Учебная работа. Внешнеторговый договор купли-продажи (контракт). Смешанные общества
Внешнеторговый договор купли-продажи (контракт). Смешанные общества
Содержание
вопрос № 20. Принципы регулирования внешней торговли
вопрос № 34. Характерные признаки внешнеторгового контракта
вопрос № 80. Таможенный кодекс в системе внешнеэкономических связей в россии
Вопрос № 84. Порядок создания смешанных обществ с участием российских организаций за рубежом
Список литературы
внешнеторговый контракт смешанное общество
Вопрос №20. Принципы регулирования внешней торговли
Внешняя торговля и внешнеэкономическая деятельность: понятие, особенности, тенденции развития
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в современных условиях развития мирового хозяйства для большинства стран имеет решающее значение и относится к одной из сфер международного бизнеса, основанного на базе производства продукции (выполнения работ и оказания услуг), предназначенной для зарубежных рынков.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой комплекс системообразующих факторов, положенных в основу единого технологического производства и реализации экспортной продукции в соответствии с избранной предприятием внешнеэкономической стратегией, а также формами и методами работы на зарубежных рынках.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий.
Согласно Закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятель» под данной деятельностью понимается Предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Понятие внешнеэкономических связей значительно шире.
Внешняя торговля на современном этапе — это наиболее интенсивно развивающаяся форма международных экономических отношений.
Заинтересованность практически всех стран в расширении своей внешней торговли связана, прежде всего, с потребностью сбыта национальной продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь высокую прибыль за счет международного разделения труда, позволяющего добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.
Приоритетным во внешней торговле следует считать ориентир на развитие экспорта, так как покупку товаров по импорту можно осуществлять либо при наличии иностранной валюты, либо конкурентоспособного товара.
Для получения наибольшего экономического эффекта необходимо поставлять на экспорт наукоемкую продукцию, позволяющую получить максимальную валютную выручку на единицу затрат труда, а ввозить следует те товары, которые имеют наибольшие затраты труда на единицу вложенных средств.
Разница между понятиями «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность» заключается в следующем. Внешнеэкономические связи относятся к уровню макроэкономического (межгосударственного) регулирования, а внешнеэкономическая деятельность — к микроуровню, т. е. к уровню фирм и предприятий.
Функции внешнеэкономических связей россии в настоящее время направлены на обеспечение экспортных поставок для федеральных нужд и межгосударственных экономических (включая валютно-кредитные, торговые) соглашений российской Федерации. Реализуются внешнеэкономические связи «сверху вниз»: объемы и перечень номенклатуры товаров и услуг определяются на правительственном уровне. Они реализуются через систему госзаказа (посредством организаций, определенных в качестве государственных заказчиков) и за счет лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами.
Цели и принципы регулирования внешнеэкономической деятель
Проводимые с начала 90-х гг. в России экономические реформы непосредственно распространялись на внешнеэкономическую сферу, где осуществлялась последовательная либерализация ВЭД. В 1992-1995 гг. в целом была сформирована система государственного регулирования внешнеэкономических связей, использующая методы и инструменты, присущие странам с рыночной экономикой. накопленный опыт в реализации общегосударственной внешнеэкономической политики, обеспечивающий переход от административных в основном к экономическим методам регулирования, дал возможность подготовить с использованием мировой практики закондеятель», вступивший в силу 1 июня 1996 г. В нем изложены основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности, проведено разграничение компетенции российской Федерации и ее субъектов в данной области, перечислены основные функции федеральных исполнительных и законодательных органов, ответственных за регулирование ВЭД, определены основы таможенно-тарифного и административного регулирования, экспортно-импортного валютного контроля, важнейшие формы содействия развитию внешнеторговой деятель.
В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.
К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.
Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятель посредством использования экономических мер — налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.
Схема 1
Государственное регулирование внешней торговли
основной формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).
Схема 2.
Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.
Таможенная пошлина — разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:
фискальную — пополнение госбюджета;
протекционистскую — защита отечественных производителей;
регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.
