Учебная работа. Таможенный союз, его цели и задачи
Таможенный союз, его цели и задачи
Содержание
Введение
Глава 1. сущность и организация таможенного регулирования Внешнеэкономической деятельности в российской Федерации
1.2 Нормативно правовая база, осуществляющая регулирование Внешнеэкономической деятель в Российской Федерации
1.3 Основные органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и содействующие её развитию
Глава 2. Модернизация Внешнеэкономической деятельности. Создание Таможенного Союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией
2.1 анализ экономических и политических условий развития таможенного сотрудничества в ЕврАзЭс
2.2 Цели и задачи таможенного союза
2.3 Проблемы и достигнутые результаты Таможенного Союза
Глава 3. Перспективы развития Таможенного Союза
Заключение
Список литературы
Введение
Современная стратегия ведения внешнеэкономической политики существенно отличается от той, что существовала до 90х годов ХХ века, которая характеризовалась монополией государства во всех её сферах. Поэтому одно из самых важных направлений совершенствования, претерпевшее радикальные изменения, стала внешняя торговля. В настоящее время она имеет первостепенное значение. В процессе внешней торговли участвуют внешнеэкономические связи страны, а это, в свою очередь, является залогом для успешного развития всего государства. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), внешнеэкономические связи (ВЭС) приобретают в современных условиях исключительно актуальное значение. Развитие ВЭД и ВЭС выступает в качестве важного элемента долгосрочной стратегии, направленной на решение задач модернизации, структурной перестройки многих сфер российской экономики, которые, безусловно, в этом нуждаются.
В настоящее время наша страна вступила на путь интеграции со странами постсоветского пространства. Частые экономические потрясения, отсутствующие результаты в преодолении кризисных явлений вынуждают все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйств в условиях управляемой интеграции. И первым шагом к объединению национальных хозяйств, для решения приоритетных сфер экономики, явилась выработка единой таможенной политики, чем сейчас наша страна плодотворно занимается.
Цель моей курсовой работы заключается в следующем:
Выявить сущность и организацию таможенного регулирования ВЭД в россии;
Раскрыть основные аспекты создания Таможенного Союза;
определить перспективы развития Таможенного Союза.
Глава 1. сущность и организация таможенного регулирования Внешнеэкономической деятельности в российской Федерации
1.1Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятель.
Прежде чем приступить к анализу внешнеэкономической деятель, необходимо определить ряд наиболее важных для этой темы понятий.
Внешнеэкономическая деятельность — одна из сфер экономической деятель государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Международная торговля — совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.
Все взгляды на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности можно разделить на 2 категории:
·Свободная торговля — согласно концепции торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает наиболее высокого уровня материального благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной торговле, то есть при невмешательстве или ограниченном вмешательстве государства в торговую деятельность.
·Протекционизм — согласно концепции протекционизма, государственное регулирование внешнеэкономической деятель необходимо для поддержания и развития отечественных производителей, для поддержания активного торгового баланса. Сторонники кейнсианства и институционализма являются приверженцами концепции протекционизма.
Концепции либерализма и протекционизма в чистом виде являются диаметрально противоположными. Стоит отметить, что в чистом виде ни та, ни другая концепция не существует ни в одной стране мира с рыночной экономикой. однако в зависимости от экономических взглядов лиц, ответственных за государственное регулирование, и от экономической конъюнктуры эти концепции применяются на практике в разных пропорциях.
Несмотря на наличие различных взглядов на государственное регулирование внешнеэкономической деятель, можно выделить несколько причин, почему государственное вмешательство необходимо:
Во-первых, оно требуется для поддержания отечественных предпринимателей, которые зачастую оказывают давление на правительства своих стран, требуя ограничить свободную торговлю. Во-вторых, свободная торговля не всегда способствует обеспечению безопасности страны. К этому подталкивают и международные соглашения. В-третьих, свободная торговля может привести к прекращению деятельности целых отраслей промышленности, что приведёт к росту уровня безработицы и падению уровня благосостояния населения. наконец, свободная торговля не способствует развитию новых отраслей в экономике страны, для этого необходима протекционистская политика.
