Учебная работа. Процесс глобализации и его влияние на экономику Беларуси

процесс глобализации и его влияние на экономику Беларуси

Содержание

Введение

1. понятие, тенденции и факторы процесса глобализации

2. Белорусская экономическая модель и возможность ее выживания в условиях глобализации

3. Какой должна быть Беларусь во втором десятилетии XXI века?

4. оптимальная стратегия приспособления Беларуси к процессам глобализации

Заключение

список использованных источников

Введение

Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития в XXI веке, является глобализация. Ее суть — в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров, рабочей силы, услуг и технологий.

Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развития международных обменов. Даже государства, имеющие значительные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, в протекающих в нем процессах должна оказать благотворное влияние на экономику республики, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономики, адаптировать национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.

Наблюдаемый сегодня валютно-экономический кризис белорусской экономики свидетельствует о несостоятельности выбранной белорусской экономической модели в нынешнем ее виде. Она не позволяет успешно конкурировать Республике Беларусь среди других государств. В связи с тем, что белорусская Экономика является открытой, ей необходимо выработать механизм взаимодействия с другими странами и обеспечить собственную конкурентоспособность на глобальном уровне, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Предметом исследования курсовой работы является процесс глобализации.

В качестве объекта исследования выступает Экономика Республики Беларусь как часть глобализирующейся экономики.

Цель курсовой работы — рассмотреть процессы глобализации и их влияние на экономику Республики Беларусь.

Задачи курсовой работы следующие:

рассмотреть понятие, тенденции и факторы процесса глобализации;

изучить особенности белорусской экономической модель и возможности ее выживания в условиях глобализации;

рассмотреть оптимальную стратегию приспособления Беларуси к процессам глобализации.

В ходе написания курсовой работы были изучены материалы по данной тематике, изложенные в книгах, периодических изданиях и на Интернет-порталах, белорусских и зарубежных авторов, таких как Ковалев М.М., Янченюк Е.В., Панарин А.С., Кизима С.А., Веселов Ю. и др.

1. понятие, тенденции и факторы процесса глобализации

На рубеже XX-XXI вв. глобализация утвердилась в качестве основной, фундаментальной тенденции развития мирового хозяйства. однако активная экономическая глобализация вызывает противоречивое восприятие ее перспектив и последствий, что требует осознания сущности процессов, происходящих в мировом экономическом пространстве.

несмотря на широкое распространение понятия «глобализация», определение ее сущности сопровождается рядом противоречий: множественностью трактовок и определений, неоднозначностью причин и исторических рамок данного феномена, а также размытостью трактовки результатов глобализации и неопределенностью перспектив ее развития. Множественность определений понятия «глобализация» обусловлена всеобъемлющим характером данного процесса, охватывающего все сферы жизнедеятельности людей. Однако предлагаемые и используемые определения не всегда отражают существующие реалии, не охватывают процессы во всей их многогранности и не заостряют внимание на качественно новых явлениях.

Под глобализацией в большинстве случаев понимаются рост экономической открытости, либерализация торговли, международного капитала. Г. Колодко пишет: «Глобализация — это исторический процесс либерализации и интеграции рынков товаров, капиталов и труда, которые прежде функционировали в определенной степени изолированно, в единый мировой Рынок» [20, c.8]. Другие авторы связывают глобализацию с развитием экономической интернационализации, происходившей на протяжении всего XX в., следствием чего стало усиление взаимозависимости экономик не только отдельных стран, но и регионов. По определению М. Интриллигейтора, глобализация означает «значительное расширение мировой торговли и всех видов обмена в международной экономике при явно выраженной тенденции к большей открытости, интегрированности и отсутствию границ» [20, c.8].

Причина неоднозначности и множественности трактовок глобализации кроется в проблеме определения начала данного процесса. Само понятие «глобализация» впервые было введено Т. Левиттом в начале 1980-х гг., под которой он понимал феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых ТНК [8, c.6].

В.И. Пантин считает, что данный процесс начался еще в глубокой древности, но представления о глобализации широко распространились лишь в XX в. [15, c.6]. Э.А. Азроянц предполагает, что глобализация началась со взаимодействия соседей [1]. эксперты Всемирного банка начало глобализации относят к 1970 г., когда произошло усиление потоков миграции населения, перетока капитала, увеличение объемов международной торговли [3, с.13]. К 1980-м гг. они относят начало третьей волны глобализации, которая связана с выходом развивающихся стран на глобальные рынки, ростом международной миграции и движения капитала. М.М. Ковалев называет глобализацией процесс возрастания взаимозависимости стран мира вследствие все более тесной интеграции (сращивания) их национальных рынков товаров, услуг и капиталов и его начало относит на последние десятилетия прошлого века [8, с.5].

Можно утверждать, что глобализация как этап современного развития мировой экономики сформировалась в 1990-х гг., имея к этому ряд исторических предпосылок, о которых речь шла выше. Формированию глобализации как качественно нового этапа развития человечества способствовал распад мировой системы социализма и СССР, в результате чего центр геополитического влияния еще более сузился. Современная мировая Экономика представляет собой единую глобальную экономическую систему, которая действует как единый механизм, по единым экономическим законам. По мнению Дж. Сороса, «систему капитализма можно сравнить с империей, которая является более глобальной, чем какая-либо из существовавших ранее империй» [20, с.8].

Определение сущности глобализации сталкивается с ее двойственным характером. С одной стороны, глобализация имеет объективную основу, выражающуюся в интернационализации мировой экономики. С другой стороны, ей свойственен субъективный характер, проявляющийся в целевой направленности субъектов глобализации.

объективной основой глобализации является усиливающаяся интернационализация мировой экономики, т.е. объективно усиливающаяся экономическая взаимозависимость, которая продолжается по сегодняшний день. Этому способствовала НТР во второй половине XX в.М. Делягин пишет о том, что: «глобализация — это процесс формирования и последующего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий» [4, c.51].Э. Кочетов новое качество мировой экономики связывает с новым характером общественного разделения труда. Интенсивное развитие крупномасштабного научно-технического и производственно-инвестиционного кооперирования, по его словам, привело к формированию межкорпорационного разделения труда в глобальном масштабе — к специализации хозяйствующих субъектов [20, c.8].

При анализе объективных глобальных тенденций в целом можно выделить три направления: Рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок факторов производства.

. Рынок товаров и услуг. В связи с ростом производительности труда и появлением новых технологий сформировалась новая структура общественного производства. Сфера услуг становится доминирующей. В развитых странах на долю этого сектора приходится 65-75 % ВВП. Традиционное трудо- и энергоемкое производство переносится в страны третьего мира. Наиболее быстро растущим и важным фактором экономического роста развитых стран являются технологии, особенно знания интенсивные. Рынок высоких технологий оценивается в настоящее время в 3,5-3,7 трлн дол. США. Предполагается, что за 10-15 лет объемы реализации вырастут до 9,5-9,9 трлн дол. США [20, с.9].

Сфера внешней торговли товарами и услугами в наибольшей степени отражает глобализационные тенденции. Глобальная торговля в процентном отношении к ВВП увеличилась примерно с 20 % в начале 1970-х гг. до 65 % в 2008 г. Этому способствовало значительное снижение транспортных, коммуникационных и трансакционных издержек, уменьшение торговых барьеров.

