Учебная работа. Теневые операции в международном бизнесе: проблемы отслеживания и борьбы
Теневые операции в международном бизнесе: проблемы отслеживания и борьбы
ТЕНЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ бизнесе: ПРОБЛЕМЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И БОРЬБЫ
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы экономических вопросов нелегального (теневого) бизнеса
.1 Теоретические подходы к исследованию теневых (нелегальных) операций
.2 История теневых (нелегальных) операций в международном бизнесе
.3 Общая характеристика теневых операций в современном международном бизнесе
Глава 2. Анализ методов решения вопросов теневых (нелегальных) операций в России и за рубежом
.1 Опыт отслеживания и борьбы с теневыми (нелегальными) операциями за рубежом на примере нескольких стран
.2 Особенности противодействия теневой экономике России в новых условиях международной торговли
Глава 3. Пути решения проблем в сфере теневой экономики в международных отношениях россии
.1 Новые меры по регулированию нелегальной трудовой занятости
.2 совершенствование механизма противодействия легализации теневых доходов
Заключение
список литературы
Введение
Актуальность темы исследования. государственной стратегией экономической безопасности определено, что состояние национальной безопасности страны напрямую зависит от ее экономического потенциала и эффективности функционирования системы национальной безопасности. В качестве источника угроз национальной безопасности, наряду с прочими, обозначены теневые (нелегальные) экономические явления.
Причем следует учитывать, что в настоящее время в условиях глобализации экономических отношений и ускоренного развития информационной и коммуникационной инфраструктуры претерпели существенные изменения способы и методы минимизации издержек субъектами хозяйствования, при этом далеко не все из них находятся в рамках правового поля. Если в индустриальной экономике нелегальная экономическая деятельность существовала параллельно с легальной, то в постиндустриальной экономической системе отношения легального и нелегального секторов носят симбиотический характер, что существенно затрудняет выявление и минимизацию теневой экономической деятель, требует новых методических и организационных подходов в сфере государственного регулирования экономики.
Актуальность обозначенных проблем, недостаточная степень их теоретической и практической разработанности предопределили выбор темы исследования, его цели и задачи.
Степень разработанности проблемы. Изучению различных аспектов теневых экономических отношений и теневого сектора экономики посвящены труды таких зарубежных экономистов, как К. Харта, Г. Гроссмана, А. Каценелинбойгена, К. Гэдди, П. Гутмана, Э. Фейга, Д. Линдауера, Э. Де Сото и др. Вклад в научное исследование различных аспектов теневых экономических отношений внесли и различные российские ученые. Несмотря на значительное количество публикаций по тематике, касающейся теневых экономических отношений, ряд проблем, связанных с их отслеживанием и противодействием им остается нерешенным.
Целью исследования является развитие и совершенствование теоретико-методических и практических подходов к проблемам отслеживания и борьбы с теневыми и нелегальными операциями в международном бизнесе.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы экономических вопросов нелегального (теневого) бизнеса;
проанализировать методы решения вопросов теневых (нелегальных) операций за рубежом;
рассмотреть особенности противодействия теневой экономике России в новых условиях международной торговли;
обосновать эффективные меры по регулированию нелегальной трудовой занятости;
описать пути совершенствования механизма противодействия легализации теневых доходов.
объект исследования — особенности функционирования международного бизнеса под воздействием теневого сектора.
Предмет исследования — теневые экономические отношения в международном бизнесе и меры противодействия им.
Теоретическую и методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в сфере исследования различных аспектов теневой экономической деятельности и ее воздействия на факторы, определяющие развитие международного бизнеса.
Методической основой работы явились следующие методы исследования: абстрактно-логический, аналитический, системного и статистического анализа.
Глава 1. Теоретические основы экономических вопросов нелегального (теневого) бизнеса
.1 Теоретические подходы к исследованию теневых (нелегальных) операций
В литературе принято считать, что теневой сектор экономики — это часть экономики, возникающая как следствие противоречий в ценностных и мотивационных ориентациях субъектов экономической системы, целью которых является извлечение максимальной выгоды из несоблюдения действующей в обществе системы мер регулирования, регламентирования, контроля и учета экономических отношений и процессов, норм права и морали, установленных властными структурами, социальными институтами и субъектами хозяйствования.
Следует признать, что, несмотря на перманентную актуальность, до сих пор в исследовательской литературе не сложилось четкой трактовки данного понятия, «не выработано общепринятого определения теневой экономики и базовой типологии, напротив, сосуществует массив метафорических понятий, их произвольных дефиниций и классификаций, основанных на несогласованных критериях». Это объясняется тем, что теневая Экономика есть сложный, многоаспектный процесс, затрагивающий все сферы экономической действительности. Он имеет связь не только с нарушением законодательства, являющимся центральным критерием подведения под данную категорию, но и с сугубо экономическими понятиями (ВВП, монополия, конкуренция, Прибыль, инфляция, миграция), а также с философским, политическим и культурным арсеналом — Мораль и нравственность, а также — деловой имидж.
Это свидетельствует о том, что много нераскрытого и дискуссионного в этой области экономического знания — например, уменьшение негативных последствий «приватизации», «великой криминальной революции» (для России), и улучшение развития нормативных условий для предпринимательства.
Стоит понимать, что теневая экономика не нарушение экономической системы, а есть «переплетение многих факторов». Так, в советское время был запрет на частную Собственность (предпринимательство), что привело к дефициту, скрытой перманентной дефицит породил возникновение теневого рынка советского периода россии, где продукцию редкую можно было купить, но за более высокую плату.
В указанном контексте понятно, почему ряд авторов определяет следующие причины развития теневой экономики на современном этапе:
низкий показатель социально-экономического развития;
несовершенство законодательства;
высокий уровень налогообложения;
чрезмерная бюрократизация правил хозяйственной жизни.
