Учебная работа. Внешнеэкономические связи России со странами АТР
Внешнеэкономические связи россии со странами АТР
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) ФГБОУ ВПО «БГУЭП»
Кафедра Мировой экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Международные экономические отношения
на тему: «Внешнеэкономические связи России со странами АТР»
работу выполнила
Тувыкина Ю.В.
Студентка 3 курса, МЭ — 11 — 02
Научный руководитель
д-р экон. наук, профессор Грибова С.Н.
Чита 2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ КАК ОДНО ИЗ важнейших СРЕДСТВ ЭКОНОМИКИ
.1 Внешнеэкономические связи: понятие, функции, классификация
.2 Формы и значение внешнеэкономических связей России
. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ россии СО СТРАНАМИ АТР
.1 Предпосылки и цели
.2 Перспективы развития отношений России и стран АТР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Внешнеэкономические связи — результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные формы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля.
Важным фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения россии в мировые хозяйственные связи, так и на развитие единого рыночного пространства внутри страны, становится расширение непосредственного участия регионов РФ во внешнеэкономической деятель.
Провозглашение Россией независимости и распад СССР существенно трансформировали условия внешнеэкономической деятельности субъектов российской Федерации. Это особенно касается ряда регионов, специализирующихся на перерабатывающих отраслях промышленности и обеспечивавших прежде свои потребности в минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах за счет завоза из регионов, которые находятся теперь на территории стран ближнего зарубежья. В нынешних условиях им приходится искать замену прежним межреспубликанским связям, широко используя приграничную торговлю и бартерные операции.
На настоящий момент, наиболее важными остаются экономические связи россии со странами запада и странами Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР). Важную роль в налаживании внешнеэкономических отношений играют северо-западный и дальневосточный регионы.
сегодня, в начале ХХI века, Азиатско-Тихоокеанский регион переживает этап сложных и неоднозначных перемен. Фундаментальные сдвиги в экономике и социальной структуре из-за процесса глобализации, быстрое подключение региона к мировому научно-техническому прогрессу, к единому международному информационному пространству заставляет с большой степенью уверенности говорить, что АТР располагает реальным потенциалом превратиться в предстоящие десятилетия в одну из крупнейших зон, развитие которых будет для мировой цивилизации определяющим.
В современной мировой экономической и политической ситуации особое значение приобретает повышение экономической и политической роли россии в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Россия намерена и далее придерживаться курса на активное вовлечение в дела АТР. О серьезности наших намерений продолжать эту линию говорит позитивная динамика связей с ведущими государствами и группами государств Азии и Тихоокеанского бассейна.
Цель данной работы: рассмотреть и проанализировать экономические связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: дать характеристику внешнеэкономическим связям как форме межгосударственного сотрудничества, рассмотреть их понятие, функции и классификацию; рассмотреть основные формы внешнеэкономических связей России и определить их россии со странами АТР на современном этапе и в перспективе.
Объектом исследования в курсовой работе являются внешнеэкономические связи как форма межгосударственного сотрудничества.
Предметом исследования в курсовой работе являются внешнеэкономические связи россии со странами АТР.
1.Внешнеэкономические связи как одно из важнейших средств экономики
.1 Внешнеэкономические связи: понятие, функции, классификация
Экономическое развитие и прирост населения в разных регионах мира происходят неравномерно, что также вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно-техническим, производственным, культурным и прочим внешнеэкономическим связям.
Внешнеэкономические связи — это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. [4] К субъектам государства относятся носители прав и обязанностей, возложенных на них государством. Это регионы, находящиеся на самоуправлении, хозяйствующие субъекты (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и др.) и индивидуальные предприниматели.
Внешнеэкономические связи являются исторической и экономической категорией. Как историческая категория внешнеэкономические связи являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением государств и развиваются вместе с ними.[1, 210]
Как экономическая категория внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и, прежде всего, его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.[1, 211]
Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях:
·Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;
·Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;
·Организация международного денежного обращения.
