Учебная работа. Угроза контрафакта для имиджа государства
Угроза контрафакта для имиджа государства
Контрольная работа
Угроза контрафакта для имиджа государства
Содержание
1. Специфика угрозы контрафакта в современном контексте
Современная интерпретация понятия имидж государства
.1 Имидж государства как имидж страны для ведения бизнеса
.2 Имидж государства как имидж страны происхождения
Литература
1. Специфика угрозы контрафакта в современном контексте
государства на международной арене, согласно теории неолиберализма, находятся в состоянии комплексной взаимозависимости, что ведет к либерализации торговли, снижению или снятию торговых барьеров и усилению экономических связей между странами. В то время как, с одной стороны, в условиях глобализации и либерализации торговли страны получают значительные выгоды — доступ на иностранные рынки, преимущества от системы международного разделения труда и специализации стран на конкретных товарах и т.д., данный процесс имеет и негативные стороны, которые вытекают из выгод. Так, либерализация международной торговли ведет к упрощению дистрибуции, а упрощенный процесс дистрибуции создает стимул для производителей контрафакта.
Под контрафактом мы понимаем спектр деятельности различных производителей, связанный с нарушением прав интеллектуальной собственности. Контрафактные товары можно охарактеризовать в рамках модели 5 конкурентных сил Майкла Портера как товары-субституты. Субституты представляют собой продукты, способные выполнять ту же функцию, что и оригинальные продукты. Если товары-субституты предлагаются на более выгодных условиях — в частности, по более низкой цене, они могут ограничить потенциальную прибыльность отрасли. Контрафактная активность чаще всего касается продуктов, обещающих высокую Прибыль с учетом риска разоблачения, риска наказания и сложностей, связанных с логистикой и технологиями.
В условиях упрощенной дистрибуции производители контрафакта способны без труда распространять торговлю контрафактом на зарубежные рынки, а также максимизировать свою прибыль и минимизировать Издержки. Так, определенный продукт, скопированный с американского бренда, может быть произведен в Азии, упакован на Ближнем Востоке и продан в великобритании — в таких условиях американская компания может просто не знать о факте контрафакта. Огромные масштабы деятельности производителей контрафакта ведут к тому, что оригинальные производители иногда не бывают проинформированы о данных преступлениях, контрафактную активность сложно контролировать.
В последнее время наблюдается тенденция к еще большему росту производства контрафактных товаров. Данный тренд касается как географического масштаба, так и масштаба в рамках категорий товаров: активность производителей контрафакта сегодня распространяется на самые различные категории товаров, начиная от традиционных для данной индустрии товаров роскоши и заканчивая фармацевтикой. Рынок контрафакта можно подразделить на 2 подкатегории. К первому типу относится так называемый «первичный рынок», где потребители не знают, что они становятся обладателями поддельного товара. На втором типе рынка — «вторичном рынке» — совершают покупки более осведомленные потребители: зная, что товар является неоригинальным, они намеренно его приобретают. Данный рыночная активность, с нашей точки зрения, представляет наибольшую угрозу, поскольку она демонстрирует осознанный Спрос на контрафактные товары, а потому стимулирует предложение этих товаров.
Торговля контрафактом набирает обороты в силу ряда тенденций современного развития. Контрафактную деятельность, во-первых, облегчили появление и доступность недорогих технологий. Так, у производителей появился доступ к сканерам, диджитальным принтерам, графическим редакторам и другим средствам, которые можно использовать с целью редактирования и копирования. Во-вторых, распространение интернета в мировом масштабе значительно поспособствовало деятельности производителей контрафакта. Благодаря Интернету они способны легко создавать и расширять клиентскую базу, поскольку потребителям не составляет труда выйти на нужного производителя. Кроме того, посредством Интернета производители контрафакты могут также беспрепятственно контактировать с другими подобными производителями. Интернет предполагает анонимность, гибкость (покупатели из любой точки мира могут вступить в контакт с производителями и приобрести товар) и легкость входа на иностранные рынки.
проблема контрафакта имеет ряд негативных последствий, которые носят мировой масштаб и затрагивают государства, фирмы и потребителей. Для анализа влияния проблемы контрафакта на имидж конкретной страны важно определить потенциальные риски угрозы контрафакта для всех стейкхолдеров.
