Учебная работа. Внешняя торговля

внешняя торговля

Введение

В настоящее время происходит формирование нового мирового порядка не просто как очередной системы международных отношений, а как более или менее целостного мироустройства, базирующегося на единых основаниях. Экономика, политика, право, социальные отношения, модели поведения, вовсе не становясь тождественными, приобретают ранее невиданную степень совместимости.

Транснациональные системы связей и отношений, развивающиеся в различных сферах жизни, более или менее легко преодолевают государственные границы, создают новые общности и институты. Взаимодействие, взаимопроникновение, взаимозависимость национальных организмов начинают приобретать интенсивный и органичный характер. Глобализация на современном этапе пронизывает все уровни общественных систем и непрерывно продолжает влиять на весь мир. В частности, глобализация влияет на мировую торговлю и ее современные тенденции, сама при этом попадая под их влияние.

Актуальность темы обосновывается тем, что глобализация повлияла перенос внешнеторговой политики с национального на наднациональный уровень, в частности, это касается всемирной торговой организации (ВТО). Цель правил ВТО состоит в том, чтобы отнять у государств право самостоятельно регулировать их экономики и даже теоретическую возможность проводить реформы в интересах своего населения. В то же время результаты либерализации торговли предоставили огромные права ТНК. глобализация свободный торговля протекционизм

объект исследования — изменения, вызванные процессом глобализации, связанные с внешнеторговым регулированием на национальном и наднациональном уровнях.

Предмет исследования — внешнеторговые изменения в условиях глобализации.

Целью исследования является изучение современных процессов глобализации, влияние ее на мировую торговлю и внешнеторговую политику государств и международных организаций. В соответствии с целью, следует выделить определенные задачи:

) изучить понятие "глобализация", современные тенденции развития этого процесса, последствия и влияние его на мировую торговлю

) рассмотреть внешнеторговую политику государства, преимущества и недостатки политики протекционизма и свободной торговли

) рассмотреть деятельность ВТО по либерализации мировой торговли, а также преимущества и риски вступления в нее

В первой главе рассмотрено понятие экономической глобализации как следствие мировой экономической интеграции, поддерживаемая такими внешними факторами, как развитие глобальных информационных сетей, либерализацией торговли, появлением международных форм осуществления производственно-хозяйственной деятель (ТНК). Также рассматриваются последствия глобализации, повлиявшие на роль государства во внешнеторговом регулировании.

Во второй главе показаны основные тенденции мировой торговли, а также методы внешнеторгового регулирования государством, преимущества и недостатки выбора политики протекционизма или свободной торговли.

В третьей главе описывается деятельность всемирной торговой организации, необходимость ее появления в условиях глобализации и ее влияние на регулирование торговли.

Курсовая работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Формирование глобального мирового хозяйства: понятие, предпосылки, последствия для мировой экономики

.1 понятие глобализации и ее основные предпосылки

Ускоренное развитие производительных сил, чему в последнее время особенно способствовала научно-техническая революция, послужило материальной основой и объективно привело к возникновению новых явлений в мировой экономике. Их зарождению помогла также и благоприятная политическая атмосфера, сложившаяся в мире после Второй мировой войны. В таких условиях становилось все очевидней, что страны — политические союзники, находящиеся в экономической изоляции от других государств, — обречены на отставание и социальную бесперспективность, что повлекло объективную необходимость международной интеграции.

Международная экономическая Интеграция представляет собой процесс взаимодействия экономик отдельных стран и их внешнеэкономических структур с целью экономической взаимовыгоды. На современном этапе международная экономическая интеграция достигла глобальных масштабов. Глобализация экономики — это высшая форма международной экономической интеграции [1, с. 92].

Глобализация — термин общеизвестный и наиболее часто встречающийся в литературе, затрагивающей экономические, политические или культурные аспекты жизни, но до сих пор отсутствует четкое и ясное понимание того, что же стоит за этим словом.

Глобализацию ряд специалистов представляет как достаточно узкое понятие: процесс сближения потребительских предпочтений и универсализация ассортимента предлагаемой продукции по всему миру, в ходе которого всемирные продукты вытесняют местные [2, с.65].

Но, пожалуй, наиболее ёмкое и доступное определение было предложено в 1997 г. в Интернет-издании Международного валютного фонда "Обозрение мировой экономики":

"Глобализация" — это возрастание роли внешних факторов (экономических, социальных и культурных) в воспроизводстве всех стран-участниц этого процесса, формирование единого мирового рынка (рынков) без национальных барьеров и создание единых юридических условий для всех стран [3].

Нужно понимать, что этот процесс является закономерным и происходит без какого-либо внешнего регулирования, однако существуют факторы, побудившие развитие глобализации.

К основным предпосылкам (движущим силам) глобализации можно отнести:

. Информационные:

·Глобальные электронно-информационные изменения в технологическом базисе производства (беспроводная передача информации через сеть Интернет, космическая спутниковая связь, передача информации через линии электропередач), оцениваемые многими как переход от индустриального к информационному обществу, приводят к столь же глобальным изменениям в мировой экономике.

·Формирование систем, позволяющих из одного центра управлять расположенным в разных странах производством, снижает издержки по кооперированию производства, организации международного инвестирования и кредитования. В итоге информационное интегрирование мира становится объективной основой для качественного ускорения обменов товарами, услугами, капиталами, расширения внешнеэкономических отношений и превращения их из межгосударственных и межнациональных в глобальные, всемирные. Развитие технологии создало условия для резкого расширения возможностей мировой экономической системы функционировать в качестве единого комплекса. Реальностью стали круглосуточный электронный трансферт между фондовыми рынками и инвесторами, круглосуточно оперирующий мировой Рынок денег, товаров и услуг. Для обслуживания мировой торговли возникла система электронной передачи данных[1, с. 128]

2. Политико-международные:

·прежде всего, конференция Европейских сообществ в Люксембурге в 1985 г., которая приняла Европейский акт (вступил в силу в 1987 г.) для того, чтобы создать в Европе единое хозяйственное пространство без внутренних границ, в рамках которого было бы обеспечено свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капиталов;

·Конференция ГАТТ в Пунта-дель-Эсте в 1986 г., открывшая Уругвайский раунд переговоров (о снижении тарифов и других ограничений в торговле);

·Воссоединение Германии и ликвидация СЭВ и Варшавского пакта [4, с. 98];

3. Производственные, научно-технические и технологические:

·резкое возрастание масштабов производства;

·переход к новому технологическому способу производства — к высоким, наукоемким технологиям; быстрое и широкое распространение новых технологий, ликвидирующих барьеры на пути перемещения товаров, услуг, капиталов;

·качественно новое поколение средств транспорта и связи и их унификация, обеспечивающие быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях. Следовательно, удаленность партнеров друг от друга перестает быть решающим препятствием для их производственного сотрудничества;

·быстрое распространение знаний в результате научного или других видов интеллектуального взаимообмена [5];

4. Организационные:

·международные формы осуществления производственно-хозяйственной деятельности (ТНК): организационные формы, рамки деятель которых выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого рыночного пространства;

·выход неправительственных организаций на многонациональный или мировой уровень. Новую глобальную роль стали играть такие международные организации, как ООН, МВФ, всемирный банк, ВТО и т.п.;

·превращение многонациональных компаний и других организаций, как частных, так и государственных, в основных действующих лиц глобальной экономики.

