Учебная работа. Тайвань: политическая конфронтация или стабильное сосуществование?
Тайвань: политическая конфронтация или стабильное сосуществование?
Содержание
независимость тайвань пекинский Политика
1. Кратковременный период нормализации отношений через пролив (2004-2005 гг.)
. законЛитература
Введение
несмотря на скромное экономическое и социальное развитие острова во время первого срока пребывания ЧэньШуйбяня у власти, президентские выборы 2004 года вновь принесли ему победу. На этот раз за него проголосовал существенно больший процент избирателей, чем на предыдущих выборах (50, 1% против 39,35% при высочайшей явке избирателей — 80, 28%). Эта прибавка в миллион с лишним голосов позволила ему взять верх уже не над расколотым Гоминьданом, как это было в 2000 году, а над объединенным оппозиционным блоком.
успех ЧэньШуйбяня на выборах объясняется, прежде всего, процессом смены поколений на острове. Молодые поколения, свободные от ностальгии по материку, от тесных родственных связей с китайцами на континенте, живущие при этом в абсолютно отличной политической и экономической среде, не хотели оказаться в зависимости от воли Пекина, пусть даже в привилегированной зависимости. Стоит отметить, однако, что тот факт, что за ЧэньШуйбяня было отдано большинство голосов, отнюдь не означал, что избиратели голосовали за провозглашение независимости. Наряду с фактической суверенностью курс ЧэньШуйбяня изначально включал в себя отказ от официального объявления независимости острова («пять нет»), что скорее всего и привлекло жителей Тайваня, в большинстве своем выступавших за сохранение статус-кво. Так, по данным опроса, проведенного в июле 2004 года университетом Чжэнчжи, за сохранение статус-кво (на время или даже навсегда) высказалось 82,6% респондентов; за независимость как можно скорее или когда-нибудь в будущем — 22,1%; за объединение как можно скорее или когда-нибудь в будущем — 13,3%.
1.Кратковременный период нормализации отношений через пролив (2004-2005 гг.)
Одержав малоубедительную победу и набрав всего на 0,22% голосов больше, чем его соперник ЛяньЧжань, Чэнь Шуйбянь начал свой новый срок с достаточно умеренной позиции относительно материка. В инаугурационной речи 2004 года Чэнь Шуйбянь вновь повторил, что он придерживается политики «пяти нет» и призвал к созданию межпартийного «Комитета мирного развития отношений через пролив» и разработке «программы мирного развития отношений через пролив».
В конце 2004 года «зеленый лагерь» потерпел неудачу на парламентских выборах в Законодательный Юань. Следствием этого было возникновение многочисленных трудностей как внутреннего, так и внешнего порядка с которыми столкнулась администрация ДПП. Чэнь Шуйбянь и вовсе оставил пост председателя ДПП, который он занимал одновременно с должностью президента республики, заявив, что он хочет быть «президентом, который принадлежит всему народу».
В таких условиях Чэнь Шуйбянь уже не мог не внести коррективы в свой пронезавимый политический курс. 24 февраля 2005 года в результате встречи ЧэньШуйбяня с лидером Первой народной партии (ПРП) СунЧуюем было подписано «соглашение из 10 пунктов» (十点共识) об отношениях через пролив, национальной обороне и этническом примирении. Шесть из десяти пунктов соглашения были сосредоточены на проблемах отношений по обе стороны пролива. Президент и лидер ПРП согласились сохранять статус-кво острова, а также совместно работать над созданием правовой основы для мирных отношений через пролив. Политики обязались способствовать нормализации отношений с материком, достижению взаимопонимания между правящей и оппозиционными партиями, установлению мира и стабильности по обе стороны пролива, а также оптимизации торгово-экономических отношений через пролив.Чэнь Шуйбянь также заявил о необходимости придерживаться курса «пяти нет», сделав таким образом шаг назад к курсу «новой центристской линии».
однако это соглашение (扁宋会的共识) не соблюдалось и не приводилось в исполнение. Вскоре Чэнь Шуйбянь и вовсе отступил от него.
