Учебная работа. Внешнеэкономический потенциал Республики Беларусь
Внешнеэкономический потенциал Республики Беларусь
Реферат
Курсовая работа: 35 с., 2 рис., 3 табл., 23 источника, 4 прил.
внешняя ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ, ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧКСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛКИ БЕЛАРУСЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ внешней ТОРВГОВЛИ ТОВАРАМИ
Объект исследования — Республика Беларусь.
Предмет исследования — внешняя торговля Республики Беларусь.
Цель работы: выявить проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию внешней торговли в Республике Беларусь.
методы исследования: анализ и синтез, моделирование, абстрагирование, логический и исторический анализ, позитивный и — нормативный анализ.
Исследования и разработки: определена структура внешней торговли динамика ее развития, обозначены проблемы внешней торговли товарами Республики Беларусь; предложены мероприятия по совершенствованию структуры внешней торговли в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
________________
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Понятие международной и внешней торговли и ее развитие
. Анализ внешней торговли Республики Беларусь
.1 Основные цели и приоритеты Республики Беларусь на внешнем рынке
.2 Оценка и анализ внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе
Основные проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь
Заключение
список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
приложение Г
Введение
Внешнеторговая политика — это система экономических, организационных, политических мер по развитию внешнеторговых отношений данной страны или группы стран; включает определение объемов географической и товарной структуры экспорта и импорта.
Внешнеэкономическая Политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государств. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, природой социально-экономического строя государства, а с другой — задачами расширения производства, которые государство решает в рамках своего национального хозяйства.
На формировании внешнеэкономической политики государства сказываются такие происходящие в мировой экономике и международных экономических отношениях явления, как обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, дестабилизация валютных курсов, неравновесие платежных балансов, большая внешняя задолженность развивающихся стран и некоторых государств с переходной экономикой.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что глобализация стала важнейшей реальной характеристикой современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих ход развития нашей планеты. Согласно преобладающей точке зрения на глобализацию, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономический, политический, юридический, социальный и т.д.) нельзя рассматривать ограниченно только как таковое (таковой). Глобализация международных отношений — это усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений. Она затрагивает практически все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность, образ жизни, а также сами условия существования человечества.
Цель курсовой работы — на основании литературных источников изучить особенности внешнеторговой политики Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
-расмотреть понятие международной и внешней торговли и ее развитие;
-провести анализ внешней торговли Республики Беларусь;
-выявить основные проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь.
объект исследования — Республика Беларусь.
Предмет исследования — внешняя торговля Республик Беларусь.
При проведении данного исследования использовался ряд учебных пособий отечественных и зарубежных авторов, таких как:
в области общеэкономических аспектов глобализации и внешней политики государства: Борко Ю.А., Иванов И.Д., Максимова М.М., Паньков В.С., Хесин Е.С., Шишков Ю.В.;
в области институциональных и политических аспектов глобализации: Арбатова Н.К., Барановский В.Г., Бабынина Л.О., Бордачев Т.В., Водопьянова Е.В., Данилов Д.А., Дериглазова Л.В., Журавлев А.Г., Журкин В.В., Загорский А.В., Зуева К.П., Кавешников Н.Ю., Каргалова М.В., Караганов С.А., Кожокин Е.М., Ларионова М.В., Максимычев И.Ф., Пархалина Т.Г., Перегудов С.П., Романова Т.А., Рубинский Ю.И., Стрежнева М.В., Черкасова Е.Г., Чубарьян А.О., Шемятенков В.Г., Шмелев Н.П. и другие авторы.
Теоретическая и методологическая основа данного исследования опирается, прежде всего, на положения, выработанные мировой экономической наукой, а также на труды зарубежных и отечественных ученых-экономистов, на международные и страновые положения и программы, законодательные и нормативные акты.
В работе использованы методы группировки, опроса и экономического анализа.
1. Понятие международной и внешней торговли и ее развитие
Международная торговля является старейшей и важнейшей формой международных экономических отношений, оказывая решающее влияние на развитие мирового хозяйства в целом [8, c. 12].
международная торговля — это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
внешняя торговля — обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.
Для характеристики, как международной торговли, так и внешней используются показатели общего товарооборота, товарной и географической структуры.
Внешнеторговый оборот — сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны.
Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.
Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику [10, c. 156].
Товарная структура мировой торговли представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте.
Географическая структура — распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Организационная географическая структура — данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям.
Основными формами международной торговли являются экспорт и импорт товаров.
Показателями, отражающими участие страны в международной торговле, являются экспортная и импортная квота. Экспортная квота исчисляется как отношение экспорта товаров и услуг к ВВП и показывает, какая доля всей произведенной продукции в стране реализуется на мировом рынке. импортная квота исчисляется как отношение импорта к объему внутреннего потребления страны, включающего в себя совокупность национального производства и запасов импорта, и показывает, какова доля импортируемых товаров и услуг во внутреннем потреблении.
международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров — экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом.
Торговое сальдо — разность стоимостных объемов экспорта и импорта.
Торговый оборот — сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.
Субъектами международной торговли выступают все государства мира, транснациональные корпорации и региональные интеграционные группировки. Объектами международной торговли являются продукты труда человека — товары и услуги [14, c. 36].
Учитывая, что объектами международной торговли выступают товары и услуги, выделяют две ее формы: международную торговлю товарами и международную торговлю услугами. Международная торговля товарами — это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимную экономическую зависимость.
В международной практике статистического учета экспорта и импорта датой регистрации является момент перехода товаров через таможенную границу страны. Стоимость экспорта и импорта подсчитывается в большинстве стран по контрактным ценам, приведенным к единому базису, а именно: экспортным — по ценам ФОБ, импортным — по ценам СИФ.
Статистическая оценка товаров на условиях ФОБ (free on board — свободно на борту) включает в себя, помимо стоимости самого товара, все расходы, связанные с его доставкой до борта корабля, включая погрузку на борт. При сухопутных перевозках цена «фоб» означает цену товара на условиях «франко-сухопутная граница страны-экспортера», которая, помимо стоимости самого товара, включает в себя также расходы по его доставке до границы экспортирующей страны.
Цена СИФ (cif — cost, insurance, freight — стоимость, страхование, фрахт) включает в себя стоимость товара на условиях ФОБ — порт отправления плюс расходы по страхованию товара в пути и его транспортировке (морскому фрахту) до порта назначения. При сухопутных перевозках понятие «цена сиф» соответствует цене «франко-граница страны-импортера».
Стоимость мирового импорта всегда выше стоимости экспорта на сумму стоимости фрахта и страхования, т.к. мировой экспорт оценивается на базе цены ФОБ, а импорт на базе цены СИФ.
Учет стран-контрагентов, то есть стран, между которыми осуществляется внешнеторговый оборот, осуществляется по методу «производство — потребление». В соответствии с этим методом импорт отражается по стране производства (происхождение товара), а экспорт — по стране потребления товара.