5. Социальные и культурные:

·ослабление роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, преодоление национальной ограниченности, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствует международной миграции;

·возникновение глобального единомыслия в оценке рыночной экономики и системы свободной торговли. На смену недавних противоречий между рыночной экономикой Запада и социалистической экономикой Востока пришло практически полное единство взглядов на рыночную систему хозяйства;

·проявление тенденции формирования глобализованных "однородных" средств массовой информации, искусства, попкультуры. Английский язык становится международным языком общения, облегчая межкультурное общение, учебу и взаимопонимание;

6. Экономические:

·небывалая концентрация и централизация капитала, взрывообразный рост производных финансово-экономических инструментов, резкое сокращение времени осуществления межвалютных сделок;

·усиление тенденции к унификации и стандартизации. Все шире применяются единые для всех стран стандарты на технологию, экологию, деятельность финансовых организаций, бухгалтерскую и статистическую отчетность. стандарты распространяются на образование и культуру;

·либерализация торговли товарами и услугами, рынков капитала и другие формы экономической либерализации, вызвавшие ограничение политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более свободной [5];

.2 Современная глобализация мировой экономики, отличия глобализации от интеграции

Современная глобализация мировой экономики выражается в следующих процессах:

сокращение экономического расстояния (измеряемого в стоимости транспортных и информационных услуг) между всеми регионами мира, что позволяет объединить их в единое глобальное транспортное, телекоммуникационное, финансовое и производственное пространство. На смену межстрановому межфирменному производственному обмену готовыми изделиями приходит международный внутрифирменный обмен узлами, деталями, компонентами готовых изделий. Внутрифирменный характер международных обменов тем более прочно привязывает национальные хозяйства друг к другу, что осуществляется на основе единой корпоративной собственности. Внутрикорпорационная торговля — поставка компонентов продукта между филиалами МНК — составляет до 80% мировой торговли. Все дело в том, что МНК должны или беспрерывно глобализироваться, или исчезнуть в конкурентной борьбе. Они сосредотачивают трудоемкие процессы там, где имеется дешевая рабочая сила, высокотехнологическую часть производства — в странах с квалифицированным персоналом и развитой инфраструктурой, а завершающую сборку сосредотачивают вблизи от рынков сбыта и в странах с низким уровнем налогообложения. [1, c.127];

усиление интернационализации обмена на основе углубления международного разделения труда, возрастания масштабов и качественного изменения характера традиционной международной торговли овеществленными товарами. Все более важным направлением международного сотрудничества становится сфера услуг, которая развивается быстрее сферы материального производства;

увеличение масштабов международной миграции рабочей силы. Выходцы из относительно бедных стран находят применение в качестве неквалифицированной или малоквалифицированной рабочей силы в развитых странах. В течение последнего полувека численность мигрантов увеличилась в два с половиной раза: если в 1960 г. их было 76,4 млн., то к 2005 г. количество мигрантов возросло до 191 млн. При этом, доля мигрантов, проживающих в развитых странах мира в их общей численности на планете, увеличилась с 43 до 61%. Удельный вес мигрантов в населении промышленно развитых стран возрос почти в три раза — с 3,4 до 9,5%. При этом страны, использующие иностранный труд для заполнения определенных ниш на рынке труда, связанных с низкоквалифицированной и малооплачиваемой работой, пытаются удерживать иммиграцию в определенных пределах [5];

появление новых форм организации мирового хозяйства, соответствующих информационному технологическому базису, глобальных информационных, инновационных, производственных, финансовых сетей;

возрастание роли "глобальных фирм и банков" — транснациональных корпораций (ТНК) и банков (ТНБ) в управлении глобальными экономическими процессами. Примерно 80% интеллектуального капитала принадлежит ТНК. ТНК делают стратегическую ставку на инновации, что позволяет им доминировать в конкурентной борьбе. В общей сложности ТНК контролируют не менее двух третей мировой торговли [6, c. 124].

развитие региональных интеграционных объединений с наднациональными механизмами управления экономическими процессами (такие как ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР и т.д.);

массовое распространение либеральной рыночной модели экономики (переход к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы, Китая), обеспечивающих рыночную целостность глобальному мировому хозяйству. Для этого МВФ и всемирным Банком была разработана единая для всех развивающихся и посткоммунистических стран макроэкономическая стратегия рыночных реформ, необходимая для достижения экономического роста в этих странах ("Вашингтонский консенсус"). программа включает следующие элементы:

üослабление регулирующей роли государства в экономике;

üплавающие обменные курсы;

üснижение торговых барьеров;

üускоренное развитие сектора услуг как основной сферы занятости и создания общественного богатства.

Данные глобальные сдвиги в мировой экономике свидетельствуют о том, что глобализация качественно отличается от предшествующих этапов интернационализации экономики, основным содержанием которых выступала международная экономическая интеграция.

Качественные различия между глобализацией и интеграцией состоят в следующем. [1, c. 130]

. Глобализация представляет объективное и совершенно неизбежное явление современности, которое можно притормозить средствами экономической политики (что и происходит в ряде случаев), но нельзя остановить или "отменить", ибо таково императивное требование современного общества и научно-технического прогресса [7, с. 20]. Процессы же международной интеграции являются обратимыми.

. Глобализация универсальна по субъектам, участвующим в ней. В отличие от межгосударственной экономической интеграции, основными субъектами которой являются страны и их объединения — союзы государств, международные экономические организации, субъектами глобализации становятся: транснациональные корпорации и банки; сетевые организации, состоящие из предприятий малого и среднего бизнеса, местных общин, банков; некоммерческие организации, индивиды;

. Глобализация является более широким по содержанию процессом, чем международная экономическая интеграция. Кроме межгосударственных экономических процессов, регулирующихся национальными государствами и негосударственными органами (по типу ЕС), она включает в себя глобальные транснациональные производственные, финансовые, телекоммуникационные процессы, почти или совсем не поддающиеся государственному регулированию [1, с. 126] .

.3 Позитивные и негативные последствия глобализации для мировой экономики

Естественно, такой сложный и всеобъемлющий процесс приводит к ряду последствий для мировой экономики, как позитивных, так и негативных.

Среди позитивных стоит отметить:

единство всех революционных изменений в технико-технологическом и финансово-экономическом базисах, которое открывает новые возможности для экономического развития. Так, например, перемещение транснациональными корпорациями наукоемких производств в развивающиеся страны в целях уменьшения расходов на рабочую силу и ресурсы приводит к быстрому распространению новых технологий из высокоразвитого ядра мирового хозяйства на периферию, что также ведет к следующему позитивному последствию глобализации;

значительно более свободный и быстрый доступ к информации и соответствующее расширение возможностей и способов коммуникации в мировом масштабе. Кроме того, за счет новых информационных технологий возрастает масштаб трансграничных потоков ссудного капитала, что обеспечивает расширение кредитных ресурсов и доступ к ним в любой точке мирового пространства;

глобализация способствует обострению международной конкуренции, что ведет к улучшению качества производства и дальнейшему росту мировой экономики.

однако, есть и негативные последствия, такие, как:

в первую очередь, стоит отметить усиление неравномерности и неустойчивости национального и мирового экономического развития. Если до недавнего времени национальное государство обладало механизмами перераспределения выгод от экспорта среди населения, то появления новых негосударственных субъектов мировой экономики, неподконтрольных государству (ТНК, ТНБ, неправительственных организаций), резко ограничивает его перераспределительные и социальные возможности. Совокупный объем производства транснациональных компаний (ТНК) превышает четверть мирового ВВП; на подразделения ТНК за пределами стран базирования (т.е. стран, где соответствующие ТНК зарегистрированы и/или где размещены их штаб-квартиры) приходится около 10,3% мирового ВВП и треть мирового экспорта. В итоге выгоды от глобализации концентрируются у тех экономических субъектов, кто сумел интегрироваться в глобальное хозяйство. Это усиливает диспропорции между богатыми и бедными странами мира. Так, согласно данным Доклада всемирного банка о мировом развитии в 2000-2001 гг., средние доходы в 20 наиболее богатых странах мира в 37 раз превышают средние доходы в 20 беднейших странах, при этом за последние 40 лет этот разрыв усилился [1, c. 131].

деиндустриализация, рост сферы услуг. За последние пять десятилетий 20-ого столетия доля промышленности в ВВП подавляющего большинства стран запада, сократилась в два раза — от 50%-40% до 30%-20% [8, c. 46].

глобализация значительно ограничивает роль государства в макроэкономическом регулировании и изменяет традиционный набор инструментов воздействия государства на внутренние и внешние экономические связи. ТНК, ТНБ, международные инвестиционные фонды, все в большей мере определяя финансовую и хозяйственную конъюнктуру мировой экономики, делают неэффективным использование прежних государственных рычагов воздействия на экономику: импортных и экспортных пошлин, курса национальной валюты, ставок рефинансирования.

Итак, вследствие благоприятной политической атмосферы, влияния научно-технической революции стало очевидно, что страны — политические союзники, находящиеся в экономической изоляции от других государств обречены на отставание и социальную бесперспективность, что привело к необходимости все усиляющейся международной экономической интеграции. На современном этапе международная экономическая интеграция достигла глобальных масштабов. Глобализация экономики — это высшая форма международной экономической интеграции, которая является результатом объективного мирового развития, поддерживаемая:

) развитием глобальных сетей, что позволило формировать системы, позволяющие из одного центра управлять расположенным в разных странах производством. Реальностью стали круглосуточный электронный трансферт между фондовыми рынками и инвесторами, круглосуточно оперирующий мировой рынок денег, товаров и услуг. Для обслуживания мировой торговли возникла система электронной передачи данных.

) либерализацией торговли: для массового распространения либеральной рыночной модели МВФ и всемирным Банком была разработана единая для всех развивающихся и посткоммунистических стран макроэкономическая стратегия рыночных реформ, необходимая для достижения экономического роста в этих странах ("Вашингтонский консенсус").

