Учебная работа. Процесс европейской интеграции и идеи французских отцов-основателей Европы
процесс европейской интеграции и идеи французских отцов-основателей Европы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Исторический факультет
Кафедра политологии и социологии
Курсовая работа
процесс европейской интеграции и идеи французских отцов-основателей Европы
Студента 3 курса
Зюськина А.В.
Научный руководитель:
к.ист.н. доцент
Барсукова А.В.
Калининград
Оглавление
Введение
Глава 1. Европейская Интеграция — исторический аспект
1.1 Истоки европейской интеграции. Пути развития в видении христианских демократов, социалистов и движения федералистов
1.2 первые успехи и неудачи интеграции. Создание Европейского объединения угля и стали
1.3 Развитие интеграции: от Римского договора до Лиссабонского
Глава 2. Идеи европейской интеграции отцов-основателей (на примере Франции)
2.1 Европейская концепция Жана Монне
2.2 Европа Робера Шумана
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность темы исследования. Уже более шестидесяти лет 9 мая в европейских странах отмечается как «день Европы». Это день, когда государства Европы пошли на сближение, когда был дан старт европейской интеграции, хотя ещё несколько десятилетий до этого Европа ассоциировалась с лоскутным одеялом, раздираемым различными конфликтами и войнами. Ведь именно в Европе зародились обе мировые войны, причинами которых были сугубо частные интересы отдельных государств. Но в последние пол века ситуация изменилась коренным образом. Война перестала быть реальностью Европы, на смену ей пришло тесное межгосударственное сотрудничество и слияние национальных интересов. Более нигде в мире границы государств не являются столь открытыми для движения товаров, услуг и капиталов и нигде не созданы настолько прочные гарантии недопущения конфронтации между соседними государствами, как в Европейском союзе.
Всё это стало реальным благодаря европейской интеграции, процессу, который объединил 27 государств. Население ЕС составляет около пятисот миллионов человек, доля в мировом ВВП достигает 28%. Во всех странах союза был создан общий рынок, сложилось единое правовое пространство, благодаря Шенгенскому соглашению между 22 странами отменён паспортный контроль, вырабатывается общая Политика в областях торговли, сельского хозяйства, регионального развития, была принята единая европейская валюта — евро, которая введена в оборот в 17 странах Союза. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности.
Являясь субъектом международного публичного права, Европейский Союз имеет такие полномочия, как участие в международных отношениях и заключение международных договоров. По всему миру учреждены постоянные дипломатические представительства Союза, при таких организациях как ООН, всемирная торговая организация, G8 и G20 действуют представители ЕС. международная значимость единой Европы неуклонно растёт в различных сферах, начиная с политической и экономической сфер и заканчивая такими сферами, как экологическая безопасность и демография.
впервые за последние полвека был создан реальный противовес на мировых валютно-финансовых рынках американскому доллару. Фактически сложилась ещё одна крупнейшая валютная зона, которая распространяет своё влияние на многие страны, не входящие в ЕС, что способствует укреплению положения Европы как крупнейшего центра мирового хозяйства.
Для государств, не входящих в Европейский Союз, результаты, достигнутые благодаря интеграционным процессам, являются притягательными примерами, о чём свидетельствуют последние расширения ЕС (2004 и 2007 годы), когда количество стран-участниц выросло с 15 до 27 государств. И ещё многие страны стремятся вступить в союз. Объединённая Европа вплотную придвинулась к постсоветскому пространству — фактически осталось только четыре европейских государства-члена СНГ (Россия, Украина, Белоруссия, Молдова), которые находятся за пределами Евросоюза.
Процессы интеграции коренным образом изменили геополитическое положение, как Европы, так и россии. Между Европейским Союзом и Российской Федерацией заключено Соглашение о партнёрстве, стремительно развиваются связи в различных областях. Чем обернётся ЕС для россии: станет ли дополнительным источником для экономической и культурной модернизации, союзником в построении системы безопасности или превратится в инструмент военно-политического и торгово-экономического давления?
Ответы на этот и подобные вопросы напрямую зависят от понимания интеграционных процессов в Европе. Европейское сообщество и Европейский Союз обладают уникальными чертами, отличающими их от других региональных торговых и экономических блоков (на пример от НАФТА и АСЕАН) и других региональных международных организаций. Во-первых, в основе построения Евросоюза лежит принцип наднациональности, который означает передачу части суверенитета государствами наднациональным институтам. Во-вторых, место, занимаемое Союзом и его роль в современном мире несравнимы с местом и ролью какого-либо другого торгово-экономического блока или международной организации.
Степень разработанности проблемы. Европейская тематика достаточно хорошо разработана как в отечественной, так и в зарубежной историографии. В отечественной политической науки существует и развивается отдельное европейское направление.
работы, которые использовались в данной работе, можно разделить на два блока.
К первому блоку относятся исследования зарубежных и прежде всего европейских авторов, посвящённые истории европейской интеграции, анализу её причин, специфики и особенностей. К таким авторам относятся: Элизабет дю Рео, Терри Чопин, Жан-Доминик Гилиани, Жан-Батист Дюрозель, Анри Брюгман, Клаус Борчардт и др.
второй блок — исследования отечественных авторов на темы, связанные с Европейским союзом, историей его становления, особенностями, спецификой и перспективами. Проблемам ЕС посвящены работы таких исследователей, как М.Л. Энтин, Ю.А.Борко, О.В.Буторина, Ю.Д. Ильин, В.Г. Шемятенков, М. Арах, Р.К. Щенин и др.
Целью данной работы является рассмотрение процесса европейской интеграции и задачи работы:
.Изучить основные этапы развития европейского союза;
.Рассмотреть концепцию европейской интеграции Жана Монне;
.рассмотреть восприятие Европы Робером Шуманом;
.Рассмотреть, как идеи французских отцов-основателей отразились в современном ЕС.
Объект исследования — основные этапы развития Европейского союза.
Предмет исследования — влияние на процесс европейской интеграции идей французских отцов-основателей.
Методологическая база. Методологической основой исследования является системный метод теоретического познания, диалектический, исторический, сранительно-правовой.
Эмпирическая основа исследования. При написании данной курсовой работы были изучены следующие источники:
Соглашение устанавливающее ЕОУС 18 апреля 1951 года; Соглашение устанавливающее Европейское Экономическое Сообщество 17 апреля 1957 года; Единый Европейский Акт (С заключительным актом и декларациями; подписан в г.Люксембурге 17.02.1986 и в г.Гааге 28.02.1986); Соглашение по Европейскому Союзу подписанное в Маастрихте 7 февраля 1992 года; Ниццское Соглашение от 26 февраля 2001 года; Соглашение о создании Европейской Конституции от 16 декабря 2004 года и Лиссабонский договор от 17 декабря 2007 года.
Новизна исследования. Несмотря на обширность исследований, проведённых в сфере истории развития и становления европейского Союза, ряд моментов остается недостаточно изучен и обобщён. Основные теоретические разработки по проблемам ЕС принадлежат зарубежным авторам, однако они в российской Федерации остаются мало изученными. Это касается и наследия французских отцов-основателей.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и списка используемых источников.
Введение посвящено анализу актуальности, степени разработанности проблемы, определению объекта и предмета исследования, постановке цели и задач работы, описанию эмпирической базы, методологической основы, новизны работы.
В первой главе рассматривается исторический аспект становления европейского Союза, основные вехи этого процесса, современный этап развития и специфика европейской интеграции.
Во второй главе прослеживается развитие идей объединения Европы у французских отцов-основателей на примере деятельности Жана Монне и Робера Шумана, приводится анализ их работы по развитию интеграционных процессов в Европе.
В заключении подведён итог проделанной работы, кратко изложены результаты исследования.
интеграция договор европейский демократ
Глава 1. Европейская Интеграция — исторический аспект
1.1 Пути развития объединенной Европы в видении христианских демократов, социалистов и движения федералистов
идеал европейского единства, который появился в период между двумя мировыми войнами, быстро стал популярным сразу после Второй мировой войны. тысячи молодых людей мечтали о единой Европе, а иногда даже о едином мире. Хотя восстановление было приоритетной задачей в послевоенный период, многие выступали за создание автономной европейской организации. Для того чтобы избежать разделения мира на два антагонистических блока, казалось совершенно необходимым создать третий, нейтральный, Европейский полюс.
Идеи, о том, каким путем должно происходить объединение Европы разнятся, в зависимости от политической и идеологической принадлежности авторов. Некоторые группы христианских демократов говорили о европейском единстве задолго до Второй мировой войны. Одни сетовали, в частности, на исчезновение духовного единства Европы, которое существовало в средние века. Другие принимали активное участие в про-европейских движениях 1920-х годов.
В 1922 году австрийский граф фон Куденхове-Калерги предложил идею объединения Европы. Вокруг себя он мобилизовал интеллектуальную и политическую элиту в поддержку европейской интеграции. Фон Куденхове-Калерги считал, что «национальная промышленность и её защита со стороны государства являются очагом европейского национализма и угрозой европейскому миру». В 1930 году он предложил проект общеевропейского договора и основал Панъевропейское движение, к которому присоединилось немало консервативных, либеральных и христианско-демократических деятелей из ряда европейских стран. Он явился источником вдохновения для послевоенных федералистов.
