Учебная работа. Влияние коррупции на социально-экономическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки
влияние коррупции на социально-экономическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки
Контрольная работа
влияние коррупции на социально-экономическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки
Содержание
. Институциональные особенности развития арабских стран как основа распространения экономической коррупции
. влияние на бизнес и прямые иностранные инвестиции
. Коррупция в контексте неравенства распределения доходов населения и развития человеческого капитала
Литература
Введение
Экономическая коррупция является распространенным видом нелегальной деятельности. Она подразумевает финансовые махинации, затрагивает экономические интересы граждан и мешает обществу и государству реализовывать свои законные права. Причинами экономической коррупции являются высокая социальная дифференциация внутри среднего класса, отражающаяся на масштабном неравенстве семей по уровню дохода, правящие элиты, обладающие неконтролируемой властью, а также слабые политические и экономические институты.
Необходимо отметить, что на тему коррупции существует гораздо больше эмпирических работ, нежели теоретических, поскольку среди теоретиков нет единого мнения о том, является ли коррупция механизмом, помогающим экономике, или механизмом, останавливающим ее развитие. Собственно, в основном работы второго типа концентрируют свое внимание на исследовании последствий коррупции и связывают уровень коррумпированности общества и степень экономического развития.
Государству необходимо создавать правильные системы стимулов, то есть выстраивать институциональную основу общества, препятствующую коррупции. Именно слабые институты, позволяющие существовать этому явлению, одновременно препятствуют и экономическому развитию, поэтому исследователи, поддерживающие идею коррупции как механизма, способствующего развитию экономики, отмечают, что в условиях слабых институтов коррупция — это явление, позволяющее экономике функционировать.
Соответственно, говорить о коррупции в конкретной стране невозможно без описания институциональных особенностей общества и истории их построения в арабских странах. Более того, говоря о любой стране, нужно расширять или сужать определение коррупции в зависимости от того, что в данной стране принято относить к коррупции, какие ее виды обществом принимаются как норма и почему, а какие однозначно отрицаются.
. Институциональные особенности развития арабских стран как основа распространения экономической коррупции
экономический коррупция иностранный инвестиция
В конце 1980-х начале 1990-х годов ХХ века арабский мир претерпел политические изменения, которые были обусловлены как внешними проблемами (смена целого поколения лидеров, например, в Ливии, Египте), приход новой элиты к власти, созданием многопартийной системы управления государством, так и внутренними. Данные процессы изменили государственно-политическую систему, затронули деятельность институтов власти, преобразовав существующую, и создав новую административную структуру управленческого аппарата. Достигнутый уровень социально-экономического развития определяет степень преобразования политических институтов, их особенности в каждой стране.
Принятие новых конституций или существенных поправок в действующие законодательные акты арабских стран на современном этапе обусловлено не только вызовами глобализированного мира, но и значительным внешним влиянием западных стран, провозглашая общепризнанные принципы и нормы защиты прав человека, придерживаясь Уставу ООН и другим международным конвенциям и документам.
однако главным, определяющим современное политическое развитие стран региона, фактором является государство и его роль, формирующая цели, задачи общественного развития, общества, являясь лидером в формировании курса общественно-экономических и политических реформ в обществе. однако сформированные социальные и политические институты пока недостаточно развиты и не подготовлены к полномасштабному решению проблем коррупции.
Поэтому большинство стран в регионе занимают низкие показатели в различных рейтингах прозрачности госаппарата. Однако происходят и значительные изменения, например, ежегодник Doing business «Ведение бизнеса 2015: оценка качества и эффективности регулирования» отмечает, что за прошедший 2015 год, предприниматели из девяти арабских государств — Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Кувейта, Марокко, Туниса, Бахрейна, Египта, Алжира и Иордании отметили улучшения в сфере правовой защиты в данных странах. В период проведения данного обследования было зафиксировано более ста реформ в ближневосточном регионе для улучшения бизнес процессов в сферах прозрачности и открытости государственного аппарата, упрощения процедуры регистрации предприятий и получения банковских кредитов. В Катаре и ОАЭ были проведены масштабные реформы в сферах налогообложения иностранных корпораций, в Марокко была проведена реформа по подключению всего королевства к электроэнергии для привлечения ПИИ и инноваций. В частности, Вито Танзи известный Норвежский экономист указывает на ряд экономических последствий коррупции: во-первых, снижение способности государства в управлении частным сектором экономики с целью предупреждения провалов рынка; во-вторых, коррупция оказывает негативное воздействие на стимулы предпринимателей, принуждая их расходовать финансовые ресурсы на махинационный издержки и облагая дополнительным налогом, в третьих, коррупция снижает доверие общества к правящей элите, а также к механизмам функционирования рыночной экономики, стимулируя неравенство и распространение бедности населения.
