Учебная работа. Пути сотрудничества ЕС и Китая

Пути сотрудничества ЕС и Китая

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Иркутский государственный университет

ГОУ ВПО ИГУ

Исторический факультет

Кафедра мировой истории и международных отношений

Курсовая работа

Пути сотрудничества ЕС и Китая

Выполнила:

студентка 3 курса

Группы 07333Д

Хабибулина Юлия Раисовна

Научный руководитель:

к.и.н. доцент Игумнова Людмила Олеговна

г. Иркутск 2011 г.

Введение

В 2010 году исполнилось 35 лет со дня установления дипломатических отношений между ЕС и Китаем. За эти годы масштабы экономических и политических связей многократно увеличились. Сегодня это крупная система торговли и инвестиций в глобальной экономике. В перспективе, по мере превращения Китая в один из важнейших центров мировой политики, отношения между ЕС и КНР могут стать одним из первостепенных факторов, определяющих развитие всей системы международного взаимодействия.

Центр международной политики неуклонно смещается в Азию и Китайская Народная Республика, ВВП которой вырос в четыре раза со времени начала экономических реформ в 1978 году, продолжает наращивать свой потенциал.

Актуальность темы заключается в том, что в условиях всемирной глобализации пришло время для качественно нового партнерства между ЕС и Китаем. сегодня Китай привлекает к себе интерес всех без исключения мировых держав. Во-первых, это страна с наибольшим экономическим потенциалом в мире, во-вторых, Китай имеет стратегически важное значение для ЕС, в-третьих развитие и консолидация стабильных, справедливых и открытых обществ и соблюдение международных норм имеют важное значение для полной реализации партнерства между Европейским Союзом и Китаем.

Политика ЕС в отношении Китая предполагает наряду с интенсификацией политического диалога содействие в ускорении интеграции китайского государства в мировую экономику и повышение инвестиционной активности в этой стране, а также оказание технической помощи в модернизации китайской экономики в целом.

Развитие и консолидация стабильных, справедливых и открытых обществ и соблюдение международных норм имеют большое значение для полной реализации партнерства между Европейским Союзом и странами Азии. Ответственное государственное управление, верховенство права, права человека, демократизация, образование и подготовка являются ключевыми сферами, в которых ЕС готов поделиться опытом. ЕС может поделиться опытом региональной интеграции, которая ведет к политической стабильности и процветанию.

Китай очень выгодная площадка для европейского Союза, характерно то, что Китай становится на современном этапе лидирующей страной в АТР наравне с Южной Кореей.

Объектами исследования являются сферы сотрудничества ЕС и Китая как ныне существующие, так и возможные.

Предметом исследования являются изучение историографии взаимоотношений между страной и союзом, современные показатели развития экономик, заключённые договора по тем или иным сферам.

Целью работы является исследование и анализ истории сотрудничества ЕС и Китая, а так же сфер взаимодействия данных акторов международных отношений в современное время.

Выполняя данную работу, я поставила перед собой следующие задачи:

-Проанализировать историю взаимоотношений альянса и Китая.

-Выявить главные сферы сотрудничества через анализ современной обстановки.

-Рассмотреть особенности политики сторон в отношении друг друга.

-На основании проведённых исследований сделать соответствующие выводы.

В своей работе я опиралась на труды известных учёных, так же на различные публикации в журналах и интернет сайтах. Основой для работы стала статья профессора Института Европы РАН М.Г.Носова. основные авторы, работы которых были использованы для подготовки данной работы, рассматривающие развитие Китая через призму политики, экономики и внешнеполитических связей: Страхов Н.Н, Гельбрас В., Бергер Я., Михеев В. Так же работы ученых по образованию, развитию и внешнеполитическим связям европейского союза таких как: Борко Ю., Шинаев В., Золотухин Н. и др. многочисленные статьи представлены в библиографическом списке.

Глава 1. Из истории

Связи между ЕС и КНР имеют долгую и не всегда гладкую историю. Первые европейцы проникли в Китай ещё в XIII веке, и в основном их деятельность была направлена на проповедь христианства. затем попытки европейцев познать Китай относится к 1516-1517 гг., когда португальские торговые корабли с товарами подошли к китайским берегам у Кантона. Однако после вооруженного столкновения с китайцами, грабежей и погромов они были изгнаны с побережья. Попытка португальских купцов обосноваться близ Нинбо, предпринятая в 40-х гг. XVI в., тоже окончилась безуспешно.

В 20-х гг. XVII в. у китайских берегов появились голландские и английские корабли. Англичане после пушечного обстрела береговых укреплений у Гуанчжоу добились разрешения торговать с Китаем. К концу XVI — началу XVII в. относится появление в китайских городах монахов-иезуитов (итальянцев, немцев, португальцев), которые не только занимались миссионерской Деятельностью, но и собирали сведения о стране, осуществляли посредничество в торговле, главным образом оружием.

Однако начиная с 40-х годов XIX века Китай, который создал одну из самых древних и развитых цивилизаций в мире, оказался в тяжелейшем кризисе, он стал жертвой колониальных аппетитов Европы и японии. Сто следующих лет для Китая были годами унижений и иностранного господства.

Цин и опиумные войны.

Однако в средине XVII в. династия Мин сменилась династией Цин (1644-1912) основанной маньчжурскими племенами, быстро ассимилированными китайской культурой. Цинские правители старались держать европейцев на расстоянии, позволяя им селиться в Кантоне (Гуанчжоу). однако это не могло воспрепятствовать торговле, в которой выходцы с Запада проявили себя с наихудшей стороны: они начали ввозить в Китай опиум, выращенный в Индии. Хотя в современном представлении продажа опиума в обмен на шёлк, чай, фарфор есть не что иное как продажа наркотиков, тогда опиум веками употреблялся беднейшими слоями населения, как лекарство от депрессии, для расслабления мышц и просто для приглушения чувства голода. Люди понимали, что привыкли к опиуму но продажа его не была нарушением закона.