международная стратегия, принятая в Ватикане в конце Второй мировой войны предусматривала, прежде всего, защиту западной христианской цивилизации от наступления коммунизма. Тем не менее, католическая церковь одобрила идею европейского федерализма. В 1948 году папа Пий XII выразил опасения по поводу морального и духовного упадка в Европе и официально заявил о своей поддержке движения федералистов. Папа также направил личного представителя на заседание европейского конгресса, состоявшееся в Гааге в мае 1948 года.
После Освобождения, социалисты усовершенствовали свои планы по объединению Европы, которых они придерживались ещё с 1930-х годов, следуя по стопам Аристида Бриана и его плана европейского федерального союза.. Этот план, изложенный в сентябре 1929 года на открытии юбилейной X Ассамблеи Лиги Наций, предусматривал экономическую интеграцию континентальных стран, их тесное политическое сотрудничество и предполагал сохранение независимости и суверенитета всех участников союза.
последующее десятилетие приостановило развитие проектов единой Европы. В регионе формировался блок агрессивных государств, и «в этих условиях позиции европейского движения с его пацифистской либо либеральной версии ослабели«.
С началом холодной войны, когда напряженность росла с каждым днем, большинство социалистов оказывали поддержку плану Маршала. однако они не могли согласиться с европейской идеей как процессом восстановления средневекового христианского запада. Социалисты считали, что «только демократический социализм может предложить альтернативу необузданному капитализму и тоталитарному коммунизму и что огромные трудности, связанные с экономическим восстановлением могут быть решены путем соблюдения принципов справедливости, прав, свободы и человеческого достоинства». Установление коммунизма в Восточной Европе привело к тому, что многие социалисты дистанцировались от доктринёрских позиций и активно поддержали европейскую интеграцию на основе западного альянса, хотя они по-прежнему разделялись во взглядах на то, каким образом она должна быть достигнута, и какую степень суверенитета они готовы уступить.
Отправной точкой послевоенного движения за единую Европу принято считать речь выдающегося британского государственного деятеля Уинстона Черчилля «трагедия Европы», произнесённую 19 сентября 1946 года в университете Цюриха. Он призвал европейцев покончить «с национальными распрями», и образовать на континенте «нечто вроде Соединённых Штатов Европы». Черчилль был фактически первым политиком, принявшим чью-либо сторону в дискуссии, которая до этого была довольно замкнутой битвой нескольких активистов.
В своём выступлении Черчилль придал беспрецедентное влияние уже озвученным ранее аргументам:
«1) Восстановление «европейской семьи» в рамках своего рода Соединенных Штатов Европы — структуры, обеспечивающей мир, безопасность и свободу;
) Примирение и партнерство между Германией и Францией».
Черчилль также высказался в пользу европейского третьего пути, с помощью которого можно будет найти свою нишу между США и СССР.
В 1945 году, в то время как формировалась ООН, идея федералистского мира становится популярной в Америке и Европе. Всемирное движение федералистов выступало за внедрение мирового гражданства и объединения всех демократических стран. При этом оно отличалось от движения европейских федералистов, которые стремились к созданию западноевропейской региональной федерации, отвергая при этом мировую перспективу. Федералисты хотели создать структуру, регулируемую по принципу субсидарности, возлагая на регионы и федеральные учреждения те полномочия, которые могли бы быть осуществлены более эффективно на национальном уровне.
Союз европейских федералистов (СЕФ) был официально создан 16 декабря 1946 года в парижской штаб-квартире французского движения «Федерация». СЕФ немедленно приступил к координации деятельности около 50 уже существовавших национальных движений федералистов: Активная Европа, Европейский союз, Федеральный союз, Федералистское движение Европы, и т.д. среди наиболее видных деятелей были Генри Френей, Евгений Когон, Анри Брюгманс, Александр Марк и Альтьеро Спинелли. СЕФ быстро привлекло почти 100 000 членов. Однако, между 1947 и 1949 годами, рост идеологического противостояния расколол движение. Верные теории федералистского общества, федералисты считали, что преобразование европейских институтов должно идти рука об руку с конституционной реформой, двигаясь в направлении большей децентрализации и регионального корпоративизма.
более прагматичная группа предлагала продолжить политику повышения осведомлённости общественности, с целью вынуждения правительств отказаться от части их суверенитета. Оказавшись в меньшинстве, прагматики покинули движении и основали Европейское движение федералистов (ЕДФ) в ноябре 1956. Впоследствии, федералисты последовательно отзывались в пользу расширения европейских сообществ. Развитие голлистских принципов по межправительственному взаимодействию в течении 1960-х привело к воссоединению Союза европейских федералистов (декабрь 1971 года).
Новая Международная Команда (НМК), официально создана в июне 1947 года в Шаудфонтене, вблизи Лиежа, была «открыто вдохновлена Христианскими демократами» . Она насчитывала в своих рядах таких выдающихся европейцев, как Робер Шуман, Жорж Бидо, Алькид де Гаспери и Конрад Аденауэр». НМК была основана по инициативе французского общественного республиканца, Роберта Бишета, который был поддержан бельгийцами, Дезире Ламаллем, и президентом бельгийской христианской социалистической партии Огюстом де Шрайвером. НМК была довольно гибкой организацией и имела целью создать Христианско-демократический интернационал.
первоначально, движение было задумано, как «способ противостояния коммунизму, и как ответ на Комиинформ» , созданный Сталиным в октябре 1947 года. Однако в движении быстро оценили значимость европейской интеграции, в качестве средства защиты христианских ценностей в Западной Европе в контексте холодной войны. НМК обращали больше внимания на социальный, а не на экономический аспект европейской интеграции, таким образом оставаясь верной христианско-социалистической доктрине, которая провозглашала примат отдельного человека. В 1965 году движение переименовывается в Европейский союз Христианских демократов.
Европейская лига экономического сотрудничества была европейской группой давления с либеральными корнями, основанной осенью 1946 года по инициативе бывшего премьер-министра Бельгии, Пола ван Зиланда и поляка, Иосифа Ретингера. Их целью было создание транснациональной группы (которая первоначально называлась «Независимая лига европейского сотрудничества»), включающей в себя европейских экономических и политических деятелей, которые были бы заинтересованы в защите экономических интересов континента, путём создания Европейского общего рынка. «Лига быстро переросла в движение европейских промышленников и финансистов, которое постепенно открывалось для участия в нём профсоюзов. Во многих случаях, оно служило в качестве «моста между европейскими экономическими и политическими кругами» . после его создания, ЕЛЭС разработало множество проектов, касающихся, в частности, валютной интеграции, организации перевозок, гармонизации систем социального обеспечения и создания европейской энергетической политики».
В конце 1940-х, несколько конгрессов дали новый импульс развитию федералистских идей. Многие планы были изложены по аналогии с «Европейской конституцией», разработанной федералистами Александром Марком и Алтьеро Спинелли. Они мечтали о Европе, в которой «государства будут представлены в Сенате, в то время как Европейская Ассамблея, избираемая на основе всеобщего избирательного права, будет осуществлять законодательную Федералистские идеи по ограничению суверенитета государств обсуждались с 27 по 31 августа 1947 года на Конгрессе Союза Европейских Федералистов (СЕФ), проходившем в городе Монтрё, в Швейцарии. Участие именитых персон и нескольких делегаций демонстрировало сложившийся интерес к федералистским идеям. В Монтрё были представлены 16 стран, а также около 40 групп активистов. Главной политической идеей, принятой на Конгрессе, стал призыв к созданию единого Европейского федерального правительства.
Желание реализовать федералистские идеи вдохновило некоторых членов парламентов к созданию про-европейских групп в национальных парламентах. Например, в феврале 1947 года, британские парламентарии сформировали федералистскую группу в Палате общин. Три месяца спустя, Уинстон Черчилль стал лидером «Движения за Объединённую Европу», которое объединило в себе основных британских политиков и бизнесменов, выступавших за достаточно гибкую «Европейскую конфедерацию», по образцу Британского Содружества.
Тогда, 19 июня 1947 года, по инициативе Союза европейских федералистов (СЕФ) и членов французского парламента, сформирована французская федералистская парламентская группа. Греция, Италия, Люксембург, Бельгия и Нидерланды вскоре последовали их примеру. В июле 1947 года, на конференции, состоявшейся в Гштааде, в Швейцарии, эти про-европейские парламентские группы встретились в первый раз под названием «Европейский парламентский союз» (ЕПС). Это событие стало результатом деятель, предпринятой графом Ричардом Кудеховен-Калерги. Он организовал первый Конгресс Европейского парламентского союза с 8 по 10 сентября 1947 года, вновь в Гштааде. 114 членов Европейского парламента и сенаторов из 10 стран обсуждали наиболее эффективные пути развития европейского федерализма. Они решили действовать через федералистские парламентские группы и составить проект (федеративного или конфедеративного характера) Европейской конституции, устанавливающей исполнительную, законодательную и судебную С 7 по 10 мая 1948 года прошёл крупный международный конгресс «Движения за Единую Европу» в Гааге, под почетным председательством Уинстона Черчилля. Были представлены семнадцать стран, а также присутствовали представители стран Восточной Европы и США. крупные делегации прибыли из Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Италии и Германии. Работа распределялась между тремя комитетами:
·Экономический и социальный комитет;
·Политический комитет;
·Комитет по культуре.
