Учебная работа. Теоретическое осмысление миграционного кризиса на фоне европейской интеграции

Теоретическое осмысление миграционного кризиса на фоне европейской интеграции

Контрольная работа

Теоретическое осмысление миграционного кризиса на фоне европейской интеграции

Содержание

1.Миграционный кризис как вызов европейской интеграции

. Правовая база миграционной политики ЕС перед лицом растущего притока мигрантов

. Переход количества в качество: первые шаги новой миграционной политики

Литература

. Миграционный кризис как вызов европейской интеграции

Рассмотрение темы необходимо начать с позиций межправительственного подхода к теории европейской интеграции. Этот подход основывается на традиционных постулатах реалистской парадигмы в теории международных отношений и является теоретической основой данной выпускной квалификационной работы. Межправительственный подход (интерговерментизм) был разработан в 1960-х гг. в качестве альтернативной теории европейской интеграции. Основоположником данной теории считается Стенли Хоффман. Согласно ей, несмотря на развитие европейской интеграции, государства Европы продолжают оставаться национальными государствами, и их взаимоотношения являются основными признаками взаимодействия стран ЕС в рамках данной интеграционной группировки. Соответственно, государства ЕС охотно взаимодействуют во взаимовыгодных сферах, таких как таможенный союз, выработка стандартов товарной продукции, и, в то же время, не заинтересованы в сотрудничестве в сферах принципиальных для существования национального государства, к примеру, в вопросах национальной безопасности, внешней политики, бюджетной политики государства и т.д. Примечательно, что на данный момент Европейский Союз не обладает системной и унифицированной внешней политикой, хотя и добился достаточно высокого уровня безопасности в регионе.

Национальные интересы стран-участниц европейского Союза стали основой и движущим фактором для зарождения и формирования интеграционных процессов в данном регионе. В настоящее время ЕС представляет собой часть системы международных отношений и действует согласно ее основным законам. Европейский Союз представлен суверенными государствами, среди которых сохраняется дух соперничества и конкуренции, осложняющий процесс формирования единой политики ЕС. Соответственно, европейские государства являются самостоятельными акторами международных отношений, не признающими над собой верховного авторитета. Также, суверенные государства полностью независимы в вопросах внешней политики, а если испытывают давление, то стремятся от него избавиться.

Разобщенность европейских государств в вопросах миграции начала проявляться с 2011 года в результате увеличения миграционных потоков в Европу. Италия, страна которая в то время несла на себе основную тяжесть иммиграции, неоднократно обращалась за помощью к Европейскому Союзу, который по существовавшей договоренности, был обязан оказывать поддержку и равномерно распределять беженцев по всем странам ЕС. Но это не принесло результата. Ведущие государства ЕС, Великобритания, Германия и Франция, отказались принимать иммигрантов.

более того, нарастание миграционного кризиса в середине 2015 -начале 2016 гг. также показало преобладание сугубо национальных интересов среди государств-членов европейского Союза. В сентябре 2015 года правительство Швеции отказалось принимать иммигрантов на территории своей страны, мотивируя это тем, что Швеция вошла в состав европейского союза на условиях, допускающих отказ от участия в общей внутренней политике ЕС. Великобритания пошла еще дальше, объявив о проведении референдума о членстве в ЕС, назначенного на 23 июня 2016 года. Ставя вопрос таким образом, правительство страны добивается уступок со стороны ЕС, в частности в сфере миграционной политики. В конце марта 2016 года Польша тоже заявила о том, что не может больше принимать мигрантов, сославшись на террористические атаки в Брюсселе.

С другой стороны, именно логика межправительственного подхода позволяет видеть, что интеграция и сотрудничество суверенных государств направлены на увеличение силы и улучшение перспектив всех членов европейского Союза. Более того, именно национальные государства Европейского Союза являются источниками легитимности, а также получателями выгод и преимуществ, которые несет в себе ЕС. На основе данного постулата автор делает вывод, что внешняя угроза в лице миграционного кризиса сплотит страны Европейского Союза на основе общности национальных интересов.В данном случае Италия является одним из самых заинтересованных в этом вопросе государств, которое давно призывает остальные страны ЕС к солидарности и сотрудничеству. В результате, ЕС сможет преодолеть миграционный кризис путем совершенствования свой иммиграционной политики.