Ю.Н. Попов и М.Е. Тарасов к причинам относят следующие:
несовершенство законодательной системы;
социальное положение тех или иных групп населения.
А.М. Чернецкий называет такие «важнейшие институциональные факторы, способствующие росту теневой активности: налогообложение, трудовое законода, особенности государственного регулирования, коррупция в органах государственной власти».
Думается, что главное в общей характеристике теневых операций в современном международном бизнесе — это вопрос угрозы экономической безопасности государства.
Кроме того, учеными выделяются различные вилы явлений, связанных с теневым сектором экономики:
теневое привлечение финансового капитала,
теневое приобретение факторов производства (обособленно выделяются, в связи с имеющимися специфическими особенностями, приобретение материальных оборотных средств, долгосрочно используемых активов производственного назначения и рабочей силы),
теневое Производство продукции (работ, услуг),
теневой сбыт,
теневое распределение.
Отметим, что каждый из этих сегментов подразделяется на легализуемый и нелегализуемый, а в теневом распределении выделяется также криминальный сегмент.
Кроме того, исследователи выделяют различные детерминанты возникновения теневых экономических отношений и их воздействия на развитие экономической системы:
) фундаментальные детерминанты, связанные с противоречиями в целевых, ценностных и мотивационных ориентациях основных субъектов экономических отношений;
) системные детерминанты, обусловленные особенностями сложившейся системы государственного и общественного регулирования экономических отношений между бизнесом, государством, наемными работниками;
) субъектно-хозяйственные детерминанты, обусловленные системой взаимоотношений между центрами принятия управленческих решений внутри субъектов хозяйствования, а также между ними и персоналом на уровне субъектов хозяйствования.
Итак, как показывает анализ литературы, исследователи полагают, что наличие в экономике теневого сектора всегда сопровождается негативных последствий, к которым относятся: общая угроза экономической безопасности страны, сокращение бюджетных доходов, искажение структуры бюджетных расходов, снижение эффективности макроэкономической политики вследствие искажения ее информационной базы, повышение уровня макроэкономической нестабильности и кредитного риска, деформация структуры экономики, что, в совокупности, дестимулирует деятельность в экономической системе.
В этой связи, безусловно, возрастает значимость вопроса отслеживания и борьбы с данными явлениями. Для понимания перспектив в указанной сфере целесообразно обратиться к истории теневых (нелегальных) операций в международном бизнесе.
.2 История теневых (нелегальных) операций в международном бизнесе
Следует признать, что история теневых (нелегальных) операций в международном бизнесе сопровождает человечество с момента установления границ между странами и государствами.
Для понимания одной из главных причин развития теневой экономики обратимся к истории географических открытий.
Большинство Великих географических открытий ХV-XVI вв. открыты были случайно. Христофор Колумб полагал, что открыл путь в Западную Индию, в действительности же ему предстал новый континент, получивший затем название Новый Свет. Экспедиции XV в. снаряжались в первую очередь купцами для отыскания нового морского пути в Индию («страну пряностей»). купцы тех времен вели более чем выгодную торговлю с Индией, но возросшее могущество Османской империи не дозволяло более осуществлять безопасную торговлю вблизи их территории. Данный факт послужил причиной отыскания нового пути в страну, столь выгодную для торговых отношений.
Бартоломей Диаш, Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Джон Кабот, Васко да Гама, Фернан Магеллан — далеко не полный перечень имен, вошедших в историю под знаком великих географов и путешественников; при этом бесспорным является то, что они понимали выигрышность торговли со «страной пряностей» и не хотели ее прекращать.
Открытие Америки, доказательство, что Земля имеет форму шара, — все эти идеи лежат в основе того, что человеческими поступками движет стремление к выгоде; а также Великое может совершиться из прагматических соображений. Мы вовсе не отрицаем значимость веры в возможности человека, стремления к распространению христианства, жажды познания мира как причины великих географических открытий, — но мы говорим о первостепенном: желании к получению прибыли. Так и теневая Экономика — предмет нашего изучения — источником своего существования имеет человеческое стремление к выгоде. Только, как показывает анализ, выгода эта приводит к совершенно противоположным результатам для истории.
Кроме того, сущность истории теневых (нелегальных) операций в международном бизнесе становится понятнее, если обратиться к цивилизационному подходу в его историческом аспекте. Так, авторы некоторых исследований приходят к следующим выводам:
. Запад тяготеет к холизму (индивидуализму).
. Восток тяготеет к коллективизму.
Если применить данные к оценке теневой составляющей предпринимательства, то получим ряд значимых выводов. Так, будем исходить из предположения, что «ментальность государства» и характеристика ее теневизации взаимосвязаны. Поэтому, так как нарушение законодательства приводит к получению большей прибыли, нежели ее соблюдение, — предприниматель, склонный к «приоритету эгоизма», применяет методы в том числе «недобросовестной» конкуренции: «неуплата налогов, сговоры на рынке, подкуп госчиновников, физическое воздействие на конкурентов».
В мировоззрении Востока заложено стремление к коллективизму, уважению ценностей истории (Конфуций); а значит, в сознании менее развито стремление к себялюбивой выгоде личного обогащения, которая в макромасштабе приводит к экономическому упадку страны.
Россия занимает срединное положение между Западом и Востоком в экономической особенности. Примером служит тот факт, что «россия, как православная культура, во многом предопределила негативное отношение к материальной стороне жизни», но в то же время со времен реформ Петра I прививаются материальные ценности Западной Европы.
