Учебная работа. Влияние мировых финансовых кризисов на экономику Республики Беларусь

влияние мировых финансовых кризисов на экономику Республики Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и мировой экономики

Реферат на тему:

Влияние мировых финансовых кризисов на экономику Республики Беларусь

Студентка МЭ-21: _________ Большакова М.А.

преподаватель: ____________ Шалупаева Н.С.

Гомель, 2016

Аналитическое обоснование к национальной платформе бизнеса Беларуси — 2016

После продолжительного периода стагнации Экономика Беларуси оказалась в рецессии. В 2015г. валовой внутренний продукт (ВВП) сократился на 3,9%. За 2011-2015гг. среднегодовые темпы роста ВВП составили всего 1,2%.Это более чем в четыре раза меньше, чем в среднем в развивающихся странах мира и более чем в шесть раз меньше, чем в быстро развивающихся странах Юго-Восточной Азии.

В 2014г. ВВП Беларуси в долларовом выражении составил рекордные для нашей страны $75831 млн. [<#"justify">Показатели20112012201320142015I. Текущий счёт Сальдо счета текущих операций-5,052.5-1,862.2-7,567.3-5,221.6-2,073.7в процентах к ВВП-8.6%-2.9%-10.4%-6.9%-3.8%Сальдо внешней торговли товарами и услугами-1,208.92,834.0-2,340.9-482.8174.3в процентах к ВВП-2.1%4.5%-3.2%-0.6%0.3%Экспорт товаров и услуг46,537.151,886.044,046.143,311.932,837.4в процентах к ВВП79.1%81.7%60.5%57.1%59.8%Импорт товаров и услуг47,746.049,052.046,387.043,794.732,663.1в процентах к ВВП81.2%77.3%63.7%57.8%59.4%2. Финансовый счет. Чистое кредитование (+) / чистое заимствование (сальдо финансового счета)-4,014.0-961.2-8,492.3-5,670.7-1,298.3в процентах к ВВП-6.8%-1.5%-11.7%-7.5%-2.4%Чистое привлечение прямых иностранных инвестиций-3,876.9-1,308.1-1,983.9-1,788.6-1,465.7в процентах к ВВП-6.6%-2.1%-2.7%-2.4%-2.7%Изменение резервных активов2,790.681.0-857.4-1,410.3-620.1в процентах к ВВП4.7%0.1%-1.2%-1.9%-1.1%ВВП в млрд. рублей297,157.7530,355.5649,110.7778,094.7869,701.7ВВП в млн. долларов <#"justify">Источник: Платёжный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь. Нацбанк Беларуси, март 2016 #»justify»>основные показатели международной инвестиционной позиции Республики Беларусь за 2009-2015 годы, млн. $

показатели1/1/20111/1/20121/1/20131/1/20141/1/20151/1/2016Международная инвестиционная позиция-25,845.6-28,719.2-29,917.3-39,105.6-41,832.9-41,053.7в процентах к ВВП-46.9%-48.8%-47.1%-53.7%-55.2%-74.7%Иностранные активы11,681.717,375.617,287.215,642.514,323.413,553.8в процентах к ВВП21.2%29.6%27.2%21.5%18.9%24.7%Из них: международные резервные активы5,030.77,915.98,095.06,650.95,059.14,175.8в процентах к ВВП9.1%13.5%12.8%9.1%6.7%7.6%В месяцах импорта товаров и услуг1.62.02.01.71.41.5Обязательства перед нерезидентами37,527.346,094.847,204.554,748.156,156.354,607.5в процентах к ВВП68.1%78.4%74.4%75.2%74.1%99.4%Из них внешний долг28,402.734,023.133,766.039,621.140,023.838,275.0В процентах к ВВП51.6%57.9%53.2%54.4%52.8%69.7%Источник: Платёжный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь. Нацбанк Беларуси, март 2016 #»justify»>ПоказательНа 01.01.2014На 01.01.2015На 01.07.2015На 01.01.2016На 01.03.2016Депозиты физических и юридических лиц в банках, млрд. Br172677213784263865294582317379Депозиты физических и юридических лиц в иностранной валюте, $ млн.11 30111580117691178211589Депозиты физических лиц в Br-рублях, млрд. Br3301839612493304020536638Депозиты физических лиц в иностранной валюте, в млн. $72897993813382137941Динамика задолженности по кредитам, выданным банками, в млн.259391313989357397376714410361Динамика задолженности по кредитам в Br-рублях, млрд.129115154294151215160953160060Динамика задолженности по кредитам в иностранной валюте, млн. $1369913476134361161911652Наличные деньги в обращении, млрд. Br (М0)1230213924154341423613556Денежный агрегат М1, млрд. Br3709941765437254273339641Рублёвая денежная масса (М2), млрд. Br79331908451003259049682167Широкая денежная масса (М3), млрд. Br193307239443294539326939353061Источник: Нацбанк Беларуси, 2014-2016гг.