быстрое привыкание к опиуму у народа привело к императорскому запрету на его распространение в 1800 г., однако взамен на этот сомнительный продукт Британцы стали в достатке получать фарфор, в накладе не оставались и китайские торговцы. И на указы императора никто внимания не обращал. Так продолжалось до 1839 года, тогда китайские власти осуществили беспрецедентную акцию. Они уничтожили 20000 ящиков опиума чем спровоцировали Первую Опиумную Войну. Китай не позволял торговать Англии в тех размерах, которые они требовали, тем более правительство Цин проводило политику изоляции Китая.

мощное лобби торговцев опиума заставило Британское правительство в апреле 1840 года объявить войну Китаю. В том же месяце флотилия из 40 кораблей с 4000 солдатами на борту покинула Индию в направлении Китая. ожесточенная война с явным перевесом сил в сторону британцев. Результатом войны стала победа Великобритании, закреплённая Нанкинским договором <#"justify"> Конфликт нарастал, и британцем пришлось отступить. Стало понятно, что Китай не собирается выполнять никаких обязательств. Внезапно генерал-губернатор Гуандуна открыто призвал жителей уничтожать англичан. В известной мере это было даже на руку представителям западных держав — получив в результате стремительной первой войны целый ряд привилегий, они хотели большего и искали лишь повод, чтобы окончательно раздавить заносчивую империю.

И такой повод вскоре нашелся — в октябре 1856 г. в Гуандунском порту по обвинению в незаконной торговле и пиратстве было арестовано судно «Эрроу» («Стрела»), которое принадлежало китайцам, но ходило под британским флагом. Этот незначительный инцидент и послужил формальному началу второй опиумной войны, которая также получила название «Война Эрроу». В мае 1858 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Муравьев-Амурский в момент атаки англо-французских войск на Тяньцзинь от имени России заключил Айгуньский договор о разграничении территории по Уссури и хребту Хинган, вернув, таким образом, России несколько сот тысяч квадратных километров, отторгнутых Цинским правительством по Нерчинскому договору 1689г.

Во время войны происходили грабежи, сокровища, которые собирались столетиями- лакированная и инкрустированная мебель, фавор и расшитые золотом одежды, — все это было в одночасье разграблено самым варварским образом, а затем часть зданий была подожжена европейцами. вторая опиумная война закончилась.

А в октябре 1860 г. был заключен ряд соглашений, получивших обобщенное название «Пекинский протокол». По сути, Китай целиком утрачивал право на политическую самостоятельность в торговле и внешних отношениях. Полуостров Кволун (Цзюлун — ныне часть Гонконга) отходил к англичанам, французы получали возможность «покупать или арендовать землю и строить на ней все, что они захотят», а военные компенсации были еще больше возросли и составили по 8 млн. серебряных унций каждой сторонне, то есть в три раза больше, чем полагалось по Тяньцзиньскому договору. По дополнительному соглашению к России возвращалось около 400 тыс. кв. км. по реке Уссури. В 1864 г. между Россией и Китаем был подписан Чугучакский протокол, по которому регулировались территориальный отношения в районе озера Балхаш и Центральной Азии. Опиумные войны стали страшным национальным унижением для Китая, который до этого времени считал себя единственным центром цивилизации. впрочем, была и другая сторона последствий опиумных воин — Китай стал открываться для западных технологий и инноваций, западной системы образования и медицины, по всей стране начали создаваться современные миссионерские школы и больницы, но цена за такой прогресс была заплачена очень высокая.

К концу XIX в. Китай подошел в положении страны, чье имперское величие было целиком разрушено иностранными державами. В результате двух Опиумный войн (1839-42, 1856-60), которые Китай проиграл из-за чрезвычайной технологической отсталости и неспособности реальности оценить мощь западной цивилизации, некогда величественная Поднебесная империя была опутана целой сетью унизительных договоров с иностранными державами. В их результате Китай потерял Гонконг, часть Маньчжурии, западные сеттльменты создавались практически по всему Китаю, более десятка крупнейших портов были открыты для иностранной торговли, причем сами иностранцы пользовались правами экстерриториальности, платили крайней небольшую торговую пошлину или не платили ее вовсе. Все это было страшным унижением национального достоинства Китая.

Последующие более 30 лет для Китая были тяжелым испытанием, из которого он вышел, не потеряв своей культурной уникальности, самобытности и силы духа населения государства. В эти годы были предприняты безуспешные попытки освободить страну от экспансии Запада, в основном они заключались в народных ополчения, восстаниях, которые были жестоко подавлены западными странами. Начинается череда войн Запада с Японией за раздел Китая на сферы влияния.

Далее последовали две Мировых войны. Европа была практически вся вовлечена в международный конфликт, тогда как в Китае формируется правительство. В преддверии Первой Мировой войны в 1911 г. в Китае разворачивается Синьханская революция. вслед за провинцией Хубэй 14 других провинций страны объявляют власть Цинской династии низложенной и провозглашают свою независимость от Пекина. К концу года формально власть маньчжурского правительства признают лишь провинции Чжили, Хэнань и Ганьсу. Провозглашена Китайская Республика. Грядёт ряд реформ под покровительство Сунь Ятсена, столица Китая переносится в Нанкин, хотя все эти перемены проходят под пристальным вниманием Европы.

первые шаги к независимости

В Первой Мировой Войне Китай объявляет о своём нейтралитете. После первой мировой войны с 1921-1922г. в Вашингтоне проходит конференция об ограничении морских вооружений и проблемах Дальнего Востока <#"justify"> Создание Европейского Экономического сообщества было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская Интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

Первые участники сообщества Бельгия, Германия, Голландия, Италия, Люксембург и Франция. Со временем сообщество включило в себя ещё шесть стран, и с 1967 года его органы <#"justify"> Создание ЕЭС, помимо экономических, преследует и политические цели — объединение сил западно-европейского капитализма против мирового коммунистического движения, социалистических государств, а также национально-освободительной борьбы колониальных и зависимых стран. В учреждении ЕЭС нашло также отражение стремление определённых монополистических кругов «шестёрки» консолидировать свои силы в конкурентной борьбе с монополиями др. стран, в первую очередь США, за передел рынков сбыта.