Статистическая комиссия ООН рекомендует учитывать в экспорте и импорте все товары и материальные ценности, которые в результате их вывоза или ввоза уменьшают или увеличивают материальные ресурсы страны. В экспорт и импорт, таким образом, включаются также и товары, ввоз-вывоз которых осуществлялся на некоммерческой основе, то есть в порядке оказания безвозмездной помощи или в форме даров.
В объем мирового товарооборота не включается стоимость всех видов услуг, в том числе материального характера (строительно-монтажные работы, проектные, изыскательские работы, патенты, лицензии, печатание книг, рекламных материалов).
Развитие международной торговли получило мощный импульс под влиянием процессов глобализации мировой экономики, либерализации в торгово-политической сфере, расширения преференциальной торговли в рамках региональных экономических объединений, углубления международной производственной и научно-технической кооперации, быстрого роста продаж прогрессивных высокотехнологичных изделий, прежде всего, офисного и телекоммуникационного оборудования, инкорпорирующего в себе новейшие достижения НТП.
Основной и насущной задачей для предприятий Республики Беларусь в настоящее время является формирование своей ТПС за рубежом. Это позволит повысить эффективность продвижения товаров до потребителей, оптимизировать затраты на продвижение собственной продукции, достигнуть стабильности, надежности и конкурентности на зарубежных рынках, а также базовых позиций в дальнейшем освоении и расширении рынка.
Формирование системы товародвижения и товаропроводящей сети зависит от ряда факторов:
характера и возможностей предприятия;
характера, объема и ассортимента продукции;
В этой связи процессы, происходящие на рынке, его изменения и динамика не могут не оказывать влияния на деятельность производителей. Именно поэтому международная маркетинговая деятельность предполагает изучение, анализ и учет рыночной ситуации, а также активное целенаправленное воздействие на зарубежные рынки.
Процесс разработки и осуществления способов последовательного освоения и удержания зарубежных рынков предусматривает:
первоначальное изучение особенностей международных рынков, характеристик мирового рынка с обязательным учетом тенденций их изменения;
создание информационной базы данных экономических, политико-правовых и научно-технических характеристик, обуславливающих процессы и ситуацию на международных рынках;
анализ среды международного бизнеса на конкретных зарубежных рынках;
постановку целей действий на зарубежных рынках;
выбор зарубежных рынков на основе селекции и ранжирования, приемлемых для дальнейшей деятель, и изучение особенностей выбранных рынков;
определение способа освоения рынка (проникновения на рынок): экспорт, совместная деятельность, инвестирование;
разработку частных стратегий комплекса маркетинга (товарных, ценовых, коммуникационных, дистрибьюторских) для работы на зарубежных рынках;
создание служб организации и руководства международным бизнесом.
По мере развития внешнеэкономической деятель этот процесс усложняется в соответствии с изменением целей и задач. кроме того, существует ряд особенностей, которые должны быть учтены, а именно:
динамичность и изменчивость среды бизнеса на зарубежных рынках;
сложность в получении информации, необходимой для осуществления деятельности на зарубежных рынках;
необходимость в системной и активной, а не эпизодической обработке рынков на различных этапах продвижения товара;
необходимость учета особенностей международной кооперации и иностранного партнера по бизнесу;
наличие более высоких рисков деятельности на зарубежных рынках;
усложнение организационных форм и управленческого аспекта деятельности.
Общие функции маркетинга имеют универсальное применение как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Однако следует учитывать существенные различия маркетинговой среды внутреннего и зарубежного рынков (рис. 1.1).
рисунок 1.1 — Схема маркетинговой среды
Предприятие представляет собой сложную самоорганизующуюся, саморегулируемую систему, взаимодействующую во внешней среде как по вертикали, так и по горизонтали. фирмы субъектов, организационных структур, сил и условий, в которых осуществляется Макросреда маркетинга — это совокупность условий, которые активно влияют на деятельность фирмы. Это общие внешние факторы — экономические, политико-правовые, научно-технологические, природно-климатические, геодемографические, культурные.
Микросреда маркетинга — это условия, которые обеспечивают жизнедеятельность фирмы. Микросреду маркетинга образуют факторы, тесно связанные с фирмой, непосредственно взаимодействующие с ней и воздействующие на ее отношения с клиентами. К ним относятся: сама фирма, ее клиенты и контактная аудитория (общество), поставщики, посредники, конкуренты (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 — Схема микросреды маркетинга
вместе с тем необходимо учитывать, что внутри маркетинговой системы происходит давление на фирму со стороны элементов микромаркетинга, то есть со стороны потребителей, обладающих рыночной властью; поставщиков, обеспечивающих фирму необходимым сырьем и материалами; посредников, обеспечивающих связь фирмы с целевым рынком потребителей; и, конечно, со стороны конкурентов.
Конкуренция внутри микросреды возрастает вследствие влияния, которое оказывают на фирму поставщики и посредники. Так, поставщики могут отказаться от партнерства, повысить цены или прекратить свою бизнес-деятельность. Конкуренты, в свою очередь, могут активизировать методы конкурентной борьбы, перейти на производство субститутного (продукта-заменителя) товара. Покупатели — предпочесть товары других фирм, измениться количественно и качественно (рис. 1.3).
Изучение системы пяти составляющих маркетинговой среды, в основе которой лежит определенная степень зависимости фирмы от элементов микросреды и ее. превосходства над ними, является инструментом для разработки маркетинговых стратегий, позволяющих достигнуть устойчивого конкурентного положения фирмы на рынке. В связи с этим необходимо исследовать:
количественные и качественные характеристики целевого потребителя (культурные особенности и ценности, отношение к товару, цене и т.д.);
количественные и качественные характеристики поставщиков;
особенности ТПС и посредников;
количественные и качественные характеристики конкурентов и уровень конкуренции.
Рисунок 1.3 — Схема влияния элементов маркетинговой системы на конкурентные позиции фирмы
Иными словами, необходимо воздействовать на микросреду, изменяя и приспосабливая ее к динамике макросреды.
Активная или пассивная позиция восприятия маркетинговой среды определяются целями и возможностями фирмы, то есть рациональностью ее деятель. Пассивное восприятие маркетинговой среды предполагает анализ действующих в ней сил и разработку мероприятий, позволяющих избежать угроз среды или воспользоваться ее благоприятными возможностями, то есть приспособиться к ней; не предполагает попыток изменить среду. Активное восприятие маркетинговой среды предполагает управление средой через активные действия, влияющие на общество потребителей и факторы маркетинговой среды; в меньшей степени или вовсе не предполагает простое наблюдение и приспособление к происходящим изменениям.
таким образом, международная маркетинговая среда, в которой функционируют предприятия, производящие и реализующие товары и услуги, становится сложнее. Фирмы преуспевают до тех пор, пока они и их продукция, а также способы ее продвижения соответствуют этой среде.
маркетинговое воздействие возможно только на базе комплексного целенаправленного мониторинга, то есть сбора, систематизации и анализа информации. В связи с этим существует необходимость активно использовать SWOT-анализ — выявлять и разделять влияющие на стратегическое развитие фирмы или отрасли ключевые факторы на внешние и внутренние, позитивные и негативные (табл. 1).