. финансовый рынок. Глобализация рынка финансовых услуг привела к усилению финансовой интеграции, увеличению числа слияний и поглощений финансовых институтов, снижению национальных барьеров. Например, ежедневный оборот иностранной валюты возрос с 15 млрд дол. США в 1973 г. до 3 трлн дол. США в 2007 г. международная финансовая интеграция вызвала глубокие качественные изменения в финансовых технологиях, чему способствовало внедрение новейших технологий в области телекоммуникаций. Накануне глобального финансового кризиса, по оценкам МВФ, в процессы финансовой глобализации были полностью интегрированы рынки стран развитых экономик и до 30-50 % объемов национальных финансовых рынков развивающихся и стран с переходной экономикой [20, с.9].

. Рынки факторов производства. Капитал в настоящее время сосредоточен на основных направлениях развития мирового хозяйства, активно воздействующих на условия преобразования современных национальных экономик: образование единого пространства, унификация принципов, норм, условий развития, перемещение реального сектора экономики в развивающиеся страны, растущая инвестиционная привлекательность развитых стран. В межстрановом перемещении капитала возрастающую роль играют прямые иностранные инвестиции. По данным ЮНКТАД, их мировой объем сократится в 2009 г. до 1,2 трлн дол. США (в 2008 г. — 1,7 трлн дол.) [20, с.9].

Рынок труда также приобретает международный масштаб. Стирание границ позволяет беспрепятственно перемещаться по миру с целью получения работы или трудоустройства на более выгодных условиях, чем в своей стране. Современные тенденции международной миграции связаны с ростом нелегальной и вынужденной миграции в развивающиеся страны (причиной этого являются увеличение вооруженных конфликтов в мире, обострение межнациональных отношений), а также миграция высококвалифицированных специалистов в развитые страны.

Субъективный характер глобализации проявляется в сознательной целенаправленной деятель по объединению стран мира. Именно субъективность глобализации определяет скорость мировых интеграционных процессов. Современная структура мировой экономики характеризуется нарастающей взаимозависимостью стран и регионов, однако данные отношения носят асимметричный характер. Проводниками глобализации является небольшая группа наиболее развитых в промышленном и военном отношении стран, объединенных в так называемую «большую семерку». В настоящее время в мире сложилась строгая иерархия институтов и организаций, которые управляют мировым хозяйством, устанавливают «правила игры» в мировой экономике. страны «периферии» представляют собой объект глобализации, в отношении которого реализуется политика доминирования глобального. Безусловно, развитие национальных государств нельзя рассматривать вне глобального развития: внешние, глобальные факторы и обстоятельства влияют на возможности внутреннего развития страны, ограничивая суверенитет или определяя приоритеты ее развития. Идея глобализации охватила научную мировую элиту, глобальные институты. Однако в силу многостороннего и частого употребления данного понятия, оно накопило в себе немало воображаемого или желаемого. Глобализация часто представляется как неизбежный и безальтернативный процесс, которому должны подчиниться все страны и регионы. По мнению Дж. Сороса, «система мирового капитализма отнюдь не ищет равновесия, а одержима экспансией. Она не может быть спокойна, пока существуют какие-либо рынки или ресурсы, которые еще не вовлечены в ее орбиту» [20, с.10].

А.Б. Вебер отмечает двойственность характера глобализации: «Глобализация представляется своего рода кентавром, «тело» которого — технологическая революция в сфере информатики и телекоммуникаций, ускоренный рост транснациональных переводов капиталов и международной торговли, растущая взаимосвязанность обществ, а «голова» и «руки» — правительства США, других стран «большой семерки» и контролируемые ими международные финансовые организации, действующие согласно принципам Вашингтонского консенсуса, в духе идеологии и политики неолиберального рыночного глобализма» [20, с.10].

При рассмотрении сущности глобализации необходимо учесть, что глобальное развитие накопило немало спекулятивного или мифического. Мифы, навеянные субъектами глобализации, делают необходимым вовлечение в глобальный процесс для всех стран. Один из белорусских авторов выделяет следующие мифы глобализации [20, с.11].

Миф первый — глобализация носит всеобщий характер, качественно изменяя современную мирохозяйственную систему. безусловно, глобализация оказывает влияние на реальное изменение поведения человека и взаимоотношения между хозяйствующими субъектами мировой экономики. В настоящий момент в мире происходит формирование информационного сектора экономики, инновационной экономики. Однако доступ к этим сферам ограничен и асимметричен. Стратегии инновационного развития в настоящее время нет альтернативы, поэтому развивающиеся страны также выбрали для себя такой путь, надеясь на скорое формирование инновационной экономики.

Неолиберальную модель глобализации в целом можно рассматривать в качестве мифа, охватившего современную мировую экономику. Принципами Вашингтонского консенсуса развивающимся странам навязываются необходимость либерализации внешней торговли и финансовых рынков, приватизация, дерегулирование экономики, свободный обменный курс.

Миф второй — глобализация представляет собой неизбежный процесс, в котором происходит абсолютное влияние на унификацию и строго регламентированные рамки хозяйственных процессов. Можно утверждать, что такие институты, как НАТО, ВТО, МВФ, всемирный банк представляют собой организующую силу унификации экономического пространства, посредством либерализации торговых и валютных режимов стран мировой экономики уменьшающих права государств в формировании национальной экономической политики. Идеологией глобализации является Философия рыночного фундаментализма и общечеловеческих ценностей, трактуемых как приоритет индивидуального над общественным. Однако современная мировая экономика развивается неравномерно, глобализация по-разному воздействует на отдельные регионы, страны, хозяйствующих субъектов. участие в процессах глобализации зависит прежде всего от самих хозяйствующих субъектов.

Миф третий — преобладание наднациональных интересов над национально-государственными. При этом следует отграничивать действительные интересы мировой экономики, обусловленные ее целостным образованием и глобальными проблемами, от интересов национальных культур и экономики, которые, безусловно, являются частью мировой экономики. Международные институты устанавливают «правила игры» для всего мирового сообщества, руководствуясь всеобщим благом глобализации, ограничивают суверенитет и действия национальных стран. Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., показал несостоятельность мировой стратегии «производства капитала из капитала». Национальные интересы в свою очередь во главу угла ставят благосостояние людей, что и должно быть основой мирового развития.

глобализация экономика беларусь стратегия

Четвертый Миф — глобализация управляема. Прежде всего отметим, что международные организации, устанавливая «правила игры», институционально закрепляют основу неравной конкурентоспособности стран и их производителей. структура общественного производства в свою очередь определяется Деятельностью ТНК. Крупнейшие 100 ТНК (менее 0,2 % от их общего числа) контролируют 11 % совокупного размера зарубежных активов и 16 % совокупного объема зарубежных продаж, а также 4 % мирового ВВП. Однако глобальная экономика состоит из множества составляющих ее элементов (предприятий, организаций, государств, регионов), поэтому единой направленной управленческой стратегии нет.

Миф пятый (или мифический парадокс) связан с результатами глобализации. С одной стороны, мировая экономика сформировалась как целостное образование. С другой стороны, страны, ТНК и регионы ощутили отчужденность друг от друга и неопределенность своего существования. К началу ХХI в. сложилась ситуация, когда сообщество постиндустриальных стран уже не имеет полноценных конкурентов, т.е. мировой рынок монополизирован. Страны «большой семерки» обладают около 90 % компьютерной техники, контролируют почти столько же зарегистрированных в мире патентов и обеспечивают более 90 % высокотехнологичных производств [20, с.11].