Рассматривая влияние проблемы контрафакта на государства, прежде всего стоит подчеркнуть то, что производство контрафакта негативно влияет на инновации. В странах, где контрафактная активность процветает, у фирм нет стимула разрабатывать новые инновационные продукты, поскольку уровень защиты интеллектуальной собственности является довольно низким. В свою очередь, производителям контрафакта в таких странах легко обойти закон, их деятельность не жестко наказуема, кроме того, существует Спрос на контрафактные товары как на первичном, так и на вторичном рынках, что также ведет к возникновению стимула для данных производителей копировать уже существующие продукты. В данной связи проблема контрафакта на уровне государства представляет собой проблему конкурентоспособности государства. Согласно Майклу Портеру, конкурентоспособность страны базируется на способности данного государства к обновлению и модернизации и складывается из усилий, предпринятых на уровне отдельных фирм, по созданию новых продуктов или модификации уже существующих. Проблема контрафакта создает для производителей совершенно иные стимулы, что тормозит развитие национальной экономики.
Контрафактная деятельность ведет к снижению налоговых поступлений в государственную казну, поскольку производители контрафакта не платят Налоги, присваивая сумму налога. В частности, это касается государственных доходов от корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, импортных тарифов и т.д. Особенно существенны потери в отраслях, облагаемых акцизами, например, в табачной и алкогольной индустриях. Недостаточные поступления в государственный бюджет, в свою очередь, могут негативно влиять на благосостояние потребителей и государственные инвестиции в социальную сферу.
Производители контрафакта обычно представляют собой организованные криминальные сети, которые своей деятельностью коррумпируют общество. Важно отметить то, что государство тратит значительные средства на борьбу с этими группами и проблемой контрафакта в целом, что также является негативным последствием данной проблемы. Кроме того, контрафактные товары обычно производятся в обход правилам и нормам, связанным с защитой окружающей среды, и правилам охраны труда.
Предметом дискуссий является влияние проблемы контрафакта в государстве на структуру торговли данной страны и прямые иностранные инвестиции в государство. Хотя связь между проблемой контрафакта и характером структуры экономики государства-экспортера контрафактных товаров установлена не была, есть наблюдение, что государства, где уровень защиты интеллектуальной собственности является низким, в меньшем объеме экспортируют товары, которые могли бы быть (в случае подделки) потенциально опасно для здоровья и безопасности потребителей. Что касается роли контрафакта в привлечении прямых иностранных инвестиций в экономику, согласно результатом эконометрического теста ОЭСР, проблема контрафакта имеет ограниченное влияние на объем ПИИ, т.е. проблема не является определяющей для привлечения ПИИ. С другой стороны, фирмы учитывают уровень защиты интеллектуальной собственности в стране при инвестировании. Так, согласно опросам ОЭСР, Германия, Япония и США направляют больше ПИИ в страны с низким уровнем контрафактной активности и пиратства, что доказывает важность данного фактора для принятия решений об инвестициях в государство.
Не менее существенным является влияние контрафакта на бизнес. Производство контрафактных товаров влияет на объем продаж оригинальных товаров. Поскольку часть потребителей в силу более выгодных ценовых характеристик или неосведомленности о контрафактном происхождении конкретного товара выбирают товары-субституты, продажи копируемых продуктов снижаются, что ведет и к снижению прибыли. компании также не получают роятли, которое они бы получили в случае продажи товаров. Очень важным является влияние проблемы на репутацию фирмы и отношение к бренду. поскольку потребители на первичном рынке контрафакта не ассоциируют приобретенные ими продукты с деятельностью контрафактных групп, а предполагают, что стали обладателями брендовых изделий, уровень качества и срок использования данных товаров они также приписывают конкретному известному бренду. Это влияет на потребительскую лояльность: разочаровавшись в товаре, клиент не вернется за ним во второй раз (хотя в реальности он разочаровался не в оригинальном товаре).
