Учебная работа. Сотрудничество между Российской Федерацией и странами-участниками Содружества Независимых Государств
Сотрудничество между Российской Федерацией и странами-участниками Содружества независимых Государств
Введение
Российская Федерация (РФ) является крупнейшим по территории государством мира — 12,7% мировой суши, на которой проживает 146 миллионов человек. По данным Всемирного банка
В составе СССР российская Федерация обладала крупнейшим научным и промышленным потенциалом. В наследство ей достались высокоразвитые авиакосмическая промышленность, энергомашиностроение, судостроение, металлургия, базовая химия, атомная энергетика, морской флот, одни из крупнейших в мире научно-техническая и разработанная ресурсная базы.
В современной системе внешнеэкономических связей российской Федерации особое место занимают страны Содружества независимых государств (СНГ), провозглашенного в декабре 1991 г. в результате развала Советского Союза. Сегодня СНГ — это форма сотрудничества равноправных независимых государств, призванная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества. Гибкий механизм организации межгосударственных и межправительственных связей позволяет учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам.
На данный момент в Содружество независимых Государств входят Азербайджанская Республика <#"justify">·осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
·всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и Интеграция;
·обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;
·сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
·содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
·взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
·мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.
1.Экономическое сотрудничество
1.1Интеграционные объединения с участием стран СНГ
Безусловно, одним из факторов эффективного экономического сотрудничества является наличие интеграционных объединений, которые способствуют более успешному развитию Содружества. Ими являются:
1.Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ) — соглашение государств СНГ
К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В россии это одобренные Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года.
Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, наша страна выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга.
Содружество Независимых Государств обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4 % мировой территории, на которой проживает примерно 4,4 % мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20 % мировых запасов нефти, 40 % природного газа, 25 % угля, 10 % производства электроэнергии, 25 % мировых запасов леса, почти 11 % мировых возобновляемых водных ресурсов и 13 % пахотных земель. Страны Содружества в силу своего географического положения располагают также серьезным транзитным потенциалом, а их транспортно-коммуникационные системы играют все большую роль в мировых транспортных связях.
использовать эти важнейшие конкурентные преимущества — общая задача стран СНГ, обозначенная в Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года.
На данный момент реализуется второй этап (2012-2015 гг.) стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 г. В частности, данный план предусматривает обеспечение реализации положений договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. Также план мероприятий включает развитие системы автомобильных дорог общего пользования в рамках международных транспортных коридоров государств — участников СНГ. В сфере ТЭК планируются совместные мероприятия по разведке, разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, а также выполнению рамочной программы сотрудничества государств — участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 г. «Сотрудничество «Атом-СНГ».
важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности интеграционных процессов во взаимной торговле, являются объём и динамика внешнеторгового оборота.
На рисунке 1.1. видно, что по данным ФТС россии, внешнеторговый оборот России со странами СНГ на сентябрь 2015 года составил 49,1 млрд. долларов США и упал по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 35,1%, в том числе экспорт — 33,3 млрд. долл. США (снижение на 33,1%), импорт — 15,8 млрд. долл. США (снижение на 38,8%).
Рис. 1.1. Динамика торгового оборота РФ со странами СНГ в 2014-2015гг.
На рисунке 1.2. представлена товарная структура импорта Российской Федерации.
Проанализировав ее, можно смело сказать, что структура российских закупок в странах СНГ в определенной степени отражает взаимодополняемый характер экономик стран Содружества: на долю продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на сентябрь текущего года приходится по 19,44%, на минеральные продукты — 18,61%, продукцию химической промышленности — 15,3%, металлы и изделия из них — 12,13%, топливно-энергетические товары — 11,84%.
внешнеторговый казахстан россия инвестиционный
Рис.1.2. Товарная структура импорта российской Федерации со странами СНГ по состоянию на сентябрь 2015 г.
На рисунке 1.3. представлена структура российского экспорта в странах СНГ. Она показывает, что на сентябрь 2015 г. львиная доля российского экспорта приходится на минеральные продукты — 41,47%, на топливно-энергетические товары — 39,34%, машины, оборудование и транспортные средства — 16,01%, продукцию химической промышленности — 13,16%.
Рис.1.3. Товарная структура экспорта Российской Федерации со странами СНГ по состоянию на сентябрь 2015 г.
