Учебная работа. Ценообразование на мировых товарных рынках
Ценообразование на мировых товарных рынках
Содержание
Ценообразование на мировых товарных рынках
1. Теоретические вопросы
1.1 Современные ценообразующие факторы, действующие в мировой торговле
1.2 Основные формы воздействия государства на цены международной торговли
2. тесты
Список использованной литературы
Ценообразование на мировых товарных рынках
Цель работы — рассмотреть теоретические аспекты ценообразования на международных рынках экономических благ.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:
)проанализировать современные ценообразующие факторы, действующие в мировой торговле.
2)рассмотреть основные формы воздействия государства на цены международной торговли.
)ответить на тестовые вопросы.
По структуре контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов и теста.
1. Теоретические вопросы
.1 Современные ценообразующие факторы, действующие в мировой торговле
Прежде чем говорить об основных ценообразующих факторах, действующих в мировой торговле, необходимо отметить актуальность понимания механизмов установления мировой цены и, самое главное, актуальность успехов национальных производителей и защиты отечественных потребителей. Успехи национальной экономики на макроуровне выражаются величиной чистого экспорта и непосредственно воздействуют на величину валового внутреннего продукта и, следовательно, влияют на темпы экономического роста. Статистические данные свидетельствуют, что российский чистый экспорт растёт, как в номинальных, так и сопоставимых ценах. В таблице 1 данные приведены в номинальных ценах, но хорошо видно, что темпы роста много выше дефлятор ВВП.
Таблица 1
Экспорт/Импорт Российской Федерации (млн. $ США)
2005200620072008200920102011Счёт операций84 60294 68677 768103 53048 60570 25398 834товары и услуги104 589125 656112 027155 45391 750122 470162 233Экспорт268 768334 652393 657522 782344 982445 539576 036Импорт-164 179-208 996-281 631-367 329-253 232-323 070-413 803товары118 364139 269130 915179 742111 585151 681198 181Экспорт243 798303 550354 401471 603303 388400 419522 011Импорт-125 434-164 281-223 486-291 861-191 803-248 738-323 831Услуги-13 775-13 614-18 888-24 289-19 836-29 211-35 947
Тем не менее, приведённые данные ещё не свидетельствуют о безоговорочных успехах российской экономики во внешней торговле. показателей таблицы 1, то следует, как минимум, отметить факт отрицательного внешнеторгового сальдо по статье "услуги". Хорошо известна структурная диспропорция российского ВВП, в котором чрезмерно высока доля отраслей сырьевой специализации. Сырьевая зависимость и слабая диверсификация структуры экспорта делают российскую экономику болезненно чувствительной к конъюнктурным колебаниям на мировых сырьевых рынках. Ослабить данную зависимость можно, расширяя перечень экспортируемых товаров и услуг, за что предстоит серьёзно побороться. помочь в этой борьбе может изучение факторов, влияющих на разного рода тренды, существующие в мировой торговле, а также знание принципов мирового ценообразования и воздействия на него.
На мировые цены и их изменение, в той или иной мере, воздействует множество факторов разнообразного характера. Это могут быть факторы, как экономического, так и внеэкономического характера. Среди экономических факторов, как правило, выделяют общеэкономические, конкретно-экономические, специфические, специальные.
Общеэкономические факторы зависят от общемировой конъюнктуры, на которую влияют: фаза экономического цикла, совокупные Спрос и предложение, темпы инфляции. Конкретно-экономические факторы уже имеют несколько иную природу. Они зависят от особенностей экономического блага, от условий его производства и сбыта. Среди них можно выделить: Спрос и предложение на конкретное экономическое благо, условия его производства, уровень налогообложения для данного блага, изменение потребительских характеристик и пр. Специфические факторы действуют только для определённых товаров и определяются: сезонностью производства и сбыта, гарантийным обслуживанием, комплектностью поставок. специальные факторы стоят несколько особняком и связанны с действием особых механизмов и экономических инструментов. Они порождены, прежде всего, государственным регулированием международной торговли и валютным курсом и его колебаниями. Например, хорошо известно, что ослабление национальной валюты благоприятно воздействует на экспортный потенциал предприятий.