. Правовая база миграционной политики ЕС перед лицом растущего притока мигрантов

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению иммиграционной политики ЕС, необходимо дать определение ключевым терминам миграционного процесса. Под ищущим убежища лицом (аnasylumseeker) подразумевается человек, который спасается от преследования или конфликта, и, следовательно, ходатайствует о международной защите по Конвенции о беженцах 1951 года. «Беженец (a refugee), согласно Конвенции, это тот, кто не может или не желает вернуться на родину в силу опасности стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений». Экономический мигрант (an economicmigrant) — это человек, мигрирующий сугубо по экономическим причинам с целью улучшения своего материального положения. Термин «мигрант» является наиболее общим и включает в себя все перечисленные понятия. такова основная терминология миграционного процесса.

Чтобы доказать гипотезу, необходимо вкратце проследить формирование единой иммиграционной политики ЕС.

В исторической ретроспективе страны Европы долгое время сами являлись донорами трудовых ресурсов для недавно открытых территорий Северной и Южной Америки, Австралии и многих других. Население Европы эмигрировало в Новый свет, стремясь избавиться от сословных привилегий европейского общества, найти плодородные земли и избежать малоземелья, обрести новые возможности и перспективы. Ситуация кардинально меняется в середине XX века. после Второй мировой войны страны Европы стали местом, невероятно привлекательным для иммиграции. Эта тенденция объясняется, в первую очередь, бурным экономическим развитием, которое началось в Европе во многом в результате помощи США, оказанной в рамках плана Маршалла. В результате, в Европу стали переселяться вынужденные европейские эмигранты, бежавшие от ужасов второй мировой войны. Следующий этап иммиграции был спровоцирован распадом колониальных империй и желанием жителей недавних стран-колоний мигрировать в богатые метрополии. сейчас этот процесс сохраняется, например, продолжается иммиграция в Европу из стран Северной Африки, многие из которых находились под владычеством Франции. жители этих государств стремятся переехать туда на постоянное местожительство.

Естественно, что с распадом колониальной системы страны Европы столкнулись с необходимостью контроля миграции. Тем не менее, начало формированию общей иммиграционной политики европейского Союза положил только Маастрихтский договор, подписанный в 1992 году. после его подписания началось коллективное взаимодействие стран-членов ЕС, в частности и в сфере иммиграции. характерно, однако, что европейская интеграционная группировка изначально ставила перед собой цель разработки законодательных норм и укрепления взаимодействия между государствами-членами в сфере миграции.

Поэтому закономерно, что первые попытки разработать единую иммиграционную политику касались разработки в первую очередь законодательной базы, призванной служить правосудию. В частности, декларировались права человека, а также включение данных прав в гражданский и уголовный кодексы; возможность получить убежище и Гражданство.

Следующим важнейшим событием в сфере общеевропейского контроля за миграцией стало подписание Амстердамского договора, давшего Еврокомиссии полномочия разрабатывать программы по вопросам расширения сотрудничества между странами ЕС в области миграции. В 1999 году был принят план Тампере, в котором были сформулированы общие для всех стран ЕС механизмы единой иммиграционной политики ЕС, в частности правила предоставления убежища. А также, уже в то время рассматривалась возможность укрепления границ ЕС, с целью перекрыть нелегальным иммигрантам путь в ЕС.

Следующий виток развития иммиграционной политики Европейского Союза начался со вступлением в силу в 2009 году Лиссабонского договора, который усилил роль наднациональных институтов. среди представленных расширенных полномочий необходимо отметить, что теперь национальные правительства стран ЕС не имели права осуществлять иммиграционную политику, отличную от единой политики европейского Союза в данной сфере.

Таким образом, очевидно, что Европейский союз накопил достаточный опыт в области формирования общей иммиграционной политики. В частности, ЕС обладает существенными инструментами иммиграционной политики, такими как метод координации, который заключается в синтезе законодательств стран ЕС, концепция «цивильного гражданства», стремящаяся предоставить равные права и гражданам стран Европейского Союза, и иммигрантам. более того, Евросоюз разработал информационные системы для контроля миграции -визовую (VIS), Евродак (Eurodac) и Шенгенскую (SIS). К тому же, в ЕС есть специальное пограничное агентство Европейского Союза ФРОНТЕКС и Европол.