В ходе его работы выявились два различных течения. Одно из них, в которое входили главным образом представители Франции, Италии, Бельгии и Голландии, выступало за немедленное создание федеративного государства с сильным правительством, наделенным реальными правами. Большинство англичан призывало к «налаживанию тесного и действенного сотрудничества между государствами, которое не затрагивало бы их национальный суверенитет».
По результатам конгресса была принята рекомендация о созыве Европейской учредительной ассамблеи и Специального европейского совета, направленных на подготовку проектов экономической и политической интеграции. учитывая успех Гаагского конгресса, организующий орган — международный комитет «Движения за Единую Европу» — решил, в качестве эксперимента, перейти на ступень дальше и преобразовался в «Европейское движение» (ЕД) в октябре 1948 года.
Оно было нацелено на координацию деятель различных существующих международных организаций и представление их в их отношениях с правительствами государств. Европейское движение объединило в себе 26 национальных советов. Всё переходило под контроль международного совета, исполнительного бюро и секретариата. Европейское движение рассматривало политические, экономические, технические и культурные проблемы, связанные с Европейским союзом, а также информировало общество и мобилизировало его поддержку в пользу европейской интеграции. Его первыми почетными президентами были Леон Блюм, Уинстон Черчилль, Алькид де Гаспери, Поль-Анри Спаак, Робер Шуман, Ричард Кудеховен-Калерги и Конрад Аденауэр.
Шестью основателями движения были такие организации, как: Лига Европы по экономическому сотрудничеству (ЕЛЭС), Либеральное движение за объединённую Европу (ЛДОЕ), Социалистическое движение за Соединённые штаты Европы (СДСШЕ), новые международные команды (НМК), Союз европейских федералистов (СЕЫ) и Центр действий федералистов (ЦДФ). К ним позже присоединились Европейский парламентский союз (ЕПС), Европейская ассоциация учителей (ЕАУ), Европейский союз христианских демократов (ЕСХД), Совет европейских муниципалитетов и регионов (СЕМР), Ассоциация европейских журналистов (АЕЖ) и международная федерация европейских Палат (МФЕП).» Европейское движение было идеологически очень активно и организовало множество мероприятий по конкретным темам и в следующие годы играло ключевую роль в осуществлении задач интеграции.
На уровне правительств, западноевропейские страны активно подталкивали к экономическому и политическому сплочению Соединённые Штаты Америки. 5 июня 1947 г. государственный секретарь США Джордж Маршалл, выступая с речью в Гарварде, предложил странам Европы помощь по восстановлению их экономической жизни. А уже 15 июля 1947 г. оно было принято 16 европейскими странами». Для улучшения взаимодействия европейских стран в рамках «плана Маршалла», по инициативе США, 16 апреля 1948 года была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), позже реконструированная в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В сентябре 1950 года, также по предложению Соединённых Штатов, был создан Европейский платежный союз (ЕПС), который способствовал нормализации внешнеторговых отношений между странами Западной Европы.
января 1948 года вступило в силу соглашение о создании таможенного союза Бельгии, Нидерландов и Люксембурга — Бенилюкса. А 5 мая 1949 года в Лондоне был подписан Устав Совета Европы, который институционализировал базовые принципы социально-политического устройства Западной Европы.
таким образом, сформировывались первые идеи европейской интеграции и осуществлялись задачи интеграции. Постепенно в Европе накапливался правовой и моральный материал, на основе которого можно было развивать интеграционные процессы в Европе. И, несмотря на то, что ещё было много споров и непонимания между участниками этих процессов, накопление такого количества идей, нормативных документов и договоров должно было вылиться во что-то большее. К началу 1950-х годов накопился достаточный потенциал для формирования крупной общеевропейской организации, что выразилось в создании европейского Объединении Угля и Стали.
1.2 Первые успехи и неудачи интеграции. Создание Европейского объединения угля и стали
Следует подчеркнуть, что первые европейские организации не выходили за рамки классических международных отношений: все они были построены на принципах межправительственного сотрудничества при соблюдении суверенных прав государств-участников. Интеграция означала решительный, качественный разрыв с этой традицией, а первая интеграционная группировка представляла собой принципиально новое явление в тысячелетней истории международных отношений.
первые конкретные шаги по развитию европейских интеграционных процессов «определялись потребностями экономического восстановления и развития» . Крупнейшие государства Западной Европы, такие как Франция, Италия, великобритания и Германия, а также страны Бенилюкса в качестве основного источника энергии использовали уголь (70% от всего расхода топлива в Западной Европе), хотя они составляли всего 20% от его общемировой добычи. Поставки угля из Восточной Европы становились всё более редкими, а Американский уголь был слишком дорог и его поставки не могли бы полностью обеспечить потребности западноевропейской промышленности. В Западной Европе самым крупным месторождением угля, которое смогло бы удовлетворить запросы государств, находилось в Рурской области.
Французское правительство, желая модернизировать свою тяжелую промышленность, поняло, как много предприятий на востоке Франции зависит от наличия больших запасов угля. Задача обеспечения стабильных поставок угля подтолкнуло его к идее формирования сообщества по урегулированию этого вопроса. Эта идея нашла своё выражение в, так называемой, «Декларации Шумана».
мая 1950 года Робер Шуман, бывший тогда французским министром иностранных дел, обнародовал своё предложение, которое заключалось в объединении железорудной, металлургической и угледобывающей промышленности Франции и Западной Германии.
Европу не получится создать в один момент или на основании одного-единственного плана. Она будет строиться на основе конкретных достижений, с которых начнётся построение фактической солидарности. Объединение народов Европы требует ликвидации векового противостояния Франции и Германии. Все предпринимаемые действия должны затрагивать в первую очередь эти две страны. С этой целью правительство Франции предлагает незамедлительно предпринять действия в одной узкой, но решающей области.
Оно предлагает поставить франко-немецкое Производство угля и стали в целом под управление общего Верховного органа в рамках организации, открытой для участия других стран Европы. Объединение производства угля и стали должно сразу же обеспечить создание общей основы для экономического развития в качестве первого шага к Федерации Европы, а также «изменит судьбы тех регионов, которые с давних времён занимались производством боеприпасов, от которых они сами чаще всего и страдали»
Правительства ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга положительно отреагировали на предложение Робера Шумана. Министры иностранных дел этих шести стран вступили в переговоры на основе принципов изложенных в нём. Великобритания отказалась присоединяться к подобной организации, так как она ограничивала суверенные права государства.
июня 1950 года в Париже была созвана конференция, по подготовке проекта договора о создании объединения угля и стали. В ходе переговоров, в первую очередь были решены все организационные вопросы. «Страны Бенилюкса, боясь доминирования Франции и Германии, потребовали разработки чётких положений, которые определяли бы полномочия управляющей структуры и срок её деятельности. В ходе дискуссии было принято решение о создании Верховного Совета, который являлся исполнительным органом, и Межправительственного совета министров, который контролировал деятельность Совета. Также было выдвинуто предложение создать судебный орган, для решения споров.
договор о создании ЕОУС был выработан 19 марта 1951 года. Согласно этому договору, Высший Совет состоял из 9 членов, один из которых избирался председателем, по согласию всех государств, сроком на шесть лет. Ассамблея, осуществляющая надзорные полномочия, состояла из 78 делегатов от национальных парламентов, а также каждое государство-участник имело своего представителя в Совете Министров. Суд состоял из 7 судей, назначаемых правительствами для обеспечения соблюдения и применения Договора.
апреля 1951 года Договор о создании Европейского объединения угля и стали сроком на 50 лет был подписан в Париже Робером Шуманом от лица Франции, Конрадом Аденауэром со стороны Федеративной Республики Германия, Полом ван Зиландом и Иосифом Меурицы от Бельгии, графом Карло Сфорца от лица Италии, Джозефом Беком от Люксембурга и представителями Нидерландов Дирком Стиккером и Яном ван ден Бринком. договор был ратифицирован всеми странами и вступил в силу 25 июля 1952 года. Совместный рынок угля и стали в рамках шести государств стал реальностью в феврале 1953 года.
Создание Европейского Объединения Угля и Стали можно считать переломным моментом в истории формирования единого европейского пространства. ЕОУС положило начало к развёртыванию активного процесса европейской интеграции и формированию европейского Союза.
Кроме создания ЕОУС, реализовывались ещё несколько общеевропейских проектов. 24 октября 1950 года, по инициативе Рене Плевена, возглавлявшего французское правительство, было предложено создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС). Соответствующий договор был подписан министрами иностранных дел «шестёрки» 27 мая 1952 года.
