Учебная работа. Роль ООН в развитии моровой экономики
Роль ООН в развитии моровой экономики
Реферат
по дисциплине
«Мировая экономика»
на тему:
«Роль ООН в развитии моровой экономики»
Владимир 2011
Введение
Уже на протяжении многих лет мировое сообщество в решении важнейших задач в сфере международных экономических отношений опирается на Организацию Объединенных Наций, которая носит глобальный характер. В мире становится все больше политических проблем. ООН старается их урегулировать, но наряду с этим увеличивается ее роль в решении экономических вопросов. Все больше новых для нее сфер в международных экономических отношениях становятся предметом детального анализа, изучения, путей решения того или иного вопроса. К примеру, ООН помогала в разработке важнейших экономических показателей, которые в настоящее время используются во всем мире. вместе с тем усложняется структура самой организации и появляются новые учреждения, увеличивается число стран, участвующих в ее деятель, растет количество контактов как с международными, так и с национальными организациями различных стран.
С развитием международных экономических отношений, углублением специализации и международного разделения труда все больше возникает необходимость быстрого и эффективного принятия решений, касающихся международных проблем и хозяйственной деятельности стран.
Но все же Организация Объединенных Наций носит прежде всего политический характер. Это видно исходя из принципов, закрепленных в Уставе. В нем нет каких-либо специально оговоренных принципов, на которых бы основывалось экономическое сотрудничество как этих государств, так и всего мира. Однако существует ряд принципов, описывающих экономическое сотрудничество государств, но они не выделены специально и относятся к общим принципам сотрудничества стран, входящих во Всемирную торговую организацию.
1. Роль системы ООН в развитии многостороннего регулирования МЭО
деятельность ООН оказывает все большее влияние на характер и развитие важнейших социально — экономических процессов на глобальном и национальном уровнях. Будучи международным форумом для обсуждения и принятия сугубо политических решений по самым актуальным вопросам в рамках практически всех сфер человеческой деятель и международных отношений, ООН определяет приоритеты, цели и стратегии развития международного сотрудничества по формированию мирового экономического пространства.
Деятельность ООН производится в четырех основных направлениях:
1)преодоление общемировых экономических проблем;
2)помощь в сотрудничестве странам с разными уровнями экономического развития;
)содействие экономическому росту развивающихся стран;
)поиск решений проблем, касающихся регионального развития.
Для решения этих задач используются следующие формы деятельности:
. Информационная деятельность. Ее цель — воздействие на страны с области экономической политики. результат этой работы может быть виден только в будущем. Собираются и обрабатываются статистические данные из разных областей, анализируются, и на основе этого государства получают информацию, касающуюся экономического развития.
. Технико-консультативная деятельность. Она проявляется в форме помощи различным странам в техническом плане. Но при оказании такой помощи должны использоваться принципы невмешательства во внутренние дела данной страны, техника должна быть действительно высокого качества и должна предоставляться в форме, удобной для данной страны.
. Валютно-финансовая деятельность. Она осуществляется при помощи международных организаций: международной финансовой корпорации, Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, Международной ассоциации развития. С формальной точки зрения, все эти организации являются специализированными подразделениями ООН.
Существует шесть основных органов ООН, упомянутых в Уставе. Но в рамках экономического сотрудничества выделяют три из них: Генеральную Ассамблею, Экономический и Социальный совет и Секретариат.
Генеральная Ассамблея является по сути форумом для обсуждения важнейших проблем экономического характера. Ассамблея может по своему усмотрению учреждать организации по международному сотрудничеству государств в различных сферах, такие как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.
Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) — следующий по важности после Генеральной Ассамблеи. Он координирует деятельность ООН в социально-экономической сфере. Главным органом ЭКОСОСа является сессия совета. каждый год проводится три сессии по разным вопросам: весенняя — по гуманитарным и вопросам социально-правового характера, летняя — по социально-экономическим вопросам и организационная сессия. Его главные функции: квалифицированное обсуждение и разработка основной политической линии по важнейшим мировым вопросам, координация деятельности по социально-экономическим вопросам, исследования в области международного сотрудничества и социально-экономического развития. Таким образом, Экономический и Социальный совет координирует деятельность своих постоянных комитетов, различных комиссий и подкомиссий, региональных экономических комиссий, а также специализированных учреждений ООН.
