Учебная работа. Региональная политика Финляндии
Региональная Политика Финляндии
Содержание
Введение
. Методологические основы исследования региональной политики
.1 Понятия региональной политики и стратегии регионального развития
.2 Территориальная структура Финляндии: история и современность
. Региональная Политика Финляндии на современном этапе
.1 Особенности современного регионального развития Финляндии
.2. Основные направления региональной политики Финляндии
Заключение
список использованных источников
финляндия региональный политика экономический
Введение
Актуальность темы. В отечественной и зарубежной политической регионалистике и региональной науке темы региональной политики и регионального развития не являются совершенно новыми. В настоящее время региональная политика страны является предметом самого пристального внимания.
Региональная Политика является составной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования, для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны.
Региональная политика — часть политики государства, направленная на организацию и упорядочение национальной территории в соответствии с целями и задачами развития страны. Предпосылкой региональной политики является неоднородность государства в хозяйственном, социальном, политическом, климатическом отношениях.
Под регионом, понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями, а главным образом — характерной направленностью развития производственных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной социальной инфраструктурой".
Региональная Политика, направленная на сбалансированное территориальное развитие, исключительно важна для Финляндии вследствие периферийного положения страны, низкой плотности населения, суровых климатических условий, ограниченности природно-сырьевых ресурсов. Процессы глобализации, быстрое старение населения выдвигают новые задачи. Укрепить международную конкурентоспособность и улучшить благосостояние страны в современных условиях невозможно без повышения эффективности управления развитием регионов, максимального использования их экономического потенциала. поэтому региональная политика Финляндии фокусируется не только на развитии беднейших территорий, но и на улучшении экономической ситуации в каждом регионе страны, то есть служит ключевым элементом общей экономической и социальной стратегии правительства.
Актуальностью данной работы также является то, что финляндский опыт региональной политики может быть полезен для разработки и реализации стратегии региональной политики в российской Федерации.
Теоретическая основа и степень изученности темы. зарубежные и отечественные ученые часто обращались к вопросам региональной политики. Тем не менее, современные ученые и исследователи оценивают состояние изученности проблемы регионального развития как недостаточное.
Источниковую базу работы составляют труды известных отечественных ученых, исследователей в области политических, экономических наук, а также политической регионалистике, в том числе научные труды А. А. Адамеску, Э. Б. Алаева, С. М. Бирюкова, А. Г. Гранберга, У. Изарда, В. Н Ильина, Ю. А. Корчагина, А. В. Кузнецова, Н. И. Лариной, В. Н. Лексина, Р. Ф. Туровского, В. В. Черниковой, А. Н. Швецова, А. Г. Эйсмонда, Д. В. Юилла и др.
В теоретическая части курсовой работы использовались учебное пособие В. В. Черниковой "Политическая регионалистика", а также учебник Р. Ф .Туровского, в которых подробно представлен теоретический аспект и сущность региональной политики, основные цели, понятия, регионального развития государства.
В практической части курсовой работы использован научный труд А. В. Кузнецова "Региональная Политика стран ЕС", где представлены основные стратегии регионального развития государств Европейского союза, в том числе и стратегия региональной политики Финляндии.
объект исследования — региональная политика Финляндии.
Предмет исследования — стратегические направления региональной политики Финляндии.
Цель данной работы — изучить основные стратегические направления региональной политики Финляндии.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
выявить сущность региональной политики и стратегии;
изучить эволюцию территориальной структуры Финляндии, а также представить современную модель территориальной организации;
выявить особенности современного этапа регионального развития Финляндии.
на основе стратегии региональной политики изучить основные направления региональной политики Финляндии;
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектико-материалистический, исторический, логический, описательный методы, а также анализ учебной литературы.
Цель и задачи исследования определили структуру работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1. Методологические основы исследования региональной политики
1.1Понятия региональной политики и стратегии регионального развития
Региональная политика государства — сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой [9, с. 45].
По сферам воздействия можно выделить следующие виды региональной политики:
. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.
. Социальная политика. В поле зрения — процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.
. Демографическая Политика. Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.
. Экистическая (поселенческая) Политика. Экстетика — наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. 5. Экологическая Политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.
. Научно-техническая Политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров [10, с. 27].
Структурирование региональной политики может производиться иначе: все зависит от критерия, положенного в его основу. Иногда различают следующие виды региональной политики:
. по целям (Политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов);
. по механизму (автоматическая — распределение по формуле, проблемная — по спецпрограммам; целевая — по конкретным регионам);
. по средствам (финансовая, административная, инфраструктурная);
. по адресату (региональные власти, организации, граждане) [10, с. 36].
К основным объектам региональной политики относятся:
производственные (прежде всего предприятие как первичное звено общественного разделения труда);
социальные (человек как представитель социума, семьи, этноса);
денежно-финансовые (федеральные бюджет, ассигнования частных лиц, иностранные инвестиции).
В качестве субъектов региональной политики мот выступать как конкретные представители государственной и районной власти (физические лица), так и отдельные учреждения, организации и предприятия (юридические лица) [10, с.41].
К основным функциональным формам региональной политики относят:
. Прогнозирование — научное предвидение предполагаемых направлений и параметров экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры.
. Региональное программирование — целенаправленное вмешательство в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.
. Региональное планирование — установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, конкретных исполнителей.
Цели и задачи региональной политики различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, присущие региональной политики практически всех стран реализующих:
. создание и упрочение единого экономического пространства, и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности;
. относительное выравнивание условий социально-экономического развития региона;
. приоритетное развитие регионов, имеющих особо важно стратегическое значение для государства;
. максимальное использование природных, в т.ч. ресурсных особенностей региона;
. предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов [9, с. 73].
Функции региональной политики вытекают из экономических преобразований и структурной перестройки экономики, межрегиональных различий в уровне жизни населения, динамике производственных показателей, финансовой ситуации. В ходе реформирования экономики происходит расслоение регионов по основным параметрам, характеризующим социально-экономическую ситуацию и глубину экономических реформ, возникают скрытые каналы территориального перераспределения ресурсов, в первую очередь финансовых. В результате этих процессов в одних регионах может наступить деградация всех сфер деятель при относительно ускоренном развитии других регионов. Такие контрасты в региональном развитии обуславливают обострение социальной напряженности, углубление политического кризиса, усиление межнациональных конфликтов. Активная региональная Политика может и должна противодействовать этим тенденциям [5, с. 53].