) появлением международных форм осуществления производственно-хозяйственной деятель (ТНК). Примерно 80% интеллектуального капитала принадлежит ТНК. ТНК делают стратегическую ставку на инновации, что позволяет им доминировать в конкурентной борьбе. В общей сложности ТНК контролируют не менее двух третей мировой торговли.

4) выходом неправительственных организаций на многонациональный или мировой уровень. Новую глобальную роль стали играть такие международные организации, как ООН, МВФ, всемирный банк, ВТО и т.п.;

Этот процесс привел как к позитивным, так и негативным последствиям для экономики. среди позитивных стоит отметить значительно более свободный и быстрый доступ к информации и соответствующее расширение возможностей и способов коммуникации в мировом масштабе. Кроме того, за счет новых информационных технологий возрастает масштаб трансграничных потоков ссудного капитала, что обеспечивает расширение кредитных ресурсов и доступ к ним в любой точке мирового пространства. Все это способствует росту мировой торговли и открывает новые возможности для экономического развития также и в развивающихся странах, так как перемещение транснациональными корпорациями наукоемких производств в развивающиеся страны в целях уменьшения расходов на рабочую силу и ресурсы приводит к быстрому распространению новых технологий из высокоразвитого ядра мирового хозяйства на периферию, что также ведет к росту занятости населения и возникновению новых рабочих мест, особенно в непроизводственной сфере. Так доля населения, занятого в индустриальных отраслях хозяйства, колеблется от 35 до 40%, а число занятых в непроизводственной сфере, особенно в торгово-финансовой, банковской и управленческой деятельности достигает 50%, в странах же большой семерки — 70%.

основным негативным последствием глобализации стала неравномерность и неустойчивость национального и мирового экономического развития. Совокупный объем производства транснациональных компаний (ТНК) превышает четверть мирового ВВП; на подразделения ТНК за пределами стран базирования (т.е. стран, где соответствующие ТНК зарегистрированы и/или где размещены их штаб-квартиры) приходится около 10,3% мирового ВВП и треть мирового экспорта. Выгоды от глобализации концентрируются у тех экономических субъектов, кто сумел интегрироваться в глобальное хозяйство, это усиливает диспропорции между богатыми и бедными странами мира. Роль государства в макроэкономическом регулировании ограничивается; ТНК, ТНБ, различные международные организации (в частности, ВТО) все в большей мере определяют финансовую и хозяйственную конъюнктуру мировой экономики.

Глава 2. Внешнеторговая политика государства в современных условиях развития мирового рынка

.1 Современные тенденции международной торговли

Мировая торговля имеет огромное практически каждого человека. В отличие от прошлого столетия уровень экономического, социального, культурного, информационного общения людей настолько высок, что торгово-экономическое взаимодействие людей достигло почти абсолютных значений, что, собственно, и позволяет говорить о глобализации мировой торговли. В свою очередь, именно мировая торговля изначально первенствовала как генеральная тенденция, ускорявшая процесс интернационализации факторов производства (производительных сил), способствовавшая региональной и всемирной интеграции мирового хозяйства. О гигантских масштабах мировой торговли свидетельствует то, что объемы мировой торговли в последние годы составляют 50% совокупного мирового продукта (ВМП), превышая 20 трлн долл [9, с. 360].

Современные тенденции международной торговли товарами и услугами отражаются в следующем:

·высокие темпы роста мировой торговли, примерно вдвое опережавшие темпы роста производства. Особенно быстро увеличивалась торговля развивающихся стран, повысивших свою долю в мировом экспорте с 34% в 1980 году до 47% в 2011 году. Эта тенденция, согласно ежегодному докладу ВТО, будет действовать и в ближайшие десятилетия, причем развивающиеся страны могут опередить развитые государства по темпам роста внешней торговли и валового продукта в 2-3 раза.

·мировая торговля услугами растет более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей товарами. Мировая торговля услугами растет более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей товарами: за период с 1980 по 2007 годы мировой экспорт услуг вырос в 8,5 раз, по сравнению с мировым экспортом товаров, который увеличился в 6,5 раз. Рынок услуг расширяется: наибольшее значение имеют транспортные услуги и туризм (более половины стоимостного объема), однако за последнее десятилетие их положение несколько изменилось. В мировом экспорте услуг с 1990 года по 2007 год сократился удельный вес транспортных перевозок и туризма, при этом возросла доля страховых и финансовых услуг, а также компьютерных, информационных, коммуникационных и других коммерческих услуг;

·значительно снизилась доля сырья, к концу XX века на сырье приходилось всего 1/3 товарооборота, а доля торговли товарами обрабатывающей промышленности, наоборот, выросла до 2/3. На долю готовых изделий приходится около 70% товарооборота [10, с. 177-178];

·Для современной мировой торговли характерна тенденция роста внутриотраслевой торговли и увеличения доли взаимной внутрирегиональной торговли. К началу 60-х годов развитые страны, особенно в Западной Европе, все больше стали торговать друг с другом дифференцированными товарами одной отрасли. На современном этапе эта тенденция сохраняется и отражает международное производственное сотрудничество и экономическую интеграцию стран. Эта тенденция — следствие того, что наиболее близкие рынки объединяются, и чем меньше препятствий для торговли с точки зрения расстояний и тарифов, тем вероятнее внутриотраслевая торговля. Такое сращивание достигается лишь на высокой ступени развития обрабатывающей промышленности (особенно ее высокотехнологических отраслей) — в Западной Европе и Северной Америке более 3/4 экспорта приходится на готовые изделия, в том числе 40-50% — на продукцию машиностроения. подобная структура способствует связыванию стран-партнеров посредством международного разделения труда. Напротив, страны с аграрно-сырьевой структурой хозяйства, производя в значительной мере схожую продукцию, выступают по отношению друг к другу не как дополняющие партнеры, а в качестве конкурентов. Поэтому они не открываются навстречу друг другу, а стремятся отгородиться, и пытаются искать рынки сбыта для своих товаров в более развитых странах мира. однако некоторые успехи в этом направлении имеют только новые индустриальные страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, однако и их деятельность направлена на внешний Рынок.

·К важнейшим факторам роста мировой торговли следует отнести либерализацию торговой политики и рост объемов прямых иностранных инвестиций в экономики других стран. Несмотря на ослабление роста мировой экономики, в 2011 году наблюдался рост глобальных прямых иностранных инвестиций. Рост показателя составил за период 17%, объем ПИИ достиг 1,5 трлн. долл. (рисунок 2.1). Частично столь активный рост объемов ПИИ в мире может объясняться тем, что многие страны, стремясь привлечь иностранные инвестиции для поддержания роста своей экономики, меняют законодательство в сторону либерализации.

рисунок 2.1Приток прямых иностранных инвестиций, млрд. долл.

·Увеличение количества региональных торговых союзов. Всего между 1990 и 2010 годами количество региональных торговых союзов увеличилось с 70 до 300 (рисунок 2.2) [14].

Рисунок 2.2 количество заключенных торговых соглашений

·Широко распространено мнение, что многосторонняя торговая система обеспечивает свободную торговлю, а региональные торговые соглашения полностью устраняют тарифные и нетарифные барьеры на пути движения товаров. Обстоятельный анализ, проведенный экспертами ВТО, показывает, что это далеко не так. В настоящее время уровень таможенного обложения в мировой торговле составляет 4%. При этом в отношении более половины ее объема (52,3%) действуют нулевые ставки импортных пошлин, 25,3% из которых установлены в РТС, а 27% введены в рамках режима наибольшего благоприятствования. В отношении другой половины мировой торговли действуют различные по уровню импортные пошлины. Преференциальными тарифными ставками, действующими в РТС, охвачено чуть более 16% международной торговли, а ставками, применяемыми на основе РНБ, — 30,2%, т.е. почти вдвое больше. Высокими тарифными ставками, величина которых достигает 10-20 и более процентов, облагается 5,6% объема мировой торговли. На долю РТС приходится всего полпроцента тарифных ставок, превышающих 20%, и 1,3% ставок в интервале 10-20%. Комментируя использование сравнительно высоких импортных пошлин в преференциальной торговле, эксперты ВТО подчеркивают, что возникновение РТС не приводит к исчезновению в странах-участницах "чувствительных секторов", требующих определенного уровня тарифной защиты. Их существование ставит пределы расширению масштабов свободной торговли. Таким образом, современные реалии таковы, что без использования инструментов протекционистской защиты многие участники международной торговли обойтись объективно не могут. Правила применения этих инструментов оговариваются шестью десятками соглашений, входящих в правовой пакет ВТО. получается, что

ВТО, стремясь к либерализации торговли, вынуждена выступать одновременно в роли охранителя протекционизма, пусть и умеренного, если сравнивать его с протекционизмом середины прошлого века. Выбор политики свободной торговли (фритредерства) или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте был характерен для прошлых столетий. В наше время эти два подхода взаимосвязаны и переплетаются [11, с. 85].