. законВ условиях принятия Закона о референдуме, подготовки Тайбэем нового проекта конституции, переизбрания пронезависимого Чэнь Шуйбяня, а также роста сепаратистских настроений на острове, в 2005 году в Пекине было принято решение о принятии Закона о противодействии расколу государства. Закон фиксировал и развивал Пекинскую позицию по тайваньской проблеме и создавал юридическую и политическую базу для силовых акций со стороны КНР. Основные положения Закона во многом отталкивались от «восьми пунктов» Цзян Цзэминя. Основной целью Закона провозглашалось «препятствие отрыву Тайваня от Родины раскольниками под лозунгами «независимости Тайваня…под тем или иным именем, тем или иным способом». В Законе содержались неоднократно озвучивавшиеся Пекином тезисы о том, что «в мире существует только один Китай, а Тайвань является частью Китая», что «решение Тайваньской проблемы и достижение национального воссоединения является исключительно внутренним делом Китая», а также что «базисом мирного объединения Родины является признание принципа «одного Китая». Как и прежде Тайваню после воссоединения разрешалось «сохранить общественную систему…и пользоваться высокой степенью автономии». В Законе также подчеркивался приоритет «мирного объединения посредством консультаций и переговоров». однако одновременно 8 статья Закона гласила: «Если раскольнические силы — сторонники «независимости Тайваня» под тем или иным названием, тем или иным способом добьются фактического отторжения Тайваня от Китая; или произойдут крупные события, влекущие за собой отторжение Тайваня; или возможности мирного воссоединения будут полностью исчерпаны — своего суверенитета и территориальной целостности». Стоит отметить, что, по словам китайских аналитиков, «немирные действия» отнюдь не означали боевые действия и могли включать в себя экономические санкции, военное сдерживание, крупные военные учения, а также частичную блокаду коммуникаций Тайваня. достаточно размыто сформулированные в Законе условия применения «немирных и других средств» давали Пекину широкие возможности в их истолковании и, как следствие, в выборе момента удара.
В условиях уже юридически закрепленной военной угрозы со стороны материка Чэнь Шуйбянь начал уделять серьезное внимание военному строительству, придавая при этом особое значение созданию собственного оружия. Учитывая возникшую в регионе обеспокоенность, Чэнь Шуйбянь заявил, что Тайвань не будет создавать ядерное оружие, но добавил, что остров нуждается в укреплении своей обороноспособности. Он пообещал наращивать мощь вооруженных сил острова и к 2008 году довести военные расходы до 3% ВВП против 2,4% в 2006 году при одновременном сокращении численности вооруженных сил до 285 тыс. человек. Неотъемлемой частью военного строительства стала закупка больших партий современного оружия у США. крупнейшая сделка на поставку американской военной техники была одобрена президентом Бушем еще в 2001 году. В соответствии с ней в 2005-2006 гг. на вооружение Тайваня были поставлены 4 эсминца класса «Кидд», оснащенные современными боевыми системами. В 2007 году Законодательный Юаньодобрил выделение средств на приобретение в США 12 противолодочных патрульных самолетов «Орион», заказы на модернизацию зенитно-ракетных комплексов «Пэтриот» и разработку проекта дизельных подводных лодок. В 2007 году была проведена компьютерная штабная игра, в ходе которой Тайваньские военные впервые смоделировали превентивный ракетный удар по силам противника, готовящегося к атаке на остров. Несмотря на усилия Тайбэя в военной сфере, по оценке Пентагона, на 2007 год по сухопутным войскам КНР имела десятикратный перевес, а превосходство Тайваня в военно-воздушных силах постепенно сходило на нет. однако, по словам тогдашнего премьер-министра ЮйСикуня: «наилучший сценарий предусматривает поддержание «баланса страха» в Тайваньском проливе для обеспечения национальной безопасности. Если Вы выпустите сто ракет на меня, я смогу выпустить по крайней мере пятьдесят ракет на Вас. Если Вы предпримете атаку на Гаосюн, я смогу предпринять атаку на Шанхай».
В такой ситуации Чэнь Шуйбянь, и так принявший уже не мало «крупных шагов», влекущих за собой отторжение Тайваня, должен был пересмотреть свою политику и во многом даже смягчить ее. однако решительная политика Пекина и проигрыш ДПП на местных выборах в декабре 2005 года, напротив, привели к ужесточению материковой политики президента. Чэнь Шуйбяньотошел от умеренного курса «новой центристской линии», начав продвигать идею «радикальной независимости» (急独),воплощениями которой стали «отказ от воссоединения» (废统, упразднение Комитета по воссоединению Тайваня и КНР) и инициатива проведения референдума о вступлении в ООН (公投入联).