Функции региональной политики по используемым механизмам делят на:
экономические — государственное регулирование инвестиций, дотаций, квот, льгот, субсидий. Дифференциация по отношению к северным, центральным, южным регионам страны обусловлена природными и социально-экономическими факторами развития регионов.
социальные — регулирование регионального развития, выравнивание межрегиональных различий в уровне доходов, безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети; защите от дискриминации людей по месту жительства.
политические различают на внешнеполитические и внутриполитические. Внешнеполитические функции региональной политики — обеспечение территориальной целостности, внешней безопасности. Внутриполитические — использование региональной политики как средства регулирования взаимоотношений между различными политическими блоками [10, с.74].
структура региональной политики охватывает все основные части и субъекты процесса развития и управления регионом. одновременно она характеризует как взаимодействие структурных элементов, так и их взаимное влияние. Данная структурная модель приложима к любому региону различных стран мира и любому временному периоду.
К инструментам региональной политики относятся способы и средства, которые государство использует для решения региональных проблем — налоговые льготы, субвенции, кредиты, государственные заказы.
Реализация региональной политики предполагает разработку соответствующих документов, призванных определять основные направления социально-экономического развития территории. К числу таковых относят краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы, отдельные целевые программы по наиболее актуальным проблемам. Эти документы не носят директивного характера, а отражают лишь систематизированное представление о вероятном состоянии экономики региона в перспективе. Такой взгляд в будущее позволяет предположить характер и масштабы возможных проблем, заблаговременно подготовиться к их разрешению.
Региональная политика — важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.
. определение соотношения движущихся сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия;
. соотношение общегосударственного и регионального аспекта развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;
. подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;
. национально-экономические вопросы;
. проблемы урбанизации [9, с. 92].
К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти.
Стратегия регионального развития — это система наиболее значимых целей и решений государства, позволяющих обеспечить баланс отношений "центр — регионы" на обозримую перспективу, стимулировать развитие на всех уровнях территориально-политической иерархии и снизить конфликтность как по вертикали (между центром и регионами), так и по горизонтали (между территориальными сегментами). Другими словами, региональная стратегия — это основы теории и практики региональной политики, проводимой центральными властями. Региональная стратегия нередко является элементом национальной идеологии [10, с. 85].
В отличие от внешнеполитических и военных стратегий региональная стратегия почти никогда не представляет собой официальный документ. Скорее она выявляется экспертным путем на основе исследований текущей региональной политики (когда становятся ясными долгосрочные цели центральной власти) или же формулируется самими экспертами, стремящимися повлиять на ее развитие. Различные политические силы могут предлагать свои варианты региональной стратегии, и борьба за эти варианты может стать элементом общей политической борьбы.
В отсутствие региональной стратегии в любом ее виде баланс "центр — регионы" становится неустойчивым, а региональная политика сводится к набору частных, имплицитных тенденций отраслевого и ведомственного характера. В условиях территориально неоднородного государства такая ситуация представляет угрозу его национальной безопасности.
Таким образом, региональная Политика — это часть государственной политики, являющимся явлением многоплановым. сущность региональной политики заключается в том, что при умелом и успешном ее проведении базовые и насущные проблемы в государстве во многом будут решены, такие как отсталость регионов в экономическом развитии, Безработица, сокращение численности населения и др.
Правовым ядром региональной политики, как правило, является стратегия регионального развития — совокупность нормативно-правовых актов государства, регулирующих основные, важнейшие направления региональной политики.
.2 Территориальная структура Финляндии: история и современность
Изучая региональную политику любого государства необходимо, собственно, знать ее территориальную структуру, то есть из каких составных частей (регионов) оно состоит. Также нужно знать и эволюцию территориального устройства страны, ее исторические особенности.
Первая и наиболее важная историческая особенность развития Финляндии заключается в ее географической и климатической специфике. Финские территории в силу ряда природных факторов заселялись с явным отставанием от других регионов Европы. первый крупный этап заселения территории историки относят к середине VIII века, который продолжался до XIV столетия. В этот период территория Финляндии была включена в торговое пространство Европы. В результате Финляндия была расколота надвое — западные и восточные земли, что предопределило распространение на территории современной Финляндии регионов различного уровня развития и различных управленческих моделей [6, с. 23].
В начале XIV века в составе Шведского государства входила Юго-Западная Финляндия. Благоприятному развитию финских территорий способствовало возрастание их экономического значения для шведского королевства.
В середине XVI в. Швеция усилила свою власть над финляндским дворянством и способствовало развитию городов в Финляндии, превратив эту часть королевства в герцогство.
Следующий этап развития территории Финляндии в составе Шведского государства можно охарактеризовать как "важным этапом для развития финляндских земель стала эпоха шведского великодержавия. Связан он с мирным Столбовским договором, подписанный 27 февраля 1617 г. в Столбово, положивший конец русско-шведской войне 1613-1617 гг. В соответствии с мирным договором всё Приладожье, а также Ингерманландия с Нотербургом (орешек) и Невой отошли к Швеции и стали ее провинциями. Это сильно изменило расстановку сил в Финляндии. Однако, поскольку эти территории, в отличие от Прибалтийских провинций, давно являлись неотъемлемой административной и культурной частью Швеции, Финляндия вплоть до отделения от королевства в 1809 г. сохраняла свой официальный ранг и статус, который был выше чем у провинций. До 1634 года территория Финляндии делилась на провинции (ландскапы) [8, с. 263].
В 1634 году по инициативе графа Акселя Оксеншерна было введено деление страны на лены с целью модернизации системы управления. Деление на лены заменило собой разделение на провинции.
Финляндию составляли четыре лена:
. Або и Бьёрнеборг
. Нюланд и Тавастехус
. Выборг и Нюслот
. Эстерботтен
При заключении Ништадтского мира в 1721 г. была проведена новая государственная граница, которая расколола Финляндию надвое. В это время Западная Финляндия оставалась частью Швеции, а Карелия со своим центральным городом Выборгом была присоединена к россии и административно считалась Выборгской губернией.