Содержание первой функции заключается в доведении продуктов, добываемых в качестве природных ресурсов и продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда, до конкретных потребителей через обмен продуктов и результатов труда в их вещественной и стоимостной форме. Организация обмена одновременно предусматривает и обслуживание этого обмена.
В процессе выполнения второй функции происходит завершение акта товарно-денежных отношений и окончания обмена денег на продукт международного разделения труда, в результате чего потребительная стоимость (ее практическая значимость), заключенная в этом продукте, получает международное признание.
Содержанием третьей функции является создание условий для непрерывного движения денег в процессе совершения различных международных расчетов.
Одновременно внешнеэкономические связи выступают инструментом воздействия на экономическую систему государства, которое осуществляется через механизм внешнеэкономической деятель.[12]
В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи выступают как факторы роста национального дохода государства, экономики народнохозяйственных затрат и ускорения научно-технического прогресса.
Осуществление этих связей позволяет перенести межгосударственное сотрудничество с обычного обмена товарами на торговлю услугами, совместное решение технико-экономических задач, развитие научной и производственной кооперации и других форм совместной хозяйственной деятельности, в том числе создание совместных предприятий.[12]
Через механизм внешнеэкономических связей спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний Рынок того или иного государства. Это вызывает Потребность в развитии производительных сил, что, в свою очередь, способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых учреждений.
Развитие внутреннего рынка страны ведет к опережению объема предложения над объемом спроса внутри государства, что вызывает расширение внешнеторговых операций, удешевление стоимости капитала и снижение издержек производства и обращения.
Эффективность организации внешнеэкономических связей и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей.
Под классификацией внешнеэкономических связей следует понимать распределение этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификационная система внешнеэкономических связей состоит из видов и форм связей.
Вид внешнеэкономических связей- это совокупность связей, объединенная одним общим (направлением товарного потока) и структурным признаком. [11]
Классификационный признак, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, т.е. отражает вывоз товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку внешнеэкономические связи делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара.
Структурный признак классификации внешнеэкономических связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешнеэкономической деятельности государства. По структурному признаку внешнеэкономические связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные.
Форма связи — это способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам внешнеэкономических связей относят торговлю, бартер, туризм, инжиниринг, франчайзинг, Лизинг и др.[11]
Таким образом, внешнеэкономические связи представляют собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Под ними понимают пересекающие границы государств потоки товаров, услуг, капиталов. Они играют определяющую роль в системе международного разделения труда, реализация преимуществ и выгод которого осуществляется через внешнеэкономическую деятельность.
.2 Формы и значение внешнеэкономических связей России
российская Федерация в своей внешнеэкономической деятельности использует многообразие форм внешнеэкономических связей:
·внешняя торговля;
·совместные предприятия на территории России;
·международные объединения и организации, консорциумы, подрядное сотрудничество;
·концессии;
·Лизинг;
·сотрудничество на компенсационной основе;
·сотрудничество на условиях раздела продукции;
·переработка давальческого сырья;
·привлечение иностранной рабочей силы;
·патентно-лицензионные отношения — патентование отечественных изобретений за границей, продажа и покупка лицензий, оказание услуг типа «инжиниринг»;
·прибрежная и пограничная торговля;
·торговля строительными услугами;
·торговля транспортными услугами;
·иностранный туризм;
·банковскую систему и кредитование;
·информационные услуги;
·свободные экономические зоны;
·прочие формы сотрудничества. [3]
К перспективным формам научно-технического сотрудничества относят торговлю лицензиями, т.е. разрешениями на передачу прав на применение изобретения, использования промышленного образца, товарного знака, а также продажу не защищенных патентами технологий (ноу-хау). Во всем мире обмен научной продукцией растет быстрыми темпами и уже достиг внушительных размеров. Наша страна в этом направлении делает первые шаги.