В новогодней речи от 1 января 2006 года Чэнь Шуйбянь заявил, что «вопрос национальной идентичности, национального самосознания стал как никогда важен и серьезен». Он заявил, что «суверенитет Тайваня принадлежит 23-миллионному населению, народу, а не КНР. Определять будущее Тайваня и его судьбу имеют Право лишь 23 миллиона жителей острова». Что касается торгово-экономической политики по отношению к материку, то Чэнь Шуйбянь начал ее всестороннее ужесточение. Курс «активное открытие, эффективное управление» был изменен, а его нормы стали жестко регулироваться правительством. Чэнь Шуйбянь заявил, что «правительство должно взять на себя ответственность за активное управление, лишь в этом случае можно снизить риски открытости».
января 2006 года Чэнь Шуйбянь предложил приостановить деятельность Совета по национальному объединению и отменить программу национального объединения. А уже 27 февраля 2006 года на высоком уровне заседания Совета по национальной безопасности Чэнь Шуйбянь официально отказался от политики «пяти нет» иобъявил о прекращении действия Совета по национальному объединению и о лишении силы программы национального объединения, существовавших с начала 90-х годов, тем самым нарушая свои инаугурационные обещания как 2000, так и 2004 гг. Принятие этого шага Чэнь пояснил нежеланием Пекина отказаться от применения силы против острова. Стоит отметить, что этот шаг был скорее символическим, нежели существенно меняющим положение вещей. И Совет по национальной безопасности, и Программа национального объединения, по сути, перестали функционировать еще во время второго срока пребывания Ли Дэнхуэя у власти.
сентября 2006 года на праздновании 20-летней годовщины со дня основания ДПП Чэнь Шуйбянь вновь заявил «Тайвань — это Тайвань. Китай — это Китай. Тайвань и Китай — это две абсолютно разные страны», а также заявил о необходимости «разработки новой конституции, вступления Тайваня в ООН о предоставлении острову независимости».
К концу мая 2007 г. Чэнь Шуйбянь все чаще стал озвучивать идею членства Тайваня в ООН под именем «Тайвань». 18 июня 2007 г. Чэнь заявил о своем решении одновременно с президентскими выборами 2008 г. провести нового члена под названием «Тайвань». Было принято решение о том, что в 2008 г. будет проведено сразу два референдума по вопросу членства в ООН, что было обусловлено расхождениями в подходах к членству в ООН между ДПП и Гоминьданом.
В этот период Чэнь Шуйбянь продолжал активно проводить политику «декитаизации» тайваньского общества. Одним из проявлений этой политики было изменение содержания учебников истории. Так в июле 2007 года министерство образования Тайваня обратилось к ученым Тайваньской исторической ассоциации с просьбой рассмотреть возможность замены порядка 500 «неправильных терминов» в тайваньских школьных учебниках. Например «отношения между двумя сторонами пролива» предлагалось заменить на «отношения между двумя странами».
В 2008 году одновременно с президентскими выборами был проведен референдум. Респондентам был задан вопрос: следует ли жителям острова добиваться членства в ООН под названием «Тайвань»? По сути это была скрытая форма референдума об изменении исторического названия непризнанного государства — «Китайская Республика», против чего Пекин категорически возражал. При явке около 35% ответом Тайваньского народа было «нет», что означало, что страна так и не смогла достичь консенсуса по этому вопросу.
В то время как ДПП предложила референдум по вопросу о вступлении в ООН, под именем «Тайвань», Гоминьдан инициировал свой собственный референдум, касательно вопроса, должен ли Тайвань «перевступить» в ООН под названием «Китайская Республика» или каким-либо другим «практическим и гибким наименованием, которое будет отстаивать достоинство страны».
Согласно Закону о референдуме (статья 30), предложения, вынесенные на референдум, считаются одобренными при выполнении двух требований, а именно: участиие в голосовании более половины всех лиц, обладающих правом голоса; подача за внесенное предложение более половины поданных голосов. Однако ни один из шести референдумов, проведенных в стране, не достиг первого порога в 50% голосующих.