Следующим значимым этапом территориального развития Финляндии стало ее полное присоединение к россии. Швеция 17 сентября 1809 г. заключила во Фридрихсгаме с Россией мир. В ходе войны между Россией и Швецией (1808-1809 гг.) россия сумела оккупировать Финляндию. Согласно мирному договору, новая граница Швеции с Россией прошла от реки Торнио на севере до Аландского моря на юге. Швеция была вынуждена отдать России шесть финских ленов, Аландские острова. после этого было образовано Великое княжество Финляндское. В 1811 г. Александр I издал указ о присоединении Выборгской (Финляндской) губернии к великому княжеству Финляндскому [8, с. 264].
В начале XVIII века великое княжество Финляндское состояло из 12 губерний, разделенных на уезды. В 1831 году Николаем I была проведена губернская реформа великого княжества Финляндского, после которой оно разделялось на 8 губерний: Або-Бьёрнеборгская, Вазаская, Выборгская, Куопиоская, Нюландская, Санкт-Михельская, Тавастгуская, Улеаборгская.
таким образом, Финляндия интегрировалась в состав Российской империи с учетом собственной специфики. Исследователи выделяют следующие особенности данной модели управления периферией:
. практическое отсутствие русской колонизации как процесса освоения этих земель русскими переселенцами;
. слабая экономическая интеграция в состав Российской империи;
. сохранение весьма широкой самостоятельности, прежде всего культурной, этноконфессиональной, даже в условиях русификации;
. сравнительно позднее начало унификации; большая часть мероприятий в этом направлении приходится лишь на начало XX века;
. значительная самоорганизация местного населения с развитым национальным самосознанием самосознанием, что стало одной из причин формирования здесь независимого государства при распаде Российской империи [8, с. 265].
после получения Финляндией независимости (6 декабря 1917 г.) губернии сохранялись как основные территориальные единицы. После того как большая часть Выборгской губернии была присоединена к СССР в результате Зимней и Второй мировой войн в Финляндии на протяжении более чем полувека насчитывалось 12 лени [6, с. 26].
В ходе реформы 1997 года было образовано 6 новых, более крупных губерний: Южная Финляндия, Западная Финляндия, Восточная Финляндия, Оулу, Лапландия, а также автономная губерния Аландские острова.
января 2010 года была изменена система управления губерниями, вместо существовавших ранее губернских правлений, во главе которых стояли губернаторы образованы агентства регионального управления. кроме этого, губерния Западная Финляндия была разделена на две части: губернию Западная Финляндия с центром в Вааса и губернию Юго-Западная Финляндия с центром в Турку.
С 1 января 2011 года в административном отношении Финляндия делится на:
. 19 областей (регионы, провинции);
. области делятся на 72 района;
. районы делятся на 342 общины [8, с. 266].
Территориальная структура Финляндии претерпела значительную трансформацию. В разные периоды истории она имела различную сетку деления. Входив в состав Швеции, Финляндия делилась в XV- первой половине XVII века на ландскапы, с 1630-х гг. — на лены. В начале XVIII века часть Финляндии отошла к россии, а в начале XIX века и вовсе полностью входила в состав российской империи на правах автономии. В этот период Финляндия имела губернскую сетку деления. В середине XX века составными частями Финляндии вновь стали лени. сегодняшнее территориальное деление соответствует современной трехуровневой практики политико-территориального деления государства.
Таким образом, можно выделить две особенности трансформации территориального устройства Финляндии:
.Суровый климат и природа стали причиной административно-политичской слабости Финляндии, ее позднего включения в политические процессы Европы.
.Современная территория Финляндии была разделена на несколько частей, которые входили в состав шведского и российского государств. Закономерным итогом данного обстоятельства стали различные уровни развития территорий и модели управления ими.
2. Региональная Политика Финляндии на современном этапе
.1 Особенности современного этапа регионального развития Финляндии
Для Финляндии региональная Политика исключительно важна из-за периферийного положения на Севере Европы, дальних расстояний, самой низкой в ЕС плотности населения, сурового климата, ограниченности природно-сырьевых ресурсов. Вызовы современности, связанные с глобализацией и быстрым старением населения, выдвигают перед региональной политикой новые задачи. Достижение общенациональных целей укрепления международной конкурентоспособности и улучшения благосостояния страны в современных условиях невозможно без повышения эффективности управления региональным развитием с тем, чтобы каждый регион Финляндии был способен задействовать в полной мере свой экономический потенциал. поэтому региональная экономика Финляндии фокусируется не только на развитии беднейших территорий, но и на улучшении экономического поведения каждого региона и тем самым является ключевым элементом экономической и социальной стратегии правительства.
только за 2005-2010 гг. показатель ВВП на душу населения в Финляндии вырос на 3 тыс. евро — до 29,96 тыс. Средний национальный уровень ВВП на душу населения примерно на 15% выше, чем в ЕС. поэтому даже самая отстающая провинция Кайнуу (20,16 тыс. евро на душу населения) с показателем 77,5% от среднего по ЕС уровня уверенно обходит некоторых новичков Евросоюза.
Вместе с тем, несмотря на заметный рост уровня жизни населения по всей Финляндии, в 17 из 19 провинций Финляндии ВВП на душу населения ниже среднего по стране уровня. наиболее развиты Южная и Западная Финляндия, а также Аландские острова. ВВП на душу населения беднейших регионов вдвое ниже, чем в богатейшей части страны — провинции Уусимаа, к которой относится столичный регион. Эти различия не являются недавним феноменом. Прибрежные южные и юго-западные области Финляндии исторически были более развитыми, нежели остальные части страны. Они имели более мягкие природно-климатические условия для жизни населения и благоприятное географическое положение для связей с развитыми странами Европы, важными для Финляндии как рынки сбыта специализированной продукции и источники сырья и необходимых готовых изделий [11, с. 43].