Следует добавить, что свободная торговля в большей степени благоприятна более развитым, и, следовательно, конкурентоспособным странам, в то время как протекционизм более приемлем для экономически менее развитых стран.
Государственное регулирование основывается на определённых принципах, заложенных в законодательных актах государства, а также в международных соглашениях. [4. Стр.12]
К основным принципам регулирования внешнеэкономической деятельности относятся:
приоритет экономических мер регулирования;
единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за её реализацией;
равенство прав и ответственности субъектов внешнеэкономической деятель и защита их интересов государством;
таможенный союз внешнеэкономический правовой
государственное вмешательство должно быть оправданным и не наносить вред участникам внешнеэкономической деятель и населению в целом;
обеспечение национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов страны, а также выполнение международных обязательств страны по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
единство таможенной территории.
Для государственного регулирования внешнеэкономической деятель применяются определённые меры, или методы. Существует две основные классификации методов регулирования внешнеэкономических отношений. Они делятся на административные (квотирование, лицензирование, введение эмбарго) и экономические, включающие в себя политику таможенных пошлин и сборов, политику банковской процентной ставки и политику курса валют. [9, стр.34]
1.2 Нормативно правовая база, осуществляющая регулирование Внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
главным источником регулирования ВЭД является Конституция РФ. Конститу Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст.1110. Согласно Конституции (ст.71) к ведению РФ, в частности, отнесены:
внешнеэкономические отношения РФ;
международные договоры РФ;
судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной собственности. [10, стр.17]
Основными договорами, которые координируют Внешнеэкономическую деятельность Российской федерации в рамках Таможенного Союза, являются:
"О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и российской Федерации" (решение Комиссии Таможенного союза № 130 от 27.11.09) "О тарифном регулировании импорта в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества" (решение Комиссии Таможенного союза №131 от 27.11.09) "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и российской Федерации" (решение Комиссии Таможенного союза №132 от 27.11.09) основной нормативно-правовой базой, регулирующие ВЭД в российской федерации является:
Таможенный Кодекс Таможенного Союза
Федеральный законоб основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";
Федеральный законспециальных экономических мерах"
Федеральный закон от 25.12.2009 г. № 340-ФЗ "об особых экономических зонах в Российской Федерации"
Федеральный законвалютном регулировании и валютном контроле" от 22.07.2008 N 150-ФЗ)
Федеральный законроссийской Федерации с иностранными государствами" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)
Федеральный законоб экспортном контроле" (принят ГД ФС РФ 22.06.1999)
законТак же, в рамках нормативно-правовой базы, можно рассмотреть ключевые понятие, которые так же являются рычагами управления Внешнеэкономической деятель:
Экспортный контроль — комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
Квотирование — количественные ограничения экспорта и импорта.
Лицензирование — административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
специальная защитная мера — мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины.
Антидемпинговая мера — мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства РФ посредствам введения антидемпинговой пошлины.
Компенсационная мера — мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредствам введения компенсационной пошлины.
1.3 основные органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и содействующие её развитию
Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.
С 1 июля 2010 года в законную силу вступил Таможенный союз. В связи с этим, высшими органами, регулирующим Таможенный союз являются:
Межгосударственный Совет на уровне глав государств
Межгосударственный Совет на уровне глав правительств
В российской Федерации основными органами, осуществляющие регулирование деятель ВЭД являются:
общее руководство
государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывает законы и издает указы по ключевым ее направлениям); подписывает международные
соглашения; представляет Россию на соответствующих международных форумах;
регулирует военно-техническое сотрудничество; определяет условия экспорта
драгоценных камней, металлов, расщепляющих материалов.
Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются
Совет Федерации и государственная Дума.
