Учебная работа. Специальные экономические зоны

специальные экономические зоны

Введение

Актуальность исследования. Китайская Экономика, одна из ведущих в мире, начинает снижать темпы роста. Прогнозы экспертов говорят о том, что это закономерное последствие нескольких декад высоких темпов экономического развития и направленности Китая на потребительскую экономику и сильную социальную экономическую политику. однако китайское правительство не намерено сбавлять темпы роста. более того, оно объявило о формировании новой Специальной Экономической Зоны (СЭЗ), которая будет сконцентрирована на высоких технологиях и создана по концепции гордости китайской экономики — СЭЗ Шэньчжэнь.

Специальные, особые или свободные экономические зоны — вне зависимости от названия — это двигатель китайской экономики, являющийся примером для подражания для множества развивающихся стран мира. СЭЗ создаются в Азии, Африке, Латинской Америке, и универсально рассматриваются как один из важнейших шагов к экономическому прогрессу и либерализации. однако не всем успешно удается применить эту программу. Индия, подхватившая в 2005 году китайскую концепцию СЭЗ и попытавшаяся имплементировать ее в свою экономику, не смогла добиться от программы того эффекта, который можно было бы ожидать при использовании ее одним из азиатских гигантов.

сейчас Китай борется за лидерство в мировой экономике, а Индия — за звание сверхдержавы, и обе страны представляют собой мощнейшие экономические машины. Актуальность данного исследования заключается в необходимости определить причину того, почему экономическая программа, столь популярная среди современных развивающихся стран, вывела одну страну в мировые лидеры, а на другую практически никак не повлияла.

Цель исследования заключается в определении основополагающих отличий, которые стали причиной неработоспособности программы СЭЗ в Индии. Экономика финансовый инвестиционный

Задачи исследования включают в себя определение наиболее важных характеристик СЭЗ в обеих странах, анализ эффективности их применения, сравнительный анализ их влияния на экономики данных стран и выявление причин неудачного применения концепции СЭЗ в Индии и удачного — в Китае, а также разработка рекомендаций по дальнейшему усовершенствованию данной программы.

Объект данного исследования — институт специальных Экономических Зон.

Предмет исследования — институт СЭЗ в рамках экономик Китая и Индии.

Методология данного исследования — анализ большого количества эмпирических данных, статистический анализ данных по экономике Китая и Индии, сравнение различных факторов и особенностей действия института СЭЗ в этих двух странах.

Источниками данных для этой работы являются статистические базы Китая и Индии, исследования ученых, посвященные функционированию, истории, влиянию и недостаткам СЭЗ в этих странах, а также публикации World Bank, специально фокусирующиеся на этой теме.

Основной научной базой для данного исследования послужили работы таких авторов, как Aggarwal (2004, 2005, 2008), Dohrmann (2008), Kumar (2008), Leong (2007, 2013), Sharma (2015), Zeng (2011, 2015).

Научная новизна работы заключается в анализе неудачи института СЭЗ в Индии, отталкивающемся от рассмотрения факторов, определивших успешное применение СЭЗ в Китае, и последующее сравнение использования этой экономической программы в дух странах.

1. специальные экономические зоны в экономике Индии и Китая

1.1 специальные экономические зоны: определение и суть явления

Данное исследование концентрируется на изучении влияния института специальных экономических зон на экономики стран-гигантов Восточной Азии. Центральным элементом исследования, как следует из названия, являются специальные экономические зоны. Тем не менее, в научной литературе понятие специальной экономической зоны не является закрепленным элементом какой-либо установленной систематики. Общего определения для специальной экономической зоны в экономической науке не существует, так как каждый автор использует понятие СЭЗ в рамках своего исследования и направления своего круга интересов, и, соответственно, данное определение ложится в рамки его взгляда и подхода к проблеме. Учитывая большое количество всевозможных систем экономического регулирования отдельных территориальных участков, создание общепринятого определения затрудненно характером и родом деятельности резидентов зон, целями их создания, особенностями администрирования, в целом страновыми особенностями и т.д.

систематизирование и четкое определение всех элементов института специальных (свободных, особых) экономических зон, является проблемой, хоть и открытой для исследования и изучения, но все же не относящейся напрямую к затронутой здесь проблеме. В этом исследовании автор так же не будет углубленно рассматривать все критерии, которые необходимы для определения какой-либо зоны в качестве СЭЗ. четкое определение специальной экономической зоны в контексте работы не является важным элементом проблематики, так как в ситуации Индии и Китая определение критериев по которым определенная зона является или не является СЭЗ, не вызывает затруднений. поэтому многие исследователи, пишущие работы на темы, связанные со специальными экономическими зонами в конкретных странах, либо используют краткое определение, отражающее суть СЭЗ, которые рассматриваются в исследовании , либо не дают никакого определения, так как само явление СЭЗ очевидным образом вытекает из исследования , либо описывают основные признаки и характеристики исследуемых специальных экономических зон, не давая им явного определения .

Так как данное исследование сконцентрировано на СЭЗ двух стран — Китая и Индии, особенность функционирования СЭЗ в мире в целом и в различных странах по отдельности не является темой, подробное рассмотрение которой было бы целесообразно в данной работе. Поэтому наиболее рационально в данном контексте использовать определение, которое характеризует функционирование СЭЗ в целом, так как отдельные детали и страновая специфика будут рассмотрены далее уже как самостоятельные элементы исследования. наиболее подходящим представляется определение, данное И.Р. Тазутдиновым: «особая экономическая зона — обособленная часть государства, обладающая институциональной инфраструктурой, на территории которой действует специальный правовой и административный режим, регулирующий экономические отношения в пределах ее границ, а также с внешним миром» . Оно представляет собой общую характеристику, на которую можно надстраивать как особенности функционирования СЭЗ, так и цели их создания.

Само явление СЭЗ, как отмечают исследователи , является разновидностью свободной торговой зоны, и в таком контексте не является абсолютно новой концепцией. Возвращаясь а novo к определениям: СЭЗ, являющаяся продолжателем концепции свободной Торговой Зоны, в то же время является собирательным определением, включающим в себя также и современные свободные торговые зоны. Во избежание ухода в систематизирование определений, мы не будем останавливаться подробно на истории различных видов СЭЗ как таковых, а вернемся к рассмотрению СЭЗ в приведенных странах. Для понимания сути явления СЭЗ в них, рассмотрим краткую историю их появления и описание их функционирования непосредственно в Китае и в Индии.

Китайские СЭЗ как часть Политики Реформ и Открытости, инициированной Дэном Сяопином, изначально рассматривались как площадка для экспериментов, где можно будет протестировать, насколько эффективно новая политика будет работать на территории Китая . Для этих новых зон правительство выбрало небольшие города, удаленные от административного центра КНР. территории, отведенные под СЭЗ, были достаточно велики для крупномасштабных производств и привлечения иностранных инвесторов. именно эти зоны первыми стали открытыми для вливания иностранного капитала. Вследствие воодушевляющих успехов первой волны СЭЗ в 1980-1984 годах, последующие специальные экономические зоны создавались уже не только как площадки для экономических экспериментов, но и как средства для достижения главных макроэкономических целей Китая: либерализации экономики, развития отстающих провинций, привлечения прямых иностранных инвестиций, борьбы с безработицей и т.д. Это нашло свое отражение не только в позиции правительства, но и в появлении новых типов СЭЗ, которые стали создаваться в Китае, начиная со второй волны в 1984 году.

