Учебная работа. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на развитие республик Центральной Азии
влияние мирового финансово-экономического кризиса на развитие республик Центральной Азии
МИНОБРНАУКИ россии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ
Отделение международных отношений и зарубежного регионоведения
Кафедра зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ
Итоговая работа на тему:
«влияние мирового финансово-экономического кризиса на развитие республик Центральной Азии»
Никаноров Илья Владиславович
Москва 2016
Введение
Преодолев ступень вступления в мировые рыночные отношения, страны Центральной Азии до 2008 года можно было охарактеризовать как умеренно развивающиеся. Темпы роста ВВП котировались в районе 8-10%. Экономический рост был обеспечен высокими ценами на углеводороды и другие экспортируемые товары, а также крупными поступлениями денежных переводов от рабочих-мигрантов. именно по этим двум категориям и ударил мировой финансовый кризис. В целом весь регион постсоветского зарубежья понес потери в 2 раза большие, чем весь остальной мир. По данным мирового банка потери глобального ВВП составляют около 2,9%(данные за 2009 г). В свою очередь Мировой валютный фонд оценивает потери региона в 6,4% ВВП(данные за июнь 2009 г.). Отмечается рост международных организаций и Статкомитета СНГ в 2008-2009 годах экономику стран всего региона можно охарактеризовать как умеренно растущую, хотя темпы роста существенно снизились. Если сравнить спад экономики центрально-азиатского региона, например, с балтийским регионом, то такие страны как Узбекистан и Туркменистан могут похвастаться положительной динамикой. Связано это, в первую очередь, с величиной интеграции экономики страны в мировую систему. Так как в основном от мирового денежно-финансового кризиса пострадали страны с развитыми финансовыми секторами, такие как Европа и россия, то это сказалось и на странах, для которых они являются основными рынками сбыта. Но почему тогда страны центрального азиатского региона показывали рост в экономике? Это связано в первую очередь с соседством с Китаем. Спрос на минеральные ресурсы и углеводороды в этой стране сохранился, что позволило сохранить Рынок сбыта и позитивный экономический темп.
Во время мирового финансового кризиса все страны столкнулись с симметричными проблемами:
Во-первых, снижение спроса на трудовые ресурсы, что вынуждает мигрантов вернуться на родину, что дает толчок оттоку денежных переводов иностранной валюты.
Во-вторых, сокращение спроса на экспортные товары региона.
В-третьих, падение цен на основную продукцию стран.
Из-за отсутствия внушительной финансовой подушки(или её полного отсутствия как у Кыргызстана и Таджикистана) с помощью которой можно было бы смягчить удар по дефициту бюджета, и спаду инвестиций от зарубежных стран, сильно пострадала социальная сфера.
Стоит также отметить особенность отношений между странами региона, которые являются достаточно «натянутыми». Примером может служить столкновение интересов Киргизии и Таджикистана в сфере, которую каждая считает ключевой для своего развития — гидроэнергетика, что способствует накалу ситуации в объектах, расположенных в низовьях рек. Также затронута челночная торговля, которая является традиционной для стран данного региона. Фактором, создающим подобные дилеммы, является формирование Таможенного союза, который затрудняет поставку товаров из Китая в Киргизию, Казахстан, Россию и далее.
Темпы роста реального ВВП стран СНГ в 2008-2010 гг., % (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года)
1 кв. 20082 кв. 20083 кв. 20084 кв. 20081 кв. 20092 кв. 20093 кв. 20094 кв. 20091 кв. 2010СНГ8,68,67,23,3-3,3-4,3-2,71,76,2Казахстан6.15.41.11.6-4.5-2.6-0.310.37.1Кыргызстан6.78.56.711.2-1.4-0.14.85.216.8Узбекистан8,110,29,58,17,98,47,88,38,0Таджикистан3,27,78,79,33,52,32,64,76,8
несмотря на то, что в сущности, препятствия достаточно схожи. Следует отталкиваться от позиции, что в странах центрального азиатского региона очевидна разница в экономическом и производственном потенциале. И каждую ситуацию, каждый комплекс мер стоит озвучить в отдельности.