Они вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.
Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.
Федеральная Таможенная Служба (ФТС) непосредственно подчинена Президенту РФ и выполняет следующие функции:
·контроль за пересечением государственной границы РФ гражданами и грузами, декларирование соответствующих грузов и имущества;
·участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;
·формирование доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств и имущества граждан;
·защита экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и прочего из России и через предотвращение незаконного ввоза в страну оружия, вредных отходов и т.д.;
·ведение таможенной статистики;
·участие в валютном и экспортном контроле;
·участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ, обеспечение реализации последней.
За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах европейского сообщества. Прежде всего это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.
При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.
В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры.
Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.
Министерство финансов РФ регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.
Центральным специальным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство торговли РФ. На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции:
·выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение, ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;
·разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
·осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
·сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
·подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;
·координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;
·осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.
Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.
Государственный комитет РФ по науке и наукоёмким технологиям призван контролировать и координировать международное научно-техническое сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей.
Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты.
Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.
Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:
·оказание помощи предпринимателям и предприятиям,
·организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством,
·содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятель,
·оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг,
·содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятель в проведении операций на внешнем рынке,
·принятие мер к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства,
·содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями,
·предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.
ТПП РФ активно содействует развитию экспорта российской продукции; оказывает помощь российским участникам ВЭД в их внешнеторговых операциях, освоении новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества. Ею организуются различные мероприятия по обучению и повышению квалификации российских предпринимателей в сфере ВЭД. Важное значение имеет её помощь зарубежным предпринимателям в нахождении российских партнеров.
ТПП имеет 18 представительств за рубежом и участвует в деятель 8 смешанных международных палат. Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП Международный коммерческий арбитражный Суд (МАКС),
Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров.
международный коммерческий арбитражный суд рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли, а так же экономических, научных, технических отношений между фирмами, организациями разных стран.
Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.
Банк внешней торговли России осуществляет все виды операций по внешнеторговым расчетам внутри страны и за рубежом: экспортно-импортные расчеты, кредитование, операции с ценными бумагами, открытие и ведение счетов как в валюте, так и в рублях, гарантийные операции, а также предоставление консультационных услуг.
российский банк реконструкции и развития финансирует и кредитует инвестиционные проекты, обеспечивающие совершенствование отраслевой структуры экономики, в том числе путем стимулирования российского экспорта и развития импортозаменяющего производства. Для стимулирования двусторонних и многосторонних международных экономических связей созданы разнообразные ассоциации делового сотрудничества, в том числе и двусторонние: России с США, ФРГ, Францией и т.д. Существуют и другие организации, в том числе и иностранные (консультативные, контактные и др.), призванные, с одной стороны, содействовать выходу российских участников ВЭД на мировой Рынок, с другой — информировать потенциальных зарубежных партнеров о перспективах российского рынка.
Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК) подчиняется непосредственно Президенту РФ. К ее важнейшим задачам относятся:
·межведомственный контроль за соблюдением всеми участниками ВЭД законодательства в сфере валютного и экспортного контроля;
·аудиторская проверка отдельных участников ВЭД;
·координация действий федеральных и региональных органов регулирования ВЭД в россии;
·содействие в создании единой российской информационной системы по валютному и экспортному контролю;
·анализ эффективности и разработка мероприятий по совершенствованию системы валютного контроля РФ. [8 стр. 207]
Глава 2. Модернизация Внешнеэкономической деятельности. Создание Таможенного Союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией
2.1 анализ экономических и политических условий развития таможенного сотрудничества в ЕврАзЭс
Таможенная Политика — это мощный рычаг, при помощи которого особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны и других постсоветских государств, а ныне стран-участников Содружества независимых Государств, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятель государства (в период существования СССР), то сегодня ситуация изменилась: Россия, равно как и другие государства, пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.
Основная задача государства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта. средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, "добровольные" ограничения экспорта и т.д.).