основными социально-экономическими последствиями коррупции можно назвать воздействие коррупции на предпринимательство, а также воздействие коррупции на распределение доходов в обществе и человеческое развитие. особенно данная классификация актуальная в рамках ближневосточных реалий, поэтому необходимо в отдельности рассмотреть каждый пункт и привести подробный анализ экономической коррупции в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
. влияние на бизнес и прямые иностранные инвестиции
В качестве подтверждения данной теории возможно привести эмпирическое исследование Вито Танзи и Даводи, которые по данным ЮНЕСКО по 53 государствам мира, обнаружили положительную динамику зависимости между уровнем финансовых махинаций в стране и числом студентов юридических факультетов к числу студентов инженерных факультетов в конкретной стране. В таких участвовавших в обследовании странах как Алжир, Катар, Бахрейн и ОАЭ преобладающей долей студентов являются получающие юридическое образование, обладающие знаниями о слабостях политической системы, отсутствии жесткого контроля за поведением государственных лиц, именно данный фактор свидетельствует о большей вероятности рентоориентированного поведения для жителей изученных стран ближневосточного региона. Данное нестандартное исследование подтверждает теорию взаимосвязи коррупции и поведения, направленного на поиск ренты, отражая главную причину коррупционной деятель — отсутствие контроля за чиновниками или другими должностными лицами,, обладающими возможностью манипулировать экономическими условиями и злоупотреблять своими властными полномочиями порождает коррупцию.
важно отметить, что для глубокого всестороннего анализа распространения экономической коррупции необходимо рассмотреть положения конкретных стран в регионе ближнего Востока и Северной Африки в рейтингах международных неправительственных организаций — Transparency International и Doing Business.
Неправительственная международная организация Transparency Int. опубликовала социологическое исследование уровня восприятия коррупции, показывающее рост уровень финансовых махинаций в странах ближневосточного региона после событий «Арабской весны», несмотря на то что причинами протестов в ряде стран являлась коррумпированность органов государственной власти. По данным опроса более 65 % жителей Египта отметили в период с 2011 по 2014 год увеличение уровня коррупции, в Тунисе и Ливии такого мнения 81% и 46 % граждан, соответственно, а в Марокко и Ливане разделяют данную позицию более 80% . В то же время жители Иордании не отмечают никаких изменений в решении вопросов предупреждения отмывания денежных средств, что касается наиболее коррумпированных сфер более 70 % жителей Египта считают систему государственных служб по охране правопорядка наиболее коррумпированными органами, выделяя судебную систему, а также более 40 % жителей не доверяют системе здравоохранения.
Алжир занимает 100 место из 175 стран по Индексу Восприятия коррупции на 2014 год, Марокко, в тоже время, занимает 80 место. Алжир существенно опустился в различных рейтингах, например, в рейтинге Doing business он занимает одно из последних позиций на ряду со всеми странами региона ближнего Востока и Северной Африки — 164 место, уступая лишь Йеменской республике и Джибути. Несмотря на то, что по всем пунктам «Ведения бизнеса», а именно по рейтингу легкости ведения бизнеса, регистрации предприятий, получении разрешений на строительство, подключения к системе электроснабжения, регистрации собственности, получении кредитов, налогообложении, обеспечении исполнения контрактов, Алжир занимает последние места среди стран региона, лидирует он лишь в пункте о разрешении неплатежеспособности, занимая вторую позицию. Это означает, что должники в Алжире имеют право открыть Производство по делу о реорганизации или ликвидации предприятия, а также отказаться от чрезмерно обременительных контрактов. Законодательство Алжира предусматривает специальные положения о несостоятельности, предоставляющие должнику (или выступающему от его имени управляющему по делу о несостоятельности) возможность получения кредита после возбуждения производства по делу о несостоятельности для финансирования текущих расходов должника в ходе производства.