Предложенную характеристику мифичности глобализации можно дополнить.

Миф шестой — глобализация представляет собой благо для всего человечества. Несмотря на ряд положительных моментов, приносимых глобализацией (ускорение экономического роста, большие возможности для инновационной и предпринимательской деятельности и пр.), имеется ряд негативных сторон глобального развития. К отрицательным последствиям глобализации следует отнести предрасположенность к кризисам, неравенство между странами, несоответствие государственных и частных интересов. В конце ХХ в. на 20 % мирового населения богатейших стран приходилось 86 % мирового ВВП. Увеличивается технологический разрыв между небольшой группой стран-лидеров и других стран. Закрепляясь в социальных, организационных и производственно-технологических структурах, данный разрыв приобретает труднопреодолимый характер.

А.С. Панарин отмечает, что все «воспеваемые возможности глобализации обращены к элитам, которые уже успели ими воспользоваться«. Идеи глобализации, проходя через сознание и поведение элит, использующих доступ к многочисленным ресурсам глобального мира, получают дополнительный мощный импульс. «Такой политический глобализм — патология. Будущие глобальные процессы предстоит осмыслить с точки зрения возможностей их поворота в сторону массовых интересов и демократического контроля за действиями оторвавшихся от общественности и своекорыстных элит» [15, c.64]. таким образом, блага глобализации распределяются очень неравномерно, а за ее Издержки расплачиваются все.

Миф седьмой — финансы управляют миром. Современный этап развития мирового хозяйства называют также финансономикой, когда денежно-финансовый механизм играет главенствующую роль над всеми экономическими, хозяйственными и социальными процессами, над производством благ, доходов и их распределением. безусловно, экономика всегда связана с финансовыми потоками, ее деятельность опосредствована финансами, финансовой системой и финансовой активностью. причем именно во второй половине XX в. произошло подчинение нефинансового хозяйственного сектора финансовому. В настоящее время финансовая сфера управляет реальным сектором экономики, направляя средства с единой выгодой — получения глобальной ренты. В то же время финансовая сфера существует за счет реального сектора, базируется на производстве реальной стоимости, той стоимости, которая возникает в хозяйстве вместе с благом. В настоящее время развитие и становление новой экономики на первый план экономического развития выводит высокие знаниеинтенсивные технологии, которые должны стать приоритетом глобального развития.

Миф восьмой — регионализация противостоит глобализации. С одной стороны, глобализация и регионализация выступают как разнонаправленные параллельные процессы развития современных международных отношений. Действительно, регионализация позволяет противостоять вызовам глобализации, давлению ее субъектов, диктующих «правила игры», а также усилить групповую региональную обособленность и конкурентоспособность. С другой стороны, регионализация представляет собой важный элемент современной мировой экономики. Являясь акторами мирового хозяйства, интеграционные объединения имеют больше возможностей отстаивать свои групповые интересы, в том числе национальные. кроме того, это позволяет создавать региональные преимущества в глобальной конкурентной среде на мировой арене. среди прочих факторов регионализации, способствующих развитию процессов глобализации, стоит отметить усиление специализации и кооперации производства товаров и услуг, создание единой рыночной и транспортно-коммуникационной инфраструктуры и т.п. [20, с.11]

субъективная сторона глобализации обусловлена глобальной стратегической направленностью мирового развития, интересами развитых стран. Главной движущей силой современной мировой экономики является получение глобальной ренты — основного вида дохода, извлекаемого странами «центра» в рамках и правилах, устанавливаемых международными институтами. причиной существования глобальной ренты является монопольная мировых институтов, посредством которой устанавливаются «правила игры» современной мировой экономики, неравные институциональные возможности для стран. следовательно, необходимость глобализации навязывается странами центра через распространение глобальных мифов с тем, чтобы максимизировать собственные выгоды и объем получаемой глобальной ренты.

Возможности получения глобальной ренты стирают государственные границы, так как ее получение требует вовлечения в хозяйственный оборот все большего количества стран, территорий с целью овладения их природными ресурсами, дешевой рабочей силы или интеллектуальным капиталом. таким доходом, как глобальная рента. Процесс конкуренции можно рассматривать в качестве системы поиска новых комбинаций, позволяющих субъектам мирового развития получать сверхприбыль.

Субъективная направленность процессов глобализации и борьба за глобальную ренту обостряют социально-экономические проблемы мирового рынка, неспособность удовлетворительного решения которых обусловлена наличием провалов глобального рынка, или «провалов глобализации»:

неравномерное распределение ресурсов: природных, финансовых, трудовых, информационных. Из периферийных стран происходит изъятие природных и трудовых ресурсов, асимметричен доступ к информационному ресурсу. В силу неэквивалентности обмена глобальная рента изымается у развивающихся стран и стран с переходной экономикой в пользу наиболее развитых стран;

ограниченная глобальная конкуренция. Развитие и становление мирового хозяйства происходят при усиливающихся процессах монополизации: ТНК, международные организации, страны «центра» являются ведущими «игроками» мирового хозяйства и реципиентами глобальной ренты;

проблема внешних эффектов. ТНК, наладив свои промышленные производства в третьих странах, загрязняют окружающую среду этих стран, которые, как правило, не имеют механизма защиты окружающей среды;

проблема глобальных общественных благ, к которым относится финансовая и экономическая стабильность, окружающая среда, глобальная сеть информационных и транспортных коммуникаций. общественные блага обладают принципами неисключаемости и неконкурентности потребления. Однако их предоставление невозможно без создания эффективных глобальных институтов;

неспособность стратегического развития экономики. Рынок может решать вопросы повышения эффективности распределения ресурсов и увеличения предложения капитала, однако это не обусловливает экономическое развитие и рост благосостояния общества. Мировой экономический кризис лишь усугубил данную проблему, обнаружив, что международные организации не способны спланировать глобальное развитие и своевременно отреагировать на вызовы глобализации. Сложилась необходимость формирования наднациональных структур, которые занимались бы стратегическим планированием мирового хозяйства в интересах всех стран [20, с.11].

Таким образом, понятие глобализации противоречиво и неоднозначно, так же как и отношение к самой глобализации. Это можно объяснить разнонаправленностью процессов, составляющих основу мировой экономики. Глобализация мирового хозяйства представляет собой объективный и закономерный процесс интернационализации мирохозяйственной деятельности. вместе с тем, необходимо учитывать, что в настоящее время этот процесс преимущественно субъективный, управляемый в своих интересах развитыми странами, зачастую в ущерб большинству остальных государств. Субъекты мировой экономики посредством распространения мифов о всеобщности, неизбежности и преимуществах глобализации делают участие развивающихся стран в этом процессе необходимым и безальтернативным. Глобальным развитием движет возможность получения глобальной ренты, причиной существования которой является монопольная власть на ресурсы и формирование мировых институтов. Посредством установления «правил игры» в мировом сообществе развитые страны задают направление современного развития мировой экономики. Однако формируемый таким образом глобальный Рынок не в состоянии решить все проблемы современного мирового хозяйства по причине наличия «провалов глобализации».