Секретариат ООН — административно-исполнительный орган, призванный обеспечивать нормальное функционирование институтов и учреждений ООН, выполняющих определенные функции. большинство работников Секретариата работают на экономическую службу. В состав экономической службы ООН включаются несколько подразделений, самое крупное из которых — Департамент по экономическим и социальным вопросам.
Многие организации ООН осуществляют свою деятельность в области международных экономических отношений. В конференции по торговле и развитию, хотя она и не является торговой организацией, участвуют практически все страны — члены ООН. Она содействует развитию мировой торговли, обеспечивает соблюдение прав стран при сотрудничестве, разрабатывает принципы и рекомендации, а также механизмы функционирования отношений между странами, участвует в деятельности других экономических учреждений ООН.
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию содействует индустриализации развивающихся стран. Эта организация оказывает как материальную помощь, так и разрабатывает рекомендации по использованию ресурсов, наладке производства, проведению научно-исследовательских работ и созданию специальных органов по управлению производством.
Программа развития ООН — программа по предоставлению помощи развивающимся странам в важнейших секторах экономики. Она включает техническую, прединвестиционную и инвестиционную помощь.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН занимается вопросами координации деятельности других организаций по оказанию помощи материального и нематериального характера.
Европейская экономическая комиссия ООН решает проблемы экологического характера, в области эффективного использования энергии и в транспортной и лесной сфере (с позиций экологии).
экономическая комиссия для Африки предоставляет консультации по экономическому развитию Африканского континента. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна выполняет те же функции, только для данного региона.
экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана содействует региональному экономическому сотрудничеству, передаче технологий, вложений инвестиций и развитию инфраструктуры данного региона.
экономическая и социальная комиссия для Западной Азии создает благоприятные условия для развития сотрудничества в различных сферах и укрепляет экономические отношения.
2. Современная роль институтов системы ООН в регулировании мировой экономики
ООН присуще большое институциональное разнообразие, проявляющееся в широкой репрезентативности как входящих, так и сотрудничающих с ООН организаций. Во-первых, ООН представляет собой совокупность органов (Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и др.). Во-вторых, ООН выступает как система организаций, состоящих из специализированных и других самостоятельных учреждений (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Конференция ООН по торговле и развитию, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию и др.).
многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нормативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными представляются следующие:
·проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрисдикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству, обусловливая, к примеру, условия транспортировки или добычи полезных ископаемых;
·проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности — ВОИС). Экспорт высокотехнологичной продукции, охрана торговых марок и патентов были бы осложнены без соблюдения строго регламентированных прав интеллектуальной собственности, охрана которых обеспечивается через ВОИС и ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности).
·унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международной торговли — ЮНСИТРАЛ и др.). Практически все органы ООН в какой-то степени обеспечивают стандартизацию, что упрощает проведение объективных международных сопоставлений;
·разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД). Регулирование коммерческой деятель строго посредством предлагаемых инструментов и процедур, несомненно, способствует развитию торговли и логически увязывает глобальные потоки товаров и информации,
·предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках, и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз). Без действенных соглашений о предотвращении ущерба компаниям-перевозчикам и товарам, как и о гарантиях сохранения информации, бизнес был бы менее расположен осуществлять международные коммерческие операции.
·борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по предотвращению преступлений и уголовному правосудию). криминальная деятельность создает дополнительное финансовое бремя для законопослушного бизнеса, так как косвенно поощряет коррупцию, ограничивает свободную конкуренцию и неизбежно повышает расходы на безопасность;
·сбор, анализ и распространение достоверной экономической информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, всемирный банк), помогает странам и компаниям в оценке рынков, сопоставлении собственных ресурсов и возможностей и разработке внешнеэкономических стратегий.
вопросы инвестиций в развивающиеся страны, развития малого и среднего бизнеса в настоящее время относятся к числу весьма актуальных. Они затрагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере экономического развития. Ведущими среди них являются Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и программа развития ООН (ПРООН). ЮНИДО прилагает необходимые усилия для повышения экономического потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий. Предоставляемые ЮНИДО рекомендации призваны помочь этим странам преодолеть трудности в социальной и экономической областях и добиться более широкого и успешного участия в международном сотрудничестве.
