения долга таким как уменьшение инвестиций; действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей.
Страна, имеющая большой внешний долг, вынуждена больше экспортировать, чем импортировать, для того, чтобы выплачивать проценты по долгу и часть долга по своим обязательствам.
Государственная задолженность состоит из финансовой задолженности и административной. Финансовая задолженность — это денежные обязательства государства, привлеченные для финансирования бюджетных расходов. Административная задолженность представляет собой текущие денежные обязательства государства по законодательно принятым расходам в национальном бюджете, которые на текущий момент по тем или иным причинам не были оплачены.
основной причиной роста внешней задолженности считают появление избыточного ссудного капитала в ведущих финансовых системах за счет увеличения цен на нефть (до 1980 года), которые таким образом получили крупные объемы новых резервов, поддерживающих активное кредитование. Неопределенность инвестиционной ситуации в развитых странах привела к тому, что банки проявляли чрезмерный интерес в поисках новых заемщиков в развивающихся странах, которые, в свою очередь, были заинтересованы в получении новых заемных средств.
В то же время, развивающиеся страны боролись с потоками прямых частных инвестиций. Так, если период с 1950 года по 1973 год характеризовался преобладанием прямого инвестирования в подконтрольные фирмы, то впоследствии развивающиеся страны наращивали притоки внешних финансовых ресурсов не в форме прямых инвестиций, а в форме ссудного капитала. причиной этому, вероятнее всего, послужила, во-первых, Идеология, а во-вторых, успехи ОПЕК в борьбе с ведущими западными нефтяными странами (доля прямых инвестиций сократилась с 25 % в 1960 году до 10 % в 1980 году, после 1980 года доминирующей формой стали частные кредиты как частным, так и государственным заемщикам).
В 1982 году кредиторы, приостановившие новое кредитование, в массовом порядке требовали возврата долгов. Правительства 38 стран не смогли выдержать согласованные графики выплат по долгам, и большинство из них нарушило эти графики. Наступил кризис, связанный с проблемой внешнего долга развивающихся стран. МВФ был вынужден признать, что рыночные реформы развивающихся стран только усугубили положение последних на мировой арене.
основной причиной кризиса 1982 года считаю ужесточение монетарной политики развитых стран. В 70-х годах должники брали кредиты под высокий номинальный процент, который отражал всеобщие опасения роста долларовых цен. Позднее, после 1982 года, сформировалась «новая эра» более жесткой монетарной политики, возглавляемой Федеральной резервной системой США, решившей остановить инфляцию, даже если это будет стоить сокращения рабочих мест в течение нескольких лет. В результате высокие номинальные процентные ставки превратились в высокие реальные процентные ставки, нанесшие заемщикам сильный удар.
Кризисы задолженности являются хроническим явлением международного кредита, особенно если в роли должников выступают правительства.
Рынок кредита для суверенных заемщиков не соответствует принципам нормально функционирующего международного кредита. В случае аннулирования долга суверенным заемщиком или отказа от платежей по такому долгу невозможно добиться выплат по обязательствам, поскольку должником является (или его поддерживает) суверенное правительство. Таким образом, источник неравновесия международного рынка кредита является несовершенство прав собственности.
Поэтому была установлена более высокая процентной ставки по зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей собственной стране (кредиторы требуют выплаты завешенных процентных платежей для компенсации ожидаемого отказа от выплат по долгу).
В последние три года в сфере суверенного долга произошли серьезные изменения. Тот факт, что кризис задолженности затронул в основном развитые европейские страны, лишь подчеркивает всеобщий характер критического положения государственных бюджетов и политических трудностей, связанных с решением проблемы сверхнормативной задолженности. Уроки европейского кризиса вновь подтверждают уроки кризиса задолженности в странах с формирующейся рыночной экономикой, а также всю историю кризисов суверенного долга. один из недавно полученных в Европе уроков говорит о том, что специальные политические процедуры, направленные на финансовую реструктуризацию, вовсе не приводят к своевременному, эффективному и справедливому распределению расходов после наступления кризисов задолженности.
