Учебная работа. Страхование экспортных кредитов как инструмент структурной трансформации экспорта России в контексте международной практики
Страхование экспортных кредитов как инструмент структурной трансформации экспорта России в контексте международной практики
Введение
В настоящее время Российская Федерация стоит перед необходимостью проведения интенсивной экспортной диверсификации по направлению повышения доли товаров с более высокой степенью переработки. Необходимость проведения подобной реструктуризации обусловлена волатильностью цен на сырьевые товары, подверженности сырьевых товаров ценовым шокам, в том числе геополитическим. нестабильность доходов от экспорта товаров с низкой степенью переработки свидетельствует о неполной реализации экономического потенциала страны.
Кроме того, необходимость наращивания несырьевого экспорта приобретает важность в условиях вовлечения всё большего количества стран и предприятий в глобальные цепочки создания стоимости. теперь экспорт сырьевых товаров оказывается менее ещё менее выгодным, поскольку оказывается экспортированным в страну в качестве готовой продукции. таким образом, перед страной стоит стратегическая задача формирования эффективной системы экспортной диверсификации и целого спектра инструментов, её обеспечивающих.
Страхование экспортных кредитов является одни из важнейших методов стимулирования и развития экспорта, поэтому потенциально может быть использован в целях экспортной диверсификации. Гипотеза работы заключается в том, что страхование экспортных кредитов оказывает значимое положительное влияние на экспортную диверсификацию российской федерации. Влияние инструмента ограничивается внутренними рисками, присущими системе страхования экспортных кредитов,и интситуциональной средой российской экономики.
Для ее проверки был проведен эконометрический анализ стран в межстрановой выборке и по нисходящим и восходящим участием в ГЦС на создаваемую добавленную стоимость.
Объектом данной работы является доля несырьевого экспорта (35 отраслей (в соответствии с классификацией ОЭСР) стран с сырьевым и инновационным характером экономик. Предметом — влияние, которое оказывает на создаваемую отраслями добавленную стоимость их вовлеченность в глобальные цепочки формирования стоимости.
Научная новизна исследования состоит в тестировании математической модели, позволяющей оценить, какой процентный прирост добавленной стоимости в отрасли может обеспечить ее вовлеченность в ГЦС (как за счет нисходящего, так и восходящего участия), а также сравнении этих эффектов для стран с различным уровнем и характером вовлеченности.
Цель работы — провести количественное и качественное сопоставление эффектов от сырьевой и инновационной моделей участия в ГЦС.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Обозначить роль ГЦС в мировом развитии;
Изучить способы продвижения стран по ГЦС;
Рассмотреть теоретические подходы, объясняющие воздействие включенности в ГЦС на создаваемую добавленную стоимость;
Проанализировать базы данных «затраты-Выпуск» и «Торговля добавленной стоимостью»;
рассчитать на их основе индексы восходящего и нисходящего участия в ГЦС для всех рассматриваемых отраслей;
Провести кластерный анализ стран по моделям участия в ГЦС;
Протестировать несколько регрессий, позволяющих оценить, какую роль вовлеченность отрасли в ГЦС играет на формируемую ей добавленную стоимость;
Сравнить полученные результаты в зависимости от модели участия;
Предложить интерпретацию полученным результатам;
Оценить текущее участие России в ГЦС, обозначить значимость выводов данного исследования применительно к ней;
дать рекомендации касательно улучшения позиции страны в ГЦС.
В качестве теоретической основы работы будут взяты современные теории мировой торговли, делающие акцент на ГЦС (Гари Джереффи, Рафаэля Каплински и Майка Морриса), а также модели торговли в рамках ГЦС (Ли и Лиу, Балдвина и Роберта-Никауда и модель Зай).
таким образом, в Глава 1 посвящена анализу основных понятий и аспектов в рамках концепции ГЦС(типов управления, восходящей и нисходящей моделей участия в ГЦС, их преимуществам и издержкам), а также возможным стратегиям продвижения по цепочке в зависимости от степени инновационного развития экономики, успешная реализация которых рассмотрена на примере конкретных отраслей экономик.
Во второй Главе рассмотрены теоретические подходы, объясняющие характер и возможные причины влияния участия в ГЦС на добавленную стоимость, созданную экономикой, а также проведены соответствующие расчеты, позволяющие проверить гипотезу работы, а также некоторые выводы теоретических моделей.затем полученные результаты сопоставлены для стран с разными моделями участия.
В последней Главе на основе сделанных ранее расчетов проанализировано участие россии в ГЦС в целом и на примере конкретных отраслей, а также разработаны рекомендации для улучшения занимаемой позиции.
1.Теоретические предпосылки влияния страхования несырьевого экспорта на повышение экономического потенциала страны
1.1 Роль несырьевого экспорта в экономическом развитии страны: теоретические подходы
Для того чтобы определить границы эффективности применения инструмента стимулирования несырьевого экспорта, целесообразным представляется определить теоретический фундамент, обуславливающий насущность проблемы развития экспорта товаров с более высокой степенью обработки. При этом рассмотрение теоретических концепций в данном направлении обнаруживает тот факт, что понятие несырьевого экспорта неразрывно сопряжено с концепциями экспортной концентрации и диверсификации: объем несырьевого экспорта для экономического развития страны информативен настолько, насколько весом его вклад в общую структуру экспорта. таким образом, при выделении теоретических оснований ценности наращивания несырьевого экспорта, объект исследования в рамках данной работы исследуется в связке с его влиянием на общую экспортную структуру.
При обсуждении структуры экспортной корзины в рамках теорий международной торговли в центре академического дискурса в течение значительного периода времени находилась концепция специализации и концентрации на отдельных отраслях, в производстве которых страна обладает некими преимуществами, — традиция классической школы экономической мысли, начало которой положил Адам Смит. однако в XXстолетии с ростом международных торговых потоков, повышающейся взаимозависимостью экономик и, как следствие, новыми внешними шоками, закономерно возрос интерес к вопросам усложнения структуры экспорта и экспортной диверсификации — прежде всего со стороны национальных правительств и, как следствие, исследователей-эмпириков. одной из первых значимых работ, в которых была адресована проблема экспортной концентрации, стала статья Michaely 1958 года. Экстенсивное исследование характера и структуры межстрановых торговых потоков позволило автору сделать вывод о том, что экспорту свойственна более высокая степень географической концентрации, то есть распределение экспортных потоков страны между узким числом торговых партнёров. несмотря на то, что целью работы была, прежде всего, концентрация экспорта в географическом измерении, — а в рамках настоящего исследования интерес представляет, прежде всего, вертикальная Интеграция, подразумевающая реструктурирование экспортной корзины в пользу увеличения доли товаров с более высокой степенью обработки, — выявленная в работеMichaely тенденция дала обоснование уязвимой природе экспортной корзины с высоким удельным весом сырьевых продуктов:экспорт страны, сконцентрированный на узком кругу импортёров, высокочувствителен к любым изменениям экономики и динамике спроса стран-партнёров, поэтому любое изменение в потреблении экспортируемого страной сырья ощутимо сказывается на объёме экспортных доходов, а ограниченное число импортёров препятствует минимизации потерь в случае подобной дестабилизации.