Одной из форм внешнеэкономического сотрудничества между Россией и другими странами является лизинг, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования. Преимущество лизинга как формы предоставления во временное пользование определенных видов машин и оборудования заключается в том, что позволяет арендатору получать необходимые ему технические средства до выплаты полной стоимости, избегать расходов на ремонт и в условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на новое.[4]
В создавшихся условиях лизинг является выгодной формой сбыта для изготовителя и финансирования капитальных вложений. Лизинг можно назвать «движущей силой» современного бизнеса, так как он способствует более быстрому обороту орудий труда и, таким образом, обеспечивает успех предприятия.
Для нашей страны в настоящее время лизинг является одной из прогрессивных форм внешнеэкономических связей.
важное место в развитии экономики и внешнеэкономических связей занимает формирование банковской системы и кредитования. Российская Федерация устанавливает тесные контакты с основными международными финансовыми институтами — Международным валютным фондом, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).
Новым направлением в развитии внешнеэкономических связей является сотрудничество в области информационных услуг. В России информатика призвана играть цементирующую роль, противодействующую центробежным тенденциям распадающихся экономических связей. Уже длительное время функционирует международная сеть связи между информационными центрами стран Западной и Восточной Европы через московский узел в НИИ Автоматизированных систем.[3]
Важную роль в сфере интеграционных процессов играет Международный центр научно-технической информации. Ее задачей является развитие Международной системы научно-технической на основе кооперирования национальных систем и создания международных специализированных и отраслевых информационных подсистем. Центр ведет свои работы по трем основным направлениям:
·справочно-информационное обслуживание потребителей МСНТ;
·научно — исследовательские и проектные работы по созданию и освоению средств современной информационной технологии;
·научно-методическое обеспечение развития МСНТИ, координация деятельности ее подсистем.
Развивающиеся мировой и европейской интеграционные процессы формируют новые политические и экономические условия вхожденияРоссии в единое мировое экономическое и информационное пространство.
Важную роль во внешнеэкономических связях россии с зарубежными странами играет торговля. Одной из главных задач во внешнеторговых отношениях России является расширение торговых отношений и совершенствование структуры внешнеторгового товарооборота со странами ближнего зарубежья. Импорт товаров в Россию из стран СНГ в последнее время возрастает. Это является свидетельством положительной динамики в развитии внешнеторговых отношений с ближними странами. Во ввозе продукции из стран СНГ значительную долю занимают руды и концентраты алюминия, топливо, нефтепродукты, продовольствие.[11]
Приграничная торговля является одной из традиционных форм региональных экономических связей, основывающихся на сбалансированном товарообмене продукцией приграничных регионов соседних стран. Эта форма торговых отношений развивается в настоящее время с Финляндией, Швецией, Норвегией, Японией, КНР, КНДР.[13]
место и роль приграничной и прибрежной торговли в системе внешнеэкономических связей страны определяются социальными, политическими и экономическими задачами. При всей важности экономических стимулов развития приграничной торговли, ее приоритетной функцией является содействие в решении социально-экономических задач регионального развития. Особенно это характерно для испытывающих наибольшие трудности в социальном развитии районов Дальнего Востока, европейского Севера.
Необходимо учитывать и общегосударственные политические задачи этой торговли. Ее ориентация на соседние государства, на определенную часть делового мира призвана способствовать налаживанию и поддержанию дружеских отношений между народами близлежащих стран.