Многие развивающиеся страны сумели достаточно быстро преодолеть глобальный кризис благодаря экстренному увеличению объемов международного финансирования из официальных источников в 2009 году при посредничестве международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и региональных банков развития, а также благодаря более крупным финансовым потокам из ряда двусторонних источников, в том числе из других развивающихся стран. Тем не менее некоторые страны столкнулись с трудностями по выплате задолженности в ходе кризиса, а ряду стран по-прежнему угрожают серьезные долговые проблемы. Кроме того, заканчивается срок действия международных инициатив по сокращению или реструктуризации избыточного суверенного долга бедных стран с крупной задолженностью (БСКЗ), в связи с чем возникает необходимость разработки нового международный механизма для решения кризисов суверенного долга в странах с низким уровнем дохода в будущем. Текущие кризисы суверенной задолженности в Европе свидетельствуют о том, что существует Потребность в более обширном механизме для справедливого и планомерного урегулирования задолженности, применимом к самым разным условиям стран. Действительно, в итоговом документе 2010 года Пленарного заседания Генеральной Ассамблеи высокого уровня по Целям в области развития, сформулированным в Декларации тысячелетия и Стамбульской программе действий для наименее развитых стран (НРС) 2011 года вновь подчеркивается важность обеспечения приемлемого уровня долгосрочной задолженности. В этих документах также подчеркивается необходимость создания упорядоченного механизма урегулирования задолженности для более адекватных действий в случае неприемлемого уровня суверенной задолженности. Согласованный универсальный международный механизм реструктуризации задолженности мог бы предоставить правительствам и кредиторам возможность более эффективного, справедливого и быстрого решения проблем задолженности.
Угроза международной дестабилизации в будущем, которая может затронуть как развитые, так и развивающиеся страны, существует постоянно.
Непосредственно после глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. показатель внешнего государственного долга развивающихся стран в целом по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) вырос, но в связи с ускорением экономического подъема коэффициент задолженности снизился в 2011 году. В 62 странах из выборки, включающей 121 развивающуюся страну, по которым были доступны данные, в 2011 году соотношение внешнего государственного долга к ВВП было ниже 40 процентов, что, по мнению некоторых аналитиков, указывало на низкий уровень риска задолженности. однако глобальные темпы экономического роста во второй половине 2011 года снизились и на 2012 и 2013 годы прогнозируются более медленные темпы роста. Это по-видимому приведет к замедлению темпов роста ВВП и экспорта в развивающихся странах, что может ухудшить показатели коэффициентов задолженности.
Однако в 2011 году, впервые после 2005 года, в странах с низким уровнем дохода отношение внешнего государственного долга к ВВП выросло. ВМФ прогнозирует вероятный рост коэффициента задолженности приблизительно в половине стран с низким уровнем дохода, отражающий увеличение дефицита первичных бюджетов6. Ожидается, что эти страны столкнутся также с увеличением процентной ставки по внешней задолженности, по мере того как доступ к льготному финансированию станет, вероятно, более ограниченным, учитывая неутешительные перспективы двусторонней помощи в целом, в результате чего страны с низким доходом все чаще прибегают к коммерческим займам для финансирования инвестиций в инфраструктуру, энергетику, горнодобывающую промышленности и транспорт. МВФ предупреждает о том, что, несмотря на относительно низкие величины коэффициента задолженности в большинстве стран с низким уровнем дохода, увеличение объемов задолженности в последнее время может стать причиной для беспокойства, если тенденция сохранится.