При выигрыше в целом экономики и населения отдельной страны от процесса глобализации, отдельные группы населения могут временно нести потери, связанные с нарушением традиционных норм жизни:

переквалификация из-за переноса производств в другие страны;

снижение налогов, а, следовательно, изменение механизмов финансирования социальных программ и преодоления социального неравенства;

необходимость более производительного и интенсивного труда;

замена семейного фермерства агробизнесом;

адаптация к стандартизированным массовым продуктам питания [8, с.37].

Движения антиглобалистов в какой-то мере аналогичны действиям луддистов (противников внедрения в 18-19 вв. в англии новых машин), безусловно, не остановят объективный и закономерный процесс мировой интеграции национальных экономик, но обратят внимание на необходимость ее проведения с меньшими издержками для отдельных категорий населения.

Ученые-экономисты единодушны в том, что проблемы, на которые обращают внимание антиглобалисты, действительно существуют, однако альтернативы глобализации нет — сопротивление глобализации означает сопротивление экономическому развитию.

Для каждой страны стоит одна проблема — как максимально использовать выгоды глобализации и при этом минимизировать Издержки и риски.

2. Белорусская экономическая модель и возможность ее выживания в условиях глобализации

Кандидат экономических наук Владимир Акулич назвал следующие отличительные признаки белорусской экономической модели [13]:

промышленная Политика, направленная на импортозамещение. Импортозамещение не обосновано мировой экономической наукой. В Беларуси имеется несколько докторов наук, которые подготовили обоснование под осуществление политики импортозамещения. Главные аргументы в пользу импортозамещения — это снижение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса и экономия валютной выручки. Однако эти аргументы стары как мир. Они были известны экономистам еще в XIX веке, но считаются не убедительными;

внешнеэкономическая политика, основанная на защите внутреннего рынка и на протекционизме;

бюджетная политика основана на поддержании реального сектора экономики (в основном в порядке приоритетности таких отраслей, как сельское хозяйство, строительство, промышленность), а не социальной сферы, как это принято в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Социальная сфера, как и во времена СССР, финансируется по остаточному принципу; это прежде всего сферы — образования, здравоохранения, культуры, науки. традиционно ниже средних по миру показателей относительно ВВП финансируются из госбюджета отрасли науки и культуры. В сферах образования и здравоохранения из-за относительно низких зарплат испытывается нехватка кадров.

кроме того, реальный сектор поддерживается на основе созданной специфичной системы кредитования белорусской экономики в виде большого количества госпрограмм и госпроектов, которые в добровольно-принудительном порядке (по доведенным сверху квотам) кредитуют так называемые уполномоченные коммерческие банки по заниженным процентным ставкам;

ставка на крупно-товарное Производство, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности;

ставка на крупные административно-территориальные единицы в системе госуправления. Это проявляется в реализации подхода к административно-территориальной реформе на сохранение относительно крупных административно-территориальных единиц (и даже — на дальнейшее их укрупнение за счет присоединения некоторых мелких районов к более крупным), вместо другого подхода — на увеличение количества областей, районов в Беларуси, на сокращение радиуса доступности до райцентра до расстояния в 14-17,5 км, на повышение статуса многих населенных пунктов в Беларуси, который был бы подкреплен делегированием полномочий в рамках развития института местного самоуправления (оставлять в распоряжении местных властей местные Налоги, дать им возможность самим определять специфику развития их районов, разрешить не придерживаться требований в поддержании вертикальных ведомственных кооперационных связей в развитии экономики, не утверждать специализацию развития района с областными властями);

структура экономики Беларуси и структура государственных валообразующих предприятий практически не претерпели существенных изменений с советских времен (всего несколько отраслей поменялись местами в своем значении для экономики страны, и то, это произошло в основном благодаря действию внешних факторов, а неосознанного госуправления и использования имеющихся инструментов и рычагов); структура большинства государственных вало — и градообразующих предприятий также не претерпела существенных изменений. Ставка на сохранение предприятий любой ценой, недопущения их банкротства (институт и механизм банкротства созданы, но их действие сдерживается специально созданными барьерами, чтобы не допустить умышленного банкротства предприятий и вообще сделать банкротство предприятия сложной процедурой). предприятия небольших населенных пунктов присоединяются к предприятиям областным. постоянно ведутся разговоры о присоединении ряда небольших районов к более крупным районам, вместо того, чтобы наоборот разместить в этих небольших городах новые предприятия, вдохнуть в них новую жизнь, а многим дать статус районных центров. Провести, как предлагалось учеными НАН Беларуси административно-территориальную реформу и сделать вместо 6-ти нынешних — 15 областей в Беларуси. Тогда практически каждый 100-тысячный город в Беларуси получил бы статус областного центра, а районные центры имели бы радиус охвата территории в 20-30 км, что позволило бы при делегировании ряда полномочий местным властям, повысить уровень экономического развития регионов [13];

не создан механизм трансформации недвижимости в Капитал, практически не работает институт ипотечного кредитования, земля и леса находятся в государственной собственности, а оформление прав на частную Собственность чрезвычайно затруднено;

принятие большинства мер в пользу реального сектора (производителей), а не потребительского сектора (потребителей). Это в частности касается неоднократного проведения девальвации национальной валюты для поддержки экспортеров, и других мер, направленных на господдержку производителей, а не потребителей;

в белорусской экономике происходит регулирование цен на многие товары (на так называемые социально значимые товары — цены необходимо обосновывать по месту регистрации предприятия в отделах ценообразования в райисполкомах; на многие другие товары госпредприятий действуют предельно допустимые индексы повышения цен; на остальные товары проверяющие органы могут потребовать обоснование в виде калькуляции цены и утвержденного прейскуранта и в случае отсутствия их — может последовать огромный штраф в 40 или 80 базовых величин). Все это обосновывается желанием органов госуправления не допустить значительного роста цен в экономике, но является одним из главных сдерживающих факторов в развитии эффективной рыночной экономики, так как цены не являются в Беларуси индикаторами выгодности производства в той или иной сфере. Кроме того, это обуславливает необходимым нести бизнес значительные потери, как по времени, так и по затратам на содержание избыточного количества административного персонала, прежде всего бухгалтеров. В белорусской экономике насчитывается порядка 400 тысяч бухгалтеров, хотя, например, если взять в расчете на 1000 работников и сравнить с тем же Китаем, то в Беларуси должно было бы быть 35 тысяч бухгалтеров. Эту проблему поднимали уже в Совете Министров Беларуси, в частности на нее обращал внимание премьер-министр. Но такое количество бухгалтеров — это во многом следствие государственного регулирования цен на производимые товары, сложность и запутанность налоговой системы и соответственно расчета выплат по основным налогам, сложность статотчетности и отчетов в другие органы госуправления (в Белгосстрах, ФСЗН, налоговую инспекцию), а также сложность ведения самого бухгалтерского учета. Напомним, что так называемая «бумажная работа» бухгалтера на прямую не создает ВВП, ведь от того, как бы хорошо ни учитывалась произведенная продукция, ее больше от этого не станет. При этом аргументы в пользу того, что данные бухгалтерской отчетности используются для анализа хозяйственной деятельности и поиска резервов не могут быть приняты в полной мере, так как этот анализ может осуществляться не только на основе данных бухгалтерского учета, но и на основе других данных (маркетинговых исследований, социологических опросах работников, и др.) [13];

в белорусской экономике сохранилось с советского времени регулирование заработной платы работников на предприятиях и в стране. Это также является существенным сдерживающим фактором в развитии эффективной рыночной экономики, в повышении производительности труда, в эффективном распределении ограниченных высоко квалифицированных трудовых ресурсов в экономике;

в белорусской экономике не создан прозрачный и понятный механизм отбора лучших кадров в органы госуправления, в университетах, в научных учреждениях, на крупных валообразующих предприятиях, и в других отраслях и организациях, наиболее важных с точки зрения развития национальной экономики Беларуси;

патерналистские настроения и менталитет населения и работников на предприятиях (психология обычных работников обычно выражается ими же самими фразой: «Як бы мы не работалі, нешта будзе, хай яны там думаюць на версе») [13].