Началом объединения таможенных систем стран СНГ стало подписание 13 мая 1992 г. Соглашения о принципах таможенной политики [2]. Целями данного Соглашения явились: укрепление единого экономического пространства, унификация таможенного законодательства, а также проведение согласованной таможенной политики в отношении третьих стран. Таким образом, государства — участники СНГ намеревались на основе единства принципов таможенной политики создать благоприятную обстановку в таможенной сфере в целом. Согласованность действий таможенных политик, проводимых странами СНГ, облегчалась имеющимися историческими предпосылками, бывшими экономическими связями.
В настоящее время происходит формирование многостороннего таможенного союза с участием России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В соответствии с Соглашением о правовом обеспечении формирования Таможенного Союза и единого экономического пространства (Москва, 26 октября 1999 года) Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, для достижения цели правового обеспечения реализации положений договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года планируют развивать сотрудничество между законодательными и исполнительными государственными органами Сторон, признавая необходимость гармонизации (сближения и унификации) национальных законодательств в целях совершенствования правовой основы интеграционного взаимодействия.
октября 2000 г. в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, россии и Таджикистана принято Заявление об учреждении на базе Таможенного союза новой международной организации — Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС, Сообщество) и подписан соответствующий Договор.
Ее деятельность в области таможенной политики направлена на решение нескольких задач.
первая — создание общей унифицированной системы таможенного регулирования, в рамках которой должны действовать единые таможенные правила, таможенные процедуры и таможенные режимы.
вторая — обеспечение экономической безопасности на внешних границах сообщества, борьба с контрабандой и иными видами таможенных правонарушений.
третья — укрепление и обустройство внешних границ Сообщества.
Для решения указанных задач требуется выработка согласованных механизмов взаимодействия таможенных служб государств — членов ЕврАзЭС с использованием передового международного опыта организации и управления таможенным делом, на основе применения новейших информационных технологий, приближения совместной деятель к мировым стандартам.
Вопрос упрощения процедур торговли всегда находился и находится под пристальным вниманием государств-участников и органов управления Евразийского экономического сообщества.
В Договоре об учреждении ЕврАзЭС сформулирована идея о необходимости усиления межгосударственного взаимодействия для достижения целей и задач, которые определены Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. и договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 в г. Алма-Ата. Там завершилось формирование Таможенного союза и создание единого экономического пространства, что требует создание новых форм и механизмов взаимодействия.
В Евразийском экономическом сообществе в настоящий момент членами являются пять государств — это россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. (Узбекистан "заморозил" своё членство.) Статус наблюдателей в ЕврАзЭС имеют Армения и Украина.
По мнению Е.М. Примакова, созданию Сообщества способствовали следующие объективные факторы, определяющие сегодня развитие мировой экономики: "Первый — это глобализация, которая представляет собой не только угрозу, которую следует обойти, глобализация имеет и положительные стороны, которые следует, безусловно, использовать, из которых нужно исходить. Второй — это транснационализация предпринимательской активности. третий — это интеграция на межгосударственном уровне. Эти три процесса действуют в мировой экономике и определяют развитие экономик различных стран. Создание и развитие ЕврАзЭС полностью вписывается в контекст развития этих трех процессов".
Развитию интеграции способствуют потенциально весьма емкий рынок государств — членов ЕврАзЭс, взаимодополняемая сырьевая база, совместимые производственно-технические и потребительские стандарты, единые технические параметры инфраструктуры транспорта и связи.
В связи со всем этим в 2007 году процесс интеграции вступил в решающую стадию по завершению создания Таможенного союза. В городе Душанбе 6 октября 2007 г. президенты стран-участниц Таможенного Союза подписали Договор "О Комиссии Таможенного союза", в котором россия, Белоруссия и Казахстан, основываясь на договоре о создании ЕврАзЭс, учредили Комиссию, как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, основной задачей которого является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза. Комиссия на протяжении 3 лет плодотворно участвовала в создании Таможенного Союза. За это время было принято множество нормативно — правовых актов, которые регулируют данную сферу деятель, так же был издан Таможенный Кодекс Таможенного Союза, который с 1.01.10г. заменил Таможенный Кодекс Российской Федерации. [14].