Параллельно с переговорами относительно Европейского оборонительного сообщества, была развита идея Европейского политического сообщества (ЕПС). Оставив свои надежды на то, что Совет Европы станет реальной политической властью, сторонники объединения начали искать новый способ гарантировать развитие Европейского политического устава, предоставляющего демократический контроль над будущей европейской армией. поэтому, после подписания проекта соглашения, основывающего ЕОС 30 мая 1952 года, Консультативное собрание Совета Европы обратилось с просьбой к странам «шестёрки», обязать Общее собрание европейского сообщества угля и стали составить проект будущего ЕПС. 13 сентября была создана специальная ассамблея для подготовки проекта создания европейского политического сообщества. Она успешно закончила свою работу и передала подготовленные материалы на рассмотрение министров иностранных дел 10 марта 1953 года. однако, 31 августа 1954 года, Франция отказалась ратифицировать договор, учреждающий ЕОС и, следовательно, отпала необходимость в создании ЕПС. Таким образом, оба проекта потерпели полный провал. «Эта неудача федералистского подхода к объединению Европы на многие годы вперёд определила «алгоритм» интеграционного процесса».
основные принципы западноевропейской интеграции разработал видный французский деятель Жан Монне, который также явился инициатором «плана Шумана». Именно его труды обеспечили дальнейший успех интеграционных процессов. «Главные принципы заключались в следующем:
·Экономическая интеграция должна предшествовать политической;
·Наднациональность — залог успеха интеграции;
·Необходимо находить решение более мелких задач, по которым легче прийти к консенсусу, а на их базе переходить к разрешению более серьёзных проблем, с большим количеством разногласий.»
таким образом, мы можем наблюдать, как первые успехи европейских интеграционных процессов, так и первые трудности и неудачи, с которыми пришлось столкнуться приверженцам идей единой Европы. Но, самое главное, что можно отметить на данном этапе — это то, что процесс объединения европейских стран был запущен. Его уже было не остановить различным трудностям, которые, хоть и не всегда с лёгкостью, но решались совместными усилиями представителей разных стран Западной Европы. Основатели Европы увидели первые плоды своего упорного труда (в виде ЕОУС) и уже двигались в заданном направлении, решая все необходимые задачи, на пути осуществления их идей.
.3 Развитие интеграции: от Римского договора до Лиссабонского
1-2 июля 1955 года прошла встреча министров иностранных дел «шестёрки» в Мессине (Италия), на которой был создан Межправительственный комитет во главе с Полем-Анри Спааком. Этому комитету было поручено подготовить доклад о возможности создания экономического союза стран «шестёрки», и в частности организации сотрудничества в сфере атомной энергетики.
В мае 1956 года П.-А. Спаак выступил со своим докладом перед министрами иностранных дел на совещании в Венеции. На основании его доклада Ассамблея европейского сообщества угля и стали издала «Решение №47 относящееся к общему рынку и Европейскому сообществу по атомной энергии», которое закладывало основные принципы будущей организации.
«…общий Рынок, ускоряя экономическое расширение и распределяя ресурсы, должен подтверждать постоянное улучшение уровня жизни, полную занятость, … развитие отсталых регионов сообщества, путём улучшения их инфраструктуры…
…подчеркиваем, что Общий Рынок не ограничивается снятием таможенных барьеров, отменой каких-либо дискриминаций (таможни, квоты, ограничение валюты, режим транспорта, и т.д.). и защитой от монополий…
…Европейское сообщество по атомной энергии, находится вне любого конфликта политических или экономических сил, должно стремиться к тому, чтобы обеспечивать военный и санитарный контроль так же, как обеспечивать экономическую безопасность, осуществляя распределение продуктов полураспада между всеми пользователями сообщества…»
Было принято решение немедленно приступить к реализации этого решения, и уже 25 марта 1957 года в Риме представителями Франции, Италии, Германии и стран Бенилюкса были подписаны Договор об учреждении европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении европейского сообщества по атомной энергии (ЕСАЭ). «Римские договоры вступили в силу 1 января 1958 года, в них была заложена современная правовая и институциональная система европейской интеграции.»
В договоре об учреждении ЕЭС были сформулированы цели и средства экономической интеграции, которые отражали господствовавшие тенденции, и включали в себя следующее:
·»всестороннее развития экономической деятельности;
·постоянное и равномерное развитие;
·обеспечение стабильности;
·скорейшее повышение уровня жизни;
·налаживание более тесных связей между государствами-участниками».
Для достижения намеченных целей были избраны следующие средства: создание общего рынка и сближение экономической политики шести государств. Первым шагом на пути к осуществлению идеи общего рынка, стало создание таможенного союза стран «шестерки» — государства-члены должны были постепенно снять таможенные пошлины и ограничения во взаимной торговле, определить единый внешний торговый тариф и начать проводить общую торговую политику. 1 января 1959 года начался постепенный переход к таможенному союзу.
Возникшие обстоятельства вынудили оставшиеся семь государств Западной Европы, не вошедших в ЕЭС,- великобританию, Швецию, Данию, Австрию, Швейцарию, Норвегию и Португалию — позаботиться о защите своих экономических интересов. После того, как «ЕЭС отказалось создать зону свободной торговли в составе всех стран Западной Европы, 20-21 июля 1958 года в Стокгольме (Швеция) была подписана Конвенция о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ)», которая вступила в силу 3 мая 1960 года.
Членами ЕАСТ стали Швеция, Дания, Австрия, Португалия, Норвегия, Швейцария и Соединённое королевство, Финляндия стала ассоциированным членом (в 1986 — полноправным членом), а в 1971 году к ним присоединилась Исландия. Она была сформирована, как международная организация, основанная на принципе межправительственного сотрудничества. Её основная задача состояла в том, чтобы координировать сферу свободной торговли и её внешние сношения, особенно с Европейским экономическим сообществом.
год был отмечен развитием успехов интеграционных процессов. «9 июля было подписано соглашение между Грецией и ЕЭС о создании ассоциации, а 31 июля заявление о присоединении к ЕЭС подала Ирландия. За Ирландией последовали великобритания и Дания, подавшие заявления 9 и 10 августа соответственно. 12 декабря, с просьбой о начале переговоров об ассоциации обратилась Швеция, несколькими днями позже с подобным предложением обратилась Австрия. В течение последующих месяцев также обратились Испания, Норвегия и Португалия.»
Спад интеграционных процессов связан с занятием президентского поста во Франции генералом де Голлем и его попытками реализации идеи «Европы отечеств», согласно которой единство Европы достигалось без ущемления суверенитета национальных государств. Осуществляя эту идею, правительство Франции старалось укрепить свою самостоятельность в рамках ЕЭС и уменьшить влияние его институтов.
В марте 1965 года Комиссия внесла предложение расширить права ЕЭС в финансовой сфере и начать софинансирование общей сельскохозяйственной политики. Правительство де Голля выступило против и заявило об отзыве своего представителя в ЕЭС. Также оно сообщило, что отказывается от участия в работе любых структур ЕЭС.
Для разрешения возникшего конфликта, остальные страны-участницы предложили собрать чрезвычайное собрание Совета ЕЭС. Два чрезвычайных заседания прошли в январе 1966 года, и на них Совет принял резолюцию об отношениях между Комиссией и Советом и порядке осуществления процедуры голосования. По требованию Франции было принято решение, что каждое жизненные интересы. Эта резолюция известна, как «Люксембургский компромисс«.
В конце 1960-х генерал де Голль уходит с политической сцены, что позволяет далее развивать интеграционные процессы без каких-либо осложнений. 1 июля 1968 года был сформирован таможенный союз (на полтора года ранее, чем предполагалось Римским договором). Национальные таможенные тарифы были полностью заменены общим таможенным тарифом, успешно завершилось формирование единой торговой политики стран-участниц.
Для дальнейшего развития европейской интеграции Комиссии и Совету ЕЭС было поручено заняться рассмотрением следующих вопросов: присоединение новых членов; создание валютного союза; разработка системы сотрудничества в области внешней политики.
июня 1970 года в Люксембурге начались переговоры о вступлении в организацию великобритании, Ирландии, Норвегии и Дании. А 7-8 октября Комиссия представила свой проект создания экономического и валютного сообщества, который получил название «план Вернера» (по фамилии председателя Комиссии, премьер-министра Люксембурга Пьера Вернера). 27 октября Советом был одобрен «план Дювиньона», проект создания системы политического сотрудничества, а уже 19 ноября состоялась первая встреча министров иностранных дел в рамках этой системы в Мюнхене.
марта 1972 года был одобрен «план Вернера», позже было заявлено о намерении стран-участниц «преобразовать всю совокупность своих отношений в Европейский союз не позднее 1980 года».
однако череда успехов интеграции в Европе был вновь нарушена и причиной этому послужили следующие события: слом Бреттон-Вудской системы решением США об отмене свободного обмена доллара на золото (15 августа 1971 г.); решение ОПЕК о резком повышении цен на нефть и сокращении поставок в некоторые страны после очередной арабо-израильской войны (6-27 октября 1973 г.). Начался долгий период «евроскептицизма» или «евросклероза», что значительно отодвинуло идею создания Европейского Союза.
Но процесс был необратим, и интеграция европейских стран всё углублялась. «13 мая 1976 года в силу вступило решение о создании Европейской валютной системы (просуществовала до начала 90-х), а 20 сентября делегаты государств-членов ЕС подписали соглашение о формировании Европарламента путем прямых всеобщих выборов (первые выборы прошли в 1979 году).»
