Учебная работа. Современная российско-китайская торговля
Современная российско-китайская торговля
История современной российско-китайской торговли насчитывает уже два десятилетия. В этот период двусторонняя торговля между Россией и Китаем являлась важной составной частью общего комплекса межгосударственных отношений. По итогам 2014 г. ведущими торговыми партнерами КНР стали: США (557,3 млрд долл.), Гонконг (376,1 млрд долл.), Япония (312,64 млрд долл.), Республика Корея (290,63 млрд долл.), Тайвань (198,53 млрд долл.), Германия (177,75 млрд долл.), Австралия (137,13 млрд долл.), Малайзия (102,06 млрд долл.). Россия с ее 95,31 млрд долл. заняла девятую позицию, опередив Бразилию (86,83 млрд долл.), Вьетнам (83,54 млрд долл.) и великобританию (80,90 млрд долл.)7. Китай вышел на первое место среди внешнеторговых партнеров россии еще в 2010 г.
Рис. 1. Динамика внешней торговли России и Китая в 2003-2014 гг. (в млн долл.) Рассчитано по данным Портала внешнеэкономической информации, Федеральной таможенной службы РФ, Национального бюро статистики КНР и Таможенной статистики КНР.
В 1990-е гг. ежегодный объем российско-китайской торговли колебался в пределах 5-7 млрд долл. Но уже с 2000 г. он начал резко расти и в 2014 г. превысил 95 млрд долл. (рис. 1). Объем российского экспорта в Китай в 2014 г. составил 41,6 млрд долл., а объем импорта из Китая — 53,7 млрд долл. Импорт превысил экспорт, и отрицательное сальдо россии составило 12 млрд. долл. С 2003 по 2014 г. объем двусторонней торговли увеличился более чем в пять раз. Тем не менее в период с 2003 по 2014 г. доля России во внешнеторговом обороте КНР увеличилась незначительно — с 1,85 до 2,21%.
Доля России в экспорте КНР за тот же период выросла с 1,38 до 2,29%, а доля в импорте уменьшилась примерно с 2,36 до 2,12%. В свою очередь, удельный вес Китая во внешнеторговом обороте россии увеличился с 8,25% в 2003 г. до 10,57% в 2014 г. Экспорт из россии в Китай почти не изменился с 7,28 до 7,52%. В то же время доля Китая в импорте России серьезно выросла с 10,52 до 15,61%. Вся эта динамика в целом свидетельствует о диверсификации торговых связей Китая одновременно с нарастающей зависимостью России от китайского рынка. На фоне напряженности в отношениях россии с рядом западных стран, ограничений на ввоз в Россию отдельных видов продукции и так называемого разворота России на Восток эта зависимость, вероятно, продолжит усиливаться и дальше.
Структура двусторонней торговли также претерпела значительные изменения (рис. 2 и 3). Если до середины 2000-х гг. существенную долю в российском экспорте в Китай занимала продукция черной металлургии и машиностроения, то позднее их доля стала стремительно сокращаться (за исключением 2009 г. для черной металлургии, когда резкое уменьшение двустороннего торгового оборота было более ощутимым, нежели изменение динамики экспортныхпоставок черных металлов), и даже, напротив, по данным категориям стала наращивать свой импорт из Китая россия.
В 2014 г. в экспорте Китая в Россию преобладала продукция с высокой добавленной стоимостью: машиностроения (38%), химической (8%) и легкой промышленности (одежда из текстиля и трикотажа — 13%, обувь — 6%). Что касается российского экспорта, то в 2013 г. основную его часть составляли минеральные продукты (68%) и древесина и изделия из нее (7%). Эти главные особенности российско-китайской торговли обусловлены прежде всего низкой динамикой роста российской экономики, а также медленными изменениями в ее структуре.
Рис. 2. Удельный вес основных товарных групп в экспорте России в Китай (в процентах). Рассчитано по данным Портала внешнеэкономической информации и Федеральной таможенной службы.
торговля инвестиционный инновационный экспорт
Исходя из динамики структуры двусторонней торговли, продукция российской промышленности в сравнении с китайской продолжает терять свою конкурентоспособность, что повышает не только значение топливно-энергетического комплекса для экспорта россии в Китай, но и зависимость от него.
очевидно, что для выравнивания торговых отношений с Китаем россии нужно готовить почву для постепенного перехода на инвестиционно-инновационную модель взаимной торговли. Такая модель в большей мере будет отвечать общей долгосрочной цели, заявленной лидерами двух стран, — увеличению объема двусторонней торговли до 200 млрд долл. к 2020 г.
Рис. 3.Удельный вес основных товарных групп в импорте России из Китая (в процентах). Рассчитано по данным Портала внешнеэкономической информации и Федеральной таможенной службы.
Как известно, россия и Китай сейчас решают сходные задачи — «перехода на инновационную модель развития» (Россия) и «создания государства инновационного типа» (Китай). Модернизация экономики России предполагает серьезное обновление производственной базы и развитие транспортной инфраструктуры страны, в значительной мере за счет крупномасштабного привлечения иностранных инвестиций и импорта современных технологий. отчасти эта задача может быть решена с помощью Китая, который является мировым лидером по объему золотовалютных резервов (рис. 4) и постоянно увеличивает объем своих иностранных инвестиций (рис. 5).
Рис. 4. Динамика золотовалютных резервов Китая и россии в 2000-2014 гг. (в млрд долл.) Источник данных: Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD).
