Учебная работа. Сотрудничество России и Бразилии в рамках международных организаций и группировок
Сотрудничество россии и Бразилии в рамках международных организаций и группировок
Контрольная работа
Сотрудничество россии и Бразилии в рамках международных организаций и группировок
Содержание
1. россия и Бразилия в Совете Безопасности ООН, «большой двадцатке» и ВТО
. Россия и Бразилия в БРИКС
список литературы
россия бразилия безопасность мировой
1. россия и Бразилия в Совете Безопасности ООН, «большой двадцатке» и ВТО
На рубеже ХХ и XXI веков под влиянием глобализационных процессов и все большего перехода от концепции однополярности к формированию многополярного мира, роль развивающихся стран на мировой арене начала стремительно возрастать. Эта тенденция подчеркивалась многими экономистами и политологами, а всемирно известный американский журнал, посвященный международным отношениям, «Форейн Эфферс» отмечал, что XXI век обещает быть периодом роста быстроразвивающихся рынков и потерь высоких позиций представителями западных моделей развития — ЕС и США. [76]
Бразилия, Россия, Китай и Индия стали одними из самых ярких представителей новых «восходящих держав», которые как признанные региональные лидеры, «страны-гиганты» по своей территории и численности населения, а также обладатели обширных ресурсных баз при значительных среднегодовых темпах роста стремились занять подобающее их геологическому и экономическому весу место в системе международных отношений. Однако, готов ли был мир принять новых «глобальных акторов»? Как показала история — нет, и более того, сложившиеся за многие десятилетия мировая политическая и экономическая системы сами нуждались в серьезных изменениях.
Так, вторжение США в Ирак в 2003 году, проигнорировавших негативное отношение к военной операции со стороны большинства стран мира, показало несостоятельность международного права, а занимавший в то время пост Генерального секретаря ООН К. Аннан подтвердил незаконность действий США, не получивших согласие членов Совета безопасности ООН и так и не понесших никакого существенного наказания за свое вторжение в ближневосточное Появление новых глобальных вызовов — от транснационального терроризма до экологических проблем современности, только усугубляли ситуацию в мире, нарушая сложившийся баланс сил и выявляя необходимость создания новой системы «глобальной управляемости». Одним из первых государств, выступающих за изменения, стала Бразилия, в интересах которой было ограничить влияние воинственно настроенных США и укрепиться самой на мировой арене, но не за счет силы, а посредством создания честных и равных условий для всех стран через участие в международных организациях и структурах. «Демократия не может насаждаться силовым путем, а зарождается вследствие конструктивного диалога» [67], — подчеркивал министр иностранных дел Бразилии С. Аморим, который еще в 1996 году поднял «вопрос о справедливом представительстве» в Совете Безопасности ООН (СБ, Совбез). [75]
Необходимость реформирования самой главной международной организации — ООН — назрела уже давно. Бразилия, стоящая у истоков ее создания (с 24 октября 1945 года), при этом избиравшаяся рекордные 10 раз в Совет безопасности в качестве непостоянного члена и участвовавшая в 45 из 65 миротворческих миссий ООН [53], как никакая другая страна мира имела право получить статус постоянного члена Совбеза, в том числе и потому, что в СБ никогда не было представителя с правом вето от Латинской Америки, из-за чего точки зрения большого количества стран и людей оставались неуслышанными. [75]
Тем не менее, несмотря на всю кажущуюся очевидность необходимости изменений «на верхах» ООН, Бразилия до сих пор остается без постоянного членства в Совбезе. «Наша страна готова стать членом Совета безопасности ООН, — заявила Д. Русеф. — Бразилия активно принимает участие во всех усилиях международного сообщества, будь то ближневосточный мирный процесс или работа по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу» [4]. однако, без согласия всех пяти постоянных членов СБ маловероятно, что этим планам суждено будет сбыться. Б.Ф. Мартынов объяснял это тем, что «Реформе Совбеза как «главного органа, ответственного за поддержание международного мира и безопасности» препятствует не только и, думается, даже не столько крупнейших развивающихся цивилизаций Земли» [25, с. 285].