Глава 2. состояние внешней задолженности развивающихся стран
Вследствие привлечения в страну иностранного капитала — обычно в ссудной форме — появляются обязательства по погашению ссуд, кредитов, займов и выплате процентов. За финансовую помощь необходимо платить, при невыплате или неполном возврате финансовых средств образуется внешний долг. Есть случаи образования внешнего долга и по прямым иностранным инвестициям. По данным Мирового банка на 2013 г. внешняя задолженность развивающихся и стран с формирующимся рынком составила 5149 млрд. долл.
Согласно правилам Мирового банка, внешний долг развивающихся стран включает задолженность кредиторам — нерезидентам в иностранной валюте, — в национальной не учитывается. По валютной структуре он разделяется на задолженность в долларах — 66,6%, евро — 11,7%, фунтах стерлингов — 0,4% и японских йенах — 0,4% — хотя есть значительные отличия по регионам и государствам. Также классифицируется на краткосрочный, долгосрочный и задолженность перед Международным Валютным Фондом (МВФ). В общем виде разделяется на государственный — удельный вес = 38,5% и частный. Государственный внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов, включая муниципальные власти и гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. частный долг образуется из внешних обязательств фирм, банков и др. субъектов. Кроме того, ВВП, ВНД, экспорту товаров и услуг, норма обслуживания и многие другие показатели.
Так по объему внешняя задолженность развивающихся стран относительно невелика, уступает внешнему долгу Франции и ФРГ, в два раза меньше чем в англии и более чем в три меньше американской, В настоящее время отмечено определенное снижение остроты внешнего долга, так отношение его суммы к ВНД снизилось с 37,8% в 2000 г. до 21,5% в 2012 г., т.е. почти на 16 пунктов. Однако сложное положение сохраняется. например, в 2007 г. внешний долг развивающихся и стран с формирующимся рынком составил 3442 млрд. долл. За период с 2007 по 2011 гг. эти государства выплатили в качестве процентов и для уплаты основной суммы долга 3235 млрд. долл., но задолженность не уменьшилась, а возросла на 42%. Данный пример типичен для долговой ситуации в 1990-е и в 2000-е годы. Ряд экспертов отмечают наличие так называемой «долговой петли», когда новые внешние заимствования идут, прежде всего, на погашение ранее полученных кредитов и займов, т.е. должники платят по долгам все больше, но задолженность и платежи растут.
В целом чистыми должниками в настоящее время являются 123 развивающихся и государств с формирующимся рынком — из стран — членов МВФ. Ситуация крайне неоднородная как по отдельным странам, так и по регионам. В 1980-е годы отмечалось критическое положение в Латинской Америке, в 1990-е годы- в Африке южнее Сахары, в 2000-е годы — странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Содружестве независимых Государств (СНГ). Региональную структуру внешнего долга отражает следующая таблица 1.
Таблица 1. Региональная структура внешнего долга развивающихся и стран с формирующимся рынком
внешний долг (млрд.долл.)1995200820102012Всего18603545407648761 Восточная Азия и Тихий океан455,5826101412432 ЦВЕ/СНГ2461126127314843 Латинская Америка и Карибский бассейн609913103912334 Ближний Восток и Сев. Африка162141143,61665 Южная Азия152340400,64546 Африка южнее Сахары236199206296
Данные из таблицы наглядно представляют весомые успехи мирового сообщества в урегулировании проблемы. В частности, задолженность стран Ближнего Востока и Северной Африки сократилась со 162 млрд. долл. в 1995 г. до 141 млрд. долл. в 2008 г. или на 13%, стран Африки южнее Сахары — сократилась с 236 до 199 млрд. долл. соответственно или на 16%. Но затем рост долгов продолжился. Одновременно в других регионах наблюдался бурный рост задолженности. Так в государствах ЦВЕ/СНГ внешний долг вырос с 246 млрд. долл. в 1995 г. до 1484 млрд. долл. или в 6 раз. Государства ЦВЕ/СНГ лидируют как по динамике роста внешнего долга, так и по его объему, отношению долга к ВНД (43% на 2012 г.) и по норме обслуживания долга -17,8%.