Охарактеризовать китайские СЭЗ для понимания сущности их устройства можно следующим образом. Во-первых, как будет рассмотрено далее, СЭЗ в Китае инкорпорировали многие элементы распространенных в 1970-ые годы в Азии экспортно-производственных зон , такие как экспорт-ориентированность, отсутствие пошлин на ввозимое необходимое для производства сырье, компоненты и оборудование, налоговые привилегии и т.д. Во-вторых, земля, в Китае принадлежащая государству, обладает достаточно низкой стоимостью, благодаря чему иностранные фирмы и совместные китайско-иностранные предприятия могут в специальных экономических зонах брать землю в аренду по низкой цене и на долгие сроки. В-третьих, до внесения Четвертой поправки к Конституции Китая в 2004 году защиты частной собственности в китайском законодательстве не было ; однако СЭЗ гарантировали защищать активы, владения и Капитал своих резидентов, что, если не устраняет полностью, то, как минимум, переводит в разряд маловероятных риск утраты активов компании. В дальнейшем, несмотря на изменение целей, и основных сфер занятости новообразованных СЭЗ, их сущность — привилегии для привлечения инвесторов, дешевые факторы производства, и добавившаяся к ним развитая инфраструктура — осталась неизменной.

В контексте сопоставления Индии и Китая, сравнение экономических зон двух стран представляется не только интересным, но и, в некоторой степени, ироничным. В 1965 году первая СЭЗ в Восточной Азии, а именно экспортно-производственная зона, появилась в Индии, в Кандле. именно основываясь на ЭПЗ азиатских стран, которые, в отличие от Индии, смогли с большим успехом применить их положительное влияние на национальную экономику, Китай разработал концепцию своих первых СЭЗ. Впоследствии новые ЭПЗ появлялись в Индии вплоть до 2000, до начала программы разработки СЭЗ. С этими ЭПЗ индийское правительство рассчитывало повысить конкурентоспособность индийских фирм на международном рынке, поднять сальдо торгового баланса и получить приток новых инвесторов и иностранного капитала. Эти ожидания не оправдались . неудача изначального варианта показала, что если разработку индийских СЭЗ и не нужно начинать ab initio, то само исполнение требует значительного пересмотра. И в 2005 году Индия запускает программу по созданию специальных экономических зон, концепцию которых она скопировала с Китая, чей успех в данной области представлялся гарантом успеха для других развивающихся стран, а создание СЭЗ — универсальным способом улучшения экономической ситуации в стране, стремящейся либерализовать свою экономику и успешно выйти на мировой рынок . Данная инициатива имела как общие черты с китайскими специальными экономическими зонами: налоговые и таможенные преференции, поощрение долгосрочных контрактов, реинвестирования и инвестирования в СЭЗ; так и свои особенности: управление из центра, упор на высокотехнологичные отрасли и финансовую сферу, и, что является одной из самой важных особенностей индийских СЭЗ, возможность для создания СЭЗ не по государственному плану развития и определенной экономической программе, но и по предложениям отдельных лиц, которые рассматриваются специально созданной комиссией .

Таким образом, в общем виде сформулировав определение специальных экономических зон и их особенности в Китае и Индии, мы можем рассматривать данные экономические агенты уже в контексте их страновой специфики. Сужение общего определения СЭЗ к стране, в которой он введен, позволяет получить определенное видение того, как устроена ее Экономика, какие проблемы перед ней стоят и почему и для чего такая политика, как создание специальных экономических зон в данной стране, была введена. Китайская плановая переходная Экономика и направленность на развитие регионов и интеграцию в мировую рыночную систему прямо коррелирует с поэтапным установлением СЭЗ для привлечения иностранного опыта и капитала, а индийская неудача с ЭПЗ объясняет направленность индийских властей на перенятие китайского опыта и его использование для модернизации индийской системы СЭЗ.

1.2 Китайская Экономика и Специальные Экономические Зоны

В относительно короткий промежуток времени Китай совершил огромный путь из страны социалистического блока, не вовлеченной в мировой Рынок, в одного из его признанных лидеров. Политика «открытых дверей», начатая Дэном Сяопином в 1978, поэтапно позволила Китаю гармонично влиться в мировую экономику и, благодаря продуманным реформам и аккуратному приспособлению к мировой конъюнктуре, значительными темпами увеличить экономическую мощь страны. Рост ВВП Китая на душу населения стабильно колеблется в районе 10% что говорит о том, что пока что темп роста китайской экономики не идет на спад.

Немалая доля успеха Китая заключается в создании специальных экономических зон. первоначально разработанные как воспроизводящие концепцию и использующие опыт экспортно-производственных зон таких стремительно развивающихся в 1970-е годы стран как Тайвань и Республика Корея , СЭЗ в Китае все же имели серьезное отличие от своих духовных предшественников. ЭПЗ в азиатских странах представляли собой попытки «вклиниться» в мировую экономику и благодаря факторному преимуществу получить поддержку для национальной экономики в виде ПИИ. Китайские СЭЗ задумывались как нечто большее, чем промышленные зоны для иностранных корпораций. В отличие от значительной части других азиатских стран, Китаю было сложно органично вписаться в мировой Рынок, так как страна была социалистической, функционирующей на основе плановой экономики. Для правительства нужна была площадка, где оно могло бы проверить эффективность новой политики по открытию рынка и либерализации экономики.

Именно так зачинались китайские СЭЗ — это было совмещение поля для экспериментов с уже распространенной и успешной практикой. Основные особенности СЭЗ первой волны, созданных в 1980 году в городах Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь, включают в себя близкое расположение данных зон к побережью, наличие удобной инфраструктуры, необходимой для экспорта, а так же их близость к Тайваню и Гонконгу — главным китайским источникам опыта по функционированию капиталистической экономики . Другая особенность китайских СЭЗ — децентрализованное управление. Исследователи выделяют несколько основных причин для такой системы управления государственно значимыми проектами. Это, во-первых, боязнь государственных деятелей и чиновников ослабления своих политических позиций в случае провала реформ экономики и политики по созданию СЭЗ; во-вторых, изначальное создание СЭЗ далеко от политического центра в стремлении как можно больше дистанцировать данную инициативу от политических потрясений; в-третьих, желание создать межпровинциальную и межмуниципальную конкуренцию . Такая система администрирования придает деятельности специальных экономических зон в Китае несколько преимуществ. Не учитывая тех, которые имплицитно содержатся в обосновании такой системы, можно отметить также то, что местные власти всегда лучше ознакомлены с ситуацией в регионе, чем центр, поэтому могут обеспечить как более подходящий порог вхождения, так и наиболее привлекательные с позиции административной единицы условия. дополнительно обеспечивается гибкость системы СЭЗ, высокая скорость реагирования на шоковые ситуации и другие изменения среды, и значительное снижение давления на государственный бюрократический аппарат.

Первая волна СЭЗ проявила себя успешно. Концепция, предусмотренная при их создании, декларирует направленность на получение максимальной экономической выгоды в духе капиталистического хозяйства. СЭЗ функционировали как первые «порты», через которые иностранный капитал проникал в Китай. В 1981 году 51% всех прямых иностранных инвестиций в Китай приходился на четыре первые специальный зоны. Четыре года спустя, когда они уже не были единственным путем в КНР для зарубежного капитала, на их счет все еще приходилось 20% всех ПИИ в Китай . успех и инвестиции в СЭЗ позволили превратить небольшие изначально города и городские образования, где они находились, в экономические центры с развитой инфраструктурой. Самым известным СЭЗ является Шэньчжень. Сам город сейчас является одним из экономических центров Китая. За 34 года, с 1980 по 2014 гг., население Шэньчженя выросло с 300 тыс. до приблизительно 10,8 млн. человек. Рост ВВП в тот же период в среднем составлял 25% в год .