С замедлением роста занятости в традиционных промышленных регионах в Финляндии, подобно другим европейским странам, появилась проблема депрессивных территорий, которая отчасти размыла границы так называемой Промышленной Финляндии. Это вызвало отток населения из промышленных агломераций юго-восточной Финляндии. однако агломерация Хельсинки росла самыми быстрыми темпами. Хозяйственное развитие в 90-годы в Финляндии было отмечено самым глубоким за всю историю страны экономическим кризисом в начале десятилетия и последовавшим за ним длительным периодом подъема на волне мощного роста электронной промышленности, продукция которой, в отличие от традиционных финских отраслей, представляла наиболее быстро развивающийся сегмент мирового рынка.
Одновременно с тем, как "финское экономическое чудо" занимало все больше места в заголовках мировой экономической прессы, региональные диспропорции усиливались. Экономический рост в 1994-2000 гг. был наиболее быстрым (6,5% при средних по стране 5%) в провинциях Уусимаа, Варсинайс-Суоми, Пирканмаа и Похьойс-Похьянмаа, где было сосредоточено Производство телекоммуникационного оборудования, а именно в Хельсинки, Тампере, Йювяскюля и Оулу. Численность населения росла там на 1% в год, в то время как в регионах низких темпов экономического роста население начало сокращаться из-за миграции с середины 90-х годов. На фоне мощного хозяйственного подъема усилились региональные различия в уровне безработицы, которая после кризиса была исключительно высокой по всей стране. Если в 1990 г. средний показатель по Финляндии составлял 3,2%, а худшей ситуация была в провинциях Похьойс-Карьяла и Кайнуу, где Безработица достигала 6%, то уже в 1995 г. в целом по стране ее уровень превысил 15% [12, с. 30].
Самое неблагоприятное положение сложилось в Кайнуу (22,4%), Лаппи (21,2%), Похьойс-Карьяла (20%) и Пяйят-Хяме (18,3%). однако даже в Уусимаа и Итя-Уусимаа безработица достигала соответственно 12% и 11,7%. К 2006 г. показатель по стране снизился ровно вдвое — до 7,7% (хотя структурная безработица осталась высокой), но контрасты между регионами сохранились — от 3,6% в Итя-Уусимаа до 17,1% в Кайнуу. Разница в темпах экономического роста отразилась также на покупательной способности домохозяйств и экономике коммун. В конце 90-х годов в провинциях с быстрым экономическим ростом доходы домохозяйств и налоговая база коммун росли быстрее, чем в "отстающих". Если в целом по стране за 1995-2000 гг. располагаемые доходы домохозяйств выросли на 30,6%, то в Уусимаа — на 56,2%. На 30-32% вырос показатель на Аландских островах, в Варсинайс-Суоми, Похьойс-Похьянмаа и Итя-Уусимаа, тогда как лишь на 10,1% в Кайнуу и 11,1% в Лаппи [3, с. 127].
В следующие 5 лет контрасты сократились, но лидеры и аутсайдеры остались в основном те же. В нынешнем столетии на фоне скромных темпов экономического роста происходит выравнивание показателей регионального развития. ВВП на душу населения в Восточной Финляндии и некоторых других отстающих областях за 2001-2012 гг. вырос больше, чем в среднем по стране. Однако лидерами по динамике стали Итя-Уусимаа и Варсинайс-Суоми. Самым слабым рост оказался в Этеля-Карьяла и Кю- менлааксо, на Аландских островах ВВП на душу населения даже сократился (хотя регион по-прежнему уступает только Уусимаа). В результате замедлился процесс миграции населения в крупные города и промышленные центры. Большинство финнов столкнулось с проблемами перенаселения крупных городов: избыточной нагрузкой на сектор социальных услуг (детские сады, школы, медицинские центры) и ростом цен на жилье.
Вследствие этого усилилась тенденция переселения людей в пригороды и ближние редкозаселенные коммуны, что становится дополнительным импульсом к их развитию. Новые вызовы сбалансированному региональному развитию связаны с быстрым старением населения, которое уже стало фактом в ряде коммун, и будет нарастать с каждым годом. 2013 год станет поворотным пунктом: численность населения трудоспособного возраста 15-64 лет начнет сокращаться в связи с достижением многочисленными послевоенными поколениями пенсионного возраста и малочисленностью молодого поколения из-за низкой рождаемости. наиболее быстро и массово этот процесс будет происходить в столичном регионе, где, по оценкам, к 2025 г. населения в возрасте старше 64 лет будет на 80% больше, чем сейчас. Сбалансированная внутренняя миграция населения и рост иммиграции будут недостаточны для поддержания численности населения трудоспособного возраста на его нынешнем уровне везде, кроме Уусимаа. В провинции Похьойс-Похьянмаа вследствие высокого естественного прироста населения (высокой рождаемости) имеются возможности сохранить численность рабочей силы на нынешнем уровне. С наибольшими трудностями столкнутся компании в Восточной Финляндии и Лапландии. По оценкам, к 2025 г. численность рабочей силы в Восточной Финляндии будет на 20% меньше, чем сейчас. Нехватка рабочей силы будет накладывать ограничения на Производство. Прогнозируются наилучшие возможности роста и обеспечения рабочей силой только в таких отраслях сферы услуг, как торговля, туризм, бизнес-услуги, а также здравоохранение и социальные услуги [1, с. 43].
новые рамки для регионального развития создают и процессы глобализации. компании решают проблему оптимизации издержек через дальнейшую интернационализацию деятельности. Менее производительное трудоемкое Производство перетекает из Финляндии в другие страны, где рабочая сила дешевле. Это создает дополнительные проблемы для регионов, принимая во внимание еще и тот факт, что Финляндия с точки зрения инвестирования мало привлекательна для иностранного капитала. В этих условиях опора на инновации и "ноу-хау" становится важным фактором реализации конкурентных преимуществ как страны, так и регионов. При этом на четыре наиболее развитые провинции: Уусимаа, Варсинайс-Суоми, Пирканмаа и Похьойс-Похьянмаа приходится более 80% финских расходов на НИОКР.
Финские исследователи считают, что успех страны может опираться на более всеохватывающую и многообразную региональную структуру, нежели предполагают идеи централизации, преобладающие в бизнес-кругах, или же одностороннего развития крупных городов, поддерживаемые рядом политиков. Многополюсная региональная структура может стать одним из столпов конкурентоспособности, обеспечивая эффективность экономики Финляндии и сбалансированное социально-экономическое развитие. города среднего размера и их окрестности имеют хорошие условия как для развития высокотехнологичных видов деятель, так и для проживания населения, и должны быть основным объектом региональной политики [3, с. 130].