Статистика Мирового банка включает в регион ЦВЕ/СНГ страны с формирующимся рынком и с переходной экономикой. Всего это 23 государства, в т. ч. члены СНГ, ЦВЕ- точнее республики бывшей Югославии за исключением Словении, а также Албанию, Болгарию, Грузию, Турцию, Румынию, Латвию и Литву. страны крайне неоднородные по количеству населения, площади территории, структуре экономики, уровню жизни и др. критериям, но главное — по направлениям долговой политики. Сюда входят как государства — рекордсмены по темпам роста внешнего долга: Украина, Румыния и Казахстан, так и страны, достигшие фантастических успехов в его сокращении — Туркменистан (Табл.2).
Таблица 2. Динамика внешнего долга Украины, Казахстана и Туркменистана.
(млн. долл.)
НазваниеУкраинаКазахстанТуркменияГодВнешний долгПлатежи по внешнему долгуВнешний долгПлатежи по внешнему долгуВнешний долг20001390416511289030632609,3200533121785343906172071157,8200651917177847285737888991,1200778372283879629844651853,72008976613615810775540803745,72009992812349511202730471661,520101160263343311919045054529,120111344813037912443732740445,3
Как видно из таблицы 2, внешний долг Украины и Казахстане весьма динамичен, быстро увеличивается. Так в Украине с 2000 по 2011 годы долг возрос в 10 раз, в Казахстане — в 9, 6 раза. В реальности прирост гораздо выше, поскольку эти бывшие республики советского Союза на начало 1990-х годов не имели внешние долгов. Платежные обязательства СССР по договоренности перешли на Российскую Федерацию.
Несомненно, быстрый рост внешних долгов обусловлен потребностями экономического, политического, социального, культурного и иного характера. Но не только. Ситуация с платежами по задолженности показывает, что возможно, новые кредиты берутся для уплаты старых. Так в 2007 г. внешний долг Украины составил 78372 млн. долл., в течении 2007, 2008 и 2009 годов было выплачено 88040 млн. долл. для покрытия долгов, но внешняя задолженность не уменьшилась, а возросла на 27%. таким же образом можно охарактеризовать ситуацию в Казахстане. уникальной особенностью Казахстана является низкая доля государственного долга в общей внешней задолженности — 3,2%, в Украине — 13,9%, в регионе Восточной Азии — напротив — 79,8%.
Если Украина и Казахстан являются, как отмечалось, своеобразными мировыми рекордсменами по наращиванию внешних долгов, то, напротив, Туркменистан представляет собой редкий, невероятный пример по их сокращению. здесь задолженность с 2000 по 2011 гг. снизилась в 5,8 раза, причем уменьшение произошло без ухудшения уровня жизни населения. ВНД на душу населения в Туркменистане в 2001 г. равнялся 950 долл., в 2011 г. — 4800 долл. — по текущему валютному курсу, в Украине (для сравнения) — 3130 долл. возможно, значительный внешний долг воздействует как на экономику Украины, так и на уровень жизни ее граждан.
Одним из главных инструментов анализа структуры внешнего долга было и остается рассмотрение его по странам (Табл.3).
Таблица 3.крупнейшие страны — должники на 2012 г. / из числа развивающихся и государств с формирующимся рынком/ млрд. долл.
№НазваниеВнешний долгСуммаПроцент1Китай685,414,12российская Федерация543,011,13Бразилия404,38,34Индия334,36,95Турция307,06,36Мексика287,05,97Индонезия213,54,48Украина134,52,89Румыния129,82,710Казахстан124,42,6Итого3163,464,9прочие развивающиеся страны1712,735.1Все развивающиеся страны4876100
За период 1990 — 2000-х гг. состав лидирующей группы стран — должников значительно изменился. Вследствие быстрого наращивания внешнего долга вперед вышли Китай, российская Федерация, Индия, Турция, Украина, Румыния, Казахстан. В свое время, за 1981 — 1988 гг. в Румынии Правительство Н. Чаушеску погасило всю внешнюю задолженность, но сейчас эта страна вновь стремительно увеличивает заимствования. В тоже время в результате активных мероприятий по управления, урегулированию долгов, включая их частичное списание, из числа лидеров выбыли Аргентина, Польша, Республика Корея, а сумма задолженности Бразилии и Мексики — только относительно — уменьшилась.