Внутренние факторы (конкуренты, поставщики, посредники, клиенты и контактные аудитории) и внешние (экономические, политико-правовые, научно-технические, природно-географические, культурные и демографические) могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на деятельность фирмы, то есть создавать возможности или представлять угрозы. При этом, систематизируя внутренние и внешние факторы, необходимо развивать сильные стороны в деятельности предприятия и компенсировать слабые, использовать возможности и избегать угроз. Вот почему целями SWOT-анализа являются интегрированная оценка и прогнозирование деятельности фирмы или отрасли; разработка сбалансированной стратегии. Как правило, результаты SWOT-анализа оформляют в табличной форме (табл. 2).
По результатам SWOT-анализа прогнозируются ситуации и разрабатывается управленческое решение для предотвращения или преодоления угроз и смягчения рисков в деятельности фирмы.
Например, в настоящее время данный вид анализа активно применяют маркетинговые службы таких предприятий, как МТЗ, МАЗ, «Милавица», «Беларуськалий» и др. Решающая роль в мониторинге рынков должна принадлежать Национальному центру маркетинга и конъюнктуры цен, с 2001 г. находящемуся под патронажем МИД Республики Беларусь. именно эта организация должна аккумулировать информацию и помогать отечественным производителям осуществлять мониторинг рынков.
Наиболее существенными, с точки зрения использования комплекса маркетинга, являются следующие цели предприятия: анализ структуры сбыта, анализ покрытия затрат, прибыль и экономия уровня себестоимости, рост предприятия и так далее. Оценка продуктов и программ возможна на базе различных критериев. Чаще всего в этой роли используются показатели объема сбыта и покрытия затрат. Анализ структуры сбыта показывает, прежде всего, абсолютное и относительное значения продуктов и групп продуктов и отклонения от плановых величин и показателей за прошлый период времени. Результаты оценки сбыта дают информацию о товаре, который должен быть исключен из производственной программы, поскольку это снижает уровень маркетингового, а, следовательно, и экономического потенциала предприятия в целом. Для этого проводится концентрационный анализ, вариантом которого может быть так называемый ABC-анализ. Согласно ему, продукция исследуемого предприятия подразделяется на три класса по выбранным критериям (примером тому могут быть сбыт, покрытие затрат, прибыль, а также все выпускаемые товары) и распределяется по доле каждого вида продукции в общем объеме сбыта предприятия. Распределенные таким образом товары условно составляют три группы: А — группа наиболее приоритетного товара; В — группа переходных продуктов и С — основные кандидаты на выбывание из производственной программы предприятия.
По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.
АВС-анализ основывается на принципе дисбаланса, при проведении которого строится график зависимости совокупного эффекта от количества элементов. Такой график называется кривой Парето, кривой Лоренца или ABC-кривой. По результатам анализа ассортиментные позиции ранжируются и группируются в зависимости от размера их вклада в совокупный эффект.
Выводы: современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
Главной целью мониторинга среды деятель на зарубежных рынках является выработка управленческого решения, обеспечивающего достижение устойчивого конкурентного положения отечественных производителей на зарубежных рынках при создании и активном использовании ТПС.
2. Анализ внешней торговли Республики Беларусь
.1 основные цели и приоритеты Республики Беларусь на внешнем рынке
После провозглашения независимости Республика Беларусь вышла на международную арену не только в качестве нового суверенного государства, возникшего в результате распада СССР, но и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности.
Существовавшие на территории нынешней Беларуси Полоцкое, Туровcкое, Пинское и другие княжества (IХ-ХIV вв.), образованное ими великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (середина ХIII-ХVIII вв.) были активными субъектами международных отношений. Белорусская Советская Социалистическая Республика (1919-1991 гг.) вошла в число государств-учредителей Организации Объединенных Наций, полноправным членом которой БССР являлась на протяжении всего периода своего существования.
Принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона ознаменовало начало качественно нового этапа в развитии страны. Реализовав свое естественное Право на самоопределение, Республика Беларусь, получившая это официальное название в соответствии с решением Верховного Совета БССР от 19 сентября 1991 г., приступила к проведению самостоятельной внешней политики.
Формировать свой международный курс Беларуси пришлось в непростых условиях. Мир вступил в стадию кардинальных геополитических, экономических, общественных и иных трансформаций, характеризующихся высокой интенсивностью и динамичностью. Продолжающееся формирование и становление новых центров силы сопровождается обострением соперничества государств и конкуренцией моделей будущего развития [20, с. 89].
несмотря на объективные сложности, Республика Беларусь после обретения независимости сумела выстроить отношения с внешним миром, не поступившись своими национальными интересами. Это позволило нашей стране уверенно и эффективно продвигать и отстаивать свои внешнеполитические цели и приоритеты.
Беларусь сегодня — это суверенное европейское активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности.
На сегодняшний день наша страна поддерживает дипломатические отношения со 172 государствами, в 50 из которых открыто 48 посольств, 2 посольства/постоянных представительства при международных организациях, 2 постоянных представительства при международных организациях, 9 генеральных консульств и 1 консульство. За границей функционирует также 13 отделений посольств Республики Беларусь.
иностранные государства представлены в нашей стране 43 посольствами, 3 отделениями посольств, 1 торгпредством, 28 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации — 17 представительствами. По совместительству у нас аккредитовано 85 иностранных диппредставительств.
Международная активность Беларуси призвана, в первую очередь, обеспечивать безопасность государства и защиту национальных интересов от любых внешних вызовов и угроз, содействовать формированию благоприятных условий для стабильного экономического развития страны и повышения благосостояния граждан.
Важным условием является равноправная Интеграция Беларуси в мировое политическое, экономическое, культурное пространство. Принципиальное значение для нашего государства имеет обеспечение защиты прав и свобод его граждан за границей, сохранение белорусского этноса за пределами страны.
Географическое положение Республики Беларусь, на территории которой сходятся важнейшие транспортные пути между Европой и Азией, и непростая история страны, испытавшей на себе разрушительные последствия многочисленных европейских войн и конфликтов, обусловили курс на многовекторность внешней политики как ее фундаментальный принцип, предполагающий развитие сбалансированных конструктивных отношений с партнерами в различных регионах мира. При выстраивании диалога и взаимовыгодного сотрудничества с ними Беларусь руководствуется принципами прагматизма и последовательности, взаимного уважения, равноправия, невмешательства во внутренние дела, отказа от давления и принуждения.
Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов.
Среди таких приоритетных направлений — государства-соседи, прежде всего, Российская Федерация, сотрудничество с которой строится на союзной основе, государства-участники Содружества Независимых Государств. последовательно отстаивая идеи интеграции, Беларусь занимает активную позицию в объединительных образованиях на постсоветском пространстве — Таможенном союза/ЕЭП, СНГ и ОДКБ.
Евросоюз — объективно важный для Беларуси партнер в торгово-экономической сфере и источник инвестиционных ресурсов.
На качественно новый уровень выходит сотрудничество со странами со странами мирового Юга.