В рейтинге «Ведения бизнеса» Марокко, в отличии от Алжира, занимает 74 место, однако лидирует в таких областях как регистрация предприятий, получение разрешения на строительство, подключения к системе электроснабжения, а также обеспечения выполнения контрактов. Это означает, что Марокко встало на путь реформации и модернизации на пути преодоления коррупции, и оценка общего количество процедур, а также их стоимости и сроков проведения, которые необходимо пройти предпринимателям для регистрации общества с ограниченной ответственностью (или аналогичного по типу предприятия), от подачи документов и до начала деятельности показывает лучшие результаты в регионе Северной Африки.
Такие две страны, как Египет и Тунис было бы интересно рассмотреть в единой группе. Хотя в Египте население в семь раз больше, чем в Тунисе, а экспорт нефти в Тунисе равен импорту, в то время как Египет является практически единственным крупным экспортером золота в регионе, получая доходы от туризма и судоходства на Суэцком канале, экономики Египта и Туниса зависимы от экспорта углеводородов намного меньше, чем страны Персидского залива.
Во-первых, они обладают сопоставимым уровнем ВВП по ППС, который в 2007 году в Египте и Тунисе составляет 5400 и 7100 долларов США соответственно, что является хорошим показателем для региона, в котором соседствуют такие бедные страны как Судан, Сомали и Йемен, а также богатые углеводородами монархии Персидского залива.
Во-вторых, Тунис и Египет обладают наиболее диверсифицированными экономиками в арабском регионе с весомым удельным весом обрабатывающей промышленности, обладая наиболее высокими темпами роста в период с 2000 по 2005 гг. в ближневосточном регионе.
именно с таких стран, как Египет и Тунис, начались события «арабской весны», несмотря на то, что данные государства являются наиболее продвинутыми в регионе в вопросе рыночных реформ, либерализации внешней торговли.
По индексу Восприятия Коррупции TI на 2014 год Египет занимает 94 место, в то время как Тунис 79 позицию. Согласно докладу Doing Business in Egypt 2013, в Египте обеспечены более благоприятные условия для ведения бизнеса по сравнению со всеми странами региона. Обе страны в рейтинге «Ведения бизнеса» занимают средние позиции, однако Тунис лидирует по многим показателям, например, легкости подключения к системе электроснабжения и процедуры банкротства, занимая 74 место, Египет — 131, хотя является первой в рейтинге легкости в получения кредитов из всех стран региона Ближнего Востока и Севера Африки.
Компания ADS Securinies из Абу-Даби провела исследование вовлеченности малого бизнеса в коррупцию. ADS Securinies, проводившие опросы в фокус-группах, В период с января июнь 2015 года опросили 128 предпринимателей из восьми арабских стран — Марокко, Туниса, Алжира, Египта, Кувейта, ОАЭ, Бахрейна и Иордании.
Согласно данным отчёта, приводимого «Euronews», более половины предпринимателей (61%), респондентов признались, что в течение последних двух лет им приходилось давать взятку государственному лицу для ускорения бизнес процесса. более того, половина (49%) участников опроса отметила, что коррупция сама по себе несёт выгоды и для должностных лиц, и для предпринимателей, помогая отсеять конкурентов, не обладающих достаточными ресурсами для оплаты взяток.
таким образом, коррупция приводит к ряду социальных и экономических проблем, сокращается сектор малого и среднего бизнеса, усиливается социальное неравенство, безработица, увеличивается нелегальный сектор экономики.
Еще одна неблагоприятная причина влияния коррупции на развитие предпринимательства, это подрыв стимулов к внедрению инноваций.
Во-первых, по причине высокого уровня коррупции предприниматели вынуждены дополнительно расходовать собственные средства для получения различных разрешений, лицензий и других документов у коррумпированной должностных лиц.
Во-вторых, коррупционная деятельность подрывает возможность для предпринимателей получения необходимого доступа к кредитам.