Тем не менее, все существующие наработки Европейского Союза в сфере миграции оказались бессильны перед лицом многократного увеличения миграционных потоков в Европу. Такая тенденция наблюдается с 2011 года, именно тогда ситуация с миграцией в Европу стала усугубляться. Одной из основных причин такого массового переселения людей в Европу исследователи называют смену политического режима в странах Магриба в результате Арабской весны. К примеру, отмечается, что ситуацию осложнило свержение режима Муаммара Каддафи в Ливии, который успешно блокировал транзит иммиграционных потоков из Африки через территорию Ливии. В результате смены режимов в данных странах обострились этнические, клановые и межрелигиозные конфликты, повлекшие за собой увеличение численности беженцев. Эти люди направились в Европу в поисках лучшей жизни, в надежде спастись от нищеты и разрушения. таким образом, Европейский Союз лишился «пояса сдерживания», который олицетворяли страны Магриба. Примечательно, что на данном этапе увеличение иммиграционных потоков в ЕС было проблемой преимущественно пограничных стран Европейского Союза, Греции, Италии, Испании. В то время наиболее страдавшей от увеличения иммиграции страной была Италия. Это обуславливается ее географическим положением, благодаря которому Италия представляет собой «мост» между Европой и Африкой. В результате, вплоть до недавнего времени это был наиболее популярный маршрут беженцев.

других государств Европы данная проблема напрямую не касалась, и они не спешили помогать пострадавшим странам, разделяя иммигрантов среди всех стран Евросоюза. Но уже тогда отношения между странами ЕС стали охлаждаться. Суверенные государства Европы не стремились принимать на своей территории беженцев, так как это противоречило их национальным интересам. Как уже отмечалось, наиболее развитые государства ЕС, Великобритания, Германия и Франция, не приняли прибывших иммигрантов. Данная ситуация еще раз подтверждает теорию о том, что страны ЕС все те же суверенные государства, обладающие собственными национальными интересами. Они хотят участвовать во взаимовыгодных проектах ЕС, но не готовы действовать в ущерб своим национальным интересам.

Стремясь избавиться от обузы в лице беженцев, многие страны ЕС приводили примеры из истории, якобы демонстрировавшие, что они в прошлом успешно регулировали иммиграционные потоки, а требования Италии к ЕС не обоснованы. Например, Австрия апеллировала к событиям Балканских войн последнего десятилетия XX века. Обращалось внимание на то, что Австрия располагает значительно меньшей территорией в сравнении с Италией, и, тем не менее, была вынуждена принять в своей стране сотни тысяч беженцев. В результате, поиск решения осложнился противоречиями внутри самого ЕС.

.Переход количества в качество: первые шаги новой иммиграционной политики

Значительное увеличение иммиграционных потоков в ЕС в последние несколько лет стало предвестником начала миграционного кризиса в Европе. До недавнего времени миграционный путь через Италию был самым востребованным. Беженцы направлялись сначала к острову Лампедуза, так как этот остров был ближе всего к Африке, а потом стремились добраться до континентальной Италии и других стран Европейского Союза. В результате, многие, решившиеся на рискованное путешествие, не достигали своей цели. Огромное количество людей гибло в кораблекрушениях у южных границ ЕС. Но это никак не влияло на количество желающих попасть в Европу. То и дело в СМИ появлялась информация о новых жертвах у берегов острова Лампедуза.

Международные организации, следящие за миграционными процессами в мире, опубликовали статистические данные по масштабу миграционных потоков в Средиземноморье. К примеру, Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев сообщило количество погибших иммигрантов за 2014 год, их численность равнялась 1900 человек. Настоящая трагедия случилась в Средиземноморье в апреле 2015 года, тогда в одночасье погибли 700 беженцев из Ливии. Согласно данным международной Организации по Миграции (МОМ), с начала 2015 года по ноябрь на территорию ЕС прибыло свыше 750 тысяч беженцев и иммигрантов. Для сравнения, за сопоставимый период в 2014 году границы европейского Союза пересекли лишь 280 тысяч человек. Все перечисленные факты констатировали начало миграционного кризиса в странах Европы.