Беларусь последовательно выступает за нормализацию отношений с Соединенными Штатами Америки.
важным направлением внешнеполитической активности Беларуси является многосторонняя дипломатия, сотрудничество в рамках международных организаций.
Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в отношениях с российской Федерацией как на двустороннем уровне, так и в рамках Союзного государства и интеграционных структур на постсоветском пространстве. обширная двусторонняя повестка дня обусловлена географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями [22, с. 163].
Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Россией, Беларусь неукоснительно придерживается принципа безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности сторон, ответственного выполнения ими своих международных обязательств. Республика Беларусь заинтересована в интенсификации многопланового взаимодействия со странами Содружества на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений — Содружества независимых Государств, Единого экономического пространства/Таможенного союза, Организации договора о коллективной безопасности.
Принципиально новые перспективы с точки зрения национальных интересов государств-участников открывают Таможенный союз и Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и россии.
Снятие тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле, упрощение внешнеторговых процедур, отмена всех видов контроля на внутренних границах емкого 170-миллинного общего рынка сегодня дают позитивный результат, создавая благоприятные условия для свободного движения товаров и услуг, капитала и рабочей силы, привлечения иностранных инвестиций.
Создав Таможенный союз и Единое экономическое пространство, Беларусь вместе с Россией и Казахстаном приступила к формированию Евразийского экономического союза на основе договорно-правовой базы этих интеграционных объединений.
Республика Беларусь намерена содействовать укреплению Организации договора о коллективной безопасности по всем направлениям ее деятель (политическому, военному, военно-техническому, информационному); развитию сотрудничества в области борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией, международной организованной преступностью; предотвращения чрезвычайных ситуаций; усилению внешнеполитической координации государств-членов Организации; налаживанию конструктивного взаимодействия ОДКБ с другими международными и региональными объединениями.
Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе является интенсификация партнерства со странами Евросоюза в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.
Беларусь — надежный партнер Евросоюза не только с точки зрения поддержания социально-экономической стабильности в регионе, но и по стратегически важным вопросам общеевропейского значения: обеспечения военно-политической, энергетической и экологической безопасности, борьбы с преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией.
В условиях, когда ЕС по ряду позиций демонстрирует неконструктивные подходы в отношении Беларуси, наша страна продолжает твердо отстаивать принципы равноправия, взаимоуважения и добрососедства как единственно возможной основы для партнерских отношений и активизации диалога с Европейским союзом. Беларусь намерена укреплять и расширять дальнюю «внешнеполитическую дугу» союзников и партнеров в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах, выводить сотрудничество с ее опорными точками на уровень стратегического партнерства [9, с. 69].
Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами названных регионов планеты являются важной предпосылкой роста для экспортоориентированной белорусской экономики.
Основные направления развития отношений — активизация политического и экономического взаимодействия с традиционными партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Куба, ОАЭ, Сирия, Япония, ЮАР), налаживание диалога и активный выход и закрепление на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества (Ангола, Австралия, Индонезия, Катар, Колумбия, Кот-д’Ивуар, Малайзия, Месика, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Перу, Саудовская Аравия, Того, Филиппины, Эквадор, Эфиопия и другие).
Республика Беларусь выступает за развитие конструктивного и равноправного диалога с США, расширение полноформатного двустороннего сотрудничества по актуальным вопросам глобальной повестки дня (борьба с торговлей людьми, противодействие распространению наркотических и психотропных веществ, противодействие киберпреступлениям и распространению детской порнографии в Интернете, защита ядерных объектов, нераспространение ОМУ), основанного на взаимном учете интересов.
Несмотря на сложные политические отношения, Беларусь продолжает прилагать усилия для нормализации сотрудничества по всему спектру двустороннего взаимодействия.
Республика Беларусь содействует укреплению центральной роли ООН в решении мировых проблем; поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его арсеналов, борьбы с международным терроризмом; выступает за сбалансированное реформирование ООН с целью адаптации Организации к новым реалиям.
Приоритетной задачей является продвижение ключевых белорусских инициатив в рамках ООН: о признании многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации; о продвижении глобального партнерства против рабства и торговли людьми и выполнении Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми, принятого по инициативе Беларуси на 64-й сессии ГА ООН консенсусом; о недопустимости практики применения односторонних принудительных мер для оказания политического давления на суверенные государства; о противодействии политизации правозащитной тематики в ООН; о формировании комплексной энергетической повестки дня ООН.
Интересам Беларуси отвечает усиление значимости Движения неприсоединения как влиятельного субъекта международных отношений; активизация диалога и сотрудничества между ДН и другими крупными центрами политической и экономической силы; интенсификация двусторонних торгово-экономических связей с участниками Движения.
Беларусь выступает за сохранение и дальнейшее укрепление Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, содействие ее комплексному реформированию с целью устранения существующих недостатков и перекосов в работе и превращения ОБСЕ в эффективную, транспарентную структуру, действующую в интересах всех государств-участников.
Республика Беларусь заинтересована в углублении партнерства со странами Шанхайской организации сотрудничества в политической, экономической, энергетической, транспортной, научной и военно-технической областях, активизации взаимодействия по вопросам региональной и глобальной безопасности, в сферах борьбы с терроризмом и наркотрафиком, противодействия торговле людьми. Намерены активно участвовать в деятельности ШОС в качестве партнера по диалогу.
2.2 Оценка и анализ внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе
Беларусь — это малая открытая экономика, которая по объему производимого ВВП, доли в мировой торговле (около 0,04%) не оказывает влияния на мировые экономические процессы. Принятие правил игры, устанавливаемых основными экономическими субъектами, учет тенденций и стандартов современной системы международного разделения труда является необходимыми предпосылками для успешного реформирования экономики Беларуси.
По степени открытости экономики (соотношение объема внешней торговли и ВВП) наша страна опережает другие государства СНГ и входит в первую десятку европейских стран.
Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь приведены в таблицах А.1 и А.2 (см. приложение А). Анализ показателей внешнеторговой деятельности Республики Беларусь как суверенного государства позволяет сделать вывод о том, что Беларусь обладает открытой экономикой. Ее экспортная, импортная и внешнеторговая квоты достаточно высоки [23].
Исходя из данных, представленных в таблице видно, что экспортная квота Республики Беларусь на протяжении последних лет не опускалась ниже 54%.
С 1991 г. по 1995 г. в Республике Беларусь произошло резкое снижение объемов, как экспорта, так и импорта, вызванное распадом СССР, разрывом старых хозяйственных связей и сокращением производства, что отразилось на внешнеторговых показателях республики.
С 1995 г. по 1998 г. наблюдалась тенденция снижения экспортной квоты с государствами дальнего зарубежья. Это связано с многократным удорожанием сырья, материалов, энергоносителей и, следовательно, снижением конкурентоспособности продукции республики, с состоянием производственной и технологической базы промышленных предприятий, а также с неблагоприятным для экспортеров валютным курсом. необходимо отметить, что коэффициент износа основных фондов в промышленности к 2000 г. приблизился к 60 % при коэффициенте обновления менее 5% в год[11, с.166].2000 г. по 2004 г. наблюдается оживление экспортно-импортных потоков со странами ближнего и дальнего зарубежья, а с 2004 г. по 2008гг. внешняя торговля Беларуси характеризуется ростом экспорта в страны вне СНГ при незначительном увеличении импорта из данной группы стран и сокращением экспорта в государства СНГ. Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь за 1995 — 2011 года предоставлены в таблице Б.1 (см. приложение Б).
