Учебная работа. Роль и место транспортной системы в мировой экономике

Роль и место транспортной системы в мировой экономике

ВВЕДЕНИЕ

Тенденции развития транспортной системы в мировой экономике является на сегодня одной из наиболее важных и актуальных тем.

Как известно, мировая транспортная система принадлежит к числу тех ключевых секторов мировой экономики, которые оказывают огромное влияние на динамику экономических процессов, развитие международной кооперации и специализации, интернационализацию экономики. Мировая транспортная система в современном мире играет очень важную роль в осуществлении мирохозяйственных связей. таким образом, транспорт является важнейшим компонентом мировой экономики, связывающим воедино все остальные её элементы.

Специализация стран, их системное и динамичное развитие не представляется возможным без развития транспортной системы. Во многом именно развитие данного фактора оказывает непосредственное влияние на размещение производительных сил.

При размещении практически любого производства непременно принимается во внимание потребность в перевозках, пропускная способность транспортных путей и много других факторов. Важную роль транспортная система играет и в решении самых насущных социально-экономических вопросов. Несомненным преимуществом той или иной территории является наличие развитой транспортной сети, поскольку она это является весьма значительным преимуществом для интеграционного эффекта и эффективного размещения производственных сил.

Целью данной работы является изучение роли и места транспортной системы в мировой экономике, а также выявление основных тенденций её развития.

Основные задачи данной работы:

рассмотреть основы развития транспортной инфраструктуры;

выявить сущность мировой транспортной системы, а также основные задачи;

рассмотреть экономическую роль и социальное значение транспорта;

рассмотреть перспективы развития мировой транспортной инфраструктуры.

1. Транспортный комплекс мировой экономики

Транспорт является отраслью, осуществляющей передвижение пассажиров и грузов. Для эффективного и динамичного развития мировой экономики, учитывая огромные пространства между континентами, промышленными центрами и размещенными на них ресурсами, необходима хорошо отлаженная работа транспортной системы.

Транспорт является третьей по своим масштабам ведущей отраслью материального производства. Транспортная система лежит в основе международного разделения труда, оказывает непосредственное влияние на размещение производительных сил, способствует развитию международной кооперации и специализации, а также развитию интеграционных процессов в мировом масштабе.

Всего существуют пять наиболее основных компонентов современной мировой транспортной системы:

сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный;

водный (речной и морской);

воздушный.

В своей совокупности вышеперечисленные компоненты образуют целостный комплекс единой транспортной системы мира.

Мировая транспортная система является, таким образом, совокупностью всех путей сообщения, транспортных средств и транспортных предприятий мировой экономики.

На исходе XX в., вначале в японии, а затем и в Европе активно развивалась система скоростных железных дорог, которая позволяла перемещаться со скоростью 300 и более км/ч. Подобные железные дороги являются теперь довольно серьёзным конкурентами авиалиний.

Значительна в современном мире роль метрополитенов и пригородных железных дорог. Электрифицированные железные дороги являются гораздо более экологичными, нежели автомобильный транспорт.

железнодорожному транспорту принадлежит второе место (после морского) по грузообороту и также второе место (после автомобильного) по пассажирообороту. По протяженности мировой сети железных дорог (которая составляет 657 382 км — 2013 г.) данный вид транспорта уступает автомобильному. Страна-лидер по протяжности сети железных дорог — США (224 792 км, по данным за 2013 г.). Протяжённость сети железных дорог России в 2013г. составила 87 157 км.

Основная функция железнодорожного транспорта заключается в перевозке массовых сельскохозяйственных и промышленных грузов (таких как, к примеру, зерно, сталь, алюминий, уголь и др.) на значительные расстояния. Специфической чертой данного вида транспорта является регулярность его движения, вне зависимости от погодных условий, а также времени года.

Весьма значительны различия в степени развития железнодорожного сообщения (густота сети, протяженность, уровень электрификации железных дорог и пр.) по странам мира и регионам. В целом же в мире в последние десятилетия наблюдается тенденция к сокращению протяженности сети железных дорог. Особенно ярко выражена данная тенденция среди развитых стран. Строительство новых железных дорог осуществляется, в основном, только в отдельных, главным образом, развивающихся странах.

Как и раньше, железные дороги — самый высокорентабельный вид транспорта для перевозок на дальние расстояния вагонных партий грузов навалом.

