Учебная работа. Смена приоритетных направлений в российско-китайских отношениях начала XXI века
Смена приоритетных направлений в российско-китайских отношениях начала XXI века
Правительство российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики
Факультет Мировой экономики и мировой политики
Школа Востоковедения
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Смена приоритетных направлений в российско-китайских отношениях начала XXI века
Студент группы № КЭ-32
Кулаков Иван Павлович
Научный руководитель
Преподаватель
Миронов Евгений Иванович
Москва, 2015 г.
ВВЕДЕНИЕ
1979г. наблюдается положительная тенденция в развитии российско-китайских отношений. Не раз будучи на грани краха и полного разрыва межгосударственные отношения России и Китая совершенствовались и развивались по многим направлениям. Начиная с конца XX века и по настоящее время, мы можем наблюдать стабильное поступательное развитие российско-китайских отношений.
Существует множество точек зрения относительно перспектив российско-китайских отношений. Однако необходимо отметить, что в общественной мысли Китая и России превалирует позитивная концепция развития отношений, формулируемая политической элитой. Её основой является взаимовыгодное «конструктивное партнерство» РФ и КНР во многих сферах деятельности, включая сферу региональной и глобальной, военной и экологической безопасности.
Последнее десятилетие является наиболее результативным для российско-китайских отношений. За этот период было подписано множество соглашений, меморандумов, протоколов и контрактов как на высшем, так и на региональном и местном уровнях.
Китай- обширное по территории государство с самым многочисленным населением в мире, являющееся соседом России, что безусловно обуславливает активное взаимодействие двух держав. Китай нацелен на непрекращающееся развитие государства, по причине чего пытается развивать сотруднические отношения с многими странами, об этом говорит активное участие Китая во многих международных организациях, таких как: ООН, МАГАТЭ, ШОС, АТЭС, ЮНИДО и т.д.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что на современном историческом этапе российско-китайские отношения выходят на передний план в системе мирового межгосударственного взаимодействия и изменение вектора развития данных отношений может иметь многостороннее влияние не только на внутригосударственные процессы россии и Китая, но и на глобальные международные отношения в целом.
К тому же процесс смены приоритетных направлений в российско-китайских отношениях начался сравнительно недавно и еще не успел завершиться, оставшись активно изучаемым и обсуждаемым вопросом мировой общественности. Это обуславливает важность понимания всех основных аспектов осуществляемых обеими сторонами изменений.
Объектом исследования работы является развитие российско-китайских отношений в начале XXI века. Предметом исследования работы является смена вектора развития российско-китайских отношений на современном этапе взаимодействия двух стран.
Проблемное поле исследования представлено приоритетными направлениями деятель России и Китая во внешней политике друг друга. Выделяется также проблема отсутствия актуальной и современной концепции развития и перспектив российско-китайских отношений.
Данная проблематика широко рассматривается в работах отечественных научных деятелей (Арбатов А.Г., Зотов Л.В., Севастьянова К.Д. и т.д.), а также зарубежных исследователей (Сун Тао, Юйшен В., и т.д.). При написании работы так же были использованы следующие источники: совместная декларация российской Федерации и Китайской Народной Республики о международном порядке в XXI веке, соглашение РФ и КНР о допуске на Рынок в связи с вступлением России в ВТО, соглашение между правительством РФ и правительством КНР о сотрудничестве в нефтяной сфере.
Эмпирическая база исследования представлена использованием вторичных данных, полученных из материалов ведущих СМИ, официальных документов и заочных экспертных оценок по проблеме.
Цель данной работы: Выделить и проанализировать изменения, произошедшие в российско-китайских отношениях в 21-ом веке.
Для осуществления поставленной цели были выделены следующие задачи:
.Изложить основные аспекты российско-китайских отношений на этапе, предшествующем их динамичному развитию
.Охарактеризовать особенности и основные аспекты российско-китайских отношений на современном этапе
.Рассмотреть и охарактеризовать сферы российско-китайских отношений, которые претерпевают значительные изменения
.Выявить основные изменения в российско-китайских отношениях, произошедшие в течение последних 10 лет их развития
.Предложить прогноз дальнейшего развития российско-китайских отношений.
Глава 1. основные направления российско-китайских отношений в конце XX-начале XXI
.1 основные подходы к оценке российско-китайских отношений
По поводу взаимодействия таких стран, как Россия и Китай нет единой сформулированной точки зрения, и соответственно существует несколько оценок российско-китайских отношений. Можно выделить три основных подхода, раскрывающих оценку межгосударственных отношений Китая и россии, принадлежащую российским исследователям и экспертам:
·официальные оценки отношений россии и Китая на государственном уровне;
·оценки журналистов, освещенные в российских изданиях;
·точка зрения экспертной группы на дальнем Востоке.
Отношения между Россией и Китаем определяются, как стратегическое партнерство, что является не просто основным смыслом высказываний лидеров этих стран на тему межгосударственного взаимодействия, но и имеет подтверждение в двух договоренностях, которые можно считать основными для отношений двух стран на данный момент. Этими договоренностями являются Российско- китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка от 1997 года и договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и российской Федерацией от 2001 года.
На основе данных договоренностей обе страны устанавливают курс для межгосударственной и глобальной политики. Китай и россия во многом сходятся в их позиции по поводу глобальной мировой ситуации и существующих ключевых проблем. В первую очередь это связано с доминирующим положением США и блока НАТО на международной арене.