февраля 1987 года в Люксембурге и 28 февраля в Гааге, согласно инициативе Комиссии, был подписан Единый европейский акт (вступил в силу 1 июля 1987 года), в котором впервые давалось точное определение понятия «четырех свобод».
Оно получило название единого внутреннего рынка. 1 января 1986 года в состав Сообщества вступили Испания и Португалия, ставшие его 11-м и 12-м членами. В конце 1989 года состоялась очередное заседание Европейского совета в Страсбурге. По итогам этого заседания главами государств-членов ЕС было принято решение о создании межправительственной конференции для подготовки поправок к основным документам, необходимым для учреждения Экономического и валютного союза. Также была одобрена Хартия фундаментальных социальных прав трудящихся.
9 ноября 1989 года пала берлинская стена, что поставило сообщество перед лицом новых проблем, а именно требовалось определить порядок воссоединения ФРГ и ГДР и присоединения Восточной Германии к сообществу. Для решения данного вопроса было собрано внеочередное заседание в Дублине 28 апреля 1990 года. 29 мая 1990 года был создан Европейский банк реконструкции и развития, а 15 июля 1991 года Совет принял регламент об оказании технической помощи СССР, что послужило основой программы ТАСИС. Также были заключены соглашения со странами Восточной и Центральной Европы (Польшей, Чехословакией, Венгрией), которые не предусматривали их вступления в ЕС.
Переломной точкой во всём развитии европейской интеграции стал, так называемый, Маастрихтский договор, подписанный 28 февраля 1992 года в городе Маастрихт в Нидерландах, и вступивший в силу 1 ноября 1993 года после того, как он был ратифицирован всеми государствами.
договор содержал 37 статей и был составлен на 10 языках, а также к нему прилагалось 20 деклараций. Согласно ему, создавался Европейский союз, основанный на трёх европейских сообществах, общей внешней политике и политике безопасности, а также на сотрудничестве в сфере юстиции и внутренних дел.
«Европейский союз ставит перед собой следующие цели:
·содействие экономическому и социальному прогрессу, который является сбалансированным и устойчивым, в частности путём создания пространства без внутренних границ, через укрепление экономической и социальной сплочённости и путем создания экономического и валютного союза, в том числе, создание единой валюты;
·усилить защиту прав и интересов граждан своих государств, путем введения союзного гражданства;
·развивать тесное сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел;
·сохранять в полном объёме достижения сообщества«.
В соответствии с Договором о Европейском Союзе сообщество получило новое название, соответствующее более высокому уровню интеграции. Договор распространил полномочия органов ЕС на новые сферы, которые традиционно являются предметом национального суверенитета.
Сообщество могло принимать меры в таких новых областях, как экономическая и денежно-кредитная Политика, образование и молодёжная политика, культура, здравоохранение и визы. Его полномочия вмешательства были также увеличены в областях, уже находившихся в ведении сообщества, таких как окружающая среда, развитие трансъевропейских транспортных сетей, телекоммуникаций, энергетики, промышленной политики, туризма, защиты прав потребителей и некоторых других.
Кроме того, была создана правовая основа для развития сотрудничества и кооперации. Для того чтобы преодолеть сопротивление Соединённого Королевства, которое было против любого усиления интеграции в отношении социальной политики, был создан Протокол по социальной политике, который позволяет другим государствам-членам, для достижения прогресса в этой области, разрабатывать дополнения к Договору.
Политическое сотрудничество становится более последовательным и более обязательным. Основными целями в этой области являются: защита общих ценностей, интересов и независимости Союза; сохранение мира и укрепление общей безопасности; развитие мирового сотрудничества, а также развитие и укрепление демократии.
вскоре после подписания Маастрихтского договора, в г. Порто в Португалии, было заключено соглашение о создании Европейского экономического пространства между 12 странами-участницами ЕС и 7 государствами-членами Европейской ассоциации свободной торговли. «Это соглашение предусматривало распространение принципа «четырех свобод» на страны ЕАСТ. На сегодняшний день, полноправными участниками этого соглашения являются Исландия, Норвегия и Лихтенштейн, так как Австрия, Финляндия и Швеция присоединились к ЕС, а Швейцария отказалась ратифицировать соглашение.»
мая 1999 г. вступил в силу Амстердамский договор, который вносил изменения в основополагающие договоры. Он «закрепил обязанность стран-участниц строго соблюдать и охранять фундаментальные права человека. Были еще более расширены права Европейского парламента, а также было утверждено преобразование ЕС в «пространство свободы, безопасности и справедливости». В связи с этим началась подготовка к принятию новых членов — 13 государств из Восточной, Центральной и Южной Европы.
год ознаменовался принятием нового договора. 26 марта в Ницце (Франция) был подписан договор, который устанавливал численность и состав институтов ЕС после окончания расширения, распределение голосов в Совете, способ осуществления принципа квалифицированного большинства и т.д. Но ратифицирован он был только лишь после повторного голосования в начале 2003 года.
В 2004 году в Европейский Союз вступили 10 государств: Латвия, Литва, Эстония, Венгрия, Кипр, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия. А в 2007 году произошло ещё одно расширение — к ЕС присоединились Болгария и Румыния.
недостатки Ниццского договора обнаружили потребность в общей реформе институтов европейского союза, чтобы они могли принимать новые государства, желающие присоединиться и чтобы стать более понятными для людей Европы. 15 декабря 2001 года Европейский Совет на заседании в Лакене (Бельгия), решил созвать Конференцию о будущем Европы, на которой, в свою очередь, было решено начать создание проекта конституции. Договор о конституции был принят Европейским советом в Риме, 29 октября 2004 года.
Проект Конституции систематизирует правовые основы договоров, которые были заключены между странами ЕС. Она содержит 450 статей, в которых находится информация о структуре и функциях институтов ЕС: согласно этому проекту, в Совете ЕС предусматривается должность президента, который назначается Советом сроком на 2,5 года; также, должна быть создана должность министра иностранных дел ЕС, который будет представлять единую европейскую внешнюю политику (сейчас эти полномочия разделены между верховным представителем ЕС по внешней политике и членом Еврокомиссии, ответственным за внешние связи); предполагается сокращение численности Европейской комиссии (до 2014 года число еврокомиссаров должно составить две трети от числа стран-членов); расширяются полномочия Европейского парламента, который должен будет утверждать бюджет, заниматься проблемами гражданских свобод, пограничного контроля, иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных органов всех стран ЕС.
кроме того, проект Конституции предусматривает отказ от принципа консенсуса и замена его на принцип «двойного большинства», который означает, что решение по большинству вопросов (за исключением вопросов внешней политики, безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где этот принцип сохраняется) считается принятым если за него проголосовали не менее 15 государств-членов, составляющих не менее 65 % населения Европейского Союза.
Для того чтобы Конституция вступила в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС, и даже если хоть одно различные государства выбрали разные способы ратификации — голосование в парламенте или на всенародном референдуме. «Референдум, как средство ратификации, был выбран 10 странами: Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Люксембург, Дания, Португалия, великобритания, Чехия, Ирландия. В итоге, ни в одной стране Конститу не была ратифицирована.»
-23 июня 2007 года на саммите Европейского Союза была достигнута договорённость о разработке «договора о реформе», своеобразной сокращённой версии Конституции, хотя его нельзя назвать изменённой версией Европейской конституции. скорее он представляет собой вариант реорганизации ЕС в рамках единой программы развития Европейского сообщества (это видно из самого названия — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении европейского Сообщества»). Этот договор был подписан в Лиссабоне (Португалия) 13 декабря 2007 года.
Основные изменения, которые вносит Лиссабонский договор:
·предложение должности президента Европейского совета. Президент будет избираться сроком на два с половиной года;
·формирование должности главы внешней политики ЕС, которая объединит в себе две должности — Верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности и Еврокомиссара по внешним сношениям;
·уравнивание в правах Европарламента и Совета (в частности, в вопросах бюджета и экономики);
·Европарламент получает большую автономию от стран участниц, самостоятельно утверждает кандидатуру председателя (а не одобряет предложенную, как это было ранее);
·вводится принцип «двойного большинства» (как и в проекте Европейской конституции);
·к 2014 году планируется снижение численности Еврокомиссии до 18-19 человек (при 27 странах-участницах). Члены Комиссии будут избираться по принципу равной ротации между государствами-членами ЕС;
·период с 2009 по 2014 годы считается переходным. Все нововведения Лиссабонского договора должны будут реализованы до 2014 года.
По состоянию на 13 ноября 2009 года Лиссабонский договор был ратифицирован всеми 27 странами-участницами европейского Союза, а 1 декабря 2009 года официально вступил в силу.