автомобильный транспорт, который зародился на заре XX в., среди видов сухопутного транспорта вскоре стал ведущим. Протяженность сети автомобильных дорог из года в год растет и составила в 2013 г. 64 285 000 км, при этом, почти половина из них приходится на наиболее развитые и крупные страны мира, в частности США, Индию, Японию, Китай, Россию.

В наши дни автомобильный транспорт является наиболее распространённым из всех видов транспорта. Протяженность сети автомобильных дорог в различных странах проиллюстрирована на рис. 1.

Рис. 1 — Протяженность сети автомобильных дорог в различных странах (тыс. км.)

неоспоримыми преимуществами автомобильного транспорта являются скорость, гибкость, маневренность. В наши дни грузовые автомобили доставляют практически все виды грузов.

С другой стороны, как показывают исследования, львиная доля (около 63%) экологического ущерба Земле непосредственно связана с автомобильным транспортом. Наносится экологический ущерб обществу и окружающей среде при утилизации и эксплуатации автомобилей, масел, покрышек, топлива, строительства дорог и иных важных объектов транспортной инфраструктуры. К примеры, окислы серы и азота, которые выбрасываются в атмосферу во время сгорания бензина, служат причиной кислотных дождей.

Воздушный транспорт является наиболее быстрым и в то же время наиболее дорогим видом транспорта. Основная сфера применения данного вида транспорта включает пассажирские перевозки на расстояниях превышающих тысячи км. При помощи воздушного транспорта также осуществляются и грузовые перевозки, однако доля их весьма низка. Большей частью посредством авиатранспорта осуществляются перевозки скоропортящихся продуктов, особо ценных грузов, а также почты.

водный транспорт появился раньше всех остальных. Данный вид транспорта является самым дешевым после трубопроводного. Объемы грузоперевозок посредством водного транспорта ныне охватывают около 60-67% всего мирового грузооборота. В основном по внутренним водным путям перевозятся массовые грузы, такие как, к примеру, строительные материалы, руду, уголь, -лес. В последние десятилетия роль водного транспорта в пассажирских перевозках в значительной мере шла на спад. причиной этому является, главным образом, низкие скорости. В качестве исключений можно назвать, разве что скоростные суда на воздушной подушке и на подводных крыльях. Кроме того, все ещё значительна роль круизных лайнеров и паромов.

Трубопроводный транспорт — наиболее специфичный, поскольку с его помощью транспортируются специфические виды товаров: нефтепродукты и газ. Обслуживание данного вида транспорта не требует значительного персонала. Трубы прокладываются как на земле, так и под землёй, а также на эстакадах, а приводят в движение груз насосные станции.

Создание широкой сети трубопроводов дало возможность успешно перемещать нефтепродукты и природный газ на значительные расстояния. При этом, отсутствует необходимость промежуточных процессов перегрузки, что характерно для других видов транспорта. Таким образом, важной особенностью трубопроводного транспорта является непрерывность его функционирования.

следующим неоспоримым достоинством трубопроводного транспорта можно назвать возможность прокладки его магистралей в условиях самого различного разного рельефа местности, в том числе, через значительные водные пространства, а также в условиях вечной мерзлоты. кроме того, данный вид транспорта способен эффективно работать при любых погодно-климатических условиях, а потери при транспортировке являются минимальными. Трубопроводный транспорт превышает 11 % от всего объема мирового грузооборота.

напоследок отметим, что сама по себе транспортная система, какая бы она развитая ни была, не является достаточным условием для развития экономической системы в целом. С другой стороны, неразвитость транспортной инфраструктуры следует рассматривать в качестве сдерживающего фактора развития для экономической системы.

2. Основные тенденции развития мирового транспорта и их социально-экономические последствия

Резкий рост международной мобильности населения в последние десятилетия стал возможен благодаря углублению и интенсификации внешнеторговых, научных, туристических, социальных, культурных и иных связей. Далеко не последнюю роль в данном процессе сыграло развитие транспорта и его инфраструктуры.

лидером пассажирских перевозок является легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования. Его доля в системе мирового транспорта возросла в последние годы с 56,8 до 61,0%. К уровню железнодорожного приблизился воздушный транспорт, который в недалекой перспективе может его даже превысить.

Лидирующее положение в международных пассажирских перевозках сохраняется за воздушным транспортом, который обладает явными преимуществами перед иными видами транспорта по критерию скорости перевозки.

Развитие транспортной системы можно считать своеобразным чутким «барометром» развития как национальной, так и мировой экономики.