1.3отношения со странами СНГ
Барьерами на пути расширения внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества России и стран СНГ остаются: структура хозяйственных комплексов, характеризующаяся высокой долей сырьевых отраслей и отраслей первичного передела продукции; неконкурентоспособность основной массы производимых готовых изделий по сравнению с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья; небольшое предложение наукоемких, инновационных видов изделий; скромные финансовые возможности государств-партнеров. Доминирование в экономике россии и Казахстана сырьевого сектора, ориентированного на рынки третьих стран, делает ограниченной отдачу от интеграционного взаимодействия. В условиях взятого всеми государствами Содружества курса на инновационное развитие и воссоздание/развитие индустриального потенциала структура экспорта каждой из стран СНГ все меньше соответствует импортным потребностям партнера.
Россия, самое крупное и экономически развитое постсоветское инновационному развитию национальных экономик региональных стран, не готова удовлетворить растущий спрос партнеров по СНГ на качественные инвестиционные и потребительские товары в силу технологического отставания. В частности, доля РФ в суммарном машиностроительном импорте стран СНГ (машиностроение, как известно, воплощает в себе технологический уровень национальной экономики) в последние годы падает; в 2013-2014 гг. не превышала 20%. Растущие потребности в современном оборудовании и технологиях государства Содружества удовлетворяют преимущественно за счет дальнего зарубежья. В 2014 г. на долю третьих стран падало 84% импорта машиностроительных изделий Украины, 90% Молдавии, 73% Белоруссии, 74% Казахстана.
Внутриотраслевые связи между родственными предприятиями обрабатывающей промышленности России и партнеров по Содружеству, опирающиеся преимущественно на унаследованную от СССР производственную базу, постепенно разрушаются.
Сотрудничество постсоветских стран в области совместного научно-технического развития, где Россия сохраняет лидирующие позиции по целому ряду направлений, на основе реализации Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период 2020 года находится на начальной стадии. На пути реализации перспективной идеи — формирования межгосударственного инновационного пространства стран СНГ есть серьезные трудности и ограничения, связанные, прежде всего, с дефицитом финансовых и интеллектуальных ресурсов.
В годы суверенного развития основным фактором экономического роста России и большинства стран СНГ стали выступать доходы от экспорта узкого круга топливно-сырьевых товаров и материалов — нефть, нефтепродукты и природный газ, металлы и металлоизделия. Поступления от профилирующих экспортных товаров формируют большую часть доходных статей госбюджетов стран СНГ и вносят значимый вклад в ВВП. Сильную зависимость экономического развития от сбыта товаров на внешнем рынке отражает соотношение экспорта и валового внутреннего продукта. В 2014 г. этот показатель был особенно высоким у Белоруссии (52%), Казахстана (37%), Украины (35%) и Туркмении (79%) по сравнению со средним по СНГ — 28%. Сохраняется и высокая степень зависимости всех членов СНГ от импорта широкого круга товаров, которые национальное производство этих стран не в состоянии заместить (медикаменты, продовольствие, высокотехнологичное оборудование и многое другое).
Сформировавшаяся однобокая топливно-сырьевая структура экономики и экспорта привела к зависимости большинства государств Содружества от положения дел в странах-потребителях сырья и энергоносителей, а также от колебаний цен на мировых рынках.
Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., рецессия в Евросоюзе в 2012-2013 гг. (основной торговый партнер большинства СНГ) явились причиной падения или нисходящей динамики экономического развития большинства государств Содружества в указанные годы.
Народнохозяйственные комплексы россии и государств-партнеров по СНГ испытывают на себе серьезное воздействие внешних факторов также в силу глубокой вовлеченности в мировые финансовые процессы. Страны Содружества активно используют внешнее долговое финансирование, испытывая Потребность в кредитах для осуществления важных для национальной экономики проектов, поддержания экономического роста и решения проблем платежных балансов (последнее характерно для стран — импортеров энергоресурсов). Ряд стран СНГ имеет внушительный объем совокупного внешнего долга в результате возросших в последние годы заимствований. К концу 2013 г. отношение совокупного внешнего долга к ВВП было равно у Армении 82%, Киргизии 91%, Молдавии 83%, Украины 80% по сравнению с Казахстаном — 67%, Белоруссией 54% и Россией 34%.
высокая зависимость России и стран СНГ от экспорта топливно-сырьевых товаров и прилива зарубежных финансовых средств (кредитов, прямых капиталовложений, денежных переводов мигрантов) при низкой конкурентоспособности основной части готовых промышленных изделий и слабо развитой финансовой системе повлекла за собой повышенную уязвимость их экономик и внешней торговли (включая взаимную) от формирующихся внешнеэкономических условий.