Для потребителей проблема контрафакта — это прежде всего риски для здоровья и безопасности. Данные риски возникают в случае использования контрафактных продуктов таких категорий как автомобили, электронные компоненты, напитки, еда, фармацевтика, табачные изделия и т.д. Случай Максин Блаунд — гражданки США, покупавшей медицинские препараты для лечения анемии в одной из известных сети аптек в США, которые оказались поддельными и, согласно расследованиям, привели к смерти Максин Блаунд от рака груди, подтверждает степень угрозы проблемы контрафакта для здоровья потребителей.
таким образом, в условиях глобализации и либерализации торговли активность производителей контрафакта, получивших возможности для беспрепятственной дистрибуции своих товаров, становится серьезной угрозой для всех групп стейкхолдеров. Контрафактные товары, будучи товарами-субститутами, уменьшают прибыльность целых отраслей, негативно влияют на рыночную долю компаний, репутацию брендов, стремление компаний к инновационной деятельности и влекут за собой значительные издержки для компаний. Проблема контрафакта, ограничивая инновационный потенциал экономики, является проблемой для конкурентоспособности современного государства, а также вынуждает государства нести издержки, сокращает поступления в государственный бюджет и может потенциально стать препятствием для инвестирования в ущерба благосостоянию потребителей и заканчивая тяжелыми последствиями для здоровья покупателей контрафактных товаров.
2. Современная интерпретация понятия имидж государства
.1 имидж государства как имидж страны для ведения бизнеса
контрафакт имидж государство бизнес
Для анализа влияния проблемы контрафакта на имидж Китая важным представляется определение понятия «имидж страны». Поскольку концепция имиджа страны довольно широко изучена в научных кругах, трактовки данного понятия разнообразны и варьируются в зависимости от интерпретации конкретных исследователей.
наиболее общее определение понятия «имидж страны» было дано рядом исследователей, таких как Мартин и Эроглу, Бэннистером и Саундрес, Ферлег и Стээнкамп, Котлером. имидж страны определяется ими как набор установок, которыми обладают индивиды относительно конкретной страны, совокупность идей и впечатлений индивидов в отношении определенного государства. имидж страны включает в себя, согласно данной точке зрения, экономическое и политическое развитие страны, исторические события, связанные с конкретной страной, традиции, принятые в стране, культурный аспект, уровень индустриализации и технологического развития страны. кроме того, восприятие страны может быть основано на отношении к представителям населения данной страны, национальным особенностям, менталитету, культурным и психологическим характеристикам представителей страны.
Согласно работе Балогу и МакКлири, на формирование имиджа определенной страны оказывают влияния две категории факторов. К первой категории относят так называемые личные факторы т.е. особенности восприятия, свойственные конкретному индивиду и связанные с субъективными оценками и установками конкретного человека. Второй вид факторов — факторы, стимулированные внешней средой, т.е. установки, определяемые определенными «сигналами», «стимулами», посылаемыми индивиду из внешней среды. К таким стимулам авторы относят любую информацию, получаемую индивидами из внешней среды, которая может создать определенные позитивные или негативные установки относительно страны, — пресса, общественное мнение, позиция государства, реклама и т.д.
Таким образом, имидж страны представляет собой комплексное понятие, в которое включается отношение к широкому кругу аспектов, связанных с данной страной. В свою очередь, стимулировать отношение индивидов к конкретной стране могут как личные факторы, так и факторы, обусловленные внешней средой.
Мы предполагаем, что особенности интерпретации понятия имидж государства могут варьироваться в зависимости от современного контекста и специфики расстановки сил на международной арене. С нашей точки зрения, современный контекст может быть довольно точно охарактеризован в рамках концепции комплексной взаимозависимости, введенной Кеохане и Наем в 1977 году. Согласно данной теории, государства на международной арене существуют и действуют в условиях усиления экономической взаимозависимости и множественности новых акторов, которые оказывают значительное влияние на повестку дня в отношениях между государствами. К данным акторам относятся, прежде всего, транснациональные Корпорации, преследующие свои определенные интересы и тем самым трансформирующие иерархию проблем в международных отношениях. В результате расширения мировой торговли и мировых финансовых связей, а также выхода на международную арену транснациональных акторов, различные вопросы на мировой арене оказываются тесно связанными, повестка дня становится комплексной, а механизм принуждения и военная сила как главные инструменты решения конфликтов отходят на второй план. Таким образом, экономическая взаимозависимость и переплетение национальных экономик ведут к большей вероятности сотрудничества государств.
