Учебная работа. Таджикистан и Европейский Союз: расширение торгово-экономического сотрудничества
Таджикистан и Европейский союз: расширение торгово-экономического сотрудничества
ТАДЖИКИСТАН И ЕВРОПЕЙСКИЙ союз: ВОПРОСЫ РАСШИРЕНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Асоева М. М.
Магистр второго курса
специальности 250103- «Мировая экономика»,
Институт предпринимательства и сервиса
Актуальность темы. Для Республики Таджикистан после приобретения независимости особую актуальность приобрело налаживание и укрепление сотрудничества не только с государствами, но и с интеграционными группировками, в том числе и с Европейским Союзом, что диктовалось срочной необходимостью решения острых социально-экономических проблем страны. Как отметил Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон: «Республика Таджикистан придает приоритетное значение развитию и расширению отношений с Европейским Союзом…»[1], поскольку внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Республики Таджикистан направлены на диверсификацию его внешних связей, включая развитие тесных отношений с Европейским Союзом. Одним из основных правовых последствий данной политики является правовое оформление двустороннего сотрудничества Таджикистана с Европейским Союзом, которое отличается рядом особенностей, нуждающихся в научном исследовании.
Степень изученности проблемы. Важнейшие аспекты данной проблемы были рассмотрены в работах ученных в области экономического сотрудничества и интеграции Л. Н. Гумилева, Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого (теория «евразийства»), А.Н. Быкова, А.Н. Барковского, А.Г. Гладкова, А.И. Гринберга, В.Б.Мантусова, В.Е.Рыбалкина, А.В. Чаянова, Р.С. Чистобаева Ю.Н. Шишкова, Ю.В.Щербанина (теория интеграции и регионального экономического сотрудничества) и др.
Таджикские ученые Рахимов Р.К., Каюмов Н.К., Назаров Т.Н., Рахимов А. М, Усманов М.Х., Тошев О.Т., и другие внесли заметный вклад в проблемы расширение Таджикистана с интеграционными группировками части. Республики Таджикистан в условиях глобализации и возможные пути выхода из критической ситуации.
Основная часть. Европейский союз — самостоятельный субъект международных отношений, имеющий свой флаг и гимн. Политическую структуру европейского союза составляют 5 институтов, являющихся наднациональными органами: Европейский Совет; Совет министров европейского союза; Комиссия Европейского союза; Европейский парламент; Европейский Суд [ 2, с.3].
Стратегия Республики Таджикистан и Евросоюза базировалась на следующих постулатах:
·Переход бывших советских республик к независимости особенно тяжело для государств Центральной Азии;
·Евросоюз имеет важные интересы в Центральной Азии, которые связаны с геополитикой и экономикой; особенно важно для ЕС развитие в регионе энергетического сектора;
·Евросоюз видит достижение своих целей в регионе через осуществление экономических реформ, уменьшение конфликтного потенциала и развитие демократических институтов;
·Евросоюз связывает свою безопасность с возможностью влиять на принятие решений в энергетике и добыче минеральных ресурсов.
важным событием явилось открытие в 1993 году посольство Федеративной Республики Германии в Таджикистане, которое было первым из государств— членов Европейского Союза. Таким образом, к концу 1994 г. сложились все предпосылки и условия — экономические, политические и дипломатические для полноценного сотрудничества Таджикистана с Европейским Союзом. Республика Таджикистан с 1993 по 1997 г. получила финансово- кредитную поддержку посредством Программы Европейского Союза по технической помощи странам СНГ и Монголии (ТАСИС). В 1997 году европейские страны наиболее активно проявили интерес к сотрудничеству с Республикой Таджикистан.[ 1.№2 (46) 2011]
С учетом огромных технических и финансовых возможностей, которыми располагают индустриально развитые страны Европы, такие как Великобритания, Германия, Франция, Италия и другие, сотрудничество с ними для Таджикистана экономически выгодно.
Приоритетными направлениями сотрудничество можно считать следующие:
·Инвестирование строительства в Республике Таджикистан крупных гидроэнергетических объектов;
·Инвестирование и создание дополнительных производственных мощностей по переработке хлопка- волокна в готовую продукцию;
·Инвестирование начала работ по заготовке, переработке и реализации гранита, мрамора, полудрагоценных и поделочных камней и драгоценных металлов.
