Учебная работа. Трудовая эмиграция из России современные тенденции и подходы к регулированию
Трудовая эмиграция из россии современные тенденции и подходы к регулированию
Трудовая эмиграция из россии: современные тенденции и подходы к регулированию
Оглавление:
Введение. 3
Глава
1. Теоретико-методологические основы международной трудовой эмиграции 5
1.1.
Эмиграция как одно из направлений международной миграции. 5
1.2.
Основные мотивы совершения трудовой эмиграции из россии. 11
1.3.
Влияние эмиграции на экономику и социальное развитие россии. 24
Вывод
по 1 главе. 29
Глава
2. Государственное регулирование российской трудовой эмиграции. 32
2.1.
Адаптация российских эмигрантов за рубежом: проблемы и перспективы (на примере
США) 32
2.2.
Тенденции и новые направления эмиграции из России. 36
2.3.
Государственная Политика в сфере регулирования российской трудовой эмиграции 44
Заключение. 53
список
использованной литературы.. 56
Введение
Актуальность работы. В настоящее время в Российской Федерации
на государственном уровне основное внимание приковано к проблемам иммиграции в страну,
прежде всего трудовой иммиграции. Это обусловлено возросшими масштабами иммиграции,
ее значительным вкладом в социально-экономическое развитие страны, а также этнокультурными
изменениями в российском обществе. Утвердилось мнение, что россия находится на втором
месте в списке стран — мировых лидеров по приему иммигрантов, уступая только США.
Не случайно главными приоритетами миграционной политики россии в последние годы
стала иммиграция. Например, 13 июня 2012 г. Указом Президента РФ В.В. Путина была
утверждена концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025
г., которую можно назвать скорее концепцией иммиграционной политики.
В 2015-2016 годах российская Федерация, также, как и большинство
стран европейского Союза, столкнулась с новыми формами иммиграции и значительными
потоками гуманитарной (вынужденной) иммиграции. В России она носит массовый, но
организованный характер, а в странах Европейского Союза отличается не только значительным
масштабом потоков, но и неразберихой и хаосом. важной отличительной чертой стала
также структура беженцев. В россии она была представлена беженцами из юго-восточных
регионов Украины, владеющими русским языком и исповедующими христианство, а в странах
европейского Союза — беженцами из Сирии, Ирака, Афганистана и других стран Ближнего
Востока и Северной Африки. Все эти потоки закрепили в россии убеждение в том, что
прежде всего нужно регулировать иммиграцию.
На этом фоне вопросы эмиграции из страны практически не
находят отражения в миграционной политике государства. Например, в упомянутой выше
Концепции государственной миграционной политики проблема эмиграции не рассматривалась.
Единственным упоминанием стало предложение во II разделе, что «продолжается эмиграционный
отток из страны», и «эмигранты» также упоминаются вскользь в контексте возвратной
миграции. Между тем, многие исследователи отмечают, что эмиграция из россии приобрела
многообразные формы, значительные масштабы, сопровождается вывозом капитала и утратой
интеллектуального и делового ресурса страны.
Цель работы провести анализ причин и последствий
трудовой эмиграции из россии.
Объектом работы является процесс трудовой эмиграции из
россии.
Предметом работы являются причины и факторы трудовой эмиграции,
а также механизмы и способы ее государственного регулирования.
Задачами работы являются:
— изучить эмиграцию как одно из направлений
международной миграции;
—
рассмотреть основные мотивы совершения трудовой эмиграции из россии;
—
рассмотреть влияние эмиграции на экономику и социальное развитие России;
—
проанализировать особенности адаптации российских эмигрантов за рубежом: проблемы
и перспективы (на примере США);
—
рассмотреть тенденции и новые направления эмиграции из россии;
—
проанализировать государственную политику в сфере регулирования российской трудовой
эмиграции.
Методы исследования: анализ, наблюдение, изучение и обобщение,
систематизация, сравнение, измерение.
Теоретической и эмпирической базой исследования послужили
данные учебной литературы, научных статей, периодической литературы, ресурсы сети
Интернет. Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованных источников.
Глава
1. Теоретико-методологические основы международной трудовой эмиграции
1.1. Эмиграция как одно из направлений международной миграции
Под миграцией населения (от лат. migratio — переселение)
принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения,
связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную,
как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических,
религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного
развития отдельных регионов и стран.[1]
Из определения следует, что в качестве главного признака
миграционной подвижности населения выступает территориальный, а следствием миграций
является изменение географии расселения.
Трудовую миграцию по срокам действия можно классифицировать:
во-первых, на безвозвратную миграцию (со сменой гражданства, на ПМЖ); во-вторых,
на мигрантов, которые по окончании срока действия трудового договора должны покинуть
данную страну; в-третьих, сезонную миграцию — перемещение в определенные периоды
года; в-четвертых, временную миграцию: по частным приглашениям, по туристическим
поездкам, на учебу и отдых.[2]
Среди них сезонная миграция — пожалуй, самый значимый вид,
способствующий возникновению нелегальной миграции. Она включает перемещение экономически
активного населения к местам временной работы и жительства на срок в несколько месяцев,
с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонные миграции
обеспечивают их участникам получение более высокого дохода по сравнению с тем, что
они зарабатывали в местах постоянного жительства, с другой стороны, они удовлетворяют
потребности производства, которое испытывает дефицит в рабочей силе. появление сезонных
миграций обусловлено доминированием ряда отраслей, имеющих неравномерную во времени
потребность в труде. В сезоны наибольшего объема работ эти отрасли испытывают превышающие
обычные размеры потребности в рабочей силе, и это нередко является источником миграции.
Основные разновидности трудовой миграции:
1.
На постоянной основе.
Когда речь идет о трудовой миграции постоянного характера,
речь идет о переселенцах, направляющихся в принимающее государство с целью закрепиться
там на постоянной основе. Причем не имеет значения, собираются трудовые мигранты
получать Гражданство, или же будут довольствоваться только видом на жительство и
разрешением на работу. Некоторые страны широко известны своими жесткими законами
получения гражданства, так что приобретение паспорта не всегда является обязательным
пунктом в трудовой миграции на постоянной основе.
2.
Временно-постоянный
вид миграции.[3]
международная трудовая миграция может носить и такой характер.
Все дело заключается в особенностях законодательства. Когда срок трудовой миграции
ограничивается от одного года до шести лет, подобная международная трудовая миграция
называется временно-постоянной.
3.
Сезонный вид.
Данный вид трудовой миграции является одним из наиболее
распространенных в мире. Существует множество видов занятости, которые носят сезонный
характер:
—
Сельское хозяйство;
—
Рыбная ловля;
—
некоторые виды строительства;
—
Сферы услуг.
В таких случаях целесообразно привлекать сезонных рабочих.
Сезонная форма трудовой миграции достаточно распространена и в России – рабочих
приглашают по заранее составленным трудовым договорам, или же нанимают людей из
уже прибывших мигрантов.
4.
Приграничный вид.
некоторым мигрантам приходится ежедневно пересекать государственную
границу для того, чтобы прибыть на рабочее место. Подобная форма трудовой миграции
стала причиной регулирования большого количества законов, упрощающих перемещения
из страны в страну.
5.
Интеллектуальная
миграция или «утечка мозгов».
Последствия трудовой миграции такого рода становятся причиной
постепенного упадка государств-доноров, из которых мигранты переезжают в более развитые
страны. Не так много стран являются подобными донорами – наиболее известными считаются
Индия, Египет, Пакистан и Россия. Россия и другие страны СНГ заслуживают особого
внимания, так как пик «утечки мозгов» пришелся именно на распад СССР. Высококлассные
специалисты, получившие высшее образование и обладающие хорошим опытом работы, не
могли найти достойную работу в перестроечной России. Именно этот факт стал основной
причиной трудовой миграции известных ученых и специалистов востребованных профессий.[4]
Международная миграция трудовых ресурсов обусловлена явным
преимуществом некоторых стран перед большинством неразвитых государств. Если первые
волны трудовой миграции были вызваны насильственным путем (например, перевозка рабов
из Африки в США), то с отменой рабства развивающимся капиталистическим странам пришлось
другим путем компенсировать нехватку рабочей силы.
Эмиграция (от латинского “emigro” — “выселяюсь”) — это
выезд граждан из своей страны в другую на постоянное местожительство или на более,
или менее длительный срок по политическим, экономическим или иным мотивам. Как и
любой вид миграции, она может быть, как принудительной, так и добровольной.[5]
Соответственно, эмигранты — это те, кто покинул или кому
пришлось покинуть родную страну и прожить вдалеке от нее долгое время, иногда весь
остаток жизни. Так сказать, “командированные” (например, дипломаты), хотя тоже подолгу
находятся за границей, в число эмигрантов не входят. Не относятся к ним и те (как
правило, это представители состоятельного дворянства, научной и художественной интеллигенции),
кто на несколько месяцев или даже лет выезжал за границу на учебу или лечение, или
же попросту предпочитал время от времени жить или работать заграницей.