Для подтверждения данных гипотез необходимо обратиться к исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC): Инновации и бизнес, а также к глобальному инновационному индексу (ГИИ), который представляет собой оценку деятель в области инноваций в 141 стране на основе 79 показателей. С одной стороны, многие богатые природными ресурсами страны региона начали процесс диверсификации и стимулируют инновации в отраслях углеводородной промышленности. Это позволило Саудовской Аравии, занимающей 43 место, Объединенным Арабским Эмиратам (ОАЭ), 47 место и Катару, 50 место, занять высшие строчки ГИИ в регионе. Однако аналитик Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Анна Ермолина в статье «влияние факторов предпринимательской среды на инновационное развитие страны» доказала существование связи между наличием препятствий для введения инноваций и индикаторами экономического и социального развития через обследование по которому отрицательное влияние всего на инновации и развитие предпринимательства оказывает коррупция и преступность. Это подтверждается и проведенными социологическими исследованиями и опросами — более трети предпринимателей из арабских стран опасаются банкротства по причине коррупции. 25% респондентов исследования PricewaterhouseCoopers (PwC): Инновации и бизнес из Ближнего Востока ответили, что инновационная деятельность не считается первоочередной задачей на рынках присутствия их компаний. таким образом, ни инновационные компании не готовы к полномасштабному выходу на ближневосточный Рынок, но и регион не готов к развитию инноваций.
В современных условиях все чаще возникает проблема нехватки финансовых ресурсов внутри страны. после кризиса 2008 года увеличение доли иностранного капитала стало значительно увеличиваться в регионе ближнего Востока и Северной Африки. Привлечение иностранного капитала в банковский сектор формирует дополнительную ресурсную базу и повышает уровень капитализации банков, однако, быстрый рост доли иностранного капитала также может вызвать и ряд негативных моментов таких, как: возрастание роли иностранных банков как самостоятельных игроков на ближневосточном рынке, а так же увеличение доли их участия в уставном капитале российских банков, что приводит к снижению конкурентоспособности отечественных банков и потере суверенитета в денежно-кредитной политике страны. Поэтому эффективность привлечения иностранного банковского капитала в регионе, в частности, зависит от правильного и эффективного механизма допуска иностранных банков на Рынок банковских услуг.
Причиной вхождения иностранных банков на другие рынки является поиск менее переполненных, менее развитых и менее эффективных рынков для того, чтобы реализовать свои конкурентные преимущества, такие как: качественные услуги, меньшие процентные ставки на , совершенное управление рисками, больший размер капитала и решение проблем коррупции. Исследователи отмечают, что для иностранного инвестора наиболее привлекательным на ближневосточном рынке банковских услуг является: высокий спрос на иностранные инвестиции, низкие барьеры вхождения на Рынок, а также дешевая рабочая сила. Но для того, чтобы процесс «входа» иностранного банка на российский рынок оказался успешным, помимо причин входа, ему необходимо учитывать и коррумпированность государственной системы, что тормозит привлечение прямых иностранных инвестиций.
Существуют отдельные примеры инновационной деятельности в регионе, например, правительство ОАЭ инвестирует в проекты, работающие над созданием взаимосвязанных «экосистем», способствующих беспрепятственному распространению знаний и инновациям, например компания "DU". однако других примеров развития инноваций в регионе практически нет, что доказывает снижение инновационной привлекательности богатых нефтегазовых стран из-за широкого распространения коррупционных практик.
таким образом, коррупция является барьером для привлечения иностранного капитала, в виде прямых и портфельных иностранных инвестиций. Во многих случаях государственные лица тормозят процесс выдачи лицензий, не получая дополнительных выплат или подарков (бакшиш).
. Коррупция в контексте неравенства распределения доходов населения и развития человеческого капитала
В контексте социологических наук коррупция рассматривается с точки зрения феномена, влияющего показатели человеческого развития и в качестве одной из причин бедности населения. Социальные взаимоотношение охватывает и бытовое понимание коррупции, формирующееся на основе опыта населения, и сводится понятиям взяточничества, кумовства и семейственности, что является актуальной проблемой для ближневосточных реалий.