В Беларуси действует модель ручной управляемой экономики (в классическом определении — это разновидность централизованно-управляемой или административно-командной модели экономики с отдельными вкраплениями элементов рыночной экономики, таких например, как наличие частного бизнеса, который тем не менее не играет определяющей роли в экономике страны, наличие частных акционерных обществ, в которых тем не менее частный или иностранный капитал не играют значительной роли в экономике страны, наличие свободных рыночных цен на некоторое количество товаров, которые тем не менее не являются сигналами для производителей, как это есть в рыночной экономике, так как они обременены других административных условий и ограничений) [13].

3. Какой должна быть Беларусь во втором десятилетии XXI века?

В условиях глобализации все вышеперечисленные отличительные черты белорусской экономической модели не смогут позволить достичь белорусской экономике уровня глобальной конкурентоспособности.

специалистам понятно, что без обеспечения конкурентоспособности по всем ключевым параметрам своего развития процветания не сможет достичь ни одно государство. Что следует делать для этого Беларуси, получившей в наследство от СССР осколок неэффективного экономического базиса?

Современная наука выделяет следующие структурные источники по отдельным стадиям экономического развития страны: развитие на основе факторов производства; развитие на основе инвестиций; развитие на основе инновационной деятель [2].

Действующая модель исчерпала потенциальные возможности развития на основе факторов производства еще советского задела за первое десятилетие своего существования.

Попытка обеспечения развития преимущественно за счет собственных инвестиций в годы первого десятилетия XXI века закончилась неудачно. Чистую прибыль рентабельных производств наши чиновники направили в развитие мнимых точек роста — сельского хозяйства и жилищного строительства, которые в условиях рынка без определенного уровня субсидий и ипотечных кредитов не могут существовать, тем более — выступать в качестве локомотивов экономического роста.

внешние инвестиции в необходимом объеме не пришли в силу системной непривлекательности избранной модели хозяйствования. сегодня она, как первая ступень многоступенчатой ракеты, выработала ресурс экстенсивного развития и должна быть заменена следующей ступенью с движителем инвестиционно-инновационным.

То есть речь идет о поиске той страновой модели инновационной экономики, которая должна вобрать в себя все позитивное из опыта строительства инновационных экономик с непременным учетом всех особенностей переходной белорусской системы полурыночного типа.

Последний выражается в том, что у нас пока основные рыночные ценности (равенство форм собственности, неприкосновенность и приоритет частной собственности, в том числе интеллектуальной, государственной политике.

По-иному было бы лучше. Но время исчерпано, надо работать с тем, что есть. В противном случае реальным станет поглощение другой, более развитой, системой. Здесь выбор невелик и однозначен — россия [2].

Чтобы ответить на вопрос, можно ли в Беларуси построить собственную модель инновационной экономики, необходимо провести анализ основных аргументов пессимистов и оптимистов.

Первые доказывают, что в условиях авторитарного режима никакие инновации невозможны. Мировой кризис резко снизил доходность в традиционных белорусских отраслях, а значит, сократил их инвестиционные возможности, главным образом в фундаментальные НИОКР, которые определяют успех в инновационном развитии.

Частный сектор в размере 9-10% ВВП катастрофически мал для того, чтобы взять на себя функции активатора в этом процессе, а государственный сектор крупных предприятий задавлен грузом валовых показателей и складских запасов, просроченной кредиторской задолженности в рамках простого воспроизводства [2].

Поэтому о расширенном воспроизводстве за счет инвестиций и технологических инноваций на «валообразующих предприятиях» даже не мечтают. Действующая наука и высшая школа деградировали, поэтому транслируют устаревшие догмы и заблуждения, а посему к генерации инноваций просто не способны.

Все эти аргументы, по большому счету, убедительны [2].

Оптимисты же на примерах отдельных отраслей и производств доказывают, что пионеры инновационного развития в Беларуси реально работают, невзирая на все вышеперечисленные реальные трудности.

Оказывается, есть в Беларуси крупные отраслевые кластеры в связи и коммуникациях, ритейле, IT-технологиях, софте, которые даже в условиях кризиса наращивают эффективность и конкурентоспособность, прежде всего за счет своего инновационного потенциала.

В стране существует более 600 компаний в области разработки программного обеспечения и около 25 тысяч программистов, которые приносят до полумиллиарда долларов. Получен позитив: к нам пришли западные стандарты написания софта, новые технологии, определенные знания. Некоторые белорусские компании сегодня известны не только на местном рынке, но и во всем мире [2].

Специально подчеркнем: эти успехи достигнуты не благодаря, а вопреки сложившейся якобы инновационной практике.

То есть в определенной степени правы и пессимисты, и оптимисты. стороны находят в мировом опыте построения инновационных экономик в развитых странах то, что им кажется подходящим для защиты своих аргументов. По образному выражению Анатолия Чубайса, этот опыт просто черно-белый.

Авторитарные режимы не помешали Сингапуру и Тайваню создать самые эффективные модели инновационной экономики. крупные транснациональные корпорации США и Великобритании стали локомотивами инновационного развития не только своих стран, но и стран — реципиентов своего капитала. Японская модель построения инновационных кластеров, использующая в качестве ядра крупные ТНК и тысячи малых, средних фирм в качестве их сателлитов на основе субконтрактации, показала удачный опыт инновационного сотрудничества разных по масштабу экономических партнеров [2].

По сути, в конце ХХ века был создан пул из 10-15 стран — лидеров инновационного развития с самыми разными моделями. Единственный критерий, объединяющий все это многообразие, — срок, который им понадобился для их создания. От 20 (Сингапур, Финляндия, Израиль) до 25 лет (США, Тайвань, Япония, Южная Корея) в среднем потребовалось лидерам для формирования эффективных страновых моделей инновационной экономики [2].

Вкратце суть каждой из них заключается в том, что наука и образование (а не сельское хозяйство и строительство), открытые всему миру, стали локомотивами роста.

анализ соответствующей практики стран-лидеров позволяет выделить важнейшие из них.

В первую очередь именно инновационного развития.

Здесь не может быть типового подхода, так как конкретные политические и социально-экономические условия формирования страновой модели инновационной экономики в разных странах различны. Каждая страна одновременно использует все возможные источники развития. Но приоритет отдается развитию не на основе факторов производства и инвестиций, а на основе активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями развития экономики.

Факторы производства и инвестиции остаются средствами научно обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.

Второй задачей государства является создание правовой базы для достижения выбранных целей.