Среди внеэкономических факторов воздействия на цены, необходимо выделить политические, социальные и военные факторы. Хоть они и не имеют экономическую природу, но, тем не менее, непосредственно воздействуют на ценообразование.
Помимо перечисленных, к числу основных ценообразующих факторов на международных рынках товаров и услуг можно отнести особые условия, возникающие в силу особых природно-географических условий производства. Такого рода условия часто оказывают решающее влияние на цены. Это, прежде всего, касается продукции сырьевых отраслей (сельскохозяйственная продукция, металлы, энергоносители). Ещё одним существенным ценообразующим фактором внеэкономического характера является научно-технический прогресс, который влияет на цены мирового рынка. Это особенно заметно в периоды "технологических прорывов". Развитие существующих технологий и появление новых ведёт к увеличению объемов производства и росту продаж. В связи с этим, всё больше прослеживается концентрация рыночной власти на отдельных международных рынках экономических благ. Объяснение этого состоит в том, что крупные корпорации, в силу преимуществ в издержках, возникающих в результате действия эффекта масштаба, имеют ощутимо большие возможности по финансированию технологических и даже фундаментальных исследований.
1.2 Основные формы воздействия государства на цены международной торговли
Если проследить историю регулирования международной торговли, то можно обнаружить закономерность, заключающуюся в том, что чем менее экономически развита страна, тем больше вмешательство государства в международную торговую деятельность предприятий, тем шире спектр инструментов государственного регулирования внешней торговли. кроме того, вмешательство государства усиливается в кризисные, особенно послевоенные периоды.
В целом, в перечне мер государственного регулирования внешней торговли различают меры тарифного и нетарифного регулирования. Согласно международной классификации, методы регулирования международной торговли подразделяют на восемь больших групп:
.) тарифные методы;
.) паратарифные методы;
.) контроль цен;
.) финансовые методы;
.) количественный контроль;
.) лицензирование;
.) монополистические меры;
.) технические барьеры.
кратко характеризуем каждую из групп.
. Тарифные методы.
Данная группа методов исторически является старейшей. Цель применения тарифных методов регулирования — защита интересов отечественных производителей на внутреннем рынке. Основой методов являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы. Таможенная пошлина представляет собой платёж в форме косвенного налога, взимаемого государством при ввозе товаров в страну или вывозе их из страны. Стоимостный барьер, создаваемый зарубежным фирмам таможенными пошлинами, позволяет защитить внутренний рынок от конкуренции со стороны импорта. Тем самым поддерживаются интересы отечественного производителя, так как при введении тарифа отечественная цена на импортный товар повышается выше мировой .
последнее слагаемое в формуле 1, представляющее произведение мировой цены на ставку тарифа, и будет являться величиной тарифа.
защита интересов отечественного производителя имеет и оборотную сторону. Недостаток таможенных пошлин состоит в том, что они снижают стимулы у отечественных производителей к повышению производительности труда, повышению качества продукции и инновационному развитию. Для потребителя недостатком является то, что пошлина включается в цену экономического блага и, в конечном счёте, оплачивается потребителем. Применение таможенных пошлин осуществляется в рамках таможенного тарифа, который является систематизированным по определенным признакам перечнем подлежащих таможенному обложению товаров, против каждого из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин. Он состоит из ставок таможенных пошлин и товарной номенклатуры, создаваемой с целью регулирования международной торговли. В свою очередь, товарная номенклатура — это классификация товаров и услуг, применяемая для регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.
. Паратарифные методы.