На почве сближения Китая и россии по причине схожести основных взглядов на глобальную мировую ситуацию, происходит стремительное развитие отношений двух стран в сфере экономики и культуры. Так, Российская сторона построила нефтепровод к территории Китая, который при больших потребностях в энергоресурсах был для него необходим. При условии грамотного и отлаженного регулирования миграционных процессов Россия может получить неоценимую пользу от рабочей силы из Китая в деле строительства дорог, работы с древесиной. Несмотря на то, что по очевидным причинам, по вопросу военного сотрудничества между двумя странами возникают разногласия и споры, Китай является крупным импортером российского вооружения. Однако в условиях напряженной международной обстановки взаимодействие Китая и России по вопросу военно-технического сотрудничества будет только укрепляться и расширяться. Так, и Россией активизировались отношения партнерства по вопросу обоюдной стратегической поддержки.
В сентябре 2004 г. На встрече М.Е. Фрадкова и Вэнь Цзябао основным вопросом явилось содействие КНР в процессе вступления российской стороны в ВТО. Для начала необходимо отметить те вопросы, которые не вызывали конфликтов. Были взяты на будущую перспективу такие направления межгосударственных действий, как-то:
·Подписание соглашения об обоюдной поддержке и поощрения изучения соответственно русского и китайского языков, развитие сотрудничества в сфере среднего и высшего образования, содействие университетам и школам в организации обмена учащимися и студентами;
·Поддерживание старых и образование новых культурных центров в двух странах, содействие в организации фестивалей и выставок;
·Развитие отношений в не менее важной сфере здравоохранения.
·Улучшение взаимодействия двух стран в спортивной и туристической сферах
Помимо этого, были согласованы основные обоюдные позиции по поводу международных вопросов и насущных проблем. Этот факт дает основание полагать, что Россия и Китай одним из основных направлений межгосударственных отношений видят развитие образовательной сферы. Стоит отметить, что данная позиция обеих государств не малозначительна, как может показаться на первый взгляд. Ведь динамичное развитие российско-китайских отношений только начинает набирать обороты. В ближайшем будущем понадобятся специалисты для решения различных вопросов, связанных с разными сферами российско-китайских отношений. Именно поэтому вопрос развития интегрированного образования в двух странах ставится во главу угла.
В октябре 2004 г. Президент россии В.В.Путин посетил Китай с государственным визитом по приглашению Ху Цзиньтао, Председателя КНР.
За время пребывания В.В.Путина в Китае было достигнуто соглашение о четком выделении границы на островах у г. Хабаровск, на р. Аргунь на острове Большом. Это поспособствовало тому, что вопрос об определении границы между Китаем и Россией впервые в истории межгосударственных отношений был решен. однако стоит заметить, что соглашения в дипломатической практике не могут определять границу между двумя странами, так как для этого необходимо заключение договора, который до сих пор еще не подписан.
В конце июня — начале июля 2005 г. председатель КНР Ху Цзиньтао посетил Россию с официальным визитом. Во время его пребывания в Москве двумя сторонами было подписано Совместное заявление о международном порядке в XXI в.
Этот документ важен прежде всего тем, что четко разъяснил позиции России и Китая по поводу мирового порядка и отношения к образованию многополярного мира. Был выдвинут основной тезис, который описывает основной курс двух стран, необходимый для осуществления: мир и развитие. очевидно, что под миром подразумевается мирное сосуществование всех стран и соответственно недопущение войны, а под развитием подразумевается экономический рост обеих стран. Китай и россия условились решать все международные споры и конфликты путем диалога между странами, вовлеченными в них.
Китай сделал особый упор на развитии территориальной безопасности и осуществления целостности государственной территории, совместное применение мер для пресечения попыток расколоть суверенитет какого-либо государства. Стоит заметить, что китайская позиция насчет обеспечения территориальной безопасности небезосновательна, так как у Китая часто возникают конфликты на почве разделения территориального влияния с различным странами. К примеру вопрос о Тайване, который до сих пор не решен. Соответственно получается, что Китай в лице России видит поддержку в решении тех или иных вопросов. Как видится, это стало значительным стимулом для китайской стороны, чтобы укреплять отношения с Россией.
По факту, на основании подписанных соглашений россия обязуется осуществлять поддержку Китая в вопросах тибетцев, уйгуров, тайваньцев. Китай также должен поддерживать Российское государство в пресечении попыток каких-либо организаций нарушить территориальную целостность России.
За последние несколько лет Китай не раз отмечал тот факт, что он заинтересован в развитии межгосударственных отношений с российской Федерацией. Отличительным событием в осуществлении данного стремления, как уже было отмечено, явилось четкое разграничение китайской и российской территории во избежание возможных споров, который у Китая и так очень много.
В 2009 году была разработана программа сотрудничества между Китаем и Россией, действие которое рассчитано на 9 лет, то бишь до 2018 года. В нее включено 205 проектов, осуществляемых в приграничных зонах. российская сторона дала разрешение на предоставление Китаю месторождений полезных ископаемых. В свою очередь китайская сторона взяла на себя ответственность за переработку сырья, при этом используя китайскую рабочую силу.
В том же 2009 году были предприняты меры для развития поставок энергоресурсов в Китай, которые выразились в подписании контракта на 20 лет, по которому цена за баррель нефти получилась 45 долл. Стоимость общего контракта составила около 100 млрд. долл. В экономическом плане исследователи и эксперты не видят явной пользы для россии, однако в политическом плане это может способствовать укреплению российско-китайских отношений в долгосрочной перспективе.