Начало истории русской эмиграции принято возводить к XVI
веку — ко времени Ивана Грозного: первым политическим эмигрантом в таком случае
был князь Курбский. Век XVII ознаменовался и первыми «невозвращенцами»: ими, судя
по всему, стали те молодые дворяне, кого Борис Годунов послал в Европу учиться,
но в Россию они не вернулись. Самые известные российские эмигранты дореволюционного
времени — это, пожалуй, Гоголь, Герцен, Тургенев (Франция и Германия, 1847-1883),
Мечников (Париж, 1888-1916), Пирогов, Ленин и горький, а самый известный “командировочный”
— скорее всего Тютчев. Начиная с 1892 года, эмиграция допускалась лишь применительно
к евреям: но им в таком случае категорически воспрещалась любая форма репатриации.
Никаких иных регуляторов эмиграции не было. Соответственно,
не было и ее адекватного учета. Статистика фиксировала исключительно лиц с легитимными
паспортами, легально пересекавших границы империи.
Но надо сказать, что до середины XIX столетия и сами по
себе случаи эмиграции были едва ли не единичными. потом они несколько участились
(главным образом по политическим мотивам), но число прибывающих в Россию неизменно
превышало число ее покидающих. И только накануне и, в особенности, после крепостной
реформы 1861 года положение серьезно изменилось: выезд за рубежи россии, а стало
быть и эмиграция, стал поистине массовым явлением.[6]
Хотя и вписываясь в эти временные рамки, но все же несколько
особняком стоит такой нетривиальный случай как массовая эмиграция в Турцию так называемых
“мухаджиров” – горцев из покоренного Западного Кавказа. За 1863-1864 годы в Турцию
из Кубанской области ушло 398 тысяч адыгов, абазин и ногайцев, потомки которых и
по сей день проживают как в Турции, так и в других странах ближнего Востока, Западной
Европы и США.
В отличие от послереволюционной, эмиграцию дореволюционную
обычно делят не на хронологические волны, а на четыре типологические группы со смешанными
основаниями деления: трудовая (или экономическая), религиозная, еврейская1
и политическая (или революционная). В первых трех группах безоговорочно преобладала
межконтинентальная эмиграция (главным образом в США и Канаду), а в случае политической
эмиграции — от Герцена и до Ленина — всегда доминировало европейское направление.[7]
По мнению аналитиков,
Stratfor, отток значительной части населения из россии наблюдается почти каждые
десять лет – от революции 1917 года вплоть до распада СССР и по сей день. В то время
как многие советские эмигранты были скорее мотивированы идеологией или уезжали по
политическим соображениям, в 90-е годы назрела другая причина – необходимость прокормить
свои семьи. В это же время российские чиновники и олигархи стали практически массово
отправлять свои семьи жить, работать и учиться за рубежом. [8]
Однако спустя десять лет ситуация стала улучшаться – вместе
с приходом к власти президента России Владимира Путина в 2000 году темпы роста эмиграции
заметно упали, в экономике наметились положительные изменения, а уровень жизни вырос
в четыре раза, в страну активно начали прибывать мигранты из стран постсоветского
пространства. Количество выбытий при этом рекордно упало ? в кризисный 2009 год
количество выехавших граждан из страны снизилось до 32 тысяч человек.
Рис. 1 – Численность граждан, уехавших из РФ
однако спустя какое-то время эта тенденция обратилась вспять
– и с 2012 года число россиян, желающих покинуть страну, стало рекордно расти –
в 2016 году их число превысило 350 тысяч человек. Аналитики Stratfor объясняют это
целым причин – нечестностью парламентских выборов и возвратом Владимира Путина
на третий срок, введением новых законов об иностранных агентах, ужесточением уголовного
и административного законодательства (в частности подразумевается появление статей
об экстремизме). Особенно резкий рост миграции отмечается после начала противостояния
России и Украины в 2016 году[9].
В отличие от предыдущих волн, по мнению исследователей, нынешние мигранты – высококвалифицированные
работники: преподаватели, врачи, инженеры и предприниматели. Недостаточное финансирование
исследований и научных разработок в совокупности с неудавшимися реформами приводит
к потере людей, стоящих за этой деятельностью. При этом власти страны проблемы не
замечают, а «утечка мозгов», по их мнению, ? всего лишь миф, придуманный на западе.
1.2. основные мотивы совершения трудовой эмиграции из россии
Согласно данным исследования, российская статистика эмиграции
охватывает только незначительную часть граждан, на самом деле выезжающих из страны
на постоянное место жительства. С 1989 по 2016 гг., по данным Росстата, Российскую
Федерацию покинули около 4,5 млн человек.[10]
В свою очередь, по данным зарубежной статистики на 2015 г., в самых популярных у
россиян странах проживают около 1,5 млн человек, являющихся гражданами России. Это
без учета уже получивших новое Гражданство, нелегальных мигрантов и тех, кто фактически
живет «на две страны», имея российское гражданство и выезжая по визам.
Существуют оценки, в соответствии с которыми в разных странах
мира, проживают порядка 2,7 млн уроженцев российской Федерации. Но, эти цифры сильно
занижены. «Опираясь на официальную информацию зарубежных статистических органов,
можно констатировать: для получения реального представления о масштабах эмиграции
из России ежегодные данные Росстата необходимо корректировать в 3–4 раза в сторону
увеличения.[11]
Методология учета миграционных потоков из россии в другие
страны в последнее десятилетие существенно меняется, что делает показатели несопоставимыми
в динамике, говорится в материалах. В последние пять лет в поле зрения статистического
учета эмиграции попали временные трудовые мигранты, выехавшие из россии после нахождения
на территории страны более девяти месяцев. Это сразу изменило численность и структуру
миграционного потока по всем демографическим и экономическим параметрам. Наиболее
точное представление о численности эмигрантов из россии дает сопоставление российских
и зарубежных данных.[12]
По данным официальной российской и зарубежной статистики,
эмиграционный поток имеет высокие показатели качества человеческого капитала — высокий
образовательный и профессиональный уровень, молодой возрастной состав. Очевидно
расширение географии регионов выезда из России, рост показателей эмиграции в приграничных
регионах, а также в субъектах, имеющих самые высокие макроэкономические показатели[13]
По официальным данным российской статистики, основные причины
эмиграции — мотивы личного, семейного характера, а по данным социологических обследований,
— неудовлетворенность перспективами роста материального благосостояния, социального
статуса, личной и экономической безопасности.[14]
Доля лиц, имеющих высокие миграционные установки, колеблется в диапазоне от 8 до
23%. Наиболее высокие показатели доли лиц, желающих навсегда эмигрировать из россии,
наблюдаются у молодых людей с высшим образованием и у лиц среднего возраста с высшим
образованием; у лиц, проживающих в крупнейших (Москве, Санкт-Петербурге) и крупных
городах с населением от 250 тыс. до 1 млн человек. Самый высокий уровень эмигрантских
настроений — среди студенческой молодежи. Реализуется этот потенциал через учебную
и трудовую эмиграцию.
Состав эмигрантов помолодел, а значит, стал более адаптированным
для восприятия условий и правил жизнедеятельности в новых странах, сократился языковый
барьер. Эмигранты «осваивают» более отдаленные страны и континенты: Австралию, Новую
Зеландию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Южную Америку.
По мере роста имущественного и социального расслоения появилась и увеличивается
в составе эмигрантов прослойка рантье, вывозящих денежные активы и живущих на дивиденды
от банковских вкладов. среди рантье все чаще встречаются бывшие чиновники и их члены
семей, а также семьи политической, бюрократической, финансовой элиты, говорится
в материалах исследования. Стремление к получению «запасного аэродрома» — вида на
жительство, недвижимости за рубежом, второго гражданства приобретает массовый характер
среди наиболее состоятельных социальных слоев российского населения.