При ввозе импортных товаров на территорию страны, с них собираются различного рода целевые и таможенные сборы, внутренние налоги. Это может быть, например, акциз или налог на добавленную стоимость (НДС). В этом и состоят меры паратарифного регулирования. В некоторых странах имеются весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта, сбор на охрану окружающей среды, сбор при ввозе в страну пластиковых контейнеров (решение проблем по экологии), налог на защиту растений, сбор на борьбу с мусором (бутылки и банки из-под пива и безалкогольных напитков) и др. . Обычно данные методы трудно связать напрямую с регулированием международной торговли. В этом заключается гибкость данных мер. Для России актуальность подобных мер возросла после её вступления во Всемирную Торговую организацию (ВТО), что наложило существенные ограничения на применения мер тарифного регулирования. По эффективности же данная группа мер мало уступает мерам тарифного регулирования.
. Контроль цен.
Вводятся для поддержания или стабилизации внутренних цен и для предотвращения ущерба от нечестной торговой практики иностранных конкурентов. При применении данного метода государство непосредственно вмешивается в ценообразование во внешней торговле. Оно контролирует этот процесс, препятствуя искусственному занижению цены импортируемого товара. Кроме того, в некоторых случаях бывает необходимо ограничивать и отечественный экспорт. В этом случае отечественных экспортёров. Оно применяет компенсационные меры — ограничивает субсидии, предоставляемые иностранными государствами ряду отечественных фирм.
ценообразование мировой товарный Рынок
Свежим примером реализации контроля цен, в качестве инструмента торговой политики, является введение с 1 января 2012 года нового раздела Налогового кодекса Российской Федерации. Этот раздел регулирует налогообложение сделок между лицами, которые взаимозависимы, а также контролирует сделки (Федеральный законизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" — законКонтроль цен особо важен в локомотивных отраслях и отраслях, с которыми связана государственная безопасность (оборонный комплекс), продовольственная безопасность (сельское хозяйство) и т.д. В таких случаях для защиты от иностранных конкурентов чаще всего применяются скользящие импортные сборы, направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.
Антидемпинговые процедуры состоят во взимании с экспортёра компенсации за ущерб отечественным производителям. Они применяются по итогам расследования соответствующей инстанцией страны-импортёра торговой практики экспортёра, если установлены факт демпинга и материальный ущерб от него. В этом случае соответствующие государственные службы останавливают движение товара, обвинённого в демпинге до судебного разбирательства.
В некоторых случаях в законодательном порядке государственными органами устанавливаются ценовые преференции путём определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортёра должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют Право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.
. финансовые методы.
Как правило, к финансовым относят меры использования особых правил совершения валютных операций. Например, вводится условие непременной продажи части валютной выручки экспортёром. такая мера существенно ограничивает возможности экспортёра.
. Количественный контроль.
Является, по общему признанию, самой распространенной и эффективной мерой нетарифных ограничений. К количественным ограничениям в международной торговле относят соглашения между государствами и фирмами об ограничениях на объёмы экспорта/импорта товаров и услуг. Количественно подобные ограничения фиксируют товарные или стоимостные объёмы.
По охвату контингента квоты подразделяют на:
1. Глобальные. Такие квоты вводят вне зависимости от того, из какой страны импортируется экономическое благо или в какую страну оно экспортируется.
. Групповые. Такие квоты устанавливаются для определённого списка стран импортёров/экспортёров.
. индивидуальные. Такие квоты устанавливаются (в рамках глобальной квоты) для каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Основой служат двусторонние соглашения, определяющие преимущества в экспорте или импорте тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические и экономические контакты.
По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.
Механизм действия квоты (КВ) показан на рисунке 1.
Рис. 1 Квотирование импорта.
До введения квоты существовала цена Pw, линия предложения Sвн, объём производства, существовавший в национальной экономике, был величины Q1. После введения квоты установилась цена P1, суммарное предложение стала отражать линия Sсум, потребление установилось на уровне Q2. очевидно, что установившаяся более высокая цена будет давать стимулы к производству.
. Лицензирование.