1.4Отношения с Украиной
Отдельным вопросом, требующим рассмотрения, служат отношения с Украиной. Несомненно, наступившее ухудшение внешних условий развития всех стран СНГ, падение экономики Украины и резкое обострение российско-украинских политических отношений, растущее влияние на соседние государства мировых центров силы, реализующих в регионе собственные геополитические и экономические интересы, оказывают существенное влияние экономику России.
Негативное воздействие на внешнеэкономические связи оказывает, прежде всего, уменьшение внешнеторгового оборота с Украиной — крупнейшим торгово-экономическим партнером нашей страны на постсоветском пространстве.
Уровень взаимозависимости экономик двух государств, несмотря на снижение в последние годы, остается высоким. Россия стабильно закупает на Украине ряд видов стратегического сырья (марганцевые сплавы, глинозем, титановые и циркониевые концентраты), изделия машиностроения, включая высокотехнологичные. В свою очередь, Украина, поглощая примерно треть экспортируемых в СНГ изделий машиностроения, является значимым рынком сбыта российской готовой промышленной продукции. На это Получило развитие инвестиционное взаимодействие. По данным Мониторинга взаимных инвестиций в странах СНГ (декабрь 2013 г.) украинские компании вложили в российскую экономику 1,3 млрд долларов. Российские ПИИ на Украине достигли к концу 2012 года 16,4 млрд долларов, что составляет около 30% всего объема накопленных на Украине ПИИ.
Несмотря на высокую значимость взаимного сотрудничества в текущем году происходит существенное сокращение абсолютных объемов российско-украинского внешнеторгового оборота, обусловленное политическими и экономическими причинами. внешний спрос Украины является слабым. С экономической точки зрения страна находится на грани дефолта, гражданская война на Юго-Востоке затрудняет выход из финансово-экономического кризиса.
По политическим мотивам Киев вводит эмбарго на поставки в Россию вооружений, военной техники и комплектующих для предприятий российского ОПК. периодически приостанавливается экспорт российского газа в связи с неплатежами и отсутствием намерений украинской стороны выйти на взаимоприемлемые решения с «Газпромом» по дальнейшим поставкам. Россия ввела запрет на импорт из Украины широкой номенклатуры продовольственных товаров (молока и молочной продукции, сыров, а также рыбных, овощных и мясных консервов, проч.).
В среднесрочной перспективе — даже при быстрой стабилизации политического и экономического положения на Украине — не ожидается достижение объема российско-украинской торговли на уровне 2011-2013 гг. Ожидается лишь существенное уменьшение внешнеторгового оборота, сворачивание научно-технического, кооперационного и инвестиционного взаимодействия, снижение доли Украины во внешней торговле России товарами, услугами и технологиями.
2. Политическое сотрудничество РФ и СНГ
безусловно, политическое сотрудничество является важным ресурсом развития Содружества Независимых Государств.
Отличительной особенностью Содружества является подлинное равенство и самостоятельность государств — участников. На практике это привело к созданию многоуровневой интеграционной системы в его рамках. Можно утверждать, что во многом благодаря Содружеству сформировались и Евразийское экономическое сообщество, и Таможенный Союз, которые преобразовались в Евразийский экономический союз. Совершенствуют и углубляют военно-политическое взаимодействие 7 государств СНГ, образовавших Организацию Договора о коллективной безопасности. Набирает обороты на пути укрепления сотрудничества и Союзное государства имеют возможность избирательного подхода к своему участию в различных форматах взаимодействия с учетом национальных интересов.
Политическое сотрудничество в рамках Содружества регулярно осуществляется на уровне Совета глав государств, Совета министров иностранных дел СНГ, а также в ходе многоуровневых межмидовских консультаций.
Одним из важнейших направлений политического сотрудничества является участие стран Содружества в решении глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом.
В данном контексте особое значение придается укреплению региональной и глобальной безопасности, противодействию новым вызовам и угрозам.
Опыт деятель СНГ свидетельствует о том, что государства — участники неизменно вносят весомый вклад в построение мира, свободного от ядерного оружия, способствуют выработке международных решений об укреплении режима ядерного нераспространения, включая мирное сотрудничество в области ядерной энергетики, обеспечения поступательного разоруженческого процесса.