С 1 июля 2010г. Таможенный союз вступил в законную силу.
2.2 Цели и задачи таможенного союза
Цели и задачи Таможенного союза указаны в "Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза" от 6 октября 2007 года, который был подписан в городе Душанбе.
Цель создания Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Над этим плодотворно работает Комиссия Таможенного Союза. Данные задачи будут достигнуты после завершения следующих мероприятий:
·установления и применения единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами;
·установления и применения в отношениях с третьими странами единого торгового режима;
·установления и применения порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие;
·установления и применения единых правил определения страны происхождения товаров;
·установления и применения единых правил определения таможенной стоимости товаров;
·установления и применения единой методологии статистики внешней и взаимной торговли;
·установления и применения унифицированного порядка таможенного регулирования, включая единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы;
·учреждения и функционирования органов Таможенного союза, осуществляющих свою деятельность в пределах полномочий, наделенных Сторонами. [14]
2.3 Проблемы и достигнутые результаты Таможенного Союза
В настоящее время на пути реализации целей ЕврАзЭс встречается ряд трудностей, обусловленных, прежде всего, имеющимися существенными различиями в уровнях экономического развития государств Сообщества, разноскоростным движением в реализации реформ. Также усиливается негативное влияние на страны извне.
Значительно сдерживают развитие взаимных экономических и таможенных отношений государств — членов ЕврАзЭс проблемы, связанные с интеграцией России и ее партнеров в мировую экономику, с их стремлением присоединиться к ВТО, требующие в разных масштабах существенной корректировки национальных систем регулирования ВЭД, таможенного законодательства стран, которые в неодинаковой степени готовы к реформированию и выработке единой, согласованной внешнеторговой и таможенной политики в рамках сообщества.
При формировании единой таможенной территории государства — члены ЕврАзЭс столкнулись с рядом проблем на таможенных границах: необустроенность пунктов пропуска, неудовлетворительное техническое оснащение, недостаточная плотность размещения, перегруженность, низкая пропускная способность. Все это не способствует предупреждению и пресечению наиболее опасных таможенных правонарушений — контрабанды, ввоза наркотиков, оружия и создает угрозу не только экономической, но и национальной безопасности.
Особое значение для реализации задач ЕврАзЭС в области таможенной политики приобретают разработка и принятие единого таможенного регламента — "Основ таможенного законодательства ЕврАзЭС" — документа, содержащего нормативно-правовые условия создания единой таможенной территории и главные принципы разработки и осуществления согласованной таможенной политики государств Сообщества в отношениях с третьими странами.
Решение данных проблем диктуется следующими обстоятельствами:
·жизненной необходимостью создания действенного механизма экономической и таможенной интеграции на постсоветском пространстве;
·объективной потребностью государств Сообщества использовать мировой опыт интеграционных процессов и с учетом особенностей каждой страны сформировать новые подходы к регулированию торговых отношений в условиях глобализации;
·необходимостью унификации механизма таможенного регулирования в рамках ЕврАзЭС и выработки на основе системы управления рисками средств противодействия возрастающему влиянию дестабилизирующих факторов во внешнеэкономической деятель;
·в условиях повышения значимости экономической и таможенной интеграции между государствами — членами Сообщества требуется более углубленное изучение различных аспектов таможенного сотрудничества и создание новой стратегии таможенного дела;
·особой ролью россии в укреплении и развитии таможенного сотрудничества в рамках сообщества и в его отношениях с третьими странами. [6, стр.23]
Рассматривая механизмы упрощения процедур торговли с позиции внешнеторгового регулирования необходимо, прежде всего, отметить, что в рамках Таможенного Союза:
создана зона свободной торговли;
формируется единый таможенный тариф;
определены единые меры нетарифного регулирования;
установлен единый порядок взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения";
единый порядок введения и применения вывозных таможенных пошлин
принят единый порядок применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства-участники соглашений о Таможенном союзе;
определены основные меры, обеспечивающие взаимодействие национальных валютно-финансовых систем в целях создания благоприятных условий для развития взаимной торговли;
принята общая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятель ЕврАзЭС;
принят единый порядок экспортного контроля и механизм применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-участников.