необходимо отметить, что в 2015 году миграционные потоки стали смещаться к востоку. Из 850 тысяч человек, добравшихся по морю в Европу за последний год, подавляющее большинство-82% мигрантов- добирались из Турции по Эгейскому морю в Грецию, и только 17%-из Северной Африки по Средиземному морю до Италии. Хотя именно последний был исторически наиболее часто использован.

По данным агентства ООН по делам беженцев (УВКБ), 84% прибывших — это беженцы из Сирии, Афганистана, Эритреи, Ирака и Сомали. Нигерийцы, суданцы, пакистанцы, малийцы и жители Гамбии в совокупности составляют только 7% из вновь прибывших. таков основной национальный состав современных миграционных потоков в Европу.

Приведенный ниже график наглядно демонстрирует основные направления миграционных потоков в Европу, в том числе через Турцию, Грецию и страны Восточной Европы. Также график показывает национальный состав и численность мигрантов, прибывших в каждую конкретную пограничную страну.

График № 1 Основные маршруты миграционных потоков в Европу

Источник: Migration to Europe: Death at sea // Economist. URL: #»justify»>миграционный кризис европейский Интеграция

Добравшись до Греции, беженцы направляются к северу Европы через балканские страны, Сербию, Македонию и Венгрию. В ответ на это данные европейские страны пытаются противостоять наплыву беженцев. К примеру, в сентябре 2015 Венгрия закрыла границу с Сербией, а в октябре и с Хорватией. К концу ноября к этим странам присоединились Словения, Хорватия, Сербия и Македония, эти страны также ввели пограничный контроль для беженцев и мигрантов. Пройти имели Право только сирийцы.

Европейский Союз был вынужден оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию. В результате, страны ЕС договорились принять у себя на постоянное местожительство в течение ближайших двух лет около 160 тысяч беженцев, которые уже прибыли в Италию, Грецию и в другие наиболее пострадавшие от миграционного кризиса страны. Венгрия, Чехия, Словакия и Румыния возражали против введения системы распределения беженцев между странами по квотам. А правительство великобритании отказалось участвовать в этой затее. Это еще раз доказывает наличие собственных национальных интересов у всех государств Европы.

Страны ЕС заинтересованы в ограничении миграционных потоков в Европу. В связи с этим ЕС проводит укрепление пограничного контроля и разрабатывает механизм депортации. Также ЕС планирует увеличить помощь странам Европы, принимающим наибольшее количество беженцев, и организациям, оказывающим им гуманитарную помощь. более того, ЕС считает необходимым сотрудничать со странами происхождения и транзита мигрантов по вопросам обеспечения прав человека и борьбы с контрабандой людей.

В результате, Турция стала играть весомую роль в вопросах регулирования миграционных потоков в Европу. Турция стала транзитной страной для мигрантов, стремящихся в Европу. На ее территории скапливается огромное количество беженцев, к примеру, по оценкам Организации Объединенных Наций, уже в середине марта 2015 года численность сирийских беженцев в Турции составила более 1,7 млн. человек. При том это только зарегистрированные беженцы, что позволяет говорить о том, что на самом деле их число гораздо выше.

В связи с этим, ЕС и Турция стремятся сообща решить эту проблему. 18 марта 2016 года на саммите ЕС-Турция стороны согласовали условия урегулирования миграционного кризиса на начальном этапе. Так, беженцы, прибывшие в Грецию с 20 марта, возвращаются в Турцию в обмен на беженцев из Сирии, находящихся в Турции. Расходы на их возвращение берет на себя Европейский союз. Турция по итогам соглашения получает 3 миллиарда евро на благоустройство жизни беженцев, а также ЕС обязуется предоставить к концу июня 2016 года безвизовый режим для граждан Турции. более того, стороны возобновляют переговоры о вступлении Турции в ЕС.