Внешнеэкономическая деятельность в настоящее время все больше влияет на экономические и социальные аспекты развития территорий России. Дальнейшая интеграция регионов российской Федерации в мировой рынок, предопределяет необходимость решения широкого спектра проблем. Среди них важную роль играет формирование новой геополитической роли регионов Сибири и Дальнего Востока, изменение их места в экономике страны.[2]
2.Внешнеэкономические связи России со странами АТР
.1 Предпосылки и цели
Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) занимает все более важное место в системе как внешнеполитических, так и экономических приоритетов России. Наше внимание к этой части мира обусловлено не только прямой географической принадлежностью к ней двух третей территории России и проживанием здесь более 20% российских граждан. АТР является мощным центром мирового экономического и технологического развития, где накоплены самые крупные в мире финансовые ресурсы.[6]
В настоящее время россия придает большое значение активизации своей внешнеэкономической политики в АТР. Подключается к проектам многостороннего инвестиционного сотрудничества в Северо-Восточной Азии (СВА), устанавливает более тесные связи с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). российская Федерация участвует на правах полноправного регионального члена в деятель Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Вступление россии в состав АТЭС является дальнейшим продвижением по пути интеграции в мировую экономику. В качестве приоритетной программы АТЭС создание региональной экономической инфраструктуры: транспорт, информатика и связь, энергетика, туризм, организация научно-исследовательских центров, поддержка малого и среднего бизнеса, охрана окружающей среды. [9]
В чем состоят стимулы присутствия россии в АТР? В экономическом аспекте они следующие:
)необходимо диверсифицировать географию внешнеэкономических связей, ориентированных в настоящее время главным образом на Запад, так как на рынках западных государств сбыт многих видов российской экспортной продукции затруднен ограниченными рамками их импортных потребностей и высоким уровнем конкуренции;
)необходимо активно подключить экономический потенциал России, и, прежде всего, ее восточных районов, к развитию хозяйственных связей с наиболее динамичной частью мирового хозяйства, которой является АТР. Рынки многих государств этого региона обладают благоприятными потенциальными возможностями для расширения российского экспорта и получения по импорту широкой номенклатуры жизненно важной для экономики России продукции;
)возможно получение заемных средств и привлечение в российскую экономику зарубежных инвестиций;
)необходимо решить транспортные проблемы, связанные с потерей морских портов на Балтике и Черном море, прямых выходов к прежним железнодорожным и автотранспортным пропускным пунктам и переориентацией все большей части потоков экспортно-импортных грузов на дальневосточные порты.
Стимулы политического присутствия россии в АТР связаны с сохранением в регионе ряда дестабилизирующих факторов:
·проблема Корейского полуострова,
·опасность распространения ракетных и ядерных технологий, в том числе и в связи с катастрофическим положением в российском комплексе военных НИОКР,
·активизация деятель трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций;
·территориальные споры и др. [8]
таким образом, целью стратегического присутствия России в АТР является активное, цивилизованное экономическое и политическое взаимодействие россии с государствами АТР в интересах сохранения стабильности в регионе, встраивания в систему международного разделения труда, формирующуюся в регионе и на этой основе экономического освоения и развития территорий дальнего Востока и Забайкалья.