Распространение бытовой коррупции в ближневосточном обществе можно проследить на примере Марокко, где было проведено выборочное обследование семейных бюджетов. Марокканцы отмечают, коррупционные практики глубоко пронизывают все государственные компании.
Чаще всего граждане Марокко оказываются в коррупционных ситуациях, когда имеют дело с автоинспекторами (риск коррупции — 52%), при обращении за помощью и защитой в правоохранительные органы (51%) и медицинские учреждения. (46%).
При этом степень восприятия коррупции различается в зависимости от возраста и региона проживания. однако все жители делают акцент на том, что главной причиной феноменального распространения коррупции является «решение всех проблем в спешке». Коррупция в Марокко по результатам обследования распространена на всех уровнях управления, от выдачи разрешений на местном уровне до практического исполнения законов и правовых норм, пронизывая деятельность политических партий и работу органов охраны правопорядка. Результаты исследования по Марокко свидетельствуют о высокой степени внедрения и бытовой коррупции.
Существует мнение, что одной из причин коррупции является бедность, то есть без бедности не было бы и коррупции.
американский Институт Катона в Сан-Франциско провел исследование в 2015 году уровня бедности жителей 108 стран. Согласно рейтингу этого Института лидером были Джибути и Сомали, занимающие к тому же и последние позиции в Индексе восприятия коррупции. Далее следуют Сирия, Ирак, Судан. важно отметить, что богатые углеводородом страны региона Персидского залива не нашли отражения в этом обследовании.
Вместе с тем, по опросам, составленным специалистами «Барометра мировой коррупции 2014 года», эта проблема свойственна и богатым монархиям Залива. каждый второй из десяти респондентов сообщил о факте дачи взятке для получения доступа различным социальным услугам за 2015 год. В Йемене, Судане, Египте и Марокко были зарегистрированы самые высокие уровни бытовой коррупции.
Таким образом, проведенный анализ доказывает прямую зависимость между коррупцией и бедностью населения.
другим показателем взаимосвязи коррупции и социальной защищенности населения является индекс человеческого развития (ИЧР) ООН, представляющий общую оценку таких показателей, как ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, ВВП на душу населения.
ИЧР отражает изменения и прогресс в развитии отдельных государств. Так, в регионе Северной Африки и ближнего Востока, где продолжаются вооружённые конфликты индекс за прошедший год снизился практически в два раза. Важно отметить, что темпы прогресса заметно выше в государствах с низким и средним уровнем человеческого развития, например в Йемене, Судане и Джибути, которые занимают 160, 167 и 168 места соответственно, это доказывает постепенное сокращение разрыва между государствами с высокими и низкими показателями человеческого развития.
Коррупция по мнению ряда исследователей приводит к замедлению экономического роста, сокращению расходов на здравоохранение и на образование, приводит к меньшему ВВП на душу населения, более низкому стандарту жизни и уровню человеческого развития, к низкой ожидаемой продолжительность жизни.
Коррупция напрямую сокращает объем государственных услуг, расхищая лекарственные средства, медицинское оборудование, различные материалы и инвентарь, необходимые для организации образовательного процесса.
Стоит также отметить, что влияние коррупции на распределение доходов в обществе имеет ярко выраженные региональные различия.
По исследованию экономистов Гупды, Даводи и Кауфмана, которые выявили прямую связь между влиянием коррупции на уровень здравоохранения на примере различных стран, и как следствие на повышение младенческой смертности. Наиболее пугающие показатели 400 смертей на 1000 родившихся у экономически неразвитых стран арабского региона — Сомали, Судана и Йемена.
Представленная статистика свидетельствует о понимании необходимости борьбы государственных служащих, бизнеса, и всего населения стран Ближнего Востока с активно развивающейся коррупцией, которая приводит к отсталости и непривлекательности инвестиционного фона территории Ближнего Востока.
Ближневосточный регион относится к числу самых богатых сырьевыми ресурсами территорий всего мира.
экономическая обстановка, созданная коррупцией, вытесняет компании, неспособные или не готовые осуществлять недокументированные платежи. А это ведет к отраслевому протекционизму и низкому качеству или неэффективному производству, что значительнее понижает производительность и конкурентоспособность.