Если подвести итог официальному государственному подходу к межгосударственным отношениям Китая и россии, стоит отметить, что в течение последних 20 лет отношения двух стран прошли долгий путь развития, с каждым годом становясь все динамичнее и активнее. особенно активными они стали в первое десятилетие XXI в. Это дает надежду и на дальнейшее укрепление между государственных отношений России и Китая.
С ходом времени основным вопросом во внешней политике становится вопрос кризиса и естественно пути выхода из него. одной из многочисленных попыток предотвратить финансовый кризис, должен стать процесс укрепления экономических связей между Россией и Китаем. Глупо было бы предположить, что укрепление внешних связей может позволить обоим сторонам минуть кризис, но стоит отметить, что Китай- страна с одной из самых устойчивых экономик мира, что он подтверждал на протяжении всего XXI века, поэтому опыт ближайшего соседа может быть очень полезен для России.
Однако не стоит забывать, что в межгосударственных отношениях помимо естественно обоюдной выгоды стороны пытаются получить пользу только для себя за счет партнера. Так и в российско-китайских отношениях эксперты находят множество подводных камней.
Начнем с того, что Китай страдает от перенаселенности, это общеизвестный факт и Китайское правительство совершенно спокойно может решить эту проблему за счет территории. Здесь сразу следует отметить, что граница Китая и россии насчитывает около 4200 км, что само по себе очень много, и контролировать всю протяженность границы очень проблематично, а если еще взять во внимание, что в этом регионе отмечается очень низкая плотность населения, сильная отсталость инфраструктуры, при всем при этом многочисленные богатства природных ресурсов, то на пограничной территории Китая ситуация складывается абсолютно противоположным образом, плотная заселенность региона и крайне бедными почвами и запасами природных ресурсов.
Существующие договоренности между Россией и Китаем привлекают противоположную нацию, так Российское правительство предоставляет китайцам свободу в выборе характера и масштабов их деятельности а российские граждане за интересованы в получении бесплатного медицинского обслуживания и облегченном порядке получения виз.
Наряду с этим аналитики отмечают, что Китайская республика перестает следовать основной китайской философии в последние 50 лет, сформулированной Деном Сяопином, по которой Китай не должен становиться лидером. Однако, объективно оценивая международную ситуацию, Китай не может и далее скрывать свои возможности, полученные в ходе прогресса и не пытаться стать лидером на мировой арене. Это естественным образом способствовало сдвигам в системе китайских приоритетов. Это привело к новым сдвигам в системе внешнеполитических приоритетов Пекина. Стоит также упомянуть, что в Китае полуофициально была принята концепция «стратегических границ и жизненного пространства», которая подразумевает под собой идею того, что государства сможет эффективно охранять. Отсюда следует, что естественным образом с ростом мощи государства должна расширяться и его территория. По информации, полученной из средств массовой информации, китайцы также часто апеллируют историческими фактами, что как минимум с XVI в. россия забирала территорию Китая себе, о чем еще во время правления Петра I говорили представители правящей на тот момент в Китае династии Цин.
Экономическое взаимодействие двух стран требует качественных изменений, так как система торговли изжила себя. российский экспорт представлен в основном лишь сырьевыми продуктами, а китайская продукция все чаще и чаще появляется на российских рынках. В военной сфере российское правительство тревожит тот факт, что китайцы просто копируют российские военные разработки и производят точно такой же продукт сами, уже не закупая его в россии. Китайские инвестиции в Дальний Восток в 2011 году превысили российские в 3 раза.
Именно поэтому, как утверждает один из известных российских китаеведов В.Г. Гельбрас, сохранение суверенитета российской Федерации на этой территории окажется под большим вопросом.
В рамках Шанхайской организации сотрудничества, несмотря на обоюдное желание обеих стран к качественному развитию, они соперничают между собой за Лидерство внутри данной организации.
Такого рода соперничество проявляется не только в экономической, но и в военной сфере. В созданной в 2011 году Стратегии-2020 соперничество с Китаем стоит на первом месте. К тому же, по мнению аналитиков, уже через 5 лет юань имеет большие шансы стать мировой валютой, что является громким вызовом не только для России, но и для всего мирового сообщества. Китайские товары по причине высокой конкурентоспособности китайской промышленности, будут и дальше вытеснять нашего производителя.
Ну и последний подход оценки отношений Китая и России- оценка людей из Дальневосточного региона.
В 2013 г. в издательстве «Книжный дом ЛИБРОКОМ» вышла монография «Современный Китай в системе международных отношений».
Она почти полностью состоит из текста, написанного учеными с Дальнего Востока.
Основная суть этой монографии четко изложена в гл.6, которая посвящена Китаю: Опыт распространения китайского языка и культуры (на дальнем Востоке России) показывает, что этот процесс не встречает сопротивления, а, напротив, приветствуется как населением, так и руководством региона. «Мягкая сила», используемая Китаем через образование, служит не только интересам Китая, но и в значительной степени интереса Амурской области и России. Под использованием мягкой силы (soft power) во внешней политике государства мы понимаем совокупность невоенных, дипломатических мер в отношении других государств с целью формирования привлекательного образа своей страны и расширения сферы своего влияния. Это могут быть культурные, образовательные, туристические и иные гуманитарные инициативы.
Авторы монографии в подтверждение своим словам о том, что Китай по-настоящему опирается на реализацию мягкой силы приводят в пример 2009 год, когда центральное Телевидение Китая создало канал на русском языке, а китайское радио начало вещать на белорусском языке. таким образом, китайское телерадиовещание стало лидером по количеству каналов на разных иностранных языках.