основные каналы, по которым легализуются российские эмигранты
в принимающих странах, сконцентрировались по следующим направлениям: беженцы, этнические
мигранты, эмиграция ученых, трудоустройство, Предпринимательство, эмиграция среднего
класса, учебная миграция, воссоединение семей.[15]
Для россии как малонаселенной страны, где средняя плотность населения составляет
8 человек на 1 кв. км, эмиграция приобретает все более опасный характер из-за потерь
ее демографического, социально-экономического и интеллектуального капитала. В 2015
году зафиксировано падение уровня социальных настроений, в 2016 году же зафиксирован
их исторический максимум, связанный с присоединением Крыма и общим патриотическим
подъемом. далее рассмотрим выталкивающие
социально-экономические мотивы (рис. 2), выталкивающие социально-политические мотивы
(рис. 3) и притягивающие внешние факторы (рис. 4)
Рис. 2 — Выталкивающие социально-экономические мотивы:
Рис. 3 — Выталкивающие социально-политические мотивы:
Рис. 4 — Притягивающие внешние факторы:
По статистическим сводкам Росстата выяснить со 100-процентной
точностью, сколько именно граждан уезжает из России в другие страны на постоянное
место жительства, а сколько лишь на обучение, стажировку, временные заработки или
на отдых, нельзя, можно лишь примерно оценить потоки.[16]
Так, по данным Росстата, больше всего уезжает из России
граждан в страны СНГ, прежде всего в Узбекистан и Таджикистан. Но точно так же именно
из стран СНГ больше всего приезжает в Россию. Более того, поток приезжающих из СНГ
в Россию перекрывает поток уезжающих из РФ в СНГ. очевидно, в этом случае статистика
фиксирует циркуляцию трудовых мигрантов, многие из которых, видимо, оседают в России.[17]
Активнее всего россияне едут в США, Израиль, Германию,
некоторые страны Западной Европы. В последние годы к ним добавились некоторые восточноевропейские
государства, которые вступили в ЕС, в том числе прибалтийские. однако есть страны,
в которые из России каждый год уезжает граждан больше, чем из этих стран возвращается
в РФ. И можно предположить, что среди таких, условно говоря, «невозвращенцев», как
раз «прячутся» от статистики эмигранты. Речь идет прежде всего о таких странах дальнего
зарубежья, как Германия, США, Канада, Финляндия. причем, как следует из сводок Росстата,
за январь–май 2016-го по сравнению с январем–маем 2015-го потоки уезжающих в некоторые
из этих стран увеличились: в США – почти на 5%, в Финляндию – почти на 13%. Хотя
поток уезжающих в Германию за год снизился на 4%, а Канаду – на 24,5%.
Если Потребность в профессиональной, творческой самореализации».
Такие мотивы могут быть, например, у ученых. Более редкий вариант – эмиграция как
политический протест.[18]
В основном побуждают уехать экономические факторы. Многое зависит от индивидуальной ситуации, профессии
человека, от его представлений о внешнем мире, о собственных шансах на трудоустройство
и адаптацию в другой стране. Бывают случаи, когда человек вовсе не хочет навсегда
переезжать в другую страну, однако он вынужден это сделать, если хочет и дальше
работать по своей профессии, потому что на родине его умения не востребованы.
Однако действительное положение дел во многом отличается
от ситуации, описанной Stratfor, и дело здесь в цифрах – помимо этнических русских,
уезжающих заграницу, Росстат учитывает и выбытия граждан СНГ, которые ранее въехали
в страну на заработки. Во многом именно они обеспечивали миграционный прирост и
в 90-е годы и в последнее десятилетие. При этом превышение числа прибывших граждан
над выбывшими наблюдалось даже после начала действия санкций и девальвации рубля
в 2015-2016 г. Так называемое новое «антимиграционное» законода, согласно
которому заметно ужесточились требования по въезду и нахождению мигрантов на территории
России, почти не остановило приток желающих заработать.[19]
В свою очередь, выезжают из страны также в основном граждане
СНГ, которые находились на территории России последние несколько лет. По данным
Росстата в 2015 году их число достигло 298,8 тыс. Среди них граждане Узбекистана
(94,9 тысяч человек), Украины (48 тысяч человек) и Казахстана (30,9 тысяч человек).[20]
В свою очередь, число выбытий в страны дальнего зарубежья,
куда преимущественно и пытаются уехать этнические русские эмигранты, увеличилось
незначительно – до 54,4 тысяч человек. Однако среди них также есть страны, в которые,
скорее, возвращается коренное население, нежели русские врачи или инженеры. Так,
например, высокие показатели демонстрирует Китай ? в 2015 году туда выбыло 9821
человек (+14% к 2014 году) ? и Южная Корея ? 6480 человек (+35,3%).
Рис. 5 – Миграционный прирост [21]
Источник: Демография [Электронный ресурс] //
Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] //
URL: #»_Toc480585978″>1.3. влияние эмиграции на экономику и социальное развитие россии
Миграция населения во все времена рассматривалась не только
как процесс простого территориального перемещения людей, но и как явление, затрагивающее
практически все стороны общественной жизни — политико-правовую, социально-экономическую,
социально-трудовую, сферу межэтнических отношений в обществе.
Утекают мозги, интеллектуал страны, молодые, активные,
бизнесмены, и ученые, которые способны поднимать страну. [31]
Уровень образования снижается, поскольку самые
образованные уезжают за рубеж, снижаются показатели демографии, поскольку
эмигранты будут создавать семьи уже за границей. В результате, страна остается
без самых активных и умных своих соотечественников, которые могли бы делать
открытия в науке, или создавать новые предприятия, и тем самым, создавать новые
рабочие места для населения. Все это получает страна-получатель, а не
страна-донор.
При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического
персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она
теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. отечественный
рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал
которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях научно-технической
революции.[32]
российские эмигранты, проживающие в США, обеспечивают 20—25
% американского и около 10 % мирового хай-тека. сейчас основную массу квалифицированных
эмигрантов из россии составляют молодые люди с высшим образованием. Как правило,
уезжают наиболее талантливые, которые не видят перспектив развития и реализации
своего потенциала в нашей стране. Так, по официальной статистике, до 60 % россиян
— победителей международных олимпиад — уезжают на работу за границу, а обратно возвращаются
лишь единицы (всего 9 %).
Кроме того, россия на мировом рынке наукоемкой продукции
занимает менее 1 %, когда доля США оценивается в 36 %, японии — 30% и Германии —
16 %. По данным фонда «Открытая экономика», утечка умов из России не уменьшится,
а напротив, возрастет в ближайшие годы, при этом расширится география оттока. К
традиционным принимающим российских учёных странам добавляются Венесуэла, Южная
Кореи, Бразилия, Сингапур и Китай.
Данные цифры доказывают, что проблема утечки умов из россии
сегодня стоит довольно остро. Так же несомненно, что сегодняшняя проблема утечки
умов и в дальнейшем окажет отрицательное влияние на состояние науки и уровень образования
в россии в последующие десятилетия XXI века. Народная мудрость гласит: «Что посеешь,
то и пожнешь». Какие плоды россия будет пожинать завтра, когда сегодня образованное
молодое поколение уезжает за границу?!
Численность эмигрантов на постоянное место жительства за
период 1994-2016 годов составила 3,1 млн. человек, в том числе женщин 1,1 млн. человек
и 1,1 млн. молодых людей. Демографические потери в результате временной трудовой
эмиграции в 1994-2016 годы составили 1 млн. человек, в том числе женщин — 130 тыс.
человек и молодежи 303 тыс. человек.
Общие демографические потери в результате эмиграции из
России в 1994-2016 гг. (без учета трудовой эмиграции за 2016 год) составили 4,1
млн. человек, в том числе женщин 1,2 млн. и молодежи — 1,4 млн. человек. Таким образом,
эмиграция молодежи имеет существенные демографические последствия для страны.[33]
На это наложилась неидеальная социальная политика: рост
доходов населения опережал рост ВВП даже с учетом нефтяной составляющей; бюджет
стал работодателем почти для 30% трудоспособного населения напрямую и еще почти
для 8% — косвенно, приняв на себя непомерную нагрузку; пенсионная реформа провалилась
из-за нерешительности власти. Вдобавок бюджет был перегружен амбициозными неэффективными
проектами и гипертрофированными затратами на оборону и безопасность, а расходы бюджета
сильно увеличивались не только потому, что деньги тратились неэффективно, но и из-за
высокого уровня коррупции.
В конечном итоге, после падения цен на нефть, россия осталась
с недиверсифицированной, квазимонополизированной экономикой, в которой отсутствуют
как факторы, так и ресурсы для роста.[34]
К сожалению, большинство факторов, влияющих на российскую
экономику, в настоящий момент не способствуют ее развитию. В области производительных
сил Россия все больше страдает от нехватки трудовых ресурсов — они сокращаются в
силу естественных демографических причин на 0,5% в год.
При этом большая часть трудовых ресурсов задействована
в сферах с нулевым или очень низким уровнем добавленной стоимости — на государственной
службе, в силовых структурах, в частной охране, в торговле, в крайне неэффективной
банковской сфере.