Правительственная программа антикризисных реформ

беларусь баланс платежный инвестиционный

Программу антикризисных реформ кабинет министров РБ стал разрабатывать под диктовку Международного валютного фонда только на исходе осени 2008 года. Исполнительный совет директоров МВФ, кстати, одобрил ее 12 января 2009 года, что позволило выделить под нее первый транш кредита в 787,9 млн. долларов США (общий объем — 2,46 млрд.). Поскольку данная программа финансируется и контролируется МВФ, то белорусское правительство обязано ежеквартально отчитываться перед директоратом МВФ о ходе ее реализации и потраченных средствах. фактически белорусский режим вынужден был впервые со дня обретения РБ независимости принять элементы внешнего управления, а «смотрящим» за Белоруссией стал, как представляется, заместитель директора-распорядителя МВФ Такатоси Като. МВФ немедленно выдвинул ряд условий, обязательных для исполнения Минском:

либерализация белорусской экономики и другие структурные реформы;

одномоментная девальвация в среднем на 20% белорусского рубля;

жесткое ограничение госбюджетных расходов;

заморозка размеров заработной платы для бюджетников;

либерализация цен.

интересно, что обвал белорусского рубля, на котором настоял МВФ, последний цинично назвал «предварительной корректировкой курса национальной валюты». Президент Белоруссии сразу после девальвации 2 января 2009 года вынужден был оправдываться перед встревоженной общественностью. Александр Лукашенко, в частности, дал понять, что вслед за МВФ «всемирный банк открывает ворота, нам другие, глядя на МВФ, кредиторы предоставляют большие займы», которые нужны не только для стабилизации курса белорусского рубля, но и для поддержания производства.

План по либерализации экономики, разработанный совместно правительством республики и президентской администрацией, включает 52 мероприятия, разбитых на 12 «основных» блоков. Центральной идеей этого документа выступает правовое упрощение ведения бизнеса. По крайней мере, с 1 февраля т.г. в соответствии с декретом №1 президента РБ был введен заявительный принцип госрегистрации всех субъектов хозяйствования (кроме банков и других кредитно-финансовых организаций). одновременно декрет упростил процедуру ликвидации субъекта хозяйствования.

Еще раньше, 1 января 2009 года, вступил в силу бюджетный кодекс Белоруссии, в котором, в частности, предусматривалось снижение до одного процента болезненной для белорусских производителей ставки сбора в фонд сельхозпроизводителей, а также налога на приобретение автотранспортных средств. Еще более значительным шагом следует считать переход на линейную единую шкалу подоходного налога, что направлено на снижение налоговой нагрузки (она самая высокая в Европе) на население и на предприятия республики.

В то же время государство пытается усилить контроль за внебюджетными средствами государственных субъектов хозяйствования. Перевод этих средств в режим исполнения через казначейскую систему, централизованное проведение их в госбюджете вряд ли можно квалифицировать как меру либерализации бизнеса, упрощение финансовой деятельности и отчетности организаций.