Все эти механизмы оказывают безусловное влияние на упрощение процедуры торговли стран Евразийского экономического сообщества.
В Сообществе нет наднационального органа с властными полномочиями, который позволил бы с помощью международно-правовых норм провести институциализацию единого таможенного пространства. Сознавая, что только средств международного правового регулирования недостаточно, в ЕврАзЭС была создана следующая система, обеспечивающая единство управления таможенными службами:
Совет руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС;
Система представительств таможенных служб в государствах членах ЕврАзЭС.
необходимо отметить, что большинство международно-правовых документов, принятых ЕврАзЭС в сфере таможенного дела были подготовлены Советом руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете.
Для упрощения и унификации процедур таможенного контроля за товарами и транспортными средствами в торговом обороте в Сообществе были приняты:
Унифицированные правила таможенного оформления товаров, обращающихся во взаимной торговле государств-членов ЕврАзЭС.
Протокол о таможенном оформлении товаров, перевозимых под таможенным контролем между таможенными органами государств-участников Таможенного союза.
Протокол о таможенном сопровождении между таможенными органами государств-участников Таможенного союза.
Соглашение об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами-участниками Таможенного союза.
Протокол о таможенных перевозчиках государств-участников Таможенного союза
Протокол о таможенном контроле за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми между таможенными органами государств-участников Таможенного союза. [8 стр.67]
протокол о таможенном контроле за реэкспортом товаров, происходящих с территории государств-участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
Единая методика управления рисками.
В целях гармонизации таможенных законодательств государств-членов ЕврАзЭС Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС разрабатываются и принимаются типовые законодательные акты и рекомендации, направленные в том числе, на упрощение процедур таможенного контроля в торговле.
Глава 3. Перспективы развития Таможенного Союза
Создание таможенного союза является важным и ответственным шагом на пути к улучшению экономических отношений между странами. В первую очередь было осуществлено введение единых таможенных тарифов по более чем 11 000 товаров, отменены таможенные пошлины и сняты экономические ограничения. такой шаг, по мнениям экспертов, позволит увеличить ВВП стран — участниц таможенного союза на 15% в течение 5 лет. К тому же, образовавшийся таможенный союз будет способствовать облегчению создания кооперационных цепочек. Устранение многих экономических барьеров между государствами и свободное движение товаров повлечет за собой рост конкуренции, а, как известно, конкуренция способствует улучшению качества вырабатываемой продукции и снижению цен.
Образование таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном с целью облегчения торговли между ними является лишь первым шагом на пути вступления союза во Всемирную торговую организацию. Если таможенный союз добьется поставленной цели, то страны-участницы будут иметь возможность отстаивать свои права на мировом рынке.
На пути развития таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана возникают некоторые трудности и даже риски, на устранение которых необходимо отвести особое внимание. Наиболее серьезный риск, связанный с образованием таможенного союза — это неисполнение плана по сбору платежей. В данном случае таможенным органам необходимо соблюдать все новые правила и требования таможенного кодекса, чтоб план сборов был выполнен в полном объеме.