Исходя из этой цели, возникает стратегическая задача ― поднять уровень российского присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. такая возможность пока существует. Для решения этой задачи складываются в целом благоприятные предпосылки:
) экономическое развитие является главным в повестке работы всех правительств стран АТР. Поддержание стабильной политической ситуации в регионе для экономического роста является приоритетным для всех экономик и отражает общие интересы;
) страны АТР имеют фундаментальную базу производственного обеспечения и экономических структур. Они могут предложить полную гамму технологических слоев и процедур, ранжированных от трудоемкого производства до наукоемких «тонких» технологий. Регион богат сырьем, здесь присутствуют необходимые России источники капитала и современной технологии. Экономики стран АТР достаточно дополняют друг друга. В кризисной ситуации они в силах самостоятельно защитить технологии, капитал, рабочую силу и ресурсы независимо от остального индустриального мира;
) в процессе растущих экономико-политических взаимодействий в регионе появилось некоторое количество проблем, с которыми приходится бороться на коллективной основе;
) географическая близость стран АТР, особенно стран Северо-Восточной Азии, обеспечивает огромные ценовые преимущества в движении товаров и услуг, поощряя технологические обмены и прямые Инвестиции;
) несмотря на многообразие стран, формирующих Азиатско-Тихоокеанский регион, в их отношениях преобладает то, что сближает народы; само же это многообразие облегчает для России проведение инициативной региональной политики, поиск возможных союзников;
) процессы регионализации, происходящие в регионе, способствуют установлению дружеских и партнерских связей, укреплению стабильности и национальной безопасности стран региона.[10]
Ожидаемыми конкретными результатами экономико-политической интеграции России со странами АТР могут стать и становятся:
·индустриализация российского экспорта (изделия машиностроения, продукция химической промышленности, ядерная энергетика, услуги транспорта, транзита, телекоммуникаций, рыбопромысловая деятельность);
·цивилизованный экспорт результатов НИОКР;
·стабильные поставки энергоносителей через сеть проектируемых магистральных нефте- и газопроводов и линий электропередач;
·сотрудничество в финансовой сфере и на рынках ценных бумаг;
·полномасштабное участие в Азиатском банке развития;
·гармонизация таможенных процедур и требований, а также в области стандартизации, метрологии и сертификации;
·привлечение инвестиций из стран АТР для социально-экономического развития Сибири и дальнего Востока;
·диалог СНГ-АТЭС, в том числе с опорой на «Шанхайскую пятерку». [7]
таким образом, укреплению экономических связей России и АТР на данном моменте уделяется большее равномерно участвовать в политической и хозяйственной жизни как Европы, так и Азии, поэтому ставится задача поднять уровень сотрудничества с регионом АТЭС до уровня, соответствующего уровню сотрудничества с государствами Европейского континента.
2.2 Перспективы развития отношений России и стран АТР
внешнеэкономический азиатский тихоокеанский регион
сегодня Россия имеет дружеские, фактически бесконфликтные отношения со всеми странами Азиатско-Тихоокеанского региона, является участницей всех многосторонних организаций и структур (исключение составляет лишь отсутствие членства в Азиатском банке развития). Венцом предпринятых усилий и деяний явилось проведение саммита АТЭС во Владивостоке в сентябре 2012 г.
Следует отметить, что успехи внешней политики России на Востоке стали результатом не столько комплексного подхода, когда задействуются все главные ресурсы государства, а в преобладающей степени умелого использования политико-дипломатических возможностей.
Нынешняя обстановка в АТР в целом благоприятна для россии. Региональные государства не выдвигают каких-либо препятствий для движения России, прежде всего экономического, в регион. Имеется и серьезная заинтересованность в активном российском участии в обсуждении вопросов региональной безопасности и стабильности, в сотрудничестве по противодействию таким трансрегиональным угрозам, как терроризм, наркотрафик, морское пиратство, природные катастрофы, изменение климата. Нередко присутствие России в АТР рассматривается, особенно малыми и средними региональными странами в качестве важной составляющей, необходимой для поддержания баланса сил и соответственно региональной стабильности.[7]
Согласно большинству прогнозов, промышленное Производство в ключевых государствах региона — Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Вьетнам, Индонезия, будет в течение ближайших 10 лет возрастать достаточно высокими темпами и спрос на ресурсы, необходимые для поддержания этого процесса, будет постоянно увеличиваться.
Территориальная близость к странам Азии и богатейший ресурсный потенциал Восточной Сибири и дальнего Востока позволяют воспользоваться растущим спросом стран Азии и осуществить модернизацию экономики регионов на выгодных для России условиях.