Причем, как показывает история, итогом в любом случае становится ситуация, когда несмотря на некоторое положительное влияние теневой экономической деятель (предоставление рабочих мест, уменьшение стоимости товара или услуги и пр.) теневая экономическая деятельность как совокупность экономических преступлений приносит значительный урон развитию экономики страны. Увеличение теневой экономики ведет к снижению налоговых сборов — соответственно возникает необходимость в увеличении процентной ставки, чтобы пополнить разоренный «теневиками» госбюджет страны. Увеличение же процентной ставки налога естественным образом приведет к увеличению отхода от уплаты налоговых обязательств, то есть произойдет возрастание одного из распространенных видов теневой экономической деятель.
.3 Общая характеристика теневых операций в современном международном бизнесе
В настоящее время причинами роста теневой экономической системы являются:
неумеренное желание получения прибыли;
культурная идентичность (например, культ «массового потребителя», формирующий Интерес только к величине собственной прибыли);
экономический кризис, уменьшение производства;
экономическая политика государства (например, величина налоговой процентной ставки);
сложность в получении достойных кредитных займов для реализации
Угрожающе выглядит тот факт, что «теневая Экономика за 10 лет в России (1990-2000) выросла до масштабов параллельной экономики. Еще несколько лет назад отмечалось, что «в российском обществе часто конкурирует с официальной в использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов; по данным опроса руководителей предприятий и организаций, 38,3 % из них в 2000 г. регулярно или периодически занимались выпуском «левой» продукции, 57,6 % — постоянно или достаточно часто нанимают работников без официального оформления». По некоторым экспертным оценкам, объем теневого рынка в России сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оценивается более чем в 240 млрд. долл..
Предположим, что если существование закона или морального постулата предполагает нарушение, то получаем, что «развитие любой системы социально-экономической системы обязательно включает и развитие теневых отношений». более того, как бы мы ни стали именовать преступления в сфере экономики — будь то теневая или «квазиэкономика», данные понятия суть лишь абстракции, которые только «создают иллюзорность, что может существовать чистая, идеальная экономика без теневой».
Более того современная «теневая Экономика не образует некоего замкнутого сектора, ее границы изменчивы и подвижны. Нет абсолютного разделения: теневая Экономика — по одну сторону, легальная — по другую, есть один хозяйственный процесс с теневой составляющей».
Теневая Экономика негативно влияет на духовные, культурные, образовательные традиции. общественное сознание привыкает к обману, легализует его до понятийной обыденности. На самом деле — представляет собой нарушение правил как морального, так и нравственного постулата.
Не стоит забывать, что теневая Экономика в узком смысле есть юридическое правонарушение, в широком — обман (властных структур, государства, потребителей, населения). Конечно, масштаб влияния весьма дифференцирован — например, если сравнить Производство поддельных лекарственных средств и нелегальную продажу продуктов, то ущерб от этого разный как для госбюджета, так и для населения.
Все перечисленное иллюстрирует, что в настоящее время теневая экономика разрушает основы государственности, которые в силу своей природы неразрывно связаны с коррупцией в органах государственной власти. Следует признать, что падает уровень истинной образованности населения, утрачиваются культурные, нравственные нормы, «страдает» мораль, что подрывает достаток страны, валовой внутренний продукт.
Конкуренция, как известно, есть основа экономической эффективности предпринимательства (его «внутренний стержень»), «невидимая рука», по Адаму Смиту, развивающая новые, а главное, креативные методики, улучшающие качество продукции, услуг при уменьшении цен на товары. Теневая экономика, являясь экономической деятельностью, также использует конкуренцию, но «недобросовестную» и «несовершенную».
конкурировать в этом секторе возможно только при включении в нелегальную деятельность, что уже спекулятивно увеличит ее масштабность.
К последствиям теневой экономики следует отнести:
изменение культурных, воспитательных, моральных, духовных ценностей общества, снижение степени устойчивости как политической, так и образовательной идентичности;
разорение бюджета страны, ведущее, в свою очередь, к уменьшению социальных гарантий и выплат гражданам (пенсии, государственные стипендии, поддержка материнства, образование);
ухудшение положения малого и среднего предпринимательства.
известный классик теневой экономики Эдмонд де Сото в работе «иной путь. Невидимая революция в третьем мире» относит к последствиям современной теневой экономики следующее:
неэффективность налоговой системы;
удорожание коммунальных услуг;
замедление технического процесса;
многочисленные трудности в формировании макроэкономической политики;
снижение производительности страны;
сокращение инвестиций.
Итак, наличие теневого сектора в экономике оказывает влияние на развитие международного бизнеса путем изменения условий функционирования легального сектора, а также реструктуризации экономической системы в целом.
При наличии теневого сектора экономики легальный сектор, взаимодействуя с ним, несет определенные потери, которые обусловлены следующими факторами:
дополнительным предложением товаров и услуг со стороны теневого сектора, что негативно воздействует на спрос на продукцию субъектов легального сектора;
конкуренцией со стороны продукции субъектов хозяйствования теневого сектора, что снижает финансовые результаты деятельности легальных организаций;
дополнительным спросом на факторы производства со стороны теневого сектора, который обусловливает снижение производственных возможностей легального сектора.
Глава 2. Анализ методов решения вопросов теневых (нелегальных) операций в россии и за рубежом
.1 Опыт отслеживания и борьбы с теневыми (нелегальными) операциями за рубежом
Теневые (нелегальные) операции представляют значительную угрозу безопасности любой страны. Поскольку за свою безопасность общество вынуждено платить, то при ограниченности экономических ресурсов приходится находить такое соотношение различных составляющих национальной безопасности, которое дает при наличных возможностях наилучший результат.
Различные государства решают эту задачу по-разному: у одних мы видим многочисленные правоохранительные структуры, у других -всестороннее правовое обеспечение экономической деятель, у третьих — другие приоритеты. Очевидно, для разных государств и для различных этапов развития каждой страны приемлемы различные структуры безопасности, ибо неодинаково их положение в мире, с разными угрозами они сталкиваются и обладают неодинаковыми экономическими возможностями.