вторая волна создания СЭЗ пришлась на 1984-1988 гг. Когда инициатива создания СЭЗ показала свою состоятельность, Китай продолжил политику открытия страны, создав новую концепцию СЭЗ и начав внедрять ее. новые типы специальных экономических зон назывались Зонами Экономического и Технического развития (economic and technological development zones), также известные как индустриальные или промышленные парки Китая. Разница между ними и первоначальными комплексными СЭЗ заключается по большей части в размере, так как последние обычно занимают гораздо большую площадь (размером с город или даже с провинцию), как, например, в случае с провинцией Хайнань, названной СЭЗ в 1988 году . В первый год второй волны СЭЗ было создано 14 новых ЗЭТР в прибрежных городах Китая. В последующие годы были также созданы СЭЗ в городах, лежащих в дельтах рек Чжуцзян, Янцзы и Миньцзян. В 1988 году, как было сказано выше, появилась новая СЭЗ — провинция Хайнань. В 1989 новый район Шанхая Пудун также получил статус Специальной Экономической Зоны. третья волна СЭЗ связана с созданием СЭЗ городского, муниципального, провинциального и национального уровня на границах и в глуби Китая в 1990-1995 годах. Уже в этот период цели создания новых СЭЗ постепенно смещались с развития экспортной обрабатывающей промышленности в сторону высокотехнологичных предприятий . Сейчас в Китае существует несколько сотен СЭЗ различного уровня, от городского до государственного, направленных как на развитие местной инфраструктуры и Инвестиции в бедные провинции, так и на развитие новейших технологий и привлечение хай-тек предприятий в Китай.

Развитие института СЭЗ в Китае и его широкое распространение позволяет сделать вывод о том, что СЭЗ, как первичный плацдарм для выхода Китая на международный рынок, успешно справились с либерализацией экономики. Оценка влияния СЭЗ на экономику Китая на данном этапе должна производиться максимально критически, так как, несмотря на в целом положительные результаты функционирования СЭЗ, исследовательский вопрос сейчас состоит уже не в целесообразности наличия специальных экономических зон на территории Китая, а в путях их совершенствования и возможных недостатках, которые СЭЗ могут иметь в виде негативных экстерналий. Вне сомнения необходимо также учитывать динамику положительного влияния СЭЗ как на показатели национальной экономики, так и на экономику административных единиц, к которым они принадлежат. Используя простую логику можно догадаться, что абстрактный «предельный положительный эффект» каждой новой СЭЗ будет уменьшаться. Выразить эту характеристику математически, однако, вряд ли представляется возможным, так как СЭЗ не является предприятием, которое можно оценить исключительно по отдаче на один вложенный доллар. Хотя «испытательное» использование СЭЗ для Китая уже неактуально, остаются другие цели, не связанные напрямую с получением прибыли. Это как развитие отстающих в развитии регионов и улучшение их инфраструктуры, так и агломерация новейших управленческих методик, технологий, эффект перелива.

Оценку влияния СЭЗ на китайскую экономику можно произвести по многим параметрам. Прежде всего, конечно, стоит оценить их влияние на основные экономические параметры. Спустя 30 лет после создания первых специальных экономических зон, деятельность современных СЭЗ в Китае оценивается как приблизительно 22% китайского ВВП. На них приходятся 46% всех прямых иностранных инвестиций, идущих в Китай, и именно СЭЗ отвечают за 60% китайского импорта, создавая при этом порядка 30 млн. рабочих мест . Изначальная оценка влияния СЭЗ на ВВП в работах исследователей уступает место более точному анализу влияния СЭЗ на экономику регионов и административных единиц, где они располагаются. Так, было установлено, что появление в городе ЗЭТР в среднем повышает его ВВП на 10,7% спустя десять лет и на 22% спустя двадцать лет . В этом же исследовании указывается, что помимо роста ВВП, создание СЭЗ приводит к повышению миграционного сальдо, развитию инфраструктуры и повышению инвестиционной активности. Отмечается, что подобный эффект действует в среднем не меньше пятнадцати лет. Установлено, что СЭЗ являются так же эффективным способом увеличения ПИИ в страну. Как показывает исследование, проведенное в 2012 году, введение одной СЭЗ в среднем увеличивает прямые иностранные Инвестиции на душу населения на 6%. программа по созданию специальных экономических зон привела к увеличению производительности китайской экономики на 1,6%. важным моментом является также тот факт, что введение СЭЗ увеличило стоимость проживания на 5%, однако никак не повлияло на стоимость жилья и увеличило средний уровень заработной платы на 8%. таким образом, СЭЗ поднимает уровень жизни в Китае, не только обеспечивая его экономический рост, и, соответственно, более крепкую социальную стратегию, но и непосредственно повышая достаток населения. наконец, данное масштабное исследование показывает, что экономическое благосостояние муниципалитетов, в которых находится больше, чем одна СЭЗ, выше, чем благосостояние муниципалитетов лишь с одной специальной экономической зоной. Вышеуказанное исследование выявило эффект, который исключительно важен в контексте анализа перенятия китайского опыта: именно первые СЭЗ повлияли на экономику Китая наиболее эффективно. Первые комплексные СЭЗ более значимы для китайской экономики, чем последующие многочисленные технопарки и открытые порты . Вывод, к которому можно прийти — развитый институт СЭЗ в Китае ослабил конкурентоспособность и привлекательность каждого нового СЭЗ для инвесторов, хоть и дал мощнейший толчок китайской экономике. Из этого вытекает, что в Азии существует развитый «Рынок» СЭЗ, поэтому эффективность СЭЗ, созданных по подобию китайских, будет закономерно находиться на уровне эффективности новых СЭЗ, создаваемых в Китае, или ниже данного уровня. такого же эффекта, как от первых китайских специальных экономических зон, ожидать было бы необоснованно.

Китайские специальные экономические зоны — шедевр китайской экономики. Стратегически спланированные и скоординированные, они были созданы в нужное время и в нужном месте. За счет удачного положения, нужных преференций резидентам, заимствованных из ЭПЗ стран Юго-Восточной Азии, они агрегировали иностранный капитал, навыки и технологии, поэтапно готовя страну к рыночной экономике — от первых «островков» капитализма до последующего использования СЭЗ как части стандартной экономической стратегии регионов, провинций и городов. Китайские СЭЗ в разные периоды выполняли разные задачи, начав с пробной площадки и закончив инструментом развития отстающих регионов и агрегатом высоких технологий.

1.3 Индийская экономика и специальные экономические зоны

после обретения независимости в 1948 году, Индия нацелилась на программу промышленного роста. Разработанная правительством программа подразумевала, прежде всего, импортозамещение в рамках развития промышленности. Именно в рамках данной программы вопрос продвижения экспорта индийской продукции предлагалось решить с помощью создания экспортно-производственных зон, которые с помощью налоговых и таможенных преференций должны были обеспечить Индийской экономике стабильное сальдо торгового баланса . Как отмечалось раннее, именно Индия первой из стран Восточной Азии применила концепцию экспортно-производственной зоны на своей территории. Первая ЭПЗ на территории Индии появилась в Кандле в 1965 году. Вторая, ЭПЗ в Санта-Крусе, Мумбаи — в 1973 году. Вся программа по созданию и функционированию ЭПЗ в Индии длилась с 1965 до 2000 гг. и обычно делится на несколько этапов. Иногда, в случае трактовки ЭПЗ как вида СЭЗ, исследователи принимают разработку и создание новых Специальных Экономических Зон, разработанных на основе китайской концепции, за последний на данный момент этап функционирования СЭЗ в Индии . В рамках определения, используемого в данной работе, экспортно-производственная зона действительно подходит под разновидность СЭЗ. Однако, в силу того, что ЭПЗ были переориентированы на функционирование в качестве СЭЗ по китайскому образцу, этап с 2000-ого года здесь будет рассматриваться обособленно, в то время как временной период функционирования программы по созданию и развитию ЭПЗ будет рассмотрен и приведен, во-первых, в качестве исторической базы, и, во-вторых, для анализа преемственности возможных достоинств и недостатков предыдущего типа индийских СЭЗ при переходе на новую концепцию.

Первой стадией развития ЭПЗ в Индии является так называемая Начальная Стадия, длившаяся с 1965 по 1985 гг. первая индийская ЭПЗ, расположенная в городе Кандла, Гуджарат, в действительности таковой не является. Несмотря на то, что одной из основных задач данной зоны являлись поддержка и развитие 100% экспортно-ориентированного производства, СЭЗ в Кандле, созданная для замены порта Карачи, отошедшего после раздела Пакистану, называлась Зоной свободной Торговли (Free Trade Zone) . помимо цели, указанной выше, планировалось, что ЗСТ в Кандле послужит толчком к промышленному развитию региона и в особенности порта Кандла, что изначально и было задумано создателями инициативы. впрочем, далее СЭЗ в Кандле продолжала функционировать в рамках программы по развитию ЭПЗ, поэтому и мы далее будем характеризовать ее таким образом. Так как регион был довольно отсталым, предполагалось использование таких стимулов, как налоговые и таможенные преференции, а также относительно развитая инфраструктура.