ПРООН содействует развитию бизнеса посредством механизмов финансирования и поддержки частных и государственных компаний в развивающихся странах. ПРООН и ЮНКТАД на регулярной основе среди прочих учреждений ООН привлекают представителей бизнеса к участию в форумах и семинарах, посвященных экономическим вопросам
3. Конференция ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД: место и роль в регулировании МЭО
конференция международный экономический мировой
создана, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Первая сессия Конференции состоялась в Женеве в 1964 г. (Швейцария). Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства — члена ООН, специализированных учреждений ООН и международного агентства по атомной энергии. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года. Последняя сессия состоялась в Мидранде (ЮАР) в мае 1996 г. следующая Х сессия в 2000 г. и прошла в Таиланде.
Членами ЮНКТАД являются 186 государств — членов ООН, включая Россию и 3 члена, представляют специализированные агентства.
Цели и основные направления деятельности ЮНКТАД
Цели ЮНКТАД:
- содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
- установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
- рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
- принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
- согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования. В основу деятельности ЮНКТАД положены функции, определенные резолюцией 1995 (ХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН.
основные направления деятельности ЮНКТАД следующие.
. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами; разработка концепций и принципов развития мировой торговли. особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики». Это: осуществление торговых и других экономических отношений между странами на основе равноправия, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела стран и взаимной выгоды; недопустимость дискриминации и методов экономического давления в любой форме; последовательное и универсальное применение режима наибольшего благоприятствования во всех вопросах торговли, с предоставлением развитыми странами особых льгот в пользу развивающихся стран; отмена преференций, которыми пользуются отдельные развитые страны в развивающихся странах; облегчение доступа товаров третьих стран на рынки стран-членов экономических группировок; стабилизация рынков сырьевых товаров путем заключения международных стабилизационных товарных соглашений; улучшение товарной структуры экспорта развивающихся стран путем увеличения в нем удельного веса готовых изделий и полуфабрикатов; содействие улучшению невидимой торговли этих стран; экономическое и техническое содействие и предоставление льготных, государственных и частных, кредитов развитыми странами развивающимся государствам в целях дополнения и облегчения усилий последних без каких-либо неприемлемых для них условий политического, экономического, военного или иного характера. В дальнейшем указанные принципы легли в основу разработанной в рамках ЮНКТАД «хартии экономических прав и обязанностей государств» (1976 г.). В резолюции, принятой Ч1 сессией ЮНКТАД, отмечается необходимость: остановить дальнейший рост протекционизма, сократить и ликвидировать количественные ограничения в торговле; принятия развитыми странами мер по отмене применения антидемпинговых процедур и компенсационных пошлин, наносящих ущерб третьим странам; добиваться перемен в международной торговой системе с целью ее улучшения и укрепления при помощи уважения принципов наибольшего благоприятствования; отказа от мер экономического принуждения — политики торговых ограничений, блокады, эмбарго и других экономический санкций в отношении развивающихся стран.
IX сессия ЮНКТАД, проходившая в 1996 г. и посвященная проблеме «содействия росту и устойчивому развитию в условиях глобализации и либерализации мировой экономики», определила дальнейшие направления деятельности ЮНКТАД в области торговли и развития, нацеленные на полную интеграцию развивающихся стран, в особенности наименее развитых, и стран с переходной экономикой в мировую экономику и в систему мирохозяйственных связей. Эти цели и специальные практические рекомендации были сформулированы в Заключительном акте сессии под названием «Партнерство для роста и развития». Конференция приняла также декларацию, в которой признается наличие различных стартовых позиций и различное воздействие процесса глобализации на отдельные страны и подчеркивается важность усиления сотрудничества между развитыми и развивающимися странами, между самими развивающимися странами, между многосторонними организациями, а также осуществление диалога и сотрудничества между государственным и частным секторами для укрепления сотрудничества в целях развития.
Началу IX сессии ЮНКТАД предшествовали встреча «Группы 77» на уровне министров и встречи министров трех региональных групп, на которых в предварительном порядке обсуждались вопросы стимулирования роста и развития в условиях либерализации и глобализации мировой экономики.
. Разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами. ЮНКТАД играет ведущую роль во всей системе международных организаций, занимающихся вопросами регулирования мировых товарных рынков. Эти вопросы рассматриваются как на сессиях ЮНКТАД, так и в Совете по торговле и развитию, и на различного рода специальных совещаниях, проводимых в рамках ЮНКТАД.
В результате проведенных в рамках ЮНКТАД межправительственных переговоров был заключен ряд международных товарных соглашений; созданы исследовательские группы по сырьевым товарам, в которых принимают участие страны-производители и страны-потребители; подписаны конвенции и соглашения в различных областях. В системе регулирования мировых товарных рынков важную роль сыграла интегрированная программа для сырьевых товаров — ИПСТ, решение о разработке которой было принято на IV сессии ЮНКТАД в 1976 г. задача программы состояла в улучшении условий на мировых рынках для 18 сырьевых товаров, имеющих особо важное значение для экспорта развивающихся стран. В этих целях в 1980 г. было подписано соглашение о создании Общего фонда для сырьевых товаров с целью финансирования буферных запасов сырья, предусмотренных в отдельных товарных соглашениях, заключенных в рамках ИПСТ. Конечной целью ИПСТ является стабилизация цен на сырьевые товары на мировых рынках и расширение участия развивающихся стран в обработке и сбыте производимых ими сырьевых товаров.
. Разработка мер и средств готовой политики и экономического сотрудничества. В рамках ЮНКТАД была создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 г.; разработаны: меры по устранению тарифных барьеров; основные мероприятия по оказанию помощи развивающимся странам в структурной перестройке экономики; новые формы соглашений о промышленном и торговом сотрудничестве. На VI (1983 г.) и VII (1987 г.) сессиях ЮНКТАД были сформулированы основные проблемы активизации экономического развития и международной торговли на основе многостороннего сотрудничества; оценены современные экономические тенденции, в том числе роль частного сектора в развитии, а также глобальные структурные изменения; выработаны политика и меры в следующих направлениях: ресурсы на цели развития, валютные вопросы; сырьевые товары; международная торговля; проблемы наименее развитых стран. В Заключительном акте по итогам VII сессии перечисленные проблемы были закреплены за ЮНКТАД как основные направления ее деятельности. Это способствовало укреплению полномочий ЮНКТАД для осуществления деятельности практически во всех сферах мировой торговли. На VIII сессии ЮНКТАД была признана необходимость институциональных корректировок, с тем, чтобы воспользоваться новыми возможностями в области международного сотрудничества в целях развития, включая разработку руководящих принципов по расширению работы в рамках ЮНКТАД в области устойчивого развития (взаимовлияние вопросов торговли и экологической политики, рациональное управление природными ресурсами, экологически надежные технологии, воздействие практики производства и потребления на устойчивое развитие).
. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран.
. Проведение совещаний экспертов, представителей правительств, дипломатических переговорных конференций с целью согласования политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем.
помимо вопросов, касающихся непосредственно международной торговли, ЮНКТАД занимается широким кругом других проблем международного экономического сотрудничества: валюты и финансы; морские перевозки; страхование передачи технологии; экономическое сотрудничество между развивающимися странами; особые меры в пользу наименее развитых, островных и внутриконтинентальных развивающихся стран. В 1992 г. государства — члены ЮНКТАД приняли решение о новом партнерстве в целях развития — Картахенское соглашение (ЮНКТАД-VIII). В этом соглашении сформулирована Политика и определены меры во взаимосвязанных областях финансов, торговли, сырьевых товаров, технологии и услуг, содержатся рекомендации по решению как застарелых, так и новых проблем торговли и развития. Аналитическая часть деятель включает в себя систематическое изучение влияния национальной и международной политики на развитие, при этом основное внимание уделяется проблемам управления.
Важное значение приобрело регулирование мировых транспортных проблем. В рамках ЮНКТАД были разработаны: Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств (1965 г.); Кодекс поведения линейных конференций (картелей судовладельцев) (1974 г.); Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980 г.).
. Регулирование ограничительной деловой практики осуществляется путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а так — же различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций. Длительные годы в ЮНКТАД ведется работа по созданию Кодекса поведения в области передачи технологий.
. Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем. В частности, IX сессия ЮНКТАД (1996 г.) выделила четыре важнейших направления:
глобализация и развитие, включая изучение специфических вопросов, относящихся к участию в международной торговле и инвестициях развивающихся стран, к стимулированию их роста и развития, к наблюдению за реализацией программы действия для наименее развитых стран на 90-ые годы;
Инвестиции, развитие предприятий и технологий, включая подготовку печатных изданий с анализом данных об инвестициях, оказание содействия в разработке и реализации стратегий развития на предприятиях; определение направлений политики технологического развития и инноваций;
международная торговля товарами и услугами и подготовка печатных изданий по вопросам оказания помощи развивающимся странам в развитии сектора услуг; по вопросам, относящимся к законодательству о конкуренции, содействию интеграционным процессам в вопросах торговли, защите окружающей среды и развития;
развитие инфраструктуры в сфере услуг с целью повышения эффективности торговли, в частности, путем развития глобальных сетей телекоммуникаций, современных средств передачи информации, осуществления программ обучения.
ЮНКТАД публикует следующие издания: Доклады о наименее развитых странах; Бюллетень ЮНКТАД; Транснациональные Корпорации; Наука и техника сегодня; Система оценки передовых технологий; Морской транспорт; Цены на сырьевые товары; ЮНКТАД-Ревю — ежемесячный бюллетень.
Принято решение о создании в ЮНКТАД компьютеризированного банка данных о мерах, затрагивающих торговлю услугами. Он должен стать важным инструментом в деле поддержки усилий развивающихся стран по обеспечению более эффективного участия в международной торговле услугами.
. Выполнение роли форума для анализа обсуждения и сопоставления позиций правительств разных стран по широкому кругу вопросов международных экономических отношений, а также для переговоров между различными группа — ми стран по ряду конкретных вопросов международной торговли и развития.
. Содействие координации деятель в рамках ООН по вопросам международной торговли; подготовка документов для Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и других организаций по вопросам развития мирохозяйственных связей; сотрудничество по ряду аспектов международной торговли с региональными комиссиями ЭКОСОС ООН.
. Сотрудничество с международными экономическими организациями прежде всего с ВТО, с Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО, с целью устранения дублирования и согласования направлений деятель.
Высшим органом ЮНКТАД является Конференция (следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которые проводятся один раз в четыре года на уровне министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Всего было проведено 10 сессий.
I сессия — в 1964 г. в Женеве (Швейцария); II — в 1968 г. — в дели (Индия); III — в 1972 г. — в Сантьяго (Чили); IV — в 1976 г. — в Найроби (Кения); V — в 1979 г. — в Маниле (Филиппины); VI — в 1983 г. — в Белграде (Югославия); VII — в 1987 г. — в Женеве (Швейцария); VIII — в 1992 г. — в Картахене (Колумбия); IX — в 1996 г. — в Мидранде (ЮАР), Х — в 2000 г. — Таиланд.
С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.
Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.
В области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, важнейшим мероприятием ЮНКТАД было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т.е. без требования со стороны последних встречных торгово-политических уступок. Хотя многие страны — доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран — получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.
Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. На прошедших первых семи сессиях ЮНКТАД было принято более 160 резолюций; число резолюций, выработанных на регулярных и специальных сессиях Совета по торговле и развитию, превысило 400. В рамках ЮНКТАД разработана широкая гамма других многосторонних документов: конвенции, соглашения, согласованные выводы, кодексы, имеющие различную юридическую силу.
Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию, который обеспечивает работу между сессиями Конференции. Совет представляет ежегодно Конференции и Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС доклады о своей деятельности. Доступ в состав Совета открыт всем странам — членам ЮНКТАД. В 1996 г. число членов составляло 115.
Совет по торговле и развитию проводит регулярные сессии один раз в год осенью в течение 10 дней. кроме того, Советом проводятся специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет осуществляет контроль над всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развития стран Африки.
Рабочими органами Совета с 1997 г. являются комиссии, которые осуществляют координацию деятельности по закрепленным за ними областям: по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по торговле товарами и услугами; по развитию частного предпринимательства. Комиссии провели свои первые сессии в 1997 г. Намечается проведение максимум 10 ежегодных встреч экспертов специальных рабочих групп. Комиссии заменили действовавшие до 1996 г. четыре постоянных комитета.