Что касается российской Федерации, то ее точка зрения на современную ситуацию на мировой арене во многом схожа с бразильской. Во главу угла самая большая страна мира ставит принципы международного права и их неукоснительное соблюдение. Это прописано и в Концепции внешней политики от 2013 года, согласно которой «центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в ХXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена уникальной легитимностью» [20]. В свою очередь, Россия обязуется способствовать усилению центральной роли этой организации в мире, что предполагает «обеспечение незыблемости ключевых положений и принципов Устава ООН, всемирное укрепление ее потенциала в целях рационального адаптирования ООН к новым мировым реалиям, а также дальнейшее повышение эффективности деятель Совета Безопасности ООН и придание этому органу в процессе рационального реформирования ООН большей представительности при обеспечении должной оперативности в его работе» [20] (курсив автора — Е.Н.).
Таким образом, у России и Бразилии есть основания считать себя союзниками на международной арене. После заверения правительства «тропического гиганта» об отказе использования права «вето» в течение 15 лет после принятия в Совбез ООН, голос россии был отдан за вступление латиноамериканской страны в Совет Безопасности (до этого заявления наша страна не хотела его расширения из-за нежелания терять монополию на вето) [25, с. 284]. В свою очередь, россия заручилась поддержкой Бразилии, необходимой для вступления в ВТО, в которой южное пользователей механизма разрешения споров. Так, из 474 споров в ВТО, открытых с 1995 по 2013 год, Бразилия была инициатором 26, уступив только США (106), ЕС (90) и Канаде (33) — представителям «развитого Запада». [3]
примечательно, что нынешний генеральный директор Всемирной торговой организации бразильский дипломат Р. Азеведу отмечал, что и эта международная организация нуждается в реформах. [63] В первую очередь это касается легитимности ВТО и ее положения в регулировании международной торговли. Главная цель организации — это либерализация торговли и поддержание недискриминационных «правил игры» для всех поставщиков товаров и услуг на мировом рынке, однако, тенденция к заключению двусторонних договоров без учета требований Всемирной торговой организации и введение экономических санкций противоречат целям ВТО. «По своей природе санкции вводятся для того, чтобы нарушить или прервать экономические связи между двумя и более государствами, — писал М.Смеетс. — таким образом, они противоречат фундаментальным принципам ВТО, которые направлены на открытие рынков и обеспечение стабильных, безопасных, прозрачных и предсказуемых торговых отношений» [39].
Что касается отношения Бразилии к санкциям, введенным странами Запада против россии в 2013 году, то действующий министр иностранных дел латиноамериканского государства Мауру Виейра подчеркнул, что Бразилия не поддерживает данный инструмент воздействия как «принятый вне правового поля ООН» и считает, что конфликты и разногласия надо решать через дипломатию и политический диалог. [5]
интересно также отметить, что Федеративная Республика Бразилия является координатором создания в 2003 году «Группы-20» в ВТО (которая вопреки мнению многих не имеет отношения к «большой двадцатке» — Е.Н.) — коалиции из развивающихся стран-членов Всемирной торговой организации, таких как Индия, Китай, Зимбабве, Египет, Пакистан, Индонезия, Танзания, Таиланд, Нигерия, ЮАР и еще 12 латиноамериканских государств, целью которой является отстаивание интересов ее участников в сельскохозяйственной сфере. По мнению многих ученых, именно G-20 добилась одних из самых существенных результатов среди блоков ВТО, достигнув доли в 20% в мировом экспорте сельскохозяйственной продукции. [45, с. 39] Для россии, вступившей в ВТО только в 2012 году, и пока еще не примкнувшей к влиятельным коалиционным группировкам, кроме «Группы недавно присоединившихся участников» (RAMs), Группа-20 может представлять особенный интерес в плане защиты и развития сельскохозяйственной отрасли страны. [45, с. 40]