вторая индийская СЭЗ, однако, задумывалась исключительно для продвижения экспорта. ЭПЗ в районе Санта-Крус в Мумбаи была создана в 1973 году как ответ на растущий мировой спрос на электронные товары. однако, первые две индийские ЭПЗ не создавали никакой видимости эффективности и в целом не приносили индийской экономике никаких преимуществ. В рамках столь неэффективного функционирования, а так же учитывая тот факт, что ранее новые запросы от различных штатов на создание ЭПЗ были рассмотрены и отвергнуты, правительство организовало несколько комитетов, которые должны были изучить ситуацию с существующими ЭПЗ и определить, почему они работают неэффективно. В обзоре Комитета по Электронике в 1975 году были выделены такие основные провалы, как неконкурентоспособность в сравнении с аналогичными зонами в других азиатских странах, бюрократия и неэффективное управление, а также предложены варианты повышения стимулов резиденции в ЭПЗ. Далее, Tandon Committee в 1980 году снова выявил определенные недостатки существующих ЭПЗ и предложил пути их преодоления, однако в то же время подчеркнул необходимость создания новых ЭПЗ . Комитет подчеркнул, что одним из основных недостатков данных зон является нечеткость формулировки их целей, недостаточно развитая инфраструктура и недостаточно большая финансовая поддержка резидентов.

В 1985 году начинается стадия расширения. За год до этого, в соответствии с духом доклада Тандонской Комиссии, а так же подстегнутое Вторым Нефтяным Шоком, правительство учреждает несколько новых ЭПЗ. Однако остальные рекомендации этого и всех остальных комитетов никак не сказались на действиях правительства, которое не спешило ни исправлять административные и бюрократические недостатки ЭПЗ, ни вкладывать значительные инвестиции в улучшении их инфраструктуры. ЭПЗ все еще функционировали в качестве государственных объектов, таким образом, находясь под контролем негибкой и проявившей себя неспособной обеспечить им грамотный Менеджмент государственной системой управления. То, что индийское правительство не уделяло достаточно внимания развитию ЭПЗ, может объясняться тем, что оно не видело в нем, в отличие от Китая, возможности потенциального развития и крупномасштабного роста экономического потенциала. Индийская Экономика в основном концентрировалась на построении промышленности внутри страны, на внутреннем рынке, и таким образом позволила вполне перспективному, как видно по ЭПЗ других азиатских стран, проекту стать жертвой бюрократического провала.

Кризис 1991 года также ознаменовал начало последней стадии в истории программы ЭПЗ в Индии. Пришедшее к власти правительство Нарасимхи Рао и новый министр финансов Манмохан Сингх начали либерализацию индийской экономики. Наряду с девальвацией, понижением пошлин и снятием импортных квот и ограничений произошло укрепление ЭПЗ. вместе с тем, в то время как происходило ослабление индийского протекционизма, ЭПЗ прошли значительную реструктуризацию. прежде всего, это заключалось в ослаблении контроля и упрощении бюрократических процедур. важными представляются также изменения в управлении зонами: делегирование полномочий властям регионов и штатов, создание дополнительных финансовых стимулов и инвестиции в инфраструктуру. Охарактеризовать этот период можно как исправление ошибок, так как все эти шаги признавались необходимыми для развития специальных экономических зон еще десятилетие назад. Ослабление государственного контроля над зонами также выражалось в том, что сфера их деятель была значительно расширена, например, позволялась деятельность в сфере сельского хозяйства. Именно в этот период появилась возможность участия частного сектора в организации ЭПЗ — одна из характерных черт организации индийских специальных экономических секторов. Тем не менее, отсутствие четких государственных программ, определяющих цель и характер действия ЭПЗ, все еще оставалось нерешенной проблемой. Несмотря на определенные шаги в сторону упрощения административных процедур, бюрократическая волокита все еще оставалась препятствием в деятель СЭЗ. Можно сказать, что волна либерализации, накрывшая индийскую экономику, хоть и оставила положительный след на управлении функционированием ЭПЗ, но, тем не менее, не затронула данную сферу достаточно для полномасштабного качественного переворота.

год стал годом переворота для индийских СЭЗ. Либерализация экономики вывела Индию в разряд растущих азиатских гигантов, и стремление к укреплению экономики вылилось в пересмотр индийской политики по отношению к СЭЗ. новая программа по СЭЗ предусматривала перенос успешно зарекомендовавшей себя китайской концепции. Толчок к заимствованию китайского опыта дало посещение министром торговли и промышленности Индии Муросоли Мараном китайских специальных экономических зон в 1999 году . Новая торговая Политика, EXIM, предусматривала разработку концепции новых СЭЗ, начиная с 2000-ого года. В 2005 году был принят Акт о специальных Экономических Зонах, наконец, облекая индийские СЭЗ в правовую оболочку, регулирующую все аспекты их деятельности. Одним из важных достижений новой политики регулирования СЭЗ является установление четких целей, которым должны следовать индийские специальные зоны. В соответствии с текстом Акта, в их число входят: 1) создание добавочной экономической деятельности; 2) продвижение и поддержка экспорта товаров и услуг; 3) поощрение иностранных и отечественных инвестиций; 4) создание новых рабочих мест; 5) развитие инфраструктуры; 6) обеспечение суверенитета и целостности Индии, безопасности штатов и поддержание дружественных отношений с соседствующими штатами .

новая концепция СЭЗ является качественной переработкой существовавшей раннее модели, устраняющей большинство ее недостатков. прежде всего, для создания условий свободной торговли, значительно облегчались таможенные процедуры и резидентам выдавались комплексные пошлинные преференции (на основании того, что СЭЗ рассматривались по новой программе, некоторые исследователи индийских СЭЗ дают им общее определение «зоны, рассматриваемой как иностранная» ). Вместе с тем облегчается контроль со стороны государства. Происходит децентрализация системы СЭЗ, управление и контроль переходит из рук государства и штатов в руки членов комиссий по развитию и труду, основная обязанность правительств заключается в одобрении и поддержании или отказе проектам новых СЭЗ, а также установка приоритетных целей Штатов в их образовании. За период 2000-2005 гг., до принятия Акта, все бывшие ЭПЗ на территории Индии преобразуются в Специальные Экономические Зоны, предусмотренные программой Exim, и переходят на новые условия функционирования.

И ЭПЗ, и СЭЗ в контексте Индийской экономики рассматривались чаще всего как средство повышения экспорта. Впрочем, одной интересной особенностью индийских СЭЗ было то, что она разрешала продавать 50% произведенных на территории СЭЗ товаров на домашнем рынке. В других странах Юго-Восточной Азии, где также проводилась программа создания Специальных Экономических Зон, доля товара, которую можно было продавать на национальном рынке, обычно была гораздо меньше — в районе 10-20% . По данным ВТО, в 2015 году доля Индии в мировом экспорте товаров составила всего 1,62%, в мировом экспорте услуг — 3,27%. Это исключительно малый показатель, особенно по сравнению, например, с Китаем, чьи доли в соответствующих категориях составили 13,80% и 6% соответственно. доля СЭЗ в экспорте Индии после введения в силу Акта значительно выросла, и за последние пять лет колебалась в районе 25% от общей доли выпуска (более подробно на показателях экспорта в Индии и экспорте, связанном с индийскими специальными экономическими зонами, будет сфокусировано внимание во второй главе) . Другой характерной особенностью индийских СЭЗ является неравномерность их развития. Статистика показывает, что лишь 6 из 15 штатов, в которых располагаются индийские специальные экономические зоны, имеют долю больше 5% от общей суммы экспорта за период с 2008 по 2015 гг. из данных СЭЗ. При этом, СЭЗ из одного лишь Гуджарата достигают доли в 46,54% . возможные варианты объяснения данного феномена включают в себя как различия в уровне хозяйствования, так и возможность влияния исторических факторов. В данном случае представляется нецелесообразным, за отсутствием какой-либо базы знаний по данному вопросу, выводить argumentum a priori. насколько известно автору, работ на данную тему пока не наличествует, что представляет собой благодатную почву для исследования. В силу громоздкости необходимого анализа, в данном исследовании диспропорция доли индийских штатов в экспорте из СЭЗ примется за данность.