Однако на настоящее время поставки, например, российских энергоносителей на крупнейший в мире Тихоокеанский энергетический рынок не играют значительной роли в российском экспорте энергоносителей. Доля экспорта нефти на тихоокеанском направлении, прежде всего в Китай, Республику Корея, Японию, а также в США, составляет около 15% от российских поставок на международные рынки, нефтепродуктов — менее 10%. Поставки сжиженного природного газа (СПГ) в эти же страны не превышает 7% от суммарного экспорта газа. В российском экспорте угля доля АТР составляет 23%, алюминия — 35%, меди — 16%. [5]
Развитие минерально-сырьевой базы восточных российских регионов Российской Федерации позволит привлечь Инвестиции, направив их на строительство инфраструктуры, создание производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, а также строительство предприятий, использующих передовые технологии для выпуска продукции машиностроения и строительной техники, необходимой для обеспечения горнодобывающих и обрабатывающих предприятий. Все это, в свою очередь, позволит радикально изменить социально-экономическую ситуацию в этих районах страны, остановить их депопуляцию. Для реализации данного варианта развития необходимо на правительственном уровне развернуть конкретные действия, стимулирующие экономический рост, в том числе прямое государственное финансирование, ввести налоговые и таможенные льготы, стимулировать привлечение в эти регионы высококвалифицированных кадров.
осознание стратегической необходимости в кратчайшие сроки решить застарелую проблему преодоления отсталости Восточной Сибири и Дальнего Востока в российских руководящих кругах присутствует. В. В. Путин в одном из своих первых указов после вступления в должность президента россии «О мерах по реализации внешнеполитического курса российской Федерации» поставил задачу «наращивать участие в интеграционных процессах в АТР в целях содействия ускоренному социально-экономическому развитию регионов Восточной Сибири и дальнего Востока Российской».[14]
Вместе с тем, обозначились два принципиально отличных друг от друга подхода к решению этой проблемы. В пользу комплексного, динамичного, инновационного варианта развития восточных регионоввысказываются многие представители политических и научных кругов, делового сообщества. Выступая на полях Владивостокского форума АТЭС, министр по развитию дальнего Востока В. Ишаев и губернатор Амурской области О. Кожемяко отметили важность создания особых условий для развития восточных регионов, без чего невозможен их подъем.[9]
Звучали предложения освобождать всех инвесторов, независимо от того, российские они или иностранные, при создании ими новых предприятий от налога на прибыль, от налога на имущество, от налога на землю и НДС на срок окупаемости этих проектов. На встрече с членами Совета Федерации 17 сентября 2012 г. глава Правительства Д. А. Медведев поддержал предложение о создании дифференцированных налоговых и инвестиционных режимов для дальнего Востока и Восточной Сибири, выдвинул предложение о создании специального фонда для финансирования проектов по развитию этих регионов.[14]
помимо создания Фонда или Банка развития Востока целесообразно создать Банк, специализирующийся на кредитовании регионального малого и среднего бизнеса.
Вариант развития восточных регионов на «обычных, стандартных условиях» предполагает освоение ресурсов, опираясь, в основном, на старую технологическую и инфраструктурную основу. Такой подход позволит увеличить добычу ресурсов, однако масштабный рост будет сдерживаться недостаточным объемом инвестиций и ограничениями на доступ иностранных инвесторов к освоению новых месторождений, отсутствием надлежащей инфраструктуры, неразвитостью машиностроительных производств. Уровень инновационного развития экономики будет оставаться недостаточно высоким. [4]
Можно исходить из того, что будет продолжать действовать бюджетная модель, основанная на централизации ресурсной ренты и стремлению к финансовому выравниванию регионов. Налоговый и таможенный режим останутся без изменений.
В целом экономика Восточной Сибири и Дальнего Востока будет продолжать движение по инерции. Такой медленный экономический рост может продолжаться до тех пор, пока будут сохраняться высокие цены на сырье, т.е. согласно прогнозам в течение предстоящих 10-15 лет.[6]
Однако в случае обострения конкуренции на ресурсных рынках, а также резкого снижения цен на сырье в результате новой волны мирового экономического кризиса, инерционная модель развития восточных регионов неизбежно создаст дополнительные, прежде всего финансовые, проблемы для всей экономики страны.