2.2 характеристика регулирования внешнеторговой политики на национальном уровне

важной составляющей системы внешнеторговых отношений выступает ее механизм функционирования. В целом его можно рассматривать как обобщенное синтетическое понятие, которое представляет собой совокупность принципов, закономерностей, институтов внешнеторговых отношений. В функционировании внешнеторговых отношений прослеживаются три основных уровня:

микроуровень;

макроуровень;

наднациональный уровень.

На микроуровне преобладают рыночные механизмы, представленные спросом, предложением, конкуренцией, монополией и другими инструментами и рычагами мирового рынка.

На макроуровне противоположных политик — протекционизма и свободной торговли с тем, чтобы, одновременно поддерживая здоровую конкуренцию на внешних и внутреннем рынках, не допустить нанесение ущерба отечественным производителям экономически неоправданно большими объемами импорта, а также стимулировать их конкурентоспособность как на внутреннем рынке, так и для выхода на мировые рынки. В этих целях государства используют широкий спектр тарифных и нетарифных методов, защитных и стимулирующих мер, в том числе возможно демпинг, а также субсидии, хотя последние (за исключением отдельных видов, допускаемых правилами ВТО) преследуются в мировой торговле. Все указанные меры можно охарактеризовать как дискреционные, используемые государством в своих интересах в зависимости от сложившейся ситуации с целью воздействия на внешнеторговые отношения и их развития в благоприятном для страны направлении. Они во многом представляют собой дискреционную составляющую механизма внешнеторговых отношений (приложение 1).

На наднациональном уровне механизм функционирования внешнеторговых отношений представлен принципами и методами ВТО и других международных организаций. Их методы можно охарактеризовать как "правило", они совместно вырабатываются участвующими в этих организациях странами в ходе длительных переговоров. Наиболее предсказуемый характер носят механизмы международных организаций — ВТО, ЮНКТАД и других. В рамках ВТО действуют механизм международного арбитража, процедуры выявления и противодействия демпингу, субсидиям и другим ограничениям конкуренции. Участие в международных соглашениях оборачивается для национального государства некоторыми ограничениями или потерей контроля над свободным использованием некоторых рычагов и инструментов воздействия, например, над значительной корректировкой ставок импортных пошлин в сторону увеличения. Все, что не соответствует принятым методам и инструментам регулирования внешнеторговых отношений объявляется дискриминацией, преследующейся санкциями экономического характера.[12, с. 200-215].

Сегодня государство не может достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического и, в частности, внешнеторгового регулирования. поэтому, несмотря на то что за послевоенные годы в рамках ГАТТ и созданной на его основе ВТО была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая Политика по-прежнему остается одним из основных направлений государственного регулирования экономики [6, с. 169]

Государственное регулирование международной торговли может быть:

Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).

двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.

Многосторонним, когда торговая Политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ)/ВТО, соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского союза (ЕС). В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли [13, с. 197]

2.3 Политика протекционизма и свободной торговли: недостатки и преимущества, современные тенденции развития

Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX в. в процессе соперничества с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. Статистика же указывает на то, что мировой ВВП с 2000 по 2010 год возрос почти вдвое, развитые страны увеличили валовой продукт лишь на 61%, а вот экономика стран СНГ возросла в 5,5 раз, стран БРИКС — в 4,2 раза. И прогнозы МВФ по странам СНГ оптимистичны — показатель может вырасти еще вдвое за следующие 6 лет, в то время как ВВП в мире за этот период увеличится лишь на 44% [14].

Таблица 1 Объем и динамика роста ВВП по регионам, млрд. долл.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой жизненно важной продукции [1, с. 232]

Критика протекционизма велась главным образом для выявления отрицательных сторон политики ограждения национальной экономики от иностранной конкуренции. Последствия такой политики очевидны, и они свидетельствуют об издержках протекционизма.

Во-первых, протекционизм в долгосрочном плане подрывает основы национального производства, поскольку ослабляет давление со стороны мирового рынка, необходимое для развития предпринимательской инициативы. — Во-вторых, протекционизм вреден с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги, причем не только за импортные, облагаемые таможенной пошлиной, но и за изделия национального производства, выпуск и продажа которых связаны с неконкурентной системой ценообразования.

В-третьих, протекционизм порождает риск цепной реакции, поскольку после защиты одних отраслей рано или поздно потребуется защита других. В итоге возникает новый протекционизм, или непротекционизм.

В-четвертых, ограждение национальных производств от иностранной конкуренции загоняет их в конечном счете в протекционистскую ловушку. таким образом, введенный как временная мера протекционизм может стать неотъемлемым атрибутом долгосрочной национальной экономической политики.

В-пятых, политика протекционизма усиливает межгосударственное соперничество и несет потенциальную угрозу международной стабильности и безопасности. Она ослабляет узы взаимозависимости между странами, сдерживает развитие и углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства, порождая одновременно вражду и недоверие друг к другу.

Преимущества свободы торговли достаточно многогранны и доказываются как теорией, так и практикой.

Во-первых, свободная торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, так как открывает возможности международной специализации производства и обмена на основе принципа сравнительных преимуществ. Рост благосостояния происходит за счет выигрыша, получаемого от международной торговли. Классики предлагали измерять этот выигрыш разницей между нормой прибыли в условиях международного обмена товарами и нормой прибыли при его отсутствии. А. Маршалл использовал другой метод — определение величины излишков (прибылей) производителей и потребителей продукции.

Во-вторых, свободная торговля облегчает развитие конкуренции и поддерживает дух новаторства не только среди национальных производителей, но и в отношениях с другими странами. Это в конечном счете способствует повышению качества выпускаемой продукции.

В-третьих, свободная торговля открывает возможности для расширения рынков и, следовательно, для международной концентрации производства и массового выпуска товаров, выгодного потребителям.

В-четвертых, свободная торговля служит основой оптимизации распределения производственных ресурсов между странами и такой их международной комбинации, которая значительно повышает эффективность их использования.

Принцип протекционизма наряду с отмеченными выше недостатками имеет и ряд достоинств, которые делают политику правительственного контроля за внешней торговлей притягательной для многих стран. Самой общей причиной ограничения внешней торговли является тот факт, что правительства отдельных стран мыслят категориями национальных интересов, а не интересов человечества в целом. В пользу протекционизма обычно выдвигаются как социально-политические, так и экономические аргументы.

Социально-политические преимущества протекционизма заключаются в следующем.

Во-первых, в поддержании государственной безопасности страны, которая в случае отказа от протекционистских мер будет поставлена под угрозу узкой специализации экономики. Последняя подвергает страны высокому риску не только в случае войны, но и в периоды обострения международных отношений. поэтому страна должна развивать у себя стратегические виды производства, в первую очередь сельское хозяйство и пищевую промышленность, а также отрасли, необходимые для национальной обороны (металлургия, некоторые виды химической промышленности и т. п.).

Во-вторых, в защите более высокого уровня жизни и высокой заработной платы в более богатых странах в их конкурентной борьбе со странами, где уровень жизни значительно ниже.

В-третьих, в возможности сохранить с его помощью некоторые социальные классы и виды деятельности (например, крестьянство, традиционные национальные промыслы), предотвратить депрессию и спад (например, в угольной промышленности и т. п.).

В-четвертых, в возможности достижения определенных политических целей в отношениях с другими государствами. Международные экономические санкции против СССР, последовавшие после ввода войск в Афганистан, преследовали цели прекращения боевых действий и невмешательства во внутренние дела этой страны; санкции против Сербии были одним из инструментов давления на нее, с тем чтобы она изменила свой курс в отношении Боснии.

Экономические аргументы в защиту протекционистских мер, в которых есть рациональное зерно, сводятся главным образом к соображениям максимизации реального дохода, достигаемой за счет их применения.

Первый аргумент — с помощью импортных пошлин страна может улучшить условия торговли и в результате увеличить экономический выигрыш. однако это возможно лишь в ситуации, когда Спрос на товар более эластичен, чем его предложение, и тогда рост цены придется в основном на производителя, а Доход от пошлины пополнит государственный бюджет. кроме того, для эффективности этой меры необходимо, чтобы:

·страна-экспортер не имела возможности выхода на другие рынки сбыта своего товара;

·ее факторы производства не могли быть использованы для выпуска альтернативных товаров;

·снижение поступлений от экспорта в странах-экспортерах не оказывало влияния на спрос на эти товары в стране-импортере, которая вводит новый тариф.