Современный этап региональной политики начался с принятия в 2002 году нового закона о развитии регионов. Закон исходит из того, что региональное развитие вносит вклад в национальный экономический рост, который в свою очередь отражается на экономическом развитии регионов. акцент в целевых установках региональной политики сделан на создании предпосылок для экономического роста регионов, основанного на принципах устойчивого развития, опоры на собственные силы и использование "ноу-хау", гарантирующего конкурентоспособность, благосостояние, занятость. вместе с тем была подтверждена цель содействия сбалансированному развитию регионов, уменьшения различий в уровне развития регионов, улучшения условий жизни населения. Региональная и структурная Политика ЕС рассматривается как дополнение и поддержка национальной региональной политики [11, с. 58].
Развитие регионов осуществляется на основе программ. Ответственность за развитие регионов возложена на Правительство в начале срока полномочий на основе своей программы утвердила общерегиональные цели регионального развития. На 2007-2013 гг. были сформулированы три цели: укрепление национальной и международной конкурентоспособности регионов, усиление жизнеспособности регионов и уменьшение различий в уровне развития регионов, решение особых региональных проблем. Правительство может инициировать специальные целевые программы. В настоящее время их четыре: развития региональных центров, инновационных центров, сельской местности, архипелага [12, с. 37].
На основе решения Госсовета министерства в своих стратегиях регионального развития конкретизируют цели и меры общегосударственной региональной политики, принципы распределения проектов по регионам и объемы их финансирования. В своих стратегиях министерства также учитывают конкретные цели развития отдельных провинций, определяемые союзами коммун. последние отвечают за осуществление задач региональной политики на уровне регионов. совместно с другими заинтересованными организациями и ведомствами они готовят программу развития провинции на 4 года, которая базируется на плане развития провинции, определяющем долгосрочные цели развития (20-30 лет).
С 2008 года выработку общегосударственных целей регионального развития, координацию и контроль подготовки и выполнения программ союзов и коммун и других программ в рамках закона о развитии регионов с другими министерствами и союзами коммун выполняет новое Министерство труда и экономики. Оно образовано на основе Министерства торговли и промышленности, Министерства труда и части отдела развития регионов и управления МВД и находится на этапе организационного становления.
До 2008 года региональное развитие курировало МВД, и в общих чертах схема управления региональными процессами сохранится в новом ведомстве.
В соответствии с законом о развитии регионов 2007 года было скорректировано деление Финляндии на два пояса помощи. прослеживается смещение акцента в инструментарии региональной политики с прямой помощи на развитие условий для предпринимательства и инноваций. При этом наметилось усиление значения местно уровня в открытой экономике с точки зрения успеха всего народного хозяйства, что привело к партнерству коммун и государства [4, с. 257].
Политика городов опирается на программу региональных центров. Она имеет два направления: Политика развития мегаполисов, которая охватывает регион Хельсинки и включает городские программы провинции Уусимаа, и национальная городская политика. Регулирование отличается диверсифицированным подходом, учитывающим особенности развития как крупных и многосторонних университетских городов, так и промышленных центров и других средних и мелких городов. Особое место занимает комплексная политика развития крупных городских регионов, осуществляемая на основе двух программ — региональных и инновационных центров. Их развития своих регионов и моторами экономического роста всей страны. Акцент делается на укрепление их инновационного потенциала, развитие межрегиональных сетей сотрудничества и международных связей [3, с. 146].
Региональная инновационная политика осуществляется на основе программы инновационных центров. В программу 2007-2013 гг. включено 13 национальных сфер "ноу-хау", которые разрабатывает 21 региональный инновационный центр. Эти центры функционируют на базе технопарков и технологических центров, являются формой объединения усилий научно-исследовательских и учебных учреждений и бизнеса и выполняют проекты, призванные улучшить конкурентоспособность компаний и инновационный климат регионов. Заметную финансовую поддержку им оказывают городские власти. Крупные города занимаются разработкой инновационных стратегий развития своих регионов, нацеленных на укрепление предпосылок экономического роста и углубление специализации в рамках как внутристранового, так и международного разделения труда.
Дифференцированная региональная политика в зависимости от типа региона находит выражение также в выделении такого направления, как развитие сельской местности. Раз в четыре года разрабатывается комплексная программа политики развития сельской местности, которая определяет меры, ограничивающие возможное негативное влияние на сельские регионы некоторых решений центральных властей.
Одной из старейших составных частей региональной политики Финляндии выступает Политика в отношении Аландских островов. Еще в 1948 году правительство создало долгосрочный комитет по делам архипелага. В 1967 г. его положение было законодательно закреплено в виде постановления. В 1981 г. был принят законэкономики, транспортных сообщений, услуг, культуры и охрану окружающей среды архипелага. основным инструментом является программа развития архипелага, подготовку которой осуществляет комитет по делам архипелага совместно с министерствами, союзами коммун, коммунами, компаниями, общественными организациями [1, с. 46].
Для обеспечения равных возможностей развития регионов применяются специальные меры. наиболее значимые — по развитию Восточной Лапландии и провинции Кайнуу, которые отличаются наиболее низкими темпами экономического роста, высокой безработицей, быстрым сокращением численности населения из-за миграции и отрицательного естественного прироста. Специальные меры практикуются в отношении регионов, столкнувшихся с неожиданными структурными проблемами — закрытием важных предприятий и увольнениями их персонала. действия властей направлены на развитие предпринимательства, обучение рабочей силы, снижение безработицы, осуществление проектов дорожного строительства, предоставление коммунам субсидий. Профильные министерства , центры занятости и экономики совместно с коммунами и их союзами разрабатывают планы выхода из кризиса.
В договоре об условиях вступления Финляндии в ЕС были учтены особенности северных регионов с низкой плотностью населения. Для их поддержки в 1994-1999 гг. в число приоритетов структурных фондов ЕС была включена дополнительная "цель 6" — содействие развитию регионов с чрезвычайно низкой плотностью населения. В этот период Финляндия получила из структурных фондов ЕС 1386,6 млн. евро, ставшие большим подспорьем в преодолении последствий разрушительного экономического кризиса начала 90-х гг. В 2000-2006 гг. финансирование ЕС выросло до 2254,1 млн. евро вследствие включения регионов с низкой плотностью населения в новую "цель 1" — содействие развитию и корректировке структуры отстающих регионов — с наибольшими размерами помощи [3, с. 143].