нынешний этап деятельности Содружества характеризуется расширением рабочих контактов органов СНГ с международными организациями. Так, Исполнительным комитетом СНГ установлены договорные отношения: с Секретариатом Конференции ООН по торговле и развитию, Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН, Управлением ООН по наркотикам и преступности, Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества, Администрацией международной организации по миграции, с Международным конгрессом промышленников и предпринимателей, с рядом рабочих структур других международных организаций.
Совет СНГ по сотрудничеству в области здравоохранения на постоянной основе взаимодействует с всемирной организацией здравоохранения и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД. динамично осуществляется сотрудничество Межгосударственного статистического комитета СНГ с профильными службами ООН, всемирного банка, Европейского союза, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда. Тесные деловые контакты установлены между Консультативным Советом по труду, миграции и социальной защите населения государств — участников СНГ и Международной организацией труда. Межгосударственный совет по гидрометеорологии СНГ представляет интересы Содружества во Всемирной Метеорологической Организации.
В свою очередь в работе ряда органов отраслевого сотрудничества Содружества принимают участие представители государств, не являющихся участниками СНГ. Так, например, в работе Совета по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ участвуют представители стран Балтии, Болгарии и Финляндии; в работе Регионального содружества в области связи в качестве наблюдателей — представители Болгарии, Латвии, Словении, Финляндии; Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации — представители великобритании, Венгрии, Литвы, Польши, Сербии, Словении, Турции, Чехии; Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства — представители Болгарии, Венгрии, Хорватии и Чехии.
Политическое сотрудничество призвано содействовать достижению основной цели Содружества — формирование интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника. такая стратегическая задача определена Концепцией дальнейшего развития СНГ. Реализация этого программного документа позволила закрепить позитивные тенденции на всех приоритетных направлениях межгосударственного взаимодействия.
Следует отметить неизменную заинтересованность всех государств СНГ в укреплении стабильности и безопасности, наращивании совместного противодействия современным вызовам и угрозам. На этом направлении общими усилиями создана комплексная организационно-правовая система. Она базируется на следующей триаде:
·во-первых, данные проблемы решаются на основе целевых межгосударственных программ;
·во-вторых, налажено тесное взаимодействие компетентных органов и отраслевых советов;
·в-третьих, установлены и поддерживаются рабочие контакты с международными и региональными организациями.
3. Сотрудничество РФ со странами СНГ в области культуры
Развитие культурного сотрудничества между государствами-участниками Содружества независимых Государств является одним из ключевых направлений деятель России в гуманитарной сфере, важнейшим компонентом наших взаимоотношений со странами СНГ, мощным инструментом влияния на постсоветском пространстве. И это естественно, так как с удовлетворением культурных потребностей каждого человека в отдельности и общества в целом закладывается тот прочный фундамент, который в дальнейшем содействует духовному сближению наших народов и развитию общих интеграционных процессов заинтересованных стран.
Россия участвует в культурном сотрудничестве с государствами-участниками СНГ как в рамках межгосударственных структур СНГ и Союзного государства, так и по линии федеральных органов власти, министерств и ведомств, а также местных законодательных и исполнительных структур.
Правовой основой межгосударственного взаимодействия в сфере культурного сотрудничества в рамках СНГ стало подписанное 15 мая 1992 года главами правительств государств — участников СНГ Соглашение о сотрудничестве в области культуры. этим документом предусматривается создание благоприятных условий для развития культурных связей и культурного обмена.
Формированию культурного пространства Содружества Независимых Государств содействует Совет по культурному сотрудничеству государств — участников СНГ, созданный в соответствии с Соглашением о создании Совета по культурному сотрудничеству Содружества независимых Государств от 26 мая 1995 года, подписанным главами правительств всех 12 государств — участников Содружества.
В рамках Совета созданы Рабочие группы:
·по изучению и сравнительному анализу законодательного обеспечения культуры государств — участников СНГ;
·по культурной политике государств — участников СНГ;
·по научно-методическому сотрудничеству государств — участников СНГ в области художественного образования;
·по культурному туризму государств — участников СНГ;
·по разработке проекта Концепции создания Центра сохранения всемирного культурного наследия государств — участников СНГ;
·по кинематографии государств — участников СНГ;
·по приданию статуса базовой организации учреждениям культуры и искусства государств — участников СНГ.