Также стоит отметить и обозначенную авторами монографии фасадную политику Китая, когда для российских граждан, живущих на границе с Китаем создается облик очень быстроразвивающегося государства, более благоприятного для жизни нежели их настоящее место пребывание. Это все диктуется из правительственной верхушки, так что это еще один яркий пример опоры Китая на мягкую силу.
Продолжая тему дальневосточных оценок российско-китайских отношений, обратимся к статье В. Ларина «КНР глазами дальневосточника».
Китай- постоянный рынок сбыта продуктов, произведенных на востоке России. К тому же, В.Ларин считает, что демографическая угроза Китая сильно преувеличена, и что существуют факторы, препятствующие экспансии китайцев на пограничных зонах россии. Во-первых, возможность для использования китайской рабочей силы небольшая. На данный момент эту возможность обуславливают лишь 4 сферы: торговля, услуги, строительство и овощеводство. именно поэтому, огромные количества китайцев просто не найдут возможности для трудоустройства, что является основным фактором, препятствующим китайскую экспансию на дальний Восток России. Во-вторых, это общеизвестный факт, что жизнь в России очень затратна и обычному китайскому гражданину намного выгоднее жить и работать в Китае нежели в России.
В.Ларин также отмечает очень любопытный факт, что начиная с дня открытия российско-китайской границы, самая маленькая часть китайцев, побывавших на дальнем Востоке России осталась там. Большинство китайцев посещали этот регион, как туристы, не более. На дальнем Востоке нет китайской диаспоры и не факт, что она там когда-то образуется.
Роль России в программе развития Китая заключается в предоставлении надежной помощи в решении внутренних и международных вопросов, стабильной поставке природных ресурсов, которых так не хватает китайскому государству, и гарантировании возможности сбыта производимой в Китае продукции на территории России.
Естественно, объективно существует угроза со стороны Китая, однако в современном мире захват территории обойдется намного дороже нежели стоимость любых ресурсов. Зачем тратить ресурсы для войны, если их можно покупать и копить? Тем более Китай имеет достаточно мощные рычаги влияния, опираясь на основные идеи мягкой силы.
Вывод из всего этого заключается в том, что Китай со всеми своими проблемами и изъянами является мощным государством, которое имеет все возможности для динамичного дальнейшего роста всех важнейших для развития отраслей и российская политика напрямую должна быть направлена на укрепление российско-китайских отношений в будущем.
российский китайский торговый инвестиционный
1.2 Развитие российско-китайских отношений
В основе российско-китайского сотрудничества лежит намерение каждой из сторон проводить самостоятельную и широкую внешнюю политику. Ни Китай, ни россия не запрещают друг другу вступать в межгосударственные дружественные отношения с какой бы то ни было страной. Однако на современном этапе с осложненной политической ситуацией россии просто необходим союзник в лице второй экономики мира, Китая, являющегося важнейшим российским партнером, благодаря которому она может активнее включиться в процессы, происходящие в азиатско-тихоокеанском регионе. Для Китая поддержание дружественных связей с Россией также важно по некоторым причинам, как-то:
. Отсутствие конфликтов в отношениях с Россией дает Китаю возможность проводить самостоятельную и независимую внешнюю политику. Сохранение дружественных отношений с Россией достаточно выгодно Китаю по причине того, что Китай в этом случае имеет отличную возможность реализовывать ресурсы мягкой силы, которым в Китае уделяется достаточно много внимания.
. Ситуация, сложившаяся в отношения Китая с Японией, странами ЮВА и Индией совсем не так спокойна и дружелюбна, как на северных ее рубежах, поэтому российско-китайские отношения могут способствовать реализации периферийной дипломатии.
. россия— очень важный поставщик ресурсов, таких, как нефть и газ. россия— самый удобный для Китая в этом плане партнер, от которого просто так без возможной альтернативы отказаться нельзя.
Как Китай, так и россия имеют общие сферы политических интересов и схожие взгляды по поводу многих международных проблем, связанных с многополярностью мира.
Вместе страны создали отлаженную систему решения глобальных мировых проблем, часто выступая с одинаковыми идеями, касающихся разных аспектов международной политики. Наиважнейшей территориальной площадкой у россии и Китая является шанхайская организация сотрудничества.
К тому же у этих стран в межгосударственных отношениях красной лентой также проходит и обоюдное уважительное отношение к основным составляющим внешней политики друг друга.
Таким образом, мы видим систему межгосударственных отношений, основывающуюся на обоюдном стремлению к единству мнений при существующих и требующих разрешения разногласий, которую и русские и китайские дипломаты оценивают весьма положительно.
верхушки обеих стран естественным образом ставят межгосударственные отношения России и Китая во главу угла. Это обуславливается большой пользой развития подобных отношений не только для внутригосударственного развития, но и для укрепления международного авторитета государства. Это наглядно видно на добрососедских и весьма дружественных отношениях четвертого и пятого поколений власти в Китае и В.В.Путиным и Д.А.Медведевым.
Не стоит сомневаться в том, что Россия для Китая является важнейшим мировым партнером, причины чего были рассмотрены раннее.
Переход на новый уровень в развитии уже начавшегося в конце XX в. процесса развития стратегического партнерства обусловлен появлением нового термина в российско-китайских отношениях всеобъемлющее партнерство, что явилось вариантом перевода китайского термина 全面.