Оставшаяся часть не покрывает потребностей государства
— катастрофически не хватает, даже при сегодняшнем уровне развития производства
и сервиса, инженерных и технологических кадров, квалифицированных рабочих и одновременно
— эффективных менеджеров, специалистов по управлению. российское коммунальное хозяйство
фактически держалось на полузаконной эксплуатации труда миллионов мигрантов, в том
числе нелегальных. [35]
До недавнего времени remittances (денежные переводы «домой»)
из россии были статьей государственного дохода №1 в Киргизии и №2 в Таджикистане,
существенными для Украины, Узбекистана, Молдавии, Белоруссии. сегодня, в связи с
резким падением как стоимости рубля, так и покупательной способности населения,
в России количество трудовых мигрантов резко сокращается: дефицит рабочей силы начинают
испытывать как коммунальные службы, так и все бизнесы, которые задействуют большое
количество неквалифицированных работников, — вплоть до сетевых ретейлеров.
Непоследовательная и нелогичная политика в области законотворчества
и правоприменения (особенно в отношении прав собственности), а также в области экономики
и предпринимательства продемонстрировала инвестиционному и бизнес-сообществу, как
внутри, так и за пределами россии, что власть ненадежна, настроена враждебно по
отношению к предпринимателям, поддерживает высокий уровень коррупции, склонна к
приоритезации государственных интересов, программ и бизнесов в ущерб частным.
Естественной реакцией стал отказ от инвестиций в Россию
— сперва в долгосрочные, а потом и в любые проекты — и отъезд местных предпринимателей
и инвесторов. За 16 лет суммарный отток капитала превысил совокупную выручку от
продажи углеводородов. Доля частного бизнеса (без учета «квази-» — тех частных компаний,
которые на самом деле подконтрольны государству) в ВВП сократилась до 30–35%.
Объем внешнего долга упал до уровня ниже 50% ВВП из-за
стагнации инвестирования. частный бизнес в России сегодня генерирует ВВП в размере
менее чем $3 тыс. в год на человека — это уровень тех стран, что находятся в рейтинге
в начале второй сотни. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП не превышает 20–22%,
притом, что у развитых стран этот показатель находится на уровне от 40 до 55%. [36]
сегодня более $1 трлн составляют пассивные вложения российских
граждан в банках Швейцарии и других стран Европы, Гонконга, Сингапура. Россию каждый
год покидают около 20–30 тыс. представителей профессионального и бизнес-классов
общества: в США эмигрантов первого и второго поколения из России минимум 6 млн человек,
из которых не менее 3 млн человек сами заявляют о себе как о русских, Израиле —
минимум 1,5 млн, великобритании — несколько сотен тысяч, в остальных странах Европы
— минимум 1 млн. [37]
Это говорит о том, что Россия потеряла примерно 10 млн
человек (около 7% населения), которые могли бы стать основой среднего класса (сегодня
в России средний класс составляет не более тех же 10 млн). Это, по сути дела, тотальный
кризис доверия капитала, предпринимателей и профессионалов к стране.
Таким образом, можно считать, что у российской экономики
инвестиционный и предпринимательский ресурсы отсутствуют, — как минимум до тех пор,
пока не произойдет радикальная смена управленческой парадигмы.
В сегодняшней России высокая себестоимость транспортировки,
связи и логистики влияет на увеличение стоимости продукта не так сильно, как факторы
риска (отсутствие адекватного правоприменения и защиты прав инвесторов и предпринимателей,
политические риски, коррупция и пр.). вдобавок в России не хватает капитала и трудовых
ресурсов для обеспечения бурного роста.
Переключение ресурсов на государственные инвестиции снизит
бизнес-активность и повысит себестоимость для независимых бизнесов: в условиях низких
объемов производства и нехватки трудовых ресурсов государственные инвестиции будут
оттягивать на себя и сырье, и работников, поднимая и цены, и зарплаты. Использование
потоков денег для прямого импорта (сырье, материалы, оборудование) и для косвенного
(товары для продажи работающим на проектах) временно увеличит импорт и создаст дополнительное
давление на курс рубля и социальную сферу.
Вывод по 1 главе
Под миграцией населения (от лат. migratio — переселение)
принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения,
связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную,
как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических,
религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного
развития отдельных регионов и стран.
Эмиграция (от латинского “emigro” — “выселяюсь”) — это
выезд граждан из своей страны в другую на постоянное местожительство или на более,
или менее длительный срок по политическим, экономическим или иным мотивам. Как и
любой вид миграции, она может быть, как принудительной, так и добровольной.
Основными причинами трудовой миграции являются: во-первых,
перенаселение в своей стране, особенно в сочетании с высоким уровнем безработицы;
во-вторых, экономические кризисы; в-третьих, перекосы в демографической ситуации;
в-четвертых, ненадлежащее развитие науки и техники.
Все вышеизложенные причины приводят к тому, что среди населения
страны происходит поиск более высоких трудовых доходов, особенно мобильны в этом
высококвалифицированные специалисты (крупные деятели ТНК, творческие и научные работники),
которые постоянно ездят по всему миру, и как следствие, это приводит в последние
годы к формированию так называемого международного рынка труда.
сегодня общество переживает новую волну “утечки мозгов”
в основном в сфере финансов и информационных технологий. Причина тому – экономические
санкции и отсутствие доступа к зарубежным капиталам. Большинство граждан не устраивает
развитие политической ситуации, влияющей на все сферы жизни. Усугубляет ситуацию
отсутствие возможности влиять на экономические и политические процессы. Тем не менее,
существует и обратный процесс, обеспечивающий приток желающих получить российское
гражданство. Львиную долю этого количества составляют иммигранты в россии из Украины,
Турции, стран Балтии, Китая. Это, не учитывая выходцев из Казахстана и Белоруссии,
которым не требуется разрешение на работу в РФ.
Минусом такого стремления покинуть родину является факт
выезда неординарных специалистов, которые чувствуют себя востребованными на иностранных
просторах. Не находя соответствующей поддержки со стороны государства, российская
эмиграция с радостью устремляется туда, где можно реализовать инстинкт своей “нужности”.
Самый высокий уровень эмигрантских настроений — среди студенческой молодежи. Реализуется
этот потенциал через учебную и трудовую эмиграцию.
Активнее всего россияне едут в США, Израиль, Германию,
некоторые страны Западной Европы. В последние годы к ним добавились некоторые восточноевропейские
государства, которые вступили в ЕС, в том числе прибалтийские. Эмигранты «осваивают»
более отдаленные страны и континенты: Австралию, Новую Зеландию и другие страны
Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Южную Америку.
после падения цен на нефть, Россия осталась с недиверсифицированной,
квазимонополизированной экономикой, в которой отсутствуют как факторы, так и ресурсы
для роста.
К сожалению, большинство факторов, влияющих на российскую
экономику, в настоящий момент не способствуют ее развитию. В области производительных
сил Россия все больше страдает от нехватки трудовых ресурсов — они сокращаются в
силу естественных демографических причин на 0,5% в год. При этом большая часть трудовых
ресурсов задействована в сферах с нулевым или очень низким уровнем добавленной стоимости
— на государственной службе, в силовых структурах, в частной охране, в торговле,
в крайне неэффективной банковской сфере. Оставшаяся часть не покрывает потребностей
государства — катастрофически не хватает, даже при сегодняшнем уровне развития производства
и сервиса, инженерных и технологических кадров, квалифицированных рабочих и одновременно
— эффективных менеджеров, специалистов по управлению.
В сегодняшней России депрессия экономического развития
не связана с инфраструктурным потолком, а высокая себестоимость транспортировки,
связи и логистики влияет на увеличение стоимости продукта не так сильно, как факторы
риска (отсутствие адекватного правоприменения и защиты прав инвесторов и предпринимателей,
политические риски, коррупция и пр.). вдобавок в России не хватает капитала и трудовых
ресурсов для обеспечения бурного роста.
Глава
2. Государственное регулирование российской трудовой эмиграции
2.1. Адаптация российских эмигрантов за рубежом: проблемы и
перспективы (на примере США)
Для Соединённых Штатов Америки
иммиграция является основным источником прироста населения, а также изменений, происходящих
в этой стране. Иммиграция очень неоднозначно
оценивается политиками государства, хотя сами США сформировались как Нация переселенцев.
Много говорится о проблемах, связанных с расовыми и национальными конфликтами, появлением
так называемой этнической преступности, экономическом давлении на социальную сферу.
Но как бы там ни было, с 1965 года — то есть с того времени, как миграционная Политика
в Соединённых Штатах была либерализирована — количество иностранцев, осевших в стране,
увеличилось в 4 раза. За первые десять лет
ХХI века в США приехали более 14 миллионов мигрантов. В основном это выходцы
из соседней Мексики, Филиппин и Индии, хотя всё стремительнее растет численность
граждан Китая[38]
Приезжие из развивающихся стран и их семьи пользуются пособиями
и дотациями из общественных фондов образования, социального обеспечения, здравоохранения.