Ресурсы, которые в ином случае были бы направлены на производство товаров и услуг, уходят на поддержание коррупционных действий. средства, выделяемые на лицензии или подоходный налог, вместо пополнения бюджета, оказываются в руках коррумпированных государственных служащих. Для арабских стран аналогом таких отношений является васта (wasta — непотизм). Это распространенная практика во многих арабских странах, имеющая отношение к процессу достижения целей благодаря использованию связей с ключевыми фигурами на высоких позициях. Эти связи персонализированы персонифицированы, и часто основаны на родственных или близких дружеских отношениях.
Для повышения значимости исследовательской работы и понимания реальной ситуации, связанной с различной коррупционной Деятельностью, было решено провести на базе «Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ» собственное обследования среди образованного населения арабских стран, проживающего на данный момент в России, преимущественно в Москве и Московской области, и являющиеся студентами, преподавателями Московского государственного гуманитарного университет им. М.А. Шолохова, Дагестанского государственного университета, Академии инженерии им. Шурук в Каире, МАИ, российского государственного университет нефти и газа им. И.М. Губкина, университета Алеппо (Сирия), РУДН и МГЛУ.
Опрос был анонимным и состоял из 12-ти закрытых вопросов, касательно следующих тем: места рождения, пола, возраста, уровня образования, типа местности, что понимается ими под понятием коррупция, вступали ли респонденты в коррупционные отношения, изменился ли по ощущениям уровень коррупции за последние 3-4 года в их городе или селе, если даже лично респонденты не сталкивались с проблемой коррупции, необходимо было ответить на вопрос представители каких профессий наиболее коррумпированы.
Было опрошено 141 человек из различных арабских стран, 92 респондента родом из Египта, что составляет 66 % всех опрошенных, а 41 человек из всех опрошенных египтян — выходцы из сельской местности, также важно отметить, что из Ливана 22 человека, более половины которых, 15 человек — проживают в городах, 2 респондента из Марокко, столько же из Сирии и Ливии, один респондент из сельской местности Ирака, и двадцать человек не указали в своих опрос-листах ни одну страну. необходимо отметить, что более половины опрошенных — мужчины, составляют 72 % всех респондентов, из которых 25 % из различных арабских сел и деревень.
Результаты опроса свидетельствуют, что жители арабских стран имеют достаточно полное понятие коррупции, определяют как взяточничество 72 %, из которых 19 % определяют коррупцию как злоупотребление должностным положением и «подношение подарков» чиновникам. 9 человек из 141 опрошенным связывают коррупцию с вымогательством.
Коррупция, как общественное явление, оказывает различное влияние на сферы жизни общества. По мнению опрошенного арабского населения, наибольшее влияние коррупция оказывает на экономическую жизнь страны, так считает 71,2%, политическую систему 52,2% и деятельность бизнес-процессов, 66%. 42,5% опрошенных респондентов ощущают на себе коррупционные проявления в государственной системе.
доля респондентов, которые, попав в коррупционную ситуацию, дав взятку, составляет 63% респондентов.
Египтяне и марокканцы отмечают, что существует общественное недоверие к правительству, а у более чем 50% респондентов отмечают полное отсутствие веры в правительство. Результаты опроса показали, что каждый второй респондент в предложенных странах сталкивался с коррупционными практиками, вымогательством или дарением «подарков», наиболее коррумпированными являются сферы полиции и здравоохранения, указывают более 80 % респондентов, выделяя не пункты первой медицинской помощи, а именно больницы.
Подводя итог, даже небольшое исследование распространения коррупционной деятельности доказывает ее широкое распространение и внедрение в общественную систему.
Таким образом, без модернизации институтов власти, их укрепления, внедрения инноваций и инвестиций в регион ближнего Востока и Северной Африки не решить социальные и экономические проблемы, а также не победить коррупцию.
Литература
ИНДИКАТОРЫ И СТАТИСТИКА
.Доклад о положении с коррупцией в мире — 2014.- [электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>.Индекс восприятия коррупции 2015. [электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>.Международное бюджетное Партнерство. Обзор открытости бюджета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>4.Control of Corruption Index, CCI. [Online]. — URL: https://www.mcc.gov/who-we-fund/indicator/control-of-corruption-indicator (Accessed 01. March 2016).