Официальной целью создания ЕЭС было объявлено достижение «всестороннего развития экономической деятельности» в масштабах всего сообщества, «постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет», путем создания «Общего рынка». Под «Общим рынком» мыслится такое объединение (Интеграция) национальных рынков стран-участниц, в котором предусматривается: постепенное устранение всех ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения «лиц, капиталов и услуг»; проведение общей политики в области транспорта и хозяйства; разработка принципов согласования экономической политики стран-участниц; установление единообразных правил конкуренции, сближение законодательств стран-участниц.

В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование таможенного союза (1968 -1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике. В 1984-1987 гг. была принята «рамочная» комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятель. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы — «Эврика».

впоследствии создание ЕЭС рассматривалось Китаем в позитивном ключе. В отличие от СССР, который отказывался признавать объединённую Европу, Китай стремился к расширению связей с новым альянсом. С точки зрения китайского руководства, ЕЭС был противовесом США — главному противнику КНР. Позже ЕЭС рассматривался как союзник Китая в противостоянии с СССР.

В 1970-е годы Китай рассматривал Европу в контексте теории трех миров, согласно которой она относилась ко второму миру, и китайское руководство рассчитывало в союзе с ней и развивающимися странами — третьим миром — бороться с гегемонизмом первого мира — США и СССР. после того как в январе 1973 года к ЕЭС присоединились великобритания, Ирландия и Дания, значение Союза для Китая значительно выросло.

В мае 1975 года вице-президент Европейской комиссии Кристофер Сомс посетил Пекин и провёл переговоры о расширении и институциализации контактов между Брюсселем и Пекином. 16 сентября того же года ЕЭС и КНР подписали соглашение об установлении дипломатических отношений. Через три года, в апреле 1978-го, в Брюсселе стороны заключили торговое соглашение, в рамках которого была создана Совместная комиссия Китай — ЕЭС. Для ЕЭС это стало первым соглашением с социалистической страной, и, хотя Китай получил статус страны наибольшего благоприятствования, от отношения были оговорены рядом ограничений: на Китай не распространялись льготы, предназначенные для стран, входящих в зоны свободной торговли и таможенные союзы. В то время оборот торговли КНР со странами Западной Европы составлял всего лишь 4-5 млрд долл., а политические отношения в основном сводились к двусторонним контактам между Китаем и отдельными европейскими странами.

Глава 2. Начало сотрудничества

первые годы после установления связей между ЕЭС и КНР отношения развивались не слишком высокими темпами. Китай ещё не совсем оправился от тяжёлых и трагических последствий культурной революции и ещё не вступил в период экономических реформ, провозглашённых Дэн Сяопином на III пленуме ЦК КПК в декабре 1978 года. Серьёзную роль в стремлении сторон установить более широкие связи играл и крен политики КНР в сторону Запада в контексте советско-китайских разногласий.

Институциональной основой отношений между ЕС и Китаем стало подписанное в 1985 году Соглашение о сотрудничестве. Этот документ, наряду с дополнениями, сделанными в 1994 и 2004 годах в форме обмена письмами, до настоящего времени остаётся основой экономического и политического сотрудничества между Евросоюзом и Китаем. В 1995, 1998 и 2001 годах Еврокомиссия выступила с тремя посланиями по Китаю.

Соглашение 1985 года значительно расширило сферы сотрудничества с Китаем, включая создание совместных предприятий, передачу технологий, вопросы инвестирования, деятельность в третьих странах и многое другое. Статус страны наибольшего благоприятствования был расширен, хотя многие ограничения сохранились. Были достигнуты договорённости по вопросам либерализации торговли и взаимного снятия таможенных барьеров.

Посольство ЕЭС в Пекине открылось лишь в мае 1988 года. Вскоре отношения серьёзно пошатнулись в связи с расстрелом студенческих выступлений на площади Тяньаньмэнь.

Напомню, что События на площади Тяньаньмэнь 1989 года, также известные как «события 4 июня» (кит. <#"justify"> Различные источники указывают разное число жертв от 300 до 1000 среди гражданского населения, другие же утверждают что более 4000 тысяч человек ранено и убито, само же китайское правительство объявило о 263 жертвах.

события вызвали волну международного осуждения правительства КНР, следствием чего стали различные санкции и другие меры в отношении Китая. В июне 1989 года руководством ЕЭС было принято решение о приостановке экономических и культурных связей с Китаем.

Последствия выступлений на площади Тяньаньмэнь сыграли злую шутку с Китаем. теперь Китаю снова придется искать доверие западных держав. С 1990 года Европа начала активно ставить вопрос о нарушении там прав человека.

Однако уже в октябре 1990 года министры иностранных дел стран ЕЭС принимают решение о постепенном возобновлении связей с Пекином. Распад СССР и крах социализма в Европе, наряду с очевидными успехами начатых Дэн Сяопином в 1978 году экономических реформ, повысили заинтересованность сторон в пересмотре отношений. Определённую роль в повышении интереса Китая к ЕЭС сыграла и война с Ираком. В Пекине демонстрация военных возможностей США стимулировала поиск потенциальных союзников в борьбе против однополюсного мира.

несмотря на дипломатический прорыв, достигнутый сторонами, в период с 1975 по 1994 гг. двусторонние отношения развивались крайне медленно — Брюссель и Пекин подписали только два относительно важных документа: Соглашение о торговле 1978 года и Соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве 1985 года, послужившее основой для создания Совместного комитета как главного органа по управлению двусторонними отношениями.