Казахстан
Казахстан ощущает последствия финансового кризиса самым первым, что характеризуется, как было сказано ранее, уровнем интеграции экономики в глобальную систему. Проблема спада цен на энергоносители поставила перед лидерами государства проблему приспособления к окончанию нефтяного бума и лопнувшему пузырю активов. помимо финансового вопроса, Казахстан столкнулся со структурными проблемами экономики. 70% бюджета составлялось за счет отрасли по добыванию и продажи сырья, которая развивалась за счет иностранных инвестиций. Спад инвесторской активности стал угрожать реальному сектору экономики страны. Это сказывается и на уменьшении потребительской корзины. Рост повышение процентных ставок на кредитование лишь ухудшают общее состояние социальной сферы.
Лидерами страны был предпринят пакет мер по стабилизации экономики.В ноябре 2008 г. Правительство выделило около 10 млрд. долларов на оказание помощи самым уязвимым секторам экономики страны:
) Поддержка стабильности в финансовом секторе.
)Обеспечение устойчивости на рынке недвижимости.
)Быстрое развитие производственного сектора и реализация инновационных проектов в инфраструктурной сфере.
) Поддержка малого и среднего бизнеса
Помимо этих средств, в дальнейшем, в смету по антикризисным мерам входили еще 4 млрд. долларов из Национального фонда, которые не затрагивали золотовалютные запасы страны. Правительство также взяло курс на резкое сокращение расходов бюджета. Власти Казахстана в ответ на негативные предпосылки по обслуживанию внешнего долга использовали стратегию привязки национальной валюты к доллару, что обеспечило высокий доход в казну и рост резервов до начала 3 квартала 2008 г.
Назарбаев заявлял, что меры по преодолению последствий кризиса должны быть направлены по 5 основным направлениям:
)Посткризисное восстановление экономического сектора по всем направлениям.
)Поддержка социального сектора: создание конкурентоспособного человеческого капитала, обеспечение инфраструктурой(жильё, дороги и тд.) население страны.
) Поддержка межнациональных дружественных отношений, безопасность.
Были приняты основные документы для реализации этих решений. Такие как договор о Таможенном союзе, Концепция индустриально-инновационного развития и Концепция развития финансового сектора в посткризисный период.
Таможенный союз является важной точкой взаимодействия между Россией и Казахстаном. Так как, несмотря на аккуратные, но положительные оценки экспертов по дальнейшему развитию страны, экономический рост и дальнейшее развитие все еще слишком сильно опирается на продажу сырья, что требует рынки сбыта. Правительство страны понимает это, поэтому активно развивает структуры для переработки сырья, что не только позволит обеспечить внутренние рынки, но и повысит доходы от экспорта.
Начиная с 2010 г. в планах по реализации концепций по индустриальному развитию существует 162 проекта с общим объемом инвестиций в размере 6,5 трлн. тенге. В ближайшие 5 лет планируется сдать в эксплуатацию ряд минералоперерабатывающих предприятий, три энергетических комплекса, такие как Балхашская ТЭС, Мойнакская ГЭС, новый блок Экибастузской ГРЭС. Также планируется поддержка аграрного комплекса до уровня обеспечения внутреннего рынка в 80%.
несмотря на то, что социальная сфера в значительной степени пострадала от финансового кризиса, зарплата бюджетников и средний размер пенсий в Казахстане были увеличены на 25%. В 2010 г. зарплата бюджетников и средний размер пенсий будут увеличены еще на 25%, а в 2011 г. — уже на 30%.