Традиционно, в промышленно развитых странах финансирование транспортного комплекса выступает в качестве одного из наиболее приоритетных направлений государственной экономической политики.

огромное влияние на инвестиционные процессы в транспортной сфере оказывает научно-технический прогресс. В современных условиях инвестиции, в большинстве своем, направляются на обеспечение интенсивного, а не экстенсивного развития транспортной сферы. В частности, они направляются на стимулирование роста техническое усовершенствование транспортных средств и путей сообщения, широкое распространение прогрессивных технологий, которые обеспечивают рост производительности труда работников транспортной сферы, а также повышение качества предоставляемых услуг.

Городской транспорт, как правило, субсидируется большей частью государством, а также местными и региональными органами власти. Однако, в различных странах, роль государства различна. Так, в некоторых странах субсидии государства покрывают практически все затраты на функционирование городского транспорта (Голландия, Бельгия), в других же они удельный вес государственной поддержки отрасли минимизирован (великобритания, Канада, Дания).

В странах с высокоразвитой рыночной экономикой, будет и в дальнейшем продолжаться научно-технический прогресс в транспортной отрасли. Сама структура сети путей сообщения должна претерпеть серьезные изменения. Протяженность нерентабельных участков и железнодорожных линий будет сокращаться. В то же время, во многих странах планируется создание целого ряда новых, главным образом высокоскоростных, линий. Также будут повсеместно протекать и в дальнейшем работы по электрификации сети железных дорог.

Что касается автомобильных дорог, то их протяженность с твердым покрытием будет непрестанно увеличиваться. Значительное внимание также будет уделяться дальнейшему совершенствованию уже существующей сети.

Помимо всего прочего, должно увеличиться общее количество аэропортов (большей частью грузовых), а также густота и протяженность сети внутренних авиалиний. Что касается трубопроводов, то их протяженность также возрастет, благодаря росту спроса стран Азиатско-Тихоокеанского региона на энергоносители.

весьма значительные изменения должны произойти также в парке транспортных средств. Общая численность всех транспортных средств будет неуклонно возрастать. Помимо этого, будет увеличиваться удельный вес транспортных средств обладающих прогрессивными видами тяги. Будет повышаться доля специализированного подвижного состава, его удельная мощность и грузоподъемность.

потребности мировой экономики в дальнейшем развитии высокотехнологичных схем перевозки грузов с гарантированным соблюдением строго ритмичных поставок, совершенствовании транспортных процессов продолжают оказывать значительное влияние на развитие транспортной сферы в большинстве стран мира. Таким образом, долговременные тенденции развития мирового транспорта, как и прежде, направлены на расширение мировой сети транспортных коммуникаций, повышение их загрузки, а также на дальнейшее совершенствование синхронности работы различных видов транспорта.

конечно же, наиболее динамично, успешно и эффективно прогресс в транспортной сфере протекает в развитых странах. Так, к примеру, в Соединенных Штатах Америки в течении нескольких десятков лет грузооборот на внутренних перевозках возрос более чем вдвое превысив 5000 млрд. т-км. достаточно впечатляющий рост наблюдается в сферах автомобильного и воздушного транспорта. аналогичные тенденции имманентна и для развитых стран европейского союза.

. Согласованное и опережающее развитие транспортной системы России как фактор российской экономики

Наряду с энергетикой, связью, минерально-сырьевой базой и другими аффилированными отраслями российской экономики транспорт обеспечивает важные условия жизнедеятельности государства и общества. Он является инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических, военных и других целей. Чтобы выполнять эти функции, транспорт должен быть согласован с основной экономической парадигмой, опережая общее экономическое развитие.

На сегодня Россия располагает всеми современными видами транспорта, транспортные коммуникации по своей структуре и размещению в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны.

Рис. 2 — Удельный вес различных видов транспорта в экономике России

Транспортный комплекс россии выступает системообразующим фактором экономики, основой хозяйственного и промышленного освоения территорий. По удельному весу в структуре ВВП транспортной отрасли принадлежит четвертое место.

однако следует признать, что транспорт и транспортный машиностроительный комплекс в частности остро нуждается в существенном совершенствовании и преобразовании. Рост аварийности и травматизма, повышение транспортных издержек, недопустимо высокий износ технических средств, ухудшающееся состояние окружающей среды вследствие негативного воздействия выхлопных газов убеждают в том, что транспорт России находится в кризисном состоянии. Решение этих проблем является одной из приоритетных задач российского государства.