Нет идеальной модели безопасности современного государства. Оптимальной, является такая структура, которая соответствует исторически сложившимся потребностям и возможностям данного государства, которая способна воспроизводится, видоизменяясь и совершенствуясь в соответствии с изменениями внутренних и внешних условий развития.
В рамках данной работы рассмотрим международный опыт отслеживания и борьбы с теневыми (нелегальными) операциями в области тиражирования аудиовизуальных произведений.
прежде всего, отметим, что международная торговля — один из самых первых видов отношений, который регулировался международными договорами. наиболее ранние из известных международных договоров содержали именно торговые нормы. Даже за несколько тысячелетий до н.э. международная торговля характеризуется достаточно высокой степенью организованности. В этой связи думается, что для международного опыта борьбы с теневыми (нелегальными) операциями в области тиражирования аудиовизуальных произведений наиболее значим правовой аспект.
Эволюция системы регулирования использования результатов творческой деятель начинается с момента выдачи первых государственных разрешений (привилегий) на печать книг в середине XV в. до появления первого многостороннего международного договора в этой области — Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г., основная часть положений которой в настоящее время входит в Право ВТО.
Подход к регулированию использования произведений как к «праву копировать» (Copyright), получает развитие в Великобритании, а впоследствии — и в ее бывших колониях, в частности США и Австралии, то есть в странах «англо-саксонской правовой семьи». Во Франции же с конца XVII в. появляется иной подход к регулированию использования произведений под названием «право автора» («droit dauteur»). Правомочия, им охватываемые (признаваться автором, первое издание своего произведения и другие), часто называют «моральными», «личными», «неимущественными» и «личными неимущественными» правами. В странах англо-саксонских правовых традиций они предоставляются ограниченно, что до сих пор является существенной проблемой в международной торговле, базирующейся на праве ВТО.
Как отмечает В.А. Жданов, в вопросе об использовании интеллектуальной собственности не было единства мнений не только по поводу необходимости его регулирования в системе ГАТТ, но и о его сущности: представители некоторых государств даже относили нормы об охране прав на интеллектуальную собственность к нетарифным барьерам в международной торговле.
При этом лишь в рамках Уругвайского раунда переговоров (1986-1994 гг.) подход стал меняться: охрана интеллектуальной собственности (как промышленной, так и авторских и смежных прав) все-таки рассматривается как неотъемлемый комплекс обеспечения свободной международной торговли. В отношении аудиовизуальных произведений это выражается в инкорпорации «материально-правовых» положений Бернской конвенции 1886 г. в текст входящего в состав права ВТО Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПс).
фактически аудиовизуальное произведение начинает рассматриваться как объект, права на который охраняются, через десять с лишним лет после своего возникновения в 1895 г. однако уже с 1908 г. оно появляется в перечне объектов Бернской конвенции 1886 г. — существенно раньше, чем во многих национальных законодательствах. раннее признание аудиовизуального произведения в этом многостороннем международном договоре есть одна из причин, приведших к тому, что в настоящий момент оно занимает отдельное место в списках охраняемых нематериальных объектов (объектов интеллектуальной собственности) большинства участников ВТО, хотя в остальном эти списки не всегда сходятся.
Вместе с тем определения «аудиовизуального произведения» нет ни в праве ВТО, ни в иных действующих международных договорах. Представляется, что именно это позволяет государствам-членам ВТО, не нарушая свои международно-правовые обязательства, на национальном уровне вводить термины, которые частично противоречат друг другу.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ) ввело в качестве наиболее значимых принципов следующие: принцип наибольшего благоприятствования, использование таможенного тарифа в качестве главного инструмента регулирования международной торговли, принцип национального режима, отмена количественных ограничений, прозрачность государственного регулирования международной торговли. Данные принципы являются определяющими для всего права ВТО.
Для международной торговли в области прав на аудиовизуальные произведения данное соглашение имеет особое значение, так как регулирует некоторые виды их использования: Производство и распространение кино- и видеофильмов, прокат кинофильмов, радио и телевидение, передачи радио- и телевизионных программ.
главное отличие механизма регулирования ГАТС от ГАТТ и других международных договоров состоит в том, что количество и глубина обязательств по нему определяется каждым государством в списке обязательств и изъятий. В данном подсекторе государства-участники ВТО до сих пор оставляют возможности для применения протекционистских мер, о чем свидетельствует провал переговоров по либерализации торговли услугами в аудиовизуальной сфере в рамках Дохийского раунда.
В отношении «аудиовизуальной сферы» торговли распространено мнение, будто при участии в торговле материального носителя, содержащего аудиовизуальное произведение, можно говорить о торговле товарами (а иногда одновременно и услугами), а без участия такового — только о торговле услугами. В реальности это может приводить к противоречивым ситуациям, когда, например, в зависимости от технологического способа доставки произведения до одного и того же места — домашнего экрана пользователя — в одном случае национальное регулирование должно соответствовать ГАТТ, а в другом — ГАТС. Сложность ситуации состоит также в нечеткости отграничения некоторых аудиовизуальных услуг от телекоммуникационных услуг, которые в большей степени либерализованы, а также некоторых видов аудиовизуальных услуг друг от друга.
Итак, в качестве важных отличительных черт Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность как правового инструмента борьбы с теневыми (нелегальными) операциями в области тиражирования аудиовизуальных произведений отметим: 1) наличие конкретных минимальных стандартов регулирования, общих для всех членов ВТО; 2) отсутствие (неприменение) концепции прогрессивной либерализации, основополагающей для права ГАТТ/ВТО; 3) инкорпорация в текст Соглашения существенной части другого международного договора — Бернской конвенции 1886 г.; 4) описание использования объектов авторских и смежных прав, промышленной собственности и отдельно — принципов судебных, административных и таможенных мер защиты указанных прав; 5) наличие описания прав права частных лиц, а не государств, что нехарактерно для права ГАТТ/ВТО.