однако уже в октябре 1990 года министры иностранных дел стран ЕЭС принимают решение о постепенном возобновлении связей с Пекином. Распад СССР и крах социализма в Европе, наряду с очевидными успехами начатых Дэн Сяопином в 1978 году экономических реформ, повысили заинтересованность сторон в пересмотре отношений. Определённую роль в повышении интереса Китая к ЕЭС сыграла и война с Ираком. В Пекине демонстрация военных возможностей США стимулировала поиск потенциальных союзников в борьбе против однополюсного мира.

1992 год ознаменовало подписание Маастрихтских соглашений, которые стали началом, основанного на базе европейского Экономического Сообщества, Европейского Союза. Он включал в себя ещё более широкие возможности государств участников в создании зоны свободной торговли, создании таможенных союзов, экономический и валютный союз, поддержание стабильности мировой экономики, увеличение числа участников интеграции и т.д. Так же создание европейского Союза рассматривается учёными и аналитиками как способ обеспечения безопасности европейских государств. Современная общеевропейская концепция безопасности (Common Foreign and Security Policy — CFSP) подробно изложена в Маастрихтском договоре 1992 года, которая сформулировала основные цели CFSP. Среди них охрана общих ценностей, интересов, независимости и целостности ЕС; обеспечение безопасности ЕС любым доступным способом; поддержание мира и укрепление международной безопасности; организация международного сотрудничества; развитие и укрепление демократии и законности, уважение прав человека и базовых свобод. китай Экономика политика интеграция

После подписания в 1992 году Маастрихтских соглашений и формирования собственного курса в отношении третьих стран, ЕС получил возможность расширения масштабов политических и экономических связей, как с Китаем, так и с другими странами.

Фундамент для двустороннего политического диалога был заложен в 1994 году. С тех пор проводятся регулярные встречи между Тройкой ЕС и Китаем на министерском уровне плюс политические консультации на высоком уровне между Комиссией ЕС и Китаем. Этот формат также стал поддерживаться встречами Министров иностранных дел ad hoc , и встречами, проходящими дважды в год, между Министром иностранных дел Китая и послом ЕС в Пекине и между Министром иностранных дел страны-председателя ЕС и Послом Китая в столице страны-председателя. В 1994 году Дэн Сяопин заявил, что первым приоритетом для Китая является противостояние гегемонии и политике силы, а также защита мира. Следовательно, Китай расставил свои приоритеты в международной политике в соответствии со своими национальными интересами.

Начиная с первого стратегически важного документа «долгосрочная политика китайско-европейских отношений», выпущенного Комиссией ЕС в 1995 году, сотрудничество между Китаем и ЕС стало развиваться особенно быстро. Документ предложил установление долгосрочных отношений с Китаем, «отражающих его экономическое и политическое влияние в регионе и в мире». В Сообщении рассматривалась возможность развития отношений с Китаем через расширение областей сотрудничества. В нем перечислялись: развитие человеческих ресурсов (студенческие обмены, содействие образованию и профессиональной подготовке китайских специалистов), содействие экономическим и социальным реформам в Китае, борьба с бедностью в городах и селах (путем содействия региональной политике китайского руководства), защита окружающей среды, научно-техническое и деловое сотрудничество.

Спустя три года Комиссия ЕС признает, что «пять опор сотрудничества ЕС-Китай, заложенные в Сообщении 1995 года, прошли проверку временем»*3. В Сообщении «строительство всеобъемлющего партнерства c Китаем », выпущенном КЕС в 1998 году, ставка была сделана на совершенствование политического диалога ЕС-Китай. главным его элементом предлагалось сделать встречи на уровне глав государств и правительств. Исходя из самого названия и сути документа, ЕС взял курс на создание всеобъемлющего партнерства с Китаем. Ставилась задача «через усовершенствованный политический диалог вовлекать Китай в международное сообщество», «поддерживать переход Китая к открытому обществу, основанному на верховенстве закона и уважении прав человека», «дальнейшей интеграции Китая в мировую экономику и мировую торговую систему и поддержки экономических и социальных реформ в стране».

Как отмечалось в докладе, подготовленном Комиссией для Совета и Европейского Парламента в сентябре 2000 года, все эти встречи помогли усилить политическое сотрудничество между Китаем и ЕС.

В мае 2001 года КЕС выпускает новое Сообщение «Стратегия ЕС в отношении Китая: Выполнение Сообщения 1998 года и будущие шаги в направлении более эффективной политики ЕС», в котором подчеркивалось, что содействие переходу Китая к открытому обществу, основанному на верховенстве закона и уважении прав человека, является центральным элементом отношений ЕС-Китай. Стратегия также предлагала инструменты реализации политики в отношении Китая: развивать диалог на уровне политических директоров, запустить проведение встреч экспертов в формате Тройки (по таким вопросам, как нераспространение), установить регулярный диалог в формате Тройки на уровне политических советников с китайским Министерством иностранных Дел по ряду региональных и международных вопросов.

В 2003 Европейский Совет принимает Европейскую стратегию безопасности, в которой Китай назван стратегическим партнером Евросоюза. В этом «стратегическом партнерстве» ЕС сделал упор на общих интересах не только в двусторонних отношениях, но и в том, что касается глобальной повестки дня.

Со своей стороны, китайское правительство только в этом же 2003 году выпустило первый собственный доклад, касающийся политики в отношении ЕС. Хотя доклад появился на 8 лет позже первого сообщения ЕС по отношениям с Китаем, он имел особо символическое конкретной стране или региону, когда-либо принятым Пекином, что свидетельствовало о большом значении, которое Китай готов был уделять Европе.

Глава 3. Сферы взаимодействия

Две предыдущие главы были посвящены историческим обстоятельствам или так называемой исторической справке. События прошлых лет помогли мне понять сущность отношений европейского Союза и Китая. Все страны и континенты, по моему мнению, должны взаимодействовать, дабы получить полноценный политический диалог и избежать каких-либо военных конфликтов.

Начну эту главу с объяснения каркаса отношений ЕС и Китая.