Что касается «Большой двадцатки» — клуба правительств наиболее развитых и развивающихся стран мира, то, как отмечал министр иностранных дел Бразилии Л.А. Фигейредо, занимавший этот пост до 31 декабря 2014 года: «диалог между Россией и Бразилией идет интенсивно и постоянно, все более насыщенными становятся консультации по вопросам развития мировой экономики, в частности, финансовой сферы» [10]. Проследить сходство позиций в G-20 между двумя странами можно и через приоритеты россии и Бразилии в мире. Так, оба государства выступают за укрепление многосторонней торговли, за устойчивый и сбалансированный рост и за решение социально-экономических проблем государств, что является достаточно актуальной проблемой и для России, и для Бразилии. [30]
Таким образом, российская Федерация и Федеративная Республика Бразилия являются активными участниками всех наиболее важных и влиятельных международных организаций и группировок и, что важно для данной работы, во всех из них поддерживают союзнические отношения. По мнению известного неореалиста К. Уолца, это объясняется «корреляцией между системной напряженностью и внешнеполитическим поведением государств» [52, с. 129], что на практике обуславливается общими целями (усиление позиций) и общими врагами (в лице США) у России и Бразилии. В этом ключе логично предположить, что сотрудничество между нашими государствами на международной арене будет продолжаться, поэтому дальнейшее выстраивание более тесных контактов должно принести выгоду обоим «восходящим державам».
2. россия и Бразилия в БРИКС
В 2001 году во время доклада банка Goldman Sachs прозвучала новая для мира аббревиатура — БРИК, обозначавшая 4 быстро развивающиеся страны — Бразилию, Россию, Индию и Китай, которые, по мнению экспертов банка, могли добиться значительных экономических успехов в новом веке.
Сегодня же этот термин на слуху у всего мира, но совсем не как символическое объединение нескольких государств по каким-либо макроэкономическим показателям, а как новый центр силы, клуб, группировка, которая постепенно движется к формализации отношений ее 5 стран-участниц (с 2013 года к БРИК присоединилась ЮАР, и аббревиатура изменилась на БРИКС) и занятию влиятельной позиции в современных международных отношениях.
Однако, точки зрения относительно значимости БРИКС и перспектив группировки даже в самом ближайшем будущем значительно разнятся. Например, некоторые западные СМИ, которые изначально высказывали удивление, что страны из некогда придуманного термина аналитика Goldman Sachs Джима ОНила в действительности решили встретиться [44], уверены в неизбежном «закате» БРИКС и уже подумывают о создании новой «горячей» аббревиатуры. [56] С другой стороны, сама «пятерка» участников группировки считает, что у БРИКС есть все шансы стать одним из самых влиятельных коллективных игроков на мировой арене. Так, в Концепции председательства российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 гг. БРИКС определяется как «наиболее перспективная группировка государств, все больше определяющая вектор развития мировой политики и экономики» [22].
Возникает вопрос, почему отношение к БРИКС настолько сильно отличается у стран-участниц объединения и у государств вне группировки? В первую очередь, как отмечает исполнительный директор национального комитета по исследованию БРИКС Г.Д. Толорая: «ведущие страны Запада видят в новом объединении нарождающийся союз конкурентов, да еще группирующийся вокруг Китая, способного, как считают многие, бросить реальный вызов США и Западу в вопросе базовых параметров нынешнего миропорядка» [46]. однако, деятельность БРИКС не направлена против каких-либо стран и международных организаций, что подтвердил и заместитель министра иностранных дел С.А. Рябков, подчеркнув, что: «БРИКС не является блоковой структурой… не предназначен для сотрудничества военно-политического и военного характера. Группировка и далее будет завоевывать авторитет и влияние в мире «мягкой силой» (курсив автора — Е.Н.), экономическими и социальными достижениями своих участников, а не созданием военного альянса» [6, с. 48].