2.2 Особенности противодействия теневой экономике россии в новых условиях международной торговли
Либерализация экономической деятель в России в 2009-2010 годах, заключающаяся в сокращении налоговой нагрузки, упорядочении контрольно-ревизионной деятельности и упрощении системы административных процедур и мер по регулированию документооборота, уже привела к сокращению доли теневого сектора в экономике. Однако удельный вес теневых экономических операций при этом остается достаточно высоким.
В настоящее время в Концепции внешней политики российской Федерации обращается внимание на то, что «россия придает большое значение обеспечению устойчивой управляемости мирового развития…» В этих целях «россия намерена активно содействовать формированию справедливой и демократичной глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры…». При этом, «основные задачи России в сфере международных экономических отношений с учетом приоритетов инновационного развития страны заключаются в обеспечении ее равноправных позиций в современной системе мирохозяйственных связей, сведении к минимуму рисков, возникающих при интеграции в мировую экономику, в том числе в контексте вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и присоединения к Организации экономического сотрудничества и развития».
Отметим также, что процесс интеграции россии в мировую систему противодействия теневой экономике ознаменовался ее вхождением в Группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), созданием по инициативе россии Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).
Причем существенной проблемой, снижающей эффективность противодействия теневым экономическим явлениям, является недостаточная проработанность способов информационного обмена участников системы на региональном и международном уровнях. Как результат — нарушение порядка формирования статистических баз данных. Данные обстоятельства усложняют работу механизма противодействия.
Рассмотрим особенности противодействия теневой экономике России в новых условиях международной торговли на примере АПК.
При современном уровне развития экономической преступности важным направлением в деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) МВД России является изучение основных видов противоправных действий в сфере АПК и особенностей их совершения. знание основных форм криминальных проявлений в отрасли способствует созданию оптимального механизма противодействия таким преступлениям и своевременному принятию мер по устранению (минимизации, нейтрализации) их негативных последствий.
среди различных видов экономических преступлений в сфере АПК международный аспект связан с преступлениями, связанными с нарушением таможенного законодательства, в том числе ввоз на территорию Российской Федерации продукции, не отвечающей требованиям безопасности (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Основной механизм ввоза мясной продукции на территорию Российской Федерации.
Авторами выделяются различные негативные факторы, сдерживающие устранение опасностей и угроз теневого рынка АПК.
К группе правовых факторов можно отнести:
.Несовершенство нормативно-правового регулирования взаимодействия органов внутренних дел с налоговыми органами.
.Модернизацию уголовного законодательства, направленную на либерализацию экономической деятель.
.Отсутствие статистической информации о преступлениях экономической направленности, выявленных органами внутренних дел в сфере АПК.
В числе правоохранительных факторов можно выделить:
1. Слабый оперативный контроль со стороны подразделений ЭБиПК МВД России за объектами АПК.
недостаточное взаимодействие сотрудников подразделений экономической безопасности органов внутренних дел с иными правоохранительными и контрольно-надзорными органами в процессе предупреждения экономических преступлений в сфере АПК.
В этой связи для эффективного противодействия теневой экономике России в новых условиях международной торговли целесообразно следующее:
) Усилить взаимодействие органов внутренних дел с таможенными органами в целях недопущения ввоза на территорию страны контрабандной продукции.
) Проводить совместные контрольно-надзорные мероприятия ОВД и подразделений Россельхознадзора за соблюдением ветеринарного законодательства, а также в целях пресечения хищений и незаконного оборота мяса и мясопродуктов.
Таким образом, для обеспечения всестороннего и объективного выявления, пресечения и раскрытия теневой экономической деятель, связанной с международной торговлей в сфере АПК необходимо комплексное применение организационно-экономических, правоохранительных и правовых мер.
Глава 3. Пути решения проблем в сфере теневой экономики в международных отношениях россии
.1 Новые меры по регулированию нелегальной трудовой занятости
Тенденции в мировой экономике последних лет связаны с развитием процессов глобализации трудовой занятости, неотъемлемой частью которой является процесс иммиграции. Анализ механизма и закономерностей влияния иммиграции на состояние экономической безопасности страны-реципиента — важнейшая составляющая оценки социально-экономического состояния страны, имеющая большое значение для совершенствования и реализации государственной политики в сфере управления легальной трудовой занятости и иммиграцией.
Как и любое явление, принимающее участие в экономической системе и влияющее на нее, процесс иммиграции нуждается в управлении им.
В настоящее время еще не сформировалась система управления иммиграционным процессом с учетом факторов влияния на экономическую безопасность Российской Федерации. Меры государственной политики в данной сфере направлены на сопровождение процесса иммиграции, и основной задачей является обеспечение законности нахождения на территории России всех иностранных граждан и лиц без гражданства, при отсутствии механизмов ограничения количества прибывающих на территорию страны иммигрантов.
Управление процессом иммиграции имеет первостепенное значение для обеспечения экономической безопасности государства. Отсутствие четко определенной и научно-обоснованной методики определения потребности Российской Федерации в количестве иностранных граждан, определения порогового и оптимального значений иммиграционного потока, и установления соответствующего индикатора экономической безопасности, препятствует совершенствованию структуры управления иммиграционным потоком.
Отметим, что на состояние экономической безопасности оказывает влияние не иммиграция в целом, а ее часть — иностранные граждане, участвующие в экономической деятельности на территории Российской Федерации, независимо от правового статуса их пребывания.