В Беларуси это означает формирование такой новой отрасли права, как корпоративное законода, в рамках которого только и могут функционировать новые институты: венчурные фонды, фонды взаимных инвестиций, технопарки, пенсионные фонды и т.д.

На основе корпоративного законодательства сами компании и фирмы вырабатывают инструментарий по реализации инновационной политики: принципы, правила и механизмы.

Третья задача касается формирования и применения в бюджетной политике государства принципов и методов проектного менеджмента в отношении финансирования государственных программ инновационного развития.

Традиционные финансовые технологии не способны выполнить задачу инвестирования инноваций, так как финансирование инноваций является достаточно рискованным делом, чтобы им занимался бизнес. В качестве примера можно привести опыт целевого финансирования госпрограмм венчурного характера в Израиле и Южной Корее с бюджетом 1 млрд. USD, американской программы для поддержки инновационного малого и среднего бизнеса в размере 2 млрд. USD [2].

Может нам пригодиться и опыт россии, где на 2010-2011 годы предусмотрено 11% бюджетных расходов на финансирование инновационной деятельности венчурного характера в виде специального дополнения к бюджету.

Введение классификации инноваций, параметров измерения инновационного потенциала всех субъектов этой модели, организации их мониторинга, анализа и оценки тоже не может быть реализовано вне государственной статистики. Эти показатели уже более 20 лет используются в мировой практике в виде классификаторов инноваций различного назначения и уровней применения, параметров в виде доли затрат на НИОКР от величины ВВП или доли предприятий, осуществляющих технологические инновации и др.

Мировой рейтинг инвестиционной активности также позволяет видеть лидеров и аутсайдеров инновационного процесса. Страновая статистика как неотъемлемая часть мировой просто использует этот инструментарий без всяких купюр и модификаций.

И, наконец, важнейшая задача государства заключается в налоговом стимулировании инновационных видов деятельности через систему срочных налоговых льгот и преференций.

Судя по заявлениям руководства страны, Беларусь всеми своими недюжинными силами намеревается получить статус инновационной державы.

Мы отчаянно создаем космические спутники, строим свою «кремниевую долину«, скоро начнем обуздывать мирный атом [2].

По скромным планам правительства, в 2010 году доля инновационно активных предприятий превысит 25%, а доля инновационных продуктов в общем объеме промышленности должна составить не менее 19%. Как это гармонично корреспондирует с ранее заявленными темпами роста ВВП, инвестиций в основной капитал, средней заработной платой и другими прогнозными показателями! [2]

Можно не сомневаться — эти высоты будут достигнуты. Ибо все предпосылки успеха находятся в надежных руках наших чиновников.

У специалистов есть такое понятие «информационная защита сделок, проектов». Суть ее заключается в создании нескольких эшелонов информационной защиты процесса, структуры и т.д.

первый эшелон — это вообще ничего не рассказывать. Второй — рассказать, но все запутать терминологически и концептуально. В таком случае главной предпосылкой успеха становится организационная неразбериха в практическом применении самих определений, очерчивающих границы инновационной деятельности.

К слову, впервые термин «инновации» прозвучал на территории бывшего СССР в материалах XXII съезда КПСС. И за ненадобностью был предан забвению. Официально о нем вспомнили уже в независимой Беларуси в 1997 году, когда был издан соответствующий указ президента. После появились «концепция национальной инновационной системы», Госпрограмма инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы и другие документы [2].

Не хватало лишь самой малости — системообразующего закона об инновационной деятельности и национальных стандартов по ее идентификации и мониторингу.

Например, есть стандарт СТБ 1393-2003 «Торговля. термины и определения». Каждый, кто начинает заниматься торговой Деятельностью, использует его.

В инновационной деятельности до сих пор таких стандартов нет. Вышеуказанная госпрограмма определила своей целью «перевод национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белорусской экономической модели», а госзаказчиками — отраслевые и региональные органы госуправления, то есть чиновников.

поэтому каждый чиновник трактует понятия «инновация» и «инновационная деятельность» так, как ему позволяет соответствующая компетенция, приобретенная в местных Гарвардах и Оксфордах — областных пед — и мединститутах или даже в Горецкой сельхозакадемии, выпускниками которых является преобладающая часть нынешней правящей элиты [2].

Недалеко от чиновников ушли и руководители большинства крупных предприятий, подбираемые на должности по тем же критериям.

Кадровая политика тоже лежит в русле действующей модели, использующей стратегию догоняющего развития, в которой не рыночный Спрос, а желание чиновников предопределяет появление любого нового продукта. Имитация и копирование с запаздыванием на несколько лет лучших мировых практик являются сутью этой модели. Даже президент страны не стесняется в своих требованиях к чиновникам и бизнесу по копированию чужих разработок.

Не получается инновационного развития ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве. По сообщению директора Белорусского инновационного фонда А. Гришановича, наукоемкость белорусского ВВП составляет всего 0,7%. Согласно Глобальному рейтингу стран по показателям их инновационного развития (версия 2008 г.), Беларусь находилась на 69-м месте, уступая Казахстану (68-е место), России (61-е), Украине (51-е) [2].

Тройка лидеров расположилась в следующем порядке: Дания, Швеция, Финляндия. В состав Глобального рейтинга включались такие показатели, как индекс знаний, индекс экономики знаний, экономическая среда, инновационная система, образование, информационно-коммуникационные технологии.

Таким образом, следует признать, что, как пел А. Градский, — «первый тайм мы уже отыграли» и счет не в нашу пользу, ибо Беларусь до настоящего времени так и не смогла осуществить перевод своей экономики на путь инновационного развития, обеспечив массовое распространение технологий 5-го технологического уклада [2].

В странах — технологических лидерах его доля достигла 50% ВВП. В Беларуси в начале 1990-х годов она составляла около 10%, в середине 1990-х согласно оценке специалистов снизилась до 3-5% от ВВП и лишь к настоящему времени незначительно превзошла принятый в качестве исходного для суверенной экономической истории показатель.

фактически было не развитие, а топтание на месте, политически интерпретированное как стабильность. Но если учесть преобладающие в мире тренды, Беларусь пережила стадию интенсивной технологической деградации, что привело к снижению конкурентоспособности даже на традиционном для себя постсоветском рынке.

. оптимальная стратегия приспособления Беларуси к процессам глобализации

ТНК, пронизывающие многие ярусы, на верхнем ярусе концентрируют научно-технологические центры, на промежуточных ярусах — в странах с хорошей инфраструктурой и высокой квалификацией рабочей силы, размещают производственные мощности сборки высокотехнологичных товаров и вспомогательных интеллектуальных услуг, на более низких ярусах — с дешевой рабочей силой — массовые серийные производства, пошив одежды и т.п., еще ниже — заводы по первому переделу сырья, поднимающегося, как правило, с самых нижних ярусов. Задача каждой страны — подняться на как можно более высокий ярус, так как в вертикальной производственной цепочке добавленная стоимость тем меньше, чем ниже этаж [8, с.38].

На глобальных конкурентных рынках кроме ТНК, объединяющих в основном крупные сырьевые и финансовые компании, а также компании, производящие стандартные массовые изделия (автомобили, электронные платы, тракторы), существуют еще два типа компаний: узкоспециализированные предприятия и венчурные фирмы.