В современных условиях проблема безопасности в международных отношениях перестает быть ключевой для государств, поскольку они вынуждены иметь дело с новыми вызовами, которые имеют прежде всего экономический характер и обуславливают фрагментацию и диффузию власти в экономических аспектах. Государства, оставаясь главными игроками в международных отношениях, перестают иметь определяющее обладающие значительными экономическими ресурсами и возможностями, включаются в процесс формирования повестки дня в международных отношениях. В условиях острой конкуренцией, господствующей на глобальных рынках, силовые игры между государствами вытесняются борьбой за благосостояние и адаптацию социальных и политических систем к реалиям инновационного развития.
В связи с усилением роли транснациональных корпораций в международных отношениях и относительным снижением политического и экономического веса государств как акторов на международной арене, наиболее важными для государства становятся те составляющие его имиджа, которые связаны с интересами негосударственных акторов — транснациональных корпораций. Данные корпорации являются стейкхолдерами государств их основания, что объясняет то, что компании транслируют свое восприятие конкретной страны на межгосударственный уровень. С отношением ТНК к конкретному государству тесно связана инвестиционная привлекательность страны: в страну, признанную стабильной с экономической и политической точек зрения, инвесторы готовы вкладывать средства, что несет значительные экономические выгоды для данного государства. Важность иностранных инвестиций для развития государства и его конкурентоспособности объясняет приоритетность экономических аспектов в интерпретации имиджа государства. Таким образом, имидж государства на современном этапе превращается в отношение компаний к данным государствам, т.е. имидж государства формируется на уровне экономических акторов, а затем поднимается на уровень государственных акторов.
В данных условиях на первый план выходят экономические составляющие имиджа страны, которые могут повлиять на отношение ТНК к государству: инвестиционная привлекательность государства, имидж государства как места для ведения бизнеса. Государство в контексте усиления роли ТНК на международной арене рассматривается как место для ведения бизнеса, инвестирования, а имидж государства представляет собой отношение к данному государству ТНК, которые являются представителями государств своего базирования.
Следовательно, определяя влияние проблемы контрафакта в Китае на имидж страны, мы, прежде всего, анализируем экономическую составляющую имиджа страны: инвестиционный и корпоративный имиджи. Инвестиционный имидж государства отражает условия для ведения бизнеса в стране (прежде всего, зарубежного компаниями) и готовность ТНК инвестировать в имиджу и конкурентоспособности национальных компаний, условиям для развития бизнеса в государстве (как национального, так и международного), барьеры для международных компаний в регионе (в том числе и проблема интеллектуальной собственности). Корпоративный имидж страны тесно связан с имиджем продуктов, производимых в данной стране, и отражает возможности государства с точки зрения его инновационного и технологического развития, а также определяет место страну, ее «экономическую нишу» в мировой экономике.
таким образом, мы предполагаем, что проблема контрафакта в Китае влияет на экономические составляющие имиджа: инвестиционный имидж государства (поскольку условия для развития контрафактной активности осложняют деятельность компаний в Китае и потенциально снижают готовность инвестировать в государство) и корпоративный (поскольку проблема контрафакта в Китае создает определенную репутацию китайским компаниям и продуктам).