В условиях кризиса возникла и потребность в пересмотре процесса банкротства субъектов хозяйствования и регулирования с учетом новых реалий деятельности временных (антикризисных) управляющих. Глава государства вынужден был 06.04.09 издать указ № 178, корректирующий утративший актуальность указ № 508 от 12.11.03 и «оптимизирующий» институт экономической несостоятельности.

более вялой и запоздалой явилась реакция Национального банка РБ в отношении «плохих» кредитов. Руководство НББ почему-то посчитало, что проблема невозврата кредитов в срок малоактуальна, поскольку доля таких кредитов еще не достигла критического уровня в 10 — 15% (по сравнению со всем объемом задолженности клиентов и банков). Это привело к неоправданному затягиванию разработки нормативной базы для создания коллекторских агентств, специализирующихся на возвращении банкам с использованием легальных методов просроченных кредитов. С одной стороны, процесс организации работы таких агентств может затянуться, с другой — в специфических условиях белорусской модели экономики, банковско-кредитной системы сам институт коллекторских агентств, скорее всего, окажется малоэффективным.

Предпринимаются действия по сохранению устойчивости национальной банковской системы и инициированию активной продажи клиентами иностранной валюты и покупки белорусских рублей. Такие меры вводятся директивно и носят преимущественно принудительный характер. Так, например, белорусские банки всех форм собственности обязаны изымать определенную долю с каждого вклада, положенного на счета банка, и перечислять ее безвозвратно в недавно созданный т.н. гарантийный фонд. Поскольку ЦББ поставил своей целью аккумулировать на счете фонда в 2009 году порядка 750 млрд. белорусских руб., то можно предположить, что вклады клиентов банков в нынешнем году «похудеют» почти на 5%. Чисто административными мерами выводится из внутреннего и внешнеторгового оборота вся иностранная валюта. Путем последовательной ликвидации системы лицензирования субъекты хозяйствования РБ лишились права принимать в оплату товаров и услуг наличную иностранную валюту.

Сегодня правящая элита Белоруссии основные усилия сосредоточила на поиске внешних источников финансирования. Еще относительно недавно в Республике Беларусь действовал закон, определявший максимальный объем текущей совокупной внешней задолженности государства суммой в 2 млрд. долларов США. Затем этот предел был доведен до 4-х млрд. долларов. В настоящее время об этом стараются не вспоминать, поскольку данные параметры уже превышены. Значительные средства белорусской стороне удалось получить за последние месяцы от России, МВФ и Венесуэлы. Но плачевное состояние финансовой системы республики побуждает государственно-политическое руководство РБ вести все новые и новые переговоры с правительствами других государств и внешними институтами, специализирующимися на экспорте капитала. По официальным данным в настоящее время правительство РБ, после отказа США дать запрашиваемые 5 млрд. долларов, добивается предоставления кредита в размере 1 млрд. долларов США от Всемирного банка и двух новых кредитных линий от России: от министерства финансов РФ в объеме 100 млрд. российских рублей и от Сберегательного банка — 2 млрд. долларов. Кроме того, активные усилия предпринимаются с целью заимствований на рынке капиталов богатых арабских стран.

Белорусскому правительству удалось в значительной степени сократить расходную часть консолидированного бюджета, успешно бороться с «непервоочередными» расходами как по линии урезания государственных программ (их предполагается сократить на 900 млн. белорусских рублей), так и на уровне местных бюджетов, бюджетов субъектов хозяйствования. Уже сокращены расходы на содержание госаппарата, армии и строительство спортивных сооружений. В перспективе планируется отказаться от поддержки государством нерентабельных предприятий, изменить сами формы такой госпомощи (сегодня они прямые). Впервые заговорили в республике о введении к лету международных стандартов финансовой отчетности, что позволит в будущем облегчить привлечение иностранных инвестиций.