Согласно статистике Центральной Избирательной Комиссии 17,313,854 избирателей имело Право участвовать в референдуме, а это означает, что 8,656,927 голосующих было необходимо, чтобы преодолеть первый порог в 50% процентов голосующих. однако необходимой явки ни на референдуме ДПП (явка 35.82%), ни на референдуме Гоминьдана (явка 35.74%) не было.
В марте 2008 года президентские выборы на Тайване выиграл представитель оппозиционной в то время партии Гоминьдан МаИнцзю, четко заявивший, что он выступает против независимости острова и за диалог с материковым Китаем. таким образом, в 2008 года партия Гоминьдан, руководившая островом с 1949 по 2000 год, снова вернулась к власти. Накануне президентских выборов Гоминьдан в январе 2008 года выиграла парламентские выборы, завоевав 81 из 113 мест. Вновь избранный президент МаИньцзю выступал за активизацию диалога с Китаем на основе «консенсуса 1992», тем самым практически сводя на нет все предпринятые ДПП шаги по достижению независимости острова.
В начале 1950-х гг. насильственный метод урегулирования конфликта был приоритетным курсом, как для Мао Цзэдуна, так и для Чан Кайши. однако американское военное присутствие в Тайваньском проливе после начала Корейской войны в 1950 году, а также надвигающийся советско-китайский раскол заставили Пекин задуматься над возможностью мирного разрешения тайваньской проблемы. Этот новый подход был провозглашен в 1956 году тогдашним премьером КНР Чжоу Эньлаем, заявлявшем о необходимости «освобождения Тайваня», однако, в то же время, подчеркивавшем, что мирное разрешения конфликта путем переговоров стоит в приоритете у правительства КНР. Пекинское правительство запустило процесс разработки программы воссоединения острова с материком, первым результатом которого стали, так называемые, «четыре пункта» Ли Цзяцюаня, заложившие основу для формулы «одна страна, две системы».
Началом второго этапа в отношениях через пролив можно считать визит президента США Ричарда Никсона в Пекин в 1972 году и последовавшую за ним нормализацию американо-китайских отношений. В 1979 году правительство США установило дипломатические отношения с материковым Китаем, ставшим более привлекательным союзником для мирового сообщества после начала претворения в жизнь в КНР политики «реформ и открытости». Следуя примеру США, большинство западных стран, разорвало дипломатические отношения с Тайбэем, и немедленно установило их с Пекином. В результате, Тайвань временно лишился покровительства своего главного защитника в конфронтации с материком — США. Исключенный из состава Совбеза ООН еще в 1971 году Тайвань стал политическим изгоем, изолированным из системы международных отношений, что, однако, не помешало ему активно развиваться.
В конце 1970-х гг, покончившее с левацкими настроениями времен культурной революции правительство КНР окончательно сменило курс по отношению к материку с «насильственного освобождения» на «мирное воссоединение», воплощением которого стала формула «одна страна, две системы», предложенная Дэн Сяопином. Однако активно модернизирующийся и демократизирующийся Тайвань не мог принять пусть и заманчивые условия правительства КНР, обещавшего острову обширную автономию. Официальным ответом Тайбэя на Пекинскую инициативу стал принцип «трех нет»: нет — контактам, переговорам и компромиссам с коммунистами. несмотря на то, что Пекинская стратегия не повлекла каких-либо уступок со стороны Тайваня, Пекин был уверен, что время на его стороне. Правительство КНР рассчитывало на то, что постепенное увеличение международной изоляции в конечном счете не оставит острову иного выбора, кроме как примирение с Пекином на Пекинских же условиях.