Уровни отношений:

·политический диалог, который включает, диалог по правам человека; экономические и торговые отношения, включая секторальные диалоги, ключевые для экономических и социальных реформ; программа сотрудничества ЕС-Китай, инструмент, с помощью которого ЕС оказывает техническую помощь и содействие Китаю в развитии. первый компонент двусторонних отношений — политический диалог стал особенно значимым за последние годы. лидеры встречаются раз в год, чтобы обсудить наиболее актуальные вопросы двустороннего сотрудничества.

·Встречи на высоком уровне. Среди них: министерские тройки (один-два раза в год); встречи между председателем Совета по общим делам и внешним сношениям и послом КНР в стране-председателе ЕС (один раз за президентство), встречи между Министром иностранных дел Китая и главой Делегации ЕС в КНР (один раз за президентство). К этому добавляются стратегический диалог ЕС-Китай на уровне заместителей министра иностранных дел (один-два раза в год); встречи Тройки политических директоров (раз в год) и Тройки региональных директоров (раз в год).

·Встречи на уровне экспертов включают консультации на высоком уровне по вопросам нелегальной миграции и торговле людьми, организуемые раз в год; проходящий дважды в год Диалог по правам человека. Согласно Сообщению Еврокомиссии 1995 года, «приверженность соблюдению прав человека и основных свобод лежит в основе внешней политики ЕС». Данный диалог дает возможность Евросоюзу выразить озабоченность нарушениями свободы слова, собраний и вероисповедания, применением пыток, смертной казнью и проблемами этнических меньшинств. По мнению ЕС, любое стратегическое партнерство должно основываться на «общих ценностях». С точки зрения Брюсселя, необходимо сделать акцент на вовлечении гражданского общества в построение стратегического партнерства.

На регулярной основе также проходят встречи по делам Азии, вопросам нераспространения и экспорта обычных вооружений.

Описанный механизм проложил путь для дальнейшего развития экономического сотрудничества. Но и само экономическое сотрудничество, в свою очередь, стимулирует политическую координацию между ЕС и Китаем.

Сфера экономики

В Западной Европе торговое сотрудничество с Китаем долгое время не рассматривалось в качестве первоочередной задачи. Еще в конце 80-х годов XX в. статистики из стран Евросоюза обычно включали показатели торговли с Китаем в раздел торговли со странами, чей объем экспорта и импорта лишь немного превышал 2 % внешнеторгового оборота европейских стран. Даже в начале 90-х годов в экспорте Германии, Франции, великобритании и Италии Китай занимал лишь 16 — 17-е места. Но в середине 90-х годов положение начало меняться, что было связано с эволюцией общего экономического развития как стран Западной Европы, так и Китая. Происходило как бы осознание растущего значения экономического и политического «веса» каждой из сторон. И политическая составляющая стала играть все большую роль в отношениях между ЕС и Китаем.

Основой развития двусторонних экономических отношений, как уже упоминалось, является Соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве 1985 года. Заседания Совместного комитета, созданного на его основе, проходят раз в год на уровне министров, старших должностных лиц и в рамках Экономической и торговой рабочей группы.

внушительные успехи, достигнутые Китайской Народной Республикой в ходе осуществления хозяйственных и социально-политических преобразований за последнюю четверть века, привлекают к себе внимание всего мира.

Начав в 1993 году политику реформ и открытости, Китай стал прилагать усилия для интеграции в систему глобальной экономики. Частью этой политики было стремление КНР вступить в ВТО, что сделать без согласия ЕС было невозможно. руководство Союза занимало более гибкую, чем США, позицию в вопросе о приёме Китая в ВТО. Более того, ЕС способствовал повороту США в пользу принятия Китая в торговую организацию.

Китай в полной мере использует достижения своей экономики и беспрецедентно растущий внешнеторговый потенциал. Торговля между ЕС и Китаем — это взаимодействие двух самых крупных в мире рынков, что определяет глубокий взаимный интерес в углублении контактов на всех уровнях. С момента вступления Китая во Всемирную торговую организацию в 2001 году Пекин приложил огромные усилия, чтобы адаптировать национальное законодательство по защите интеллектуальной собственности к Соглашению по Торговым Аспектам Прав интеллектуальной Собственности (ТРИПС), центральному элементу правовой базы ВТО. Комиссия ЕС финансирует программу технического сотрудничества в области прав интеллектуальной собственности, которая поддерживает правоохранительные органы Китая. 30 октября 2003 года Китай и Еврокомиссия достигли соглашения по данному диалогу, его структуре, содержанию и частоте проведения. Соглашение было заключено между Директоратом по Торговле и Министерством Торговли Китая.

Налаживание двусторонних отношений перспективно и имеет высокий потенциал. Т.Блэр сказал: «Развитие отношений с Китаем является одним из приоритетных направлений британского правительства. Лондону необходимо контактировать с Пекином, так как Китай оказывает все большее влияние на Великобританию. Экономический рост Китая создал множество возможностей для двусторонней торговли и инвестиций». «Торгово-инвестиционные связи между Великобританией и Китаем базируются на прочной основе. В прошлом году двусторонний торговый оборот составил 13 млрд. фунтов стерлингов. Великобритания является крупнейшим инвестором ЕС в экономику Китая. капиталовложения КНР в экономику Великобритании также набирают темпы. Мы поощряем эту тенденцию».

И Европейский союз, и Китай за последние двадцать лет претерпели колоссальные изменения. ЕС, создав единую валюту, расширив состав до 27 государств-членов, производя самый большой ВВП в мире, стал ключевым игроком на мировой арене. Китай прошел путь важнейших экономических и социальных реформ, показал колоссальные темпы роста экономики. Вместе с внутренними реформами выстраивалась и архитектура двусторонних отношений.

Быстро растущие политические и экономические связи между Евросоюзом и Китаем заставили пересмотреть рамки сотрудничества. Во время проведения Шестого саммита ЕС-Китай в 2003 году лидеры согласились, что расширение и возрастающее число диалогов и консультаций на разных уровнях показали рост «зрелого партнерства» ЕС и Китая и усиление их стратегического значения.