БРИКС не позиционирует себя как объединение, стремящееся унифицировать политики своих стран-участниц, наподобие Европейского Союза, и не ограничивает их двустороннего взаимодействия друг с другом и с остальными странами мира. Цели БРИКС — это содействие более справедливой расстановке сил на международной арене, создание возможностей для обсуждения и решения насущных глобальных проблем, поддержка государствами друг друга в сложных ситуациях и развитие отношений в валютно-финансовой и инвестиционной сферах внутри группировки. Важнейшей задачей БРИКС на сегодняшний день стало реформирование МВФ и укрепление ООН как главенствующей организации международного права в мире. Так, «пятерка» проголосовала за увеличение квот развивающимся государствам [28], Бразилия заручилась поддержкой россии в Совете Безопасности ООН, а Россия получила голос «тропического гиганта», необходимый для вступления в ВТО. никто из руководителей БРИКС не осудил Российскую Федерацию за аннексию Крыма в 2013 году: «все 4 страны воздержались при голосовании по резолюции Генеральной ассамблеи ООН по осуждению крымского референдума» [44].
Вопреки мнению многих о сомнительности выгод от сотрудничества стран в рамках БРИКС из-за больших различий между пятью государствами в их политических взглядах, из-за их территориальной отдаленности друг от друга и достаточно слабых торгово-экономических отношений между ними (кроме Китая) [16, с. 36], есть основания утверждать, что развитие БРИКС характеризуется нарастающим динамизмом. С момента первого саммита в 2009 году были открыты самые разные направления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научной и гуманитарной сферах. «На сегодняшний день существует 34 форматов и форм взаимодействия в БРИКС, включая неформальные общественные, экономические, коммерческие, социальные и научно-исследовательские структуры: гражданский форум, Бизнес-форум, Консорциум научных центров, Деловой совет, Профсоюзный форум БРИКС, Молодежный форум, Биржевой альянс, Банковский форум и т.д.» [6, с. 48-49], — отмечает генеральный консул россии в Рио-де-Жанейро А.В. Будаев. Практический Интерес для увеличения взаимодействия в научной сфере представляет создание Совета экспертных центров (СЭЦ), в который входят институты и исследовательские комитеты всех пяти стран-участниц.
помимо этого, важным этапом в истории объединения стало подписание договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС — своеобразной альтернативы МВФ и нового банка развития БРИКС, необходимого для мобилизации ресурсов для финансирования проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития «пятерки». Уже в сентябре 2015 года прошли первые заседания совета управляющих органов и постоянного комитета Пула, а до этого был одобрен первый пакет кредитов на 811 млн долл. на финансирование проектов в «зеленой» энергетике (300 миллионов получит Бразилия, 250 — Индия и 180 — ЮАР). [42]
В финансовой сфере у России и Бразилии также есть свои интересы. Так, Центральный Банк РФ рассматривает возможность введения инструмента свопа с рублем и реалом, что по мнению Д.А. Медведева «могло бы подстраховать две страны от скачков на рынках резервных валют» [50]. Переговоры ведутся и о внедрении в БРИКС аналога системы обмена банковской информацией SWIFT, но в ближайшем времени реализация данного проекта представляется маловероятной из-за трудностей с конвертируемостью национальных валют. [41]
Важным для развития группировки стал подписанный на встрече министров образования БРИКС (18 ноября 2015 года) Меморандум о взаимопонимании по созданию Сетевого университета БРИКС, в рамках которого страны смогут осуществлять обмен научными знаниями среди ученых и специалистов и повышать осведомленность о деятельности друг друга в своих государствах. Эту же цель преследует недавно созданный «Совместный сайт министерств иностранных дел государств-участников БРИКС» (#»justify»>Еще одним возможным шагом к укреплению взаимодействия в рамках БРИКС и даже к некоторой большей формализации группировки, может стать создание парламента БРИКС, о котором в последнее время все больше упоминаний в СМИ. однако, сами страны-участницы относятся к этому с большой осторожностью, считая, что надгосударственный парламент будет способствовать политическому сближению подобно Европарламенту, что приведет к ограничению свобод «пятерки».