В 2007-2013 гг. финские программы осуществляются в рамках двух приоритетов деятельности структурных фондов: "региональная конкурентоспособность и занятость" и "европейское территориальное сотрудничество". примерно 90% финансирования приходится на реализацию цели "региональная конкурентоспособность и занятость", которая распространяется на территорию всей страны, в том числе столичный регион, рассматриваемый как мотор экономического роста Финляндии. такой подход отражает постепенное смещение акцента с традиционной помощи слабым регионам на стимулирование развития внутреннего потенциала всей территории страны. Распределение этих средств является прерогативой национального правительства. Разработка, осуществление, а также управление и контроль программ, частично финансируемых из структурных фондов ЕС, регулируются законом "О структурных фондах" от 29 декабря 2006 г. Правительство Финляндии также разработало и приняло национальную стратегию структурных фондов и программу мер по ее реализации на 2007-2013 гг. Эта стратегия тесно связана с национальными целями регионального развития и делает акцент на четырех аспектах деятельности:
. стимулирование инновационной деятельности;
. повышение занятости, квалификации рабочей силы [1, с. 47].
. улучшение транспортного сообщения и условий окружающей среды.
Меры поддержки стратегии направлены в первую очередь на Восточную и Северную Финляндию, а также на проблемные территории Южной и Западной Финляндии.
Наиболее важным изменением на новый программный период стала прямая привязка региональной политики к Лиссабонской стратегии повышения конкурентоспособности, занятости и темпов экономического роста. Ресурсы финских программ структурных фондов уже сейчас почти на 80% ориентированы на приоритеты Лиссабонской стратегии.
Структурные фонды — не единственный инструмент осуществления целей региональной политики ЕС. национальная региональная помощь также оказывает существенное влияние на национальную региональную политику, поскольку регулирует допустимые размеры помощи, выделяемой национальным правительством менее развитым регионам.
Финляндия участвует в 9 программах ЕС по региональному сотрудничеству и трех программах в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства. Финляндия сотрудничает с Швецией, Эстонией, Латвией и Норвегией в трансграничных программах Север, Ботния-Атлантика и Центральная Балтика, которые поддерживают взаимодействие в сфере предпринимательства, туризма, охраны окружающей среды, культуры, инфраструктуры, здравоохранения, образования. участие в транснациональных программах Балтика и Северная Периферия направлено га поддержку инноваций, охрану окружающей среды, развитие транспорта и устойчивое развитие городов. Межрегиональное сотрудничество строится на принципах охватывающих весь ЕС [3, с. 149].
Таким образом, для современного этапа регионального развития Финляндии характерны ряд особенностей:
.сравнительно высокий уровень развития финских регионов, отсутствие явно отстающих, депрессивных регионов;
.оказание на региональное развитие факторов глобализации, из-за чего главный упор делается на повышение инвестиционной привлекательности каждого региона в отдельности и развитие "ноу-хау";
.присутствие географического и исторического факторов развития — наиболее развитыми регионами Финляндии остаются южные и западные провинции;
. осуществление региональной политики не только в рамках внутригосударственных, но и в рамках общей региональной политики европейского союза.
2.2 Основные направления региональной политики Финляндии
Региональная Политика, направленная на сбалансированное территориальное развитие, исключительно важна для Финляндии вследствие периферийного положения страны, низкой плотности населения, суровых климатических условий, ограниченности природно-сырьевых ресурсов. Процессы глобализации и быстрое старение населения выдвигают новые задачи. Укрепить международную конкурентоспособность и улучшить благосостояние страны в современных условиях невозможно без повышения эффективности управления развитием регионов, максимального использования их экономического потенциала. поэтому региональная политика Финляндии фокусируется не только на развитии беднейших территорий, но и на улучшении экономической ситуации в каждом регионе страны, то есть служит ключевым элементом общей экономической и социальной стратегии правительства [1, с. 36].
сегодня решать эти задачи Финляндия может и в рамках единой региональной политики Евросоюза, в том числе с помощью механизмов перераспределения средств через структурные фонды. По существу, национальная и общеевропейская региональная политика образуют единое целое.
Началом нового этапа региональной политики специалисты считают 2002 г., когда вступил в силу новый закон о развитии регионов, в котором впервые была зафиксирована неразрывная связь между конкурентоспособностью и экономическим ростом регионов. Исходя из этого, особое значение придается созданию предпосылок устойчивого роста за счет более эффективного использования внутреннего потенциала регионов и внедрения "ноу-хау", гарантирующих их высокую конкурентоспособность. Одновременно сохраняет свою актуальность традиционная для региональной политики цель — обеспечение сбалансированного развития, сглаживание межрегиональных различий в уровне экономического развития и условиях жизни населения. Региональная и структурная Политика ЕС рассматривается в качестве дополнения национальной региональной политики [3, с. 127].
Развитие регионов осуществляется на основе программ. Ответственность за их выполнение возлагается на полномочия правительств губерний, центров занятости и экономики, других местных органов управления и союзов коммун, более четко разграничив сферы их ответственности и устранив существующее дублирование функций.
Правительство в начале срока полномочий утверждает общенациональные цели регионального развития. На 2007-2013 гг. сформулированы три цели: повышение конкурентоспособности регионов, уменьшение различий в уровне их развития, решение особых региональных проблем. Правительство может инициировать специальные целевые программы. В настоящее время действуют несколько таких программ — по региональным и инновационным центрам, развитию сельских территорий и территории архипелага [4, с. 258].
Опираясь на решения Госсовета, министерства в соответствии со своим профилем конкретизируют цели и инструменты общегосударственной региональной политики, распределяют проекты по регионам, уточняют порядок их финансирования. В своих стратегиях они учитывают также конкретные цели развития отдельных провинций, определяемые союзами коммун. Согласно изменениям в законе о региональном развитии, вступившим в силу в 2007 г., министерства обязаны проводить переговоры с союзами коммун и учитывать их ежегодные предложения по государственному финансированию планов развития регионов.