Выбранный Китаем путь социально-экономического и политического развития — это сочетание социалистического строя с рыночной экономикой. подобный выбор отвечает общемировой тенденции к созданию смешанной экономики. И результаты доказывают, что этот путь достаточно эффективен. За последние десятилетия КНР превратилась в динамично развивающееся государство, одну из ведущих стран мира. Рост ВВП (по ППС) Китая. (см.приложение)

С 1978 по 2003 год объём торговли между Китаем и странами ЕС вырос более чем в 30 раз и составил 146,5 млрд евро (152,7 млрд долл.). В 2003 году Китай стал вторым по значению после США торговым партнёром ЕС, а во внешнеторговом обороте Китая ЕС тоже уступает только США. Во внешней торговле ЕС-15 без учёта внутрирегиональной торговли на КНР в экспорте пришлось 4%, в импорте 11%. Для сравнения: на Японию пришлось соответственно 4,2% и 7,9%, на США 22,5% и 17,3%, на Россию 3,3% и 5,6%. Во внешней торговле Китая на ЕС приходится 24,6 % в экспорте и 10,9% в импорте. В 2003 году экспорт в Китай десяти европейских стран, готовившихся к вступлению в ЕС, составил 804 млн евро, а импорт из Китая — 9,5 млрд долл.

Рост торговли сопровождался изменением номенклатуры товаров китайского экспорта в ЕС. В 1980 году доля продукции машиностроения, куда по китайской таможенной классификации входит промышленное оборудование, транспортное машиностроение, компьютеры и электроника, в общем объёме экспорта КНР составила 4,6%, в 1990 году она выросла до 9%, а в 2003 году достигла 39%.

В 2003 году в экспорте ЕС-15 в КНР 92,4% пришлось на готовые изделия, в импорте из Китая на эту категорию товаров пришлось немногим больше — 95,7%, в том числе на машины и транспортное оборудование 24,2%, на текстильные товары 2,6%, на одежду 11,5%, на игрушки 7,7%.

Закупки КНР в Европе состоят в основном из автомобилей и авиатехники немецкого и французского производства, что и определяет долю этих стран (почти 60%) в экспорте ЕС в КНР. Самым крупным партнёром Китая в ЕС остаётся Германия, на которую в 2003 году пришлось 45,3% экспорта ЕС-15 в Китай и 23,4% импорта КНР в страны ЕС. Среди крупнейших экспортёров — Франция (11,7% от экспорта стран ЕС в Китай), Италия (9,7%), в импорте за Германией идет Великобритания — 18,1%, Нидерланды — 15,3%, Франция и Италия — по 10%.

В 2003 году ЕС-15 экспортировал в Китай товаров на 44,9 млрд долл., (40,2 млрд евро), импорт из КНР достиг 107,8 млрд долл. (95,5 млрд евро). Дефицит ЕС в торговле с КНР составил 62,9 млрд долл. (55,3 млрд евро).

Международное движение капиталов имеет важное значение для экономики КНР, особенно импорт капитала. В течение последних десятилетий за счет кредитов иностранных правительств и международных финансовых организаций финансировалось сооружение свыше 300 объектов, 65 % которых — это предприятия энергетики, транспорта и связи. Часть средств используется на развитие сырьевой базы, мелиорации, охраны окружающей среды, науки и здравоохранения.

В последние годы помимо прямой торговли в экономических отношениях между ЕС и Китаем появляются новые модели. Так, на данный момент в Европе довольно высока доля китайского капитала, — в рамках экономической экспансии крупные китайские предпринимательства открывают представительства в странах ЕС, арендуют офисы, инвестируют в местный бизнес.

В свою очередь, чтобы расширить свое участие в размещении инвестиций в КНР, транснациональные Корпорации стран Евросоюза резко увеличивают свою экспансию, особенно в сфере прямых капиталовложений. В ближайшее время германская компания «BASF», британская «British Petroleum», англо-голландская «Royal Dutch-Shell» и французская «Total» построят в Китае 3 крупных завода по производству этилена (стоимостью в несколько миллиардов евро каждый), а также ряд других предприятий, в частности фармацевтических. Это будет означать пятикратное увеличение инвестиций европейских ТНК в экономику республики.

При общем росте выпуска автомобилей в КНР в 2003 г. на 87 % на китайском автомобильном рынке активно действуют германская компания «Volkswagen» (до 40 % продаж) и французская «Peugeot — Citroen», а доля американских компаний составляет лишь 10 %.

Евросоюз подписал соглашение об упрощенном визовом обмене, облегчающем китайским туристам посещение большинства стран ЕС (в то же время США даже пытаются ужесточить визовую политику по отношению к гражданам Китая).

особое место в отношениях Евросоюза и США с Китаем занимают проблемы, связанные с безопасностью. Европейцы готовы сотрудничать и в тех областях, куда США опасаются пускать бурно развивающееся государство из соображений безопасности стратегического характера. Например, несмотря на сопротивление США, специалисты Китая участвуют в создании европейской системы спутниковой навигации «Galileo».

Евросоюз не считает Китай своим непосредственным конкурентом в определении мировой политики и в официальных материалах говорит о КНР как о стратегическом партнере. И в Китае все больше понимают важность укрепления отношений со странами ЕС.

Стратегическое сотрудничество

Формально Брюссель и Пекин считают себя партнёрами в сфере безопасности, однако это скорее партнёрство в понимании общности задач, чем конкретное взаимодействие. Но учитывая, что и ЕС, и Китай являются странами, находящимися на пути к глобальному лидерству, сотрудничество в сфере безопасности приобретает для них всё большее Отношение КНР к проблемам безопасности в значительной степени отличается от европейского. Китай всё ещё остаётся в рамках более традиционного подхода: он озабочен внешними угрозами, охраной границ, сохранением целостности страны, стабильностью в регионе. ЕС, находясь в военной структуре НАТО, больше озабочен такими проблемами, как терроризм, распространение наркотиков, трансграничная преступность.

