Учебная работа. Сущность и содержание международных услуг по техническому обслуживанию производства
сущность и содержание международных услуг по техническому обслуживанию производства
Оглавление
Введение
Глава 1. сущность и содержание международных услуг по техническому обслуживанию производства
Глава 2. Практические аспекты заключения международных контрактов по техническому обслуживанию на примере ПАО «российские железные
дороги»
Заключение
Список литературы
Введение
Эффективность развертывания инновационного процесса определяется эффективностью его инструмента — трансферта технологий, в том числе услуг по технологическому обслуживанию производства. международный рынок услуг по технологическому обслуживанию производства развивается в рамках национальных инновационных систем, подверженных высокой степени интернационализации, и под воздействием глобализационных тенденций, в связи с чем, формируются наднациональные и глобальные инновационные системы.
Социально-экономическая модель развития национальной экономики закладывает фундамент для расширения НИС и определяет место, динамику и активность услуг по технологическому обслуживанию производства, развитие которых обеспечивает повышение общего инновационного уровня экономик стран-участниц этого процесса.
Глубина понимания возможностей научно-технического потенциала и мотивации к инновационной деятельности зависят, прежде всего, от уровня развития уже существующих технологий и развитости информационного обеспечения производственной сферы. В цепи эффективного осуществления деятельности особую актуальность имеет передача технологии от научной сферы к производственной, от одного предприятия к другому, в том числе в сфере услуг по техническому обслуживанию производства.
несмотря на значительное количество научных работ и приобретенного за последние годы практического опыта в международной практике, в эффективном осуществлении технического обслуживания производства возникает множество задач, которые бы обеспечили единые подходы к этому процессу от идеи до практического результата.
Цель работы — исследовать международные услуги по техническому обслуживанию производства и их контрактное оформление; определить пути развития и расширения этого процесса.
задачи работы:
) исследовать сущность и содержание международных услуг по техническому обслуживанию производства;
) рассмотреть практические аспекты заключения международных контрактов по техническому обслуживанию на примере ПАО «российские железные дороги».
Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе оказания международных услуг по техническому обслуживанию производства и их контрактного оформления.
Источниками информации явилась статистическая информация, представленная на сайте ЮНКТАД, материалы исследования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», публикации в периодических изданиях.
Глава 1. Сущность и содержание международных услуг по техническому обслуживанию производства
В условиях усиливающегося влияния НТП на темпы, характер и направления развития процесса воспроизводства интернационализация мирохозяйственной жизни характеризуется возникновением новых форм международного разделения труда, прямо или косвенно связанных с наукой, научно-техническими знаниями и технологией.
Мировой рынок услуг по техническому обслуживанию производства представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена научно-техническими знаниями, которые могут быть представлены как в овеществлённом, так и в неовеществлённом виде. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) определяет услуги по техническому обслуживанию производства как сделки на основе соглашений между сторонами, которые преследуют в качестве своей цели уступку по лицензии или передачу прав на промышленную Собственность, продажу или любой другой вид передачи технических услуг.
В качестве субъектов мирового рынка услуг по техническому обслуживанию производства выступают как юридические (государственные структуры, промышленные компании, инновационные фирмы, научно-исследовательские институты, образовательные учреждения), так и физические лица (учёные и специалисты). Следует отметить, что ведущими субъектами мирового рынка технологий являются ТНК, так как крупные расходы на НИОКР могут позволить себе только крупные компании, поскольку внедрение современных нововведений требует значительных капиталовложений. Объектами мирового рынка услуг по техническому обслуживанию производства являются результаты интеллектуальной деятельности как в овеществлённой (различные агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии), так и в неовеществлённой форме (информация, техническая документация, знания, производственный опыт).
В современных условиях деградация собственного научно-технического потенциала вызывает переориентацию российской экономики на импортную технологическую базу. иными словами, на протяжении последних десятилетий россия выступает на мировом рынке как поставщик топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, демонстрируя при этом крайне незначительное присутствие на мировом рынке услуг по техническому обслуживанию производства.
В таблице 1 представлен баланс платежей за технологии по категориям соглашений в России в 2014 г.