Индийские специальные Экономические Зоны, чьи проекты были подтверждены правительством штатов, нуждаются в земле. Однако, в отличие от Китая, процесс получения земли для создания новых индийских СЭЗ не имеет четкой процедуры. Процесс переселения, аренды и приобретения земли, отводимой под новые СЭЗ, не имеет единой системы, и каждый штат занимается данным вопросом своими методами. В Индии, где большая часть земли отведена под сельскохозяйственное Производство и заселена наименее имущими слоями населения, данная проблема влечет за собой крупные социальные недовольства. Это выразилось, например, в протестах, беспорядках и столкновениях, вызванных приобретением земли для СЭЗ Нандиграм и Мангалор. Пока не оцененный, ущерб аграрному хозяйству Индии, причиненный вследствие отведения территорий под специальные экономические зоны, может оказаться еще более разрушительным для экономики, чем вызванные теми же причинами беспорядки и социальное недовольство .

Влияние СЭЗ на экономику Индии в целом можно охарактеризовать как положительное, однако не демонстрирующее каких-либо переломных показателей. Из эконометрического исследования, проведенного с помощью доступных статистических баз данных, было выявлено, что увеличение экспорта на 1% влечет за собой увеличение национального дохода Индии на 0,44%. В то же время, увеличение прямых иностранных инвестиций на 1% приводит к увеличению национального дохода всего на 0,059%. В расчетах использовались данные штатов, на территории которых располагаются действующие СЭЗ. Анализ также показал, что увеличение экспорта в штате с СЭЗ на 1% увеличивает его внутренний доход всего на 0,072%. В данном случае количество СЭЗ на территории штата не является статистически значимым. Наконец, несомненно важным для данного исследования представляется эффективность увеличения количества СЭЗ. Эконометрический анализ показал, что от увеличения количества СЭЗ на 200 национальный Доход увеличится на 4 тысячных одного процентного пункта .

Из вышеприведенных данных можно сделать выводы о том, что Политика, направленная на улучшение экономической ситуации в Индии посредством создания СЭЗ по китайскому образцу, не является достаточно эффективной для серьезного влияния на экономику. Имея под рукой информацию о развитии СЭЗ в Индии, представляется рациональным утверждать, что хоть специальные экономические зоны Индии прошли через качественную реквалификацию и переработку, управление и функционирование данных зон, тем не менее, все еще страдают от недостатков, присущих еще ранним индийским ЭПЗ. Копирование китайского опыта не является достаточным условием для повторение его экономического прорыва из-за изменившийся конъюнктуры, разных видов управления и регламентации экономической активности СЭЗ в этих странах, а также из-за того, что на данный момент такая форма СЭЗ является широко распространенной, и потому может привлекать инвесторов скорее сравнительными преимуществами, присущими индийской экономической конъюнктуре, чем конкурентными преимуществами своей формы как таковой.

2. сравнение и сопоставление основных показателей и характеристик, связанных со специальными Экономическими Зонами Индии и Китая

2.1 Сравнение влияния Специальных Экономических Зон Китая и Индии на экономики данных стран по их основным экономическим показателям

специальные экономические зоны — главный двигатель китайской экономики и предполагаемый инструмент для укрепления и усиления индийской. Как было сказано ранее, китайский пример стал для Индии методом возвращения к концепции СЭЗ, их переработке и попытке снова использовать для укрепления позиции на мировой экономической арене. Из данных, полученных в первой главе, возникает закономерное стремление понять, вышло ли у Индии, даже с учетом таких факторов, как распространённость СЭЗ такого типа и уже довольно долгое их функционирование, эволюция и имплементация в китайскую экономику, достигнуть новой вехи в своем экономическом положении. несмотря на то, что в данном исследовании проходит сравнение влияния этих экономических институтов, проблема, лежащая в основе этой работы, все же склоняет исследование в направление не абсолютного сопоставления СЭЗ в двух странах, а исследование эффективности их имплементации в Индии по сравнению с Китаем. Тем не менее, Индия — не прямой последователь Китая на экономической арене. Данные страны имеют различные позиции на мировой арене, их экономики обладают спецификой, вытекающей из их исторического пути, политики, положения в мировой конъюнктуре. нельзя с уверенностью утверждать, что особенности функционирования СЭЗ в Индии абсолютно вторичны и преемственны по отношению к Китаю, и в свою очередь, что китайское видение СЭЗ устарело и проигрывает по отношению к обновленной концепции, лежащей в основе индийского вектора развития СЭЗ. Только через сравнение и сопоставление можно определить, какие особенности функционирования СЭЗ в этих экономических гигантах устарели, как можно качественно их улучшить, и что является страновой спецификой, которую невозможно просто переложить на свою экономику без негативных последствий.

Когда сравнивается экономическое влияние чего бы то ни было, прежде всего необходимо рассмотреть основы, а именно — как данное экономическое явление отражается на числовых макропоказателях заданной экономики. В этом параграфе будут рассмотрены сравниваемые экономические показатели Китая и Индии, связанные с функционированием в них СЭЗ. учитывая разные масштабы применения СЭЗ в этих странах, как и различные масштабы экономики самих стран, предпочтение будет отдаваться не статическим данным, а динамике развития.

СЭЗ как в Индии, так и в Китае, одной из важнейших целей имеют стимулирование экспорта. Это развивает конкурентоспособность промышленности страны на мировой арене, усиливает ее экономическое состояние, поднимает национальный доход и приводит к росту ВВП. Высокая доля экспорта в ВВП — в целом показатель экспорт-ориентированности страны и ее конкурентоспособности на мировом рынке. В 2015 году, как указывалось раньше, Китай решительно обходил Индию как по доле мирового экспорта товаров, так и по доле мирового экспорта услуг. Это объясняется как тридцатилетней политикой Китая по становлению мировым лидером экспорта и его экспорт-ориентированностью (в том числе посредством СЭЗ), так и относительно недавним вступлением Индии на путь экономической либерализации и гораздо меньшим влиянием менее чем в Китае развитого экспорт-ориентированного института СЭЗ. Прежде чем перейти к сравнению показателей экспорта СЭЗ в Индии и Китае, необходимо сделать определенную оговорку. СЭЗ Индии были разработаны по образу китайских так называемых «комплексных СЭЗ». Это самые первые китайские «классические» СЭЗ, которых в Китае насчитывается шесть. Последующие зоны, которые подпадают под общее определение специальных экономических зон, такие как свободные порты, зоны экономического и технического развития, технопарки и т.д., во-первых, являются менее значимыми как с экономической точки зрения, так и с точки зрения сопоставления двух стран, и, во-вторых, присутствуют в Китае в огромном количестве, распределены по всей его территории, и, как было отмечено ранее, уже не являются настолько «специальными», какими изначально являлись первые четыре классические Специальные Экономические Зоны, созданные в 1980 году. Введение их для анализа, сравнения и сопоставления создаст значительный статистический шум, не позволяющий сконцентрироваться на «истинных» СЭЗ, и перегрузит данное исследование огромным количеством статистической информации.