.Doing Business. [электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>6.Eurostat. Database. [Online]. — URL: #»justify»>7.Freedom House. — [Online]. — URL: https://freedomhouse.org/ (Accessed 01. March 2016).
.Global Financial Integrity. [электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>9.GRECO. [Online] — URL: www.coe.int/qreco (Accessed 01. March 2016).
10.Interpol. Database. [Online]. — URL: #»justify»>11.IMF. [Online]. — URL: #»justify»>12.Reporters sans frontiers. — [Online]. — URL: https://rsf.org/ (Accessed 01. March 2016).
13.RGI. [Online]. — URL: #»justify»>.Small Arms Survey. [Online]. — URL: #»justify»>15.The Fund for Peace. — [Online] — URL: #»justify»>.World Banks Control of Corruption 2015. [электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>.World Banks Enterprise Surveys. [электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>18.United Nations Office on Drugs and Crime. UNODC. — [Online]. — URL: https://www.unodc.org/ (Accessed 01. March 2016).
.Совместная комиссия по экономике и финансам САМ — #»justify»>20.Summery of GCC Achievements. Gulf Cooperation Council. General Secretariat. Riyadh, 1981.
21.Summit in Doha Cooperation Council (GCC) (на арабском языке). [Online] — URL: #»justify»>22.United States Department of State Bureau for International Narcotics and Law Enforcement Affairs. International Narcotics Control Strategy Report. #»justify»>.Chamber Grants (на арабском языке). [Online] — URL: #»justify»>¿cms=iQRpheuphYtJ6pyXUGiNqnrwf6lB3Ехе (Accessed 01. March 2016).
.Global Financial Integrity. [Online] — URL: #»justify»>.Qatar Audit Chamber. [Online] — URL: #»justify»>.Qatar Construction Technique Company. [Online] — URL: #»justify»>27.The Moroccan government (на арабском языке). [Online] — URL: #»justify»>28.Centre dAssistance Juridique Anti-Corruption (CAJAC) — [Online] — URL: #»justify»>.CAJAC — [Online] — URL: #»justify»>.Bahrain Transparency Society. — [Online] — URL: #»justify»>31.Обследование семейных бюджетов Марокко. Enquête Nationale sur l’Intégrité : Etude auprès des Ménages. — Rapport danalyse. Transparency Maroc — 2005.
.PricewaterhouseCoopers (PwC): Инновации и бизнес. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/innovationsurvey/assets/innovation-through-growth.pdf [Accessed 01. March 2016].
.Мейер М.С. Модернизационные процессы в истории народов Востока // Вестник Московского университета. Сер. 13. Востоковедение. 1992. № 2.
.Мелкумян Е.С. Коррупция в арабских монархиях Персидского залива. — Мировой опыт борьбы с коррупцией: Сборник материалов научных семинаров и заседаний дискуссионного клуба (2011 — 2013) / Под ред. М. И. Амара. — М., 2014.
.Морено Дж. Социометрия: Пер. с англ. Москва: прогресс, 1962.
.Нисневич Ю.А. Роль конкуренции в обеспечении социально-политической стабильности и подавлении коррупции // Вестник Российского университета дружбы народов, серия Политология, 2009. No3.
.Ожиганов Э.Н. понятие и структура коррупции: Сравнительный уровень коррупции в российской Федерации / Э.Н. Ожиганов // Социология власти. — 1999. — № 1.
.Петросян И.Е. Османская империя. Реформы и реформаторы / И.Е. Петросян, Ю.А. Петросян. М., 1993.
.Протопопова Н. С. Политические трансформации сквозь призму политических систем и политических культур. — Сравнительная Политика, Выпуск № 3 (9), — М., 2012.
.Портес А., Сассен-Куб С. Сотворение нелегальности: сравнительные материалы о неформальном секторе в рыночной экономике стран Запада // Экономическая теория преступлений и наказаний. Вып. 2. Неформальный сектор экономики за рубежом. М.: РГГУ, 2010.
.Ржевский. Взгляд на теорию бюрократической администрации. // русский Вестник», 1860, октябрь.
.Роуз-Аккерман С. Коррупция и Учебная работа. Новые направления европейской интеграции