Таблица 1
Баланс платежей за технологии по категориям соглашений в России в 2012 г., млн. долл.
Вид технологийПоступления от экспортаВыплаты по импортуСальдо платежей за технологиитехнологийтехнологийВсего по категориям соглашений688.52043.2-1354.7Патенты на изобретения0.07.0-6.9Беспатентные изобретения-0.01-0.01Патентные лицензии21.964.2-42.4Полезные модели0.95.1-4.2Ноу-хау15.7158.4-142.8Товарные знаки1.0465.4-464.4Промышленные образцы2.31.01.3Инжиниринговые услуги376.4806.5-430.0Научные исследования и разработки170.866.3104.5Прочее99.6469.3-369.7
Как следует из данных таблицы 1, большая часть поступления от экспорта российских технологий образовалась от продажи инжиниринговых услуг — 54,7%, или 376,4 млн. долл. значительный вклад в формирование доходов страны от экспорта новых технологий внесла продажа научных исследований и разработок — 24,8%, или 170,8 млн. долл. Поступления по прочим категориям соглашений не значительны. Следует отметить, что значительная доля в экспорте технологий незаконченных научных разработок обусловлена низким платежеспособным спросом и инновационной невосприимчивостью большей части отечественных предприятий и невостребованностью на внутреннем рынке страны завершенных инноваций. На международных рынках, наоборот, существует устойчивый спрос на российские инновационные разработки, что провоцирует рост экспорта незаконченных научных разработок. низкий инновационно-инвестиционный потенциал отечественного бизнеса приводит к значительному отставанию нашей страны в развитии экспорта готовых изделий с высокой долей добавленной стоимости.
На основании приведенных данных можно сделать вывод, что выплаты по импорту технологий существенно превышают поступления от их продажи (2 043,2 млн. долл. против 688,5 млн. долл.), что обуславливает отрицательное сальдо в размере 1354,7 млн. долл. наибольшая сумма выплат пришлась по оплате инжиниринговых услуг — 39,5%, или 806,5 млн. долл. Еще одной значимой статьей расходов по импорту технологий были товарные знаки, выплаты за использование которых составили 22,8%, или 465,4 млн. долл.
Целесообразным представляется анализ региональной структуры экспорта и импорта новых технологий Россией (рис. 1).
Рис. 1. структура экспорта и импорта технологий в России по группам стран в 2014 г., %
Как следует из данных рисунка 1, в 2014 г. 40,8% поступлений от экспорта российской Федерацией технологий обеспечили страны ОЭСР, а страны СНГ — 37%. Большая часть выплат по импорту нашей страной технологий также приходится на страны ОЭСР — 93,4%, а на государства СНГ только 5,2%.Для сравнения, рассмотрим баланс платежей за технологии некоторых стран мира в 2014 г.
Семь ведущих стран мира контролируют 4/5 международного рынка технологий, и эти страны имеют, как правило, положительное сальдо платежей за технологии (табл. 2).
Таблица 2
Баланс платежей за технологии по странам в 2012 г., млн. долл
СтраныПоступления от экспорта технологийВыплаты по импорту технологийСальдо платежей за технологииРоссия688.52043.2-1354.7великобритания49174.827223.021951.8Германия61110.353079.58030.8Италия13777.018504.04727.0Канада2990.85494.02441.4Республика Корея4032.19900.5-5868.4США113057.077286.035771.0Франция5188.33233.51954.8Япония29887.25197.024690.2
Как следует из приведенных данных, поступления от экспорта технологий в великобритании в 1,8 раза превышают выплаты по их импорту, в США — в 1,5 раза, в Японии — 5,7 раза. значительное превышение импорта над экспортом инноваций свидетельствует о зависимости страны от экономик стран-экспортеров и может нести угрозу экономической безопасности. Таким образом, тенденция к ослаблению позиций российской научной продукции в глобальном пространстве, проявившаяся в 1980-е и углубившаяся в 1990-е гг., сохранилась и в последнее десятилетие.