например, программа дополнительного социального страхования (SSI) позволяет им получать
выплаты в зависимости от имеющихся в распоряжении властей ресурсов. Это пособие
по возрасту (после 65 лет), по болезни, по уходу за детьми. Максимальная сумма таких
выплат — 33 тыс. долларов США в год. Кроме того, одинокие матери с детьми имеют
право на так называемый велфер, то есть государственную помощь, а её размер зависит
от определённых штатов. Есть и другие льготы и пособия — они выдаются продуктовыми
талонами, оплатой коммунальных услуг, иногда в денежной форме. Всего на федеральном и местном уровне каждый год
страна тратит 25 миллиардов долларов на помощь иммигрантам.
Американцы русского происхождения
— явление для США давнее. Они начали приезжать сюда ещё во времена российской империи. Преимущественно это были евреи, которые искали свободной
жизни без предрассудков и ограничений. По разным подсчётам их было около полутора
миллионов. небольшое количество политических эмигрантов прибыло сюда в 60–70-х годах
XX века. А самая крупная волна переселенцев из СССР хлынула в страну в 90-х годах
прошлого столетия.
В США находится огромная русская диаспора, но она очень
неоднородна. В Соединённых Штатах проживают
от 3,2 до 3,5 млн. русских американцев. Прежде всего это натурализованные
граждане, родившиеся в россии или республиках бывшего Советского Союза, а также
нелегальные мигранты. Русские и русскоязычные составляют 1% населения страны. Но
большинство этнических русских США полностью ассимилировались в обществе и перешли
на английский язык, особенно потомки русских иммигрантов времён российской империи.
Родным русский назвали только 706 тысяч
человек.[39]
Практически все, кто приезжает
в США из россии, имеют возможность не терять связей со своей культурной средой.
Поэтому внутри русской общины всегда можно получить нужную информацию и помощь. В то же время русская диаспора расслаивается, многие из
приезжих вскоре начинают жить более обособленно и индивидуально. Это неудивительно,
ведь русская община состоит из людей разных поколений, исповедующих различные ценности
и часто относящихся друг к другу настороженно. Когда русские становятся успешными
на американском рынке, они предпочитают влиться в американский образ жизни, а также
иметь соответствующий круг друзей и знакомых.
поскольку многие русскоязычные
переехали в США из крупных городов России, Украины, Беларуси и так далее, то и жить
они часто стремятся в американских мегаполисах — Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Филадельфии,
Хьюстоне, Балтиморе, Кливленде, Атланте, Чикаго, Сан-Франциско, Вашингтоне. Эти 10 городов стали второй родиной для подавляющего большинства
русских американцев. Самое большое количество русских (22%) живёт в штате Нью-Йорк.
большое количество русских в эмиграции живёт также в таких штатах, как Калифорния,
Иллинойс, Пенсильвания, Массачусетс и Флорида.
В Соединённых Штатах есть и так называемые русские районы,
где дети посещают русские школы и детские сады, жители покупают русские продукты
и ходят на работу в возглавляемые соотечественниками фирмы, даже не зная английского.
Классическим примером такого района является знаменитая улица Брайтон-бич в Нью-Йорке.[40]
В США найти работу мигрантам
довольно просто, однако для получения должности врача, бухгалтера, юриста,
инженера или преподавателя — необходимо иметь соответствующий диплом
международного образца. Еще одним осложняющим фактором является – привязанность
данных профессий к законодательству конкретной станы. Первостепенно, для
получения работы необходимо иметь диплом, подтвержденный на территории США,
знание языка, и опыта работы за границей.
В случае, если этого нет – можно устроиться на менее оплачиваемые работы, к
примеру, на стройку, уборщиками или кассирами, разносчиками пиццы. Зарплата находится
в диапазоне 1500–2000 долларов в месяц.
Сверхурочные оплачиваются в двойном размере.[41]
Таблица 2.1
Плюсы и минусы жизни в США с точки зрения русских
Достоинства жизни в США
Недостатки жизни в США
Благополучие, возможность хорошо зарабатывать
Для того чтобы влиться в американский образ жизни, приходится с головой погрузиться
в английский язык
Большинство людей чтит закон, а он работает, обеспечивая безопасность и спокойствие.
Есть возможность отстоять свои права
Трудно получить иммиграционную визу, много разных запретов и предписаний,
которые обязательно соблюдать
Окружающие не кичатся своими доходами, что даёт возможность чувствовать себя
комфортно
Люди одеваются просто и по-домашнему, мало людей, следующих моде
В любом учреждении — частном или государственном — вас всегда качественно
обслужат
жизнь в кредит приводит к тому, что сложно откладывать деньги на будущее
Человека оценивают не по стране происхождения, а по тому, как он себя показывает
Не решены проблемы с национальными и особенно межрасовыми конфликтами
Доход на душу населения выше, чем в среднем по Европе
очень дорогое медицинское обслуживание, нет многих социальных льгот
Здоровый образ жизни в США очень моден и ему следует большинство граждан
На словах церковь отделена от государства, но на деле даже по телевидению
очень много религиозных программ
Люди вокруг любезны, внимательны, они здороваются, улыбаются, готовы помочь
Здесь не принято искренне общаться и делиться своими проблемами
Очень разнообразный климат и природа, интересно путешествовать по стране
Не везде хорошо развит общественный транспорт
Для достижения успеха и уважения, необходимо вливаться
в американское сообщество. Именно он гарантирует успех и уважение. жизнь
среднестатистического американского гражданина — это свобода и ответственность,
борьба за успех, высокие налоги и почасовая зарплата.
2.2. Тенденции и новые направления эмиграции из России
Чтобы иметь более полное представление о самых востребованных
направлениях миграции, следует понимать, откуда берет начало этот процесс в России.
Официальный статус данному явлению был присвоен в XIX веке специальным указом Александра
Первого. Пока на карте мира не появилась мощная держава под названием СССР, историки
определили 4 волны миграции:[42]
—
еврейскую;
—
трудовую;
—
политическую;
—
религиозную.
после того как отгремела Октябрьская революция, разрешение
на выезд получили только официальные лица, имеющие на то специальный документ, подтверждающий
такую возможность. Без него любая попытка покинуть родину рассматривалась как побег,
а родственники беглеца подвергались жестоким репрессиям. Советский период также
подразделялся на несколько этапов, а общее количество эмигрантов из россии на тот
момент превышало все существующие ранее показатели. Самыми популярными направлениями
являлись США и Европа.
сегодняшняя ситуация приобрела несколько иные грани. Всех
желающих обосноваться на иностранной территории можно разделить на несколько групп:
—
студенты, которые
хотят получить образование за рубежом и там же остаться, чтобы построить блестящую
карьеру;
—
работники, ищущие
более высокий заработок и перспективы лучшей жизни для своей семьи;
—
инвесторы, которых
привлекает более здоровая экономика.
Статистика эмиграции в мире показывает, что за последние
несколько лет основными экспортерами мигрантов стали страны с неблагоприятными условиями
жизни:[43]
—
на территории которых
ведутся боевые действия (Сирия. Афганистан):
—
с низким показателем
экономического роста (страны третьего мира):
—
соседи более развитых
государств (к примеру, значительно увеличился поток мигрантов из Украины в соседнюю
Польшу).
На сегодняшний день переезд в другое государство вполне
может осилить любой россиянин со средним достатком, удачно выбрав надлежащую программу
миграции. Статистика эмиграции из россии в 2017 году утверждает, что самыми востребованными
направлениями стали:
—
США:
—
Германия:
—
Канада:
—
Израиль:
—
великобритания:
—
Финляндия:
—
Австралия,
Не меньшим спросом у россиян пользуются Испания. Чехия,
Швейцария. Норвегия. новая Зеландия. Такую востребованность обеспечил более стабильная
экономика и возможность реализовать себя в профессиональном плане. именно по этой
причине большая часть мигрантов делает ставку на свое образование и опыт работы.
Тем более что большинство статусных государств активно разрабатывает программы по
привлечению специалистов востребованных на их территориях профессий.
Выбор страны для миграции во многом зависит и от сложности
процесса легализации.
Так, к примеру, обосноваться в японии гораздо сложнее,
поскольку власти этой страны полагают, что им и своих людей хватает, а потому к
чужеземцам относятся с крайней осторожностью.
Другие же государства отличаются меньшим формализмом и
в некоторых случаях готовы, так сказать, продать свой паспорт за определенные Инвестиции.
К примеру, в Испании необходимо всего лишь приобрести недвижимость на сумму в 500
тысяч евро, и ВНЖ этой страны у вас в кармане.
Не менее привлекательным для россиян является и азиатское
направление — Таиланд. Вьетнам. Во-первых, въезд сюда можно осуществить без визы.
Во-вторых, стоимость жизни в разы меньше, чем в России. Это касается всего начиная
от продуктов питания, заканчивая жильем. Единственная проблема — работа. Уровень
заработной платы также гораздо ниже, а потому приходится хорошо прорабатывать план
по самозанятости,
Привести точный график эмиграции из России по годам — достаточно
непростая задача. Связано это с тем, что российские государственные службы не могут
с предельной точностью озвучить, сколько именно россиян покинули пределы своей родины.