Основными принципами регулирования внешней торговли в соответствии с ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятель» (ст. 4) являются:
) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;
) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности;
) единство таможенной территории Российской Федерации;
) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
) равенство участников внешнеторговой деятель и их недискриминация;
) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности.
К ним относятся методы:
таможенно-тарифного регулирования, т.е. применение импортных и экспортных тарифов;
нетарифного регулирования, т.е. использование квотирования, лицензирования и т.п.
Эти методы установлены законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и ее субъектов не допускаются.
вопрос №34. Характерные признаки внешнеторгового контракта
понятие внешнеторгового договора. Внешнеторговый договор (контракт) — это вид хозяйственной сделки, то есть соглашение экономических агентов, один из которых не является резидентом российской Федерации либо, являясь резидентом РФ, имеет за рубежом коммерческую организацию, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей при осуществлении торговых (экспортных, импортных и реэкспортных) операций.
Для внешнеторгового договора характерны следующие признаки:
одним из контрагентов по сделке выступает юридическое или физическое лицо иностранного государства (нерезидент) либо резидент РФ, имеющий за рубежом коммерческую организацию;
товар находится на территории иностранного государства;
при исполнении договора товар, как правило, пересекает таможенную границу одного или нескольких иностранных государств.
Обычно договор содержит вводную часть, реквизиты сторон (юридический адрес и банковские реквизиты) и следующие основные условия:
предмет и объект поставки (наименование и количество товара);
способы определения качества и количества товара;
срок и место поставки;
базисные условия поставки;
цена товара и общая стоимость поставки;
условия платежа;
порядок сдачи-приемки товара;
условия перевозки;
условия о гарантиях и санкциях;
порядок разрешения споров;
обстоятельства освобождения от ответственности (форс-мажор).
В контракт могут быть также внесены положения, общие для обязательств продавца и покупателя:
порядок исчисления убытков и их возмещение при возможном нарушении обязательств одной из сторон;
санкции при просрочке платежа;
процедуры освобождения от ответственности;
Право на приостановление исполнения обязательств;
страхование товара;
порядок расторжения договора.
В практике международной торговли широко применяются типовые формы контракта, которые разрабатываются крупными экспортерами и импортерами и их ассоциациями. Наиболее часто встречающаяся форма типового контракта состоит из двух частей — согласуемой и унифицированной.
Внешнеторговый договор в соответствии с ГК РФ заключается в простой письменной форме. Следует, однако, иметь в виду, что Венская Конвенция 1980 г. о договорах международной купли-продажи не требует заключения договора в письменной форме. Он может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показания. СССР ратифицировал Венскую Конвенцию с оговоркой, что требование Конвенции о форме сделки для него неприемлемо. поэтому внешнеторговая сделка, совершаемая резидентом РФ, подчиняется российскому законодательству.
процесс заключения договора (в том числе внешнеторгового) регулируется нормами ГК РФ (ст. 432-444). Юридическими инструментами этого процесса являются оферта и акцепт. При заключении и исполнении внешнеторгового договора необходимо соблюдать общие нормы права, применимые к имущественному обороту (ГК РФ), и специальные нормы российского законодательства (таможенного, валютного, налогового, внешнеторгового и т. д.).
Источники правового регулирования внешнеторгового договора купли-продажи. К отношениям, возникшим на основании внешнеторгового договора, может применяться как российское, так и зарубежное право. Выбор законодательства партнеры осуществляют по соглашению. Если же в контракте такое соглашение отсутствует, то применяются коллизионные нормы.
Коллизионная норма — это норма, определяющая Право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению. Она имеет отсылочный характер. Ею можно руководствоваться только вместе с определенной материально-правовой нормой, к которой она отсылает, то есть нормой законодательства, решающей вопрос по существу. Она выражает определенное правило поведения для участников гражданского оборота, в нашем случае — продавца и покупателя по внешнеторговому контракту (купли-продажи).
Согласно Конституции России, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.