кроме того, создание постоянного парламентского центра БРИКС — слишком дорогостоящий проект во время, когда государства больше нацелены на решение своих внутренних социально-экономических проблем. [16, с. 37-38] В современных условиях большими перспективами обладает проект учреждения Парламентского форума стран БРИКС (первый форум был проведен 8 июня 2015 года), что и было одной из целей российской Федерации во время ее председательства в объединении. [22]
таким образом, БРИКС имеет все шансы на дальнейшее развитие и усиление своего влияния в международных отношениях. несмотря на то, что изначальные предпосылки создания объединения были скорее экономическими, сегодня группировка имеет даже больше перспектив в плане политического, научного и культурного взаимодействия пяти цивилизаций. Важно еще раз отметить, что БРИКС не направлена против каких-либо других стран и альянсов и не стремится занять места МВФ, ВТО или ООН. Главная цель группировки — усиление позиций стран-участниц и продвижение их интересов как в отношениях друг с другом и на мировой арене.
Тем не менее, сейчас все больше пишут и о возможном «закате» БРИКС, о том, что эффективность взаимодействия пяти стран будет подорвана их внутренними проблемами. Например, на момент написания работы 17 апреля 2015 года бразильские нижняя и верхняя палаты правительства проголосовали большинством голосов за импичмент Дилмы Русеф, и теперь дело переходит в Сенат, который в случае принятия его к рассмотрению запустит 180-дневный процесс отставки действующего президента. [29] Однако, по мнению экспертов, возможный импичмент Русеф сильно не повлияет на отношения латиноамериканской страны с Россией и другими развивающимися странами, в том числе в рамках БРИКС и «Группы двадцати». «Бразилия, как и Россия, позиционирует себя как самостоятельное независимое государство, отстаивает принципы многополярности мироустройства, сохранения основ международного права, укрепления роли ООН, — считает Б.Ф. Мартынов. — Эти принципы лежат в основе внешней политики Бразилии, поэтому никакой сервильности с ее стороны ожидать не следует» [57].
В стороне от критики БРИКС не осталась и россия, экономика которой в последние годы находилась в числе самых слабых среди развивающихся стран. Но, как иронично заметил Р. Шарма — глава отдела быстроразвивающихся рынков в Morgan Stanley: «несмотря на серьезную несбалансированность, Россия останется членом БРИК(С) хотя бы потому, что это слово лучше звучит с буквой «Р» [55].
Подводя итог главы, следует еще раз подчеркнуть, что позиции России и Бразилии схожи относительно многих тем мировой повестки и характеризуются взаимной поддержкой друг друга на международной арене. Главным образом, это касается необходимости реформирования структур глобального управления, таких как Совет Безопасности ООН и систем квот МВФ. Для достижения этих целей и для увеличения политического, экономического, культурного и научного сотрудничества друг с другом и с другими развивающимися государствами, Россия и Бразилия взаимодействуют в рамках «Большой двадцатки» и группировки БРИКС, которая все больше становится площадкой для обсуждения важных событий на мировой арене и базой для активизации двусторонних и многосторонних отношений между странами-участницами объединения в самых разных форматах и сферах.
Начиная с конца XX — начала XXI вв. российско-бразильские отношения стали характеризоваться повышенным интересом стран друг к другу, укреплением сотрудничества в различных сферах и отраслях, схожими точками зрения на ситуацию и процессы, происходящие в мире, и построением оптимистичных среднесрочных и долгосрочных перспектив развития взаимовыгодных отношений между двумя государствами. Уже сегодня Бразилия — главный торговый партнер россии в Латинской Америке, поэтому изучение и анализ существующих интересов и планов двух стран по отношению друг к другу представляют значительный научный и практический Интерес.
Подводя итог работы, стоит еще раз отметить, что, несмотря на довольно благоприятные условия для развития российско-бразильских отношений, есть несколько главных препятствий, которые мешают укреплению сотрудничества двух стран и которые необходимо решить в первую очередь — это плохое информационное освещение российско-бразильских отношений и плохая или неверная, из-за влияния западных СМИ, осведомленность государств о политических, экономических и культурных особенностях друг друга. Для этого россии и Бразилии необходимо подготавливать квалифицированные кадры, которые смогут наладить более активный диалог в различных сферах между странами и сформировать представление в государствах друг о друге как о реальных «стратегических партнерах» взамен существующим, но уже устаревшим стереотипам.