теперь, стратегическое партнерство между двумя странами, имеющее всеобъемлющий характер, означавшее опору в развитии именно политических отношений, и определялось формулой китайских дипломатов в политике горячо, в экономике холодно, которая основывается на трех частях: политическое партнерство, гуманитарная взаимоподдержка и экономическое сотрудничество.
Данная формула имеет под собой не только смысл слов, входящих в нее, но и подтверждается реальными фактами современного этапа развития российско-китайских отношений, так как каждое из трех направлений после недавнего времени претерпело мощную активизацию и последующее динамичное развитие. Уже к 2008 году объем межгосударственной торговли между Китаем и Россией преодолел уровень в 50 млрд.долларов и с каждым годом только продолжается претерпевать рост. Как уже было сказано, россия превратилась из партнера в одного из важнейших перспективных международных опор в сфере закупки энергоресурсов.
Стоит также отметить реализацию заключенного на 20 лет еще в 2001 году договора. Оставаясь основой двухсторонних российско-китайских отношений, постановления данного договора способствовали реализации уже третьего по счету плана работ на период 2013-2016 гг.основной проблемой, которая требует решения в указанный период, является проблема улучшения и увеличения возможностей для сбалансирования и укрепления экономического сотрудничества между двумя странами. Что касается перспектив, которые оценивают обе стороны в результате развития экономических связей двух стран, явился мощный рост объема торговли до 100 млрд., а к 2020г.- до 200 млрд. долларов. В плане энергетического сотрудничества ничего не изменилась, так как эта сфера, как и прежде осталась одной из важнейших.
Еще одним важным аспектом развития двухсторонних российско-китайских отношений является обоюдная договоренность сторон расширить сферу использования национальных валют друг друга, как в рамках обычной межгосударственной торговли, так и в инвестиционно-финансовой сфере. широко рассматривается возможность создания организации неконкурентного сотрудничества, который дополнял бы механизм партнерства в формате АСЕАН +3. Если это окажется возможным, в перспективе Россия получит уникальную возможность принять участие в работе Азиатского банка.
Китай продолжает убеждать Россию в том, что китайский Рынок является лучшей идеей для экспорта энергоресурсов из страны. Оснований для углубления энергетического партнерства много, но самое основное заключается в том, что россия страдает от геополитической уязвимости стран-транзитеров, а в Китае происходит стремительный рост потребления энергоресурсов в связи с более чем динамичным экономическим ростом.
Несмотря на то, что энергетический сектор экономики положительно сказывается на самом характере российско-китайских отношений, ему свойственно некоторая несбалансированность, так как классические поставки энергоресурсов в основном преобладают над более новыми формами сотрудничества и Китай в этом процессе регулирует основную модель ценообразования.
нельзя не упомянуть и о единственном в мире регионе, где интересы Китая и России могут столкнуться и перерасти в конфликт. Эта сложная международная ситуация объясняется тем, что россия не намерена терять влияние на постсоветское пространство, однако Китай в свою очередь расценивает Центральную Азию, как один из основных регионов в китайском понимании периферийной дипломатии. Для разногласий есть достаточно большая почва факторов и причин, как-то: очевидная возможность образования конкуренции между Россией и Китаем на почве российских и центрально-азиатских проектов осуществления энергоресурсной политики, разногласия в сфере финансового взаимодействия двух стран.
Как отмечают многие российские эксперты возможность присоединения других стран центрально-азиатского региона к Таможенному союзу очень невелика. Именно по этой причине китайская идея о распространении на этот регион хорошо известного во многих экономических центрах Китая режима CEPA (Closer Economic Partnership Arrangement) не может не настораживать российскую сторону, так как он служит для упрощения доступа товаров на рынок, осуществления беспошлинного ввоза товара и нацеленное снижение объема налоговых пошлин на импортированные товары.
Однако на данный момент времени внешние факторы, стихийно образующиеся в разных точках региона, будут определять ближайший курс взаимодействия России и Китая в Центральной Азии.
Подводя итог охарактеризованным выше тенденциям развития российско-китайских отношений, стоит сделать вывод: любые двухсторонние отношения естественным образом должны строиться по принципу иерархии. одна страна является инициатором, а вторая катализатором претворения этих инициатив в жизнь, однако Россия не должна забывать про все возможные геополитические, демографические и экономические угрозы, которые при плохом раскладе может нести ей сотрудничество с Китаем и предпринимать всевозможные меры для обеспечения равноправных отношений, которые позволят в перспективе получить максимум пользы с минимальными затратами государственных ресурсов.
ГЛАВА 2. Смена приоритетных направлений в сфере российско-китайского экономического и геополитического взаимодействия
.1 Развитие сотрудничества в торговой и инвестиционно-финансовой сферах
В настоящее время Китай и Россия сотрудничают во многих различных сферах, таких как: тесные контакты на высшем уровне, торговые и гуманитарные связи, партнерство в международной деятельности, принятие участий в различных межгосударственных организациях, которые основываются каждый на разном регионе.
На протяжении долгой истории российско-китайские отношения претерпевали множественные изменения и метаморфозы, и с ходом времени и сменой правящих верхушек периоды добрососедства с Китаем сменялись вооруженными конфликтами в основном из-за территориальных споров. На современном этапе дипломатических отношений российско-китайские оцениваются экспертами как отношения партнерства и взаимодействия.