Существуют разные оценки по долгам Китая. некоторые эксперты напротив, причисляют его не к должникам, а к кредиторам, ставят эту страну в ряд крупнейших мировых кредиторов после Японии, но впереди Германии, занимающей 3-е место. Утверждается, что внешние активы Китая на 2193 млрд. долл. больше обязательств. Несомненно, КНР добилась огромных успехов в экономическом развитии, но проблем осталось много. По поводу кредиторов. МВФ насчитывает среди развивающихся и стран с формирующимся рынком 29 государств — кредиторов — на апрель 2013 г. Среди них имеются постоянные кредиторы — это известные нефтедобывающие страны Персидского залива: Саудовская Аравия, Кувейт и др., а также появившиеся недавно: Российская Федерация, Индонезия, Азербайджан, Туркменистан, Венесуэла и другие.
Эксперты МВФ продолжают причислять КНР к группе развивающихся и стран с формирующимся рынком. ВНД на душу населения здесь по текущему валютному курсу равен 4940 долл., а в японии — 44900 долл., Германии — 44230 долл. Валюта Китая — юань — не является свободно конвертируемой. далее баланс инвестиционных доходов, полученных КНР в 2010 г. он включает все платежи и поступления из-за границы по инвестициям, кредитам, займам и др. формам движения капитала равен 18 млрд. долл., что в 7,4 раза меньше, чем в японии, в 3,3 меньше, чем в Германии, а в 2009 г. баланс был нулевой. иными словами, активы Китая дохода приносят мало. Но в целом показатели по внешнему долгу у КНР неплохие. Так отношение внешнего долга к ВНД равно 3,6%, а у всех развивающихся стран — 8,8%, т.е. запас прочности имеется.
Причины быстрого роста внешней задолженности разнообразны, общепринятых среди них нет. Причем позиции стран — должников и кредиторов весьма различны. Обострение проблемы часто связывают с трудностями, неудачами в экономической политике, ослаблением внешнеэкономических позиций, с проблемами сбыта товаров на мировых рынках. По оценкам экспертов, взаимосвязи между экономическим ростом, развитием и увеличением внешнего долга не существует.
Условно причины роста внешних долгов разделяются на внешние, внутренние и прочие.
Внешние факторы — вызваны неблагоприятной конъюнктурой мирового рынка, в т. ч.: а) колебанием цен на энергоносители, особенно на нефть; б) падением цен на экспортные товары развивающихся стран; в) ухудшением условий кредитования, в т. ч. увеличением процентной ставки и особенно появлением плавающей процентной ставки.
Внутренние факторы: это бюджетный дефицит, инфляция, завышенный валютный курс. Также часто встречаются: а) непроизводительные расходы — на вооружения, социальную сферу, государственный сектор и т.д., б) неправильная экономическая политика, т.е. вложение финансовых средств без необходимых многосторонних расчетов, например, в проекты, которые не окупаются или плохо окупаются.
Прочие факторы. По оценкам экспертов — это специальная политика стран — кредиторов с использованием различных механизмов. Растущий объем экономики долгов стран мировой периферии создает возможности давления на их внешнюю и внутреннюю политику.