На протяжении всего периода 2000-2011гг. доля экспорта в общем объёме внешней торговли Республики Беларусь держалась на уровне 42-45 %.
На основе приведённых данных можно выявить динамику изменения показателей долей экспорта и импорта в общем объёме внешней торговли.
В 2009-2011гг. наблюдается тенденция повышения доли импорта товаров и понижение доли экспорта (рисунок В.1, Приложение В).
Основными торговыми партнёрами Республики Беларусь в период с 2000-2011гг. остаются страны СНГ, однако доля торговли с этими странами имеет тенденцию к понижению. Увеличивается объём торговли со странами вне СНГ, в частности, Беларусь активно выходит на Европейские рынки, и доля европейских стран в общем объёме экспорта товаров приближается к 46% (см. приложение Г, таблицу Г.4)
Структура внешней торговли товарами Республики Беларусь с отдельными странами за январь-ноябрь 2011 г. в процентах к товарообороту приведена на рисунке Г.1. (см. приложение Г).
В 2011 году в республике сложилась высокая концентрация экспорта. В январе-ноябре 2011 г. на долю пяти стран, на рынки которых поставлялась белорусская продукция, приходилось почти 72% экспорта, на двадцать стран — 91%. такая концентрация экспорта свидетельствует о высокой степени зависимости экспорта республики от состояния экономики стран — основных покупателей белорусской продукции, что диктует необходимость диверсификации географии поставок [23].
основными торговыми партнёрами Республики Беларусь среди стран СНГ являются: Россия и Украина, среди стран вне СНГ — Нидерланды, Германия, Китай, великобритания, Индия, Литва и Италия.
Республика Беларусь принимает активное участие в международном разделении труда, однако наметилась тенденция к его снижению. Необходимо отметить, что достаточно высокий коэффициент МРТ, определяемый соотношением доли страны в мировом экспорте и доли страны в мировом ВВП, может свидетельствовать об уязвимости экономики страны и чрезмерном развитии экспортно-сырьевого сектора. растет показатель экспорта на душу населения, а также эффективность экспорта, измеряемая доходом на душу населения от каждого экспортируемого процента ВВП. Однако эффективность белорусского экспорта еще достаточно низка, если сравнивать ее с эффективностью стран с малой экономикой Западной и Северной Европы. Экспорт Республики Беларусь все больше концентрируется на энергетической составляющей.
Для оценки текущей конкурентоспособности, сравнительных преимуществ, товарной и рыночной диверсификации экспортных товарных групп Беларуси в мировой системе экономических координат можно воспользоваться данными Международного торгового центра ООН, который занимается статистической обработкой всех данных о международной торговле. Из проведенных центром исследований следует, что вся масса экспортируемых товаров разбита на 14 секторов: свежие продукты; переработанные продукты; товары из дерева; текстильные, химические товары, товары из кожи; металлы и другие промышленные товары; электронные компоненты; неэлектрические машины; компьютеры, телекоммуникационное оборудование и электроника; транспортное оборудование; одежда; минеральные продукты и прочие промышленные товары. Для каждой группы товаров подсчитывается индекс текущей торговли, показывающий уровень конкурентоспособности определенного экспортного сектора экономики, который оценивает положение страны по данному экспортному сектору среди 184 государств, участвующих в мониторинге. Индекс вычисляется на основе 5 индикаторов развития экспортных секторов экономики [22, с. 144].
Индекс сравнительного преимущества (RCA), превышающий 1, показывает, что страна имеет наибольшее сравнительное преимущество в данном экспортном секторе экономики. Проведенный анализ выявляет следующие экспортные возможности и проблемы, сдерживающие увеличение экспортных потоков Республики Беларусь.
Самые высокие сравнительные преимущества и текущая конкурентоспособность товаров Республики Беларусь среди стран-экспортеров наблюдается по следующим экспортным группам товаров:
переработанные продукты (мясо и субпродукты консервированные; молочные продукты: масло, сыры, творог; яйца, альбумин; рыба и моллюски консервированные; мука ржаная, пшеничная, зерновая мука грубого помола; сахар, мед, кондитерские изделия из сахара, шоколад, какао-продукты; маргарин);
текстильные товары (текстильная комплексная нить и текстильное волокно; специальная пряжа; настил пола и товары из дерева (дрова и древесный уголь; древесина необработанная и простой обработки; шпон, фанера, мебель и отделочные материалы);
товары химической промышленности (синтетическая прядильная нить; лаки, краски, красители; минеральные удобрения; первичный этиленовый полимер; крахмалы и клеи; резиновые шины, протекторы);
минеральные продукты (камень, песок, гравий; другие сырые материалы; отходы обычного черного металла; брикеты, бурый уголь, торф; низкосортный бензин, битумное масло, прочие нефтепродукты);
металлы и другие промышленные товары (глина, огнеупорный материал; сырье, изделия из железа и стали; железные и стальные прутья и бруски; железный и стальной материал для железнодорожного транспорта; железный и стальной провод; метизы без электроизоляторов; бытовые приборы из обычного металла).
Выводы: В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным увеличением объемов товарооборота и услуг. Это обусловлено высокими темпами экономического роста, повышением научно-технического и транзитного потенциала, участием в интеграционных процессах в рамках СНГ, а также диверсификацией торгово-экономических отношений с другими регионами мира.
К числу важнейших экспортных позиций относятся нефтепродукты и нефть, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, молочная и мясная продукция, сахар. основу импорта составляют, энергоресурсы (нефть, природный газ) и сырье, материалы и комплектующее (металлы и изделия из них, сырье для химического производства, части машин), технологическое оборудование.
Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 180 государствами мира.
основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится 34,8% белорусского экспорта и более половины объема импорта.
Второе место в товарообороте Беларуси занимает Европейский союз, на долю которого приходится более 40% белорусского экспорта и пятая часть импорта. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические отношения, относятся Нидерланды, Латвия, Германия, Польша, Литва, Италия, великобритания, Бельгия, Чешская Республика, Франция.
Среди стран СНГ, после России, второе место занимает Украина, третье — Казахстан. динамично развиваются торговые отношения с традиционными партнерами в Латинской Америке — Бразилией, Венесуэлой, Аргентиной, в Азиатском регионе — Китаем, Индией, Вьетнамом.
3. основные проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь
Белорусские товары экспортируются на рынки более чем 180 стран мира. Вместе с тем географическая и товарная структура экспорта недостаточно диверсифицирована, что сопряжено с высоким уровнем риска влияния негативных изменений конъюнктуры рынков основных торговых партнеров. В 2011 году более 90 процентов белорусского товарного экспорта поставлялось в 20 стран, в том числе 34 процента — в Россию.