таким образом, гипотетическое возникновение угроз экономической безопасности принимающего государства под воздействием иммиграции связано с изменением состава и численности трудовых ресурсов при пересечении ими административных границ страны-реципиента.
Особенность современной тенденции развития и интенсивности иммиграционного потока в Российскую Федерацию выражается не только в его количественной составляющей, но и в составе и направленности, а также последствиях, оказываемых на всех уровнях безопасности, что вызывает необходимость обеспечения защиты не только экономических, но и всех жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз, возникающих в условиях интенсивного иммиграционного потока и недостаточности мер административного регулирования.
Итак, основными факторами влияния иммиграции на экономическую безопасность Российской Федерации, являются:
высокая угроза нелегальной трудовой занятости;
трансформация, после распада СССР, процесса внутриреспубликанской миграции в широкомасштабную внешнюю миграцию с однотипной направленностью и качеством, постоянно возрастающей интенсивностью и составом;
неготовность административного механизма к регулированию, контролю и мониторингу иммиграционного потока и последствий, возникающих под его влиянием;
активная экономическая деятельность диаспор, которые образуются вследствие иммиграции, являются многофакторным явлением и играют неоднозначную роль в экономике принимающего государства.
Также следует отметить, что в последнее время, вследствие активного привлечения к труду иностранных граждан, произошло искусственное удешевление многих профессий, данные профессии приобрели исключительно этнический характер, вследствие чего, возрастает потеря привлекательности этих профессий для молодого коренного населения страны.
В итоге иностранные граждане на территории Российской Федерации образовали собственный рынок труда под влиянием таких факторов как: социальная нетерпимость к иммигрантам, деятельность диаспор, значительность теневого сектора в экономике. В этой связи, не только иммигрантам практически невозможно заменить гражданина России на его рабочем месте, но и коренным жителям непросто устроиться на «мигрантские» рабочие места.
Неизбежность высокой динамики иммиграции и угроза нелегальной трудовой занятости ставит множество задач перед обществом и государством. С учетом этого, представляется, что наиболее актуальными на сегодняшний момент являются задачи восстановления высоких показателей трудового потенциала, и конкурентоспособности производимого продукта.
На основании изложенного, предложена структурно-логическая схема функций иммиграции в качестве ресурса обеспечения экономической безопасности государства (рис. 3.1), в котором она выступает как процесс, способствующий воспроизводству трудовых ресурсов и оказывающий непосредственное влияние на воспроизводство рабочей силы, призванный восстановить количественную составляющую, а также включающий в себя процессы формирования, распределения, обмена и использования иностранной рабочей силы, подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Рис. 3.1. Функции процесса иммиграции как ресурса обеспечения экономической безопасности
теневой экономика международный торговля
Названные компоненты воспроизводства иностранной рабочей силы сегодня лишены регулирования со стороны государства. Данное обстоятельство представляет собой проблему, требующую системного подхода и разрешения. Отсутствие предпринимаемых мер в данной области может стать одной из причин возникновения роста нелегальной трудовой занятости иммигрантов.
В этой связи целесообразны меры по совершенствованию управления процессом иммиграции в целях обеспечения экономической безопасности государства, через осуществление мероприятий по регулированию не только количественной составляющей иммиграционного потока, но и управлению им на стадиях формирования, распределения, обмена и использования иностранной рабочей силы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
На стадии формирования иностранной рабочей силы необходимо осуществлять мониторинг, регулирование, контроль количества прибывающих иностранных граждан. Данная мера позволит достичь необходимого равновесия и результатов с точки зрения обеспечения экономической безопасности. Формирование иностранной рабочей силы может также включать в себя меры по соразмерному обучению, повышению квалификации и трудового потенциала иностранных работников.
Распределение, обмен и использование иностранной рабочей силы связано в настоящее время с притоком иммигрантов в наиболее успешные трудоизбыточные регионы с развитой инфраструктурой. Данный процесс является естественным, их территориальное распределение в трудонедостаточные регионы не даст значительного экономического эффекта, но может быть полезно для развития отрасли сельского хозяйства.
Кроме того, с учетом мер по формированию иностранной рабочей силы, обучившиеся иностранные работники, с определенным набором навыков и умений могут служить впоследствии фактором развития инфраструктуры в трудонедостаточных регионах. Также стоит говорить о диверсификационном распределении иностранных граждан по отраслям, чтобы избежать установившегося в последние годы практически полного замещения некоторых профессий иностранными гражданами.
Использование иностранных людских ресурсов, необходимых для достижения целей экономической политики государства, должно достигаться путем предотвращения угроз негативных воздействий на безопасность экономической системы через обеспечение:
оптимального количества иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность;
эффективности управления иммиграционными процессами;
повышения уровня квалификации иммигрантов и их интеллектуального потенциала.
Требуется регулирование не только количества, но и занятости и территориального распределения прибывающих иммигрантов, формирования и последующего их правильного использования, а также мониторинг безработицы на рынке труда иностранных граждан.
Таким образом, предложенные меры будут способствовать совершенствованию разработки фундаментальных основ методологии и методики оценки экономической эффективности процесса иммиграции, его влияния на экономическую безопасность России и устойчивость национального хозяйства, а также могут быть использованы в совершенствовании законодательства и нормотворческой деятель в вопросах борьбы с экономической преступностью.
3.2 Совершенствование механизма противодействия легализации теневых доходов
Легализация теневых доходов представляет собой операцию, отличающуюся нелегальной формой и (или) содержанием.
Отметим, что наибольшую опасность экономической системе региона и страны в целом представляют нелегальные по форме и содержанию способы реализации кредитно-расчетных отношений. среди них особо значимы:
киберпреступность, подрывающая устойчивое функционирование национальной платежной системы;
легализация доходов, полученных преступным путем, посредством установления контроля со стороны организованной преступности над деятельностью кредитных организаций;
реализация мошеннических схем через оффшорные зоны;
открытие счетов на фирмы, зарегистрированные по подложным документам, которые не только реализуются с нарушением норм действующего законодательства, но и деструктивны по своему содержанию.