Что касается способов урегулирования внешней задолженности, то инструментов используется и предлагается много. Причем, можно вновь подчеркнуть, подход кредиторов и должников весьма различен. Так в прошлом нередко применялись силовые методы. Классический пример. Хедив или принц Египта Измаил, получив хорошее европейское образование — окончил лучшую французскую военную академию, мечтал о быстрой модернизации своей страны с помощью европейских технологий и капитала. Он стал Хедивом в 1863 г., когда внешний долг Египта составлял 16 млн.долл. К 1876 г. построил Суэцкий канал и внешний долг возрос до 450 млн. долл.(15). Египет обанкротился, финансы перешли под контроль кредиторов — англии и Франции. После 1882 г. страна окончательно была оккупирована английскими войсками. колонизация Африки резко ускорилась.
Прошли годы. Соотношение сил в мире изменилось. Кредиторы пришли к выводу, что наиболее целесообразная политика управления внешним долгом состоит в поддержании кредитоспособности государств — должников на достаточном для кредиторов уровне. проблема урегулирования долга представляет собой сложный, длительный, комплексный процесс, в котором участвуют правительства стран — кредиторов и правительство государства — должника, международные организации: Большая семерка/восьмерка, ООН, МВФ, Мировой лондонский клуб — регулирует коммерческую задолженность, другие организации, транснациональные банки. Разрабатываются и уже давно применяются различные планы и программы по снижению долгового бремени развивающихся стран. Так известны классические условия урегулирования задолженности (действуют с 1956 г. по настоящее время), Хьюстонские (с 1988 г. по настоящее время), Торонтские (1988 — 1991 гг.), Лондонские (1991 — 1994 гг.), Неаполитанские (1965 — по настоящее время), Лионские ( 1996 — 1999 гг.) и Кельнские условия (1999 г. — по настоящее время). По инициативе Большой семерки/восьмерки ведущие экономические организации: МВФ, группа Мирового банка и др. также рассматривают возможность урегулирования задолженности в рамках БСВЗ — Инициативы для бедных стран с высоким уровнем задолженности — действует с 1996 г., расширенный вариант — с 1999 г. и МИОЗ — Инициативы по многостороннему облегчению бремени задолженности — действует с 2005 г.
Перечисленные и другие программы применяются в случае появления трудностей в обслуживании внешнего долга, т.е. нарушении графика платежей. Кредиторы или по их поручению международные организации тщательно и продолжительное время рассматривают экономическую и финансовую политику страны — должника. В итоге вырабатываются разнообразные меры по восстановлению платежеспособности и проведению экономической политики, обеспечивающей выполнение обязательств перед кредиторами. Заключается соглашение об урегулировании долга, предусматривающее либо его частичное списание, либо предоставление отсрочки на выплату, конверсию долга в ценные бумаги, продажу долгов или многие другие меры.
Глава 3.Урегулирование проблемы внешней задолженности развивающихся стран
В целом четвертая часть бедных стран с крупной задолженностью (БСКЗ) и треть наименее развитых стран (НРС) в настоящее время входят в категорию стран, которым угрожает высокий уровень задолженности. Кроме того, по мере роста дохода на душу населения в НРС и других развивающихся странах снизится доступ к безвозмездным ссудам и льготному кредитованию, делая коммерческое кредитование более привлекательной, хотя, возможно, и более опасной альтернативой. Если какой-либо из стран, завершившей процесс Инициативы БСКЗ, требуется урегулировать новый суверенный долг, она должна опираться на специальную процедуру, существующую сегодня для стран, не являющихся участниками Инициативы БСКЗ. Как бы часто ни критиковали Инициативу БСКЗ с различных точек зрения, целью ее в действительности было достижение всестороннего урегулирования задолженности, в результате чего уровень задолженности страны вновь становился приемлемым. Страны, завершившие процесс Инициативы БСКЗ, теперь должны присоединиться к остальным странам, имеющим серьезные проблемы задолженности, и вести переговоры по отдельности с каждым из кредиторов Парижского клуба, двусторонними кредиторами, не являющимися членами Парижского клуба, многосторонними банками развития и МВФ, частными банками, поставщиками и держателями облигаций, что снижает возможность достижения требуемой степени облегчения бремени задолженности.