Ещё одним принципиально значимым для анализа экспортирующих сырьё экономик тезисом стала гипотеза, выдвинутая Пребишем и Зингером в пятидесятые годы XXвека независимо другот друга, согласно которой в долгосрочной перспективе существует тенденция снижения цен на экспортируемые сырьевые товары при одновременном росте импортируемых готовых изделий, — иными словами, происходит ухудшение условий торговли, что влечет неизбежное ухудшение экспортных доходов и экономического положения стран, в структуре экспорта которых преобладают товары минимальной степени обработки. Отсюда следовал закономерный вывод об острой необходимости вертикальной диверсификации.Согласно взглядам Пребиша, подобная ситуация стабильного ухудшения условий торговли в отношении сырьевых товаров означала, что странам, чья экспортная корзина преимущественно состояла из товаров минимальной степени переработки, недополучали доходы от экспорта, и оказывались в чрезвычайно неблагоприятной ситуации в отношении перспективы экономического роста и возможностей индустриализации, по сравнению с промышленно развитыми странами, использующими доходы от экспорта товаров с более высоким процентом переработки, продаваемых по возрастающим ценам. Экспортирующие ресурсы экономики оказывались в ловушке: тренд ухудшения условий торговли повлёк создание «ножниц цен», отрезавших страны от экспортных доходов, в которых они особенно нуждались, поскольку недополучаемые доходы от экспорта не давали возможности финансировать интенсивную модернизацию
Помимо наиболее часто исследуемых отношений между национальным доходом (или доходом на душу населения) и степенью диверсификации экспорта, важный вклад в понимание факторов и условий экономического роста внесли статьи Хаусманна и Родрика, которые подчеркнули важность для экспортной диверсификации и, как следствие, экономического роста, не только физического и человеческого капитала, но также и наличия природных ресурсов, качественно функционирующих институтов и отсутствие систематических провалов рынка.
Как результат — добавочная стоимость.
Надо отметить, что диверсификация и концентрация не являются взаим противоречащими вдруг другу. Портер — про конкуренцию и цепочки стоимости
1.2 Теоретические основания вмешательства государства в формирование экспортной структуры
несмотря на существующий при обсуждении структуры экспорта консенсус о необходимости тщательного структурирования экспортной корзины и вертикальной экспортной диверсификации до определённой степени, взгляды на характер вмешательства государства в подобное формирование экспортной корзины имеют свойство разниться, поэтому целесообразно определить, какую роль может и должно занимать государство, чтобы способствовать полной реализации описанных в предыдущем параграфе теоретически возможных преимуществ от вертикальной экспортной диверсификации ввиде устойчивого экономического роста.
Две школы мысли, посвятившие свои теоретические поиски ответу на вопрос о необходимости и характере правительственных усилий по трансформации уязвимых к внешним колебаниям и шокам экспортных баз с высокой удельной долей сырьевых товаров и изделий минимальной степени обработки в более продуктивные и конкурентные: неоклассики и представители структуралистской школы — теоретики экономики развития.
Неоклассический подход, доминировавший в наиболее широких научных кругах, видел единственно правильным путь экономической либерализации, и, несмотря на признание со временем отдельными представителями направления (Баласса, Крюгер) необходимости присутствия государства как гаранта права и порядка, а также источника предоставления населению минимальных социальных благ, всё же любая интервенция в экономический порядок, оказывающая влияние на цены, априори влечет искажение рыночного механизма, уводя общество от оптимального распределения ресурсов и общественного благосостояния, обеспечиваемого свободным рынком.
Консенсус экономических теоретиков на настоящем этапе развития науки в большинстве своём признает наличие провалов рынка (Родрик), являющий собой явное отклонение от Парето-оптимума в условиях совершенной конкуренции, провалы факторных рынков наиболее часты на рынках труда, капитала, технологий, рынки, главным образом, вследствие таких явлений, как недостаток информации, высокие маркетинговые издержки, олигополистическая структура рынка, внешние конкуренты. Как следствие, неоклассический подход, в целом негативно оценивающий вмешательство государства в конкурентный порядок признает его допустимымв случае недостатков капитальных рынков, сжиженности инвестиций (вследствие экономики масштаба), взаимозависимости инвестиций, которая может препятствовать оптимальному рыночному поведению инвесторов как рациональных агентов. Подобные интервенции, представляющие собой граничный случай, допустимый только тогда, когда сам свободный рынок не в состоянии функционировать, а поведение экономических агентов перестаёт удовлетворять принципу рыночной эффективности, называются функциональными. Данное понятие прозрачно отражает подход неоклассиков к месту и полномочиям государства в конкурентном порядке: участие государства допустимо только в той мере, в котором оно жизненно необходимо для обеспечения и поддержания функционирования саморегулирующегося рыночного механизма. таким образом, государство есть гарант справедливых правовых рамок для способствования здоровой конкуренции и последняя инстанция спасения в случае краха рыночного механизма и угрозы дальнейшему его существованию, но никаких вмешательств в распределение ресурсов С появлением альтернативных экономических теорий, в центре внимания которых всё больше находились не индустриально развитые, но развивающиеся экономики, многие из которых испытывали негативные последствия высокой доли сырья в их экспортной корзине, — с появлением нового спектра экономических теорий перечень ситуаций, в которых Рынок и конкурентный порядок на нём не приводят к положительным и оптимальным последствиям, стал значительно расширяться. Так, в рамках экономики информацииеё родоначальник Стиглиц подчеркнул обилие дисбалансов в развивающимся экономиках, характеризующихся явно несовершенной информацией на рынках, неспособных достичь оптимума в распределении ресурсов. Помимо дополнения спектра признаваемых неоклассиками рыночных провалов ситуациями асимметрии информации, Стиглиц уделяет внимание институциональным провалам, демонстрируя тот факт, что развивающиеся рынки крайне несовершенны, поэтому идеология неоклассиков, базирующаяся на идеализации рынков до совершенно функционирующих, показала ограниченность быть своей плодотворности и обусловила растущую необходимость нового подхода.