В практике международной торговли наиболее широко используется Венская Конвенция 1980 г. Она определяет порядок заключения договора, его основные условия, специальные торговые термины в отношении поставки товаров и способов определения цены, а также порядок перехода права собственности на товар. Применение ее ограничивается договорами купли-продажи, стороны которых находятся на территории различных договаривающихся государств, или случаями, когда к договору применимо Право государства — участника Конвенции.
Если вопросы, относящиеся к предмету регулирования, прямо в Конвенции не решены, то они подлежат разрешению в соответствии с общими принципами Конвенции; в случае отсутствия необходимого принципа — в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права.
Некоторые виды продаж под действие Венской Конвенции 1980 г. не подпадают. например, продажа с аукциона, продажа ценных бумаг, судов воздушного и водного транспорта, электроэнергии. Конвенция не определяет порядок расчетов по внешнеторговому договору купли-продажи и сроки исковой давности.
Положения Конвенции носят диспозитивный характер, то есть она предоставляет сторонам договора право в условиях контракта отступить от любого из ее положений. Если в договоре купли-продажи таких отступлений не предусмотрено, к нему должны применяться нормы Конвенции.
постоянно действующий в России арбитражный орган — Международный коммерческий арбитражный Суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации — при разрешении споров учитывает торговые обычаи. В Законе российской Федерации о Международном коммерческом арбитраже (1993 г.) предусмотрено, что третейский суд принимает решение с учетом того, что этот Суд разрешает споры на основе торговых обычаев.
Торговый Обычай (custom in trade) — общепризнанное правило, сложившееся в сфере внешней торговли на основании постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Признается источником права.
Применение принятых в международной торговой практике обычаев осуществляется арбитражным судом в следующих случаях:
такое применение обусловлено в контракте, из которого возник спор;
к обычаям отсылает норма права, подлежащего применению к спорному правоотношению;
применение обычая основывается на положениях международного договора, действующего в отношениях между государствами, к которым принадлежат стороны в споре.
В коммерческой практике также используются торговые обыкновения (commercial usage), отражающие заведенный порядок или фактически установившееся в торговых отношениях правило, которое служит для определения воли сторон, прямо не выраженной в договоре. Торговые обыкновения учитываются постольку, поскольку стороны знали об их существовании и имели в виду, заключая договор. Чаще всего обыкновения применяются в области морских перевозок. Обыкновения не являются источником права, их применение в фактических отношениях зависит от воли сторон, прямо не выраженной в договоре.
Международная торговая палата издала сборник международных правил по толкованию торговых терминов (последнее издание — 1990 г.) — ИНКОТЕРМС (International Commercial Terms — INCOTERMS), целью которых является разъяснение наиболее часто используемых условий поставки во внешней торговле, что позволяет свести до минимума или устранить различия в интерпретации этих терминов в различных странах.
ИНКОТЕРМС получил признание и широкое применение, поскольку предлагаемые в нем толкования отдельных терминов соответствуют наиболее распространенным торговым обычаям и правилам, сложившимся на международном рынке. ИНКОТЕРМС дает толкование только торговым условиям, используемым во внешнеторговых контрактах купли-продажи, и не распространяется на условия договоров перевозки.
главная цель толкования — четкое определение условий контракта в отношении обязательств продавца по доставке товаров покупателю и унификация обязанностей сторон контракта. диапазон базисных условий весьма широк и охватывает все необходимые и достаточные варианты — от случая, когда вся ответственность лежит на покупателе, до случая, когда вся ответственность лежит на продавце.
Предлагаемые в сборнике толкования соответствуют наиболее распространенным торговым обычаям и правилам, сложившимся в международной практике. Правила носят рекомендательный характер, их применение в полном объеме или в какой-то части в контракте зависит от волеизъявления договаривающихся сторон. При несовпадении толкования базисных условий в контракте и в ИНКОТЕРМС приоритет имеют условия контракта.