Пекин недооценил изменений, которые произошли на острове, вставшем на демократический путь развития и совершившем «экономическое чудо». Приход к власти «бэньшэнжэня» Ли Дэнхуэя и окончание, таким образом, локализации и тайванизации власти на острове в 1988 году дало начало третьему этапу в развитии отношений через пролив. К этому периоду стала очевидной утопичность гоминьдановских планов «возвращения» на материк, а экономический рост и демократизация стали ключевыми стимулами усилий Тайваня по изменению своего международного политического статуса. В 1991 году партия Гоминьдан заявила о прекращении «периода всеобщей мобилизации для подавления коммунистического мятежа», фактически признав тем самым КНР в качестве суверенного государства. Правительство Ли Дэнхуэя поступательно продвигало идею независимости и самобытной тайваньской идентичности. Реакцией Пекина натакого рода политику были военные учения и масштабные маневры в Тайваньском проливе. Кульминацией этого периода стала инициатива Ли Дэнхуэя об «особых межгосударственных отношениях» между островом и материком, вызвавшая гнев пекинского правительства, отказавшегося расценивать администрацию «мятежной провинции» в качестве равной себе.
Таким образом, такие тенденции, как локализация власти, модернизация и демократизация Тайваня, берущие начало в середине 70-х гг. и практически окончательно оформившееся к концу 90-х гг., постепенно взращивали в сознании тайваньцев мысль об их самобытной идентичности и необходимости провозглашения независимости острова. Главными поборниками этих идей стала Демократическая прогрессивная партия (ДПП), пришедшая к власти на Тайване в 2000 году в лице ЧэньШуйбяня.
Политика ДПП в отношении материкового Китая на начальном этапе первого президентского срока Чэнь Шуйбяня отличалась относительной умеренностью. После прихода к власти ДПП придерживалась курса «новой центристской линии», воплощением которой стала политика «пяти нет», предложенная Чэнь Шуйбянем сразу же после его избрания на пост президента. Чэнь Шуйбянь официально гарантировал не предпринимать никакие шаги по провозглашению независимости Тайваня, но только в случае, если КНР откажется от применения силы по отношению к острову. Несмотря на то, что президент отрицал, что в 1992 году между КНР и КР был достигнут какой-либо консенсус относительно принципа «одного Китая», он все же настаивал на необходимости вне зависимости от наличия соглашения, возобновить диалог, на основе контактов и взаимопонимания в «духе 1992 года». Чэнь Шуйбянь взял курс на развитие культурных и экономических связей с материком. Это — принципиально новое явление в отношениях через пролив, главное, что привнес в них Чэнь Шуйбянь, а также — самая сильная сторона его материковой политики. В рамках нового экономического курса был запущен проект «трех видов связей» в малом формате, устанавливающий прямые связи между островами Цзиньмэнь, Мацзу и Пэнху с одной стороны и материковой частью Китая — с другой. Также была пересмотрена инвестиционная политика в отношении материкового Китая. На смену политике «не спешить, проявлять терпение», пришел курс «активное открытие, эффективное управление», смягчающий ограничения инвестиций в материк. Таким образом, «пять нет», открытие «трех видов связей» в малом формате и Политика «прогрессивного открытия, эффективного управления» являются основными чертами материковой политики раннего периода президентсва Чэнь Шуйбяня.
однако нормализация отношений была лишь видимостью. На деле Чэнь Шуйбянь прибег к тактике, так называемого, «ползучего сепаратизма» и стал предпринимать один за другим рискованные шаги, каждый из которых должен был, так или иначе, подчеркнуть независимую государственность Тайваня.
С приближением предвыборной кампании и выборов нового главы государства, Чэнь Шуйбянь начал склоняться к радикальной риторике «независимости» острова. главным курсом его предвыборной кампании стала концепция «два берега Пролива — два государства», противостоящая принципу «одного Китая» и предотвращавшая, по мнению президента, поглощение острова материком. Стабильным отношениям через пролив пришел конец, когда Чэнь Шуйбянь начал открыто заявлять о необходимости провозглашения независимости, включении в тайваньскую конституцию Закона о референдуме, проведении референдума о независимости острова и пересмотре действующей конституции. В 2003 году Закон о референдуме был включен в конституцию Китайской Республики, однако в сильно усеченном виде, а уже 20 марта 2004 года одновременно со всеобщими президентскими выборами был проведен первый в истории Тайваня «оборонительный» или «мирный» референдум, признанный, однако, недействительным из-за недостаточной явки.