Сотрудничество ЕС и Китая в области безопасности развивается по линии координации двусторонних усилий в нераспространении оружия массового поражения, в предотвращении региональных конфликтов, в превентивной дипломатии. В Европе высоко оценивают роль Китая в урегулировании проблемы безопасности на Корейском полуострове, в свою очередь, КНР получает информацию от Брюсселя по проблемам урегулирования на Ближнем Востоке.

между Китаем и Европой поддерживаются связи на уровне военного руководства, но пока они носят в основном представительский характер. В 1995 году между Францией и Китаем состоялся обмен визитами начальников штабов вооружённых сил, а в следующем году министр обороны Франции посетил Китай. В марте 2003 года делегация НОАК (Народно-освободительная Армия Китая) посетила Париж и Брюссель, что заложило основы контактов между НАТО и КНР.

После того как в декабре 2003 года ЕС встал на путь объявления Пекина стратегическим партнёром, Китай в рамках нового уровня отношений потребовал снятия эмбарго на экспорт оружия из стран ЕС, мотивируя это тем, что США поставляют вооружение Тайваню. Это требование было поддержано руководителями Франции и великобритании, чьи компании продолжали поставлять в Китай оборудование двойного назначения. Введение эмбарго на экспорт вооружения и военных технологий в Китай в 1989 году, по западным оценкам, сыграло критическую роль в создании китайских систем ПВО и ракет воздух-воздух.

Если в американо-китайских отношениях элемент взаимного военного недоверия и ядерного сдерживания является их неотъемлемой частью, то в отношениях между ЕС и КНР непосредственных или даже гипотетических военных угроз нет. В то же время проблема роста китайского военного потенциала и будущее военной политики КНР затрагивают ЕС как в контексте военного союза с США, так и с точки зрения перспектив отношений между Россией и Китаем. Любая форма военной конфронтации между Вашингтоном и Пекином непосредственно затронет будущее отношений Европы и Китая. очевидно, что в этой ситуации, даже если Европе удастся сохранить нейтралитет, отношения с Китаем будут сведены к минимуму. В меньшей степени это относится к маловероятному, хотя и возможному в отдалённой перспективе, обострению отношений между Россией и Китаем. В этом случае Европа будет делать свой выбор, исходя из своих конкретных интересов и в зависимости от развития ситуации.

Стратегическое партнерство как общая цель сотрудничества Китая и ЕС было определено на саммите в Гааге в декабре 2004 года. При этом следует отметить, что термин «стратегическое партнерство» так и не был пояснен сторонами. Стратегия европейской безопасности ЕС 2003 года, впервые упомянувшая о возможности такого рода отношений с Китаем, не объясняла, как и в каких сферах будет применяться стратегическое партнерство.

Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в одном из своих выступлений отмечал, что «стратегическое партнерство» означает «всестороннее, многоуровневое сотрудничество» в разных областях, основанное на «долгосрочных и стабильных отношениях», которые стоят выше «различий в идеологии и социальных системах» и не подвержены «влиянию частных случаев, происходящих время от времени». «Партнерство» определено как сотрудничество: «Обе стороны должны исходить из взаимного уважения и доверия друг другу. Стараться расширять сближающие интересы и находить общую позицию по основным вопросам и откладывать различия, по менее значительным». Таким образом, китайское правительство попыталось сместить акценты с вопросов, где наблюдаются разногласия (например, в сфере прав человека), называя их частными, несущественными для выстраивания стратегии отношений.

На седьмом саммите, в 2004 году, стороны подтвердили, что будут продолжать изучать возможность заключения нового базового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, чтобы отразить продолжающееся развитие двусторонних отношений

В том, что касается стратегического партнерства, главным видится создание механизма, способного ставить долгосрочные цели сотрудничества с одной стороны, а с другой — уже в настоящем времени предугадывать появление новых проблем. например, уже сейчас способствовать решению вопроса о снятии эмбарго на поставки оружия, или возможных проблем в торговле текстилем. Китайские чиновники считают, что на саммитах не представлена полная картина дел, и подчёркивают сложность решения каких- либо проблем на таких встречах.

Этические интересы ЕС в Китае.

Нельзя не сказать о политике ЕС, которая направлена на соблюдение прав человека в мире, на соблюдение мировых стандартов по загрязнению окружающей среды, проводят активные действия по защите живой природы. Эта Политика так же и распространяется и на Китай, с некоторыми отступлениями от норм. Так как Экономика Китая считается все таки развивающейся, то во время подписания Киотского протокола Индии и Китаю позволили не брать на себя обязательств по основным его пунктам.

Как мы можем заметить из исторической справки, силой заставить Китай подчиняться тем или иным нормам не имеет смысла, по сему Евросоюзу приходится действовать через диалог и разного рода договорённости, при том что Китай готов идти на некоторые уступки.

Задачи политики ЕС в отношении Китая, провозглашённые в обоих документах, сводятся к:

·вовлечению Китая в международное сообщество, прежде всего через политический диалог;

·поддержке перехода Китая к открытому обществу, основанному на главенстве закона и уважении прав человека;

·дальнейшей интеграции Китая в мировую экономику путем ещё большего вовлечения в глобальную торговую систему и поддержки экономических и социальных реформ;

·лучшему использованию имеющихся у ЕС ресурсов;

·повышению имиджа ЕС в Китае;

В свою очередь китайское руководство сформулировало свои четыре принципа политики Китая в отношении ЕС, что было сделано в ходе визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Европу в сентябре 1994 года:

·развитие отношений с прицелом на XXI век;

·взаимное уважение;

·взаимная выгодность отношений;

·разрешение любых международных проблем путём переговоров и консультаций.