Как показывают данные из таблицы 1, после введения в силу индийского Акта о Специальных Экономических Зонах, новообразованные СЭЗ и старые ЭПЗ, в них переквалифицированные, в течение пяти лет устанавливали свою позицию в индийском экспорте, совершив два скачка, в 2008 и 2010 гг. после этого экспорт из СЭЗ стабильно занимал четверть всего индийского экспорта. однако при этом, как показывает рис. 2, общий индийский экспорт не испытывал шоков, связанных с ростом экспорта из СЭЗ. Резкий рост в 2010 году не объясняется ростом экспорта из СЭЗ, так как падение в 2012 году не коррелирует с ростом экспорта из СЭЗ в этот период. Упор Индии на домашний Рынок повлиял на то, что индийская Экономика не испытала таких же потрясений, как экономики других стран мира во время мирового финансового кризиса. Ослабленность международных конкурентов кризисом позволила Индии достигнуть пиковых показателей экспорта в этом периоде, которые упали, когда экономики стран конкурентов начали восстанавливаться и возвращаться к докризисному состоянию. В целом, на основе имеющейся статистики можно сделать два главных вывода: 1) рост экспорта из специальных экономических зон не вызвал серьезных положительных потрясений в индийской экономике; 2) после 2013 года начинается замедление темпов роста экспорта из индийских СЭЗ, что говорит о том, что стадия роста прекратилась. причиной остановки роста является достижение индийскими СЭЗ пика возможностей использования своих экспортных преимуществ .

Теперь стоит рассмотреть, насколько перспективны китайские СЭЗ в плане своего экспортного потенциала. Как и было сказано, мы ограничим рассмотрение СЭЗ пятью «оригинальными» зонами, а именно: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь и примкнувший к ним Хайнань. Как можно увидеть рост экспорта из китайских СЭЗ не прекращался на протяжение 30 лет с их создания. Несмотря на появление сотен новых СЭЗ различных видов, доля пяти комплексных специальных экономических зон Китая в экспорте оставалась стабильной не меньше 20 лет подряд. Этому не в малой мере способствовал подход властей регионов, в которых эти СЭЗ располагались. Модернизация, упор на высокотехнологичные производства и эффект «перелива» были одними из шагов, предпринятыми управленческими органами для того, чтобы СЭЗ не заглухали, использовав весь свой экспортный потенциал. То, что инициатива создания СЭЗ шла исключительно от органов власти, позволяло контролировать процесс их развития, в то же время оставляя их в достаточно либерально-экономических условиях для того, чтобы они продолжали оставаться привлекательными для инвесторов

Второй важный показатель, который необходимо учитывать, оценивая деятельность СЭЗ, это объем вложенных в них прямых иностранных инвестиций. Во-первых, ПИИ — аккумулятор экономики страны, приток иностранного капитала не только позволяет укреплять экономику и развивать институциональную, промышленную и местную инфраструктуру, необходимую для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке СЭЗ, но и дает сигналам другим возможным инвесторам, в том числе крупным МНК, о том, что расположение своей деятельности в данной зоне выгодно. Из этого выходит замкнутый круг: ПИИ -> сигнал о качественности/надежности/выгодности СЭЗ -> новые инвесторы и резиденты -> новые ПИИ. Таким образом, ПИИ является не только прямым экономическим показателем эффективности и экономической привлекательности данной зоны и того, насколько сильно страна привлекает иностранный капитал, но обладает и вторичными эффектами, указывая на потенциал долгосрочного развития.

Инвестиции в индийские СЭЗ, в целом, демонстрируют ту же динамику, что и экспортные показатели. После первых увеличений произошел спад в 2012 (вызванный некоторыми потрясениями на национальном рынке и отпугнувший инвесторов), и после инвестиции в индийские СЭЗ уменьшают темп. Стоит отметить, что, несмотря на спад, темп роста в СЭЗ растет. Это хороший знак того, что инвесторы все еще заинтересованы в индийских специальных экономических зонах, однако для какого-либо крупного прорыва или вливания в индийскую экономику, данные ПИИ крайне незначительны. Средний темп роста инвестиций показывает, что без каких-либо серьезных преобразований привлекательность индийских СЭЗ для инвесторов будет оставаться ниже среднего. Если же низкие Инвестиции отражают исчерпавшийся ресурс привлекательности для иностранного капитала, то складывается та же ситуация, что и с экспортным потенциалом. низкий абсолютный уровень инвестиций говорит о низких масштабах индийских СЭЗ. Китайские СЭЗ также вошли в фазу зрелости в плане привлекательности для инвесторов. Разница заключается в масштабах ПИИ и в более долгом сроке функционирования китайских СЭЗ. Если спустя 30 лет существования они способны вызывать более чем 20% рост ПИИ за год, это характеризует эти программы как активные и конкурентоспособные.

Если Индия хочет если не повторить успех китайской экономики, то повысить международную конкурентоспособность и привлечь иностранный капитал с помощью создания собственных СЭЗ, то ей стоит сконцентрироваться на совершенствовании и модернизации программы СЭЗ. Китайский опыт не может совершить экономическое чудо сам по себе, без должных программ планирования, поддержки привлекательности путем стимулов и развитой инфраструктуры, грамотного администрирования и облегчения экономической деятель для резидентов СЭЗ. Как показывает сравнение, хоть индийские специальные экономические зоны и приносят определенную выгоду индийской экономике, это совершенно не тот уровень, которого Китай достиг, впервые введя подобные зоны. Учитывая опыт Китая в разработке таких программ, огромное количество других СЭЗ на его территории, которые позволяют даже рассматривать эту страну как только учителем Индии в постепенной либерализации экономики, но и, скорее всего, конкурентом, который представляется как более привлекательный вариант для, например, мобильных крупным ТНК и МНК. Индийские показатели влияния СЭЗ на экономику страны — явный сигнал к усовершенствованию существующей программы по созданию и обеспчеению специальных экономических зон, или, возможно, кардинальному ее пересмотру.

2.2 Отличия в функционировании специальных Экономических Зон Китая и Индии

Причина успеха экономической политики страны заключается в программах, которые она принимает для своего развития. Программа Китая по изучению функционирования мирового рынка с помощью СЭЗ, постепенное открытие страны для иностранных инвестиций и определение необходимых стимулов для их привлечения, развитие СЭЗ соответственно с экономическими целями страны и грамотное управление и планирование послужили мощнейшим толчком китайской экономики. Индия в своем экономическом развитии всегда больше опиралась на протекционистские программы развития промышленности и опору на внутренний рынок. Поэтому сравнение СЭЗ, которые представляют собой зоны с максимальной либерализацией экономики трудно представить как сравнение равных. Однако именно в сравнении возможно определение того, почему Индия, казалось бы, скопировавшая китайскую концепцию, не смогла добиться даже малой части китайского успеха в этой сфере. Сопоставление основополагающих характеристик СЭЗ двух стран является эффективным аналитическим путем обнаружения и исправления ошибок индийской программы.

Задумка СЭЗ как площадки для экспериментов — разумный шаг со стороны Китая. Неприспособленный к функционированию и успешной конкурентной борьбе на международной экономической арене, Китай должен был выяснить какие шаги стоит предпринимать для того, чтобы сделать экономику конкурентоспособной, а каких стоит избегать. Индийский опыт создания СЭЗ, включая ЭПЗ, не подразумевал площадки для наблюдений. Скопировав в начале 21-ого века китайскую концепцию, индийские власти не сконцентрировались на усовершенствовании небольшой группы СЭЗ, максимально обеспеченной государственной поддержкой и отсутствием прямого центрального контроля. Индийские СЭЗ созданные после и во время принятия акта 2005 года должны были стать платформой не для опытного развития, а для толчка индийской экономики. Отданные в руки частных лиц возможности предложения СЭЗ предполагали наиболее эффективное их применение, исходя из того, что инвесторы сами предпочтут выбрать наиболее привлекательные варианты организации данных СЭЗ. На практике же Индия оказалась не готова к массированному созданию СЭЗ ни в рамках инфраструктуры, ни в рамках организации.