2.2 имидж государства как имидж страны происхождения
проблема контрафакта в Китае представляет собой проблему продуктов, происходящих из данной страны, а поэтому при анализе имиджа Китая в рамках проблемы контрафакта мы фокусируемся на имидже Китая как страны производства определенных продуктов. Особое внимание имиджу страны происхождения уделяли такие исследователи как рот, Нарайана, Нагашима, Балабанис и др. С данной точки зрения, имидж страны воспринимается как маркетинговая стратегия, которая включает в себя отношение потребителей к стране. Данное отношение основано на восприятии потребителями продуктов, производимых в этой стране — как национальными (страна происхождения), так и международными компаниями (страна сборки/производства). Исходя из данной концепции, продукты конкретной страны являются своего рода символами данных стран (что особенно благоприятно для имиджа страны, если данные бренды представляют собой «сильные» бренды — бренды высокого качества). Так, например, продукция компаний Кока-Кола, Боинг и Майкрософт признаны символами США, надежные автомобили — визитной карточкой Германии, а вино и индустрия моды — неотъемлемой частью образа Франции. Анхольт характеризует национальные бренды и национальную продукцию как «послов нации», которые несут определенную информацию о стране происхождения и являются теми самыми внешними стимулами для мирового сообщества. Олинс в своей работе отождествляет имидж корпоративных брендов с имиджем стран. Так, по его утверждению, Япония воспринимается потребителями как корпорация «Сони», а «Сони», в свою очередь, для потребителей представляет собой Японию. Анхольт подчеркивает сильное влияние корпорации Самсунг на улучшение имиджа Южной Кореи. Таким образом, с точки зрения концепции страны происхождения существует тесная связь, взаимозависимость между национальными брендами и имиджем страны происхождения данных брендов, поскольку имидж конкретного бренда и страны его происхождения сливаются для потребителей. Этот процесс определяется как трансляция имиджа и является ключевым для данного исследования.
Принимая во внимание предпосылку о трансляции имиджа продуктов на имидж страны, мы рассматриваем имидж страны как имидж товаров, компаний и брендов данной страны, что является довольно распространенной интерпретацией концепции имиджа страны среди исследователей данной проблемы. Поскольку имидж продуктов есть составляющая имиджа страны, проблеме продуктов определенной страны уделяется особенное внимание как потенциальному фактору влияния на имидж страны. Будучи неотъемлемой частью имиджа страны, продукция конкретной страны может влиять на имидж страны как положительно, так и отрицательно. Положительное влияние зарекомендовавших себя брендов и их продукции уже было рассмотрено выше: продукты конкретных национальных брендов вносят вклад в позитивное восприятие конкретной страны, поскольку страна начинает ассоциироваться с данными брендами, продукты которых демонстрируют качество, надежность и т.п. Кроме того, при рассмотрении влияния национальных брендов наблюдается эффект «спилл-овера»: бренды, обладающие высокой репутацией, также транслируют этот уровень репутации на менее успешные бренды данной страны. Это объясняется тем, что поскольку успешные бренды конкретной страны являются частью имиджа данной страны, этот имидж автоматически предписывается и другим брендам страны, т.е. возникает «позитивный» эффект происхождения.
Что касается негативного влияния продукции, оно также может приобрести существенное проблемы продуктов определенной страны одной из основных характеристик является качество данного продукта, поскольку оно существенно влияет на отношение потребителей к продуктам и, соответственно, на имидж продуктов страны. Соответственно, так же, как и в случае «позитивного» эффекта происхождения существует и «негативный»: продукция страны, имеющей репутацию производителя некачественных товаров, воспринимается в целом скорее как некачественная в связи с трансляцией имиджа. Данный эффект особенно применим к товарам, качество которых сложно определить до момента совершения покупки, т.е. к товарам, бренд которых не является широко известным. В случае отсутствия информации о бренде (т.е. в том случае, когда потребители не знакомы с товарами определенного бренда, не имеют опыта использования продуктов данного бренда) решение о покупке товаров бренда определенной страны принимается на основе имиджа страны происхождения данного бренда. Если страна является страной происхождения товаров низкого качества, мало известные национальные бренды воспринимаются как бренды с потенциально некачественными продуктами. Так, например, существует установка на то, что продукты, произведенные в развивающихся странах, представляют собой продукты худшего качества по сравнению с западными товарами и их приобретение связано с определенными рисками. Таким образом, продукты, производимые в стране, являются частью имиджа страны. Данная часть имиджа транслируется на восприятие других товаров страны, а также национальных брендов и компаний.
важно отметить то, что на отношение к продуктам определенных стран как составной части имиджа этих стран влияет не только суждения (или предубеждения) потребителей относительно продуктов данных стран, но и другие составляющие имиджа страны. Эти факторы связаны с многообразием внешних стимулов, о которых уже было упомянуто выше. Так, на отношение к продуктам и брендам конкретной страны могут влиять отношение других государств к данной стране, освещение страны в средствах массовой информации, экологический фактор, этические вопросы (условия труда в стране, правовая защищенность) и т.п. существуют случаи, в которые товары определенной страны «бойкотируются» потребителями других стран, поскольку товары данной страны являются «неприемлемыми» по разным причинам (например, если в стране практикуется эксплуатация рабочей силы). кроме того, товары могут бойкотироваться и по политическим мотивам (фактор национальной солидарности).