учитывая малоубедительную победу на президентских выборах в 2004 году, а также поражение «зеленого лагеря» на парламентских выборах, Чэнь Шуйбянь был вынужден скорректировать свой политический курс, в том числе и по отношению к материковому Китаю. 24 февраля 2005 года в результате встречи Чэнь Шуйбяня с лидером ПРП СунЧуюем было подписано «соглашение из 10 пунктов» об отношениях через пролив, национальной обороне и этническом примирении, в котором президент и лидер ПРП согласились сохранять статус-кво острова, а также совместно работать над созданием правовой основы для мирных отношений через пролив. однако это соглашение оказалось лишь формальностью, так как на деле ДПП продолжала осуществлять пронезависимый курс.
В условиях принятия Закона о референдуме, подготовки Тайбэем нового проекта конституции, переизбрания пронезависимого Чэнь Шуйбяня, а также роста сепаратистских настроений на острове в 2005 году в Пекине было принято решение о принятии Закона о противодействии расколу государства, создававшего юридическую и политическую базу для силовых акций со стороны Пекина. В условиях решительной политики правительства КНР и проигрыша ДПП на местных выборах в декабре 2005 года, Чэнь Шуйбяньотошел от умеренного курса «новой центристской линии» и начал продвигать идею «радикальной независимости», воплощением которой стали «отказ от воссоединения» (упразднение Комитета по воссоединению Тайваня и КНР) и инициатива проведения референдума о вступлении в ООН. В 2006 году Чэнь Шуйбянь официально отступил от курса «пяти нет», объявив о прекращении действия Совета по национальному объединению и о лишении силы программы национального объединения, существовавших с начала 90-х годов. А уже в 2007 году президент провозгласил доктрину «четырех желаний», открыто заявляя о том, что Тайвань желает «независимости, переименования, новой конституции и развития». К концу мая 2007 г. Чэнь Шуйбянь все чаще стал озвучивать идею о членстве Тайваня в ООН под названием «Тайвань», ав 2008 году одновременно с президентскими выборами был проведен референдум по вопросу: следует ли жителям острова добиваться членства в ООН под названием «Тайвань»? По сути это была скрытая форма референдума об изменении исторического названия непризнанного государства — «Китайская Республика». однако референдум провалился, опять же, по причине недостаточной явки.
таким образом, с 2000 года материковая политика ДПП претерпела значительные изменения. На смену умеренному курсу «новой центристской линии» и видимой нормализации отношений на почве экономического сближения с материком пришла исключительно радикальная риторика о необходимости провозглашения независимости острова. важнейшим шагом на пути к независимости Тайваня от материка, безусловно, стало включение в конституцию Китайской Республики Закона о референдуме, являющегося атрибутом суверенного государства. Также стоит отметить и проведение (хоть и неудачное) самих референдумов, которое означало, что Тайбэй не боится военного давления со стороны материка.
В своей погоне за независимостью острова Чэнь Шуйбянь практически дошел до точки невозврата, за которой мирные отношения через пролив уже становились невозможными. На тот момент тайваньцы не были готовы к радикальным переменам. Согласно опросам, проведенным университетом Чжэнчжи, в марте 2008 года сохранение статус-кво в отношениях с материковым Китаем оставалось самым популярным настроением среди тайваньского населения. Так 44% респондентов предпочитали перенести провозглашение независимости на более поздний срок, 20% респондентов выступили за постоянное сохранение статус-кво отношений через пролив. учитывая такие условия, победа гоминьдановца Ма Иньцзю на президентских выборах была достаточно предсказуемым исходом. Вновь избранный президент, представитель Гоминьдана, ставшего на тот момент уже практически проматериковым политическим образованием, сменил свою политику по отношению к материку на диаметрально противоположную курсу администрации ДПП, сведя все предпринятые ею шаги на пути к независимости острова на нет.
В 2016 году победу в президентских выборах на Тайване одержала представительница ДПП Цай Инвэнь, игравшая важную роль в администрации Чэнь Шуйбяня. учитывая этот факт, в будущем интересно будет проследить преемственность в ее материковой политике: пойдет ли она по пути «воссоединения», ставшего главным трендом политики Гоминьдана по отношению к материку, или же продолжит курс администрации ДПП времен Чэнь Шуйбяня, направленный на провозглашение независимости. Вне всякого сомнения, Политика Цай Инвэнь по отношению к континентальному Китаю, так или иначе, будет опираться на опыт ее однопартийцев, что делает анализ политики ДПП в отношении материка в 2000-2008 гг. особенно значимым.