По оценкам экспертов аналитического департамента «ИК Вектор секьюритиз», в россии за 2012 г. доля теневых операций банков составила порядка 30% от величины активов российской банковской системы, приведенной Банком России, то есть примерно 17 трлн. руб.
Однако в рамках данной работы мы рассмотрим только механизм противодействия легализации теневых доходов (в том числе за пределами кредитно-расчетных отношений).
В рамках исследования могут быть предложены следующие дополнительные меры, направленные на минимизацию теневой деятель:
минимизация таможенных тарифов по товарным группам, по которым отечественные производители не нуждаются в конкурентных преимуществах или внутреннее производство таких товаров несущественно;
упрощение процедуры сокращения персонала на предприятиях всех форм собственности, изменение целевых установок руководству государственных (с долей государственной собственности) и приватизируемых предприятий с безусловного сохранения численности занятых на их оптимизацию;
сокращение отчислений на социальные нужды от фонда заработной платы с заменой их косвенным налогом или прямым налогом на доходы работников с соответствующим увеличением начислений самим работникам;
изменение процедуры обязательного подтверждения соответствия продукции и производственных процессов техническим нормам и требованиям (сертификация, гигиеническая регистрация) с разрешительного на регистрационный;
организационные мероприятия по повышению прозрачности государственных доходов и расходов (публикация подробной информации: о распределении доходов бюджета, а также государственных предприятий, их источниках и направлениях расхода, включая закупаемые товары, услуги и закупочные цены;
об участниках и результатах проводимых тендеров;
о получателях бюджетной помощи;
дальнейшее сокращение сферы ценового регулирования, стимулирующего теневые операции из-за высокой разницы между регулируемыми и рыночными ценами;
отмена квотирования ресурсов и введение в хозяйственный оборот неэффективно используемых активов государственных предприятий, что позволит существенно снизить затраты в легальном секторе частного бизнеса;
упрощение административных процедур и технических требований в области эксплуатации, строительства и реконструкции объектов недвижимости, что приведет к существенной легализации теневого сектора, особенно в сфере производства и оказания услуг производственного характера;
упрощение документооборота и требований к оформлению документов и регистров в области бухгалтерского учета, учета кадров и охраны труда.
кроме того, учитывая значимость инноваций в РФ, целесообразны меры, направленные на повышение эффективности данной деятельности в легальном секторе с целью стимулирования конверсии капиталов из теневого сектора в легальный. К таким мерам относятся:
облегчение доступа инновационных фирм к кредитным ресурсам путем создания системы венчурного микрокредитования и гарантирования инновационных кредитов;
упрощение системы таможенной очистки и международных расчетов;
реформирование упрощенной системы налогообложения путем снижения налогообложения производственных предприятий и создание системы инвестиционных льгот по налогу на Прибыль;
сокращение административных процедур, затрудняющих инновационную деятельность, путем упрощения ликвидации и банкротства, сокращения обязательного документооборота и отмены льгот и преференций для государственных предприятий коммерческого сектора.
В целом, думается, что возможности решения проблем в сфере теневой экономики в международных отношениях имеют положительные перспективы при условиях введения гибкой системы мер по регулированию нелегальной трудовой занятости и совершенствования механизма противодействия легализации теневых доходов.
Заключение
В заключение работы сделаем основные выводы:
. Теневой сектор экономики — это часть экономики, возникающая как следствие противоречий в ценностных и мотивационных ориентациях субъектов экономической системы, целью которых является извлечение максимальной выгоды из несоблюдения действующей в обществе системы мер регулирования, регламентирования, контроля и учета экономических отношений и процессов, норм права и морали, установленных властными структурами, социальными институтами и субъектами хозяйствования.
. Наличие в экономике теневого сектора всегда сопровождается рядом негативных последствий, к которым относятся: общая угроза экономической безопасности страны, сокращение бюджетных доходов, искажение структуры бюджетных расходов, снижение эффективности макроэкономической политики вследствие искажения ее информационной базы, повышение уровня макроэкономической нестабильности и кредитного риска, деформация структуры экономики, что, в совокупности, дестимулирует деятельность в экономической системе.
. Наличие теневого сектора в экономике оказывает влияние на развитие международного бизнеса путем изменения условий функционирования легального сектора, а также реструктуризации экономической системы в целом, которая в частности несет следующие потери: 1) дополнительное предложение товаров и услуг со стороны теневого сектора, что негативно воздействует на Спрос на продукцию субъектов легального сектора; 2) снижает финансовые результаты деятельности легальных организаций; 3) дополнительный спрос на факторы производства со стороны теневого сектора, который обусловливает снижение производственных возможностей легального сектора.
. В качестве важных отличительных черт Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность как правового инструмента борьбы с теневыми (нелегальными) операциями в области тиражирования аудиовизуальных произведений отметим:
) наличие конкретных минимальных стандартов регулирования, общих для всех членов ВТО;
) инкорпорация в текст Соглашения существенной части другого международного договора — Бернской конвенции 1886 г.;
) описание использования объектов авторских и смежных прав, промышленной собственности и отдельно — принципов судебных, административных и таможенных мер защиты указанных прав;
) наличие описания прав права частных лиц, а не государств, что нехарактерно для права ГАТТ/ВТО.