Меры тарифного лицензирования соприкасаются с количественными ограничениями и тесно с ними связаны. Поэтому, лицензирование может являться составной частью квотирования. суть данной меры состоит в регулировании внешнеэкономической деятель с помощью разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт/импорт товара. Такие разрешения выдаются на определённый срок и в них устанавливаются количества экспортируемых или импортируемых экономических благ. Выделяют следующие виды лицензий:
.) Разовая лицензия. Выдаётся правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки на срок до одного года. Оформляется в виде письменного разрешения на экспорт/импорт.
.) Генеральная лицензия. Оформляется как разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара или услуги. Действует в течение года без ограничений количества сделок.
.) Глобальная лицензия. Является разрешением ввезти или вывезти товар в любую страну мира за определённый промежуток времени. При этом, не существует ограничений по стоимости или количеству экспорта/импорта.
.) Автоматическая лицензия. Представляет собой разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортёра или импортёра заявки, которая не может быть отклонена государственными органами.
Необходимо отметить, что, несмотря на то, что лицензирование может являться составной частью квотирования, между ними существуют определённые различия (таблица 2). Меры лицензирования чаще всего используются развитыми странами в целях государственного регулирования импорта, когда необходимо, в рамках международных соглашений, сохранять низкий уровень таможенного обложения импорта.
Различия импортного тарифа и импортной квоты
Импортный тарифИмпортная квотаСодержание эффекта дохода заключается вперераспределении дохода от потребителей в бюджетперераспределении дохода от потребителей импортирующим компаниямРост внутреннего спроса на товарприводит к увеличению его импортаприводит к повышению его внутренней ценыАдминистрированиедостаточно компактных таможенных органовтребует создания громоздкой системы распределения лицензийОграничительный эффектзависит от колебания импортных центочно ограничивает импорт желаемым количеством
. Монополистические меры.
Согласно определению, данному в большой советской энциклопедии, "Монополия внешней торговли (государственная) — сосредоточение в руках государства руководства всей внешней торговлей страны". Отдельные государства в те или иные исторические периоды устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами. При этом, подобная монопольная власть может существовать, как в явном, так и в скрытом виде. В последнем случае, для реализации монопольного контроля над внешнеторговыми операциями, государственная монополия на внешнюю торговлю существовала в Германии перед второй мировой войной. В СССР государственная монополия была важнейшим элементом системы государственного распределения ресурсов, прежде всего сырьевых. В послевоенный период подобная система организации международной торговли существовала в странах Восточной Европы. В великобритании в 70-х годах XX-го века более 50% импорта страны также контролировалось государством.
. Технические барьеры.
намеренно создаваемые препятствия для международной торговли. возникают по причине существования:
национальных промышленных стандартов;
национальных систем измерения и инспекции качества товаров;
правил упаковки и маркировки товаров;
санитарно-ветеринарных норм;
требований техники безопасности;
иных административных регламентов.
Технические барьеры представляют собой инструменты административной и технической политики. Применение технических барьеров, зачастую, вызвано объективно необходимыми требованиями. Свежим примером может быть остановка Россией в январе 2013 года импорта американской свинины и говядины, поскольку данная продукция содержит запрещенную добавку "рактопамин". Следует сказать, что объективность подобных санкций сторонами торговых отношений оценивается довольно часто с противоположных позиций. В приведённом примере США проигнорировали новые правила импорта и продолжали поставки мяса, не обращая внимания на новые требования российского ведомства, одновременно требуя от россии отказаться от введённых нормативов. Доводом являлось якобы то, что Россия применяет технические барьеры для ограничения импорта. Тем не менее, ветеринарная служба не стала мириться с таким положением дел и с 11 февраля ограничила ввоз мяса из США. Оставляя без комментариев данный конкретный случай, отметим, что подобные способы ограничения импорта, действительно, часто бывают реализованы отдельными государствами в качестве инструмента протекционистской политики. Протекционистское действие таких норм в этом случае заключается в том, что они заставляют производителя товаров или экспортёра совершать дополнительные действия, которые в конечном итоге увеличивают экспортную цену товара и снижают его конкурентоспособность. Подобные подходы к регулированию внешнеторговых операций не одобряются мировым сообществом и противоречат "Соглашению о технических барьерах в торговле ВТО".