— Второй аргумент — протекционистские меры защищают промышленность на этапе ее зарождения и роста. впервые этот аргумент был выдвинут А. Гамильтоном (США) в конце XVIII в. и развит Ф. Листом в XIX в.

Третьим экономическим аргументом в защиту протекционизма служит его роль в повышении уровня занятости национальных ресурсов. Эту идею впервые сформулировал Дж. Кейнс в "Трактате о деньгах" (1930 г.), а позже развил в "Общей теории занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс считал, что экономическая система не в состоянии автоматически достичь полной занятости. В связи с этим он предложил считаться с тем, что поощрение экспорта и ограничение импорта протекционистскими мерами будут благотворно влиять на занятость, поскольку увеличат совокупный спрос на продукцию национальных производителей.

Однако успех такой политики маловероятен, если она станет использоваться не одной страной, а несколькими. Стимулирование собственного экспорта за счет сокращения импорта из других стран рано или поздно создало бы тупиковую ситуацию, поскольку означало бы прекращение всякой торговли. Так что предложенная схема возможна лишь в одном случае — когда экспорт страны, проводящей такую политику, пользуется повышенным спросом со стороны других стран. Но в долгосрочном плане подобная политика обеспечивала бы выгоды одной стране за счет других и в конечном счете привела бы к их экономическому ослаблению, а значит, и к сокращению их импортных возможностей.

Четвертый аргумент в защиту протекционизма связан с попыткой смягчить кризис в отраслях, испытывающих экономические трудности. существенные изменения спроса и предложения как на внутреннем, так и на внешнем рынках могут наносить ощутимый удар по ряду отраслей. подобный удар испытывала, например, хлопчатобумажная промышленность англии в 1970-е гг. Ограничение импорта в этот период позволило смягчить кризис, предоставив отрасли больше времени для перестройки и безболезненного сокращения производства. Что-то подобное испытывала российская автомобильная промышленность в 1990-е гг., однако здесь повышение импортных пошлин на ввоз автомобилей мало сказалось на структурной перестройке отрасли и повышении качества производимой продукции.

Пятый аргумент касается использования протекционизма в исключительных случаях: кризис платежного баланса, введение тарифов "в отместку" за ограничительные действия другой страны, защита отечественных производителей от "нечестных" иностранных конкурентов, ограждение национальной экономики от кризисных явлений в других странах и т. п.

При всей убедительности некоторые из этих аргументов вряд ли оправданны с экономической точки зрения. Так, введение ответных тарифов способно усилить напряженность в экономических отношениях между странами и привести к торговым войнам, в которых победителей не бывает.

Таковы основные доводы сторонников протекционизма. Если их сопоставить с аргументами защитников свободы торговли, то в результате можно прийти к следующему выводу: фритрейдерство исходит из долгосрочных интересов и обосновывает глобальные выгоды от свободной торговли, в то время как протекционизм действует под давлением обстоятельств и руководствуется исключительно краткосрочными национальными интересами. поэтому нельзя сказать, что для той или иной страны протекционизм всегда вреден, а свобода торговли всегда выгодна, или наоборот. В. Парето советует ставить проблему иначе: "Зная все экономические и социальные условия данной страны в данный момент, следует уяснить, что для этой страны и в этот момент больше подходит — свобода торговли или протекционизм"[14].

В результате появления и усиления позиций отдельных центров мировой конкуренции (ЕС, США, Япония, новые индустриальные страны, Китай) неизбежно ужесточался и диверсифицировался инструментарий протекционизма. Развитие протекционистских тенденций в истории мировой торговли позволяет выделить несколько его характерных черт:

·селективный протекционизм — меры, направленные против отдельных стран или отдельных товаров;

·отраслевой протекционизм — меры по защите определенных отраслей, прежде всего сельского хозяйства;

·коллективный протекционизм — меры, проводимые объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

·скрытый протекционизм — использование мер внутренней экономической политики, зачастую прямо не связанных с регулированием торговли;

·сверхпротекционизм (наступательный или агрессивный протекционизм) — защита развитых, мощных, наиболее монополизированных отраслей;

·частномонополистический протекционизм — возведение барьеров в торговле в результате соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов, заключающихся на межфирменном уровне. Подобные соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров [15].

Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свободы торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки: производства с международными, — предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это области сельского хозяйства, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой — это товары традиционного экспорта [16, с. 324-325].

несмотря на все положительные эффекты свободной международной торговли, многие государства стремятся избежать свободной торговли в "чистом виде" в той или иной степени. Это вовсе не значит, что они совсем перестают участвовать в мировой торговле, но скорее доказывает то, что свободная торговля, в классическом своем понимании "чистого" закона спроса и предложения, встречается довольно редко. По оценкам западных экспертов, протекционистскими барьерами прямо или косвенно "зарегулировано" в настоящий момент около половины объема всей мировой торговли [17, c. 56]. Международными организациями сегодня ведется серьезная борьба с протекционизмом. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Всемирная торговая организация (ВТО) и Организация Объединенных Наций (ООН) в совместном документе призывают страны "большой двадцатки" (G20) приложить больше усилий для борьбы с протекционизмом ввиду замедления мирового экономического роста. Дело в том, что с 2008 года после финансового экономического кризиса в мире появилась почти тысяча торговых барьеров, которые затронули 4,6% мировой торговли, но ситуация постепенно улучшается. По данным ВТО в 2010 году менее 1 % мирового импорта попало под влияние протекционистских мер [21,с.58]. Столь незначительное влияние протекционизма обусловлено тем, что правительства ведущих стран мира проводили скоординированную политику по сдерживанию протекционистского давления и борьбы за сохранение открытости мировой торговли. В подтверждение этого в ноябре 2010 года в Сеуле на встрече Группы 20 подписан документ, в котором говорится, что до конца 2013 года необходимо придерживаться обязательств по неприменению и свертыванию протекционистских мер, несовместимых с правилами ВТО.

Таким образом, основной тенденцией мировой торговли можно назвать ее рост, примерно в 2 раза опережающий темпы роста производства. особенно быстро увеличивалась торговля развивающихся стран, повысивших свою долю в мировом экспорте с 34% в 1980 году до 47% в 2011 году. Глобализация, повлившая на мировую торговлю, отобразилась в характерной тенденции роста внутриотраслевой торговли и увеличения доли взаимной внутрирегиональной торговли. На современном этапе эта тенденция сохраняется и отражает международное производственное сотрудничество и экономическую интеграцию стран. Эта тенденция — следствие того, что наиболее близкие рынки объединяются, и чем меньше препятствий для торговли с точки зрения расстояний и тарифов, тем вероятнее внутриотраслевая торговля. В условиях либерализации торговли, растет объемов прямых иностранных инвестиций в экономики других стран. Объем ПИИ в 2011 г. достиг 1,5 трлн. долл. Также заметно увеличивается количество региональных торговых союзов. В этих условиях государство стоит перед выбором торговой политики, защищая свое национальное Производство либо вливаясь в мировую торговлю. Свободная торговля способствует взаимовыгодному международному разделению труда, увеличивает производительность труда и реальный ВНП всех стран, повышает уровень жизни в странах. Протекционистская торговля уравновешивает торговый баланс, поддерживает молодые отросли, стимулирует рост национального производства. однако отрицательными факторами являются:

уменьшение экспорта отечественных товаров и услуг;

вызывает еще большее повышение пошлин со стороны других стран;

сокращает занятость и доходы отдельных категорий граждан;

рост цен при уменьшении выбора товаров [9, с.364];

Неопротекционизм XXI века находит свое проявление в целом ряде направлений и форм внешнеэкономической (а также и внутренней экономической) политики стран. Чтобы избежать ответных мер или санкций международных организаций, явные "классические" средства (тарифные и нетарифные барьеры) протекционизма могут быть не задействованы, а между тем проникновение иностранных товаров на внутренний Рынок замедлится. К способам реализации неопротекционизма следует отнести выстраивание административных, финансовых, кредитных, технических и т.п. барьеров не только отдельными странами, но и их интеграционными, региональными, экономическими группировками [16, с. 333-334].

несмотря на все преимущества свободной торговли, по оценкам западных экспертов, протекционистскими барьерами прямо или косвенно "зарегулировано" в настоящий момент около половины объема всей мировой торговли. Дело в том, что с 2008 года после финансового экономического кризиса в мире появилась почти тысяча торговых барьеров, которые затронули 4,6% мировой торговли, но ситуация постепенно улучшается. По данным ВТО в 2010 году менее 1 % мирового импорта попало под влияние протекционистских мер.