Ряд стран с низким уровнем дохода уже оказались в затруднительной ситуации из-за чрезвычайно высоких коэффициентов отношения внешнего долга к экспорту. Это, в частности, касается Эритреи (589,3 процента) и Судана (286,4 процента), которым еще предстоит получить помощь в погашении задолженности в рамках Инициативы БСКЗ, и Коморских Островов (196,1 процента), которые на настоящий момент получили только промежуточную помощь для облегчения бремени задолженности. среди стран, которые успешно завершили процесс получения помощи для облегчения бремени задолженности, у Сан-Томе и Принсипи коэффициент отношения внешнего долга к экспорту достиг 215,3 процента, что в значительной степени превышает 150-процентный предельный уровень, установленный в рамках Инициативы БСКЗ для получения права на помощь в погашении задолженности. Ряд других стран с низким и средним уровнем дохода также имеют высокие коэффициенты соотношения объема задолженности к экспортным поступлениям.
третий показатель состояния задолженности, коэффициент обсл-живания задолженности, немного увеличился в 2013 году для всех развивающихся стран в совокупности. Рост произошел в основном за счет стран с уровнем дохода ниже среднего. Бремя обслуживания задолженности стран с низким уровнем дохода продолжало снижаться, достигнув 4,8 процента от экспортных поступлений в 2013 году, несмотря на то что в случае продолжения роста упомянутых выше коэффициентов ситуация, скорее всего, в будущем изменится.
Азии рост объемов экспортных поступлений превысил объемы обслуживания долга, в результате чего в 2011-2013 гг. коэффициенты обслуживания задолженности снизились.
Четвертым показателем является доля краткосрочной задолженности (обязательство страны либо пролонгировать долг по мере наступления срока погашения в течение года, либо выплатить его) в общей сумме внеш-него долга. Этот коэффициент вырос в 2010 году во всех группах стран по уровню доходов. В 2011 году эта повышающаяся тенденция сохранилась, за исключением нескольких БСКЗ и НРС, в которых произошло небольшое снижение доли внешней краткосрочной задолженности. В настоящее время в странах с уровнем дохода выше среднего около трети объема внешнего долга составляет краткосрочная задолженность; в странах с уровнем дохода ниже среднего ее доля выросла до 14,8 процента, в то время как в странах с низким уровнем дохода ее доля составляет чуть более 4 процентов. Большая часть роста краткосрочной задолженности связана с торговлей, что обычно не является проблематичным, поскольку такие займы касаются
движения товаров в страну или из нее, и их продажа обычно приводит к поступлению средств, используемых для обслуживания долга. Однако, как это произошло в 2008-2009 годах, торговый кредит может быстро исчерпаться и ограничить потребности в импорте в период кризиса. Это сокращает общую сумму задолженности по мере погашения неоплаченных торговых кредитов, в то время как негативное воздействие на торговлю сокращает внутренние доходы и возможности по обслуживанию долга в целом.
При принятии решений можно было бы руководствоваться принципами «ответственного» заимствования и кредитования. В частности, Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию решила сотрудничать с экспертами и директивными органами в целях разработки согласованного комплекса добровольных «Руководящих принципов по содействию ответственному суверенному кредитованию и заимствованиям». кроме того, «Руководящие принципы по внешней задолженности и правам человека», также подготовленные при поддержке международного консультативного процесса, будут представлены Совету по правам человека в июне 2012 года. Эти инициативы могут служить руководством для посредников или судей арбитражных судов или «судей по делам о банкротствах», которые могут быть привлечены в целях достижения своевременного, эффективного и справедливого урегулирования задолженности, к которому стремятся суверенные должники и их кредиторы.
В целях ослабления негативного воздействия высокого уровня долгового бремени на бедные слои населения в развивающихся странах необходимо продолжать международные усилия по предотвращению и урегулированию кризисов задолженности. Следует рассмотреть несколько вариантов политики в целях усиления этой деятельности:
Повысить своевременность и охват данных по задолженности стран с использованием систем отчетности как кредиторов, так и должников, для наращивания потенциала в области оценки приемлемости уровня задолженности.