Степанова Г.А. О налаживании контактов между КПК и политическими партиями Тайваня // Современный Тайвань. Справочно-аналитические материалы. — 2007. — №9(18).
Чудодеев Ю.В. Китай: проблема мирного воссоединения Тайваня // Азия и Африка сегодня. — 2008. — №12. С.
Чудодеев Ю.В. КНР — Тайвань: политическая конфронтация или стабильное сосуществование? // Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция. — М.: Вост. лит., 2009.
Чэнь Шуйбянь. сын Тайваня. — М.: Муравей, 2001.
Blanchard J.F. New Thinking about the Taiwan Issue. Theoretical Insights into Its Origins, Dynamics, and Prospects. — Maryland: Routledge, 2012. R.C. Uncharted Strait: The Future of China-Taiwan Relations. — Washington: Brookings Institution Press, 2013.yuan Tung. Cross-strait Relations after Taiwans 2004 Presidential Election // The China Quarterly. 2007. — № 190.yi Li. The Rise of China and Taiwans Response: The Anti-Secession Law as a Case Study // Critical Readings on China-Taiwan Relations / edited by J. Bruce Jacobs. — Boston: Brill, 2014. Vol. 1.Yuantong. Taiwans China Strategy and Prospects of Cross-Strait Relations. — Taipei: MAC, 2007.in Asia: Korea, China-Taiwan, and India-Pakistan / edited by UkHeo and Shale A. Horwitz. — London: Praeger, 2003. P. 8-13; P. 25-55.Taiwan Straits Relations Since 1979 / edited by Kevin G Cai. — Singapore: World Scientifix, 2011. P. 115 — 220. D.B. The Cross-Strait Economic Relationships Impact on Development in Taiwan and China: Adversaries and Partners // Critical Readings on China-Taiwan Relations / edited by J. Bruce Jacobs. — Boston: Brill, 2014. Vol. 2.J.W. Face Off: China, the US and Taiwans Democratization. — London: University of Washington Press, 2011.Huang. Chinas Taiwan Policy: Past and Present // Conflict in Asia: Korea, China-Taiwan, and India-Pakistan / edited by UkHeo and Shale A. Horwitz. — London: Praeger, 2003.S.L. Does Economic Integration Across The Taiwan Strait Make Military Conflict Less Likely? // Critical Readings on China-Taiwan Relations / edited by J. Bruce Jacobs. — Boston: Brill, 2014. Vol. 1.W. China, Hong Kong, Taiwan, inc. The Dynamics of a New Empire. — London: Little, Brown and Company, 1998. P. 103-139. M. Taiwan and South-East Asia: The Limits to Pragmatic Diplomacy // The China Quarterly. 2001. — №165.W. Chen Shuibian: On Independence // The China Quarterly. 2010. — №203.M. Same Content, Different Wrapping: Cross-Strait Policy Under DPP Rule // China Perspectives. 2004. — №56.H. Taiwan: Political and National Security of Becoming Taiwanese // Identity and Change in East Asian Conflicts: The Cases of China, Taiwan, and the Koreas / edited by Shale Horowitz, UkHeo, Alexander C. Tan. — New York: Palgrave Macmillan, 2007. P. 49-71.G.T. China and the Taiwan Issue. Impending War at Taiwan Strait. — Maryland: University Press of America, 2006. P. 99-119.L. The Economics of the Three Links // Sources of Conflict and Cooperation in the Taiwan Strait / edited by YongnianZheng and Raymaond Ray-Kuo Wu. — Singapore: World Scientific Publishing, 2006. P. 59-75.han Chu. The ABCs of Cross-Strait Policy // Free China Review. — 1997. — №5(47)
Ван Жэнь. Миньцзиньдандалучжэнцэфачжаньцзиинсяняньцзю (изучение эволюции и последствий материковой политики Демократической прогрессивной партии). — Пекин: Чжунянминьцзудасюэчубаньшэ, 2012.
Хуан Цинь. Сяньцзедуаньминьцзиньдандалучжэнцэяньцзю (изучение материковой политики Демократической прогрессивной партии на современном этапе). — Сямэнь: Сямэньдасюэчубаньшэ, 2013.