Современные реалии таковы, что без использования инструментов протекционистской защиты многие участники международной торговли обойтись объективно не могут (как показала ситуация кризисного 2009 г.). Правила применения этих инструментов оговариваются шестью десятками соглашений, входящих в правовой пакет ВТО. получается, что

ВТО, стремясь к либерализации торговли, вынуждена выступать одновременно в роли охранителя протекционизма, пусть и умеренного, если сравнивать его с протекционизмом середины прошлого века.

Глава 3. Роль ВТО в наднациональном регулировании торговли

.1 международный экономический порядок. Образование ГАТТ

Каждой стране в любой конкретной ситуации необходимо найти равновесие, баланс между наивной свободой торговли и слепым протекционизмом, оптимальное соблюдение национальных краткосрочных, тактических и долгосрочных, стратегических национальных интересов. Разрешение этого противоречия в долгосрочной перспективе просматривается как тенденция либерализации международной торговли, поиск экономического компромисса, который заложил бы основы для дальнейшего развития процессов учета и соблюдения взаимных национальных интересов.

Усиление взаимосвязи всех составных частей международных экономических отношений ставит проблему координации экономической политики и формирования международного экономического порядка.

Международный экономический порядок, основанный на либерализме международной торговли, оформляется как тенденция дальнейших взаимоотношений между государствами с середины XX в. В связи с этим приобретают большое значение международные экономические организации и соглашения, содействующие поиску разрешения противоречий и достижения компромиссных решений между государствами по экономическим вопросам. Такие организации и соглашения имеют либо широкий круг деятельности, либо специализируются по конкретным вопросам.

Одно из основных соглашений, специальное назначение которого — ускорение протекания международного рыночного процесса и развитие международной торговли, является ГАТТ — Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Оно было подписано в Женеве в 1947 г. 23 странами и вступило в силу в 1948 г. В этом документе устанавливались принципы недискриминации и либерализации условий международной торговли. Всем договаривающимся сторонам предоставлялся режим наибольшего благоприятствования в торговле. Разумный, осторожный протекционизм допускался только в виде таможенных тарифов, импортные квоты запрещались.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле определяло допустимые размеры таможенных пошлин и экспортных субсидий, разрешало споры между странами по взаимной торговле посредством межправительственных многосторонних соглашений, привлекало страны, нарушившие условия договора, к экономической ответственности. К 1996 г. в ГАТТ состояло примерно 130 стран. Будучи по замыслу только многосторонним торговым соглашением, ГАТТ постепенно превратилось в международную организацию, ведающую вопросами регулирования мировой торговли. До начала 60-х годов прошлого века деятельность ГАТТ как организации была направлена главным образом на регулярное проведение многосторонних переговоров о согласованном снижении таможенных барьеров. И это не случайно: в первые послевоенные годы средний уровень таможенного обложения импорта в странах-лидерах мировой торговли составлял от 20 до 30%. К началу 70-х гг. минувшего века под эгидой ГАТТ прошло шесть туров многосторонних торговых переговоров,3 в результате которых средний уровень таможенного обложения в странах-членах этой организации был снижен до 7%. В дальнейшем, не отказываясь от тарифной проблематики и продолжая тарифное разоружение, страны-члены ГАТТ постепенно стали переносить акцент на разработку соглашений, устанавливающих нормы и правила регулирования торговли, которыми должны были бы руководствоваться правительства стран-участниц в своей внешнеторговой политике.

В итоге Уругвайского раунда (1986-1994 гг.), последнего тура торговых переговоров в рамках ГАТТ, 125 участвовавших в нем стран и территорий приняли 56 соглашений, договоренностей и решений, относящихся к широкому кругу мер регулирования внешней торговли, в том числе к правилам и процедурам урегулирования споров и функционированию международного механизма обзора торговой политики. Важнейшим из документов раунда стало соглашение об учреждении нового международного экономического института — Всемирной торговой организации (ВТО), ставшей преемницей ГАТТ.

В принятых раундом документах предусматривалось, что их положения будут

без каких-либо изъятий и исключений отражены в национальных законодатель-

ствах стран-членов. Участники переговоров, кроме того, договорились, что в течение пяти лет развитые страны снизят средний уровень таможенных пошлин на промышленные товары на 40%, а развивающиеся — на 2/3 от этого уровня. Они также взяли на себя обязательства "связать" подавляющую часть импортных пошлин, то есть не повышать их в будущем в одностороннем порядке. Развитым странам предстояло довести долю "связанных" пошлин в общем их количестве до 97%, а развивающимся — до 91%. С тех пор обязательства по снижению пошлин принимали на себя только страны, присоединявшиеся к ВТО после ее создания.

С января 1996 г. ГАТТ заменила всемирная торговая организация

.2 Принципы деятельности ВТО

Современная мировая торговля приобрела глобальные масштабы, и ВТО регулирует около 97% ее. В 2008 году мировой экспорт товаров достиг 13 570 млрд долларов США, увеличившись за 60 лет работы ВТО более чем в 267 раз.

На 1 сентября 2009 года полноправными участниками ВТО являлись 153 государства. Страны — члены ВТО в настоящее время участвуют в регулировании более 97% всей мировой торговли. На сегодня 30 государств имеют статус наблюдателя ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия и Беларусь, находятся на различных стадиях присоединения к данной организации.

В ВТО входят следующие Соглашения:

GATT (ГАТТ, Генеральное соглашение по тарифам и торговле);

GATS (ГАТС, Генеральное соглашение по торговле и услугам);

TRIPS (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности);

TRIMS (Соглашение по инвестициям);

соглашение по сельскому хозяйству;

текстильные соглашения;

соглашения по субсидиям;

антидемпинговые меры;

соглашения по финансовому рынку;

SPS (Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах);

ТВТ (Соглашение о технических препятствиях торговле).

Работа ГАТТ/ВТО строится в виде раундов переговоров. За время существования ГАТТ было проведено 8 переговорных раундов. На последнем из них — Уругвайском — ГАТТ трансформировано в ВТО. первый в рамках

ВТО — Доха-раунд многосторонних торговых переговоров начался в 2002 году и продолжается до настоящего времени (по данным на 1 ноября 2009 года).

Доха-раунд также получил название "раунда развития" — прежде всего, благодаря настойчивости развивающихся стран в отстаивании своих интересов в ходе подготовки к Министерским конференциям ВТО в Сиэтле и Дохе.

основным препятствием для формирования окончательного компромиссного итогового документа, охватывающего всю тематику переговоров, остаются острейшие разногласия между Севером (США и Евросоюзом) и Югом (ведущими развивающимися странами). Если говорить более конкретно, то переговоры буксуют потому, что развитые страны настойчиво добиваются либерализации доступа на развивающиеся рынки и отказываются отменить экспортные субсидии на сельскохозяйственные товары, существенно сократить государственную поддержку аграрного сектора, а также не желают "узаконить" дифференцированный и более благоприятный режим для развивающихся стран, который существовал в ГАТТ. Развивающиеся страны, со своей стороны, отказываются более широко открывать свои рынки для западных товаров и услуг. Участники Доха-раунда ясно осознают, что отсутствие ограничений в торговле ускоряет экономический рост на 1,5% и способствует поддержанию занятости. Однако их приверженность национальным интересам привела к тому, что переговоры, длящиеся уже 12 лет зашли в тупик, несмотря на постоянные ритуальные заклинания "большой двадцатки" приложить все усилия к тому, чтобы их, наконец, завершить. Более того, в кризисные годы страны G20, провозглашая решимость не возводить новых барьеров на пути торговли и инвестиций, на деле активно применяли различные протекционистские меры защиты национальных экономик, включая массированную государственную поддержку местных производителей. Так, только за период с октября 2009 г. по октябрь 2010 г. правительства стран-членов ВТО использовали 200 новых мер ограничения импорта, главным образом специальных мер защиты рынка, которые охватили 1,2% его глобального объема. Это — очевидное свидетельство того, что национальные интересы берут верх над глобальными, или, иными словами, проявления экономического национализма.

При вступлении в ВТО каждая страна-кандидат с учетом правил и норм ВТО имеет определенную свободу в отношении ограничений и либерализации ее торгового режима. международная практика показывает, что государства используют стратегию либо "минимальной либерализации", либо "либеральной торговой политики", а также сочетают их элементы.