В ответ на насущную необходимость нового видения роли государства значимый вклад в экономическую мысль сделали представители экономики развития — структуралисты, в силу отличавших их склонностью к полному пересмотру отдельных постулатов классики и неоклассики также называвшиеся ревизионистами. Их научные изыскания стали непосредственной реакцией на появление и признанный успех внедрения на международные рынки «азиатских тигров (как первой, так и второй волны, а также Китая, Индии и Бразилии), чья в значительной степени экспортоориентированная стратегия роста отличалась нетрадиционным и несвойственным для западных развитых экономик активным вовлечением государственного аппарата во внешнеэкономическую деятельность. Структуралисты пришли к выводу, что значительная доля успеха «азиатских тигров» обусловлена активным применением национальными правительствами стран как уже известными и допустимыми в рамках неоклассических взглядов функциональных интервенций, так и широким спектром адресных выборочных интервенций, о пользе которых в случае асимметрии информации у экономических агентов высказался Стиглиц. Структуралисты, к числу которых относят Лалл, Амсдена, Вейда и Вестфальта, называли функциональные интервенции «позволительными», поскольку она позволяли распределить ресурсы более эффективным образом. Подобные меры государственного вмешательства в экономический порядок были направлены на устранение искажений и представляли собой комбинацию ценовых, фискальных, валютных и других монетарных инструментов государственной экономической политики. однако понятие искажения представители структуралистской школы понимали в отношении степени благоприятности мер для наращивания экспорта: государственные меры, направленные на устранение высоких процентных ставок, фиксированных цен и ценовых потолков, усложнённых административных процедур входа и выхода на Рынок. То есть представители ревизионистской школы в рамках направления экономики развития использовали неоклассическое понятие искажений рынка в применении к потенциальным искажениям, препятствующим максимально упрощённому экспорту. другой составляющей экономической политики государств «азиатских тигров», по видению структуралистов, были «созидательные» меры, к которым относились мероприятия правительства, нацеленные на снижение издержек для национальных производителей, стремящихся поставлять свои продукцию на внешние рынки, а также меры стимулирования всё новых сфер экспортной деятельности. Подобные (в терминах неоклассиков не только функциональные, но и специфические, признаваемые неоклассиками недопустимыми) интервенции представляли собой такие мероприятия, как поддержка малых предприятий, стремящихся осуществлять экспортные поставки, усилия по минимизации информационных издержек, содействие по сбыту продукции на внешних рынках и так далее. Логично предположить, что специфические, выборочные интервенции распространялись на отдельные конкретные фирмы, производственные отрасли или виды деятель.
В дальнейшем исследователи данной классификации государственных мероприятий, в частности, Родрик (2009), обратили внимание на то, что описываемые ревизионистами «созидательные» мероприятия, являющиеся выборочными и имеющими цель перераспределения ресурсов, в действительности используются подавляющим большинством преуспевающих во внешнеэкономической деятель и в целом индустриально развитыми странами. Родрик обозначил такие мероприятия «производительными», «индустриальными» мерами. Действительно, ведь в условиях отсутствия подобных адресных правительственных мероприятий экспортная диверсификация и наращивание экспортных потоков, вероятно, имели бы низкие темпы, что обусловлено спецификой внешнеэкономической деятельности, неизбежно связанной с высокой степенью асимметрии информации и сопряжёнными с этим значительными издержками получения информации, а также издержки, связанные с неблагоприятной институциональной средой как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Здесь необходимо также подчеркнуть, что подобные низкие темпы при расширении экспортной корзины неизбежно связаны с повышенными издержками, так как изменение структуры экспортной корзины по направлению увеличения доли товаров и услуг по своей природе требуют от экономики выпуска нетипичной для сложившейся в стране производственной структуры продуктовой линейки. поэтому возмещение убытков от подобной «платы за вход» в экспортный сектор путем возмещения или сокращения издержек, или улучшения условий производства, распространения и сбыта новых экспортируемых товаров представляется оправданным. Помимо непосредственно субсидий, к данному спектру мероприятий относятся также кредитные и налоговые уступки и стимулы, а также льготное кредитование, предоставление гарантий и страхового покрытия для экспортируемых товаров. Последний из вышеперечисленных инструментов находится в центре настоящего исследования и будет в дальнейшем проанализирован долее детально.
1.3 методы диверсификации экспорта
Как и в отношении оценки роли государства и границ его вмешательства в внутренний и внешний экономический и конкурентный порядок, в сфере инструментария методов для подобного вмешательства теоретический консенсус не найден. международная практика успешных случаев экспортной диверсификации также не даёт четких ответов на вопрос, какая модель торговой политики обеспечит успех в качественной трансформации экспортной структуры страны, прежде всего, в сторону повышения удельной доли несырьевого экспорта. разработчики дорожных карт по продвижению экспорта и торговые политики, находящиеся в поисках наиболее успешных практик и позитивного примера из истории других развивающихся или переклассифицировавшихся в развитые стран, на основе анализа наиболее ярких и действенных примеров экспортной диверсификации могут констатировать, что система соответствующих мер, применяемых государством, должна быть многосторонней, многоуровневой и всеобъемлющей — включающей в себя как облегчение проникновения товаров на новыерынки и устранение проблем на границах, так широкий инструментарий используемых мер пособничества экспорту уже после проникновения товаров за пределы границ зарубежной страны, что подразумевает, прежде всего, помощь в организации поставок и распространении национальной несырьевой продукции, и, наконец, важную роль занимает сподвижничество государства в устранении барьеров по доступу на Рынок, преодоление административных, технических, санитарных и фитосанитарных ограничений. Говоря более подробно, затруднения на границах заключаются, главным образом, в преодолении тарифных и нетарифных ограничений на импортные и экспортные товары, а также в упрощении осуществления таможенных процедур и их таможенного оформления.В более широком и всеобъемлющем смысле к данной категории относятся также усилия государства по обеспечению благоприятного экономического климата для нормального функционирования конкурентного порядка, что включает в себя относительно низкую инфляцию, отражающую реальное положение в экономике ключевую ставку процента, низкие значения фискального и внешнеторгового дефицита, а также преодоление негативного общественного мнения населения страны о необходимости экспорта, его наращивания и структурной трансформации, которые, по результатам социологических опросов, существуют или существовали во многих развивающихся странах, чья экспортная корзина характеризовалась на начальном этапе высокой удельной долей сырьевых товаров и товаров с крайне низкой степенью обработки и переработки.