Союзы коммун совместно с другими заинтересованными организациями и ведомствами готовят четырехлетние программы, базирующиеся на долгосрочных планах развития провинций на 20-30 лет. Первые такие программы были рассчитаны на 2003-2006 гг. При подготовке подобных документов учитываются общегосударственные цели развития регионов, а также "стыкуются" все действующие в данном регионе программы как по линии ЕС, так и национальные. ежегодно составляется план мероприятий по выполнению программы, который министерства обязаны учитывать при составлении финансовых предложений для госбюджета [3, с. 132].
С 2008 г. разработка общегосударственных целей регионального развития, координация подготовки и контроль за выполнением программ, предусмотренных законом о развитии регионов, совместно с другими министерствами и союзами коммун осуществляются новым министерством — труда и экономики. Оно образовано на базе министерства торговли и промышленности, министерства труда и части министерства внутренних дел. В общих чертах действовавшая ранее схема управления региональными процессами сохраняется и в новом ведомстве.
Продолжается курс на смещение акцента с прямой помощи на создание необходимых условий для развития предпринимательства и внедрения инноваций, что предусматривает более широкий и комплексный охват региональной проблематики и укрепление партнерства коммун и государства в целях более полного учета потребностей регионов в деятель министерств [1, с. 42].
В современной региональной политике Финляндии сохраняются несколько приоритетных направлений:
.Развитие городов. Политика развития городов включает две важные составляющие: развитие мегаполисов и национальную городскую политику. Диверсифицированный подход позволяет учитывать особенности развития разных типов городов: крупных и многопрофильных университетских, промышленных, средних и малых. особое место занимает политика комплексного развития крупных городских регионов, к которым помимо Хельсинки относятся Тампере, Турку, Оулу, Ювяскюля, Куопио, Лахти, Лаппеенранта-Иматра и Вааса. Их растет: они являются моторами экономического роста для всей страны. Акцент делается на укреплении инновационного потенциала этих регионов, развитии межрегионального и международного сотрудничества. На 2006-2010 гг. предусматривались специальные меры по поддержке столичного региона, конкурентоспособность и сбалансированное развитие которого имеют определяющее значение для страны [3, с. 135].
. Поддержка инноваций. Региональная инновационная Политика опирается на программу развития инновационных центров. На 2007-2013 гг. определены 13 национальных сфер ноу-хау, которые будут разрабатываться в 21 региональном инновационном центре. Эти центры, функционирующие на базе технопарков и технологических центров, объединяют усилия бизнеса, научно-исследовательских и учебных учреждений для выполнения проектов, призванных повысить конкурентоспособность компаний и улучшить инновационный климат регионов. Значимую финансовую поддержку им оказывают городские власти. В крупных городах разрабатываются инновационные стратегии, нацеленные на укрепление предпосылок экономического роста и углубление специализации в рамках как внутристранового, так и международного разделения труда.
. Развитие сельской местности. Раз в четыре года разрабатываются комплексные программы развития сельской местности. В настоящее время действует правительственная программа "жизнеспособное село — ответственность министерств и региональное развитие", где определены стратегические ориентиры политики развития сельских регионов, а также меры по их реализации на 2007-2013 гг. Эта программа содержит региональный раздел, который относится к сельским районам, не подпадающим под программу региональных центров, городские программы провинции Уусимаа и не расположенным в столичном регионе и на Аландских островах. задача этого направления региональной политики — определить стратегические акценты в развитии экономических и инновационных структур этих периферийных областей и наметить новые формы и методы деятельности.
.развитие Аландских островов. важной составляющей региональной политики Финляндии остается Политика в отношении архипелага. Еще в 1948 г. правительство создало комитет по делам этой территории, но только в 1981 г. был принят специальный закон об архипелаге, который обязывает государство и коммуны обеспечивать там развитие экономики, транспортных сообщений, услуг, культуры и охрану окружающей среды. основным инструментом служат программы, разрабатываемые комитетом по делам архипелага совместно с министерствами, союзами коммун, коммунами, компаниями и общественными организациями. Задача сегодняшней программы — обеспечить развитие архипелага в качестве природно-рекреационного комплекса как в интересах всей страны, так и для улучшения условий жизни местного населения [1, с. 45].
В целях создания равных возможностей для развития регионов применяются специальные меры по поддержке территорий с самыми низкими темпами экономического роста, высокой безработицей, быстрым сокращением численности населения вследствие миграции и отрицательного естественного прироста (Восточная Лапландия, провинция Кайнуу).
специальные меры применяются и в отношении регионов, столкнувшихся с неожиданными структурными проблемами — закрытием важных предприятий и увольнениями их персонала, например, в связи с переводом производства в страны с низкими издержками на рабочую силу. На 2008 г. к проблемным отнесены восемь районов, в основном в Южной и Западной Финляндии. действия властей здесь направлены на развитие предпринимательства и обучение кадров, снижение уровня безработицы посредством осуществления проектов дорожного строительства, а также предоставления субсидий коммунам. Профильные министерства, центры занятости и экономики совместно с союзами коммун и местными коммунами разрабатывают планы выхода из кризиса. бюджетные средства выделяются для центров занятости и экономики в виде субсидий компаниям и ассигнований на поддержание занятости.
Заключение
Региональная Политика государства — сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.
Можно выделить такие виды региональной политики как экономическая, социальная, демографическая, поселенческая, научно-техническая.
Цели и задачи региональной политики различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие цели, присущие региональной политики практически всех стран реализующих:
создание и упрочение единого экономического пространства, и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности;
относительное выравнивание условий социально-экономического развития региона;
приоритетное развитие регионов, имеющих особо важно стратегическое значение для государства;
максимальное использование природных, в т.ч. ресурсных особенностей региона;
предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов.
Сущность региональной политики — это умелое и успешное ее проведение, требующего усилий как от центральной власти государства, так и от регионов в отдельности.
важнейшей составляющей региональной политики каждого государства является стратегия регионального развития. Как правило, она представляет не один документ, а совокупность нормативно-правовых актов, способствующих эффективному проведению региональной политики.
Изучая региональную политику страны, необходимо знать исторические модели ее территориального устройства, а также современную модель.