Начиная с середины 2014 г. экономика россии развивается в условиях санкций со стороны западных стран. Вместе с тем, следует отметить, страны Запада весьма избирательно подходят к направлениям, формам и методам санкционной политики, к ограничению технологического обмена, исходя из своих национальных интересов. Так, несмотря на общий негативный политико-экономический фон взаимодействия с западными странами, американская корпорация «Боинг» поступательно наращивает научно-производственную кооперацию с российскими инженерами-самолетостроителями, реализуя совместные высокотехнологичные проекты. С 1993 г. в г. Москве созданы и активно развиваются конструкторский и научно-технический центры американской корпорации, в 2009 г. в Свердловской области (г. Верхняя Салда) с ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» открыто совместное предприятие по производству титановых комплектующих Ural Boeing Manufacturing, в иннограде «Сколково» строится тренинговый центр по подготовке летного и инженерно-технического персонала. При этом самая большая команда инженеров в полторы тысячи человек, работающая у концерна «Боинг» за пределами США, находится в Москве, причем большинство специалистов — выпускники российских вузов последнего десятилетия.
Приоритетными направлениями комплексной технологической интеграции российских и зарубежных предприятий являются следующие:
. Совместные исследования и разработки. Перспективное направление, так как для эффективных инвестиций нужны ноу-хау, развивающие инновационный потенциал страны, поддерживающие долговременную экономическую устойчивость.
. Прямые иностранные инвестиции. Их следует направлять на создание современных предприятий с «чистого листа» или же на свободных мощностях существующих промпредприятий для производства инновационной продукции типа «Greenfield».
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
. Мировой Рынок услуг по техническому обслуживанию производства представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена научно-техническими знаниями, которые могут быть представлены как в овеществлённом, так и в неовеществлённом виде.
. В качестве субъектов мирового рынка услуг по техническому обслуживанию производства выступают как юридические, так и физические лица. Объектами мирового рынка услуг по техническому обслуживанию производства являются результаты интеллектуальной деятельности как в овеществлённой, так и в неовеществлённой форме.
. россия присутствует на мировом рынке услуг по техническому обслуживанию производства крайне незначительно, существенно уступая таким странам, как великобритания, Германия, Италия, США.
Глава 2. Практические аспекты заключения международных контрактов по техническому обслуживанию на примере ПАО «российские железные дороги»
В последние три-четыре года идея международных контрактов на обслуживание военной и специальной техники стала очень популярной. В качестве успешного примера можно привести контракт РЖД на эксплуатацию скоростных поездов «Сапсан».
ПАО «РЖД» заключило с фирмой Siemens Transportation Systems контракт на приобретение и сервисное обслуживание скоростных электропоездов «Сапсан». На участке Санкт-Петербург — Москва эти поезда начали курсировать с конца 2009 г. По контракту исполнитель осуществляет ремонт и техническое обслуживание электропоездов в течение всего срока их эксплуатации. продолжительность контракта — 30 лет. Расчет ставки вознаграждения за техническое обслуживание и ремонт ведется на основе согласованной стоимости ремонта и обслуживания составов за один миллион км пробега.
В контракт заложено требование обеспечения исполнителем уровня технической готовности составов не ниже 98%, в случае невыполнения требования исполнителю предъявляются заранее оговариваемые штрафные санкции. В реальности коэффициент готовности превышает 99 %.
Условия контракта тщательно прорабатывались с использованием методов оценки надежности, готовности и ремонтопригодности, а также анализа стоимости жизненного цикла закупаемого подвижного состава.
Для проработки условий контракта привлекались зарубежные юридические и консалтинговые агентства.
На аналогичных принципах РЖД заключило контракты на приобретение и сервисное обслуживание электропоездов «Аллегро», «Ласточка», строительство и сервисное обслуживание гидравлической системы торможения, сортировки и управления сортировочной горкой на сортировочной станции Лужская, строительство и техническую поддержку цифровой технологической радиосвязи стандарта GSM-R на участке Туапсе — Сочи — Адлер — Альпика-Сервис — веселое и др.