Переходя к затруднениям, с которыми может столкнуться экспортёр уже после непосредственного пересечения границы страны-зарубежного рынка сбыта, подразумевает проблемы, связанные с факторами предложения в рамках так называемой экономики предложения. В данном контексте государстве должно подвергнуть тщательному анализу состояние инфраструктуры, институтов и учреждений, связанных с торговлей и внешнеэкономической Деятельностью, а также национальную систему правового регулирования деятель бизнеса и степень благоприятности и привлекательности инвестиционного режима в государстве; кроме того, (и в контексте текущего исследования данное направление представляется особенно важным для рассмотрения) возможные барьеры, препятствующие справедливой конкуренции на внешних рынках: стандарты, технические регламенты, требования качества, регистрации, сертификации, получение лицензий, а также своевременная доставка; помимо данных мер, важным представляется формирование государством необходимых для развития интереса к экспортной деятельности действенных стимулов, среди которых необходимо использовать как фискальные, так и кредитные рычаги.
наконец, к широкой группе мер, предназначенных для устранения и смягчения эффекта от затруднений далеко за пределами границ страны- рынка сбыта, относятся инструменты политики правительства, направленные на границы по доступу на Рынок в их приложении к наращиванию экспорта. Здесь ключевое и первостепенное значение имеет широкая и постоянно и непрерывно развиваемая дипломатическая и переговорная практика, и выторговывание максимальных выгод для национальных производителей, экспортёров и потенциальных экспортёров, в рамках двухсторонних, региональных и многосторонних торговых соглашений.
Рассмотрим наиболее частые изолированные меры, рассматриваемые национальными правительствами при преследовании задачи структурной трансформации экспортной корзины. Зачастую страны первым делом стремятся провести торговую реформу, и в данном отношении важно подчеркнуть, что вне контекста и вне системы других мер по экспортной поддержке и экспортному содействию со стороны государства данная мера недостаточна для расширения объемов несырьевого экспорта и увеличение разнообразия в рамках экспортной корзины, так как данной мерой зачастую не учитываются инфраструктурные особенности и потребности, а также состояние институтов и учреждений и отсутствие четко продуманной и высокоэффективной системы фискальных и кредитных стимулов, которая бы поддерживала бизнес-среду в тонусе и делала экспортную деятельность и ориентацию на экспорт по-настоящему привлекательной среди национальных производителей.
Таким образом, консенсус в отношении места государства и границ его вмешательства в конкурентный порядок не существует; однако в условиях многочисленных «провалов рынка» государственный аппарат может и должен обеспечивать эффективную работу конкурентного порядка посредством функциональных интервенций. кроме того, в силу дополнительных факторов неопределённости, сопряжённых с природой внешнеэкономической деятель, несущей экспортёру и стремящейся к реструктуризации экспортной корзины экономике дополнительные издержки, выборочные «производственные» интервенции государства представляются теоретически обоснованными и потенциально эффективными, поскольку широко используются всеми развитыми странами и главными мировыми экспортёрами.
1.4 Механизм использования страхования экспортных кредитов для увеличения экспорта
Теоретической базой для возможности применения экспортных кредитов и страхования экспортных кредитов в целях способствования росту экспорта чаще всего признаётся модель Эрроу-Дебре, распространенная в финансовой экономике и основывающаяся на предположении о существовании страхового рынка для любого типа риска, в результате рассуждений в рамках данной концепции делается вывод о том, что в случае неполноты рынка или наличия асимметрии информации государственное вмешательство может способствовать повышению его эффективности
большинство сделок в международной торговле совершаются на основе предоставления экспортёром импортёру отсрочки платежа или предоставлением банком страны экспортёра финансового кредита на покупку импортёром продукции экспортёра, что увеличивает возможности покупки импортёром товара (приобретение которого единовременным платежом импортёр не мог себе позволить), а значит, способствует росту объема и стоимости экспортных сделок, однако вызывает у экспортёра (или банка экспортёра) некую неопределённость относительно осуществления импортёром оплаты купленного товара или услуги. С одной стороны, отказ или невозможность совершения платежа могут быть вызваны экономическими причинами, такие риски именуют коммерческими. Кроме того, к неплатежу импортёра могут привести действия государственного аппарата страны импортёра, что называется политическим риском. Предполагая неприятие экспортёров и их банков к риску (рискофобность), можно утверждать, что они будут стремиться защититься от подобного риска и готовы выплатить страховую премию для того, чтобы обезопасить себя от связанных с международной торговлей потенциальных финансовых потерь. В соответствии с выкладками вышеупомянутой модели, Рынок для страхования таких рисков (прежде всего политических) существует и в идеальном случае является свободным от государственного участия, а необходимость их государственного страхования зависит от наличия провалов этого страхового рынка.
чаще всего в теоретики указывают три аргумента для доказательства несовершенства анализируемого рынка страхования. Первый из них связан с сильной степенью корреляции рисков в рамках кредитного портфеля: все экспортные кредиты на поставку товаров в одну конкретную страну связаны с одинаковым политическим риском вследствие введения государством импортёра мер, препятствующих выполнению импортёром платежа. таким образом, страхование от потерь экспортёра (или его банка) путём диверсификации кредитного портфеля невозможно. Кроме того, политические условия в стране экспортёра могут стремительно и неожиданно измениться в результате войны, террористических актов, политических переворотов или даже демократических выборов, приводящих к смене власти и государственной политики; при этом политические изменения в одной стране могут повлиять на ход политического процесса в других государствах. В подобных условиях частный страховщик не может оценить величину риска экспортного кредита более чем на короткий промежуток времени, что вызывает рискофобность самого страховщика и высокие капитальные резервы. Третий довод в пользу государственного страхования экспортных кредитов основан на наличии преимущества у государства как страховщика по сравнению с частным предоставителем страхового покрытия (аргумент суверенного долга):различные дипломатические средства для облегчения или освобождения от своих финансовых обязательств.
Опираясь на вышеперечисленные аргументы можно заключить, что Рынок страхования рисков, связанных с экспортными кредитами, характеризуется значительными «несовершенствами», поэтому государственное страхование экспортных кредитов, позволяющее экспортёрам продавать свои товары более широкому кругу импортёров и рынков, а банкам — быть ограждёнными от потенциальных финансовых потерь, не только необходимо, но и способствует экспортной деятельности.