Секретариат составляет часть Секретариата ООН и возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы: координации политики; внешних сношений, а также девять отделов; (1) сырьевых товаров; (2) международной торговли; (3) сферы услуг и эффективности торговли; (4) экономического сотрудничества между развивающимися страна — ми и специальные программы; (5) глобальной взаимозависимости; (6) транс — национальных корпораций и инвестиций; (7) науки и техники; (8) наименее развитых стран; (9) услуг в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ. В его составе есть так же объединенные подразделения, работающие совместно с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.
Деятельность ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю многостороннюю систему регулирования международной торговли. В частности, это обусловило осуществление модернизации ГАТТ. В составе Генерального соглашения появилась новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся стран в международных экономических отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятель МВФ и МБРР, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся стран и в особенности к наименее развитым. ЮНКТАД явилась инициатором предоставления невзаимных и не дискриминационных преференций, представляющих важные элементы современной системы регулирования международной торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков.
Заключение
помимо регулирующих функций, специализированные учреждения ООН разрабатывают долгосрочные стратегии и инструменты в отношении проблем мировой экономики на базе международных экспертных консультаций и согласований с правительствами и предлагают мировому сообществу возможные пути их решения.
Круг ведения ЮНКТАД охватывает практически все актуальные экономические и правовые аспекты современной международной торговли и связанные с ней вопросы экономического развития.
В рамках ЮНКТАД сложилась и приобрела современную роль «Группа 77», названная так по числу развивающихся стран, создавших общую платформу защиты своих экономических интересов в международной торговле. «Группа 77» сыграла важную роль в формировании международной стратегии ООН по экономическим вопросам и отношениям с развивающимися странами. ЮНКТАД разработала и осуществляет новые организационные формы работы, позволяющие находить баланс интересов различных стран и различных групп стран по проблемам международного экономического сотрудничества. характерным для работы ЮНКТАД является предварительное определение позиций внутри каждой группы стран, что обеспечивает более взвешенный учет интересов представленных стран при выработке общих решений.
ЮНКТАД играет ключевую роль в системе ООН в решении вопросов международной торговли, финансов, инвестирования и технологий, в частности, содействуя развивающимся странам в создании предприятий и развитии предпринимательства. Комиссия ЮНКТАД по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию способствует разработке и осуществлению стратегий эффективного развития предпринимательства, содействует диалогу между частным и государственным секторами. среди проектов технического сотрудничества ЮНКТАД следует отметить автоматизированную систему обработки таможенных данных, программу сети центров по вопросам торговли, программу ЭМПРЕТЕК.
Проект автоматизированной системы обработки таможенных данных помогает модернизировать таможенные процедуры и управление таможенными службами, что значительно упрощает бюрократическую составляющую внешнеэкономической деятельности.
Ряд подразделений системы ООН работают с конкретными группами субъектов частного сектора, обусловленными спецификой их сфер компетенции. другие агентства, такие, как Программа развития ООН и всемирный банк, поддерживают отношения с широким кругом организаций бизнес — сообщества. Помимо двусторонних отношений, участие бизнес — групп в деятельности ООН может обеспечиваться посредством институционализации такого участия в структуре международной организации. Примером является существующая с 1919 г. международная организация труда (МОТ), в которой представителям работников и работодателей даны равные с представителями правительств возможности влиять на разработку политики МОТ.
таким образом, ООН играет большую роль в регулировании международных экономических отношений. И, несмотря на то что существуют определенные сложности функционирования, уже более пятидесяти лет важнейшие экономические и политические вопросы решаются при ее помощи.
список литературы
1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. — М.: Юристъ, 2006 — 466 с.
2.Беджауи М. международный Суд ООН: прошлое и будущее, 1995, №2, с. 42
.Зайцева О.Г. Международные организации: принятие решений. М., 1989
.Иванов И. россия и ООН: надежные партнеры во имя общих целей // мировая экономика и международные отношения, 2004, №3, с. 10-16
.Ковтунов С.Г., Титов К.В. Европейская экономическая комиссия ООН и Россия // Мировая Экономика и международные отношения. 2004, №10, 64-70 с.
.Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. международный суд ООН: организация, цели, практика. — М.: Международные отношения, 1971 г.
.Кривлева Э.С. Основы теории права международных организаций. М., 1979