Межгосударственное сотрудничество в области культуры осуществляется на основе солидной и постоянно развивающейся договорно-правовой базы. Среднесрочные и долгосрочные перспективы взаимодействия определены в Плане приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ и в Основных мероприятиях сотрудничества государств — участников СНГ в области культуры на 2016-2020 гг.
В рамках СНГ реализуется ряд масштабных гуманитарных мероприятий как на межгосударственном, так и национальном уровнях. Среди них — Всемирный форум по межкультурному диалогу, Молодежные Дельфийские игры государств — участников СНГ, выступления Молодежного симфонического оркестра СНГ, Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок», Минский международный кинофестиваль «Лiстапад», Международный кинофестиваль «Золотой абрикос», международный фестиваль «Опералия» и целый ряд других.
Особое внимание Советом уделяется проведению совместных музыкальных мероприятий, таких как ежегодные международные музыкальные фестивали. Проводятся театральные международные фестивали «Панорама», «белая Вежа», Международный фестиваль профессиональных театров «Навруз».
Выработка новых подходов к формированию культурной политики, созданию гибкой стратегической инфраструктуры позволит разнообразить межкультурный диалог, успешнее развивать одно из важнейших, приоритетных направлений сотрудничества государств — участников в рамках СНГ — взаимодействие в гуманитарной сфере.
большое место в работе Совета занимают проблемы сохранения памятников культурного наследия, сосредоточенных в архивах, библиотеках, музеях.
Практический вклад Совета в развитие Содружества заключается в координации совместной деятель государств — участников СНГ в области культуры, взаимодействии государственных и общественных структур, осуществляющих культурные связи в рамках Содружества, проведении совместных мероприятий, поддержке и популяризации культурного наследия, реализации творческого потенциала граждан государств — участников СНГ.
помимо сотрудничества в сфере культуры в рамках СНГ реализуются и другие сферы гуманитарного направления сотрудничества такие, как информация и массовые коммуникации, образование, здравоохранение, наука, молодежь, спорт, туризм.
4. Среднесрочные перспективы сотрудничества
Перспективы внешнеэкономических связей со странами СНГ, продвижение интеграционных процессов в рамках ЕЭП во многом будут определяться состоянием экономики России, которая остается значимым торгово-экономическим партнером большинства государств Содружества. Доля РФ во внешнеторговом обороте СНГ в последние годы не демонстрирует устойчивой тенденции к росту, но остается существенной (22-25% общего объема внешней торговли Содружества в 2011-2014 гг.).
Перспективы экономического развития нашей страны в кратко- и среднесрочной перспективе не внушают оптимизма в силу вводимых со стороны западных стран санкций, высокой уязвимости россии к действию внешнеэкономических факторов в условиях сохраняющихся серьезных внутренних структурных дисбалансов и проблем.Велика вероятность сокращения доходов от экспорта углеводородов, позволявших развиваться российской экономике (с начала 2000-х годов); нарастания проблем с рефинансированием и получением новых займов российскими компаниями; масштабного оттока капитала в связи с ослаблением доверия инвесторов; уменьшения импорта изделий машиностроения и технологий, что скажется на перспективах экономического развития.
В среднесрочном периоде внешнеэкономические условия развития российской экономики будут ухудшаться также в связи с прогнозируемым снижением цен на основные товары российского экспорта (нефть и газ), последовательным проведением Евросоюзом курса на уменьшение зависимости от российских поставок нефти и газа.
Существующие прогнозы экономического развития России не дают оснований для оптимистических оценок перспектив расширения торгово-экономических связей стран СНГ, включая партнеров по ТС/ЕЭП, в период до 2020 г. Замедление экономического роста в нашей стране сократит импортный спрос на товары партнеров, снизит деловую активность в государствах Содружества, экономически тесно связанных с Россией. Нарастание дефицита российского государственного бюджета уменьшит возможности по субсидированию и кредитованию экономик Белоруссии и стран — потенциальных участниц ТС/ЕЭП (Армения, Киргизия, Таджикистан), что может негативно повлиять на реализацию евразийского интеграционного проекта.
несмотря на вполне вероятное снижение товарооборота россии со странами СНГ не исключается увеличение доли Содружества по отдельным товарным группам и в общем объеме российской внешней торговли в силу ряда причин. В результате ужесточения вводимых в отношении РФ санкций западных государств возможна по ряду направлений переориентация экспортно-импортных потоков на страны постсоветского пространства. компании стран СНГ могут стать посредниками при осуществлении внешнеторговых сделок с государствами, которые ограничили торговые и финансовые связи с Россией. Нельзя исключить и вероятность того, что наша страна в силу экономических трудностей будет вынуждена отказаться от льготных цен на энергоносители для Белоруссии и Армении, что увеличит стоимостные объемы российского экспорта в СНГ.