Эффект «перелива» предполагает, что высокая экономическая активность в концентрированной ограниченной зоне влечет за собой такие положительные экстерналии, как улучшение местной инфраструктуры, создание новых технологий и доступ к лучшим технологиям и ноу-хау резидентов СЭЗ. одной из целей создания СЭЗ в Китае было заимствование наиболее современных и плодотворных управленческих технологий, которые должны были обеспечить эффективное управление специальными экономическими зонами. В дальнейшем, создавая СЭЗ в отстающих регионах, Китай также рассчитывал на «перелив» инфраструктуры, позволяющей этим регионам развиваться быстрее, чем, если бы они продолжали оставаться в стороне от далеких прибрежных СЭЗ. Однако стремительное увеличение количества СЭЗ на уровнях от городского до национального поднял конкуренцию среди них на гораздо более высокую планку. Стремительного развития муниципалитетов и провинций на уровне первых комплексных СЭЗ не произошло. Вдобавок к этому, вступление в ВТО в 2001 году еще более усугубило положение СЭЗ, так как они больше не являлись настолько же «специальными» или «особыми», какими были в 1980-ых годах. Сглаживающий эффект общей либерализации отрицательно сказался на возможностях новых СЭЗ, так как в условиях жесткой конкуренции и либерализации экономики, они появлялись во все более агрессивной среде. Тем не менее, показательный пример первых агломератов промышленности вроде Шэньчжэня установил новый вектор развития СЭЗ в Китае — от либеральных стимулов к высокотехнологичному и научному производству. Индийские СЭЗ изначально, таким образом, были вынуждены бороться за существенно меньшую долю рынка. Все эти ограничения и агрессивная атмосфера приводят к тому, что экономическая эффективность СЭЗ является достаточно низкой. На создание каждой зоны необходимы инвестиции и субсидии — земля, инфраструктура, поблажки. учитывая, что СЭЗ в Индии практически не генерируют положительные экстерналии и не служат технопарками и фабриками новейших технологией, встает целесообразный экономический вопрос — какова отдача на каждый доллар, который ушел в организацию специальных экономических зон?

одной из самых серьезных проблем индийских СЭЗ является земля. Авторитарный Китай, создающий СЭЗ в слабо развитых районах или скоплениях капитала, например, прибрежных портовых городов, может позволить себе комплексные зоны огромных размеров, направленные на мульти-секторальное экономическое развитие, хотя и китайская новые СЭЗ разрушают крестьянские хозяйства и вредны для сельского хозяйства. Индийские же СЭЗ узконаправленны, будь то Производство одежды или сфера IT-услуг, и занимают гораздо меньшую площадь. Большая часть площади Индии является сельскохозяйственными угодьями, где проживают низшие слои населения, такие как крестьяне с низким достатком. Для того, чтобы создать место для сотен утвержденных СЭЗ, властям штатов приходится освобождать определенные зоны под эти цели. Из-за того что вопрос справедливой компенсации и порядка изъема земель и переселения проживающего там населения не прописан ни в каких правовых нормативных документах, регулирующих деятельность и создание СЭЗ, власти штатов подходят к данному вопросу так, как они считают нужным или максимально эффективным. Недостаток данного метода заключается в том, что таким образом создается огромное количество как экономических, так и социальных проблем. Социальные проблемы были кратко рассмотрены выше — недовольства и протесты, а в индийских условиях это еще и жестокие столкновения с жертвами, что вызывает дестабилизацию ситуации в стране и обострение социальных конфликтов. Другой негативной социальной экстерналией является повышение уровня бедности, и разрушение социального уклада жизни жителей аграрных местностей. Из экономических последствий можно отметить разрушение сельского хозяйства, проблемы с пресной водой и «негативный» перелив, который, вместо того, чтобы укреплять местную инфраструктуру, разрушает ее, так как площади, занимаемые СЭЗ, часто не приспособлены к такой экономической активности.

Наконец, индийским СЭЗ свойственны проблемы, которые существовали еще во времена функционирования ЭПЗ. Бюрократические проволочки, коррупция, отсутствие заявленного «единого контрольного органа», с которым потенциальные инвесторы могут провести всю необходимую работу. Трудовой вопрос в индийских СЭЗ все еще остается открытым, так как, несмотря на попытку ведения политики справедливой защиты рабочих и, в то же время, упрощения найма местной рабочей силы, скопированной с китайской практики, индийские СЭЗ зачастую нанимают дешевую рабочую силу на несправедливых условиях и эксплуатируют женский и детский труд — проблема, с которой китайские власти пытаются бороться в своей стране уже долгое время.

В целом, Акт 2005 года и специальные экономические зоны, условия создания и функционирования которых он определял — шаг вперед для Индии и переход от неэффективных ЭПЗ к более жизнеспособной и конкурентоспособной концепции. Однако, в силу недостаточности опыта и проработки этой сферы экономических отношений, как и в силу специфики функционирования индийской экономики, для успешного применения СЭЗ в качестве экономической программы развития экспорта, притока ПИИ и флагмана либеральной экономической политики необходимо предпринять еще многие шаги в сторону усовершенствования данной концепции.

. возможные пути усовершенствования Специальных Экономических Зон

В контексте рассмотренных проблем функционирования китайских и индийских (прежде всего индийских) специальных экономических зон, формулировка возможных путей их усовершенствования — это основная цель проведенного анализа. Как показывает опыт, на данный момент в мире СЭЗ могут успешно функционировать, как показывает пример Китая. однако для этого успешного функционирования необходимы решительные меры воздействия на текущее устройство данных програм.

Китай находится на грани исчерпания возможностей классической концепции СЭЗ, предлагающей стимулы потенциальным инвесторам для привлечения их на свою территорию. Экономический гигант вступает на путь все большей либерализации, а ,значит, новые СЭЗ гарантированно будут терять привлекательность для инвесторов, которые начинают смещать Производство в другие страны Восточной Азии, которые предлагают более дешевые факторы производства и также развитую инфраструктуру и стимулы. В данной ситуации смещение фокуса с усиления конкурентоспособности СЭЗ как зон, предлагающих дешевые факторы производства, налоговые и таможенные преференции и прочие уже существующие стимулы в китайских СЭЗ, на агломераты высокотехнологичных и современных производств, как это делают классические китайские СЭЗ, представляется наиболее благоприятным решением. С развитием страны неизбежно наступает момент, когда она уже не может предлагать варианты производства дешевле, чем другие, менее развитые страны. Если Китай не воспользуется своим высочайшим научно-техническим потенциалом, то существует опасность, что новые азиатские гиганты, недостаточно развитые, чтобы быть экономически невыгоднее для размещения производства и инвестиций, начнут представлять ему серьезную угрозу, обладая всеми преимуществами — дешевой рабочей силой, высокими темпами роста и выгодными стимулами для потенциальных инвесторов, а также МНК и ТНК, с помощью которых когда-то сам Китай вышел в лидеры мировой экономики.

Перед индийскими же политиками и экономистами стоит другая проблема. Прежде всего, Индии необходимо уметь наблюдать и анализировать особенности деятельности расположенных на его территории СЭЗ. Недостаточное внимание, уделенное разбору ошибок прошлого, привело к их повторению. Индийскому правительству необходимо разработать свою собственную концепцию СЭЗ, которая будет отвечать ситуации в стране, в которой она расположена. Анализировать, наблюдать и исследовать — шаг глобальный и долговременный, однако Индии необходимо решать проблему, которая уже угрожает его экономической и социальной безопасности, а также успешности всей программы СЭЗ в целом.

Во-первых, как показывает практика, передача права инициирования специальных экономических зон в частные руки создает не только нарастающий вал социальных проблем, но и новые, экономически нецелесообразные СЭЗ. Из путей решения данной проблемы видятся два наиболее возможных — по примеру Китая взять создание и инициирования СЭЗ в руки государства, и проводить эту политику аккуратно и с четко сформулированными целями и программой, или ужесточить процесс принятия решений по одобрению/отказу создания новых СЭЗ. Опыт показывает, что большое количество СЭЗ скорее только уменьшает из экономическую отдачу, поэтому горизонтальное расширение видится менее предпочтительным чем вертикальное.