таким образом, среди наиболее актуальных вопросов иммиграционной политики ЕС можно выделить: проблему распределения беженцев среди европейских государств, реформирование механизма предоставления убежища и борьбу с контрабандой людей. Примечательно, что все эти вопросы не новы, все те же задачи ставились еще в мае 2015 года в рамках «Европейской повестки дня по миграции», опубликованной Европейской Комиссией. Этот документ заложил основу для реформирования иммиграционной политики ЕС.

Для реформирования механизма предоставления убежища Еврокомиссия выработала 5 приоритетных направлений развития: 1) создание устойчивой и справедливой системы для определения государства-члена, ответственного для просителей убежища; 2) укрепление системы ЕВРОДАК; 3) достижение согласия между странами по вопросам предоставления убежища в ЕС; 4) предупреждение вторичных перемещений внутри ЕС; 5) новые полномочия для европейского Агентства по делам ищущих убежища. В результате этого Агентство сможет осуществлять самостоятельную политику, тем самым способствуя эффективному функционированию общеевропейской системы предоставления убежища.

Что касается борьбы с контрабандистами, то ЕС анонсировал начало использования военно-морских сил ЕС в северной и центральной части Средиземного моря (EUNAVFOR MED). Целью этой военной операции является обнаружение и уничтожение судов, которые используются для контрабанды мигрантов. Данная операция позволит избежать дальнейшей гибели беженцев в Средиземном море и внесет важный вклад в улучшения безопасности в регионе, считают в Европейской службе внешнеполитической деятель (ЕСВД). Тем не менее, данный проект подвергся широкой критике, особенно предложение по уничтожению судов.

Таким образом, в настоящее время Европейский Союз стоит на пороге перемен в миграционном вопросе. Миграционный кризис стал серьезным вызовом для единства Европы. Европейским странам сложно прийти к соглашению по самым насущным вопросам единой миграционной политики, так как большинство европейских государств не намерены действовать в ущерб своим интересам. Данная ситуация подтверждает теорию межправительственного подхода, на практике доказывая наличие в ЕС суверенных государств и, как следствие, национальных интересов этих государств. Тем не менее, институциональные структуры ЕС обладают достаточной политической волей и авторитетом среди стран-членов ЕС, так как, несмотря на существующие возражения и споры между государствами, реализуется распределение беженцев по странам Европы. К примеру, даже великобритания, стремящаяся покинуть ЕС, обязалась принимать беженцев из Сирии. Европейская Комиссия по нескольку раз в месяц публикует на своем сайте отчеты по перераспределению беженцев и по текущей ситуации в регионе. А также идет оживленная работа по совершенствованию контроля за границами ЕС. Все эти меры говорят о достижении некоего компромисса между странами ЕС по вопросам миграции и демонстрируют решимость ЕС бороться с миграционным кризисом, действуя сообща.

Литература

Аршба О. И. Иммиграция, Интеграция, натурализация: опыт западноевропейских стран. — М.: Дело, 2012. 319 с.

В Средиземном море затонуло судно с беженцами: есть опасения, что погибли сотни человек //Euronews. URL: #»justify»>Гребёнкина И.В. Политика Италии в отношении нелегальных мигрантов после «арабской весны»: опыт для россии // Вестник МГИМО-университета. — 2012. — №1. — С. 68-74.: #»justify»>Животовская И. Г. Италия на пути к мультиэтническому обществу: проблемы и поиск решений / И. Г. Животовская // Актуальные проблемы Европы. — 2011. — № 4. — С. 166-192.

Зонова Т. В. Миграционный аспект глобализации: казус Италии / Т. В. Зонова // Научный диалог. — 2015. — № 1 (37). — С. 130-138

Малышева Д. Б. россия в Средиземноморье // Международная жизнь. — 2015-№ 11.- С. 111-123.

Миракян Н. никто не доплыл до Европы // российская газета 2015 №6654 (83) // Российская газета. URL: #»justify»>Михайленко Ю. Швеция отказалась принимать беженцев, направляющихся в страну из Дании // ТАСС. URL: #»justify»>Попова Э. Г. Автореферат диссертации на тему «Иммиграционная Политика Италии и возможности её применения в России». — М., 2010. 29 с.

Учебная работа. Теоретическое осмысление миграционного кризиса на фоне европейской интеграции