За 9 лет Россия и Китай успели поспособствовать созданию двадцати семи инвестиционных процессов. Фундаментом для межгосударственных отношений двух стран явилась взаимные интересы обеих стран по отношению друг к другу в сфере внешней торговли. По данным Росстата России, в конце 2011 г., объем торговли между Китаем и Россией около 75 млрд. долл. США, что без сомнений ставит Китай выше всех остальных экономических партнеров России. Китай занимает 10% от общего внешнеторгового оборота россии. Что касается того, какие продукты в основном поставляются Россией в Китай, информация не удивляет своей новизной: древесина, энергоресурсы, химические продукты составляют более 50 % российского экспорта на китайский Рынок.
Газ — важная составляющая двухсторонней торговли. Планируется поставлять природный газ из Западной Сибири по алтайскому трубопроводу до российско-китайской границы. На современном этапе сбыт газа на территорию Китая осуществляется по сниженным ценам, что было вызвано укреплением российско-китайских двухсторонних отношений, что в свою очередь накладывает на Китай некоторые обязательства, так как к примеру в Европу газ поставляется по стоимости, почти в два раза превышающей стоимость обговоренную Газпромом и китайской стороной.
Объемы поставок из россии в Китай в декабре прошлого года достигли 3,65 млрд. долларов, что на 47,7 процентных пункта (п. п.) больше, чем год назад. За весь же 2011 показатель превысил 40 млрд. долларов, что на 56,15 п. п. больше по сравнению с 2010 годом. Объемы поставок из Китая в Россию за декабрь выросли на 19,1 п. п. относительно прошлого года и составили 3,53 млрд. долларов. годовой показатель достиг 38,9 млрд. долларов, что на 31,37 п. п. больше, чем год назад. В конце января 2012 года Торгово-промышленная палата РФ провела заседание российско-китайского делового совета, на котором обсуждались результаты внешнеторговых отношений обеих стран в рамках программы сотрудничества 2009-2018. В целом, за 2011год в 19 регионах россии было реализовано 27 крупных инвестиционных проектов, общей стоимостью более 100 млрд. долларов.
Объем межгосударственной торговли между Россией и Китаем стабильно растет и стороны до сих пор не прекращают обсуждения ценообразования на нефть и газ. здесь проявляется доминирующая составляющая Китая в этих отношениях. Так как в закупке энергоресурсов по сниженным ценам заинтересован лишь Китай, и тот факт, что переговоры происходят при уже обговоренных ценах на нефть и газ, говорит о том, что Китай нацелен на дальнейшую демократизацию цены российских энергоресурсов. Нельзя не отметить тот факт, что одним из важнейших инициатив обеих стран за последние годы стало расширение двухстороннего сотрудничества в финансово-инвестиционной сфере. между двумя странами было достигнуто соглашение на предмет того, что российские и китайские компании для осуществления сделок и подписания договоров смогут по обоюдному желанию использовать или рубль или юань, что говорит о попытке стран, укрепить свою национальную валюту. Выбор, какой валютой пользоваться полностью за компаниями, осуществляющими сделку. Так в течение международного экономического форума в Санкт-Петербурге, русская компания-производитель электроэнергии заключила договор с китайской компанией о создании трех электростанций в районе Восточной Сибири. По причине того, что все строительство велось на территории России обоюдным решением было принято использовать рубль в качестве основной валюты, подкрепляющей сделку. Для реализации всех задуманных идей было решено создать совместное российско-китайское предприятие.
Такой вид экономического сотрудничества россии и Китая при поддержке обеих стран ждет бурный рост в ближайшие десятки лет. россии необходимо проявлять характер и способствовать развитию инвестиционно-финансовой сферы и расширять список продуктов, экспортируемых в Китай, так как ей просто необходимо искать рынок сбыта производимой продукции за рубежом. многие эксперты считают, что неудачи России в регионе дальнего Востока могут подорвать авторитет государства в Азии и обернуться для россии многими неблагоприятными последствиями в отношениях с Китаем, так как китайская сторона в определенный момент может перестать видеть в нас партнера, а будет осознавать нас лишь как младшего брата, который будет без сомнений эксплуатирован на максимум. Подобный вывод содержится и в докладе экспертов Европейского совета по международным отношениям: Китай находится в положении «развивающейся супердержавы, которая во все большей степени рассматривает Россию как младшего партнера.»
2.2 Сотрудничество в сфере обеспечения безопасности в регионе
Данный вопрос уже рассматривался раннее в работе. Стоит напомнить, что одним из самых больших опасений России в отношениях с Китаем является реальная возможность экспансии китайцев на Дальнем Востоке, что может означать для нашей страны потерю стратегически важного места, при этом богатого природными ресурсами. Несмотря на то, что соглашения по демаркации границы в этом регионе между Китаем и Россией были уже давно заключены, напряженность данного вопроса не угасает и по сей день. На основе необходимости организации двухстороннего территориального сотрудничества, россия и Китай участвуют во многих международных организациях, что говорит о намерении обеих стран расширять свои сферы влияния в мире даже за счет друг друга. россия и Китай, а точнее правящие верхушки этих стран, В.В. Путин и Си Цзиньпин при встрече в Москве в 2013 году выявили основной курс двух стран по поводу мирового порядка и безопасности. Основываясь на их словах, можно сделать вывод, что обе страны нацелены на мирное сосуществование всех стран и непосредственное участие, как Китая, так и россии в появляющихся стихийно международных конфликтах с целью их урегулирования. такой курс возможен для осуществления. Тем более многие эксперты утверждают, что на современном этапе России нечего бояться за территориальную целостность страны, так как никаких угроз со стороны Китая осуществлено быть не может. Китайские граждане не заинтересованы в регионе дальнего Востока, как месте постоянного проживания. Большая часть китайцев, попадающих туда-туристы и студенты, что говорит о том, что угрозы поступательного захвата стратегически важной для России территории нет. Таким образом, в сфере геополитики, несмотря на существования некоторых напряженностей между двумя странами по некоторым вопросам, сутью российско-китайских отношений является сохранения мирного сосуществования всех государств и расширения своих сфер влияния на разные важные в геополитическом плане мировые зоны, посредством участия в международных организациях. Для осуществления этой цели в 1997 году также была создана ШОС, организация, главными задачами которой провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. в которой доминирующие позиции занимают РФ и КНР.
ГЛАВА 3. влияние геополитических интересов России на российско-китайские отношения
Россия — страна, занимающая самую большую территорию во всем мире. В настоящее время, как и всегда, территория — знак могущества и силы того или иного государства. По факту, Россия присутствует и в Европе, и в Азии. Это означает, что наше абсолютно разных по своей направленности регионов, что не может не повлиять на политику нашего государства. В связи с этим Россия ведет многоуровневую политику со многими странами Европы и Азии, что может свидетельствовать о большом количестве геополитических интересов. Естественно, сам факт того, что россия — одна из стран, которым необходимо поддерживать контакт и с Европой и Азией, оказывает влияние на российско-китайские отношения. Если рассматривать эту проблему в контексте современности, то нельзя не сказать о возникшем недавно украинском кризисе, который можно рассматривать, как сферу российских геополитических интересов, повлиявшую на отношения с Китаем. Это происходит из-за того, что уже к концу 20-го века Китай укреплял партнерские отношения с Украиной, что говорит о его заинтересованности в ведении диалога с этой страной. Но исходя из последних событий Украина все тяжелее и тяжелее идет на контакт с Китаем, что в целом на руку российской стороне.
января 1992 г. Китай стал второй (после государства Израиль) азиатской страной, признавшей независимость Украины. Это говорит о том, что он имеет колоссальный Интерес экономического и геополитического плана, который КНР традиционно испытывал к этому восточноевропейскому государству .
В 2001 г. в ходе визита лидера КНР Цзян Цзэминя на Украину было подписано Совместное заявление об укреплении всесторонних отношений дружбы и сотрудничества в XXI веке. Замечательно то, что в документе фигурирует термин «всесторонние», на китайском языке — цюаньмянь (что равносильно английскому дипломатическому понятию comprehensive). Стоит отметить, что такой же формат отношений развивается Китаем и по отношению к россии, это означает, что китайское правительство расценивает Россию и Украину, как равноценных партнеров на мировой арене. заинтересованность Китая в Украине, как международном партнере проявилась еще задолго до украинского кризиса. Сам по себе кризис, вспыхнувший в Украине, внес изменения в украинско-китайские отношения и из-за глубокой вовлеченности в нем россии, влияет на отношения Китая и России.
государственный переворот, произошедший в Украине 22 февраля 2014 г. вынудил КНР ответственно оценить то, как повлияют события на Украине на отношения двух стран. Во-первых, произошедшее на Майдане воспринялось как очередная «цветная революция», которые Китай всегда рассматривал как один из элементов западной стратегии «мирной эволюции» по отношению к странам с «неудобными» для запада правящими верхушками. Во-вторых, из-за краха в Украине старой системы управления, экономического кризиса и начавшейся гражданской войны под вопросом оказались многие совместные китайско-украинские начинания .
Перспективы КНР на украинских рынках оказались под вопросом также потому, что юго-восточные регионы, которые планировалось сделать основными векторами инвестиционного сотрудничества, после украинского переворота либо попали под контроль назначенной новым Киевом олигархической верхушки (Днепропетровская и Одесская области), либо превратились в зоны вооруженных столкновений (Донецкая, Луганская и Харьковская области). Всё это говорит лишь о том, что партнерские отношения Китая и Украины оказались под вопросом за очень короткий период. Однако в связи с тем, что в ходе украинского кризиса, по результатам проведенного референдума Крым 16 марта 2014 года был присоединен к России, российско-китайские отношения получили новый толчок для развития. Дело в том, что Крым-регион, являющийся для Китая очень важным с точки зрения инвестиционно-финансовой сферы. До кризиса китайская сторона активно сотрудничала с Украиной именно на тему крымского региона. именно с присоединением Крыма к России, в российско-китайских отношениях появилась новая точка соприкосновения. Китай на данный момент активно продвигает создание инвестиционных проектов на территории Крыма. Особенно, Китай рассматривает возможность строительства в Крыму ветряных электростанций. К тому же китайская железнодорожная компания выразили желание в участии строительства мультимодального мостового перехода через керченский пролив, стоимость которого по некоторым оценкам составит около 3 млрд. долларов.
Подводя итог, стоит отметить, что украинский кризис, не оставляющий Россию в покое до сих пор, явился лишь положительным фактором в развитии российско-китайских отношений, так как Китай более чем заинтересован в крымском регионе, и на этой почве, безусловно, будут организованны двухсторонние инвестиционные проекты и подписаны экономические договоры, что лишь усилит становящийся всеобъемлющим характер межгосударственных отношений россии и Китая.
Анализируя геополитические интересы России, стоит рассмотреть сотрудничество Евразийского экономического общества(Евразэс) и Китая. Евразэс- международная организация, которая нацелена на региональную экономическую интеграцию стран-участниц. Россия занимает в ней ведущую роль, поэтому интересы организации можно связывать с интересами россии. Китай, претендуя на вступление в эту организацию, так же, как и Россия заинтересован в создании со странами-участницами зоны свободной торговли. проблема в том, что этот процесс, по оценкам чиновников, может занять более 10 лет. Однако, если взять во внимание тот факт, что Китай занимает первое место среди всех торговых партнеров россии, продвижение этой идеи представляется необходимой задачей для российских властей.