Во-вторых, тщательно проработать нормативные правовые акты, отвечающие за функционирование СЭЗ, так как множество недостатков СЭЗ выходят из низкого уровня их регулирования.

В-третьих, заняться земельным вопросом. В данном случае, очевидно, необходимо нормативное регулирование, но кроме этого, такую важную и социально-значимую проблему нужно решать как можно скорее, потому что как социальные, так и экономические последствия, если не уделять ей внимания, могут расти экспоненциально. В разработке подобных экономических программ всегда необходимо уделять больше всего внимания именно тому, что является для страны наиболее чувствительным вопросом.

Калька каких-либо программ, политик, концепций и систем всегда имеет множество негативных последствий для того, кто эту кальку использует. Индии необходимо начать подгонять заимствованную концепцию под свой формат, иначе того успеха, который она планировала, когда эту концепцию заимствовала, добиться у нее не подучится.

Заключение

Мы установили, что специальные экономические зоны Китая, концепцию которых он позаимствовал у Экспортно-Производственных Зон других развивающихся восточноазиатских стран, изначально были рассчитаны, как площадка для экспериментов с либеральной экономической политикой, а в дальнейшем СЭЗ Китая приспосабливались к тем целям, которые ставило правительство. Удачное сочетание планирования, децентрализации, стимулов, расположения и экономической направленности Китайских СЭЗ определили их решающее влияние на рост китайской экономики и привели ее к лидирующим мировым позициям.

однако по всем показателям, привлечению инвестиций, обеспечению роста экспорта и по состоянию самих СЭЗ Индия сильно уступает Китаю, так как помимо недочетов, которые являлись недостатками деятельности еще ЭПЗ, индийские СЭЗ также были недостаточно проработаны в плане стимулирования, конкурентоспособности, организации, нормативно-правовому регулированию и в силу особенностей их создания угрожали социальной и экономической безопасности Индии.

В итоге предложен ряд рекомендаций, направленных как на укрепление китайской экономики и модернизации китайских СЭЗ, так и на устранение основных ошибок Индии в неудачной имплементации ею китайского концепта СЭЗ.

список литературы

1.Лунев С.И., Воскресенский А.Д. Сравнительный анализ воздействия цивилизационных особенностей сверхкрупных стран на социально-политическое и экономическое развитие. // Сравнительная Политика. — 2016. № 3. — С. 85-106.

2.Тазутдинов И.Р. Особые экономические зоны в системе обеспечения экономической безопасности: диссертация … кандидата экономических наук. Институт экономики РАН, М., 2015

.Aggarwal A. Export Processing Zones in India: Analysis of the Export Performance // Indian Council for Research on International Economic Relations (ICRIER) Working Paper No. 148. 2004. 41 p.

.Aggarwal A. Performance of Export Processing Zones: A Comparative Analysis of India, Sri Lanka and Bangladesh // Indian Council for Research on International Economic Relations (ICRIER) Working Paper No. 155. 2005. 89 p.

.Aggarwal A., Hoppe M., Walkenhorst P. Special Economic Zones and Economic Diversification: Some Evidence from South Asia / in Breaking into New Markets: Emerging Lessons for Export Diversification / Ed. By Newfarmer R., Shaw W., Walkenhorst P., 2008. P. 223-236.

.Alder S., Shao L., Zilibotti F. The Effect of Economic Reform and Industrial Policy in a Panel of Chinese Cities // Center for Institutions, Policy and Culture in the Development Process Working Paper Series No. 207. 2013. 58 p.

.Chen, Albert H. Y., The Law of Property and the Evolving System of Property Rights in China. 2010. Doi: HTTP://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1615499

.Davis R., Mazhikeyev A. The Impact of Special Economic Zones on Exporting Behavior // UCD Centre for Economic Research Working Paper Series No. WP 15/28. 2015. P. 1-30.

.Dohrmann J. Special Economic Zones in India — An Introduction // ASIEN. 2008. No. 106. 2008. P. 60-80.

10.GDP per capita (current US$), World Bank national accounts data: HTTP://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD?locations=CN (date of access: 05.05.2017)

11.Herlevi A. Whats So Special about Special Economic Zones? China National and Provincial-Level Development Zones. 2016. P. 1-43: HTTP://web.isanet.org/Web/Conferences/AP%20Hong%20Kong%202016/Archive/3a83092a-cbfa-4526-85d7-3ca39931b3b4.pdf

12.Invest in Shenzhen Build a Winning Future // Invest Shenzhen. 2015. 28 p.: HTTP://www.szinvest.gov.cn/qyfw/tzzn/201607/W020160718526283785534.pdf

13.Kumar R. S. SEZs in India: Concept, Objectives and Strategies. In the National Seminar on Special Economic Zones, Nagamangala, 2008, September. 19 p.

14.Leong C. K. A Tale of two countries: Openness and growth in China and India. In DEGIT XII, Melbourne, 2007, June. 26 p.

15.Leong C. Special Economic Zones and Growth in China and India: an Empirical Investigation // International Economics and Economic Policy. 2013. Vol. 10. No. 4. P. 549-567.

.Millath A., Thowseaf S. Export Performance of Special Economic Zones in India and Its Economic Contribution // International Journal of Innovative Research in Management Studies. 2016. Vol. 1. No. 10. P. 24-28.

.National Bureau of Statistics of China. URL: HTTP://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2008/indexeh.htm (date of access 05.05.2017)

.Open Government Data Platform India: https://data.gov.in/visualize/?inst=aa1a9423d0975022555db34ff8d05079&vid=772 (date of access 05.05.2017)

.Ota T. The Role Special Economic Zones in Chinas Economic Development as Compared with Asian Export Processing Zones: 1979-1995 // Asia in Extenso. 2003. 28 p.

.Paudel R. Liberalisation Reform and Export Performance of India // Australia South Asia Research Centre Working Paper No. 2014-03. 2014. 24 p.

.Sharma S. et al. Current State and Performance Review of SEZs in India a Survey // FOCUS: Journal of International Business. 2015. Vol. 2. No. 1. doi: HTTP://dx.doi.org/10.17492/focus.v2i1.6428

.Sit V. The Special Economic Zones of China: A New Type of Export Processing Zone // The Developing Economies. 1985. Vol. 23. No. 1. P. 69-87.

.Special Economic Zones of India // Ministry of Commerce & Industry // Department of Commerce. 2 May 2017. URL: HTTP://www.sezindia.nic.in/index.asp

.Tantri M. Indias SEZ Policy — A Retrospective Analysis // The Institute for Social and Economic Change Working Paper No. 301. 2013. 33 p.

.The Special Economic Zones Act 2005 (IN)

.Tyagi V., Mishra M., Singh A. An assessment of the Indo-China Special Economic Zones // Delhi Business Review. 2007. Vol. 8. No. 1. P. 41-53.

.Wang J. The economic impact of Special Economic Zones: Evidence from Chinese municipalities // Journal of Development Economics. 2013. Vol. 101. P. 133-147.

.Wong K.-Y., Chu D. Export Processing Zones and Special Economic Zones as Generators of Economic Development: The Asian Experience // Geografiska Annaler. Series B, Human Geography. 1984. Vol. 66. No. 1. P. 1-16.

.Wu W., Amirahmadi H.Export Processing Zones in Asia // Asian Survey. 1995. Vol. 35. No. 9. P. 828-849.

30.Xu C. The Fundamental Institutions of Chinas Reforms and Development // Journal of Economic Literature. 2011. Vol. 49. No. 4. P. 1076-1151.

.Yeung Y., Lee J., Kee G. Chinas Special Economic Zones at 30 // Eurasian Geography and Economics. 2009. Vol. 50. No. 2. P. 222-240.

32.Zeng D. How Do Special Economic Zones and Industrial Clusters Drive Chinas Rapid Development // Policy Research Working Paper Series No. 5583. 2011. 51 p.

Учебная работа. Специальные экономические зоны