безусловно, создание таможенного союза влияет и на простых предпринимателей. Не исключено, что в течение определенного периода может обостриться ситуация на таможнях. В первую очередь, это будет связано с неразберихой при предоставлении документов. Таможенный Кодекс таможенного союза отличается от таможенных кодексов россии, Белоруссии и Казахстана, а значит, и меняются требования к оформлению различных таможенных бумаг и документов. Проблемы в бюрократической сфере, конечно же, отойдут со временем на задний план, ведь в функции таможни входит разъяснение и обеспечение новой информацией участников внешнеэкономической деятель. Но до тех пор взаимоотношения экономических агентов и таможенных служащих действительно будут представлять собой неразбериху. Для того, чтобы предотвратить данные коллизии, таможенным органам следует более внимательно отнестись к моментам разъяснения и применения таможенных процедур участникам ВЭД.
Из всего вышесказанного следует, что Таможенному союзу есть куда развиваться и достигать поставленные перед ним задачи.
Заключение
Подводя итог, нужно сказать, что приоритетным направлением внешнеэкономической деятель в нашей стране является интеграция со странами ЕврАзЭс, развитие внешнеэкономических связей, и, безусловно, устранение административных и экономических барьеров для ускорения товарооборота и улучшения инвестиционного климата в странах-участицах данного альянса. В перспективе, россия должна присоединиться к ВТО, по вступлению в него ведется множество переговоров. Данный шаг даст огромный толчок для развития всех отраслей нашей страны в целом.
Обобщая итоги курсовой работы, следует подвести вывод:
Внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические связи приобретают в современных условиях исключительно актуальное значение. Развитие ВЭД и ВЭС выступает в качестве важного элемента долгосрочной стратегии, направленной на решение задач модернизации, структурной перестройки многих сфер российской экономики.
Для государственного регулирования внешнеэкономической деятель применяются определённые меры, или методы. Существует две основные классификации методов регулирования внешнеэкономических отношений. Они делятся на административные (квотирование, лицензирование, введение эмбарго) и экономические, включающие в себя политику таможенных пошлин и сборов, политику банковской процентной ставки и политику курса валют.
Существует нормативно правовая база, осуществляющая регулирование Внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
главным источником регулирования ВЭД является Конституция РФ, международные договоры, Таможенный Кодекс Таможенного союза и др.
Так же существуют основные органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в россии и содействующие её развитию. Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.
июля 2007 года в городе Душанбе был подписан договор о создании Таможенного Союза, что предопределило развитие внешнеэкономической деятель на долгие годы.
Цели и задачи Таможенного союза указаны в "Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза" от 6 октября 2007 года, который был подписан в городе Душанбе.
Цель создания Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
На пути развития таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана возникают некоторые трудности и даже риски, на устранение которых необходимо отвести особое внимание. Для разрешения каких-либо непредвиденных обстоятельств создаются специальные органы, которые будут отслеживать ситуацию.
Список литературы
1.Договор "О Комиссии Таможенного союза" от 6.08.2007.
2.Таможенный Кодекс Таможенного союза от 1.07.2010.
.Интернет-источник консультант-плюс, комментарии эксперта.
.Т.Н. Трошкина, Теоретические и практические аспекты развития таможенного регулирования и международного таможенного права, "Таможенное дело", №2, 2008.
.В.А. Шамахова. Таможенное Право Российской Федерации. — М., Учебник/2008. — 744 с.
.Заявление глав государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, российской Федерации и Республики Таджикистан об учреждении Евразийского экономического сообщества. — М., 2000.
.Соглашение СНГ о принципах таможенной политики от 13 мая 1992.
.российское таможенное право. Учебник для вузов. Под ред. Б.Н. Габричидзе — М: Издательская группа Инфра·М-Норма, 2008.
.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. — М.: ".Конституция Российской Федерации. Сибирское университетское издательство., 2009.
.Международный договор "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и российской Федерации" (решение Комиссии Таможенного союза № 130 от 27.11.09)
.международный договор "О тарифном регулировании импорта в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества" (решение Комиссии Таможенного союза №131 от 27.11.09).
.международный договор "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и российской Федерации" (решение Комиссии Таможенного союза №132 от 27.11.09)
.международный договор "Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза" от 6.10.2007.