Обычно все цифры приводит Росстат, который получает их от МВД. которое, в свою очередь,
черпает данные в миграционной службе.
В поле зрения последней попадают только те, кто пришел
по месту регистрации и выписался с целью переезда за рубеж. Те же, кто оставил свою
российскую регистрацию, не учитываются.
А число таковых как раз значительно больше, чем тех, кто
окончательно решил не возвращаться. Таким образом, получается, что согласно статистике,
из РФ скажем, в Германию, выехало несколько сотен граждан, а въехало несколько тысяч.[44]
В целом Евростат приводит следующие данные по числу российских
граждан, проживающих за рубежом на период конец 2015-первая половина 2016 года:
Таблица 2.2
Число российских граждан, проживающих за рубежом
Страна
Число российских граждан
США
415000
Канада
214000
Израиль
268000
Эстония
89000
Германия
201000
Испания
66000
Чехия
33000
Латвия
42000
Австрия
30000
Финляндия
30000
Болгария
17 000
Источник: Росстат
Изучая вопрос миграции, не менее важно понимать, какую
тенденцию имеет данный процесс — к росту или снижению. Эмиграция из россии по годам
лучше всего прослеживается изданных таблицы:
Таблица 2.3
Эмиграция из россии
Год
Число выбывших граждан (округленное)
2015-2016
более 300 000
2014
Почти 300 000
2013
Почти 200 000
2012
120 000
2011
50 тысяч
2009-2010
30-40 тысяч
2006-2008
40-50 тысяч
2004-2005
70-80 тысяч
2001-2003
Почти 100 000
2000
150000
Источник: Росстат
Как видно из таблицы, в 2012 поду началась новая волна
эмиграции, причин чему найдется немало.
Последний отток российских граждан, многие связывают с
третьим президентским сроком, когда стало понятно, что особых изменений в
стране ожидать не приходится. [45]
С началом событий в Украине, которые повлекли за собой
различного рода экономические санкции со стороны стран Запада, а также отсутствие
доступа к иностранным капиталам, данный процесс активизировался с удвоенной силой.
В целом можно сказать, что большую часть граждан сегодня
не устраивает:
—
политическая ситуация
в государстве:
—
отсутствие возможности
влиять на процессы, происходящие в стране:
—
постоянно растущие
цены на коммунальные услуги:
—
низкий уровень социального
обеспечения:
—
невозможность развиваться
в профессиональном плане.
Все это заставляет наших соотечественников отправляться
за моря, чтобы удовлетворить главные человеческие инстинкты — востребованность и
защищенность.
Насколько такие резкие изменения в миграционных потоках
из России, а именно значительный рост числа прибывших и выбывших из страны, зависят
от изменений статистического учета мигрантов? В какой степени российские статистические
данные представляются корректными и оценивают масштабы миграции из России в развитые
страны дальнего зарубежья? Для того, чтобы более
объективно изучить потоки и направления выезда из россии, были проанализированы
статистические данные зарубежных статистических служб, и проведено их сравнение
с информацией, собираемой и публикуемой Росстатом. Как правило, учет въезжающих
в страну ведется более тщательно и подробно, чем выезжающих.[46]
При сопоставлении информации разных стран возникают сложности,
связанные с неоднородностью статистики. В каждой стране используются разные критерии
для определения понятия «мигрант». Согласно данным Евростата, иммигрантами считаются
лица, которые прожили (или собираются прожить) на территории новой страны не менее
12 месяцев. такой же подход используется и в рекомендациях ООН, согласно которым
эмигрантом можно считать человека, который живет на территории другого государства
более года. Происхождение мигрантов может определяться гражданством, страной его
рождения или страной последнего проживания. Так, при межстрановом сравнении возникают
несоответствия и расхождения в цифрах.
Рассмотрим подробнее потоки и направления иммиграции российских
граждан в страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), их
половозрастной состав и полученный статус в стране прибытия, а также сравним и проанализируем
статистические данные зарубежных национальных служб и российских источников. Из-за
разной доступности статистической информации использовались данные нескольких источников
информации: Федеральная служба государственной статистики РФ, Организаций экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), национальные статистические службы.
Главными направлениями эмиграции из россии с конца ХХ века,
когда произошло открытие границ, и появилась возможность выезда из страны, стали
Германия, Израиль и США.
Стоит обратить внимание на то, что в Германии под международными
иммигрантами понимают всех, кто прибыл в страну на срок от 3 и более месяцев. Таким образом, по немецким данным, с 2000
по 2016 годы в Германию из россии иммигрировало более 600 тыс. человек, по данным
Росстата — 260 тыс. человек. Недоучет российской статистики за этот период составляет
практически 50%, а в некоторые годы и больше.
В последние 3 года отмечается тенденция увеличения числа
эмигрантов из россии (476 тыс. человек), однако ежегодные оценки Росстата остаются
прежними. Данные расходятся по причине все меньшего желания оформлять в россии выезд,
в том числе по причине сохранения дистанционной работы в России из Израиля.
В настоящее время количество въехавших в страну российских
граждан не превышает 10 тыс. в год. В целом, за период с 1997 по 2016 год в США
прибыло около 230 тыс. человек, российские оценки значительно ниже (60 тыс.).[47]
Таблица 2.3
сравнение данных российской статистики и национальных статистических
служб Германии, Израиля и США о числе российских эмигрантов/иммигрантов в эти страны[48]
Германия
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
Национальные источники
42980
23241
20487
18611
18615
18671
19696
20714
33233
23352
25082
Росстат
21458
8229
6486
4916
4115
3725
3815
3781
3979
4792
4531
Разница
21522
15012
14001
13695
14500
14946
15881
16933
29254
18560
20551
доля, которая не учитывается Росстатом
50,1
64,6
68,3
73,6
77,9
80
80,6
81,7
88
79,5
81,9
Израиль
Национальные источники
4221
3602
3370
2693
3314
3515
3756
3548
4094
4647
6716
Росстат
1745
1202
1040
894
947
977
1104
1090
1151
1050
Разница
2476
2194
2168
1653
2420
2568
2779
2444
3004
3496
5666
доля, которая не учитывается Росстатом
58,7
60,9
64,3
61,4
73
73,1
74
68,9
73,4
75,2
84,4
США
Национальные источники
18055
13159
9426
11695
8238
6718
7944
9969
9753
9455
—
Росстат
4040
3109
2108
1722
1440
1461
1422
1561
1485
1947
—
Разница
14015
10050
7318
9973
6798
5257
6522
8408
8268
7508
—
доля, которая не учитывается Росстатом
77,6
76,4
77,6
85,3
82,5
78,3
82,1
84,3
84,8
79,4
—
Источник: Росстат
несмотря на значительное снижение оценок притока российских
граждан в данные страны, они остаются главными центрами их притяжения. вопрос российской
эмиграции в эти государства является достаточно изученным. Ему посвящено множество
статей, например, П.М. Поляна, Ж.А. Зайончковской, С.В. Рязанцева, О.А. Иконникова,
М.С. Тольца, М.С. Савоскул и др. В 2016 году М.Б. Денисенко провел анализ российской
эмиграции по данным национальных статистических ведомств, сравнение методики и походов
к миграционному учету разных стран, в данной статье также используется подобный
метод. Однако за последние 10 лет формируются новые направления притока россиян
в страны дальнего зарубежья, которые будут проанализированы далее.
2.3. Государственная политика в сфере регулирования российской
трудовой эмиграции
Сложившаяся тенденция к оттоку населения предопределяет
политику государства в области миграции. Вопросы управления, упорядочения и стабилизации
миграции выступают в качестве приоритетных направлений государственной политики.
Происходит совершенствование законодательства во всех секторах миграционного спектра.
В последние годы продолжается наращивание регуляторного потенциала для управления
мобильностью мигрантов. учитывая, что миграция является трансграничным или транснациональным
явлением, важное значение придается сотрудничеству с зарубежными государствами,
вовлеченными в данный процесс.
Миграционные процессы имеют стихийный характер. количество
граждан осуществляющих трудовую деятельность за рубежом легально, составляет не
более 10% от общего числа занятых трудовых мигрантов. Это связанно с отсутствием
в республике системы управления миграционными процессами, и ее институционального
обеспечения. На недостаточном уровне развит порядок легального трудоустройства за
рубежом. проблемы пребывания трудовых мигрантов в странах пребывания, зачастую возникают
из-за правовой неграмотности или не соблюдения трудовыми мигрантами законодательства
в государстве нахождения.[49]
Миграционные показатели учитывает демографические показатели
республики. Численность населения, ежегодно вступающего в трудоспособный возраст,
составляет в среднем 100 тыс. человек, в то время как объем миграционного оттока
стабилизировался в последние годы на уровне 20-25 тыс. человек, таким образом, ежегодный
прирост трудоспособного населения в ближайшие годы сохранится на уровне 75-80 человек.