Первые изготавливают узкоспециализированную продукцию. Их сила — в высокой производительности и в быстром освоении новых модификаций и новых стандартов при высоком качестве. Такие предприятия существуют в орбите нескольких крупных сборочных компаний и снабжают их дешевыми и качественными деталями, узлами или комплектующими.

Вторые — венчурные фирмы, сконцентрированные в основном на верхнем ярусе, пытаются найти революционные и баснословно выгодные (в случае удачи) решения для производства новых товаров и услуг. В 85, а то и в 90 случаях из 100 в первые пять лет своего существования такие фирмы кончают банкротством, но в 10-15 — достигают успеха, и тогда они становятся эффективными узкоспециализированными предприятиями, но чаще их инкорпорирует крупная компания, покупая патент [8, с.39].

Из вышесказанного вытекает, что в выбранных приоритетах стратегии экономического развития Республика Беларусь, адаптируясь к глобальным процессам, должна особое внимание уделять инновациям и экспорту.

. строительство эффективных институтов. Составной частью национальной стратегии развития Беларуси должны быть действия государственных и негосударственных институтов по приспособлению к неизбежным процессам глобализации. Институты должны больше внимания уделять внешним факторам, связанным с глобализацией. Ответом на вызовы и угрозы глобализации должны быть специальные механизмы, стимулирующие мировую конкурентоспособность предприятий страны, адаптацию к процессам, происходящим в мировой экономике и охраняющие их от внешних шоков. Внутренняя экономическая политика должна больше внимания уделять регулированию перетока иностранного капитала. Грамотная экономическая политика требует и эффективных негосударственных институтов ее реализации: профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, банкиров, страховщиков и т.п.

. Политика и институты должны способствовать трансферту в Беларусь высоких технологий. Инвестиционная политика должна быть направлена в первую очередь на привлечение ПИИ, которые повышают наукоемкость национальной экономики, обеспечивают доступ к высоким технологиям, включают страну в европейское и мировое научное пространство. Провозглашенная политика инновационного развития Беларуси может быть реализована только при условии интеграции Беларуси в европейское и мировое научное пространство, при условии привлечения иностранных инвестиций в сектор интеллектуальных услуг. По данным ЮНКТАД в 2008, 2009 гг. до двух третей ПИИ пошли в сектор услуг, что свидетельствует о переориентации потоков капитала из секторов добывающей и обрабатывающей промышленности в доминирующий в постиндустриальной экономике сектор услуг.

Активное участие Беларуси в международной торговле технологиями может позволить перейти от так называемого «перелива» новейших технологий в импортированных товарах к освоению новых знаний, воплощенных в импортированных машинах и оборудовании, а также технологий их изготовления. Такое освоение знаний и технологий, воплощения их в машины, для нас особенно важно, так как мы получаем в результате потенциальную возможность преодолеть свое технологическое отставание от более развитых стран мира [8, с.40].

. Экономическая Политика и институты должны сдерживать процессы утечки мозгов. Меры по увеличению потока инвестиций в развитие человеческого капитала и повышение эффективности их использования должны быть поддержаны системой стимулирующего вознаграждения высококвалифицированных кадров. вместо уравнительного принципа — всем зарплату в 300, 500 или даже 1000 долларов — необходима дифференцированная зарплата. Это, с одной стороны, удержит в стране высококвалифицированных специалистов, а с другой стороны, обеспечит ТНК сравнительно дешевой рабочей силой. Две последних меры должны помочь избежать стране главной угрозы XXI века — «Технологического апартеида». В условиях наукоемкой экономики нужно научиться успешно конкурировать не только в воспитании, но и в удержании талантов. привлечение талантов, доступ к высоким технологиям, интеграция в европейскую цивилизацию — вот наши интересы, как и всех стран Центральной и Восточной Европы.

. экономическая политика и институты должны обеспечивать надежный и эффективный транспорт российского газа, нефти и электроэнергии в Западную Европу. энергетические интересы Беларуси достаточно очевидны. Ее энергетическая безопасность напрямую зависит от объемов перекачиваний через ее территорию и перерабатываемой на ее территории нефти и газа. строительство нитки газопровода Ямал-Европа — это главные Инвестиции в экономику Беларуси (более 1 млрд долл.) и значительный вклад в энергетическую безопасность. Отказ России от второй нитки Ямал-Европа и начало проектирования альтернативных белорусскому маршрутов экспорта природного газа в Европу: Северо-европейского газопровода, газопровода НовоПсков-Ужгород и возможного турецкого маршрута — серьезная неудача белорусской политики. Непростых усилий требует сохранение и увеличение нефтяных потоков через Республику Беларусь в направлении Литвы, Латвии и по интегрированному нефтепроводу «Дружба» — «Адрия» в хорватский глубоководный порт «Омишаль». Непростые российско-латвийские отношения, видимо, будут препятствием для планировавшегося строительства нефтепровода «Полоцк-Вентспилс». По мере создания Россией Балтийской трубопроводной системы российская нефть пойдет в Европу через Приморский нефтеналивной порт на побережье Финского залива. Есть единственное средство энергетической безопасности страны — «сидеть» на максимально возможном потоке топливно-энергетических ресурсов в Европу и по возможности обеспечивать на территории страны их первый передел, для чего у нефтехимического комплекса Беларуси ест все условия [8, с.41].

. экономическая политика и институты должны обеспечивать профессиональное общение с внешним миром, формировать положительный имидж страны за рубежом. Дефицит кадров, знаний, культуры в вопросах интеграции, взаимодействия с внешним миром нужно как можно быстрее преодолеть. Особое внимание следует уделять формированию адекватного реальности имиджа Беларуси в глобальной сети Интернет. Все внешнеэкономические фирмы, инвесторы получают первичную информацию из интернета. Значительный (преимущественно нелегальный) отток капиталов за рубеж также представляет серьезную проблему ряда стран с переходной экономикой. Оценки утечки капитала из Республики Беларусь достаточно скромны, однако они сравнимы с притоком иностранных инвестиций. Проблема бегства капиталов заставляет понять важность создания в стране благоприятного инвестиционного климата не только для привлечения иностранных инвесторов, но и, прежде всего, для предотвращения утечки собственных инвестиционных ресурсов.

Дипломатия должна быть сориентирована исключительно на поддержку бизнеса своей страны за рубежом, на участие в борьбе за мирохозяйственные позиции (это стандартная практика небольших государств).

Лозунгом белорусской внешнеэкономической политики должна стать фраза: «Доступ к ресурсам, рынкам, технологиям» [8, с.42].

. экономическая политика и институты не должны противопоставлять регионализацию глобализации. В случае Беларуси регионализация в Таможенный союз, а также в Евразэс должны стать двигателем для интеграции с другими регионально интегрированными экономиками. Беларусь должна стать своего рода мостом между Евразэс и ЕС.

. экономическая политика и институты должны способствовать повышению конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках. Главное направление действий — превращение путем укрупнения и интеграции главных предприятий страны в ТНК. Выстоять в жесткой конкурентной борьбе на глобальных рынках могут только гиганты. Поэтому при приватизации белорусских предприятий целесообразно учитывать этот фактор. Нефтехимические и энергетические предприятия должны установить корпоративные отношения с российскими ТНК — поставщиками сырья и крупных холдингов в машиностроительной промышленности, например, с европейскими распределительными сетями. Целесообразно также создание единой автомобильной строительной компании и компании сельскохозяйственного машиностроения, включая более мелкие белорусские предприятия, которая могла бы включиться в ТНК на условиях франчайзинга.