Следует учитывать, что обладание значительным ресурсным потенциалом, не гарантирует его постоянную востребованность на внешних рынках.
Уже сейчас, например, растет новых (Мозамбик, Туркменистан, Казахстан, Канада и США — сланцевый газ). Китай и Япония вкладывают огромные средства — миллиарды долларов, в приобретение месторождений газа и их освоение в Африке и Латинской Америке. В то же время разработка новых российских месторождений в Сибири и на Сахалине запаздывает. кроме того, ряд зарубежных производителей газа уже предлагает его на внешнем рынке по ценам ниже российских.[7]
В этой связи важное значение имеет разработка комплексной российской энергетической стратегии в АТР, которая пока отсутствует.
иностранные компании, особенно японские и южнокорейские, заинтересованы в работе на российском дальневосточном рынке, в том числе в реализации сырьевых и инфраструктурных проектов. российский Дальний Восток мог бы стать важным поставщиком сельхозпродукции как для технических нужд, так и для пищевой промышленности. Для достижения этого потребуются не только иностранная техника, технологии и рабочая сила, но и иностранные инвестиции.[2]
Также следует «открыть» регион для широкого привлечения иностранного капитала. Опыт Китая убедительно показал эффективность такого подхода без ущерба для национальных интересов и бизнеса. Напротив, приход иностранных компаний будет стимулировать российские компании к модернизации, переходу на современные методы управления и организации производства. В результате увеличатся и налоговые отчисления в бюджет. Появятся средства на модернизацию транспортной инфраструктуры.
Без радикального увеличения пропускной способности Транссибирской магистрали и БАМа, а также морских портов невозможно реализовать идею создания транспортного коридора АТР-Европа. перспективным может стать использование Северного морского пути для транспортировки грузов из Европы в Азию. однако обустройство этого маршрута и обоснование его эффективности находятся пока в самой начальной стадии.
Накануне саммита АТЭС во Владивостоке министр экономического развития России А. Р. Белоусов отметил, что «в перспективе возможно присоединение России к Транстихоокеанскому партнерству». [9] поскольку каких-либо дальнейших разъяснений не последовало, создается впечатление, что на данном этапе в российских экономических ведомствах отсутствует четко разработанная позиция в отношении как ТТП, так и асеановской концепции зоны свободной торговли. Однако, очевидно, что следует поспешить с определением вектора подключения российской экономики к региональным интеграционным процессам с тем, чтобы не попасть в ситуацию, которая сложилась при подключении россии к ВТО.
Российский Дальний Восток способен предложить странам АТР широкое научно-техническое сотрудничество. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. На базе космодрома «Восточный» целесообразно создать научный центр по конструированию спутников, предназначенных для мониторинга сейсмической обстановки в регионе, прогнозирования изменения климата, изучения морской среды, в том числе в интересах рыболовства, обеспечения безопасного мореплавания. Соответствующих специалистов начинает готовить Дальневосточный федеральный университет, получивший новые здания с самым современным оборудованием. Научно-техническое взаимодействие с азиатско-тихоокеанскими странами представляется той сферой активности, в которой результаты могут быть достигнуты в самые короткие сроки.[6]
Все наиболее значимые проекты с привлечением иностранного капитала в восточных районах России реализованы именно в сотрудничестве с Японией. Среди них Сахалин-1 и Сахалин-2, строительство порта Восточный и завода СПГ на Сахалине, запуск автомобильного производства во Владивостоке, разработка якутских угольных месторождений.
Подытоживая, можно сделать вывод о том, что на предстоящий до 2020 г. период обстановка в АТР будет в целом благоприятствовать полноценному и полномасштабному подключению России в интеграционные процессы в регионе.[5]
вместе с тем, результативность российской политики на восточном направлении будет главным образом зависеть от того, насколько решительными и в то же время рациональными будут действия по экономическому, социальному, культурному и научному развитию Сибири и Дальнего Востока.