Темпы воспроизводства населения несколько сократились по сравнению с началом 80-х
годов, но все еще остается на достаточно высоком уровне и составляет от 65-70 тыс.
человек ежегодно. Таким образом, продолжается естественный прирост населения, который
сохранится и в ближайшие годы.
Наряду с этим, отмечается необходимость формирование устойчивой
системы регулирования трудовой миграцией. Мобильность людей в поисках трудоустройства
получила широкое распространение, Учитывая это, необходимо обеспечить эффективное
управление трудовой миграцией, чтобы максимально увеличить ее положительное влияние
и свести к минимуму отрицательные эффекты для страны, а также для самих трудящихся-
мигрантов и членов их семей.[50]
увеличение потоков трудовой миграции влечет за собой активизацию
таких негативных проявлений как нелегальная миграция, незаконный вывоз и торговля
людьми.
Подавляющее большинство трудовых мигрантов занято в странах-реципиентах
на непривлекательных, опасных и низкооплачиваемых работах, не требующей определенной
профессиональной подготовки и квалификации. Среди трудовых мигрантов из РФ становится
все больше выходцев из малых городов и сел, которые менее образованны и не имеют
четкой трудовой квалификации, зачастую это выпускники средних образовательных учреждений,
которые вынуждены направляется за ее пределы. Данная категория трудовых мигрантов
не имеют специальности и по это трудоустраиваются по профессиям не требующей квалификационной
навыков. Низкий образовательный и профессиональный уровень предопределяет низкооплачиваемый
характер трудовой активности рабочих мигрантов.
Наряду с государственным регулированием иммиграции,
существует и государственное регулирование эмиграции. Оно особенно развито в
тех странах, где экспорт рабочей силы является важным элементом экономического
развития.
Государственное регулирование экспорта рабочей силы
преследует следующие цели:
1. Защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в
принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного
пребывания.
2. Возмещение потерь от выезда национальной рабочей
силы за пределы страны.
Эмиграционная политика основывается на следующих
принципах:
1. Гарантия возможности возвращения мигрантов на
родину.
2. Обеспечение поступления в страну и эффективного
использования валютных переводов трудящихся-мигрантов.
3. Содействие смягчению «внутренней» безработицы
благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом на
этом рынке.
4. Ограничение выезда занятых в тех секторах
экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены.
5. Оздоровление внутреннего рынка труда благодаря
приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом повысили свой
квалификационный уровень.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование
трудовой эмиграции, основывается на соответствующих статьях Конституции страны,
национальном эмиграционном законодательстве, а также включает в себя
двусторонние и многосторонние международные соглашения. Кроме того, некоторые
страны принимают специальные эмиграционные программы; в этой сфере действуют
также нормативные акты, входящие в общую систему административного,
таможенного, налогового, инвестиционного, банковского и других законодательств.
Ответственность за нарушение эмиграционного
законодательства возлагается как на самого эмигранта, так и на посредников.
лица, незаконно эмигрировавшие, или не выполняющие условий контракта, после
возвращения на родину подвергаются определенным санкциям в виде штрафа или даже
тюремного заключения (как, например, в Турции).
Фирмаобязанностей может быть лишена лицензии, а также на нее могут быть наложены
финансовые взыскания.
Экспорт рабочей силы, особенно малоквалифицированной,
имеет целый ряд позитивных последствий для стран-доноров. При отъезде
безработных уровень безработицы в стране снижается, следовательно, снижается
социальная напряженность, облегчаются финансовые обязательства государства по
выплате пособий по безработице.
Страна-донор имеет четыре прямых источника валютных
поступлений от экспорта рабочей силы:
1. Налоги с прибыли фирм-посредников;
2. непосредственные переводы эмигрантов на
родину для поддержки семей и родственников;
3. личное инвестирование мигрантов в
экономику своей родины (привоз на родину современных средств производства и
предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, ценных бумаг);
4. капиталы от стран-импортеров рабочей
силы, выделяемые в рамках программ, направленных на стимулирование
экономического роста стран-экспортеров.
Необходимо отметить, что доходы от экспорта рабочей
силы вполне сравнимы с доходами от товарной торговли. У развивающихся стран
доходы от экспорта рабочей силы растут гораздо более высокими темпами, чем
доходы от торговли – по 10% в год. За последние 15-20 лет у Пакистана, к
примеру, доходы от экспорта рабочей силы в 5 раз превышают доходы от экспорта
товаров.
Для основных мировых экспортеров рабочей силы денежные
переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления валюты
в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором
имеется специальная статья «денежные переводы работников из-за рубежа». В
некоторых случаях дефицит торгового баланса страны превращается в избыток
платежного баланса, благодаря валютным поступлениям от эмигрантов. По данным
МВФ, частные переводы, включаемые в платежный баланс таких стран, на 90%
состоят из поступлений от эмигрантов-рабочих. В настоящее время переводы
мигрантов из России составляют 20% ВВП Грузии, 30% ВВП Молдавии, а рабочие из
Таджикистана высылают домой два бюджета республики.
Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по
оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую же сумму, что
они перевели в страну.
следовательно, чтобы оценить реальные поступления,
общую сумму переводов можно удвоить. Расчеты показывают, что валютная
эффективность экспорта рабочей силы как минимум в 5 раз превышает валютную
эффективность товарного экспорта. Многие государства, такие как бывшая
Югославия, Египет, Пакистан, Индия и др. создали у себя экспортную
специализацию по трудовым услугам, которая является прочным источником валютных
доходов.
В последнее время реэмигранты привозят на родину все
больше товаров производственного назначения с целью организации небольших
производств у себя на родине. В подавляющем большинстве стран правительства
максимально поощряют ввоз реэмигрантами средств производства: снижают или
отменяют таможенные пошлины и другие барьеры, тем самым способствуя развитию
малого предпринимательства и увеличению занятости внутри страны. Поощряется
также и ввоз потребительских товаров, что способствует насыщению отечественного
рынка дефицитными экспортными товарами.
Еще одним положительным моментом для стран-экспортеров
является то, что по возвращении эмигрантов на родину они, нередко, обладают
достаточно высокой квалификацией и могут быть организаторами трудового
процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим.
Таким образом, страна получает как бы «обогащенные» трудовые ресурсы.
необходимо лишь создать возвращающимся благоприятные экономические и социальные
условия для реализации их потенциала.
таким образом, выгоду от экспорта рабочей силы
получает не только государственный бюджет страны, но и вся Экономика в целом.
Есть и негативные последствия. Страна-донор
теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, что ведет к
ухудшению демографической ситуации.
иная ситуация складывается и при миграции
высококвалифицированных работников — рабочих высокой квалификации, инженерно
технических работников, ученых и специалистов. Такая миграция является
характерной особенностью современных процессов трудовой миграции. Поток таких
мигрантов направлен главным образом в промышленно развитые страны, которые
получают за счет приезда таких работников значительный экономический эффект. Страна,
не затрачивая средств на подготовку такого специалиста, сразу получает отдачу
от его высокоэффективного труда. По имеющимся оценкам, Прибыль, получаемая в
результате эксплуатации «чужих умов» превышает объем помощи оказываемой
развивающимся странам, в Канаде в 7 раз, а в великобритании в 3 раза.
С конца 80-х годов в связи с крушением
социалистической системы возрос выезд высококвалифицированных специалистов из
стран Восточной Европы.
За счет такой «утечки умов» сокращается
интеллектуальный потенциал стран-доноров рабочей силы. Они теряют все затраты,
вложенные в подготовку этих кадров. Это имеет немаловажные последствия в
условиях огромной роли научно-технического прогресса в развитии экономики как
всего мирового хозяйства, так и отдельных стран. Таким образом, положение
стран-доноров высококвалифицированной рабочей силы ухудшается, размывается база
для развития технического и экономического потенциала страны в будущем. А все
потери стран-доноров в этом случае оборачиваются выигрышем для стран-реципиентов.
Процессы международной трудовой миграции — это
наиболее очевидные, открытые формы проявления международного рынка труда. Но,
наряду с ними, существуют и развиваются все новые и новые его формы. В
частности, использование труда иностранных специалистов с помощью
телекоммуникационных средств связи (без непосредственного перемещения рабочей
силы через границу) и другие.
В результате развития международного рынка труда
происходит все более тесное вплетение в мирохозяйственные связи тех стран,
которые еще не достигли высокого уровня экономического и технического развития
и участвуют в международных экономических отношениях в основном за счет
экспорта рабочей силы. одновременно происходит освоение рабочей силой этих
стран современных технологий, передовых навыков труда, что способствует
сглаживанию различий в квалификационном уровне населения более развитых и менее
развитых стран.