Приняв толкование термина по ИНКОТЕРМС в качестве общей основы контракта, стороны могут внести в него изменения или дополнения, соответствующие условиям, принятым в данной отрасли торговли, или обстоятельствам, сложившимся при заключении контракта. Содержание этих изменений должно быть детально оговорено в контракте, поскольку они могут существенным образом повлиять на уровень цены товара. Стороны могут дополнить контракт условиями, отражающими особенность сделки. Главный принцип, на котором основаны правила ИНКОТЕРМС, — минимальная ответственность продавца. Если покупатель, например, желает, чтобы продавец взял на себя расширенные обязательства по страхованию, необходимо внести в контракт соответствующие дополнительные условия, поскольку ссылка только на правила ИНКОТЕРМС не достаточна. Такие случаи, как нарушения контрактов и их последствия, а также трудные случаи по выявлению владельца товара, остаются вне рассмотрения ИНКОТЕРМС.
Применение ИНКОТЕРМС способствует разрешению проблемы конфликтов между национальными законами и их трактовками с помощью типовых (стандартных) торговых условий и определений, которые предлагаются как «нейтральные» правила.
базисные условия поставки. Базисные условия поставки определяют обязанности сторон договора купли-продажи, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю, и устанавливают момент перехода права собственности на товар и риска случайной гибели или порчи товара с продавца к покупателю. Базисные условия создают основу (базис) цены в зависимости от того, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет.
Правила ИНКОТЕРМС действуют только между сторонами договора купли-продажи и не распространяются на отношения, возникающие из договора перевозки. Ответы на вопросы, каким образом продавец должен выполнять свои обязанности по отгрузке товара перевозчику для их транспортировки и какова юридическая судьба груза в пути, следует искать в международном транспортном законодательстве либо в договоре международной перевозки.
Таможенная очистка — комплекс процедур по таможенному оформлению импорта товаров, предусматривающий уплату пошлин, налогов и сборов при ввозе товаров в страну.
При условии FAS (свободно вдоль борта) продавец считается исполнившим свои обязательства, когда товар размещен вдоль борта судна на набережной (пристани) или на лихтере (если судно стоит на рейде). Право собственности на товар переходит с продавца на покупателя после того, как товар размещен на пристани вдоль борта судна. Риск случайной гибели или повреждения товара и все последующие расходы переходят на покупателя с момента перехода к нему права собственности на товар. Как и при условии франко-завод, покупатель осуществляет таможенную очистку товара.
При условии FOB (свободно на борту) продавец обязан за свой счет поставить товар на борт судна, зафрахтованного покупателем, в согласованном порту погрузки в установленный срок, а также, в отличие от условия FAS, очистить товар от экспортных пошлин. Покупатель должен за свой счет зафрахтовать судно и своевременно известить продавца о сроке, условиях и месте погрузки, названии, времени прибытия судна. В этом случае право собственности и риск случайной гибели или повреждения товара, а также все дальнейшие расходы переходят с продавца на покупателя в момент переноса товара на борт через поручни данного судна.
При условиях «С» продавец должен заключить договор перевозки на обычных условиях за свой счет до указанного в договоре купли-продажи пункта. По условиям «стоимость, страхование и фрахт» и «фрахт, страхование оплачены до…» продавец также обязан оформить и оплатить страхование груза (товара).
Фрахт — плата владельцу транспортных средств (в основном морских) за предоставленные им услуги по перевозке грузов, а также в зависимости от условий договора плата за погрузку, выгрузку и укладку грузов.
Условие поставки CFR (стоимость и фрахт) сходно с условием FOB. Риск случайной гибели или повреждения товара, а также риск любого увеличения расходов переходят с продавца на покупателя в момент переноса товара через поручни судна в порту отгрузки. Отличие заключается в том, что при условии CFR продавец берет на себя обязанность оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный пункт назначения.
Условие поставки CIF (стоимость, страхование и фрахт) налагает на продавца, помимо обязанностей по условию CFR, также обязанность обеспечить страхование от риска случайной гибели или повреждения товара во время перевозки. продавец обязан зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, доставить товар в порт и погрузить его на борт судна в согласованный срок, передать покупателю коносамент, а также заключить договор со страховщиком, выплатить страховую премию, выписать на покупателя и вручить ему страховой полис.
Коносамент — документ, выдаваемый перевозчиком грузовладельцу в удостоверение факта принятия груза к морской перевозке и подтверждение обязательства передать его грузополучателю в порту назначения. Выполняет три функции: расписки в получении груза судном; товаросопроводительного документа в международной торговле; доказательства наличия и содержания договора о перевозке.
Условия поставки FAS, FOB, CFR, CIF используются только при транспортировке водным транспортом.
. При условиях «D» продавец отвечает за прибытие товара в согласованный пункт или порт назначения и несет при этом все виды риска и все расходы по доставке (договор прибытия). Эти условия подразделяются на две категории:
по условиям «поставка франко-граница», «поставка франко-судно» и «поставка без уплаты таможенных пошлин» продавец не обязан доставлять товар с осуществлением таможенной очистки для импорта;
по условиям «поставка франко-причал» и «поставка с уплатой таможенных пошлин» продавец обязан доставить товар и произвести таможенную очистку товара.
Выбор того или иного базисного условия поставки определяют стороны договора, которые должны иметь в виду, что данный выбор предопределяет содержание многих последующих условий контракта. При этом и продавец, и покупатель исходят из принципа наименьших материальных затрат на поставку. Например, расходы, которые несет продавец, по условию франко-склад покупателя, включаются в стоимость товара, которая может оплачиваться в иностранной валюте. Если у покупателя — нехватка валюты, то для него более выгодны условия франко-завод. В этом случае покупатель может избежать дополнительных расходов в иностранной валюте, организуя, например, доставку товара на собственном транспорте или по договору с перевозчиком, не требующим платы в иностранной валюте.
Формирование условий внешнеторгового договора. Формирование условий внешнеторговой сделки может осуществляться двумя путями в зависимости от используемой системы права:
. Если договорные обязательства регулируются российским законодательством либо законодательством иностранного партнера, стороны вправе сформировать условия договора либо согласно гражданскому законодательству России (включая Венскую Конвенцию как элемент правовой системы), либо в соответствии с правом иностранного партнера.
. Если в качестве применимого закона будет избрано международное частное право, содержание договора может формироваться под воздействием международных унифицированных правил интерпретации коммерческих терминов (базисов поставки ИНКОТЕРМС).
Коллизионная норма международного частного права устанавливает, что право, регулирующее внешнеторговую сделку, определяется по месту заключения контракта. Поэтому в договоре необходимо указать место его подписания.
Если стороны в договоре не оговорили условия о праве, которым они будут руководствоваться при рассмотрении споров, то именно место заключения контракта (его подписания) укажет на применяемое право. Для российских предпринимателей целесообразно указывать в контракте место его подписания — Российская Федерация, хотя переговоры возможно вести в любой иной стране.
При заключении внешнеторгового договора купли-продажи необходимо достичь соглашения по всем существенным вопросам. К ним относятся:
преамбула и определение сторон;
предмет договора;
цена и общая сума;
качество товара;
сроки поставки;
условия платежа;
упаковка и маркировка товара;
гарантии;
штрафные санкции и возмещение убытков;
страхование;
освобождение от ответственности;
арбитражная оговорка.
Вопрос №80. Таможенный кодекс в системе внешнеэкономических связей в россии
Внешнеэкономические связи (ВЭС) — это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное Предпринимательство.
Содержание ВЭС состоит в безусловном выполнении в государственных интересах России экспортных поставок (и импортных закупок для федеральных нужд), вытекающих из достигнутых двусторонних межправительственных торгово-экономических соглашений, как правило, взаимного характера в рамках международной производственной специализации и кооперации, а также в выполнении международных финансово-кредитных обязательств.
Планирование объемов и определение товарной номенклатуры (ТН) экспортно-импортной продукции и услуг в рамках осуществления ВЭС производится федеральными структурами, т.е. на правительственном уровне по стратегически важным позициям через систему государственного заказа (госзаказа).
К основным формам внешнеэкономических связей относятся следующие:
. Торговля. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запасные части, прокат, подшипники, агрегаты и т. д. возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, поликлиник, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии, ноу-хау, инжиниринговая продукция.
. Совместное Предпринимательство. Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.
. Оказание услуг. большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, которые оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира.
. Сотрудничество, содействие. Все большее распространение во внешнеэкономических связях получают научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливаются научный, культурный обмен, растет число спортивных мероприятий.
Нахождение оптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных организаций. Учитывая это, россия в последние годы активизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности, в аспекте регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам.
Важное направлены на унификацию и гармонизацию технологии таможенного производства в соответствии с международной Конвенцией Киото «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (1973г.), что упорядочит существующую нормативную базу и упростит работу таможенных органов и участников ВЭД.
Вопрос № 84. порядок создания смешанных обществ с участием российских организаций за рубежом
Смешанные общества (СО).
Смешанные общества (СО) создаются производителями сложной машинотехнической экспортной продукции за границей с участием, как правило, средств крупных российских предприятий-экспортеров и ВО (внешнеторговых организаций) при долевом участии иностранных партнеров. В рамках СО обеспечивается совместная хозяйственная деятельность и управление, распределение прибыли и рисков пропорционально доле участия учредителей в капитале. Такие структуры функционируют на территории стран Западной Европы в виде акционерных обществ (АО) или обществ с ограниченной ответственностью и в форме закрытых акционерных компаний — в США.
основной функцией СО следует считать торгово-сбытовую, включая торговлю научно-техническими знаниями, а также они занимаются предпродажной деятельностью(доработкой, гарантийным и сервисным обслуживанием экспортной машинотехнической продукции); производственной, связанной, к примеру, с добычей и переработкой сырья; предоставлением услуг — лизинговых, инжиниринговых (подготовка, сборка, наладка узлов, пуск механизмов и технологических линий).
Создавая СО за рубежом, российские производители преследуют очень важную цель — содействие расширению отечественного экспорта, улучшению его структуры и повышению эффективности внешнеторговых сделок путем удовлетворения качественно-технических и конкурентных параметров и критерии спроса конкретных зарубежных потребителей. СО также способствуют укреплению ключевых позиций российских экспортеров-производителей в отдельных сферах национальных рынков тех стран, где они учреждаются путем покупки части пакета акций иностранных компаний и фирм.
Порядок создания смешанных обществ.
Итак, мы уже знаем, что к смешанным обществам (СО) относят созданные за границей фирмы с участием средств российских организаций и капитала иностранных партнеров. Это фирмы в основном торгового и торгово-производственного профиля.
созданные на территории России предприятия с участием российских зарубежных партнеров для выпуска продукции и предоставления услуг называются совместными предприятиями (СП). Они в основном являются организациями производственно-торгового профиля.
К концу 80-х годов за границей действовало около 120 СО. По предмету своей деятельности их можно разделить на торговые; осуществляющие перевозку грузов и обслуживание судов, осуществляющие рыбный промысел. Деятельность СО способствует улучшению российского экспорта, прежде всего путем увеличения производства и поставки продукции машиностроения и других готовых изделий.
Будучи заинтересованными в расширении экспорта и его конкурентоспособности, СО формируют за рубежом собственную материально-техническую базу, обеспечивают подготовку национальных специалистов для технического обслуживания своей продукции.
Создание СО может осуществляться разными способами.
Первый способ состоит в организации общества как впервые учрежденного. Преимуществом такого способа является то, что учредители свободны от догм, обязательств и кредиторов. Однако для создания СО в этом случае требуется продолжительное время на выполнение процессуальных формальностей, а также подыскание земельных участков и строительство на них зданий (или аренду готовых зданий) для создания материально-технической базы СО. Деятельность впервые учреждаемого СО затруднена из-за отсутствия персонала, клиентов и агентов.
Второй способ заключается в том, что российские внешнеторговые организации вступают в действующие национальные общества, путем приобретя акций этих обществ. На эту операцию требуется меньше затрат времени имеется уже материально-техническая база, зарегистрировано фирменное название и товарные знаки, имеется круг клиентов, положение на рынке; налажены необходимые связи с финансовыми, страховыми и другими организациями. Вступление в действующее общество нового партнера может привести к изменению его внутреннего устройства или изменить правовой статус общества в целом.
завершающий этап учреждения СО — его регистрация в торговом реестре Факт регистрации подлежит обязательной публикации. Все это связано со значительными затратами. поэтому в тех странах, где требуется разрешение на жительство и работу, целесообразно не проводить регистрацию общества, пока власти не выдадут соответствующее разрешение. В противном случае общество может быть зарегистрировано, но работать не сможет и при его ликвидации суммы, затраченные на регистрацию, не будут возмещены. С момента регистрации СО является юридическим лицом.
При образовании общества должна быть соблюдена процедура его создания по законам страны его нахождения. основные требования национальных законов сводятся к выработке и заключению учредительного договора, составлению и утверждению устава общества, созданию основного капитала СО, органов управления, регистрации общества.
Учредительный договор заключается в целях осуществления совместных действий по созданию СО и фиксирует права и обязанности только для учредителей. В нем определяются особенности структуры и род деятельности общества, предмет деятель, величина основного капитала, цена акций, порядок образования и компетенция органов управления. Учредительный договор подписывается всеми учредителями лично или через своих представителей, по доверенности. После утверждения устав становится обязательным для всех акционеров и контрагентов общества.
структура управления и формы СО.
В зависимости от структуры управления, СО могут иметь два органа управления (правление и общее собрание) либо три (правление, наблюдательный совет и общее собрание). В последнее время замечена тенденция к ограничению полномочий общего собрания и расширению таковых правления. Чаще всего органы управления в СО создаются на паритетных началах. Примерная структура управления СО представлена на рис. 1.
Рис.1. структура управления СО.
СО с участием российских организаций создаются в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (в странах Европы), в форме компаний с ограниченной ответственностью (в великобритании) и в форме закрытых корпораций (в США).
Акционерное общество образуется на основе объединений капиталов предпринимателей, вложивших средства в предприятия и получивших ценные бумаги- акции — на суммы, равные сделанным вкладам. Владение акциями дает право на участие в управлении СО и на получение части прибыли (дивидендов) Имущество акционерного общества полностью обособлено от имущества отдельных акционеров. общество отвечает по своим обязательствам всем имуществом, а акционеры рискуют только своими вкладами.
Результаты деятельности акционерного общества ежегодно проверяются ревизорами. Общество обязано вести учет и публиковать отчетность, включая годовой отчет, баланс, счет прибылей и убытков.
общество с ограниченной ответственностью — образуемое объединение капиталов предпринимателей, вложивших средства в предприятие. Вкладчики получают паевые свидетельства, удостоверяющие величину пая, дающие Право на участие в управлении обществом и на получение прибыли. Пропорционально величине пая. Объявлять публичную подписку на паи таким обществам не разрешается. Общества с ограниченной ответственностью отвечают по своим обязательствам всем имуществом, а вкладчики рискуют понести потери только в пределах своих паев. Паевые свидетельства не могут быть проданы или переданы другим вкладчикам без разрешения партнеров. поэтому они не являются ценными бумагами, не обращаются на рынках.
минимальный размер уставного капитала таких обществ ниже, чем акционерных, причем он может изменяться без обязательного утверждения общим собранием пайщиков, смягчены требования к ревизии деятель обществ, их отчеты не подлежат обязательной публикации.
При создании СО необходимо в каждой конкретной стране подробно изучить акционерное законодательство и другие действующие правовые нормы. Будучи созданным, СО вступает в определенные отношения с его участниками.
Предпринимательская деятельность СО.
В начальный период существования общества, когда оно еще не утвердилось на рынке, не имеет собственных складов и его финансовое положение неустойчиво, следует принимать на себя роль агента по продаже товаров на определенной территории (на основе агентского соглашения), а также осуществлять посреднические операции (на основе контракта комиссии, а в дальнейшем — на основе договора консигнации).
Взаимоотношения государственных органов страны пребывания со смешанными обществами сводятся, в основном, к следующему:
контроль за деятельностью общества со стороны государственных финансовых органов;
контроль за своевременным и в полном объеме предоставлением определенной информации в соответствующие инстанции (баланса общества, общего счета прибылей и убытков, обо всех изменениях капитала и его распределения).