Как итог, Казахстан, наиболее подверженный финансовому кризису в связи со своей высокой интеграцией в глобальные торговые отношения, оказался и наиболее подготовленным к нему. Кризис «оголил» наиболее слабые точки в экономике страны ,что позволило сделать определенные выводы. Грамотно реализованный пакет мер и общая Политика государства хоть и не позволила полностью восстановиться от потерь во время кризиса,но дала хороший толчок и потенциал для дальнейшего роста и развития.
Узбекистан
Особенностью экономического состояния Узбекистана является его крайне низкая интегрированность в глобальную финансовую систему, поэтому в общем и целом стране удалось избежать сильных волнений. На 2008 год в условиях экономического кризиса, Узбекистану удалось сохранить устойчивое положение и темп роста ВВПв 9%. Тем не менее власти Узбекистана ощутили на себе снижение экспорта и потребности стран-покупателей в основных позициях, таких как золото, хлопок и природный газ. Также снизились поступления от иммигрантов. Хотя власти республики не предоставляли достоверных данных об узбекской миграции, заявляя, что переводы от них составляю около 8% ВВП, эксперты считают, что эта цифра сильно занижена.
Президент Каримов А. И. предпринимает ряд мер, дабы преодолеть кризисные воздействия и обеспечить дальнейшую модернизацию производства:
) Развитие транспортной и жилищной инфраструктуры.
) Общая Модернизация и поддержка реального сектора экономики, начиная с более выгодных условий кредитования и заканчивая стимулированием инвестиционной активности в них, также стимуляция внутреннего спроса на отечественную продукцию
) Поддержка малого и среднего бизнеса все тем же методом более выгодного кредитованием срока его выдачи до 18 месяцев.
Согласно официальной статистике и мнению экспертов меры правительства Узбекистана позволили сохранить и усилить темпы экономического роста. Экспансия внутреннего рынка и рост цен на экспортируемые товары благоприятствует этому. Но не стоит забывать, что государственные меры по усилению роли частного сектора, снижение налоговых ставок для предпринимателей и физических лиц, Модернизация внутреннего производства, аграрного комплекса, а что самое главное — преодоление роли хлопка как главенствующего пункта экспорта, также приносят свои плоды.
Кыргызстан и Таджикистан
кризис стабилизация Экономика азия
Кыргызстан и Таджикистан не случайно объединены мной в один пункт. На территории центрального азиатского пространства они считаются самыми бедными. Обусловлено это в первую очередь почти полным отсутствием редкоземельных металлов и углеводородов. власти этих стран не занимались развитием и модернизацией производственных сил, но это скорее связано с практически полной деиндустриализацией. несмотря на это можно отметить несколько пунктов экспорта, что и составляют львиную долю бюджета, Таджикистан- алюминий, Киргизия- золото. Не стоит забывать и про так присущие многим странам региона поступления от рабочих-мигрантов, которые также являются большим пунктом поступления в казну. На политическом поприще у Таджикистана, как и в Киргизии также не наблюдается стабильности, что не позволяет организовать грамотную политическую линию по развитию экономики. Помимо этого спад инвестиций из зарубежных стран и финансовых организаций оказывают огромное влияние на страны, ибо, как было сказано ранее, Таджикистан и Киргизия не обладали достаточной финансовой независимостью для преодоления последствий кризиса. Единственным спасительным «лучиком» в этой ситуации выступал все тот же Китай, где сохранился Спрос на сбываемые странами товары.
Важность этих стран для региона является их местоположение в верховьях основных рек — Амударьи и Сырдарьи, что позволяет им занимать выгодные позиции по регулированию гидроэнергии.
Из мер, предпринятых лидерами государств для преодоления последствий кризиса, можно отметить создание Стабилизационного фонда с бюджетом более 76 млн. долларов Таджикистаном. Его наполнение основано на перечислении 20 и 30% от суммы перевыполнения доходных частей местных и республиканских бюджетов, повышении подоходного налога для физических лиц(данная мера крайне сильно ставилась под сомнения и критиковалась экспертами как западными, так и таджикскими). Киргизия в свою очередь использовала более действенный и широкий спектр мер:
) Была принята стратегия развития страны на следующие позиции: добывающая горная и перерабатывающая индустрии, строительство и туризм, дорожная инфраструктура, а также стимуляция экспорта.