руководство Республики Беларусь и до кризиса проводило политику государственной поддержки и защиты национального производителя, включая программу т.н. импортозамещения. С началом мирового финансово-экономического кризиса Политика государственного патронирования проявилась в максимальной степени. приоритет был отдан идее реализации продукции и услуг белорусских предприятий внутри страны с одновременным стимулированием внутреннего потребления. Был предпринят ряд шагов по значительному увеличению доли национальных товаров в оптовой и розничной торговле. В их числе и двухмесячная отсрочка за оплату поставленного в розничную сеть товаров белорусского производства, директивы министерства торговли РБ по принудительному включению в ассортимент товаров национального производителя, составление перечня товаров «некритического импорта», от покупки которых Белоруссия должна отказаться, план по снижению процентных ставок в рамках кредитов на покупку отечественных товаров и др.

Правительство РБ действовало привычными административно-командными методами. Это проявилось, например, при решении проблемы стремительного нарастания осенью прошлого года на складах предприятий нереализованной продукции. Было дано указание к концу года распродать весь объем неликвидов по цене ниже себестоимости и, прежде всего, на внешних рынках. Годовая отчетность, таким образом, была по определенным показателям улучшена. Однако эти меры не были согласованы с основным торговым партнером Россией и шли вразрез с достигнутым ранее соглашением о предоставлении равных условий субъектам хозяйствования двух союзных государств, а также о необходимости соблюдения принципа честной конкуренции.

Поражает не реалистичность ряда мер, намеченных президентом и правительством РБ на текущий год. например, планируемый рост ВВП по итогам первого полугодия в 6%, программа значительного (в 1,5 раза) увеличения масштабов строительства — до 9 млн. кв. м в год, экспансия белорусских товаров на освободившиеся ниши мировых рынков, переход в торговле на внешних рынках на малые партии товаров, а также срочная переориентация экспортных потоков на «Африку и Балканы» (Лукашенко). Правительством, наряду с Планом по либерализации экономики и Системой поддержки валообразующих предприятий, разработан специальный документ — План мероприятий по реализации национальной программы развития экспорта на 2009 год. Он предусматривает сохранение традиционных экспортных рынков для белорусских товаров с одновременной диверсификацией экспорта по географическому вектору (Азия, Африка, Латинская Америка) и по номенклатуре товаров. Большее внимание предлагается уделять созданию заграницей сборочных производств белорусской техники (в первую очередь совместных) и сетей сервисных центров, а также поставкам наукоемкой и «сложнотехнической» продукции.

однако механизм реализации всего этого предложен довольно слабый — межведомственный совет по развитию экспорта, межправительственные торгово-экономические комиссии и элементы товаропроводящей сети. Объекты последней, например, содержались в других государствах крупными белорусскими предприятиями, которые в условиях кризиса стали довольно быстро их свертывать, сокращая в то же время финансирование рекламных кампаний и маркетинга. Указание премьер-министра РБ Сергея Сидорского предприятиям-экспортерам «вести наступательный маркетинг» повисло в воздухе. наиболее острые проблемы, связанные с качеством продукции, кредитованием и страхованием внешнеторговых операций, пока также не нашли своего решения.

Большие, и на наш взгляд безосновательные, надежды возлагаются на сформированный в Белоруссии фонд для покупки продукции предприятий республики, который предназначен для поддержки национального производителя. По словам президента РБ Александра Лукашенко, запланировано выделить из бюджета 3,6 трлн. белорусских рублей на закупку техники, для этой же цели будут привлекаться средства инновационных фондов и фонда поддержки сельского хозяйства. По некоторым сведениям глава государства в директивном порядке распределяет технику, от которой отказались покупатели за рубежом, по организациям республики.

список используемой литературы

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. — М.: ИВЦ «2.Бровкова Е.Г., Продиус И.П. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие. — М.: Сирин, 2002.

.Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: Учеб. пособие/ под ред. Е.П. Пузаковой. — М.: Экономистъ, 2005.

.Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и техника внешнеторговых операций: Учеб. пособие. — М.: Интел-синтез, 2001.

6.Международная торговля и государсвенная торговая политика. <HTTP://garevna7.narod.ru/metodics/macro/monography/theme11.htm>

Учебная работа. Влияние мировых финансовых кризисов на экономику Республики Беларусь