Наиболее актуальными являются вопросы защиты прав трудовых
мигрантов, вопросы, связанные с оптимизацией преимуществ организованной трудовой
миграции, формирование институционального потенциала и межведомственного взаимодействия,
а также предупреждения незаконной миграции.[51]
В связи с вышеизложенным, мы считаем, необходимо усилить
и принять необходимые изменения и дополнения в действующее миграционное законода,
с целью совершенствования нормативно-правовой базы путем:
—
гармонизации нормативно-правовой
базы РФ с нормами международного права в сфере трудовой миграции населения;
—
выработки критериев
иммиграционных и трудовых квот дифференцированно к различным категориям мигрантов
в зависимости от вклада в развитие республики;
—
усиления ответственности
работодателей за незаконное привлечение трудовых мигрантов.
Вывод по 2
главе
Иммигрировать в США нелегко, но те россияне, которые прошли
через трудности и бюрократические препятствия и преодолели их, сумели устроить для
себя достойную жизнь. У русских иммигрантов в Соединённых Штатах есть два пути:
жить внутри культурной среды соотечественников или влиться в американское общество.
Большинство выбирает второй путь, потому что именно он гарантирует успех и уважение.
Жизнь среднестатистического американского гражданина — это свобода и ответственность,
борьба за успех, высокие Налоги и почасовая зарплата. В этой стране каждый возделывает
свой сад и наслаждается его плодами.
последний отток российских граждан, начало которому было
положено в 2012 году, многие связывают с третьим президентским сроком, когда стало
понятно, что особых изменений в стране ожидать не приходится,
С началом событий в Украине, которые повлекли за собой
различного рода экономические санкции со стороны стран Запада, а также отсутствие
доступа к иностранным капиталам, данный процесс активизировался с удвоенной силой.
В целом можно сказать, что большую часть граждан сегодня
не устраивает:
—
политическая ситуация
в государстве:
—
отсутствие возможности
влиять на процессы, происходящие в стране:
—
постоянно растущие
цены на коммунальные услуги:
—
низкий уровень социального
обеспечения:
—
невозможность развиваться
в профессиональном плане.
Все это заставляет наших соотечественников отправляться
за моря, чтобы удовлетворить главные человеческие инстинкты — востребованность и
защищенность.
Наиболее актуальными являются вопросы защиты прав трудовых
мигрантов, вопросы, связанные с оптимизацией преимуществ организованной трудовой
миграции, формирование институционального потенциала и межведомственного взаимодействия,
а также предупреждения незаконной миграции.
В связи с вышеизложенным, мы считаем, необходимо усилить
и принять необходимые изменения и дополнения в действующее миграционное законода,
с целью совершенствования нормативно-правовой базы путем:
—
гармонизации нормативно-правовой
базы РФ с нормами международного права в сфере трудовой миграции населения;
—
выработки критериев
иммиграционных и трудовых квот дифференцированно к различным категориям мигрантов
в зависимости от вклада в развитие республики;
—
усиления ответственности
работодателей за незаконное привлечение трудовых мигрантов.
Заключение
В отношении оценки влияния эмиграции молодежи на социально-экономические
и демографические процессы в россии большинство ученых и экспертов сходятся во мнении,
что эмиграция молодежи на постоянное место жительства — явление негативное, подрывающее
демографическую и социально-экономическую безопасность страны. На фоне демографического
кризиса потеря образованной части населения, находящейся в активном репродуктивном
и трудоспособном возрасте, является невосполнимой потерей для страны. Демографические
потери выражаются как в уменьшении численности населения, так и в потенциальных
потерях от сокращения реализации репродуктивного потенциала. кроме того, сокращение
численности молодежи несет и экономические проблемы, связанные с сокращением некоторых
сегментов потребительского рынка, рынка образовательных услуг, налоговых поступлений
и пр. нужно также отметить социальный аспект — общество, в котором мало молодежи,
часто теряет социальный оптимизм и динамику развития.
При всей отрицательной оценке эмиграционного оттока на
постоянное место жительства молодежи за границу, в настоящее время меры противодействия
не могут носить прямого характера. Государственные структуры должны понимать, что
предотвратить отток возможно не методом запретов, а методом изменения социально-экономических
условий реализации молодежью своего жизненного и трудового потенциала в России.
Прежде всего необходимо изменение ценности образования, которое должно измеряться
высокой заработной платой. К сожалению, молодые люди, окончив университеты в России,
не видят перспективы работы по специальности, не чувствуют своей востребованности,
не получают достойной оплаты труда. необходимо повышение оплаты труда в отраслях,
которые продуцируют отток за рубеж квалифицированных специалистов — прежде всего
в образовании и науке. Создание условий для профессионального роста и развития,
востребованность на рынке труда молодых профессионалов не только позволит предотвратить
отток молодежи за границу, но и сможет привлечь молодых людей, эмигрировавших ранее,
обратно в страну.
Иммигрировать в США нелегко, но те россияне, которые прошли
через трудности и бюрократические препятствия и преодолели их, сумели устроить для
себя достойную жизнь. У русских иммигрантов в Соединённых Штатах есть два пути:
жить внутри культурной среды соотечественников или влиться в американское общество.
Большинство выбирает второй путь, потому что именно он гарантирует успех и уважение.
Жизнь среднестатистического американского гражданина — это свобода и ответственность,
борьба за успех, высокие Налоги и почасовая зарплата. В этой стране каждый возделывает
свой сад и наслаждается его плодами.
последний отток российских граждан. начало которому было
положено в 2012 году, многие связывают с третьим президентским сроком, когда стало
понятно, что особых изменений в стране ожидать не приходится,
С началом событий в Украине, которые повлекли за собой
различного рода экономические санкции со стороны стран Запада, а также отсутствие
доступа к иностранным капиталам, данный процесс активизировался с удвоенной силой.
В целом можно сказать, что большую часть граждан сегодня
не устраивает:
—
политическая ситуация
в государстве:
—
отсутствие возможности
влиять на процессы, происходящие в стране:
—
постоянно растущие
цены на коммунальные услуги:
—
низкий уровень социального
обеспечения:
—
невозможность развиваться
в профессиональном плане.
Все это заставляет наших соотечественников отправляться
за моря, чтобы удовлетворить главные человеческие инстинкты — востребованность и
защищенность.
Наиболее актуальными являются вопросы защиты прав трудовых
мигрантов, вопросы, связанные с оптимизацией преимуществ организованной трудовой
миграции, формирование институционального потенциала и межведомственного взаимодействия,
а также предупреждения незаконной миграции.
В связи с вышеизложенным, мы считаем, необходимо усилить
и принять необходимые изменения и дополнения в действующее миграционное законода,
с целью совершенствования нормативно-правовой базы путем:
—
гармонизации нормативно-правовой
базы РФ с нормами международного права в сфере трудовой миграции населения;
—
выработки критериев
иммиграционных и трудовых квот дифференцированно к различным категориям мигрантов
в зависимости от вклада в развитие республики;
—
усиления ответственности
работодателей за незаконное привлечение трудовых мигрантов.
Список
использованной литературы
1.
Асеев Ю.И., Кравченко
И.Н. россия накануне очередного мирового кризиса: учебное пособие. Ставрополь: Агрус.
2014. 210 с.
2.
Владимирова И.Г.
Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и
за рубежом. 2016. №3. С. 100-106.
3.
Воробьева О.Д. Рынок
труда и миграция. // Демоскоп Weekly. 2015. №511-512.76 с.
4.
Всё о жизни
русских иммигрантов в США: интересные факты и отзывы URL: www.gks.ru (дата обращения: 02.03.2017)
14.
Официальный сайт
Национального статистического комитета КР [электронный ресурс] // URL: www.nasstat.kg. (дата обращения: 02.03.2017)
15.
Петрова Р.А., Шилова
Н.Н. Регулирование напряженности на рынке труда в условиях политической нестабильности
[Электронный ресурс] // международный студенческий научный вестник. 2016. №1.
[электронный ресурс] // URL: www.gks.ru
23.
Труд и занятость
в россии — 2015. — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2016. [электронный
ресурс] // URL: www.gks.ru
24.
Федотова М.Ф., Шойко
И.С. Современная миграционная Политика в РФ // Право и безопасность. 2016. №2 (35).
С. 35-49.
25.
Фирсова Н.А. Политико-правовые
проблемы миграции в условиях глобализации. — Бишкек, 2016.
26.
Численность и миграция
населения российской Федерации в 2016 году. — М.: Федеральная служба государственной
статистики (Росстат) [Электронный ресурс] // URL: HTTP://internationalliving. com. (дата обращения: 02.03.2017)
31.
John Edwards. Globalization and the Batterfly Effect [электронный ресурс]. URL: