Учебная работа. Россия и Всемирная торговая организация: проблемы вступления и перспективы участия
россия и Всемирная торговая организация: проблемы вступления и перспективы участия
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Дальневосточный Федеральный университет
Дистанционные образовательные технологии
Центр дистанционного образования
Заочная форма обучения
Школа экономики и менеджмента ДВФУ
Контрольное задание
Дисциплина: мировая экономика
Тема: Россия и Всемирная Торговая Организация: проблемы вступления и перспективы участия
Выполнил: студент группы 151Ф
Курс 5
Специальность: «финансы и кредит»
срок обучения 3,5 лет
Владивосток
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВТО
. ИСТОРИЯ ВСТУПЛЕНИЯ россии В ВТО
. УСТУПКИ СО СТОРОНЫ РОССИИ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ВТО
. преимущества И НЕДОСТАТКИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Самая старая форма международных отношений — это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых представительных — Всемирную торговую организацию. ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров
важность изучения системы ВТО и ее использования для россии обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в россии при условии ее вступления в BTO.
1. КРАТКАЯ характеристика ВТО
Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. последний раунд — 1986-1994гг., т.н. «Уругвайский раунд», — привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически, будучи международной организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
ВТО — это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
Главные задачи ВТО — либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.
Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата — обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.
2. ИСТОРИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
Рассмотрим попытки вступления России в ВТО в историческом аспекте по стадиям.
СССР
Предпосылки для вступления в ВТО были заложены ещё в советский период. В 1946 году СССР отклонил предложение ГАТТ о присоединении и спустя три года учредил Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), призванный во многом исполнять те же функции, что и ГАТТ, но для стран социалистического лагеря. В 1979 году руководство СССР изъявило желание получить в ГАТТ официальный статус страны-наблюдателя, но он был предоставлен только в 1990 году из-за сопротивления ряда стран, в том числе США.
РФ
В 1993 году россия подала официальную заявку на присоединение к ГАТТ. Исторически это совпало с переходным этапом трансформации ГАТТ в ВТО. Была создана Рабочая группа, обязанная рассмотреть торговый режим России и выработать условия присоединения. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых всемирной торговой организацией. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов.
Чтобы стать членом ВТО, россии предстояло согласовать с Рабочей группой условия доступа импортных услуг на национальный рынок, определить ставки таможенных пошлин для ввозимых товаров, обозначить масштабы внутренней господдержки аграрного сектора и уровень экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. помимо этого государство должно было принять обязательства по приведению российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО.
В 1998 году россия сформулировала первоначальные предложения по тарифам и сельскому хозяйству. В 1999 году представила предложения по торговле услугами. Это дало возможность перейти на этап двусторонних переговоров. С 2000 года переговоры стали полномасштабными: поиск компромиссов шел по всем направлениям экономической деятельности, контролируемых ВТО.
Процедура
В соответствии с установленным регламентом, на регулярных заседаниях Рабочей группы по присоединению россии к ВТО вносятся изменения в черновик Доклада рабочей группы — документа, на основании которого будет начата процедура инициализации. последняя редакция Доклада вышла в 2008 году. В настоящий момент в состав рабочей группы входят 60 стран, в том числе 27 государств Евросоюза как один член. С 2003 года группа работает под председательством Стефана Йоханнессона, представителя Исландии при ВТО.
одновременно с этим Россия проводила многочисленные двухсторонние встречи, уточняя позиции заинтересованных стран и отстаивая собственные интересы. Переговоры по тарифным вопросам осуществлялись более чем с 50 странами, доступ на российские рынки вынесли на обсуждение около 30 государств.
Подписав протоколы со всеми странами-членами ВТО, выразившими заинтересованность в переговорах, государство-кандидат должно провести многосторонние переговоры.
Сроки
Сроки вступления переносились неоднократно. Изначально заявлялось, что Россия станет членом ВТО в 2003 году, затем ожидалось, что это произойдёт в 2006 году, в дальнейшем окончательным сроком указывали 2007 год. после успехов 2010 года, когда были устранены разногласия с США и Евросоюзом, было объявлено, что россия станет членом ВТО в 2011 году.
Глава российской делегации на переговорах по вступлению россии в ВТО, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков в декабре 2010 года говорил, что требующие решения в многостороннем формате вопросы «по пальцам одной руки можно пересчитать», среди них сельское хозяйство и квоты на ввоз мяса. Также предстоит внести существенные поправки в Доклад рабочей группы, эта необходимость продиктована тем, что россия стала членом Таможенного союза с перспективой единого экономического пространства с Белоруссией и Казахстаном, что должно найти отражение в документе.
По прогнозам Медведкова, его окончательная редакция будет готова весной 2011 года. И если он не будет рассмотрен в весеннюю сессию ВТО, то процесс затянется до осени 2011 года. Итоговый пакет документов должен быть одобрен 23 голосов, после чего Россия официально войдёт в ВТО.
Ход переговоров
-2004
первый протокол о завершении двусторонних переговоров был подписан 26 ноября 2003 года — это было соглашение с Новой Зеландией, оно касалось только вопросов доступа к рынку. В ходе встреч 2003 — 2004 годов своё согласие на членство россии в ВТО документально зафиксировали Чили, Тайвань, Сингапур, Китай, Южная Корея, Венесуэла, и Грузия.
однако долгое время российским дипломатам не удавалось подвести черту под диалогом с Европейским союзом. наконец, в мае 2004 года министр экономического развития РФ Герман Греф и комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами поставили подписи под соответствующим документом. После этого Россия сосредоточила усилия на общении с наиболее серьёзным партнёром — США.
В 2005 году россия согласовала условия своего членства в ВТО с Турцией, Египтом, Канадой, Филиппинами, Парагваем и Никарагуа. На том этапе в Минэкономразвития РФ считали, что к концу 2005 года переговоры будут завершены со всеми выразившими заинтересованность странами, а конечным сроком вступления в ВТО называли 2006 год.
Такие прогнозы основывались на том, что обсуждение вопросов по товарам и услугам на начало 2005 года были завершены с 15 членами ВТО, ещё 6 стран были готовы подписать протоколы, 9 государств согласились поддержать присоединение России, не вступая в переговоры, а с 15 странами переговоры находились «в различных активных стадиях». В конце 2005 года России было необходимо договориться с США, Австралией, Колумбией[38] <#"justify">3. УСТУПКИ СО стороны РОССИИ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ВТО
международный торговля россия всемирный
Рассмотрим основные направления экономики, в которых российской стороне необходимо пойти на уступки для вступления в ВТО.
Сельское хозяйство
В 2010 году россия пошла на значительные уступки в вопросах регулирования в своем сельском хозяйстве. 27 сентября министр сельского хозяйства елена Скрынник встречалась с представителями 20 государств, и объявила, что до 2012 года объём господдержки национального агропромышленного комплекса останется на прежнем уровне, а в 2013-2017 годах будет сокращён вдвое — с $9 млрд. в год до $4,4 млрд.
Долгое время позиция Москвы в этом вопросе была принципиальной: российские переговорщики пытались оставить агросубсидии в прежнем объёме, а правительство развивало программы господдержки АПК.Согласно данным, опубликованным в 2008 году РИА «новости», уровень господдержки сельского хозяйства россии и без того значительно ниже, чем в других государствах: в США на рубль произведённой продукции господдержка составляет 16 копеек, в странах Евросоюза 32 копейки, в РФ — 6 копеек.
По мнению предыдущего министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, принимая условия ВТО, россия рискует сокращением доли экспорта с 1,3 % до 1 %, а доля иностранных агропромышленных товаров увеличится с 1,9 до 2,3 %. Издержки составят $4 млрд.
Доступ на Рынок
В результате переговоров Россия согласилась дать зарубежным страховым компаниям возможность открывать прямые филиалы на территории страны. В сфере бизнес-услуг, дистрибуции товаров и производства компьютерной техники разрешено появление компаний со 100-процентным иностранным капиталом.
В мае 2005 года Россвязьнадзор выдал первую, помимо существующей у «Ростелекома», лицензию на дальнюю телефонную связь, её получила компания «Центринфоком». В начале 2010 года газета «Московский комсомолец» констатировала, что в Москве в сфере телекоммуникационных услуг наиболее активны три компании (Ростелеком, МТТ и Комстар) и создание конкурентной среды позитивно отразилось на ценах на междугороднюю и международную связь.
россия проявила настойчивость и в вопросах неприкосновенности банковского сектора и не поддержала предложение американцев допустить на российский рынок прямые филиалы иностранных банков. Необходимость зафиксировать это условие законодательно изложена в проекте «Стратегии развития банковского сектора до 2015 года». вместе с тем, российская сторона пошла на определённые уступки, повысив долю иностранного капитала с 25 % до 50 % и разрешив 100-процентную иностранную собственность на банки, брокерские и инвестиционные компании.
Авиасборы
Россия согласилась на отмену авиасборов за транссибирские перелёты пассажирских самолётов иностранных авиаперевозчиков через свою территорию. Наибольшие претензии тот факт, что пролетающие над Сибирью самолёты платили россии до $400 млн. в год, вызывали у Евросоюза. К примеру, размер пошлин для Boeing-757 составлял $87 за 100 км.
часть этой суммы перечислялись «Аэрофлоту» и без этих средств компания, по признанию её руководства, была бы убыточной. В 2004 году, подписывая протокол с Евросоюзом, Россия взяла на себя обязательство пересмотреть систему сборов и постепенно отменить их к 2013 году.
Официально общая сумма получаемых «Аэрофлотом» роялти составляла в 2011 году почти $500 млн. Из них $300 млн. оставалось на балансе «Аэрофлота», остальное перечислялось в госбюджет, а также Росаэронавигации и Росавиации. В ноябре 2011 года стало известно, что авиакомпании Евросоюза перестанут платить России за пролёт самолетов над её территорией поэтапно. Полная отмена авиасборов планируется не позднее 1 января 2014 года.
Пошлины
В 2006 году, незадолго до завершения консультаций с США, министр экономического развития и торговли Герман Греф говорил, что после вступления в ВТО таможенные пошлины на импортные товары снизятся в среднем с 10,2 % до 6,9 %, в том числе на сельхозпродукцию — с 21,5 % до 18,9 %. Будут ликвидированы пошлины на компьютеры и комплектующие для них (в 2005 году они составляли 5-10 %), обнулятся на медь на металлолом будут снижены.
импортные пошлины на фрукты снизятся до 2-5 %; на вино — с 20 до 12,5 %; на некоторые категории лекарственных препаратов до 3-5 %; на импортную одежду на 2,5-5 %; на новые автомобили-иномарки -до 15 %, на самолёты — до 12,5 %. На спирт сохранится запретительная пошлина — 100 %, но не менее €2.
В 2005 году Россия взяла на себя обязательство заморозить экспортные пошлины на нефть и газ.
С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5 % до 20 % таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса достигнуть 80 % (€50 за кубометр).
В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введён мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25 %.
Перспектива отказа от российской древесины вызвали выраженный протест со стороны Финляндии и Швеции, что в очередной раз осложнило отношения с Евросоюзом. В 2010 году этот вопрос, по мнению еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, ставил под сомнение скорейшую интеграцию России в ВТО.
Россия, в конечном счёте пошла на компромисс: пошлины сохранятся, но будут значительно снижены. В зависимости от вида древесины они составят 5-15 % от таможенной стоимости. Оговорена максимальная пошлина на берёзу в 7 %, на осину — 5 %. Экономическое издание BFM.ru писало, что, соглашаясь на такие уступки, россия не понесёт значимых финансовых потерь, но рискует осложнить развитие собственной деревообрабатывающей отрасли.
4. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ВСТУПЛЕНИЯ россии В ВТО
Преимущества
Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит россии ежегодный прирост её ВВП на уровне 1,2 %, а по оценкам всемирного банка — до 11 % ВВП в долгосрочной перспективе. Оно откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, даст стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнёрами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объемов внешней торговли.
Российские экспортёры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок, в первую очередь — крупные экспортёры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность.
Членство в ВТО позволит российской продукции преодолеть торговые барьеры в виде пошлин, квот и ограничений, ежегодные издержки от которых в оцениваются в $2 млрд. К примеру, в отношении товаров российской металлургической, химической и лёгкой промышленности в настоящее время действует более 120 различных ограничений. По мнению газеты «Ведомости», это позволит диверсифицировать экспорт за счёт несырьевых товаров.
По мнению сторонников идеи, для рядового потребителя интеграция России в ВТО обернётся снижением цен вследствие притока иностранных товаров и роста конкуренции и дешёвыми потребительскими кредитами.
недостатки
Большинство экспертов сходится во мнении, что благоприятное воздействие на экономику страны членство в ВТО окажет в долгосрочной перспективе, а в первые годы стоит ожидать, по меньшей мере, замедления темпов роста в некоторых отраслях экономики России. Особенную обеспокоенность наблюдателей вызывают перспективы тех производственных сфер, которые в настоящий момент получают значимую господдержку иили недостаточно конкурентоспособны. Уязвимыми в новых экономических условиях окажутся сельское хозяйство, лёгкая промышленность, машиностроение, оборонная промышленность, автомпром и авиастроение, страховой бизнес, банковская сфера,
К тем отраслям, которые имеют хороший производственный потенциал, но неспособны безболезненно адаптироваться в новых условиях, будут приниматься протекционистские меры, в том числе дифференцированные тарифы, постепенное снижение импортных пошлин в течение оговорённого с ВТО переходного периода. Начальник департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Андрей Кушниренко в 2004 году называл в их числе автопром, авиастроение, Производство кондитерских изделий, мясной продукции и консервов, Производство мебели и изделий из алюминия. Что касается экспорта, то россия готова к полной отмене пошлин на несырьевые товары.
Тем не менее, негативные последствия от вступления россии в ВТО, по прогнозам, могут ощутить до четверти регионов страны, расположенные, в основном, в Центральной России.
Что касается цен на энергоресурсы, то экспертов беспокоит, что в случае, если России не удастся «выторговать эксклюзивные условия», то внутренние цены должны быть уравнены с внешними. В настоящее время экспортная цена на газ на 84 % выше той, которую платят российские предприятия и на 245 % выше цен для населения. Экспортные тарифы на электроэнергию превышают российские потребительские на 111 % и дороже цен, установленных для предприятий, на 118 %. По правилам ВТО, внутренние тарифы должны составлять не менее 90 % экспортных цен, таким образом, тарифы на газ для населения могут быть подняты на 211 %, а на электроэнергию — на 96 %. В случае, если Россия для перехода стандартам ВТО возьмёт максимальный переходный период (7 лет), то потребительские цены на газ будут расти на 38 % в год.
По мнению начальника аналитического отдела ОООQubeFinance Дмитрия Кипы, выравнивание цен поставит российских производителей перед необходимостью увеличить конечную стоимость продукции, что приведёт к росту назвал информацию о грядущем повышении цен «ярким примером того, как нашему вступлению в ВТО приписывают то, что к нему никакого отношения не имеет», и заверил, что подписанные соглашения не принуждают Россию поднимать внутренние тарифы на газ и электроэнергию.
В числе аргументов о нецелесообразности вступления россии в ВТО звучит тот факт, что основу российского экспорта составляет сырьё и топливо, находящиеся вне сферы регулирования ВТО. Также существует мнение, что Россия и без вступления в ВТО обладает большинством тарифных льгот, полученными через двусторонние соглашения с отдельными государствами.
Кандидат экономических наук Феликс Горюнов заявлял в оппозиционной «новой газете», что Россия, вступив в ВТО, в силу несовершенства собственной экономики и производственных возможностей рискует остаться «сырьевой периферией мирового хозяйства», а также усугубит свою зависимость от импортных товаров, так как многие российские предприятия не выдержат конкуренции в условиях открытого рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что из членства во всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ.
Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.
По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.
Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу россии.
В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя.
В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.
С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.
Во-вторых, россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.
В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения(согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.
В-четвертых, страховой Рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.
В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.
Следует также отметить, что до вступления во Всемирную торговую организацию Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ГАТТ/ВТО. Присоединение россии к Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран-членов этой организации.
список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.История и функции ВТО <HTTP://www.rian.ru/infografika/20090604/173270143.html>, инфографика РИА новости.
.Малкова, И. История создания ВТО
.Всемирная торговая организация (ВТО). Справка <HTTP://www.rian.ru/economy/20091127/195772732.html>. — РИА новости, 27 ноября 2009 года.
.ВТО единогласно переизбрала своего гендиректора
.Россия и ВТО: вопросы и ответы
.России надоело стоять в предбаннике ВТО <HTTP://www.lenta.ru/news/2010/05/25/wto/>. — Lenta.ru, 25 мая 2010 года.
.Переговоры по присоединению России к ВТО <HTTP://www.rian.ru/economy/20090219/162583351.html>. — РИА новости, 19 февраля 2009 года.
.История переговорного процесса СССР-россии с ВТО
.Греф: Вступление россии в ВТО может затянуться до 2007 года
.Греф отвёл России три года на вступление в ВТО <HTTP://lenta.ru/economy/2004/05/25/wto/>. — Lenta.ru, 25 мая 2004 года.
.Кваша, М. ВТО по кругу
.-финальная стадия по вступлению России в ВТО начнется в 2011 г И.Шувалов <HTTP://www.prime-tass.ru/news/0/%7B9245F513-A095-4286-817C-E30D6A5385B5%7D.uif>. — Прайм-ТАСС, 25 ноября 2010 года.
.Аркадий Дворкович: Россия рассчитывает вступить в ВТО в 2011 году <HTTP://www.rg.ru/2010/11/10/vto-anons.html>. — Российская газета, 10 ноября 2010 года.
.Россия завершила переговоры с Венесуэлой по вступлению в ВТО <HTTP://www.newsru.com/finance/26nov2004/wto.html>. — Newsru.com, 26 ноября 2004 года.
.А. Шохин боится новых требований Украины и Грузии при вступлении россии в ВТО
.Вступление России в ВТО сорвалось
.На пути России в ВТО встала Грузия <HTTP://www.vedomosti.ru/newsline/news/2006/07/14/290937>. — РИА новости, 14 июля 2006 года.
.Россия договорилась с Гватемалой о вступлении в ВТО <HTTP://top.rbc.ru/economics/26/06/2007/107584.shtml>. — РБК, 26 июня 2007 года.
.США не считают, что мешают россии вступить в ВТО
.-Вступление в ВТО станет важным шагом для экономики России посол США
.Маслов, Г. Медведев: россии проще вступить в ВТО одной
.ЕС согласился принять Россию в ВТО <HTTP://lenta.ru/economy/2004/05/21/protocol/>. — Lenta.ru, 21 мая 2004 года.
.Шишкин, М.; Шаповалов, А.; Сидоров, Д. Россия опять вступает в ВТО <HTTP://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=745501>. — Коммерсантъ, № 29/П (3605), 26 февраля 2007 года.
.Госдеп США: Вступая в ВТО, Россия должна решить вопрос грузинских вин
.Саакашвили утвердил соглашение с Россией по ВТО <HTTP://www.segodnya.ua/news/14311384.html>. — «сегодня», 18 ноября 2011 года.
.Россия избавит авиакомпании из ЕС от «пролётных» сборов с 2014 года
.Россия договорилась с ЕС о снижении пошлин на экспорт древесины
.Какие отрасли выиграют от вступления россии в ВТО?