задача наращивания экспорта промышленного комплекса обусловлена необходимостью обеспечения экономической безопасности страны и будет решаться посредством поиска и освоения новых внешних рынков, товарной и географической диверсификации структуры экспорта, выхода на стратегический уровень отношений с динамично развивающимися странами.
Географическая диверсификация экспорта будет нацелена на гибкое сочетание трех главных векторов:
-развитие кооперации и специализации в рамках ЕЭП на основе углубления экономических отношений, прежде всего с Россией, в целях сохранения и расширения своей ниши на традиционных рынках;
-обеспечение партнерских отношений со странами ЕС с учетом возможного вступления в ВТО, что позволит получить такие преимущества, как более жесткие требования к качеству продукции, более высокие цены и емкость рынков, больший удельный объем добавленной стоимости на единицу реализованной продукции.
—расширение присутствия отечественных производителей на рынках Азии, Латинской Америки, арабских государств, а также на рынках
-наиболее быстро растущих стран ЕС: Словакии, Польши, Болгарии, Румынии.
Товарная диверсификация экспорта промышленной продукции (рисунок 3.1) предусматривает опережающие темпы роста экспорта наукоемких высокотехнологичных товаров с высокой добавленной стоимостью при максимальном использовании имеющейся товарной номенклатуры экспорта.
рисунок 3.1 — Динамика структуры экспорта товаров Республики Беларусь в 2005 — 2020 годах
международный торговля экспорт товародвижение
Намечено увеличить долю высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта продукции до 14 — 15 процентов в 2015 году и до 25 процентов в 2020 году.
наиболее распространенными национальными промышленными брендами являются тракторы «Беларус» (ОАО «Минский тракторный завод»), зерно- и кормоуборочные комбайны «Полесье» (ОАО «Гомсельмаш»), большегрузные карьерные самосвалы «БелАЗ» (ОАО «Белорусский автомобильный завод»), грузовые автомобили, седельные тягачи и автобусы «МАЗ» (ОАО «Минский автомобильный завод»), дорожно-строительная и коммунальная техника «Амкодор» (ОАО «Амкодор»), бытовая техника «Атлант» (ОАО «Атлант»), стройматериалы и сантехника «Керамин» (ОАО «Керамин»), женское белье «Milavitsa» (ОАО «Милавица»), автомобильные шины «Белшина» (ОАО «Белшина»), калийные удобрения (ОАО «Беларуськалий»), бытовая техника «Gefest» (СП ОАО «Брестгазо-аппарат»), продукты питания «Савушкин продукт» (ОАО «Савушкин продукт»), «Санта-Бремор» (СП «Санта-Бремор» ООО) [23].
Стратегией развития национальных промышленных брендов станет их позиционирование на внешних рынках как качественной и относительно недорогой продукции, доступной широкому кругу потребителей. При этом будет подчеркиваться адаптированность белорусской промышленной продукции к требованиям регионов сбыта и целевых групп потребителей, что необходимо для противостояния массовой крупносерийной однотипной дешевой промышленной продукции из третьих стран.
Активно будут применяться инструменты социально-этического маркетинга: создание сборочных производств в странах СНГ и на перспективных рынках сбыта (позиционирование своего бренда как местного производителя), акцент в маркетинговых стратегиях на экологичность производства и экологическую безопасность продукции, экономическую выгоду.
В развитии сотрудничества брендовых производителей с однопрофильными транснациональными корпорациями акцент будет сделан на создание на территории страны производств, дополняющих уже существующие в форме совместных предприятий; привлечение прямых иностранных инвестиций транснациональных корпораций в брендовые белорусские производства в форме современных технологий, оборудования, патентов на Производство продукции рыночной новизны; получение доступа к товаропроводящей сети транснациональных корпораций. Экономические механизмы стимулирования сотрудничества с транснациональными корпорациями будут установлены в рамках нормативных правовых актов, регламентирующих привлечение иностранных инвестиций [13].
Реализация обозначенной стратегии позволит ведущим белорусским промышленным брендам закрепиться в существующих областях специализации на рынках ЕЭП и приобрести новые области промышленной специализации.
Прогнозируется стабильный рост экспорта тракторов, диверсификация которого будет направлена на:
-увеличение объемов поставок тракторов на существующие рынки (России, Украины, Казахстана, Литвы, Пакистана, Сербии, Венесуэлы, Египта);
-поиск новых рынков сбыта (страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки);
—расширение объемов и номенклатуры тракторов, собираемых на созданных сборочных производствах (наращивание поставок тракторокомплектов для сборочных производств в Алжире, Китае, Эфиопии и других странах);
-создание сборочного производства тракторов в Венесуэле, Мьянме и Индонезии.
Намечено сохранить лидирующие позиции среди производителей колесных тракторов в СНГ, где доля Беларуси составляет более 90 процентов.
Прогнозируется увеличение спроса на карьерную технику ОАО «Белорусский автомобильный завод», доля продукция которого на мировом рынке возрастет на 33 процента. Акцент будет сделан на увеличение объемов экспорта новых карьерных самосвалов с особо высокой грузоподъемностью, а также самосвалов для работы в тяжелых эксплуатационных условиях — в карьерах глубиной до 500 метров без разгрузки на промежуточных площадках.
наиболее перспективными рынками для седельных тягачей являются Франция, Германия, Польша, Перу, Аргентина, Чили, Венесуэла, Бразилия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Катар. Намечается освоить Рынок Индии.
Для обеспечения дальнейшего развития автомобилестроения Беларуси целесообразно создание совместных предприятий с ведущими мировыми концернами по производству конечного продукта и по производству автокомпонентов, в первую очередь, с мировыми производителями автокомпонентов: ZF, Navistar, Cummins, Knorr-Bremse, Wabco, Allison, SKF и другими. Вновь созданному холдингу «Автокомпоненты» целесообразно наладить сотрудничество с немецкой компанией ZF, выпускающей компоненты трансмиссий, рулевых управлений для всех типов автомобилей.
Планируется расширить присутствие отечественных производителей на рынках дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники.
В условиях усиливающейся конкуренции со стороны Китая предстоит удержать в пределах 20 процентов долю отечественных производителей на традиционном рынке фронтальных погрузчиков в Российской Федерации, предусмотрев при этом возможные направления диверсификации географии их поставок.
Для дальнейшего наращивания экспортного потенциала сельхозмашиностроения в 2012 — 2020 годах планируется увеличение доли продаж на мировом рынке зерноуборочных комбайнов с 10 до 15 процентов за счет обновления их гаммы и улучшения соотношения «цена — качество», а также создание модификации мощных кормоуборочных комбайнов, учитывающих требования развивающихся зарубежных рынков (с 24 до 28 процентов мирового рынка).
расширение географии экспортных поставок дизельных двигателей планируется за счет совершенствования мощностно-экономических показателей дизелей, снижения выбросов токсических веществ с отработавшими газами, широкого применения электронных компонентов в управлении рабочим процессом двигателя.