. В России достаточно высок удельный вес теневых экономических операций. авторами выделяются различные негативные факторы, сдерживающие устранение опасностей и угроз теневого рынка России (на примере АПК): 1. Правовые факторы (несовершенство нормативно-правового регулирования взаимодействия органов внутренних дел с налоговыми органами; модернизация уголовного законодательства, направленную на либерализацию экономической деятель; отсутствие статистической информации о преступлениях экономической направленности, выявленных органами внутренних дел в сфере АПК). 2. Правоохранительные факторы (слабый оперативный контроль со стороны подразделений ЭБиПК МВД россии за объектами АПК; недостаточное взаимодействие сотрудников подразделений экономической безопасности органов внутренних дел с иными правоохранительными и контрольно-надзорными органами в процессе предупреждения экономических преступлений в сфере АПК). 3. К числу социальных факторов можно отнести в первую очередь низкий уровень доверия граждан к органам внутренних дел, что негативно сказывается на реализации государственной политики в сфере противодействия экономической преступности.
. На состояние нелегальной трудовой занятости оказывает влияние не иммиграция в целом, а ее часть — иностранные граждане, нелегально участвующие в экономической деятель на территории Российской Федерации. Использование иностранных людских ресурсов, необходимых для достижения целей экономической политики государства, должно достигаться путем предотвращения угроз негативных воздействий на безопасность экономической системы через обеспечение: 1) оптимального количества иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность; 2) эффективности управления иммиграционными процессами; 3) повышения уровня квалификации иммигрантов и их интеллектуального потенциала.
. Целесообразны следующие меры, направленные на минимизацию теневой деятель:
) минимизация таможенных тарифов по товарным группам, по которым отечественные производители не нуждаются в конкурентных преимуществах или внутреннее производство таких товаров несущественно;
) упрощение процедуры сокращения персонала на предприятиях всех форм собственности, изменение целевых установок руководству государственных (с долей государственной собственности) и приватизируемых предприятий с безусловного сохранения численности занятых на их оптимизацию;
) сокращение отчислений на социальные нужды от фонда заработной платы с заменой их косвенным налогом или прямым налогом на доходы работников с соответствующим увеличением начислений самим работникам;
) изменение процедуры обязательного подтверждения соответствия продукции и производственных процессов техническим нормам и требованиям (сертификация, гигиеническая регистрация) с разрешительного на регистрационный;
) организационные мероприятия по повышению прозрачности государственных доходов и расходов (публикация подробной информации: о распределении доходов бюджета, а также государственных предприятий, их источниках и направлениях расхода, включая закупаемые товары, услуги и закупочные цены; об участниках и результатах проводимых тендеров; о получателях бюджетной помощи;
) дальнейшее сокращение сферы ценового регулирования, стимулирующего теневые операции из-за высокой разницы между регулируемыми и рыночными ценами;
) отмена квотирования ресурсов и введение в хозяйственный оборот неэффективно используемых активов государственных предприятий, что позволит существенно снизить затраты в легальном секторе частного бизнеса;
) упрощение административных процедур и технических требований в области эксплуатации, строительства и реконструкции объектов недвижимости, что приведет к существенной легализации теневого сектора, особенно в сфере производства и оказания услуг производственного характера;
) упрощение документооборота и требований к оформлению документов и регистров в области бухгалтерского учета, учета кадров и охраны труда.
список литературы
1.Альбертс Р. Два мира, два взгляда // Forbes. — 2009. — № 6.
.Галянин А.В. Институты экономической преступности в системе теневой экономики: особенности формирования и направления ограничения. — Саратов, 2010.
.Жданов В.А. Развитие регулирования международной торговли в области прав на объекты интеллектуальной собственности в праве ГАТТ/ВТО // актуальные проблемы российского права. — 2012. — № 4 (25.) -. С. 315-325.
.Жданов В.А. Регулирование использования аудиовизуальных произведений по праву ВТО // Международное публичное и частное право. — 2013. — №2. — С. 6-8.
.Кислощаев П.А. экономическая безопасность и ее обеспечение в условиях противодействия теневой экономике. — Улан-Удэ, 2012.
.Ковтунова С.Ю. Механизм взаимодействия хозяйствующего субъекта с органами внутренних дел в системе противодействия теневым экономическим явлениям. — СПб., 2011.
.концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013).
.Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая Экономика. — М., 2006.
.Мамадалиев Ф.С. Теоретические вопросы и особенности функционирования теневой экономики в переходной экономике Республики Таджикистан. — Душанбе, 2011.
.Морозова Д.В. Теневая Экономика в воспроизводственном процессе. — М., 2012.
.Ненаблюдаемая экономика: попытка количественных измерений / под ред. А.Е. Суринова. — М., 2003.
.Новенькова А.З. Регулирование теневого сектора региональной экономики на основе развития системы публичного управления. — Казань, 2012.
.Нуштаев И.В. Организационно-экономический инструментарий противодействия теневой экономике и коррупции. — Тамбов, 2012.
.Панин Д.А. экономическая преступность в агропромышленном комплексе России // экономическая безопасность России как основа национальной безопасности: сборник научных статей. — М.: Московский университет МВД России, 2012. — С.116-120.
.Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая Экономика в системе рыночного хозяйства. — М., 2005.
.Социально-экономические риски: диагностика причин нейтрализации / под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина. Екатеринбург, 2010.
.Теневая экономическая деятельность и налоговая безопасность на региональном уровне / под ред. Т.Е. Гварлиани. Сочи, 2010.
.Убайдов Ф.С. Теневая Экономика как угроза экономической безопасности и инструменты её нейтрализации в условиях переходной экономики. — Душанбе, 2012.
.Федоров Н.И. Противодействие теневой экономики через инструменты налоговой политики. — СПб., 2012.
.Фролов А.П. Эволюционная перспектива институциональной экономики России. — Волгоград, 2008.
.Эминов Р.Т. Теневая предпринимательская деятельность и ее преодоление в условиях рынка. — М., 2011.