Государства, которые в процессе проведения переговоров по вступлению в ВТО используют стратегию "минимальной либерализации", стараются открыть национальный рынок как можно меньше, но достаточно для обеспечения принятия в ВТО. Как правило, такие страны-кандидаты не могут добиться значительного доступа на рынки других стран. Они стараются поддерживать высокий уровень протекционизма для использования его в качестве резерва улучшения своего доступа на зарубежные рынки на будущих раундах торговых переговоров. некоторые из таких стран, например Россия, используют эту стратегию, когда неэффективные государственные предприятия находятся в процессе реструктуризации. Значительный уровень протекционизма нужен им в течение переходного периода. Эти страны обычно представляют первоначальные предложения по связыванию импортных тарифов на уровне, который значительно выше фактически применяемых в настоящее время тарифов.

Некоторые государства с переходной экономикой, которые недавно стали членами ВТО, такие как Албания, Эстония, Грузия, Кыргызстан, Латвия и Монголия, хотя и преследовали разные стратегии в процессе вступления в ВТО, в большинстве сфер приняли стратегию "либеральной торговой политики".

такая стратегия предполагает:

а) связывание большинства тарифов на низком уровне;

б) согласие либерализовать торговый режим в сельском хозяйстве и сфере услуг;

в) подписание таких документов, как соглашение по государственным закупкам, которое повышает конкуренцию и прозрачность функционирования национальных рынков.

Принципы деятель ВТО сформулированы в Преамбуле Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации, в Генеральном соглашении по тарифам и торговле, других соглашениях ВТО. К ним относятся:

недискриминация на основе предоставления Договаривающимися Сторонами во взаимной торговле товарам иностранного происхождения режима наибольшего благоприятствования и национального режима;

гарантированный и предсказуемый доступ на рынки на основе защиты национального рынка с помощью таможенных тарифов и запрета применения количественных ограничений, лицензий и других нетарифных барьеров;

прозрачность (транспарентность);

специальный и дифференцированный режим для развивающихся стран;

прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе многосторонних торговых переговоров;

проведение консультаций для урегулирования проблем, связанных с международной торговлей

.3 Преимущества и риски вступления в ВТО

быстрое и масштабное изменение национальной законодательной базы в соответствии с международными нормами.

Развитие предсказуемой свободной торговли. Каждое предельно допустимых уровней импортного таможенного тарифа, который подлежит дальнейшему снижению. Это делает мировую торговую политику стран-участниц предсказуемой. По мнению многих международных экспертов по ВТО, "открытый торговый режим" является необходимым условием ускорения долгосрочного роста. Такие страны, как Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Чили, Маврикий, объединяет то, что они резко увеличили объем экспорта и быстро интегрировались в мировую экономику. увеличения экспорта они добились принимая совершенно разные меры торговой политики, но все эти страны либо начинали с очень низкого уровня защиты от импорта, либо проводили постепенную либерализацию импортного режима и принимали меры для получения экспортерами импортных материально-технических ресурсов, не облагаемых тарифом. Сама по себе свободная торговля не является достаточным условием экономического роста. Она должна сочетаться со стабилизацией макроэкономики и институциональными реформами.

Доступ к механизмам ВТО по урегулированию торговых споров.

Получение возможности участвовать в разработке новых правил международной торговли [18, с. 37-39].

главная цель ВТО — либерализация торговли и способствование открытие рынков. Но у идеологии, которую используют ВТО, ВБ и МВФ, нет научной основы. Корейский экономист Чхан Ха Джун опубликовал в 2003 году книгу "Kicking Away the Ladder. Development strategy in historical perspective", где исследует этот вопрос и приходит к выводу, что богатые страны в тот период, когда их экономика только развивалась, сами использовали меры протекционизма — например, Великобритания и США. Новые индустриальные страны (НИС) в период развития промышленности также поддерживали и защищали свою экономику. следовательно, утверждение, что богатые страны и НИС смогли развить свои промышленность и экономику, используя рецепты свободной торговли, — просто Миф. Этот миф используется богатыми странами ("странами центра" в соответствии с терминологией И. Валлерстайна и С. Амина), чтобы предотвратить индустриализацию в бедных странах. Ведь появление в бедных странах собственного производства автоматически сократило бы рынки сбыта ТНК.

Идеология "свободных рынков" МВФ и ВБ скрывает тот факт, что Индустриализации в азиатских государствах (например, в Малайзии, Сингапуре, Китае) также обязаны не модели свободного рынка, а сильной роли государства. Использованная ими модель включала в себя земельную реформу, строгое регулирование торговли, государственные предприятия, финансируемые государством исследования и инфраструктуру, высокие таможенные барьеры для защиты новых секторов промышленности этих стран от иностранной конкуренции, строгий контроль за денежной политикой и движением капитала, а также субсидии и управляемые государством Инвестиции в определенные секторы экономики.

Напротив, неолиберальные реформы в азиатских странах привели к экономическому кризису. В странах, которые открыли свои рынки иностранному капиталу, упали зарплаты: "В почти всех развивающихся странах, которые предприняли быструю либерализацию торговли, увеличилась пропасть между зарплатами, особенно часто в связи с падающей занятостью неквалифицированных рабочих в промышленности и большого абсолютного падения их зарплат, в размере 20-30 % в странах Латинской Америки". Либерализация торговли ведет к росту безработицы. иностранные фирмы часто вытесняют национальных конкурентов.

свободная торговля, пропагандируемая ВТО скорее означает свободу ТНК открывать для себя новые рынки сбыта, использовать дешевую рабочую силу и дешевое сырье, понижать налоги и сделать менее жестким экологическое законодательство.

Государство, вступившее в ВТО, также сталкивается с проблем.

Во-первых, государство, вступившее в ВТО, уже не сможет, как суверенное государство, просто изменить свою политику. отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации или изменить условия можно только через три года после вступления в силу этих договоров. И только после выплаты компенсаций торговым партнерам, понесшим убытки. Если, например, какое-то государство захочет снова национализировать приватизированную систему здравоохранения, то оно столкнется с судебным процессом в ВТО и огромными штрафными санкциями.

Во-вторых, если одной страной, то это соглашение должно действовать и по отношению к инвесторам других стран. Государство не может ввести количественных и качественных ограничений для доступа на свои рынки иностранных концернов и банков (как то: квоты, эмбарго, запрет, контингентирование и введение минимальной цены за экспорт и импорт). часть прибыли они должны инвестировать в этой стране, какую вывести, а также какую часть продукции они могут вывести из страны. С этим связаны проблемы платежных и торговых балансов.

В-третьих, страна не имеет также права принимать законы и договоры, предписывающие, чтобы при переработке ресурсов этой страны использовалось население этой страны. Наказаны, по закону ВТО, могут быть также те страны, которые предпочтут местных инвесторов иностранным инвесторам. В рамках ВТО принятие законов не привязано к государству, которого они касаются. теперь на уровне права интересы международного торгового капитала, интересы международных концернов и банков стоят выше интересов населения — членов ВТО.

государства, вошедшие в ВТО, не имеют права регулировать размер прибыли, который должен инвестироваться в их стране, размер прибыли, которую можно вывозить.

Запрещается предъявлять к товарам требования, связанные с условиями их производства. Это лишает страны теоретической возможности запретить, например, ввоз товаров, при производстве которых был нанесен значительный вред окружающей среде или использовался детский труд [19, с. 40-45].

Критически проанализировав классическую теорию сравнительных преимуществ в современных условиях, французский экономист лауреат Нобелевской премии 1988 г. Морис Алле пришел к выводу, что свобода торговли в мировых масштабах может иметь только негативные последствия. Полная либерализация торговли, которая является целью деятель ВТО, является нереалистичной и нежелательной, полагает Морис Алле. Продвижение по этому пути он считает самоубийственным и предлагает решительно отказаться от принципов, лежащих в основе современного обмена. "Сегодня мир находится в исторически важном поворотном пункте, когда конечной целью общественной жизни следует признать не развитие торгового обмена как такового, а достижения счастья людей. Извращения социализма вызывали крах общества в странах Восточной Европы, будем же бдительны, чтобы извращения либерализма не вызвали краха западных обществ, — призывает Морис Алле [20, с.22].