Любая предпринимательская деятельность неизбежно сопряжена с неопределённостью и рисками, однако при выходе фирмы на внешний рынок эти риски претерпевают значительное изменение в количественном и качественном отношении. Производитель может столкнуться с политическими рисками, связанными с изменениями в государственной политике страны-импортёра; ему также угрожают финансовые риски, возникающие вследствие непредвиденного изменения покупательной способности денег или риски, связанные с вложением капитала; некоторые исследователи выделяют в самостоятельную категорию рисков для экспортёров юридические риски, определяемые особенностями и соотношением правовых баз экспортирующей и импортирующей стран, а также норм международного регулирования; чрезвычайно важно для экспортирующего производителя принимать во внимание риски, сопряженные с транспортировкой и логистикой. Виды рисков, с которыми сталкивается производящая на экспорт ФирмаС другой стороны, возможные выгоды от расширения поля деятель компании за пределы национальных границ для самой компании включают в себя, прежде всего, собственно, расширение рынка сбыта и объёмов сбыта, в том числе за счет потенциала использования рыночных возможностей открывшихся для фирмы рынков; перспективы повышения конкурентоспособности, получение преимуществ от экономии от масштаба, а также налоговых и финансовых выгод, предоставляемых государством в рамках его политики по стимулированию экспорта.
таким образом, стимулы к экспорту существенны, однако необходимо, чтобы выгоды от экспортной деятельности превышали потери от реализовавшихся рисков, в чем фирмам может посодействовать государство. Важнейшим инструментом управления рисками служит страхование. В частности, распространение получило страхование экспортных кредитов как одна из мер содействия экспорту путём снижения ряда связанных с внешнеэкономическими операциями рисков.
Экспортные кредиты представляют собой особый вид кредитов предоставляемого в виде отсрочки платежа покупателя продавцу за импортированный товар или услугу, подобные кредиты служат эффективным методом продвижения товаров, производимых национальной компанией на внешние рынки, так как отсутствие необходимости немедленного платежа за товар делает его более привлекательным и доступным для покупателей — более конкурентоспособным, однако наряду с этим возникает риск неплатежа импортёра.
Итак, риски предпринимателя, покрываемые данным типом страхования, подразделяют на коммерческие и политические. Коммерческие риски, под которыми понимается возможные уменьшение объема финансовых средств производителя вследствие экономических причин — несовершенств рынка, включают в себя:
Наступление несостоятельности покупателя, вследствие чего он не осуществил и более не способен осуществлять оплату по товарам, являющимся предметом сделки;
длительную просрочку платежа — непогашение предоставленного кредита по истечению периода ожидания, закреплённого в договоре страхования;
Отказ от исполнения иностранным контрагентом, в капитале которого отсутствует роль государства, исполнения условий экспортного кредита без предоставления оснований;
Политические риски (нежелательные изменения в экономической ситуации в стране, вызванные не экономическими причинами, а политическими шоками) покрываемые анализируемым инструментом, заключаются в:
Отказ от исполнения условий экспортного кредита без предоставления оснований иностранным контрагентом, в капитале которого имеется доля государства;
Введение эмбарго, приостановление или аннулирование лицензии на экспорт или импорт, препятствующее исполнению обязательств по сделке;
Принятие страной импортёра юридических норм, создающих препятствия выполнению обязательств по сделке;
Риск, связанный с разрывом контракта покупателем до осуществления отгрузки товара продавцом вследствие принятия страной правовой нормы, препятствующей исполнению положений контракта;
Введение административного запрета на конвертацию или перевод валюты импортёром экспортёру;
Общественные беспорядки, революция, гражданская война, война и пр. в любой из стран участников внешнеэкономической сделки.
после изучения покрываемых инструментом рисков целесообразно изучить схему его действия. Наиболее распространённый механизм государственного страхования экспортных кредитов функционирует следующим образом: производящая продукцию на экспорт национальная компания, предоставляя своему иностранному клиенту среднесрочную или долгосрочную отсрочку платежа, обращается в своей стране в учреждение, осуществляющее страхование экспортных кредитов, и оплачивает страховую премию. затем происходит поставка экспортёром товара или оказание услуги. В случае неоплаты клиентом-импортёром в течение оговоренного в договоре о страховании периода происходит выплата экспортёру страхового покрытия.
В данном случае экспортный кредит является коммерческим и носит название «кредит поставщика», так как в роли кредитора выступает экспортирующий производитель, осуществляющий продажу своей продукции иностранному клиенту на условиях отсрочки платежа. однако существует также так называемый « покупателю», являющийся финансовым, так как в этой ситуации иностранный клиент получает кредит для оплаты импортируемых товаров или услуг не непосредственно от экспортёра, а от финансовой организации — банка. Страхование такого экспортного кредита протекает несколько иным образом: сначала импортёру выдается для покупки товаров или услуг, затем агентство по страхованию экспортных кредитов выпускает специальный документ — полис страхования экспортного кредита на сумму выданного импортёру финансового кредита. В этом случае страховая премия оплачивается банком, выдавшим клиенту на покупку импортных товаров или услуг. Экспортёр выполняет свои обязательства по внешнеэкономической сделке, осуществив поставку товара (услуги), которую импортёр оплачивает взятыми в деньгами. Страховое возмещение выплачивается банку в случае, если кредит оказывается непогашенным иностранным клиентом.
необходимо отметить, что во втором случае защита экспортёра осуществляется косвенно: в случае неплатёжеспособности зарубежного партнёра национальный производитель, торгующий своей продукцией на внешнем рынке, не понесёт убытков вследствие застрахованности выдавшего банка.
2. Страхование экспортных кредитов как инструмент структурной трансформации экспорта России в контексте международной практики
2.1 Страхование экспортных кредитов для повышения несырьевого экспорта: правовые условия и зарубежный опыт
Для получения максимума выгод от вовлечения в международную торговлю и успешного осуществления экспортной деятельности в условиях глобального экономического регулирования, необходимо соблюдение некоторых международных стандартов и правил. Федеративная Республика Германия является членом ряда международных организаций, а также участницей интеграционного объединения — европейского Союза, что оказывает влияние на её политику в отношении содействия экспорту, в частности, на механизм функционирования страхования экспортных кредитов. таким образом, обзор системы страхования экспортных кредитов в Германии неполон вне контекста участия страны в международных организациях и объединениях, регулирующих эту деятельность.