Если рассмотреть эти принципы, то мы увидим их направленность по отношению друг к другу и настрой на политический диалог. В центре обеих программ стоит политический диалог и стремление к развитию отношений. ЕС подчёркивает свою приверженность созданию в КНР открытого общества и принципам уважения прав человека, а Китай делает акцент на взаимном уважении.

Ограничения в проведении политики критики Китая в вопросах соблюдения прав человека обусловлены отсутствием консенсуса внутри самого Европейского Союза, что связано как с позицией отдельных членов организации, так и с противоречиями внутри руководящих органов ЕС. Так, например, Европейский парламент акцентирует внимание на проблеме нарушения прав человека в Китае, тогда как Европейская комиссия подходит к этому значительно мягче. Основная претензия Евросоюза в существовании в Китае смертной казни. Я считаю, что Китай встал на этот путь развития давно и этот путь оказался более успешным. Китаю нужно время на то, чтобы прийти к отмене смертной казни.

Евросоюзом же руководит идея создать нечто по своему образу. Защита демократии и общечеловеческих норм являются приоритетным направлением политики ЕС.

Но на саммите в 2006 году ЕС заявил, что несмотря на данные руководством Китая на саммите в 2005 году обещания защищать и укреплять права человека, Китай продолжает придерживаться курса, на котором права человека грубо нарушаются, − заявила Amnesty International накануне намеченной на 9-е сентября 2006 встречи на высшем уровне между ЕС и Китаем. В обзорном документе для ЕС организация обрисовала наиболее тревожащие её проблемы в области прав человека в Китае.

«ЕС следует добиться от китайских властей понимания того, что слова, неподкреплённые делами, наносят ущерб международной репутации страны. Безразличие по отношению к своим обязательствам − это такое пренебрежение мнением международной общественности, которое ЕС не может позволить себе игнорировать», — заявил Дик Оостинг, директор представительства «Международной Амнистии» при ЕС.

массовое применение смертной казни в Китае остаётся одной из главных проблем. Точное количество смертных приговоров, приведённых в исполнение в 2005 году, неизвестно. По данным организации, в Китае казнили 1 770 человек, однако это число может достигать 10 тысяч.

В Китае смертная казнь осуществляется через расстрел (обычно в затылок). однако всё чаще смертные приговоры приводятся в исполнение путём смертельной инъекции в «передвижных спецфургонах». Amnesty International глубоко обеспокоена этим обстоятельством, полагая, что этот метод может способствовать изъятию внутренних органов казнённых.

Власти Китая не приняли никаких мер по реформированию или упразднению тех положений Уголовного кодекса, которые в основном применяют для произвольного задержания адвокатов, журналистов и правозащитников. тысячи людей по-прежнему находятся под стражей в так называемых центрах «трудового перевоспитания» без предъявления обвинений и передачи дела в суд, причём некоторые из них провели в них уже более четырёх лет. Широко применяются пытки и жестокое обращение.

Сегодня ЕС готов идти на такие меры как ограничение торговли, а затем возобновление взамен на реформирование законодательства Китая.

Заключение

огромная страна, всегда привлекающая к себе внимание всего мира, не оставила равнодушным никого, будь то средневековье или нынешнее время.

На данный момент отношения между Китаем и ЕС переживают новый важный период своего развития. Шансов, создаваемых многополярностью и глобализацией двусторонним отношениям, гораздо больше. Пекину очень важно перевести правила и формат международных отношений в ту сферу, в которой он чувствует себя более уверенно. В сферу экономики и мирного решения споров.

второй приоритет — создать новый международный и экономический порядок. Иными словами, если Китаю удастся перевести международную жизнь в указанный выше формат и сделать со временем свою экономику локомотивом международных процессов, он сможет вернуть себе утерянный статус Срединного царства, сердца мира.

Для дальнейшего развития отношений Китай-ЕС нужно придерживаться, по моему мнению следующих направлений: во-первых, поддерживать тесные контакты на высоком уровне, в полной мере используя действующий механизм диалога во имя своевременного обмена мнениями по двусторонним и глобальным вопросам;

во-вторых, улучшать структуру торговли, надлежащим образом рассматривая возникающие в двусторонней торговле проблемы;

в-третьих, проводить переговоры по соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Китаем и ЕС, придерживаясь активного подхода;

в-четвертых, как можно скорее разработать совместный план научно-технического сотрудничества, подписать соглашение о взаимодействии в сферах образования , культуры, туризма, взаимодействие в сферах климатических изменений, энергетики и охраны окружающей.

Китай и ЕС имеют прочную базу для поддержания сотрудничества и совместной борьбы с вызовами. сегодня в условиях тяжелых последствий глобального экономического кризиса Китай оказывает поддержку ослабшей экономике Евросоюза с помощью инвестирование автомобильной промышленности, Китайская компания океанских перевозок вложила Инвестиции в строительство греческого порта Пирей.

Европейские страны являются для КНР крупнейшим источником новых технологий и инвестиций. Поэтому, учитывая вес на мировой арене как ЕС в целом, так и крупнейших стран союза, Европа рассматривается в Пекине в качестве стратегического партнера страны.

В то же время Китай стоит перед необходимостью считаться с существующими на современном этапе сложностями и противоречиями при взаимодействии с Европейским Союзом, которые вызваны как политическими и экономическими, так и морально-этическими разногласиями. фактически в отношениях сторон Пекину отводится роль «младшего партнера», вынужденного выполнять большую часть предъявляемых требований. В механизме экономического роста Китая большую роль сыграла открытая внешнеэкономическая политика, которая идет по линии отстаивания своих позиций в международном разделении труда.

несомненно, через несколько лет сотрудничество интеграционного альянса и Китая может привести к оспариванию у США права определять мировую политику.

Библиографический список

Литература:

1.Алексей Вандам <#"justify">приложение 1

Рост ВВП Китай:

Приложение 2

Рост ВВП по отношению к другим странам

<#"justify">приложение 3

Основные статьи экспорта КНР

Учебная работа. Пути сотрудничества ЕС и Китая