Постепенными шагами, европейские страны движутся ко всё большему объединению. «На сегодняшний день страны желающие присоединиться к ЕС вынуждены соответствовать требованиям Союза, что кардинально отличается от начальных этапов развития Европейского сообщества. Европейский Союз приобретает всё более чёткую структуру и, не смотря на то, что ещё существует разделение на национальные государства, создатели ЕС добились больших успехов. В частности, существует единый Рынок товаров, услуг и капиталов, создана единая европейская валюта, общеевропейские органы приобретают конкретные правовые «очертания», правовой статус и полномочия. Всё больше обязанностей возлагается на Еврокомиссию, Парламент, Европейский Суд, Совет Европы и Европейский Совет и всё большую независимость они приобретают от национальных государств.» Уже существует тот «телефон«, по который требовал Кеннеди от представителей европейского сообщества в 60-х годах
Глава 2. Идеи европейской интеграции французских отцов-основателей Европы
2.1 Европейская концепция Жана Монне
Жан Монне родился в 1888 году в городе Коньяк. Его семья занималась традиционным для этой территории производством коньяка, который продавался по всему миру. Для поддержания контактов с клиентами требовалось много путешествовать, что сильно повлияло на формирование характера Жана Монне, на его мировоззрение. многие исследователи отмечают, что в его характере сочетались любовь, как к свободному рынку, так и к построению административных структур.
Поворотным моментом в биографии Жана Монне можно считать Первую Мировую войну. В начале войны Англия и Франция, не смотря на союз, действовали независимо друг от друга.
«Когда была объявлена война в 1914 году, я понял, что союзники не предусматривают общей экономической структуры. Я пошёл к президенту Французского Совета и предложил план координации военных ресурсов. Я был направлен в Лондон, где помог создать резерв судов и сырья, что позволило в 1917 году преодолеть опасности подводной войны».
В результате Жан Монне приобрел значительный авторитет на европейской политической арене. В 1919 году он был назначен Генеральным секретарём Лиги Наций. «В 1919 году я участвовал в создании Лиги Наций. Мы хотели действовать путем убеждения. Этого оказалось недостаточно, право-вето государств парализовывало Лигу Наций». В 1929 году Монне участвовал в создании и управлении крупного американского банка — Банк оф Америка-Блэр, в Сан-Франциско. По приглашению Чан Кай-Ши 1934 по 1936 годы помогал реорганизовывать железнодорожную сеть Китая.
В 1938 году Жан Монне был направлен правительством Франции в США для ведения переговоров о поставках военных самолётов, а в 1939 году по совместной договорённости правительств Франции и англии был направлен в Лондон для координации объединения военных производственных мощностей двух стран. В августе 1940 года, после поражения Франции, он был направлен в Соединённые Штаты, как член британского совета по поставкам, для заключения соглашений о закупке вооружений и боеприпасов.
В 1943 году Жан Монне стал членом нового французского правительства в Алжире — национального освободительного комитета. 5 августа он выступил с обращением к комитету:
«Процветание государств Европы и их социальное развитие будет возможно только, если они образуют федерацию или «европейское единство», которое объединит их в общую экономическую силу».
Уже в этом обращении Жан Монне определил одну из главных целей, как создание «экономической и политической организации «Европейское единство». «Для общего дела нужна коллективная организация и постоянный коллективный обмен мнениями«.
После освобождения Франции в 1945 году, Монне, по предложению де Голля, приступил к разработке, а затем к осуществлению плана по восстановлению и развитию экономики Франции.
Исходя из этого, мы можем сказать, что Жан Монне никогда не останавливался на месте, не боялся пробовать свои силы в новых для себя сферах. И, таким образом, он получал всё новые навыки и знания, которые пригодились ему в будущем, в построении европейского Сообщества, что явилось не самой простой задачей после Второй Мировой Войны, оставившей в руинах почти всю Европу и поставившей её перед новыми вызовами и угрозами, такими как Холодная война.
«Между Востоком и Западом началась «холодная война», Германия остаётся главной точкой преткновения. любой конфликт с участием Европы следует избегать всеми возможными способами. Я видел только одно решение: мы должны связать себя с Германией неразрывно общим делом, к которому смогут присоединиться. Таким образом, будет создана общеевропейская территория процветания и мира».
Ещё одну причину для объединения Монне видел в зависимости европейских стран от США. «С моей точки зрения, невозможно, чтобы Европа долго оставалась «зависимой» от Соединённых Штатов экономически — почти исключительно от их кредитов, в отношении безопасности — от их военной силы.
… действия стран Западной Европы, чтобы быть на уровне обстоятельств и угрожающей нам опасности, а также на уровне американских усилий, должны стать объединенными действиями Западной федерации, создание которой является обязательным условием успеха».
В начале мая 1950 года план был готов. Монне представил его Роберу Шуману, который был тогда министром иностранных дел. План был одобрен и, получив поддержку канцлера Федеративной Республики Германия, Аденауэра, Шуман выступил с предложением от имени французского правительства объединить производство угля и стали под совместным управлением Франции и Германии, которое будет также доступно и для других стран. »Это предложение представляет собой первый конкретный шаг к европейской федерации, императиву сохранения мира», — заявил Монне.
«18 апреля 1951 года был подписан Договор о создании Европейского объединения угля и стали. после его вступления в силу в 1952 году, Жан Монне становится первым президентом ЕОУС.» таким образом, было положено начало объединению Европы. Можно сказать, что создание ЕОУС стало одним из главных достижений Монне, ведь именно с его подачи был разработан и претворён в жизнь план по объединению производств угля и стали Франции и Германии. таким образом, было преодолено соперничество двух стран, которое послужило причиной для многих конфликтов в Европе в предшествовавшие века.
» после провала с Европейским оборонительным сообществом Монне основал Комитет борьбы за Соединённые Штаты Европы». Даже, казалось бы, значительные неудачи не могли остановить одного из главнейших Отцов Европы, а как-будто наоборот, только подстёгивали его стремление сформировать единое Европейское пространство. «Никто не должен был сомневаться: моя отставка не была жестом малодушия, но началом другой формы борьбы, и если решение принимал я один, это не значило, что я намеревался сражаться в одиночку. Моей целью было единство Европы. Для этого надо было сплотить вокруг себя людей, которые, в свою очередь, … могли бы влиять на ещё более широкий круг лиц… Все вместе мы должны были стать силой. этой силе я дал название: Комитет борьбы за Соединённые Штаты Европы». Этот комитет был поддержан политических партий и профсоюзов и стал движущей силой формирования союза европейских стран, установления Общего рынка, создания Совета Европы и т.д.
Вот что писал сам Жан Монне о работе комитета: «… первая задача заключалась в принятии договоров об Общем рынке и Евратоме, которые мы задумывали с такими людьми, как Спаак, Бейен, Хальштейн, Морис Фор…». «Декларация предлагала создание Евратома по образцу ЕОУС. Его исполнительный орган, Комиссия по атомной энергии, будет обладать исключительным правом собственности на ядерные материалы, произведённые и импортированные, и будет контролировать их использование с начала и до конца». кроме того, свои усилия Монне направлял и на международное сотрудничество европейского Сообщества, как например, с США: «Соединенные Штаты и Европа принадлежат к одной цивилизации, основанной на личной свободе и демократических принципах организации общественной жизни… Когда их общим человеческим ценностям угрожает опасность, народы Европы и США вступают в борьбу, не щадя ни сил, ни жизни». Неоценимый вклад Жан Монне внес в решение вопросов расширения ЕС, в частности очень сложный вопрос присоединения Великобритании. «Я прекрасно понимал, что процесс сближения потребует времени… важно было положить начало, сделать так, чтобы англичане получили возможность наблюдать за делами сообщества изнутри… Всё большее и большее число британских руководителей осознавали значение наших усилий и видели, что их страна в одиночку не сможет осуществить необходимую ей мутацию».
Вплоть до своих последних дней Жан Монне настаивал на том, что европейские государства должны объединиться: «В 1975 году я вернулся в мой дом в Хюджарре, чтобы писать мемуары. Я думал, что смогу быть полезен передав свой опыт… Друзья приходили ко мне в гости и спрашивали, что им делать. Я говорил им: «Продолжайте, продолжайте, нет другого будущего для народов Европы, кроме как в союзе. Заставьте людей сотрудничать, покажите им, что, не смотря на их различия и границы, у них есть общие интересы «. 2 апреля 1976 года, на 88 году жизни, Жану Монне Советом Европы было присвоено звание «почетного гражданина Европы», которое помимо него было присуждено только одному человеку. Умер Монне в возрасте 91 года 16 марта 1979 года. «Жан Монне был выдающимся политиком своего времени. Его вклад в развитие европейских интеграционных процессов невозможно недооценить. Постоянно развиваясь и преумножая свои знания, вбирая в себя лучшие идеи, он притворял в жизнь свою мечту — мечту о единой Европе. Его идеи послужили основанием для формирования европейского Сообщества Угля и Стали, Общего рынка, Евратома, а за ними и европейского Союза. Одно из первых имён, с которыми ассоциируется современная Европа, является имя Жана Монне. Он по праву заслужил звание «почетного гражданина Европы».
2.2 Европа Робера Шумана
Робер Шуман родился 29 июня 1886 года в городе Люксембурге в семье выходца из Лотарингии. Был немецким подданным и во время Первой мировой войны воевал в армии императора Вильгельма. В 1918, после того, как Лотарингия отошла Франции, сменил Гражданство. В 1912 году окончил юридический факультет университета в Страсбурге, затем практиковал как адвокат в городе Мец.