В этом случае, интересы России и Китая совпадают, что дает уверенность в том, что идеи, находящиеся на уровне разработки, в скором времени будут воплощены в жизнь. Основная особенность российско-китайских отношений заключается в том, что интересы обеих стран совпадают, что дает возможность для более интенсивного развития всех сфер межгосударственных отношений.
страны пытаются учитывать интересы друг друга и на этой основе осуществлять многоступенчатое сотрудничество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной работе, стоит сделать несколько выводов. Во-первых, в сравнении с концом 20-го века российско-китайские отношения претерпевают динамичный рост на современном этапе, несмотря на то, что этот рост сопряжен с обоюдными рисками. Во-вторых, на современной этапе основной целью российско-китайских отношений в сфере международной политики явилось осуществление мирного сосуществования всех стран и поддержание стабильности в международном сообществе. По отношению друг к другу российско-китайские отношения оцениваются как всеобъемлющие отношения добрососедства, сотрудничества и активного взаимодействия. В-третьих, Изменение геополитической обстановки в Восточной Европе явилось важным фактором, укрепившим двухсторонние отношения Китая и россии на современном этапе, так как китайская сторона в свою очередь весьма заинтересована в создании и организации в крымском регионе инвестиционно-финансовых проектов. В-четвертых, смена приоритетных направлений в российско-китайских отношениях дала возможность России ослабить влияние доллара на национальную валюту.
Несмотря на все несомненные плюсы сотрудничества с Китаем, Россия не должны сдавать позиции в этих отношениях, дабы из партнера не превратиться в младшего брата, у которого Китай по сниженной стоимости будет закупать энергоресурсы. Для этого необходима продуманная и многоступенчатая внешняя политика по укреплению авторитета россии, как в отношениях с Китаем, так и во всем мире.
Но в целом, можно отметить, что эти отношения за прошедшие несколько десятков лет претерпевали динамичный рост и развитие, так как Китай в лице россии имеет широкий рынок сбыта производимой продукции, а россия получает поддержку Китая почти по всем вопросам международной политики. Именно по причине взаимовыгодного сотрудничества, россия и Китай заинтересованы в развитии все более и более тесных межгосударственных отношений. К тому же введение фьючерса на курс юань-рубль говорит о попытках формирования финансового рынка, который будет ориентироваться на российско-китайское взаимодействие.
Несмотря на то, что смена приоритетных направлений в российско-китайских отношениях явилась очень резким и скорее стихийным процессом, обе стороны проявили обоюдное желание на сближение в большинстве сфер экономики, о чем говорят динамичные темпы роста всех показателей торговой деятельности между двумя странами.
За последнее время российско-китайские отношения получили бурное развитие и рост. В результате обоюдно предпринятой смены приоритетных направлений межгосударственных отношений, россия и Китай стали близкими партнерами во многих сферах международного сотрудничества, что дает надежды на укрепление этих отношений в будущем.
Использованные источники и литература
I.Источники
1.Совместная декларация российской Федерации и Китайской Народной Республики о международном порядке в XXI веке (принята в Москве 1 июля 2005 г.) // СПС «консультант Плюс».
2.Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики // дипломатический вестник. 2004. №11. С.29-33
.Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее восточной части // СЗ РФ. 2005. № 32. Ст. 3270
.Соглашение РФ и КНР о допуске на Рынок в связи с вступлением России в ВТО // СПС «консультант Плюс»; Программа осуществления Договора Китая и россии о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве // СПС «консультант Плюс».
.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере // СЗ РФ. 2009. № 46. Ст. 5423.
II.Литература
6.Арбатов А.Г. Уравнение безопасности. М., 2010. С. 141.
7.Гельбрас В.Г. Россия и Китай в условиях глобального кризиса // мировая экономика и международные отношения. 2011. № 11. С.69-70.
.Зотов О.В. Большая Центральная Азия и принципы геополитики КНР // интересы ЕС, КНР, России и США в Центральной Азии. Бишкек, 2010. № 5.
.Ларин В. КНР глазами дальневосточника // Международные процессы. 2010. № 1.
.Севастьянова К. Д. основные торгово-экономические партнеры России [Текст] / К. Д. Севастьянова // молодой ученый. — 2013. — №5. —
.Современный Китай в системе международных отношений / отв. ред. Д.В. Буяров. Изд. 2-е. М., 2013. С.153, 160-161, 186, 165, 166-167, 175.
.Сун Тао. Выступление на конференции «Ситуация в Европе и китайско-европейские отношения». 16.08.2012.
.Тимофеев, О.А. «Мягкие» методы международного влияния и трансформация внешнеполитической парадигмы КНР // Вестник ТОГУ. — 2013. — № 4.
.Тимофеев, О.А. Американо-китайские отношения на современном этапе: события, процессы, тенденции // Современный Китай в системе международных отношений. — М.: КРАСАНД, 2012. — С. 82-127.
.Юйшэн В. Переосмысляя стратегию «сокрытых своих возможностей» // Хуаньцю, 2010.
.Тимофеев О.А. Украинский кризис и его влияние на российско-китайские отношения.
.Галина Дробот три подхода к российско-китайским отношениям
.Тимофеев О.А. Российско-китайские отношения на современном этапе и перспективы их развития