Правовое регулирование функционирования системы государственной поддержки экспортёров посредством страхования экспортных кредитов на международном уровне осуществляется на основе соглашений Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Бернского союза, европейского Союза (ЕС) при соответствии правилам ВТО.
Создание в 1934 году Бернского союза, также известного как международный союз страховщиков кредитов и инвестиций, стало первой попыткой международного регулирования страхования экспортных кредитов. На настоящий момент союз объединяет 49 наиболее эффективных и влиятельных государственных и негосударственных учреждений, связанных с индустрией экспортного и инвестиционного кредитования по всему миру. В рамках союза происходит обмен международным опытом, а также выработка рекомендаций и согласование условий страхования экспортных кредитов, так, в 1978 году было заключено Бернское соглашение, предусматривавшее максимальный срок предоставления страхового покрытия, равный пяти годам, однако впоследствии данный срок был увеличен. несмотря на отсутствие обязательного характера принимаемых союзом документов, участие немецких компаний в подобном объединении служит показателем успешной деятельности экспортных кредитных агентств Германии и создает условия для поддержания конкурентоспособности и привлекательности этих агентств за счёт постоянного обмена опытом с ведущими аналогичными организациями по всему миру.
однако ЕС представляет собой гораздо более тесное объединение, региональную группировку, находящуюся на высокой стадии интеграции, подразумевающей отдачу части суверенитета государства над национальный уровень, объединение и унификацию политики стран по ряду направлений. Несмотря на это, за каждой страной-участницей ЕС сохранилось право самостоятельного регулирования экспорта. Европейский союз является членом ОЭСР, объединяющей наиболее развитые экономики мира, играющие значительную роль в мировом экспорте. В рамках ОЭСР учреждён и функционирует Департамент экспортного кредитования, разрабатывающий правила и рекомендации для стран-членов; в состав данного департамента входит и Европейский Союз. 1978 ознаменован принятием Соглашения по официально поддерживаемым экспортным кредитам, условия которого были обновлены в 1998 году. Данное соглашение получило альтернативное название «Консенсус ОЭСР» и представляло собой «джентльменское соглашение». В соответствии с подписанным документом с апреля 1999 года в государствах-членах должна была быть введена гармонизированная система страховых ставок, подразумевавшая наиболее низкие ставки для страхования экспорта суверенных должников, которыми являются Министерство финансов или центральный банк страны, для страхования экспорта государственных организаций устанавливались более высокие ставки, наивысшее же частных клиентов.
Кроме того, странам теперь были присвоены индикаторы степени риска, рассчитанные на основе модели специально разработанной эконометрической модели для каждой страны. Затем страны были распределены на 7 групп риска (чем выше номер, тем выше территориальный риск); была выделена нулевая категория для стран с высоким уровнем дохода на душу населения. В рамках документа устанавливался также авансовый платёж импортёра экспортёру, минимум которого должен был составлять 15% от стоимости контракта. Все данные требования были введены в практику страхования экспортных кредитов в рамках «покрытия Гермес». Так, например, расчёт страховой ставки стал осуществляться по рисковому потенциалу страны, чем выше категория риска страны, тем выше процент. (Распределение стран по категориям риска продемонстрировано в Приложении 1).
наконец, важно упомянуть, как страхование экспортных кредитов согласовывается с принципами главной организации по регулированию международной торговли — Всемирной торговой организации (ВТО). необходимо заметить, что страхование экспортных кредитов стало активно использоваться странами после Второй мировой войны как альтернатива экспортным кредитам, которые при подписании Генерального соглашения по тарифам и торговле в 1947 году стали запрещенной мерой, так как являлись косвенной экспортной субсидией. Вышеупомянутый «Консенсус ОЭСР» установил границы, при соблюдении которых экспортный являлся приемлемым для использования в качестве незапрещённой меры торговой политики страны-участницы ВТО.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что система страхования экспортных кредитов встроена в систему международного регулирования торговли и мобильно реагирует и изменяется в соответствии с изменением международных норм.
2.2 Эффективность экспортной диверсификации посредством страхования экспортных кредитов в межстрановом измерении
До настоящего момента представление об эффекте от применения страхования экспортных кредитов для наращивания несырьевого экспорта с целью изменения структуры экспортной корзины в направлении увеличения удельного веса изделий с более высокой степенью обработки ограничивался теоретическими предпосылками, однако наличие теоретических взаимосвязей не гарантирует существования практической пользы от предоставления страхового покрытия экспортёрам, при этом научный Интерес в рамках данного исследования представляют детерминанты, обусловливающее более и высокую и более низкую степень эффективности страхования экспортных кредитов для целей наращивания экспортных потоков.
Конечным ожидаемым результатом текущего исследования является оценка влияния страхования экспортных кредитов на развитие несырьевых экспортных потоков, однако первоначально представляется целесообразным для последующего анализа протестировать модель на межстрановой выборке. Выбор данного метода обусловлен тем фактом, что в России инструмент страхования экспортных кредитов официально был внедрён в 2011 году, что является недостаточной базой для проведения качественного эконометрического исследования и получения статистически значимого результата, позволяющего сделать информированное суждение о степени воздействия страхования экспорта на процесс структурной трансформации экспортных потоков страны. поэтому тестирование эконометрической модели на межстрановой выборке позволит, во-первых, сделать выводы о вкладе экспортного страхового покрытия в стимулирование экспортных потоков в целом, во-вторых, послужит материалом для построения тренда динамики несырьевого экспорта россии и, таким образом, выявления потенциального эффекта от предоставляемого экспортным страховым агентством «ЭКСАР» страхового покрытия на последующие 10 лет.