В заключение необходимо отметить, что помимо перечисленных выше форм воздействия государства на внешнеторговые операции, зачастую используются также импортные процедуры и оперативное регулирование. первые представляют собой свод правил, вырабатываемых для осуществления государственных закупок или иных импортных операций. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Часто покупатель получает лицензию лишь при условии соблюдения им требований по проведению встречных торговых операций.
Оперативное регулирование даёт возможность правительству страны приостанавливать торговые операции участников внешнеэкономической деятель, когда наблюдаются случаи ввоза недоброкачественной продукции. другим прецедентом для применения мер оперативного регулирования могут явиться случаи невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. импортные процедуры и оперативное регулирование могут быть применены, как к отечественным фирмам, так и к зарубежным.
2. тесты
1. Укажите верные суждения. Мировые цены — это:
а) все виды цен, складывающихся в международной торговле;
б) цены, которые согласованно определяет мировое сообщество через систему своих институтов;
в) цены крупнейших экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках в основных центрах международной торговли;
г) среднеарифметические цены международной торговли.
Ответ: в)
. Отметьте основные признаки, характеризующие мировые цены в международной торговле:
а) они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте;
б) это среднеарифметические цены международной торговли;
в) это цены на товары ведущих производителей (или поставщиков) данной продукции, имеющих существенную долю в общем объеме ее реализации;
г) они формируются в результате свободной рыночной конкуренции.
Ответ: а), в)
. Укажите верные суждения. Смешанная цена — это:
а) цена, которая возникает в результате политики диверсификации товарной структуры экспорта;
б) цена внешнеторгового контракта, в структуре которой одна часть является твердо фиксированной, а другая — скользящей;
в) цена бартерных сделок.
Ответ: б)
. Укажите верные суждения. Трансфертные цены — это:
а) цены свободного рынка;
б) цены, устанавливаемые при движении товара между головной компании международной корпорации и её филиалами;
в) разновидность скользящей цены.
Ответ: б)
. Укажите недостатки биржевых цен:
а) оперативное отражение изменений, происходящих на рынке данного товара;
б) биржевые котировки являются фактически ценами сделок именно в данный момент;
в) биржевые цены не отражают такие элементы международной торговли, как условия поставки и условия платежа;
г) они часто изменяются под воздействием спекулятивных факторов.
Ответ: в), г)
. Отметьте основные функции, выполнение которых предполагает конъюнктурно-ценовая работа в корпорациях:
а) изучение политической борьбы между партиями в ходе выборных кампаний в странах;
б) исследование динамики цен на аналогичные товары иностранного производства;
в) оценка динамики демографических процессов в стране;
г) изучение основных направлений социальной политики в стране;
д) анализ состояния и прогнозирование перспектив развития конъюнктуры на соответствующем сегменте мировых товарных рынков;
е) изучение фирм-партнеров, действующих и потенциальных партнеров по внешнеторговым сделкам.
Ответ: б), д), е)
. Отметьте в следующем списке основные виды контрактных цен:
а) скользящие цены;
б) цены с последующей фиксацией;
в) мировые цены;
г) твердые фиксированные цены;
д) справочные цены.
Ответ: а), б), г)
. Отметьте случаи, при которых нецелесообразно подписание внешнеторгового контракта на основе твердых фиксированных цен:
а) краткий срок действия контракта;
б) длительные сроки действия контракта;
в) в перспективе ожидается рост цен на поставляемую в рамках контракта продукцию;
г) цены на аналогичную продукцию, поставляемую фирмами-конкурентами, могут резко измениться.
Ответ: б), г)
Список использованной литературы