Планируется повышение эффективности продаж в страны Восточной и Центральной Европы продукции нефтепереработки за счет выпуска качественно нового ассортимента. Прогнозируется наращивание экспорта удобрений (прежде всего калийных, с последовательным увеличением доли комплексных удобрений) за 2013 — 2015 годы не менее чем в 1,5 раза к 2010 году, за 2016 — 2020 годы — в 2 раза к 2015 году.
среди приоритетных направлений товарной диверсификации — рост в 2013 — 2015 годах объемов экспорта товаров нефтехимии (химических волокон и нитей, шин, пластмасс, полиэтилена и других товаров третьего и последующих переделов) в 2,6 раза к 2010 году. особое внимание будет уделено продукции малотоннажной химии.
За счет увеличения объемов выпуска продукции и расширения дилерской сети собственных субъектов товаропроводящей сети прогнозируется увеличение объемов продаж белорусской бытовой техники на традиционных рынках. Экспорт холодильников, морозильников и стиральных машин планируется осуществлять более чем в 20 стран, наиболее перспективными из которых являются Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, россия, Таджикистан, Украина, Узбекистан, Эстония, Франция, Германия, Венгрия, Латвия, Литва, Монголия, Польша, Сербия. В 2016 — 2020 годах планируется освоение производства и экспорт принципиально новых для Беларуси видов продукции — посудомоечных машин и бойлеров.
С учетом массового перехода на цифровое вещание планируется расширение экспортных поставок бытовой электроники. При этом Рынок плазменных и кинескопных телевизоров существенно сократится. Развитие рынка DVD-проигрывателей, мультимедийных плееров, DVBT-приставок будет характеризоваться устойчивой положительной динамикой на всех традиционных рынках (Россия, Украина, Казахстан).
Кроме традиционных рынков, опорными точками расширения географии белорусского экспорта определены следующие приоритетные новые рынки: Австралии, Боливии, Ганы, Камбоджи, Колумбии, Кот-дИвуара, Лаоса, Малайзии, Мали, Мьянмы, Нигера, Никарагуа, Сенегала, Таиланда, Филиппин, Эквадора, Эфиопии (за 2011 год удельный вес экспорта в указанные страны в общем объеме белорусского экспорта составил более 1 процента).
Меры государственной политики должны быть ориентированы на защиту внутреннего рынка (в рамках, не противоречащих соглашениям по ЕЭП) и поддержку экономических интересов отечественных промышленных производителей, формирование равноправной для белорусских производителей и импортеров конкурентной среды, способствующей насыщению внутреннего рынка преимущественно продукцией отечественного производства, создание системных условий для успешной внешнеэкономической деятельности.
Важнейшим направлением стимулирования экспорта является реализация комплекса мер по развитию инфраструктуры внешнеторговой деятель и улучшению позиций Республики Беларусь в рейтингах международных организаций по индексу логистики (Всемирный количество документов, необходимых для осуществления экспортных/импортных операций, количеству дней, которые необходимо затратить, на экспорт/импорт, издержкам (долларов США на один контейнер) на экспорт/импорт), экспортному кредитованию, индексу транснационализации ЮНКТАД, отражающему вовлеченность экономики страны в международную кооперацию.
Для обеспечения продвижения интересов промышленных организаций страны будет сохранена и расширена практика участия в международных экономических союзах и образованиях.
В настоящее время Республикой Беларусь заключены соглашения о свободной торговле с Азербайджаном, Арменией, Кыргызстаном, Таджикистаном, Казахстаном, Молдовой, Россией, Узбекистаном, Туркменистаном, Украиной. 18 октября 2011 г. подписан договор о зоне свободной торговли СНГ.
В связи с формированием Таможенного союза единой переговорной делегацией государств — членов Таможенного союза ведется работа по унификации торговых режимов с третьими странами. Согласованы единые режимы торговли с Сербией и Черногорией. Ведутся переговоры о заключении соглашений о свободной торговле с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ — Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн), новой Зеландией, Вьетнамом, Египтом, Сирией.
Режим свободной торговли, помимо отмены тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, предусматривает предоставление национального режима в отношении внутреннего налогообложения и государственных закупок, обеспечение свободы транзита.
Заключение
На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:
1.В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
2.Грань между внутринациональными и международными экономическими отношениями становится все более условной и подвижной. В мировом хозяйстве остается все меньше стран, не включенных в эту все более целостную и органичную систему отношений. Взятые вместе указанные процессы синтезируются в качественно новом для мирового хозяйства явлении, которое определяется как глобализация экономики.
3.Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь основана на таких принципах, как открытость экономики, стремление к широкомасштабному и многовекторному сотрудничеству, достижению сбалансированности экономики. Она обусловлена спецификой республики как малой страны, не располагающей к тому же достаточными собственными топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами.
4.В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным увеличением объемов товарооборота и услуг. Это обусловлено высокими темпами экономического роста, повышением научно-технического и транзитного потенциала, участием в интеграционных процессах в рамках СНГ, а также диверсификацией торгово-экономических отношений с другими регионами мира.
.К числу важнейших экспортных позиций относятся нефтепродукты и нефть, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, молочная и мясная продукция, сахар. основу импорта составляют, энергоресурсы (нефть, природный газ) и сырье, материалы и комплектующее (металлы и изделия из них, сырье для химического производства, части машин), технологическое оборудование.
.Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 180 государствами мира.
.основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится 34,8% белорусского экспорта и более половины объема импорта.
.Второе место в товарообороте Беларуси занимает Европейский союз, на долю которого приходится более 40% белорусского экспорта и пятая часть импорта. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические отношения, относятся Нидерланды, Латвия, Германия, Польша, Литва, Италия, великобритания, Бельгия, Чешская Республика, Франция.
.Среди стран СНГ, после России, второе место занимает Украина, третье — Казахстан. динамично развиваются торговые отношения с традиционными партнерами в Латинской Америке — Бразилией, Венесуэлой, Аргентиной, в Азиатском регионе — Китаем, Индией, Вьетнамом.
.основными направлениями внешнеэкономической деятельности являются расширение экспорта, Рационализация объема и структуры импорта, углубление взаимодействия с мировым рынком, осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающие динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры.
.Предусматривается дальнейшее развитие экспорта услуг — важного источника валютных поступлений, не требующего больших инвестиций. В структуре их экспорта первостепенное значение будут иметь развитие услуг транспорта, связи, услуг, связанных с обслуживанием инфраструктуры рыночного хозяйства (банковские, страховые, правовые, маркетинговые, консалтинговые, информационные), а также продвижение на внешние рынки услуг, способствующих активизации человеческого фактора (интеллектуальные, образовательные, медицинские, профессиональные, туристские), услуг военно-технического назначения.
.В системе внешнеэкономических связей важнейшая роль принадлежит сотрудничеству в рамках экономической интеграции Беларуси и россии, укреплению и углубленному развитию связей с государствами — участниками Содружества независимых Государств, а также с другими интеграционными образованиями.
список использованных источников
1.Бартенев С.А. Европейский союз и государства-члены: разграничение компетенции. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2009. — 139с.