Конечно, в ближайшем будущем кардинальных изменений в российско-бразильских отношениях ожидать не приходится, но перспективы того, что наши страны в итоге смогут наладить взаимовыгодное и долговременное сотрудничество вне зависимости от происходящих в них внутренних событий (а может, и с помощью), остаются на достаточно высоком уровне и открывают широкие возможности для новых исследований.
Список литературы
2.Страны БРИКС прорабатывают вопрос собственного рейтингового агентства // Совместный сайт министерств иностранных дел государств-участников БРИКС
.Студнева Е. россия и Бразилия на старте прорывных отношений по всем направлениям сотрудничества // Международная жизнь
.Стункель О. «Большая семерка» и БРИКС в мире после Крыма // Россия в глобальной политике. — 2015. — № 2.
.Табаровская М.А. Перспектива участия России в коалиционных группировках ВТО // мировая экономика. — 2012. — № 2. — Т.6. — С. 34-43.
.Толорая Г.Д. зачем России БРИКС? // Россия в глобальной политике. — 2015. — № 1.
.Торговый оборот между Россией и Бразилией за 2015 год // Информационный портал «Экспортеры России»
.Торгпред РФ: Бразилия и россия могли бы вместе создать новый вертолет // Минэкономразвития россии
.ЦРУ представило Бушу фальшивые сведения обиракском уране // Lenta.ru
.ЦБ РФ поддерживает развитие расчетов в нацвалютах с разными странами, в том числе с Бразилией // Финмаркет
.Цыганков А.П. сильное государство: теория и практика в XXI веке // россия в глобальной политике. — 2015. — № 3.
.Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2004. — 504 с.
.Чернышев А. Бразилия в ООН // Ридер РМСД
.Шакиров А.Р. От атома до космоса // ИЛА РАН, 2005. — № 5.
.Шарма Р. проблемы в БРИК // Россия в глобальной политике. — 2013. — № 1.
.Шарма Р. Развивающиеся рынки, которые никак не станут развитыми // россия в глобальной политике. — 2014. — № 1.
.Эксперты: кризис в Бразилии не затронет ее отношения с БРИКС // Совместный сайт министерств иностранных дел государств-участников БРИКС
18.BP Statistical Review of World Energy 2015
.Competitiveness Ranking // World Economic Forum.
.Connors W., Magalhaes L. How Brazil’s ‘Nine Horsemen’ cracked a bribery scandal // The Wall Street Journal
21.Contexto Internacional: A América Latina num Mundo em transformação. — Rio de Janeiro, 1991. — № 1. — P. 21-32.
.Crise na reforma da OMC // SINDAFEP
.Dilma fue a vender aviones a Rusia // Página 12
25.ECLAC. Social panorama of Latin America in 2001-2002. — Chile: Santiago, 2002. — 272 p.
.ECLAC. Social panorama of Latin America in 2010. — Chile: Santiago, 2010. — 252 p.
27.EUA acusam Chávez de ajudar na renúncia de Mesa em cúpula da OEA // Folha de S.Paolo
.Experts: Annan interview // BBC News
.Francisco R.A. Centroamérica: una nueva agenda de seguridad, en Paz y Seguridad en las Américas. — Santiago de Chile, 1996. — № 9. — P. 1-11.
.Hsu, A. et. al. (2016). Environmental Performance Index. New Haven, CT: Yale University. — 123 p.
.Huntington S.P. The Clash of Civilizations?
.ITC Trade Map
.National Park Service, Official Site.
.National strategy of defence // Ministry of Defence, 2008. — 1st edition. — 71 p.
.Question of Equitable Representation on (October 29, 1996) // Global Policy Forum
.Sharma R. The ever-Emerging Markets // Foreign Affairs, 2014.
.The World Factbook // CIA, 2016.
.Wohlforth W.C. The Stability of a Unipolar World // International Security. — 1999. — Vol. 24. — № 1. — P. 1-41.
.Zibechi R. Cooperación militar Brasil-Rusia // La Jornada, 2013.