Выбор модели обусловлен целями и задачами текущего исследования. При выборе экономического показателя, являющегося корректным измерителем несырьевого экспорта, возникли трудности, связанные с уже описанным ранее в рамках работы фактом, что, несмотря на доступность валовых показателей, измеряющих несырьевой экспорт, данные статистические показатели не отражают полной картины и не дают значимого ответа на вопрос о значении конкретного инструмента торговой политики, поскольку объём несырьевого экспорта страны показателен только в той степени, вкоторой он влияет на структуру экспорта в целом. кроме того, поскольку в контексте настоящего исследования научный Интерес представляет степень достижения структурной трансформации экспорта, то есть переориентация экспортной структуры от сырьевых товаров и товаров с низкой степенью обработки до изделий с всё более высокой степенью переработки, целесообразным представляется проанализировать изменения несырьевого экспорта в контексте его удельного веса и в терминах концепции добавочной стоимости.Данная часть анализа представляет Ценность не только поскольку позволяет более полно продемонстрировать данный структурный переход, но поскольку более точно отражает реалии современной действительности, в которой мировые хозяйственные отношения отличаются высокой степенью взаимосвязанности и взаимозависимости, а производственные процессы обладают высокой степенью интернационализации и характеризуются всё более сложной и многоуровневой структурой производственных процессов. кроме того, использование базы данных торговли в терминах добавочной стоимости TiVA позволяет также протестировать тезис оценить вовлечённость государства в цепочки добавочной стоимости, участие в которых также зачастую связывается с более высоким экспортным потенциалом, сложной структурой экспортной корзины и благоприятными перспективами долгосрочного экономического роста.
Таким образом, оценка влияния страхования экспортных кредитов на изменение доли несырьевого экспорта в экспортной корзине Российской Федерации будет проводиться в два этапа. На первом этапе эконометрическая модель будет протестирована на базе междстрановой выборки, чему посвящён настоящий параграф.
Выбор спецификации используемой для оценки влияния страхования экспортных кредитов на несырьевой экспорт обусловлен анализом статей ряда авторов, посвящённых количественному измерению эффектов от применения различных инструментов торговой политики и изменению экспортной концентрации, в частности, эмпирические исследования Браво-Ортега.Для того, чтобы отразить изменение удельной доли несырьевого экспорта как в традиционном измерении, так и в более актуально отражающих фрагментацию современных производственных процессов и их протяжение по территориям нескольких стран-участников производственной цепочки, поэтому каждая модель будет составляться с зависимой переменной, выраженной как доля несырьевого экспорта от общего объёма экспорта за период t(1), и с зависимой переменной, выраженной как коэффициент участия в нисходящих связях (нисходящий характер вовлеченности в цепочки создания стоимости) за аналогичный период.
(Exc,t) = c(Exc,t-1) + α(Xc,t) + β(μc)+ δ(insurancec,t)+ dc,t+ εc,t
где: (Exc,t) — доля несырьевого экспорта от общего объёма экспорта в странуcв период t;Exc,t-1- аналогичный показатель за предыдущий период (введён для отражения продолжительности и постепенности процесса экспортной реструктуризации),t- матрица контролирующих переменных, введённая для обеспечения статистической значимости результатов модели, содержит показатели ВВП страныc в год t, численность населения страны-экспортёра за аналогичный период;,t- сумма страхового покрытия экспорта в страну c в год t, ,t — массив дамми-переменных, введён для тестирования предположений о пределах воздействия страхования экспортных кредитов на ;
µc ,µt ,- случайные эффекты, связанные с пространственным и временным измерением панельных данных;
εc,t- случайная ошибка, предполагается нулевое соответствующих переменных.
Выбор переменных и ожидаемые знаки коэффициентов при них:
ВВП: данная величина традиционно используется для характеристики размера экономики и ёмкости рынка; так как анализируются не взаимные потоки, а величина экспорта КНР и Южной Кореи в другие страны, в модель включается только ВВП страны-импортёра. Ожидается положительный знак коэффициента при данном регрессоре, так как большие по размеру экономики отличаются большей величиной спроса, в том числе на экспортные товары.
Население:часто используемая вгравитационных моделей торговли переменная, характеризует ёмкость рынка и существующего на нём спроса, ожидается положительный знак соответствующего коэффициента.
Расстояние между государствами: является индикатором издержек по транспортировке торгуемых товаров, а также информационных издержек; ожидаемый знак данного коэффициента — отрицательный: чем выше затраты на экспорт товаров в данную страну и изучение специфики её рынка, тем меньше стимулов у производителей поставлять продукцию в это Объём страхового покрытия: ключевая для проводимого анализа переменная, отражающая влияние страхования экспортных кредитов на объёмы экспорта. Ожидается положительный знак коэффициента при данном регрессоре, теоретические основы положительного эффекта экспортного страхования на объем экспорта изложены в главе 1.
Получение эмпирических результатов.Результаты анализа представлены в Таблице 1. В ходе эмпирического анализа осуществлялось построение регрессии как без учёта индекса политического риска (столбец 1, 2), так и с его учётом (столбец 3, 4). Столбцы 1 и 3 демонстрируют результаты стандартной модели случайных эффектов, столбцы 2 и 4 содержат результаты модели случайных эффектов с поправкой Мундлака.
Таблица 1. Результаты спецификации модели
СЭ-стандартСЭ-МундлакСЭ-стандартСЭ-МундлакВВП1.023*** (21.76)1.117*** (9.46)0.987** (20.45)0.974** (9.30)Население-0.167** (3.36)-0.915*** (4.42)-0.081* (1.67)-1.205*** (6.12)Расстояние-0.812** (10.51)-0.741*** (10.21)-0.876*** (11.5)-0.715*** (11.52)Страховое покрытие 0.047*** (3.98)0.038*** (3.18)0.036*** (3.17)0.029*** (2.84)Китай0.042* (3.57)0.045* (3.22)0.048* (2.98)0.051* (3.42)Ср. ВВП-0.342** (2.52)-0.328** (2.54)Ср. население0.841*** (3.97)1.311*** (6.35)Ср. страховое покрытие0.203*** (5.14)0.185*** (5.32)Ср. Китай0.042* (0.49)0.047* (0.63)Политический риск-0.147*** (3.60)-0.102*** (2.77)Ср. политический риск-0.657*** (2.73)Число наблюдений1193119310551055Число стран130130111111R20.940.950.940.95
В целом результаты модели соответствуют ожиданиям: размер экономики и рынка в целом позитивно воздействует на величину экспорта КНР и Южной Кореи на них, а рост расстояния негативно сказывается на объемах экспортных сделок. Фактор политического риска оказывает значимое отрицательное влияние на осуществление китайскими и корейскими экспортёрами торговых сделок с агентами политически нестабильных стран. Наконец, результаты эконометрического анализа показали, что страхование экспортных кредитов значимо воздействует на рост экспорта: при росте величины страхового покрытия экспорт в данную страну Китаем или Южной Кореей увеличивается в среднем приблизительно на 4%.