Коммерческая деятельность СО направлена на сбыт товаров, ввозимых из россии. Сбыт осуществляется через собственные дочерние фирмы, отделения и филиалы, а также через посреднические фирмы местных предпринимателей.
С непосредственными покупателями российских товаров общества заключают договоры купли-продажи с оплатой наличными или в кредит. В практике ряда СО используется и такая форма, как сдача оборудования в аренду или же на испытание с последующей оплатой через 6-12 месяцев. СО, осуществляющие торговлю машинами и оборудованием, организуют их послепродажное техническое обслуживание — гарантийное и послегарантийное.
СО платят налоги государственным и местным органам управления. В налоговой политике западных государств сказывается их отношение к иностранным инвестициям. Определенные налоговые льготы предоставляются в тех странах, которые заинтересованы в иностранных вложениях. В этих странах налоги взыскиваются лишь с той части прибыли, которая получена от деятель общества на их территории. В большинстве же стран (США, Англии, Франции, ФРГ, Японии) налогами облагаются все прибыли общества, в том числе и полученные от операций за границей, если нет двустороннего соглашения между странами об освобождении от двойного налогообложения.
В западных странах существуют различные виды налогов (на основной Капитал, на имущество общества, на инвестиции, на деятельность, на прибыль). В своей практической деятельности смешанные общества сталкиваются также с необходимостью выплаты и других постоянных налогов, в том числе страхового налога, на автотранспортные средства.
Налоговое законодательство всегда соответствует социально-политической структуре общества и уровню его экономического развития.
Прекращение деятельности СО может быть осуществлено добровольно или принудительно. Добровольное прекращение деятельности наступает по решению самого общества в результате слияния нескольких фирм или до совместному желанию большинства акционеров или пайщиков. Принудительное прекращение деятельности производится по решению суда или административных органов. Наиболее распространенным основанием в этих случаях является несостоятельность или банкротство, а также истечение срока деятель общества, осуществление противозаконной деятельности, уменьшение числа членов ниже установленного минимума.
Различается прекращение деятель обществ с ликвидацией дел и имущества (при добровольном прекращении и несостоятельности) и без ликвидации дел и имущества (при слиянии, присоединении, разделении и делении нового общества).
Порядок ликвидации определяется причиной ликвидации; ликвидаторы назначаются либо из числа работников фирмы, либо органами государственной власти. В стадии ликвидации СО не прекращает своего существования, оно сохраняет свою правоспособность заявлять иски, т.е. оно продолжает свое существование, только в условиях его ликвидации.
В последние годы не только ускорился процесс создания за рубежом СО с участием российских производителей экспортной продукции, но и расширилась география их размещения. К настоящему времени уже создано поле 300 смешанных АО в 50 странах с участием предприятий, фирм организаций России с преобладанием функций производственного и научно-технического характера.
Большинство российских СО находится в европейских странах, лидирующие позиции среди которых занимают:
ФРГ (49);
Финляндия (23);
Италия (19);
великобритания (14);
Затем Франция, Швейцария, Австрия, на территории США созданы 20 смешанных обществ. На долю развивающихся стран приходится около 20% их общего числа.
список литературы
Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. — М. Экономистъ, 2009.-672с.
Большая Энциклопедия, 2009г.
Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 28.11.2009).
Федеральный закондеятель от 21 ноября 2003г.
(с изменениями на 11 июля 2011 года).
Таможенный Кодексе Российской федерации и Закон российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993г. №5003-1(имеет изменения).
Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. — М: финансы и статистика. — 2001г., 544с.
Закон РФ "об иностранных инвестициях в РФ"// Экономика и жизнь, 1991, № 34 (приложение).
С.7; законроссийская газета, 4 ноября 1992 г..eer.ru — Журнал ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: новости мировой экономики, обзор внешнеэкономической деятельности, внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические связи, экономические связи России и регионов, торгово-экономический обзор рынков.
российский статистический ежегодник-2007:Стат.сб.-М: Росстат,2008.
1.