Таким образом, если Республика Беларусь не хочет оказаться на нижнем уровне глобальной экономики, то выход из сложившегося тупика, в который зашла белорусская Экономика, один — структурная модернизация всей экономической системы на основе научно обоснованной страновой модели инновационной экономики.

Заключение

Понятие глобализации противоречиво и неоднозначно, так же как и отношение к самой глобализации. Это можно объяснить разнонаправленностью процессов, составляющих основу мировой экономики.

Глобализация мирового хозяйства представляет собой объективный и закономерный процесс интернационализации мирохозяйственной деятельности. вместе с тем, необходимо учитывать, что в настоящее время этот процесс преимущественно субъективный, управляемый в своих интересах развитыми странами, зачастую в ущерб большинству остальных государств.

Субъекты мировой экономики посредством распространения мифов о всеобщности, неизбежности и преимуществах глобализации делают участие развивающихся стран в этом процессе необходимым и безальтернативным. Глобальным развитием движет возможность получения глобальной ренты, причиной существования которой является монопольная власть на ресурсы и формирование мировых институтов. Посредством установления «правил игры» в мировом сообществе развитые страны задают направление современного развития мировой экономики. Однако формируемый таким образом глобальный Рынок не в состоянии решить все проблемы современного мирового хозяйства по причине наличия «провалов глобализации».

Ученые-экономисты единодушны в том, что проблемы, вызванные глобализацией, действительно существуют, однако альтернативы глобализации нет — сопротивление глобализации означает сопротивление экономическому развитию. Для каждой страны стоит одна проблема — как максимально использовать выгоды глобализации и при этом минимизировать Издержки и риски.

В условиях глобализации существующие особенности белорусской экономической модели не смогут позволить достичь белорусской экономике уровня глобальной конкурентоспособности.

В этой связи Республика Беларусь, адаптируясь к глобальным процессам, при разработке приоритетов стратегии экономического развития должна особое внимание уделять следующим направлениям и условиям:

. Строительство эффективных институтов;

. Политика и институты должны способствовать трансферту в Беларусь высоких технологий.

. экономическая политика и институты должны сдерживать процессы утечки мозгов;

. экономическая политика и институты должны обеспечивать надежный и эффективный транспорт российского газа, нефти и электроэнергии в Западную Европу;

. экономическая политика и институты должны обеспечивать профессиональное общение с внешним миром, формировать положительный имидж страны за рубежом;

. Экономическая политика и институты не должны противопоставлять регионализацию глобализации;

. экономическая политика и институты должны способствовать повышению конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках.

Таким образом, если Республика Беларусь не хочет оказаться на нижнем уровне глобальной экономики, то выход из сложившегося тупика, в который зашла белорусская Экономика, один — структурная модернизация всей экономической системы на основе научно обоснованной страновой модели инновационной экономики.

Список использованных источников

1.Азроянц, Э.А. Глобализация как процесс / Э.А. Азроянц // Циклы истории [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: HTTP://ss. xsp.ru/st/001/index_1. php . — Дата доступа: 25.09.2011.

2.Веселов, Ю. Белорусской экономике требуется смена модели / Ю. Веселов // Белорусский деловой портал [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: HTTP://www.bel. biz/. — Дата доступа: 25.09.2011 < http://www.bel.biz/. Дата доступа: 25.09.2011>.

3.Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики: доклад Всемирного банка. — М.: Весь мир, 2004. — 205 с.

.Делягин, М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации: курс лекций / М.Г. Делягин. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 766 с.

.Дорохов, В. Белорусская экономическая модель: плюсы, минусы и перспективы выживания / В. Дорохов // Белорусский деловой портал [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: HTTP://www.bel. biz/. — Дата доступа: 25.09.2011 < http://www.bel.biz/. Дата доступа: 25.09.2011>.

6.Заяц, Д. Под политическую систему Беларуси заложили экономическую бомбу / Д. Заяц // Белорусский деловой портал [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: HTTP://www.bel. biz/. — Дата доступа: 25.09.2011 < http://www.bel.biz/. Дата доступа: 25.09.2011>.

7.Кизима, С.А. Белорусская модель развития в контексте глобализации / С.А. Кизима // Веснік БДЭЎ. — 2008. — № 5. — С.107 — 113.

.Ковалев М.М. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития для Беларуси / М.М. Ковалев // Материалы международной конференции «Что на данный момент принесли Беларуси процессы глобализации, и какие дискуссии ведутся вокруг них?» / Фонд им.Ф. Эберта. — Минск: БГУ, 2004. — С.5 — 50.

.Коновалов, Н.М. Глобализация и выбор модели постпереходной экономики / Н.М. Коновалов // Материалы международной конференции «Что на данный момент принесли Беларуси процессы глобализации, и какие дискуссии ведутся вокруг них?» / Фонд им.Ф. Эберта. — Минск: БГУ, 2004. — С.213 — 222.

.Левяш, И.Я. Беларусь как Nation State в условиях глобализации / И.Я. Левяш // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Янкі Купалы. — 2009. — № 2. — С.46 — 57.

.Насонова, И. Беларусь и Интеграция глобальных рынков капитала / И. Насонова // финансы, учет, аудит. — 2009. — № 11. — С.18 — 20.

.Обухович, А. реальный сектор. Рельсы в никуда / А. Обухович // Белорусский деловой портал [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: HTTP://www.bel. biz/. — Дата доступа: 25.09.2011 < http://www.bel.biz/. Дата доступа: 25.09.2011>.

13.особенности белорусской экономической модели // Белорусский экономический портал [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: HTTP://ekonomika. by/. — Дата доступа: 25.09.2011 < HTTP://ekonomika.by/. Дата доступа: 25.09.2011>.

14.Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. — М.: Эксмо, 2003.

.Пантин, В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении / В.И. Панарин. — М.: новый век, 2003.

.Паньшин, Б.Н. Беларуси и глобализация: поиск и определение пути устойчивого социально-экономического развития / Б.Н. Паньшин // Материалы международной конференции «Что на данный момент принесли Беларуси процессы глобализации, и какие дискуссии ведутся вокруг них?» / Фонд им.Ф. Эберта. — Минск: БГУ, 2004. — С.182 — 195.

.Платонова, Л.А. конкурентные позиции регионов Республики Беларусь в условиях глобализации / Л.А. Платонова // Вестник ВГТУ. 2011. — Вып. 20. — С. 196 — 202.

.Рубан, А.А. россия, Украина и Беларусь в условиях глобализации / А.А. Рубан // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. — 2010. — № 6. — С.178 — 181.

.Чепиков, М.Ю. Уроки глобализации для циклического роста белорусской экономики / М.Ю. Чепиков // Материалы международной конференции «Что на данный момент принесли Беларуси процессы глобализации, и какие дискуссии ведутся вокруг них?» / Фонд им.Ф. Эберта. — Минск: БГУ, 2004. — С.163 — 181.

.Янченюк, Е.В. Глобализация мировой экономики: объективные тенденции и субъективные факторы / Е.В. Янченюк // журнал международного права и международных отношений. — 2010. — №3. — С.8 — 11.

Учебная работа. Процесс глобализации и его влияние на экономику Беларуси