Можно выделить следующие характерные особенности международных контрактов на техническое обслуживание, применяемых РЖД:
. Контракты заключены между самостоятельными субъектами хозяйственных отношений в рамках реализации коммерческого проекта (который часто носит инвестиционный характер) и преследуют цель получения совместных доходов и извлечения прибыли. Длительность контракта определяется продолжительностью проекта.
. Со стороны РЖД заключению контракта предшествует разработка концепции контракта под требования конкретного коммерческого (инвестиционного) проекта, последующая глубокая проработка деталей и условий контракта, преследующая цель снижения технических, технологических и экономических рисков заказчика посредством идентификации и оценки основных рисков и формирования в контракте механизмов защиты интересов заказчика.
. Контракт заключается в рамках действующего правового поля.
Важной отличительной чертой контрактов РЖД является применение принципа оплаты по нормируемым показателям конечного результата. В рассматриваемом случае это выражается в том, что расчет ставки вознаграждения за техническое обслуживание и ремонт ведется на основе согласованной стоимости ремонта и обслуживания составов за один миллион км пробега; при этом поставщик обязан обеспечить в ходе эксплуатации уровень технической готовности составов не ниже 98%. Заметим, что помимо указанного условия контракт предусматривает также множество прочих требований, детально регламентирующих взаимоотношения заказчика и поставщика в различных ситуациях.
Начальная оценка потенциальных затрат поставщика осуществляется путем детального анализа организации процессов эксплуатации изделия с привлечением методов оценки надежности, готовности и ремонтопригодности, а также анализа стоимости жизненного цикла закупаемого изделия. Это позволяет дать обоснованную начальную оценку затрат.
контракт имеет значительную продолжительность: заключается на всё время планируемого жизненного цикла изделия (для электропоездов — 30 лет, для средств связи — 15 лет). столь длительный контракт позволяет минимизировать риски сторон в коммерческом (инвестиционном) проекте, поскольку их инвестиции достигают весьма значительных размеров: заказчика — в приобретение подвижного состава, поставщика — в сервисную инфраструктуру.
Как следует из приведенной выше информации, каждый контракт ЖЦ для народно-хозяйственной продукции имеет, по существу, инвестиционный характер, и характеризуется тем, что:
) для разных видов продукции используются различные подходы к регламентированию взаимоотношений сторон, что делает неприемлемыми типовые формы контракта;
) осуществляется глубокая и тщательная проработка условий контракта с использованием современных научно-методических средств;
) применяются современные принципы организации послепродажной (постпроизводственной) поддержки изделий;
) отношения сторон регламентируются действующими законодательством и нормативно-правовыми документами.
По линии взаимодействия с отдельными зарубежными компаниями РЖД сотрудничает с зарубежных компаний, например с организациями, входящими в итальянскую корпорацию «Финмекканика», а именно:
) с компанией «Ансальдо» по созданию системы ITARUS-ATC, расширяющей функциональные возможности системы ERTMS, уровень 2 и создающей возможности по разработке отечественной системы радиоблокировки для создания системы интервального регулирования нового поколения;
) с компанией «Селекс» по созданию интегрированной системы передачи ответственных данных для управления движением поездов на базе УКВ-каналов, DMR и TETRA, в том числе с использованием протокола Euroradio, что может быть альтернативой каналу GSM-R;
) с ведущими европейскими компаниями («Ансальдо», «Телеспацио») по разработке комплексной системы управления движением поездов на базе применения ГНСС и интегрированных систем связи. Так, в рамках программы Европейского космического агентства (программа «ARTES 20»), с участием и под эгидой МСЖД и Европейского агентства в области ГНСС (GSA), с целью последующей стандартизации на европейском уровне, ведется проект 3InSat, в котором прорабатываются требования, архитектура системы, а также запланированы испытания опытного образца системы на полигонах разных стран — Италии, Австралии;
) совместно с компанией «И-ДЖЕОС» («Телеспацио») ведется разработка комплексных решений в области мониторинга железнодорожного полотна с применением современных технологий в области дистанционного спутникового зондирования.