Рис. 5. Динамика объемов ПИИ Китая в 2000-2014 гг. (в млрд долл.)
Источник данных: Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD).
С ратификацией Россией в 2009 г. двустороннего соглашения с Китаем о поощрении и взаимной защите инвестиций формальные препятствия для притока китайских капиталов в Россию устранены. кроме того, по технико-экономическим характеристикам производимых машин и оборудования Китай на многих направлениях приблизился к уровню развитых стран, что позволило ему выйти на крупномасштабный экспорт продукции машиностроения, в том числе и в Россию. С другой стороны, Россия прилагает серьезные усилия по сохранению за собой лидирующих позиций в мире в таких сферах, как освоение космоса, авиастроение, использование атомной энергии и атомное машиностроение. По всем этим позициям Россия намерена отстаивать свои интересы на мировом рынке. Естественно, Москва заинтересована в наращивании своего инновационного и высокотехнологичного присутствия на китайском рынке — одном из крупнейших и быстрорастущих в мире.
Учитывая сохраняющиеся ограничения в ведущих странах мира на передачу технологий в Китай, у россии есть конкурентное преимущество, которое возможно реализовать при помощи создания совместных предприятий, в частности на территории России. В то же время Китай может сам выступить в роли источника инновационных технологий в таких направлениях, как телекоммуникации, биотехнологии, аквакультура. Не следует забывать, что на сегодняшний день Китай, согласно большинству международных экспертных оценок, заметно опережает Россию по рейтингам инновационности и развития информационных технологий. К примеру, в рейтинге Глобального индекса инноваций 2014 г. Китай занимает 29-е место, а россия — 49-е (однако стоит отметить положительную динамику — в 2014 г. россия впервые вошла в топ-50 рейтинга).
В качестве прообраза инновационно-инвестиционной модели российско-китайского торгово-экономического взаимодействия можно рассматривать одобренный в июне 2009 г. главами России и Китая. План российско-китайского инвестиционного сотрудничества.
В нем достаточно четко прописано видение обеими сторонами своих ожиданий друг от друга и, в частности, предлагается:
оказывать содействие инвестиционным проектам производства продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью для их последующей реализации в Китае и России, а также на рынках третьих стран;
восполнять недостатки в производственных цепочках российских и китайских предприятий и содействовать их последующей интеграции в производственные цепочки мировых ТНК;
развивать инвестиции в инфраструктурные проекты, способствующие ускорению социально-экономического развития двух стран;
создавать новые рабочие места для местного населения, обеспечивающие повышение квалификации.
В качестве положительного примера инновационного сотрудничества можно рассматривать данные Министерства коммерции КНР — в 2010 г. Китай использовал 31 вид гражданских технологий из россии в ядерной энергетике, авиации, космонавтике, электронике с общей контрактной стоимостью 1,75 млрд долл. и в свою очередь экспортировал в Россию высокотехнологичной продукции на 4,9 млрд долл. Проблемным моментом двусторонних торгово-экономических отношений является то, что у россии имеется слабое представление об уровне развития китайских НИОКР и о реальных потребностях китайских компаний.
В этой связи представляется необходимым:
содействовать в организации встреч между китайскими и российскими компаниями (обладателями ноу-хау) по вопросам НИОКР;
проводить совместные круглые столы, семинары и др. научные мероприятия на базе российской академии наук или других научно-исследовательских институтов;
создать каталог (информационную базу) российских инновационных предприятий на китайском языке;
проводить инновационные выставки с участием российских компаний на территории России;
содействовать основанию совместных российско-китайских научных центров на территории России;
поощрять создание российско-китайских венчурных фондов;
создать организацию, занимающуюся продвижением российских ноу-хау на китайском рынке, или закрепить эту функцию за торговым представительством или рос сотрудничеством при получении ими соответствующего финансирования на конкретные проекты.
Со стороны государства целесообразно разработать отдельную поощрительную фискальную политику в отношении российских инновационных предприятий, которая включала бы такие элементы, как снижение или полное освобождение от налогов на определенный период, субсидирование расходов на НИОКР и научно-технический персонал, субсидирование расходов на энергоносители, капитальные затраты, льготные кредиты и т.д.
Сейчас у России появилась возможность наполнить стратегическое партнерство с Китаем качественно новым экономическим содержанием. К традиционным факторам, которые определяют заинтересованность Китая в России (Россия — это сосед, с которым должны быть хорошие отношения в интересах китайской модернизации, Россия обладает ёмким рынком для китайских товаров, которые не находят спроса в других странах), добавился новый — Китай усиливает позиции на мировой арене и россия нужна ему как балансир для выстраивания отношений с США и другими мировыми державами. Кроме того, Россия является источником ресурсов — это естественное преимущество, которое через механизмы адекватной финансовой и инвестиционной политики может быть использовано для выравнивания структуры экономических отношений с Китаем.
В то же время в настоящих условиях напряженности в отношениях России с западных стран объективно Москва заинтересована в Пекине значительно больше, нежели Пекин — в Москве. Китай — это серьезный игрок на рынках развивающихся стран и, соответственно, конкурент России. Важно минимизировать потери от конкуренции и трансформировать конкуренцию в сотрудничество, первоначально даже на основе российских ресурсов, далее на основе инвестиционно-инновационной модели российско-китайского торгово-экономического взаимодействия.