Свою политическую карьеру Шуман начал в 1919 году, в качестве депутата от департамента Мозель в Национальное собрание Франции. после начала Второй мировой войны, в 1940 году был арестован гестапо, но в 1942 году сбежал и присоединился к движению Сопротивления. Приглашению де Голля приехать в Лондон предпочёл сражаться вместе со своими соотечественниками на оккупированной территории.
После окончания Второй мировой войны участвовал в создании Народной республиканской партии. В 1946-1947 годах занимал должность министра финансов в правительствах Бидо и Рамадьё. С ноября 1947 по июль 1948 годов и в августе-сентябре 1948 года находился на должности премьер-министра, а с 1948 года по 1952 год был министром иностранных дел. В 1955-56 годах занимал пост министра юстиции, с 1958 по 1960 являлся председателем консультативной ассамблеи европейского совета.
В качестве министра иностранных дел Робер Шуман участвовал в разработке договора о создании НАТО, который был подписан 4 апреля 1949 года. Позже, базовые понятия этого договора он перенёс в соглашение о Европейском оборонительном сообществе. 5 мая был подписан устав Совета Европы, по этому поводу Шуман сказал следующие: «он (устав) заложил основы духовного и политического сотрудничества, из которого родится европейский дух, и обширный и длительный наднациональный союз, который ни в коем случае не ослабит связи с нашими народами».
мая 1949 года на конференции в Страсбурге Робер Шуман выступает с призывом: «Пришла пора положить конец войне и обеспечить вечный мир…19-й век был веком подъёма национального духа и утверждения национализма. Наш век, является свидетелем катастрофы этих идей. Настало время попытаться и добиться успеха в деле примирения наций в наднациональной ассоциации». Идеи о примирении наций Шуман высказывал ещё во время Второй мировой войны, что нередко вызывало недовольство его товарищей по Сопротивлению.
Исходя из этого, можно сказать, что идея создания наднационального европейского органа, зародилась и развивалась у Робера Шумана ещё в период между двумя мировыми войнами (в это время он достаточно успешно соединяет две системы права в Лотарингии — немецкую и французскую, и приспосабливает её к действующему французскому законодательству). Отсюда можно сделать вывод, что Шуман достаточно долго и плодотворно продумывал идею объединения и примирения Европы. Требовался только удачный повод для постановки подобного вопроса, и вскоре Шуман его получил.
«В начале мая 1950 года Жан Монне подал Роберу Шуману план по интеграции европейских экономик. Оценив перспективы, которые предоставлял этот план, Шуман принял решение заручиться, прежде всего, поддержкой немецкого канцлера Аденауэра.» Вот каков был ответ Конрада Аденауэра на письмо от французского министра иностранных дел: «..Я воздаю должное идеям, изложенным в Вашем письме, которые предполагают решительный шаг по направлению к тесным отношениям между Германией и Францией, и, таким образом к европейскому порядку, основанному на мирном сотрудничестве… Я могу сказать, здесь и сейчас, что Германия готова принять участие в разработке плана и подготовке мер, которые необходимо предпринять в будущем для его реализации.»
мая 1950 года Робер Шуман выступил с заявлением, касающимся объединения ресурсов — угля и стали. позднее это выступления стали называть «Декларацией Шумана». Декларация подчеркнула роль Франции в строительстве сильной, процветающей Европы, опирающейся на франко-германский фонд. В ней было изложены идеи Высшей власти, которые были озвучены впервые на международной арене.
Французский министр иностранных дел говорит о том, что «Европа не будет построена сразу, или в соответствии с единым планом. Она будет создана через конкретные достижения, которые сначала появятся де-факто. Сближение народов Европы требует ликвидации вековой оппозиции Франции и Германии». Робер Шуман предлагает поставить франко-германское производство угля и стали под управление Высшей власти, в рамках организации, открытой для других европейских стран.
«Солидарность в производстве, установленная таким образом даёт понять, что любая война между Францией и Германией, становится не просто немыслимой, но материально невозможной. Объединив основные производства и путем введения новой Высокой власти, решения которой будут связывать Францию, Германию и других стран-членов, приведет к созданию первого крепкого фундамента европейской федерации необходимого для сохранения мира».
Основными задачами такого объединения было обеспечить в кратчайшие сроки модернизацию производства; организация поставок угля и стали на равных условиях; улучшение условий жизни рабочих в этих отраслях. Для достижения поставленных целей государствами-членами, которые имели различные стартовые условия, предполагалось создание инвестиционного фонда; создание компенсирующих механизмов, для выравнивания цен; содействие в реструктуризации и рационализации производства. Перемещения угля и стали между странами-участницами полностью освобождалось от таможенных пошлин.
июня 1950 года в Париже открылась конференция посвящённая Декларации Шумана. «Мы прекрасно понимаем, что мы не имеем права на провал», сказал он на открытии конференции. В ней приняли участие представители шести европейских стран — Франции, Германии, Бельгии, Италии, Нидерландов, Люксембурга, основной целью конференции являлось обсуждение и выработка текста договора об образовании объединения угля и стали. 18 апреля 1951 года, опять же в Париже произошло подписание этого договора, основа для которого была заложена 9 мая 1950. сегодня, 9 мая празднуется в европейских странах, как день Европы.
«Кроме того, Робер Шуман занимался разработкой и продвижением проекта европейского оборонительного сообщества. 24 ноября он представил этот проект в Ассамблею Совета Европы, который после рассмотрения был принят». Договор о создании Европейского оборонительного сообщества был ратифицирован всеми странами «шестёрки», за исключение Франции, в которой в это время пришёл к власти де Голль (отрицательно настроеный по отношению к интеграции), что сделало невозможным вступление его в силу.
В 1955 году Робер Шуман становится министром юстиции в правительстве Э.Фора. С 1955 по 1961 год является президентом европейского движения и занимается про-европейской деятельностью в Европе и других странах. В 1958 году он единогласно избран председателем консультативной ассамблеи европейского Сообщества, а в 1960 году назначен почётным президентом европейского парламента. В 1962 году Робер Шуман уходит с политической арены из-за болезни, а 4 октября 1963 года умирает у себя дома, близ города Мец.
Робер Шуман практически до конца своих дней боролся за объединение Европы, продвигал идеи интеграции и никогда не отступал от одной из главных целей его жизни — установления мира по всей Европе. Выступив со своей речь 9 мая 1950 года, давшей толчок к созданию европейского объединения угля и стали, он заложил основу для формирования Европейского Союза. По мнению Шумана, европейское строительство не могло произойти моментально, оно требовало постепенных, продуманных шагов, планомерного объединения в разных областях экономической и политической деятельности европейских стран.
Следуя данным идея, Робер Шуман участвовал в разработке многих соглашений и договоров, касавшихся различных сфер человеческой деятельности. Например: разрабатывал, совместно с представителями других стран, договор о создании Европейского оборонительного сообщества, участвовал в выработке единой сельскохозяйственной политики, подготавливал проект европейского политического сообщества и некоторые другие.
Шуман был удостоен звания «отец Европы», что является полностью заслуженным, а его вклад в интеграцию европейских стран невозможно недооценить.
Заключение
Идеи объединения Европы зародились ещё в период между двумя мировыми войнами, получив особое развитие после Второй мировой войны, которая показала весь ужас существования антагонизмов между ближайшими соседями и последствия, которые они за собой несут. Начавшаяся холодная война поставила Европу между двух сверх держав, мерившихся друг с другом силой в разных точках мира. Европейским странам, для того чтобы избежать подобной участи, жизненно необходимо было объединиться. Концепции, о том, каким путём должно происходить это объединение различались, но цель у них была одна — не допустить больше возможности возникновения конфликтов. Постепенно в Европе накапливался правовой и моральный материал, на основе которого можно было развивать интеграционные процессы в Европе.