2.3 Оценка фактического и потенциального влияния на сырьевой экспорт России
Под структурными барьерами здесь подразумевается, прежде всего, факторы, ограничивающие максимизацию эффекта повышения несырьевого экспорта посредством страхования экспортных кредитов, связанные со структурой российской экономики и устройством её в целом. Тут можно упомянуть ту статейку про диверсификацию россии, она также даст возможность упомянуть в теоретической базе важных русских авторов.
Обзор и анализ успешной практики страхования экспортных кредитов в Германии может служить ценным материалом для российской Федерации, перед которой в современных условиях задача стимулирования и активного содействия экспорту стоит достаточно остро. Проанализированный в работе опыт страхования экспортных кредитов в Германии позволяет выделить несколько ключевых пунктов, обеспечивших «страховому покрытию Гермес» международную известность и успех в осуществлении первоначальной цели создания института — поддержки экспортёров и содействия экономическому развитию:
Сотрудничество частных и государственных структур;
Учёт интересов всех сторон;
оптимизация процесса принятия решений путём ограничения функций государственных структур;
Учёт интересов государства в развитии внешнеэкономических связей;
Принятие во внимание задач региональной политики;
Поддержка малых форм бизнеса;
Мониторинг ситуации на внутреннем рынке при ориентации на завоевание внешних.
Что касается отечественного опыта, Российская Федерация значительно отстаёт от ведущих стран мира во внедрении успешно функционирующего механизма страхования экспортных кредитов. Так, официальный орган, отвечающий за страхование экспортных кредитов в российской Федерации, — Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, было учреждено лишь в 2011 году. Многие аналитики отмечают, что низкая эффективность системы продвижения экспорта в России объясняется наличием бюрократических барьеров, увеличивающих период принятия решений и снижающий привлекательность данного инструмента для экспортёра, а значит, и его действенность.
Важность глубокого анализа существующих недостатков системы и принятие во внимание оказавшихся успешными аспектов в международной практике страхования экспортных кредитов в настоящее время чрезвычайно высока в связи с разработкой новой национальной экспортной стратегии на период до 2030 года. Необходимость внедрения в комплекс предпринимаемых мер для поддержки российского экспорта такого инструмента, как страхование экспортных кредитов, признаётся на государственном уровне, о чём свидетельствует перечень изменений, внесённых в план мероприятий "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта" Распоряжением Правительства от 25 февраля 2015 года, в пункте 20 которого обозначены намерения формирования единого центра кредитно-страховой поддержки национального экспорта на базе ОАО "российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» («ЭКСАР»). Пункт 20 данного документа закрепляет целевую дату утверждения нового проекта Национальной экспортной стратегии. Реализация 20-го пункта вышеупомянутого документа уже осуществляется, так, одно из пяти поручений Президента Правительству РФ от 4 марта 2014 года предписывает внесение законодательных изменений, закрепляющих формирование специализированных институтов для предоставления кредитов и осуществления страхования. Наконец, проблема отсутствия единого централизованного института кредитно-страховой защиты экспортёров была окончательна решена передачей в Собственность «ЭКСАР» «Государственного специализированного российского экспортно-импортного банка», ранее частично предоставлявшего услуги в данной сфере. В результате данной передачи единственным акционером «ЭКСАР» становится Внешэкономбанк — ещё одна структура, созданная для финансовой поддержки российского экспорта.Таким образом, из нескольких учреждений, чья деятельность должна была быть направлена на стимулирование экспорта путем финансовой защиты экспортёров от сопутствующих рисков, а компетенции были неясны и зачастую пересекались, делая существовавшую систему малоэффективной и сложной для использования экспортёром, — было сформирован единый институт, что является значительным продвижением, которое должно способствовать более успешному применению данного инструмента содействия экспорту в дальнейшем.
Данные события, а также обсуждение обновлённой версии проекта национальной экспортной стратегии до 2030 года в конце 2014 года позволяет заключить, что проблемы существовавшего до сих пор механизма кредитного страхования были признаны и учтены: осознаётся важность наличия единого института, предоставляющего услуги по кредитованию и страхованию экспорта, делается акцент на необходимости чёткого разделения зон ответственности задействованных структур, в приоритет возводится вовлеченность предпринимателей и их объединений в механизмы поддержки экспорта, внимание уделяется необходимости комплексной деятельности по поддержке экспорта на всех доступных уровнях — от муниципального до федерального.
Таким образом, проект новой национальной экспортной стратегии даёт основания ожидать повышение эффективности функционирования механизмов поддержки экспорта при условии последовательной реализации провозглашённых в документе задач.
Рисунок 1. структура российского экспорта в 2012-2015 гг.
Источник: Доклад российского Экспортного Центра.
2.4 Место страхования экспортных кредитов в системе мер экспортной диверсификации
здесь необходимо сказать о тех ограничениях на максимальный размер положительного эффекта, получаемого от использования инструмента страхования экспортный кредитов. любой отдельный изолированный инструмент торгового финансирования ограничен в своих способностях повлиять на структурную трансформацию экспортной корзины в направлении повышения доли продукции с более высокой степенью обработки. При этом целесообразно говорить о некоторых границах воздействиях и факторах, этиграницы формирующих. Структуралисткое теоретическое течение, достаточно широко представленное среди теоретиков экономики развития, подчёркивало важность институациональной среды в формировании лагоприятного климата для бизнес-сообщества и формирования готовых к выходу на внешние рынки. Целесообразно также говорить о некотором эффекте перелива и информации, возникающем при существовании национальных производителей, успешно функционирующих на мировых рынках, способных поделиться опытом, знанием
Список использованных источников и литературы
Аксенов В.С., Овчинников А.А. Экспортные кредитные агентства развивающихся стран в системе международного торгового финансирования: новые тенденции // Экономический журнал. 2012. №25. С.43-51.
Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. / отв. ред. М.Г.Покидченко. — М.:мысль, 2005. 751 с.
Рамазанов Ж.З. Азиатская модель как вторая модель рынка. // Известия Томского политехнического университета. 2008. №6. С.68-71.
Рамазанов Ж.З. Мировые социально-экономические модели и россия. // Известия Томского политехнического университета. 2010. № 6. С.16-21.
Целищев И.С. Восточная Азия: новая волна роста и структурная трансформация. — М.: ИМЭМО ран, 2012. 118 с.
Шевчук А.В. Модели современного капитализма: основы сравнительного институционального анализа // Экономическая социология. 2008. № 5. С. 17-29., K.J. Antufjew, J. Huizingh, K.R.E. Koning, R.H. Sterken, E. Woltil, M. Insurability of export credit risks.SOM Research Report. 2003. No.03F07.