Обеспечение устойчивого и динамичного развития взаимного внешнеторгового оборота предполагает совместные усилия россии и заинтересованных стран СНГ по углублению сотрудничества в инновационной сфере. Происходящая в странах-партнерах модернизация экономики на основе широкого заимствования технологий из третьих стран должна в большей степени сочетаться с восстановлением собственной технологической основы сотрудничества, хотя бы в отдельных секторах производства.
Для наиболее полной реализации преимуществ сформированного Евразийского экономического союза и ускорения динамики внешнеторгового оборота Белоруссии, Казахстана и россии необходимы совместные инвестиции, новые технологии и согласованные программы модернизации, что позволит наладить взаимодействие в сфере материального производства. Формирование стабильных производственно-технологических кооперационных связей позволит обеспечить связанность пространства стран-участниц, создать прочную основу экономического сближения, повысить устойчивость национальных хозяйственных комплексов партнеров по региональному объединению к колебаниям мировой конъюнктуры.
По мнению многих экспертов, СНГ как отдельный регион мира фактически не существует. В ближайшее время в пространстве бывшего СССР будет продолжаться формирование отдельных регионов: Восточная Европа (Белоруссия, Молдавия, Украина); Южный Кавказ (Азербайджан, Армения, Грузия и стоящие особняком Абхазия и Южная Осетия), Центральная Азия (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).
российская Федерация в этом контексте занимает особое положение трансрегиональной евро-тихоокеанской страны. Не входя ни в один из названных регионов, но непосредственно гранича со всеми и будучи более или менее тесно связанной с каждым из них, Россия будет продолжать наращивать усилия, нацеленные на формирование самостоятельного «центра силы» в северной Евразии. опираясь на союзников и партнеров среди стран СНГ, Москва намерена укрепить свои позиции по отношению к геополитическим конкурентам — Европейскому союзу на западе и Китаю на востоке.
таким образом, в обозримом будущем страны СНГ как региональное направление внешней политики Российской Федерации будут сохранять большое значение для Москвы. Характер отношений россии и независимых государств, возникших в результате распада советского Союза, будет меняться. Разумеется, географическая близость, в ряде случаев этническая и культурная общность, тесные исторические связи, особенно в период существования российской империи и Советского Союза, будут придавать этим отношениям особый характер. Тем не менее, на «третьем десятке» раздельного существования российской Федерации и бывших окраинных республик эта «особость» будет продолжать уменьшаться. В результате большинство государств СНГ, которые сегодня психологически воспринимаются многими россиянами как отдельные от России, но не вполне «иностранные», будут постепенно переходить в категорию иностранных государств, как это уже случилось со странами Балтии. разумеется, некоторые страны СНГ — прежде всего Белоруссия, а также Украина (особенное ее восток и юг) — будут при этом восприниматься большинством российского населения как более близкие, чем, например, Польша или Словакия. С другой стороны, государства Закавказья и Средней Азии будут все больше сливаться в массовом сознании с их соседями за пределами бывшего СССР.
При всей очевидной важности отношений с непосредственными соседями страны СНГ, однако, не станут главным объектом внимания российской внешней политики. Интеграция в рамках СНГ стала приоритетным проектом в условиях глобального кризиса 2008-2009 гг. и крупных геополитических сдвигов сразу в нескольких регионах — Европе, Ближнем и Среднем Востоке, АТР. В этих условиях российское руководство взяло курс на самоусиление российской Федерации. В 2009 г. В. Путин принял решение ускорить создание Таможенного союза Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии, а в 2011 г. он же выдвинул идею Евразийского союза. С 2012 г. формально действует Единое экономическое пространство трех стран.
Активизировавшийся по инициативе Москвы интеграционный процесс может быть успешным при условии проведения Россией и ее партнерами реалистической политики.