только подъем дальневосточных регионов Российской Федерации в сочетании с последовательной, целенаправленной дипломатической активностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе может создать условия для утверждения России в качестве общепризнанной великой тихоокеанской державы.
Заключение
Цели российской политики на азиатско-тихоокеанском направлении несильно отличаются от целей и интересов большинства других государств региона. Так же, как и другим, нам нужны мир и стабильность, возможность торговать продуктами нашего труда, нормально общаться с соседями по региону. Таковы непременные условия поступательного развития нашего общества, нашей страны, особенно ее восточных регионов. Ведь в АТР расположены две трети территории Российской Федерации, где проживают 30 миллионов наших сограждан. Их прогресс и их благополучие во многом зависят от мирного и конструктивного взаимодействия россии с государствами АТР. Именно поэтому мы заинтересованы в создании в регионе обстановки открытости и безопасности, учитывающей интересы всех расположенных там государств. И готовы ради этого к сотрудничеству со всеми партнерами в АТР как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
Россия намерена и далее придерживаться курса на активное вовлечение в дела АТР. О серьезности наших намерений продолжать эту линию говорит позитивная динамика связей с ведущими государствами и группами государств Азии и Тихоокеанского бассейна.
Участие России в многогранной деятель АТЭС способствует решению актуальных задач формирования в нашей стране современной рыночной экономики, подключению к интеграционным процессам, разворачивающимся на пространстве АТР, а в более широком плане — нашему равноправному и взаимовыгодному партнерству с мировыми экономическими лидерами по важнейшим проблемам глобального хозяйственного развития.
Высокие темпы экономического роста азиатских государств, и в первую очередь стран АТР, создают благоприятные объективные условия для развития крупномасштабного экономического, научно-технического и военно-технического сотрудничества с Россией.
Реализация возможностей сотрудничества в первую очередь будет определяться возможностями России, что связано с решением ряда проблем.
Во-первых, это будет обусловлено тем, как скоро россии удастся добиться экономической и финансовой стабилизации и на этой основе обеспечить подъем своего народного хозяйства.
Во-вторых, это будет связано с тем, в какие сроки сумеет Россия существенно нарастить свой экспортный потенциал по тем товарам, которые смогут представить интерес для стран Азии и успешно конкурировать на их рынках с продукцией других зарубежных поставщиков.
В-третьих, это будет определяться тем, как скоро россия создаст благоприятные политические и экономические условия для зарубежных инвесторов, без чего трудно ожидать существенного прироста иностранных капиталовложений в российскую экономику.
Наконец, в-четвертых, это будет тесно cвязано с проблемами создания необходимой транспортной инфраструктуры, способной обрабатывать возрастающие объемы перевозок экспортно-импортных грузов.
список использованной литературы
1.Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес / В.В. Поляков — М: ИНФРА-М, Изд-во Рос. экон. акад., 2010. — 380с.
2.Вардомский Л. Региональные приоритеты зарубежных стран в России // Внешняя торговля 2008 №4
.россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. Под ред. И.П. Фаминского М: МО2010
.Внешнеэкономическая деятельность РФ. // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. — 2009. — №2.
.Панов А. Интеграция России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Перспективы 2020. // Внешнеэкономические связи россии. — 2013. — №3.
6.Лукин А.В. Россия и АТР: перспективы сотрудничества. // —Вестник МГИМО. 2010. №4. <#"justify">9.В. Путин россия и АТЭС // Российская газета. — 2011. — №199. — с.2.
10.российский Национальный Комитет по Тихоокеанскому Экономическому сотрудничеству: #»justify»>.электронная библиотека Библиотекарь.Ру: #»justify»>12.электронная Энциклопедия Экономиста: #»justify»>.Электронная библиотека Библиофонд: #»justify»>.Министерство иностранных дел российской Федерации: http://www.mid.ru/