Таджикистан и Евросоюз уже взаимодействуют как партнёры. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Европейскими Сообществами, которое было подписано в 2004 году и вступило в силу 1 января 2010 года, создает прочную правовую базу для регулирования и расширения дальнейших двусторонних отношений.
В настоящее время отношения стратегического партнерства Таджикистана с странами европейского Союза строятся на привлечении инвестиции в экономику страны и укреплении безопасности региона. После приобретения государственной независимости Республика Таджикистан начала всестороннее сотрудничество со странами ЕС. Внешнеторговый оборот Республики Таджикистан со странами европейского сообщества по сей день имеет в основном сырьевую направленность. Как известно в структуре нашего экспорта высока доля промышленного сырья и сельхозкультур, хлопка и алюминия, которые пользуются спросом на мировом рынке. между тем, основные рынки для реализации этих товаров находятся в Европе, а точнее, в Нидерландах, Англии и Швейцарии.
За период с января по октябрь 2014 г. объем товарооборот Таджикистана со странами Евросоюза составил 766 миллионов долларов. Из данных средств 267 миллионов приходится на экспорт таджикских товаров в Европу, а 499 миллионов долларов — на импортную продукцию из Европы[].
Таджикистан увеличил товарооборот с Австрией на 52%, с Болгарией- на 60%, с Сан- Марино- на 62%, с Латвией- на 21%. вместе с тем возрос импорт товаров в Республику Таджикистан из Греции в 7,3 раза, из Испании — в 5,3 раза, из Хорватии- в 2,6 раза, из Швеции- в 6,4 раза.
Торговый оборот между Республикой Таджикистан и Европейским Союзом в 2008 году составил 881,3 миллиона долларов США (экспорт- 568,2 млн., импорт- 313,1 млн. долларов США). На торговлю с Европейским Союзом приходится 19,3% всего внешнеторгового оборота страны. В первом квартале 2009 года двусторонняя торговля составила 83 млн. долларов США (экспорт- 37 млн. и импорт- 46 млн. доллар США). Несмотря на то, что вследствие мирового экономического кризиса этот показатель снизился и в 2010 году составил около 350 млн. долларов США у сторон для его дальнейшего увеличения имеется огромный потенциал. Таким образом, можно четко определить увеличение уровня товарооборота в 2012 году, который составил 462221,1 долларов США (экспорт 141143,4 долларов США и импорт 321077,7 долларов США) а уже 534 миллионов долларов в 2013 году.
Выводы и предложения
внешнеэкономический европейский союз таджикистан
Сотрудничество с ЕС является для Таджикистана важным усилием ее интеграции в мировое сообщество, одним из важных аспектов успеха демократических преобразований и перехода к полноценным рыночным отношениям, особенно теперь, когда ЕС стал крупнейшим центром экономического развития Европы, примером совершенно новых отношений между современными государствами. Европейский союз и Республика Таджикистан уже накопили достаточный опыт сотрудничества, которое строилось на основе партнерства, доверия и взаимоуважения. На данном этапе жизненно важной потребностью для Таджикистана является обеспечение энергетической безопасности и выход из коммуникационного тупика. В этом плане особую значимость приобретает содействие Европейского Союза в проведении технико- экономического обоснования гидроэнергетических и транспортных проектов в Таджикистане. только совместными усилиями Европейского Союза и стран региона можно будет решать многие проблем имеющие экономического характера, с которыми сталкивается наша страна. Республика Таджикистан, в свою очередь, всегда готова к эффективному и конструктивному сотрудничеству, как с Европейским Союзом, так и с другими странами.
Литература
.ФИ. Номи статья // ВЕСТНИК ТГУПБП №2 (46) 2011
.Директивы Совета европейского Союза № 99/2000 от 29.12.1999; www.ec.europa.eu/europeaid/where/neighbourhood/indexen.htm.
3.<#"justify">4.Статистический ежегодник Республики Таджикистан. (официальное издание). Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе- 2012г. -470с.