Политическая реинтеграция стран СНГ представляется целью практически недостижимой. «возвращения в СССР», т.е. по сути дела в унитарное только вперед, но не назад. Речь в обозримом будущем не может также идти и о Евразийском союзе как о федерации, «супергосударстве». Ни Казахстан, ни Белоруссия — прежде всего политические и экономические элиты этих стран — не готовы будут отказаться от формальной независимости фактически в пользу наследника бывшего союзного центра. С другой стороны, Евразийский союз как конфедерация с неравным вкладом, но равными правами для всех ее членов вряд ли устроит Россию, реальный экономический, демографический, политический и военный вес которой многократно превосходит соответствующие показатели партнеров. Союзное друг к другу стран — России и Белоруссии, формально провозглашенное на рубеже XXI столетия, но союзным государством так и не ставшее, является наглядной иллюстрацией возникающих в этой связи проблем.
Тем не менее, дальнейшее политическое сближение России и других стран СНГ, прежде всего Казахстана и Белоруссии, необходимо и возможно. В условиях углубляющейся экономической интеграции у Астаны, Минска и Москвы появляется больше общих интересов и возникает необходимость более тесной координации политик. Речь идет не столько о таких символических шагах, как согласование позиций перед очередной сессией Генеральной ассамблеи ООН, сколько о вещах сугубо практических, как, например, способствовать вступлению Казахстана (вступил 27 июля 2015 года) и Белоруссии в ВТО.
Заключение
Национальные интересы современной россии в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций россии как одного из влиятельных центров многополярного мира, развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ, традиционными партнерами россии.
Участвуя в создании Содружества, государства — участники, в том числе и россия, стремились к тесному сотрудничеству в политической, экономической, научной, военной, гуманитарной, культурной и других областях, поддержанию мира и обеспечению собственной безопасности.
Сотрудничество между Российской Федерацией и странами-участниками СНГ увеличивается с каждым годом. Однако, именно состояние экономики России определяет перспективы внешнеэкономических связей со странами СНГ, поскольку Россия — основной значимый партнер большинства государств Содружества. Перспективы экономического развития нашей страны в кратко- и среднесрочной перспективе не внушают оптимизма в силу вводимых со стороны западных стран санкций, высокой уязвимости россии к действию внешнеэкономических факторов в условиях сохраняющихся серьезных внутренних структурных дисбалансов и проблем.
В среднесрочном периоде внешнеэкономические условия развития российской экономики и, соответственно, стран СНГ будут ухудшаться в связи с прогнозируемым снижением цен на основные товары российского экспорта (нефть и газ), последовательным проведением Евросоюзом курса на уменьшение зависимости от российских поставок нефти и газа.
Улучшить ситуацию способно сотрудничество в инновационной сфере, нацеленное на обеспечение устойчивого и динамичного развития взаимного внешнеторгового оборота.
В политическом аспекте на первый план выходят отношения с Украиной, которые оказывают негативное влияние и на экономическое развитие России и стран СНГ. однако, вполне возможно и необходимо политическое сближение россии и других стран СНГ, прежде всего Казахстана и Белоруссии. В условиях углубляющейся экономической интеграции у Астаны, Минска и Москвы появляется больше общих интересов и возникает необходимость более тесной координации политик.
Сотрудничество в культурной сфере осуществляется и развивается с каждым годом. Это обусловлено, прежде всего, культурной и этнической близостью большинства стран-участниц Содружества.
Помимо сотрудничества в сфере культуры в рамках СНГ реализуются и другие сферы гуманитарного направления сотрудничества такие, как информация и массовые коммуникации, образование, здравоохранение, наука, молодежь, спорт, туризм.
важно отметить тот факт, что в рамках Содружества независимых Государств разрабатываются и утверждаются различные стратегии развития сотрудничества. Реализация поставленных задач в условиях дальнейшей интеграции государств — участников СНГ с использованием всех имеющихся резервов и механизмов укрепления экономического сотрудничества позволит в перспективе обеспечить развитие свободного движения капитала, расширение торговли услугами, взаимное участие в госзакупках, увеличение доли малых предприятий в бизнесе, а также стабилизацию курсов национальных валют.
список использованной литературы
1.Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ — 2015. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2015. — 54 с.
.Чернышев С.В. «Торгово-экономическое сотрудничество российской Федерации со странами СНГ», Федеральный справочник, № I-VI (январь-июнь) 2009 г.
3.Шурубович А., Ушакова Н. Присутствие российского капитала на постсоветском экономическом пространстве/ проблемы постсоветских стран. Вып. 6. — М, ИМЭПИ ран, 2012.
4.Интернет-портал СНГ
.Федеральная служба государственной статистики
.Данные Федеральной таможенной службы