Повышать уровень технического сотрудничества для наращивания потенциала в области управления задолженностью в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, чтобы они могли максимально адаптировать и использовать анализ приемлемости уровня задолженности при выработке национального политического курса.
Препятствовать возбуждению судебных процессов теми кредиторами, которые не участвуют в организуемом на международном уровне урегулировании задолженности.
Поощрять обсуждение в отдельных странах-должниках и кредиторах предложенных принципов ответственного заимствования и кредитования, а также руководящих принципов по внешней задолженности и правам человека. Разработка политики странами-заемщиками и кредиторами должна опираться на результаты этих дискуссий, и, в конечном счете, они должны лечь в основу совместно одобренных стандартов.
Созвать международную рабочую группу при поддержке международной группы экспертов сбалансированного состава для изучения возможностей усовершенствования международной архитектуры для реструктуризации задолженности.
Заключение
Современная ситуация с внешним долгом развивающихся стран характеризуется следующими явлениями:
В числе кредиторов остались только правительства, международные финансовые организации и крупные банки, т. е. те, кто способен ждать (мелкие банки давно продали бумаги должников и вышли из игры).
Кредиты предоставляются не только развивающимся, но и постсоциалистическим странам.
Незаконный экспорт капитала из развивающихся стран на начало 1990-х гг. составил 700 млрд. долл. (55 % общей суммы внешнего долга), хотя тенденция к вывозу капитала из развивающихся стран изменяется на противоположную.
В качестве крупных заемщиков стали выступать развитые страны.
Возможны следующие пути урегулирования ситуации:
.Оперативное управление долгом (реструктуризация долга, новые структуры выплат).
.Списание части долга. В ряде стран Латинской Америки приватизация используется в числе мер по сокращению внешнего долга и осуществляется как конверсия долговых обязательств в акционерный капитал частных компаний стран- кредиторов.
.совершенствование вторичного рынка внешнего долга.
.Стимулирование экспорта.
чтобы обеспечить своевременное облегчение бремени задолженности развивающихся стран со значительной задолженностью, международному сообществу необходимо разработать и распространить методы эффективного управления задолженностью с учетом социального аспекта приемлемого уровня задолженности и создать международную рабочую группу для изучения возможностей усовершенствования международной архитектуры для реструктуризации задолженности.
список использованной литературы
Аксенов В.С. Мировой финансовый кризис и экономическая безопасность России. Анализ, проблемы и перспективы. — М.: Экономика, 2010. — 208 с.
Аникин А.В. О типологии финансовых кризисов // Вестник московского университета. — 2010. — № 4. — С. 43-54.
Атаев А.М. Анализ взаимосвязи внешней задолженности и экономической динамики (на примере стран БРИК) // Учёные записки СКАГС. — 2011. — №2. — С. 171-176.
Атаев А.М. Антикризисная Политика стран Юго-Восточной Азии по урегулированию внешнедолгового кризиса // бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2012. — №19. — С. 231-236.
Атаев А.М. Внешний долг: сущность, классификация, причины образования. Сб. научных статей всероссийской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы совершенствования экономико-правовых и социально-политических сфер общества в современной россии». Ростов-на-Дону: СКАГС. 2011. С. 85-94.
Бергман Е. Исторический очерк теорий экономических кризисов. — М.: Эксмо, 2011. — 453 с.
Борисов Е.Ф. экономическая теория. М.: Юристъ, 2012, — 568 с.
Государственный долг / под ред. Ю.А. Вавилова. М.: Перспектива, 2013 — 400 с.
Головачев Д.Л. государственный долг. Теория, российская и мировая практика / Под ред. д.э.н., проф. М.А. Сажиной. М.: 2013 — 288 с.