таким образом, международный экономический порядок, основанный на либерализме международной торговли, оформляется как тенденция дальнейших взаимоотношений между государствами с середины XX в. В связи с этим приобретают большое значение международные экономические организации и соглашения, содействующие поиску разрешения противоречий и достижения компромиссных решений между государствами по экономическим вопросам. Регулирование торговых вопросов передается во власть ВТО, целью которой является либерализация мировой торговли и урегулирование споров между странами-участницами. ВТО регулирует около 97% мировой торговли. Вступление в ВТО для . Развитие предсказуемой свободной торговли

. Быстрое и масштабное изменение национальной законодательной базы в соответствии с международными нормами

. Доступ к механизмам ВТО по урегулированию торговых споров

. Получение возможности участвовать в разработке новых правил международной торговли

однако деятельность ВТО не может оцениваться однозначно. Цель правил ВТО состоит в том, чтобы отнять у государств право самостоятельно регулировать их экономики и даже теоретическую возможность проводить реформы в интересах своего населения. В то же время результаты либерализации торговли предоставили огромные права ТНК. К тому же, в кризисные годы страны G20, провозглашая решимость не возводить новых барьеров на пути торговли и инвестиций, на деле активно применяли различные протекционистские меры защиты национальных экономик, включая массированную государственную поддержку местных производителей. Так, только за период с октября 2009 г. по октябрь 2010 г. правительства стран-членов ВТО использовали 200 новых мер ограничения импорта, главным образом специальных мер защиты рынка, которые охватили 1,2% его глобального объема. Это — очевидное свидетельство того, что национальные интересы берут верх над глобальными, и в кризисных условиях страны снова возвращаются к мерам протекционизма.

Заключение

Глобализация — необратимый процесс формирования единого мирового рынка без национальных барьеров, который особенно влияет на либерализацию мировой торговли, что влечет за собой появление международных форм осуществления производственно-хозяйственной деятельности (ТНК). В общей сложности ТНК контролируют не менее двух третей мировой торговли. Государству в таких условиях приходится передавать ответственность за внешнеторговое регулирование межправительственным организациям, в частности, ВТО.

основным негативным последствием глобализации стала неравномерность и неустойчивость национального и мирового экономического развития. Совокупный объем производства транснациональных компаний (ТНК) превышает четверть мирового ВВП; на подразделения ТНК за пределами стран базирования (т.е. стран, где соответствующие ТНК зарегистрированы и/или где размещены их штаб-квартиры) приходится около 10,3% мирового ВВП и треть мирового экспорта. Выгоды от глобализации концентрируются у тех экономических субъектов, кто сумел интегрироваться в глобальное хозяйство, это усиливает диспропорции между богатыми и бедными странами мира. Роль государства в макроэкономическом регулировании ограничивается; ТНК, ТНБ, различные международные организации (в частности, ВТО) все в большей мере определяют финансовую и хозяйственную конъюнктуру мировой экономики и торговли, которая постоянно растет быстрее, чем Производство. Особенно быстро увеличивалась торговля развивающихся стран, повысивших свою долю в мировом экспорте с 34% в 1980 году до 47% в 2011 году. Также растет объем прямых инвестиций и количество региональных торговых союзов, что позволяет сделать вывод о либерализации торговли. Это значит, что все больше стран склоняется к фритредерству, однако не все так однозначно. Несмотря на все преимущества свободной торговли, по оценкам западных экспертов, протекционистскими барьерами прямо или косвенно "зарегулировано" в настоящий момент около половины объема всей мировой торговли. Дело в том, что с 2008 года после финансового экономического кризиса в мире появилась почти тысяча торговых барьеров, которые затронули 4,6% мировой торговли, но ситуация постепенно улучшается. По данным ВТО в 2010 году менее 1 % мирового импорта попало под влияние протекционистских мер.

Современные реалии таковы, что без использования инструментов протекционистской защиты многие участники международной торговли обойтись объективно не могут (как показала ситуация кризисного 2009 г.). Правила применения этих инструментов оговариваются шестью десятками соглашений, входящих в правовой пакет ВТО. получается, что ВТО, стремясь к либерализации торговли, вынуждена выступать одновременно в роли охранителя протекционизма. ВТО регулирует около 97% мировой торговли. Цели ВТО заключаются в том, чтобы усилить либерализацию торговли и сделать как можно более открытыми рынки, что ведет к экономическому росту стран, но в то же время предоставляет огромные права ТНК. Нельзя не заметить и то, что государства не стремятся отойти полностью от протекционистских мер. Так, только за период с октября 2009 г. по октябрь 2010 г. правительства стран-членов ВТО использовали 200 новых мер ограничения импорта, главным образом специальных мер защиты рынка, которые охватили 1,2% его глобального объема. Это — очевидное свидетельство того, что национальные интересы берут верх над глобальными, и в кризисных условиях страны снова возвращаются к мерам протекционизма, а у ВТО еще остается ряд препятствий на пути к глобальной либерализации торговли.

список использованных источников

1. Мировая экономика: учеб. пособие для вузов/ под ред. И.П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007. — 510 с.

. Кох, Р. Менеджмент и финансы от А до Я/ Р. Кох. — СПб: "Питер", 1999. — 520 с.

3. World Economic and Financial Surveys: World Economic Outlook// International Monetary Fund [Electronic resource]. — 1997. — Mode of access: HTTP://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/weo1097/weocon97.HTM. — Date of access: 11.03.2014.

4. Мартин, Г. западня глобализации: атака на процветание и демократию/Пер. с нем Г. Р. Контарева/ Г.-П Мартин, Х.Шуманн; под ред. Д. Г. Кириченко .- М: "АЛЬПИНА", 2001. — 335 с.

. Владимирова, И. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия/ И. Владимирова // Менеджмент в россии и за рубежом [Электронный ресурс]. — 2001. — №3. — Режим доступа: HTTP://www.cfin.ru/press/management/2001-3/10.shtml#1_1. — Дата доступа:

. 03. 2014.

. Дадалко, В.А. мировая экономика: учеб. пособие/ В.А. Дадалко. — Мн.: "Ураджай", "Интерпрессервис", 2001. — 592 с.

. Долгов, С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление?/ С. И. Долгов. — М.: "Экономика", 1998. — 215 с.

. Тишков, В.Н Внешнеторговая политика: тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли: учеб. пособие/ В.Н. Тишков. — СПб.: СПбГУЭФ, 2001. — 156 с.

. Хасбулатов, Р.И. мировая экономика и международные экономические отношения: учебник: в 2 ч./ Р. И. Хасбулатов [и др.]; под ред. Р.И. Хасбулатова. — М.: Гардарики, 2006. — Ч.2. — 718 с.

. Кузьмина, О.М. Современные тенденции развития международной торговли/ О.М. Кузьмина// Экономика и управление. — 2009 г. — № 2. — С.176-186

. Дубровина, О. А. Современные тенденции в регулировании международной торговли: дис. канд. эк. наук: 08.00.14/ О. А. Дубровина. — Москва, 2005. — 148 л.

. Постникова, О.Р. Закономерности функционирования внешнеторговых отношений в условиях глобализации хозяйственных связей: теоретико-методологические аспекты: дис. канд. эк. наук: 08.00.01/ О.Р. Постникова. — Москва, 2005. — 222 л.

. Киреев, А.П. международная экономика: учеб. пособие для вузов: в 2 ч./ А.П. Киреев. — М.: "Международные отношения",1997. — Ч.1. — 416 с.

. Ивашковский, С.Н. Свободная торговля или протекционизм?[Электронный ресурс]/ Элитариум: Центр дистанционного образования. — Москва, 2010. — Режим доступа: HTTP://www.elitarium.ru/2010/04/13/svobodnaja_torgovlja_ili_protekcionizm.html. — Дата доступа: 17. 03.2014.

. Исаченко, Т. Свобода торговли или протекционизм: проблемы стратегического выбора [Электронный ресурс]/ российский совет по международным делам. — Москва, 2014. — Режим доступа: HTTP://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3032#top. — Дата доступа: 17.03.2014.

. Щебарова, Н.Н. Механизм формирования соотношения свободы торговли и протекционизма и его воздействие на позиции России в мировой торговле: дис. канд. эк. наук: 08.00.14/ Н.Н. Щебарова. — Москва, 2004. — 363 л.

. зарубежная практика регулирования внешней торговли/ С.И. Долгов [и др.] // международный бизнес России. — 1994. — № 13. — С. 56-59

. Турбан, Г.В. всемирная торговая организация: взаимодействие государства и бизнеса: пособие / Г.В. Турбан. — Минск: Белпринт, 2009. — 144 с.

. Ждановская, А. Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО?/А.Ждановская//"Левая политика". — 2009. — №9. — С. 38-55

. Алле, М. Политика свободной торговли. ГАТТ и европейское строительство. — 1994. — № 1. — С.19-26

.  Дюмулен, И.И.  Протекционизм и многосторонние переговоры ВТО в годы глобального экономического кризиса и в последующий период / И.И. Дюмулен  // Российский внешнеэкономический вестник. — 2011.- №6. — С.57-65

Учебная работа. Внешняя торговля