Экономическое объединение шести стран, с целью обеспечения безопасности в регионе и недопущения новой войны, переросло к XXI веку в мощную общеевропейскую организацию и занимается задачами не только региональной безопасности и сотрудничества, но и вопросами обеспечения мира, стабильного развития мирового сообщества и налаживания межгосударственных связей. особую роль в становлении современного Европейского сообщества сыграли отцы-основатели, в частности французские политические деятели Жан Монне и Робер Шуман. Их идеи имели прямое отражение в проектах европейского сообщества. Главный принцип, который декларировался как Монне, так и Шуманом, о том, что для предотвращения конфликтов в Европе необходимо связать Францию и Германию общим делом, для устранения антагонизмов между этими двумя странами, выразился в создании европейского объединения угля и стали. Кроме того, само предложение по объединению производств угля и стали двух стран было разработано именно Жаном Монне, а представлено перед европейским сообществом Робером Шуманом. Создание ЕОУС принято считать отправной точкой в формировании европейского Союза и эта организация является одним из трех столпов, на которых он был создан, наравне с Европейским экономическим сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии. Кроме того, Жан Монне имеет непосредственное отношение к подготовке проектов ЕЭС и ЕСАЭ. Это выразилось в создании им Действующего комитета за Соединённые Штаты Европы, который разрабатывал договора об Общем рынке и Евратоме. Именно Монне стал разработчиком принципов Общего рынка, которые легли в основу ЕЭС. Таким образом, можно утверждать, что основа современного ЕС была заложена именно французскими политическими деятелями, однако это не умоляет роли остальных отцов- основателей. Несмотря на все трудности в процессе формирования Евросоюза и на провал Конституции, союз имеет большой потенциал для дальнейшего развития, о чём свидетельствует принятие Лиссабонского договора в 2007 году. Он, хоть и не в полном объёме, включил в себя основные положения Конституции, как например учреждение должности президента ЕС, Еврокомиссара по внешним сношениям и многие другие. Принятие принципа «двойного большинства» (взамен принципа «консенсуса») значительно упрощает процедуру принятия решений по большинству вопросов (за исключением вопросов внешней политики, безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры), которые не являются принципиальными и не требуют единого мнения 100 % участников. Это даёт возможность для более быстрого и гибкого реагирования на вызовы современности. кроме того, Европейским Союзом, для преодоления сопротивления великобритании углублении интеграции, был принят Протокол по социальной политике, который позволяет другим государствам-членам, для достижения прогресса в этой области, разрабатывать дополнения к Договору. Говоря простыми словами, он означает, что если одни государства хотят развивать интеграционные процессы, то они могут это делать в одностороннем порядке, не обязывая к этому другие страны. Наличие данного протокола позволяет развиваться ЕС поступательно, а не резкими рывками, которые не всегда могут быть удачны. Постепенными шагами европейские страны движутся ко всё большему объединению. На сегодняшний день страны, желающие присоединиться к ЕС, вынуждены соответствовать требованиям Союза, что кардинально отличается от начальных этапов развития Европейского сообщества. Европейский Союз приобретает всё более чёткую структуру и, несмотря на то, что ещё существует разделение на национальные государства, создатели ЕС добились больших успехов. В частности, существует единый Рынок товаров, услуг и капиталов, создана единая европейская валюта, общеевропейские органы приобретают конкретные правовые «очертания», правовой статус и полномочия. Всё больше обязанностей возлагается на Еврокомиссию, Парламент, Европейский Суд, Совет Европы и Европейский Совет и всё большую независимость они приобретают от национальных государств. Мы можем наблюдать последовательное объединение национальных государств в нечто большее — наднациональный союз, который начинает приобретать атрибуты, соответствующие государству: единую валюту, Гражданство, символику и т.п. Именно так это и видели отцы-основатели, в частности Робер Шуман, который в своём выступлении 9 мая 1950 года сказал, что «Европа не будет построена сразу… она будет создана через конкретные достижения«. Как сказал Жан Монне в своей работе «Мысли о будущем»: «процветание государств Европы … будет возможно только, если они образуют «европейское единство». И, хотя внутренне разделение Евросоюза на отдельные государства ещё сильно, уже явно проступают очертания новой Европы. Это уже не лоскутное одеяло, раздираемое войнами и конфликтами, как это было в начале XX века и не разделительная территория между двумя сверхдержавами, как после второй мировой войны, а единое целое, имеющее целостную структуру и общие цели.
Библиография
1.Treaty constituting the European Coal and Steel Community 18 April 1951- [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu
.Treaty establishing the EEC — Protocol on the privileges and immunities of the European Economic Community (Brussels, 17 April 1957) — [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu
4.Treaty on European Union (Maastricht, 7 February 1992) — [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu
.Treaty of Nice amending the Treaty on European Union, the Treaties establishing the European Communities and certain related acts (26 February 2001) — [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu
.Treaty establishing a Constitution for Europe// 16 декабря 2004// Официальный журнал Европейского Союза (Official Journal of the European Union) — [электронный ресурс]. Режим доступа
7.»Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community»//Official Journal of the European Union//17.12.2007- [электронный ресурс]. Режим доступа
.История Панъевропейского Союза- [Электронный ресурс]. Режим доступа <HTTP://www.paneuropa.ru/home.php?id=1&id2=3&lang=>;
9.Address given by Winston Churchill (Zurich, 19 September 1946) — [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu;
10.The European idea/The united Europe of Socialist- [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu/historical_events;
11.Montreux Declaration (23 August 1947) — [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu
12.Resolution adopted by the European Parliamentary Conference at Gstaad, 9th September 1947- [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu;
13.»Declaration of 9 May 1950″ Robert Schuman- [электронный ресурс]. Режим доступа
14.Résolution 47 de l’Assemblée commune de la CECA relative au Marché commun et à l’Euratom (11 mai 1956)// Journal officiel de la Communauté du 29 mai 1956- [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu
15.Договор об учреждении Европейского экономического сообщества/ «международная жизнь»/1957/№7;
16.Treaty establishing the EEC — Protocol on the privileges and immunities of the European Economic Community (Brussels, 17 April 1957) — [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu
17.Compte-rendu des débats au sommet de La Haye (La Haye, 1er-2 décembre 1969)// протокол дискуссии на саммите в Гааге (Гаага, 1-2 декабря 1969) — [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu
.»Построение Европы»,Cahier Rouge, 1987// Foundation Jean Monnet pour lEurope- [электронный ресурс]. Режим доступа
19.Jean Monnets thoughts on the future (5 August 1943) — [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu/special_file;
.Монне Ж. реальность и политика. Мемуары. Перевод с французского Божовича В. М.: московская школа политических исследований, 2001;
21.Jean Monnet Memoirs, The Architect and Master Builder of the European Economic Community,1978) — [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu;
22.Jean Monne, Letter to Robert Schuman, 1948- [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu;
23.Грант Ч. Делор. Добро пожаловать в дом, который Жан. М.: Московская школа политических исследований, 2002. Гл. 9. Дорога до Маастрихта;
24.Statement by Robert Schuman (London, 5 May 1949) — [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu;
25.Statement by Robert Schuman (Strasbourg, 16 May 1949) — [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu;
.Letter from Konrad Adenauer to Robert Schuman (Bonn, May 8th 1950) — [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu;
27.Discours de Monsieur Schuman à l’inauguration de la conference(20 July 1950) — [электронный ресурс]. Режим доступа www.ena.lu;
28.Chopin T. France-Europe, the hypocrites` dance, 2008;
.Giuliani J.-D. A European in a hurry, 2008;
.Elisabeth du Reau, Idée européenne au XXe siècle, 2008;
.Brugman А. Idée européenne 1916-1966;
.Duroselle J.-B. L’idée européenne dans l’histoire, 1998;
33.Dr Klaus-Dieter Borchardt. European Integration. The origins and growth of the European Union. 1995;
34.Куденхове-Калерги Р. фон. Пан-Европа. М.: Вита-Планетаре, 2006;
.Борко, Ю. А. /От европейской идеи — к единой Европе / Ю. А. Борко, Ин-т Европы Рос. акад. наук . — М. : Деловая литература, 2003;
36.Европейский союз на пороге XXI века: Выбор стратегии развития. Ред. Борко, Ю.А., Буторина, О. В. М.: УРСС, 2001;
37.Европейский союз. Справочник-путеводитель. Ред. Буторина О.В., Борко Ю.А., Иванов И.А. М.: Деловая литература, 2003;
.Щенин Р.К. Европейская Интеграция. М.: Гос. ун-т управления, 2002;
.Шемятенков В.Г. Европейская Интеграция. М.: Международные отношения, 2003;
.Ильин Ю.Д. Лекции по истории и праву Европейского Союза. М.: Спарк, 2002;
.Европейское Право. Учебник для вузов. Под ред. Л.М. Энтина — М. Изд-во Норма, 2005;
.Тэвдой-Бурмули А.И. На пороге интеграционного процесса: европейские проекты первой половины XX в. // Европейская Интеграция. гл 4. М.: 2011;
.Матвеевский Ю.А. Интеграционные процессы в Западной Европе. М., МГИМО, ИЕП, 2001;
.Арах М. Европейский союз. Видение политического объединения. М.: Экономика, 1998;
.Буторина О.В. /Послевоенное движение за объединение Европы/ Европейская интеграция. гл 5. М.: 2011;
.Кашевников Н.Ю. Лиссабонский договор и его последствия для развития ЕС// актуальные проблемы Европы. 2010. №2;
.Буторина О.В. /Новый подъём интеграционного строительства (1985-2004)/ Европейская Интеграция. гл 5. М.: 2011;
.Европейский Союз: справочник-путеводитель/ под ред. О.В. Бутуриной. М.: Деловая литература, 2003;
.Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 г. и до наших дней. М.: Весь мир, 2006;
.Борко Ю./ Становление интеграции (1951г.-начало 1970-х годов)/ Европейская Интеграция. гл 5. М.: 2011;
.Браницкий А. Erit una Europa? История объединения Европы: проекты, противоречия, перспективы. Нижний Новгород: ННГУ, 2006. Гл.1;
.Борко Ю. свет и тени европейской интеграции // Россия в глобальной политике. 2007. №1;
.Европейский союз: факты и комментарии. М.: Ассоциация европейских исследований. — [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.edc-aes.ru/site/ru/union/archive/html.