В работе особенное внимание уделяется имиджу страны, интерпретируемому как имидж продуктов, брендов и компаний страны. В связи с взаимосвязью элементов имиджа страны происходит трансляция имиджа: имидж продуктов транслируется на имидж страны в целом, а отношение к стране (обусловленное различными внешними стимулами) влияет на отношение к продуктам. По причине трансляции имиджа, репутацию страны на современном этапе, в условиях глобализации и мировой торговли, нельзя рассматривать отдельно от имиджа национальных продуктов (и наоборот). Исходя из этого, проблема контрафакта в работе определяется как фактор, влияющий на имидж Китая, поскольку она влияет на отношение к Китаю как к стране происхождения, что в работах многих исследователей приравнивается к имиджу страны в целом.
Либерализация свободной торговли на современном этапе, вызванная возрастающей взаимозависимостью государств на мировой арене, привела к усилению активности производителей контрафакта, которые благодаря снижению или устранению торговых барьеров получили возможность расширять свою деятельность в мировом масштабе. Проблема контрафакта на современном этапе наносит значительный ущерб всем типам стейкхолдеров: государствам, фирмам и потребителям. Особенно важным мы считаем ущерб, который проблема контрафакта наносит транснациональным корпорациям. На современном этапе мы можем наблюдать тенденцию усиления роли и веса ТНК на мировой арене, которые теперь, обладая значительными экономическими ресурсами, становятся важными акторами в международных отношениях, представителями своих государств, которые способны, исходя из своих интересов, влиять на повестку дня на мировой арене. По этой причине проблема контрафакта, представляющая препятствие для деятельности ТНК, может потенциально повлиять на отношение ТНК к конкретному государству. В связи с усилением роли и значения ТНК на мировой арене в качестве стейкхолдеров государств их базирования, на первый план в интерпретации понятия «имидж государства» выходят составляющие, играющие важную роль для международных компаний, т.е. страна рассматривается прежде всего как место для ведения бизнеса. Комплексный имидж государства, таким образом, сводится к экономическому: корпоративному и инвестиционному имиджам, поскольку в современных условиях они являются ключевыми. Кроме того, данные компоненты комплексного имиджа могут транслироваться на совокупный имидж государства.
Другой важной составляющей имиджа государства в контексте усиления проблемы контрафакта в современном мире становится имидж страны происхождения. Проблема контрафакта является, прежде всего, проблемой продуктов, происходящих из конкретной страны. Согласно концепции страны происхождения, продукты, производимые в стране, имеют большое значение для формирования совокупного имиджа страны, поскольку репутация продуктов и брендов транслируется на имидж страны. В свою очередь, данный процесс имеет и обратный характер: имидж страны при определенных условиях может транслироваться на имидж продуктов и брендов данного государства. По этой причине, проблема контрафакта как проблема продуктов может влиять на совокупный имидж страны, а совокупный имидж страны, в который входит также и репутация национальных фирм и их товаров, может транслироваться на восприятие всех продуктов и брендов данного государства.
Литература
1.Взаимозависимость // Словарь Что есть что в мировой политике. — URL: <HTTP://www.wehse.ru/cgi-bin/wpg/wehse_wpg_show_text_print.pl?term1301908978> (дата обращения: 06.01.2016)
.Гоголева Т. Конкурентоспособность страны: сущность и проблемы регулирования // Вестник Самарского государственного Университета. — 2003. — №1
.Некондиционная/поддельная/ложно маркированная/ фальсифицированная/контрафактная (НПЛФК) медицинская продукция // ВОЗ, 2014. — URL:
.Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.
.инвестиционный климат // Проект «Финансовый институт НИЯУ — URL: <HTTP://finance.neoficial.ru/investicii/158-investclimat> (дата обращения: 12.04.2016)