ПАО «РЖД» совместно с «Сименс АГ» реализует проект строительства инновационной системы MSR32 для сортировочной горки станции Лужская-Сортировочная Октябрьской железной дороги. Строящаяся система будет обеспечивать переработку транспортных потоков Усть-Лужского железнодорожного узла, обеспечивая эффективную работу припортового комплекса. Система MSR32 внедряется совместно с новейшими российскими разработками в области станционной автоматики и геоинформационных технологий, обеспечивая интеграцию самых передовых отечественных и мировых достижений как в части технического оснащения и автоматизации, так и в части организации технологических процессов работы станции, технического обслуживания устройств инфраструктуры, обеспечения современным транспортом, инструментом, средствами измерения.
Ввиду изменяющихся геополитических реалий современного мира и актуальных задач транспорта РФ необходимо активно изыскивать ресурсы плодотворного международного научно-технического сотрудничества с неангажированными зарубежными организациями.
таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
. Успешным примером сотрудничества в области услуг по техническому обслуживанию производства является контракт РЖД на эксплуатацию скоростных поездов «Сапсан», заключенный с фирмой Siemens Transportation Systems контракт. По контракту фирма Siemens Transportation Systems осуществляет ремонт и техническое обслуживание электропоездов в течение всего срока их эксплуатации (30 лет). Столь длительный контракт позволяет минимизировать риски сторон в коммерческом проекте, поскольку их Инвестиции достигают весьма значительных размеров: заказчика — в приобретение подвижного состава, поставщика — в сервисную инфраструктуру.
. Международные контракты на техническое обслуживание, применяемые РЖД преследуют цель получения совместных доходов и извлечения прибыли.
. Ввиду изменяющихся геополитических реалий современного мира и актуальных задач транспорта РФ РЖД необходимо активно изыскивать ресурсы плодотворного международного научно-технического сотрудничества с неангажированными зарубежными организациями.
Заключение
Мировой рынок услуг по техническому обслуживанию производства представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена научно-техническими знаниями, которые могут быть представлены как в овеществлённом, так и в неовеществлённом виде.
В качестве субъектов мирового рынка услуг по техническому обслуживанию производства выступают как юридические, так и физические лица. Объектами мирового рынка услуг по техническому обслуживанию производства являются результаты интеллектуальной деятельности как в овеществлённой, так и в неовеществлённой форме.
россия присутствует на мировом рынке услуг по техническому обслуживанию производства крайне незначительно, существенно уступая таким странам, как великобритания, Германия, Италия, США.
Международные контракты на техническое обслуживание, применяемые РЖД преследуют цель получения совместных доходов и извлечения прибыли.
Ввиду изменяющихся геополитических реалий современного мира и актуальных задач транспорта РФ РЖД необходимо активно изыскивать ресурсы плодотворного международного научно-технического сотрудничества с неангажированными зарубежными организациями.
Список литературы
1.Баланс платежей за технологии по категориям соглашений [Электронный ресурс] // Наука. Инновации. Информационное общество: краткий статистический сборник. — М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015. — Режим доступа: HTTP://www.hse.ru/primarydata/niio_2015.
2.Власова О. Россия без производства — больная страна // Эксперт. 2015. № 37 (956).
3.Елизаров П. М. контракты жизненного цикла для народнохозяйственной продукции и вооружения, военной и специальной техники: сходство и отличия // CAD/CAM/CAE Observer № 8 (92) / 2014. — С. 12.
4.Зинов В.Г. инновационный бизнес: практика передачи технологий: учеб. пособие / В.Г. Зинов, Д.Н. Вовк. — М.: Дело, 2012.
5.Розенберг Е. Н. Международное научно-техническое сотрудничество в области железнодорожного транспорта // Организация производства. Транспорт. № 2 / Июнь / 2015. — С. 3-7.
6.Статистика [электронный ресурс] // Официальный сайт ЮНКТАД. — Режим доступа: HTTP://unctad.org/en/Pages/Home.aspx.
7.Структура экспорта и импорта технологий в россии по группам стран в 2014 г. [Электронный ресурс] // Наука. Инновации. Информационное общество: краткий статистический сборник. — М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015. — Режим доступа: HTTP://www.hse.ru/primarydata/niio_2014.