Транспорт является одной из базовых инфраструктурных отраслей национального хозяйства страны. Степень его развития и эффективность работы оказывают непосредственное влияние на взаимодействие всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, конкурентоспособность продукции отечественного производства. Уровень развития транспорта влияет на качество жизни населения, миграцию трудовых ресурсов.

В этой связи создание нормативной правовой базы транспортной деятель, отвечающей складывающимся в России социально-экономическим условиям, является одной из важнейших задач государства.

Острой проблемой сегодня является проблема финансирования путей сообщения, в первую очередь железнодорожных и автомобильных.

В целом применительно к современным российским условиям ускоренные государственные вложения в транспортную инфраструктуру, особенно железнодорожную, являются настоятельной необходимостью для достижения долговременного экономического роста.

Рассматривая проблемы финансирования путей сообщения, нельзя оставить за рамками вопрос финансирования трубопроводных транспортных мегапроектов. Значимость трубопроводного транспорта для российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе россии.

Одной из угроз развитию согласованной, опережающей и обеспечивающей общее социально-экономическое развитие страны транспортной системы России является физический и моральный Износ основных фондов.

В результате нарушения воспроизводственных процессов в течение последних 10-15 лет наблюдается устойчивая тенденция физического старения инфраструктуры и парка транспортных средств. Все большая доля их эксплуатируется за пределами установленного срока службы. Это влечет снижение уровня безопасности транспортного процесса, рост транспортных издержек и может стать причиной возникновения дефицита провозных и пропускных возможностей в отдельных элементах транспортной системы.

Технико-экономические характеристики большинства эксплуатируемых транспортных средств, в том числе и новых, поставляемых транспортным машиностроением, существенно ниже мирового уровня. В транспортной инфраструктуре наиболее существенно отставание в применении современных транспортных технологий, а также в информатизации транспорта. Следствием этого является высокий уровень издержек, транспортной аварийности и негативного экологического воздействия транспорта на окружающую среду.

Проблема износа основных фондов тесно связана с транспортной безопасностью. Развитие транспорта является первоочередной и приоритетной задачей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. На планете ежегодно неестественной смертью заканчивается жизнь миллионов людей, причем транспортный фактор в этих потерях занимает далеко не последнее место.

Транспортный комплекс россии по- прежнему остается одним из самых значительных факторов, загрязняющих окружающую среду по сравнению с другими отраслями экономики. Его воздействие многообразно и проявляется прежде всего в загрязнении атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод, воздействии шума, вибраций на здоровье населения, в отчуждении значительных площадей под строительство объектов транспортной инфраструктуры.

здесь важной задачей государства в области автомобильного транспорта является обновление парка. Стимулом к этому является ужесточение международных экологических требований к выбросам транспортных средств. повышение требований к техническому состоянию автомобильного парка (Евро-3, Евро-4) вынуждает собственников предприятий транспорта проводить модернизацию основных фондов, что непосредственно влияет на инноватизацию российской экономики.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодня транспортная Политика в Российской Федерации остро нуждается в глубокой и всесторонней модернизации. В условиях коренного реформирования экономики России нужна продуманная государственная транспортная политика, учитывающая особенности транспорта как обеспечивающего сегмента российской экономики и его роль в экономических и социальных процессах.

транспорт социальный экономический российский

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной мировой экономике транспортная система выступает в качестве важного инструмента и источника интеграционных процессов:

транспорт участвует в процессе развития структурировании рыночной экономики;

транспортная инфраструктура формирует экономическое пространство;

в значительной мере транспортная система способствует развитию мировой торговли;

способствует глобализации инновационного производства, а также ускорению и развитию НТП;

стимулирует участие фирм в мировом рынке благодаря расширению возможностей доступа к основным рынкам товаров и услуг;

стимулирует рост занятости населения, создавая все новые рабочие места (к примеру, в одной лишь авиационной индустрии обеспечивается создание более 30 млн. рабочих мест);

стимулирует внедрение инновационных технологий;

способствует расширению инвестиций в различные регионы и страны, а также диверсификации экономик стран и всего мирового хозяйства в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. — М.: ТЕИС, 2012. — 216 с.

.Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. — М.: Изд-во «Экзамен», 2012. — 512 с.

Учебная работа. Роль и место транспортной системы в мировой экономике