)Подготовка качественных научных специалистов
) Создание инвестиционного Агентства развития
Однако, из-за глубокой коррумпированности органов власти и концентрации активов страны в «узких» кругах, в 2010 году случился переворот, что еще больше отодвинуло решений кризисных проблем.
В общем и целом, дальнейшие перспективы по развитию Таджикистана и Кыргызстана весьма пессимистичны. Это связанно со сложной социально-политической и экономической ситуациями в странах. Также сказывается минимальная часть иностранных инвестиций, отсутствие развитой банковской и финансовой систем. В основном развитие и рост экономики стран зависит от благосостояния основных торговых партнеров — россии и Казахстана, а также спроса на основные торговые позиции.
Туркменистан
Основой экономики Туркмении являются огромные запасы ресурсов, которые исчисляются в 20,8 млрд т нефти и 24,6 трлн куб. м природного газа, помимо этого еще развиты электроэнергетика, текстильная отрасль и строительство.Собственно это и определило вектор развития страны в послесоветское время. Также, главной характеристикой Туркмении является способ организации экономической системы, она полностью изолирована . Иностранные инвесторы и добытчики используются только в труднодоступных местах залежей ископаемых, когда необходимы определенные технологии.
Туркмения ощутила на себе отголоски финансового кризиса лишь в 2009 году. Да и это скорее незначительное снижение высоких темпов роста, связанных с колебанием цен на углеводороды. При нулевых показателях года заключила, что Туркменистан, не имеющий внешней задолженности и обладающий достаточными резервами, не нуждается в финансовой помощи. Из мер, предпринятых правительством можно отметить ужесточение валютного режима и укрепление стабильности банковской системы. Стоит сказать о проведенной в 2009 году деноминации национальной валюты, что вызвало бурную реакцию среди населения. Граждане, чтобы обезопасить свои сбережения, переводили их в доллары, что поспособствовало повышению цен на товары внутри страны.
В Целом экспертные мнения сходятся на том, что Туркмения продолжит благополучно развивать свою экономику. В будущем ожидается расширения поставок газа на внешние рынки. Однако все еще не решена проблема зависимости от экспорта природного газа. Для дальнейшего планомерного развития Туркмении необходимо расширение спектра экспортируемой продукции, модернизация и развитие других ветвей экономики.
Список источников
) Сайт аналитического центра Сауран — особенности экономического развития в условиях мирового финансово-экономического кризиса
автор: Институт экономики РАН, от: 28-03-2014, 11:58://cc-sauran.kz/rubriki/economika/72-osobennosti-ekonomicheskogo-razvitiya-v-usloviyah-mirovogo-finansovo-ekonomicheskogo-krizisa.html
Дата обращения: 06.11.2016
) Национальные особенности проявления мирового финансового кризиса в постсоветских странах/ под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Л.Б. Вардомского — М.: ИЭ РАН, 2010.- 330 с.
) Казахстанский институт стратегических исследований.
Воздействие глобального финансового кризиса на развитие Казахстана и стран центральной азии: поиск совместных путей решения проблем; Автор: Султанов Б.К. 06.05.09 ://kisi.kz/ru/categories/geopolitika-i-mezhdunarodnye-otnosheniya/posts/vozdeystvie-global-nogo-finansovogo-krizisa-na-razvitie
Дата обращения: 09.11.2016
) Мировой экономический кризис и его влияние на экономическое развитие стран центральной азии ; Автор: Аза Мигранян; журнал:Центральная Азия и Кавказ; Выпуск № 4-5 (6465) / 2009://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-ekonomicheskiy-krizis-i-ego-vliyanie-na-ekonomicheskoe-razvitie-stran-tsentralnoy-azii