На специфику территориального деления Финляндии оказало большое влияние географический и природный факторы. Входив в состав Шведского королевства, Финляндия делилась на ландскапы, а затем на лени. Являясь автономией в составе российской империи, Финляндия имела губернскую сетку деления. Современная модель территориального деления включает: 7 губерний, 19 областей (регионы, провинции), 72 района, 342 общины.
На современную модель территориального устройства Финляндии оказали влияние два фактора:
суровый климат и природа как причина административно-политичской слабости Финляндии, ее позднего включения в политические процессы Европы.
вхождение современной территории Финляндии в состав шведского и российского государств. Закономерным итогом данного обстоятельства стали различные уровни развития территорий и модели управления ими.
Региональная Политика, направленная на сбалансированное территориальное развитие, исключительно важна для Финляндии вследствие периферийного положения страны, низкой плотности населения, суровых климатических условий, ограниченности природно-сырьевых ресурсов. Процессы глобализации и быстрое старение населения выдвигают новые задачи. Укрепить международную конкурентоспособность и улучшить благосостояние страны в современных условиях невозможно без повышения эффективности управления развитием регионов, максимального использования их экономического потенциала. поэтому региональная политика Финляндии фокусируется не только на развитии беднейших территорий, но и на улучшении экономической ситуации в каждом регионе страны, то есть служит ключевым элементом общей экономической и социальной стратегии правительства.
Для современного этапа регионального развития Финляндии характерны ряд особенностей:
. сравнительно высокий уровень развития финских регионов, отсутствие явно отстающих, депрессивных районов;
. оказание на региональное развитие факторов глобализации, из-за чего главный упор делается на повышение инвестиционной привлекательности каждого региона в отдельности и развитие "ноу-хау";
. присутствие географического и исторического факторов развития — наиболее развитыми регионами Финляндии остаются южные и западные провинции;
. осуществление региональной политики не только в рамках внутригосударственных, но и в рамках общей региональной политики европейского союза.
В законе о развитии регионов 2002 года, а также в специально принимаемых программах определены направления региональной политики Финляндии:
. Политика развития городов включает две важные составляющие: развитие мегаполисов и национальную городскую политику. Диверсифицированный подход позволяет учитывать особенности развития разных типов городов: крупных и многопрофильных университетских, промышленных, средних и малых. особое место занимает политика комплексного развития крупных городских регионов, к которым помимо Хельсинки относятся Тампере, Турку, Оулу, Ювяскюля, Куопио, Лахти, Лаппеенранта-Иматра и Вааса. Их растет: они являются моторами экономического роста для всей страны. Акцент делается на укреплении инновационного потенциала этих регионов, развитии межрегионального и международного сотрудничества.
. Региональная инновационная политика опирается на программу развития инновационных центров. На 2007-2013 гг. определены 13 национальных сфер ноу-хау, которые будут разрабатываться в 21 региональном инновационном центре. Эти центры, функционирующие на базе технопарков и технологических центров, объединяют усилия бизнеса, научно-исследовательских и учебных учреждений для выполнения проектов, призванных повысить конкурентоспособность компаний и улучшить инновационный климат регионов. Значимую финансовую поддержку им оказывают городские власти. В крупных городах разрабатываются инновационные стратегии, нацеленные на укрепление предпосылок экономического роста и углубление специализации в рамках как внутристранового, так и международного разделения труда.
. Развитие сельской местности. В настоящее время действует правительственная программа "жизнеспособное село — ответственность министерств и региональное развитие", где определены стратегические ориентиры политики развития сельских регионов, а также меры по их реализации на 2007-2013 гг. Эта программа содержит региональный раздел, который относится к сельским районам, не подпадающим под программу региональных центров, городские программы провинции Уусимаа и не расположенным в столичном регионе и на Аландских островах. задача этого направления региональной политики — определить стратегические акценты в развитии экономических и инновационных структур этих периферийных областей и наметить новые формы и методы деятельности.
. Развитие Аландских островов означает обеспечение развитие архипелага в качестве природно-рекреационного комплекса как в интересах всей страны, так и для улучшения условий жизни местного населения
государственная региональная политика Финляндии проводится в соответствии с принятой программой.
За время проведения региональной политики произошло изменение самого подхода к ней, приоритетности ее задач для успехов социально-экономического развития страны. Оценивая динамику региональных диспропорций, можно констатировать, что региональной политике в Финляндии, по крайней мере, удается держать их примерно на одном уровне.
В рамках европейского союза Финляндия — пример успешного регионального развития и инновационной политики, который может многое другим странам и регионам ЕС. Дальнейшее развитие региональной политики Финляндии будет происходить в тесной увязке с целевыми ориентирами ЕС.
Список использованных источников
.Бурнаева Е. Региональная Политика Финляндии / Е. Бурнаева // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — №5. С. 36-48.
. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг. — М: ИНФРА-М, 2009. — 185 с.
. Кузнецов А. В. Региональная Политика стран ЕС / А. В. Кузнецов. — М.: ИМЭМО ран, 2009. — 230 с.
. Ларина Н.И. Региональная политика в странах рыночной экономики / Н. И. Ларина, А. А. Кисельников. — М: Вестник БИСТ, 2008. — 315 с.
Ларина Н.И. Региональная Экономика и управление/ Н. И. Ларина. — Новосибирск: СибАГС, 2005. — 299 с.
. Мартынов В. Л. Опыт реформирования административно-территориального деления Финляндии / В. Л. Мартынов // Международные процессы. — 2008. — №8. С. 23-27.
. Пикулькин А.В. Система государственного управления / А. В. Пикулькин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 639 с.
. Солдатова А. С. Трансформация политико-территориального устройства Финляндии: историческая специфика / А. С. Солдатова // Национально-государственная организация финно-угорских народов: опыт россии и зарубежных стран. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. С. 261-266.
. Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика / Р. Ф. Туровский. — М.: ГУ ВШЭ, 2010. — 792 с.
. Черникова В. В. Политическая регионалистика / В. В. Черникова. — Воронеж: Истоки, 2009. — 120 с.
. Юилл Д. В. основные характеристики региональной политики: опыт европейских стран / Д.В. Юилл. — М: Научный мир, 2009. — 55 с.