2.Векторы внешнеэкономической деятель / В.М. Руденков [и др.]; под общ. ред. В.М. Руденкова. — Минск: Право и экономика, 2010. — 528 с.
.Войтович, А.И. Внешнеэкономическая деятельность: учеб.-метод. пособие /А.И. Войтович. — Минск: БГЭУ, 2005. — 87 с.
.Герчикова, И.Н. Регулирование предпринимательской деятель: государственное и межфирменное / И.Н. Герчикова. — М.: Консалтинг-банкир, 2002. — 701 с.
.Лукашенко, А.Г. динамичный прорыв в развитии страны — путь к новому качеству жизни: послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию / А.Г. Лукашенко // СБ — Беларусь сегодня. — 2010. — №71(23460). — 21 апр. — С. 1-2.
6.Международная экономическая интеграция : курс лекций / Е. А. Семак. — Минск : БГУ, 2009. — 195 с. <JavaScript:orderLoadLink(358610,%201,%20’false’);>
.Международная экономическая интеграция: Учеб. пособие для студентов экон. вузов / Семенов К.А. — 2-е изд.,перераб.и доп. — М. : Логос, 2001. — 128 с. <JavaScript:orderLoadLink(97159,%204,%20’false’);>
.Международная экономическая интеграция: учебное пособие / Ливенцев Н.Н., Харламова В.Н., Буглай В.Б. и др. — Москва : Экономистъ, 2006. — 430 с. <JavaScript:orderLoadLink(192628,%206,%20’false’);>
.Козловский В.В. мировая экономика: социально ориентированный подход: учеб. пособие для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.В. Козловский, Э. А. Лутохина; под ред. Э.А. Лутохиной. — Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. — 352 с.
.международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве : учебное пособие. — Москва : Инфра-М, 2010. — 315 с. <JavaScript:orderLoadLink(433105,%207,%20’false’);>
.Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «мировая экономика» / В. Б. Мантусов. — Москва : Юнити, 2011. — 63 с. <JavaScript:orderLoadLink(498762,%208,%20’false’);>
.Международная экономическая интеграция: сотрудничество на пространстве Содружества независимых Государств — Евросоюза / Т. В. Воронина // Вестник экономической интеграции. — 2011. — № 12. — С. 136-143. <JavaScript:orderLoadLink(586192,%2010,%20’false’);>
.Тевосян Г.Н. взаимная торговля стран-членов Европейского Союза / Г.Н. Тевосян. — Москва: Издательство российской экономической академии, 2006. — 23 с.
.Гурин А.В. Европейский союз: развитие и современное состояние правовой системы: учеб. Пособие / А.В. Гурин, М.В. Гурина. — Минск: частный институт управления и предпринимательства, 2006. — 56 с.
.Мировые интеграционные процессы и международные организации : учебное пособие / под ред. А.Г. Тимошенко, Е.Б. Цоя. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. — 256 с.
.Храмчихин А. Единство и борьба противоположностей. Евросоюз в поисках себя / А. Храмчихин // частный корреспондент [Электронный ресурс]. — 2008. — Режим доступа: <#"justify">приложение А
Таблица А.1 — Показатели внешней торговли Республики Беларусь в 2000-2005
200020012002200320042005Валовой внутренний продукт в текущих ценах, млрд. руб.91341717326138365654999265067Объем внешней торговли Республики Беларусь, Млн.долл.159721573717113215043026532687экспорт товаров73267451802199461377415979(% от ВВП)66.360,556,45660,252,8импорт товаров864682869092115581649116708(% от ВВП)78,367,363,965,172,155,3Примечание. Источник: [23]
Таблица А.2 — показатели внешней торговли Республики Беларусь в 2006-2011
200620072008200920102011Валовой внутренний продукт в текущих ценах, млрд. руб.7926797165129791136790164476,1274282,1Объем внешней торговли Республики Беларусь, Млн.долл.4208552968723854984660167,977811,8экспорт товаров1973424275329022128225283,536509,9(% от ВВП)53,454,256,246,64749импорт товаров2235128693394832856434884,441301,9(% от ВВП)60,564,167,462,66752Примечание. Источник: [23]
приложение Б
Таблица Б.1 — Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь
1995200020012002200320042005200620072008200920102011объем внешней торговли Республики Беларусь1036715972157371711321504302653268742085529687238549873,260167,977811,8экспорт товаров48037326745180219946137741597919734242753290221304,225283,536509,9% от всего объёма46,3345,8747,3546,8746,2545,5148,8846,8945,8345,4542,742,0746,9импорт товаров556486468286909211558164911670822351286933948328569,034884,441301,9%от всего объёма53,6754,1352,6553,1353,7554,4951,1253,1154,1754,5557,357,9353,1Примечание. Источник: [23]
приложение В
в % к декабрю 2008 г.
Рисунок В.1. Динамика экспорта и импорта товаров в % к соответствующему периоду предыдущего года
Примечание. Источник: [23]
приложение Г
Таблица Г.1 — Географическая структура внешней торговли Республики Беларусь
1995200020012002200320042005200620072008200920102011объем внешней торговли Республики Беларусь, млн. долл. США103671597215737171132150430265326874208552968723854984652770,277811,8со странами СНГ67041046910291106791348419201182022312130237404602752930267,543090,7% от общего объема64,765,565,462,462,763,455,754,957,155,955,257,3555,38со странами вне СНГ3663550354466434802011064144851896422731319252231722502,734721,1% от общего объема35,334,534,637,637,336,644,345,142,944,144,842,6544,62Примечание. Источник: [23]
Рисунок Г.1 — структура внешней торговли товарами Республики Беларусь с отдельными странами за январь-ноябрь 2011 г. в процентах к товарообороту
Примечание. Источник: [23]
приложение Д
Карта SWOT- анализа деятельности торгового предприятия СП ЗАО «Милавица»
Внутренняя средаСильные стороныСлабые стороны1) известность торговой марки «Милавица»;1) недостаточно высокий уровень квалификации кадров;2) большой ассортимент продукции;2) неустойчивое финансовое положение предприятия;3) товар конкурентоспособен и пользуется массовым спросом конечных потребителей благодаря качеству;3) стандартные методы продвижения продукции на разных рынках;4) хорошая рекламная поддержка;4) не проводятся маркетинговые исследования по изучению новых каналов сбыта;5) предлагается комплекс услуг по проведению комплексного мерчендайзинга. Внешняя средаВозможностиУгрозы1) развивающиеся конкурентные отношения;1) очень велика зависимость от единственного поставщика — Компания Кока-Кола: в случае ухода Компании с рынка, дистрибьютор просто сразу прекратит свой бизнес;2) проведение маркетинговых исследований по изучению новых каналов сбыта;2) высокий уровень инфляции;3) снижение уровня налоговой нагрузки;3) конкуренция;4) Сокращение численности безработных.4) нестабильность политики налогообложения предприятия;5) низкая платежеспособность населения не дает возможности разворачивать бизнес, более того, это сказывается на рентабельности.